Программа по патриотическому воспитанию учащихся дворца творчества детей и молодежи




Скачать 186.51 Kb.
Название Программа по патриотическому воспитанию учащихся дворца творчества детей и молодежи
Дата публикации 22.05.2014
Размер 186.51 Kb.
Тип Программа
literature-edu.ru > Культура > Программа
Комитет по образованию администрации г.Саратова

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дворец творчества детей и молодежи»



Утверждена на педагогическом совете

протокол № _____ от ______________

директор ___________ Иванцова И.Е.
ПРОГРАММА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ

ДВОРЦА ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

НА 2009 – 2013 г.г.
Внесены изменения в 2012 году

Саратов – 2009

Введение
Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости.

Россиянам всегда были в высшей степени свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.

В понятие «патриотизм» входит:

  • чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

  • уважительное отношение к языку своего народа;

  • забота об интересах Родины;

  • осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

  • проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

  • гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

  • гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

  • уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

  • ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

  • гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

Все эти факторы привели к необходимости создания программы патриотического воспитания в ДТДиМ. Программа патриотического воспитания учащихся ДТДиМ (далее – Программа) разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы».

Педагогические ценности, анализ материалов (нормативные документы, анкеты детей, учителей, родителей и т.д.) позволяют определить образ учащегося: наш воспитанник – гражданин России, способный, эффективно адаптируясь, свободно самоопределяться и самореализовываться в культурном и социальном пространстве на основе сложившейся системы ценностных ориентаций и нравственных позиций, опирающихся как на национальные, так и общечеловеческие ценности.

Вот почему гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

В соответствии со стратегическими целями ДТДиМ по обеспечению стабильного и устойчивого развития учащихся, Программа определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания учащихся ДТДиМ (далее – патриотическое воспитание) и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания учащихся ДТДиМ как важнейшей ценности, одной из основ духовно – нравственного воспитания личности.

Программа представляет собой объединённый замыслом и целью комплекс организационных, методических, исследовательских и учебных мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области патриотического воспитания.

Программа является продолжением «Программы по реализации концепции воспитательной системы» и призвана придать дальнейшую динамику воспитательному процессу в ДТДиМ. Программа по патриотическому воспитанию опирается на принципы функционирования учреждений дополнительного образования, доступна для участия в ней всех лиц, осуществляющих образовательно – воспитательный процесс (педагогов, воспитанников и их родителей) на основе их собственных инициатив.

Содержание проблемы и необходимость продолжения её решения программными методами

Основные задачи патриотического воспитания в ДТДиМ решались в ходе реализации Концепции воспитательной системы и программы по реализации Концепции воспитательной системы, комплексной общедворцовской программы «Забота», основной целью которых было создание предпосылок для построения в ДТДиМ системы патриотического воспитания.

В настоящее время такая система находится в стадии становления: сформированы структуры, координирующие деятельность по решению проблемы патриотического воспитания учащихся. Это методический совет, совет ветеранов. Формируется комплекс организационно – методического обеспечения патриотического воспитания. В программы и планы педагогов дополнительного образования в раздел « Воспитательная работа» включены пункты по патриотическому воспитанию учащихся. Данная Программа призвана продолжить работу в этом направлении.

Основные цели и задачи Программы

Целью программы является совершенствование системы мероприятий патриотического воспитания в ДТДиМ, направленных на формирование у подрастающего поколения чувства гордости за свой Дворец, город, страну, готовность к выполнению конституционных обязанностей; развитие высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности у воспитанников, проявляющихся в созидательном процессе в интересах Отечества.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1.Совершенствовать организационно-методическую базу патриотического воспитания в ДТДиМ.

2. Реализовать систему программных мероприятий патриотической направленности и оценку их эффективности.

3. Повысить качество патриотического воспитания в объединениях ДТДиМ.

4. Воспитать школьников в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни.

5. Утвердить в сознании школьников социальную значимость патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, престижность государственной, особенно военной службы.

6. Проводить педагогизацию воспитательной среды в социуме, осуществлять неразрывную связь с воспитательными факторами среды: родителями, школой, средствами массовой информации.

7. Проводить научно обоснованную организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей личности.

Патриотическое воспитание различных возрастных групп обучающихся отличается по содержательной направленности и конечному результату.

Содержание патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста:

  • приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.

  • знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями; с детским садом и его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;

  • проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе посев цветов, посадка кустов, деревьев и другое;

  • организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости.

Содержание патриотическое воспитание младших школьников:

  • характеризуется появлением ряда новых форм, причем таких, которые предполагают включение учащихся в непосредственную военно-патриотическую деятельность: конкурсы военной песни, поиск материалов о подвигах родных и близких, героев-земляков, помощь в оборудовании экспозиции музея боевой славы, участие в военно-патриотических церемониалах. Важная предпосылка эффективности военно-патриотического воспитания младших школьников - своевременное приобщение их к традициям, родившимся в образовательном учреждении и нацеленным на подготовку патриотов.

Показатели уровня сформированности ценностных ориентаций нравственно – патриотического характера у старшеклассников:

  • желание подростков участвовать в патриотических мероприятиях;

  • знание и следование социокультурным традициям;

  • уважение к историческому прошлому своей страны, и к деятельности предшествующих поколений;

  • желание защищать свою страну от внешних и внутренних деструктивных воздействий;

  • желание работать не только для удовлетворения своих потребностей, но и во имя процветания Отечества, повышения его авторитета среди других стран мирового сообщества.

Принципы построения программы

  • системно организационного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех общественных структур по патриотическому воспитанию учащихся;

  • адресного подхода, который предполагает использование особых форм и методов патриотической работы с учетом возрастных, социальных, культурных и других особенностей учащихся;

  • активности и наступательности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения воспитанников и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России;

  • универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход с использованием опыта прошлых поколений, национальных традиций в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества;

  • учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей местного патриотизма, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, улице, учебному заведению и т. д.

Механизмы реализации программы

Система программных мероприятий

Совершенствование нормативной правовой базы:

  • разработка и реализация плана мероприятий по программе патриотического воспитания учащихся «России верные сыны…»;

  • разработка и утверждение положений о патриотическом клубе и детских движениях;

  • разработка и утверждение Устава патриотического клуба;

  • разработка положений о смотрах и конкурсах.

Развитие научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания:

  • изучение и обобщение передового опыта в области патриотического воспитания для его внедрения в практику патриотической работы.

Технологии:

  • Знакомство с историческим прошлым малой родины и Саратовской области.

  • Знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором.

  • Организация экскурсий в музеи и места русской славы.

  • Участие в творческих конкурсах, демонстрирующих отношение учащихся к национальным традициям, знание истории и обычаев.

  • Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории города, Дворца.

  • Проектная деятельность.

Формы работы:

  • Коллективные творческие дела.

  • Смотры-конкурсы, выставки.

  • Соревнования.

  • Экскурсии, поездки, походы.

  • Поисковые операции.

  • Проведение русских национальных праздников.

  • Встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка.

  • Посещение музеев боевой и трудовой славы.

  • Встречи с ветеранами войны и труда, воинами-афганцами, участниками чеченских событий, солдатами и офицерами срочной службы.

  • интерактивные игры, дебаты, дискуссии по патриотическо-правовой тематике.

  • конкурсы, викторины, конференции по данной теме.

  • Праздники получения паспорта, Дня Конституции.

  • Чествование ветеранов труда, войны, подготовка сувениров, подарков.

  • Митинги, литературно-музыкальные представления, концерты к знаменательным датам.

  • Показ и обсуждение научно-популярных, документальных и художественных фильмов на военно-исторические темы;

Совершенствование процесса патриотического воспитания

Системой мер по совершенствованию патриотического воспитания предусматривается:

  • продолжение и расширение работы по патриотическому воспитанию на всех уровнях;

  • определение приоритетных направлений работы по патриотическому воспитанию;

  • совершенствование содержания патриотического воспитания;

  • развитие форм и методов патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;

  • усиление патриотической направленности в курсах гуманитарных дисциплин;

  • воспитание гордости за Российское государство, родной край;

  • увековечение памяти воинов, погибших при защите Отечества, выполнивших интернациональный долг в районах боевых действий на территориях других стран;

  • воспитание готовности у молодежи к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества;

  • повышение качества функционирования как отдельных элементов системы патриотического воспитания, так и всей системы в целом;

Реализация данной программы предполагает:

  • формирование ведущих интегративных качеств личности;

  • педагогическую диагностику, переходящую в самодиагностику, самопознание;

  • практическую деятельность;

  • соответствие содержания просвещения гуманитарной культуре;

  • оптимальное сочетание индивидуального воспитания, самовоспитания и воспитания в коллективе.


Содержание программы

Реализация программы осуществляется по трём направлениям деятельности:

  • 1. Память поколений.

  • 2. Моя семья.

  • 3. Я – гражданин России.

  • 4. Родной край.

Каждое из направлений реализуется в тесной взаимосвязи друг с другом, образуя единую комплексную программу. Каждое направление имеет следующее наполнение:

  1. Память поколений.

Цель: воспитание у учащихся любви к Родине, к её героическому прошлому, уважения к предкам на основе знаний традиций и истории своего Отечества.

В рамках этого направления предполагается проведение:

  • тематических бесед и диспутов, посвящённых славному героическому прошлому Родины во всех объединениях Дворца;

  • ежегодного общедворцовского конкурса рисунков «Мир без войны» для детей младшего школьного возраста. Участвуя в этом конкурсе, дети учатся смотреть вокруг себя и видеть прекрасное;

  • конкурса, посвящённого Афганской и Чеченской войнам «Краповые береты». Его можно проводить по номинациям: вокал, театрализованная постановка, авторское песня. Допускаются авторские песни и стихотворения;

  • «вечеров памяти» накануне дня Защитника Отечества и дня Победы в музее истории Дворца. Тематикой вечеров может быть встреча с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками локальных конфликтов. Необходимо возродить традицию вноса Государственного знамени России и исполнения национального гимна на особо крупных мероприятиях.

2. Моя семья.

Цель: осознание учащимися семьи как важнейшей жизненной ценности; воспитание чувства гордости за своих родителей, родственников.

В рамках этого направления предполагается проведение:

  • конкурса проектов «Что я знаю о войне» (в форме поискового задания «Участие моей семьи в Великой Отечественной войне»);

Дети подбирают материалы, оформляют тексты, собирают фотографии. Лучшие работы оцениваются дипломами. В дальнейшем эти материалы используются при подготовке «Вечеров памяти».

  • родительского собрания «Нужно ли воспитывать в ребенке чувства патриотизма»;

  • конференции отцов «Слава защитникам Отечества», посвященной Дню защитников Отечества;

  • встреч за круглым столом « Как молоды мы были…»;

  • спортивных соревнований «Папа, мама, я – спортивная семья»;

  • конкурса « Пишем родословную своей семьи».




  1. Я – гражданин России

Цель этого направления: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

В рамках этого направления предполагается работа военно – патриотического клуба, а также проведение:

  • военно – спортивной эстафеты «Память сердца» для учащихся различных объединений ДТДиМ;

  • встреч с известными людьми;

  • тематических бесед для родителей и педагогов о правовом и гражданском воспитании учащихся;

  • дня Конституции;

  • конкурсов и викторин, посвящённых государственным праздникам России;

  • концертов, посвящённых основным государственным датам;

  • акций «Поступок», «Патриот».




  1. Родной край

Цель: воспитание у учащихся любви к родному краю , своей малой Родине.

Это направление реализует социальные проекты, направленные на развитие социально – значимой деятельности подростка – гражданина своего края.

Предполагается проведение:

  • акции «Вспомним всех поимённо» - нахождение документальных свидетельств о солдатах, умерших в госпиталях Саратова во время Великой Отечественной войны;

  • акции «Вклад Саратовской области в победу в Великой Отечественной войне»;

  • социального проекта по созданию трудового объединения учащихся, хранящих память о героях войны. Воспитанники ухаживают за могилами воинов на Воскресенском кладбище, а также за аллеей героев на Соколовой горе;

  • экологические, геологические и археологические проекты, направленные на воспитание интереса к историческому прошлому родного края, формированию экологического самосознания.

Предполагается участие во всероссийских конкурсах «Мы – патриоты России».

Этапы реализации программы

1 этап (2009 – 2010гг.). Диагностико – проектировочный. Диагностика, проектирование, прогнозирование деятельности по патриотическому воспитанию.

  • изучение психолого-педагогической литературы по проблеме;

  • определение концептуальных положений по изучению эффективности воспитательного процесса;

  • подбор методик диагностирования уровня патриотической культуры воспитанников и их апробация;

  • организация работы семинара по теории и практике патриотического воспитания;

  • диагностика результативности специальных методов и подходов в работе по патриотическому воспитанию учащихся;

  • проведение научно-практической конференции педагогов дополнительного образования «Воспитание гражданина, патриота: опыт и проблемы»;

  • кадровое обеспечение реализации программы по патриотическому воспитанию учащихся.

2 этап (2010 -2011 гг.). Научно – методический. Методическое обоснование системы патриотического воспитания в ДТДиМ.

  • обсуждение и утверждение программы;

  • разработка методических рекомендаций по проблеме;

  • маркетинговые исследования мнений педагогов и родителей о проводимой работе;

  • внедрение программы по патриотическому воспитанию учащихся;

  • обобщение педагогического опыта по патриотическому воспитанию учащихся;

  • формирование гражданско-патриотической позиции воспитанников через систему традиционных дел;

3 этап (2011 - 2013 гг.). Организационный. Создание всех необходимых условий в ДТДиМ для эффективного функционирования системы патриотического воспитания учащихся.

  • обработка и систематизация результатов реализации программы;

  • создание банка инновационных технологий патриотического воспитания учащихся;

  • обобщение опыта эффективных форм сотрудничества всех субъектов образовательного сообщества в рамках патриотического воспитания

  • подготовка диагностико - аналитических материалов об итогах реализации программы;

  • проектирование перспективных путей и способов дальнейшего развития системы патриотического воспитания в МОУДОД «ДТДиМ».

Оценка эффективности реализации программы

Прогнозирующий результат

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе системы объективных критериев, которые определяют духовно-нравственные и количественные параметры.

Духовно-нравственные параметры:

  • сохранение и развитие чувства гордости за свое Отечество и историю родного края;

  • формирование позиции гражданина-патриота России;

  • стремление к физическому совершенству и здоровому образу жизни,

  • готовности к защите Отечества;

  • гуманистическое отношение к окружающему миру.

Количественные параметры:

  • патриотический клуб;

  • музей ДТДиМ;

  • волонтерское движение (численность учащихся);

  • историко-патриотические стенды и выставки;

  • выступления и беседы на патриотическую тему;

  • участие в мероприятиях и акциях по работе с ветеранами;

  • проведение фестивалей, конкурсов по патриотической тематике;

  • организация туристско-краеведческих мероприятий;

  • оформление газет, информационных бюллетеней патриотической направленности.

Результативность реализации Программы определяется стремлением учащихся к выполнению гражданско-патриотического долга во всем многообразии его проявления, умением и желанием воспитанников сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым в дело процветания Отечества.

Методическое и кадровое обеспечение программы

  1. Программно-методическое обеспечение воспитательного процесса.

  2. Методическое сопровождение комплексных общедворцовских программ воспитательной направленности.

  3. Введение инноваций в воспитательный процесс.

  4. Разработка педагогами новых воспитательных технологий и методик.

Кадровое обеспечение

Директор – 1

Зам. директора – 3

Методист – 4

Педагог-психолог – 1

Педагог дополнительного образования – 89

Концертмейстер – 10

Балетмейстер – 1.

Хормейстер – 1

Режиссер – 1

Дирижер – 2

Художник – 3

Педагог-организатор – 7

Зав. отделом – 4

За руководитель отдела, центра – 4

10. Библиография

1. Байкова Л. А. Воспитание в традиционной и гуманистической педагогике//Педагогика. 1998, № 8. С. 56 - 62

2. Барышников Е. Н., Петрова Т. И. Воспитательная работа: Новый смысл. Новая цель. Новое содержание//Современные подходы к методологии и технологии воспитания. Спб., 1997. С. 68 - 75

3. Вершинин В. Н. Педагог меняющейся школы//Открытая школа. 2000, № 1. С. 16 - 18

4. Газман О. С. Ответственность школы за воспитание детей//Педагогика. 1997, № 4. С. 45 - 52

5. Капустин Н. П. Педагогические технологии адаптивной школы. М., 1999.

6. Колесникова И. А. Воспитание человеческих качеств//Педагогика. 1998, № 8. С. 56 - 62

7. Краткий справочник по педагогическим технологиям /Под редакцией Н. Е. Щурковой. М., 1997

8. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания,2006.

9. Смирнова В. А. Программа патриотического воспитания 2006 – 2008 г.г.

10. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.

11. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.

12. Шилова М. И. Теория и технология отслеживания результатов воспитания школьников//Классный руководитель. 2000, № 6. С. 19 - 43

13. Якиманская И. С. Личностно - ориентированное обучение в современной школе. М. 1996

14. Фестиваль «Открытый урок», Москва,2007-2008 уч.год.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по патриотическому воспитанию учащихся дворца творчества детей и молодежи icon Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей
Консультация для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы
Программа по патриотическому воспитанию учащихся дворца творчества детей и молодежи icon Заседание республиканской научно-методической секции заместителей...
Республиканская выставка научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодёжи
Программа по патриотическому воспитанию учащихся дворца творчества детей и молодежи icon Положение о смотре-конкурсе кабинетов муниципального автономного...
М автономным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Дворец творчества детей и молодежи» (далее дтдиМ). Положение...
Программа по патриотическому воспитанию учащихся дворца творчества детей и молодежи icon Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи (художественный профиль)
Типовая программа детей и молодежи художественного профиля представляет собой технический нормативный правовой документ, определяющий...
Программа по патриотическому воспитанию учащихся дворца творчества детей и молодежи icon Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи (художественный профиль)
Типовая программа детей и молодежи художественного профиля представляет собой технический нормативный правовой документ, определяющий...
Программа по патриотическому воспитанию учащихся дворца творчества детей и молодежи icon Утверждаю: директор мкоу ленинкентская сош п. М. Ахмедова
Торжественная линейка, посвящённая месячнику по военно-патриотическому воспитанию. 5-11 классы
Программа по патриотическому воспитанию учащихся дворца творчества детей и молодежи icon Информационный бюллетень Минск 2011 Составители: Е. В. Королева,...
Составители: Е. В. Королева, зав отделом, Е. Н. Левина, О. М. Турко, методисты учебно-методического отдела учреждения образования...
Программа по патриотическому воспитанию учащихся дворца творчества детей и молодежи icon Информационный бюллетень Минск 2011 Составители: Е. В. Королева,...
Составители: Е. В. Королева, зав отделом, Е. Н. Левина, О. М. Турко, методисты учебно-методического отдела учреждения образования...
Программа по патриотическому воспитанию учащихся дворца творчества детей и молодежи icon Уроки «Наш край» в начальной школе. Темы занятий: история образования...
В сентябре 2011 года нашему музею исполнилось 5 лет. Создание музея стало результатом многолетней работы по военно-патриотическому...
Программа по патриотическому воспитанию учащихся дворца творчества детей и молодежи icon Загад приказ
Миноблисполкома на 2012/2013 учебный год с целью пропаганды научно-технического творчества среди молодежи страны, активизации деятельности...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции