«Кто не знает устное народное творчество, тот и не знает свою настоящую историю» М. Горький




Скачать 56.99 Kb.
Название «Кто не знает устное народное творчество, тот и не знает свою настоящую историю» М. Горький
Дата публикации 21.05.2014
Размер 56.99 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Культура > Документы
«Кто не знает устное народное творчество, тот и не знает свою настоящую историю» М. Горький.
Народный фольклор таит в себе высоконравственные житейские наставления - быть честным, мужественным, добрым, трудолюбивым, милосердным, чтить старших, любить свой очаг, аул, край, Родину, гордится своей родиной.

Сколько в них светлого, сколько истин, для которых хочется раскрыть сердце, сколько простых, и сегодня еще полезных советов.

Что обидно – стали забываться нравственные ценности предков. Утрачивается многое и из дагестанского намуса. Следует напомнить, что забота о прошлом - это и забота о будущем. Чтобы сохранить нравственные ценности седой старины, мы должны их хорошо знать.

Надеемся, что сохранившаяся и дошедшая до нас через толщу веков народная мудрость, дружба народов, которую мы образно называем восьмым цветом радуги, послужат высокому нравственному воспитанию каждого из нас и нашего будущего поколения.

Еще до революции в Дагестане одновременно с фольклорной культурой давно развивалась и культура более высокого уровня – дагестанская книжная арабоязычная – связанная с мусульманским Востоком. В Дагестане стекались за наукой молодые из других мусульманских регионов, стран.

Но после революции положение стало меняться в худшую сторону. Массовыми стали методы прямого диктата. Распространилось бесцельное разрушение памятников старинной культуры: запреты, сожжения рукописей и книг Корана.

И в послевоенное время произошла ломка прежней системы человеческих ценностей. Открыто или исподволь подавлялись национальное достоинство, самосознание, любовь к родному краю, языку, истории.

Только новое демократическое мышление рождает новые взгляды на историю, культуру, народное творчество. Жизнь показала, что никакая власть не способна заменить гуманистические основы, заложенные в этническом облике, культуре и духовном наследии народа. Хотя и сегодня остаются существенные препятствия, возродить народное творчество – насущная задача времени.

Одна из важных проблем в фольклористике – проблема фольклорного репертуара сел, она имеет большое значение как для конкретной истории отдельного народа, так и для общих теоритических заключений. Данная проблема особенно актуальна в настоящее время, когда идет возрождение культур, языка малых этнических единиц. По теории ассимиляции – язык, фольклор малых народов были обречены на умирание и должны были доживать свои последние дни. Вспомним слова Расула Гамзатова: «Если бы знал, что завтра умрет мой язык, то я готов умереть сегодня».

Вопреки пессимистическим прогнозам, самобытность родного языка, культуры, традиции и жизненного уклада должны сохраниться не только в наши дни, но и в будущем поколении.

Хочу отметить, что сегодня интенсивно работают дома творчества, ведут хорошие передачи на национальных языках по каналу телевидения РГВК, проводят фестивали народных творчеств, открыты музеи истории и искусства и т.д.

Но хотя демократия упорно взялась за сохранение народного творчества предков, все-таки шансов на вымирание и забвение его остаются не меньше, чем раньше, потому что раньше:

  1. Каждый аулчанин дорожил языком своих родителей и считал его святыней. Хотя и трудно понимали друг друга, каждый говорил на своем родном диалекте.

  2. До и после рабочего дня собирались на годекане. Там рассказывали не только о житейской жизни, но и различные народные сказки, поговорки, загадки, пословицы, афоризмы и т.д. А дети слушали их внимательно и перенимали.

  3. В длинные зимние ночи ходили друг к другу на «Буркьунза» («На огонек» или «К огню»). Здесь угощались легким ужином и после чего рассказывали интересные хабары: сказки, загадки, прибаутки и т.д. На вечеринки музыканты носили с собой чунгур, свирель,зурна… Среди них выделялись известные сказочники, певцы, танцоры, ашуги.

  4. У горцев тогда сильно было развито куначество. Любимое слово для них было «г1яхIял» («гость»). У кого гость, к тому обязательно собирались «К огню». Гостю они рассказывали тем более удивительные вещи, старались показывать ему смешные проказы. Так фольклорный багаж каждого становился богаче, насыщеннее, крепла дружба между народами.

  5. На свадьбы приглашали известных певцов: Батирай, Мунги Ахмед, Сукур Курбан и т.д. Здесь тоже друг у друга перенимали большой опыт .

  6. Раньше сбором даргинского народного творчества занимались поэты Габиб Алиев и Сарат Алиева. Они собрали огромный материал даргинского фольклора. Благодаря им, Омарла Батирай вошел в литературу и стал основоположником даргинской литературы.

Рабадан Нуров явился основоположником даргинской драматургии. Известными стали его пьесы «Зулму» («Насилие»), «Пужиуб шейх» («Шейх опозорился») и т.д.

А сегодня?

  1. Прежде всего – даргинский язык. Он находится на грани исчезновения: дети еще дошкольного возраста говорят только на русском языке: «мамуля», «папуля», «дедуля», «бабуля» …

  2. Годеканы, куначества изжили свой век.

  3. Только Басир Омалаевич, Муса Расулович, Расул Багомедов заинтересованы сбором народного творчества.

  4. Нет сегодня у даргинского народа драматурга. Писатели, поэты пишут редко.

  5. Даже форма и место проведения традиционных свадеб изменились.

В чем же причина?

Сегодня родители со своими чадами говорят только на русском языке.

Большой помехой служат телевизоры, телефоны, видео-кассеты, многоканальная система телевидения.
Для сохранения золотого фонда устного народного творчества сегодня же необходимо немедленно приступить к решительному действию, пока еще не изжили свой век 70-90-летние аксакалы – знатоки фольклора, так как устное народное творчество является основой литературы. Она со всеми своими жанрами, видами, темами, образами, языком дополняет литературу, является океаном всех видов литературы. Недаром А.М. Горький призывал жителей собирать, читать, высоко ценить фольклор. Он говорил: «Начало искусства в фольклоре». Среди русских писателей впервые к фольклору обратился А.С. Пушкин, а среди даргинских – Омарла Батирай.

Фольклор учит нас быть честными, мудрыми, мужественными, добрыми, трудолюбивыми, милосердными, чтить старших, любить свой народ, язык, Родину. Учит фольклор нас сокровенному патриотизму. Народная мудрость, дошедшая до нас через толщу веков, которую мы образно называем восьмым цветом радуги, послужит высокому нравственному воспитанию каждого из нас и нашего будущего поколения.

К.Д. Ушинский считал народную педагогику одним из важнейших факторов, под влиянием которых складывалась отечественная педагогическая наука. Он высказал самое главное и самое важное для всей педагогической науки: "Народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания... Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития" Сказки и рассказы Ушинского - лучший пример использования народной педагогики в воспитании, как в семье, так и в школе. Народная педагогика - не наука, но предмет науки этнопедагогики .
В народной педагогике господствует живой опыт воспитания.
Народная педагогика, отражая определенный уровень педагогических знаний, конкретный исторический этап в духовном прогрессе человечества, служит основой, на которой возникла и развивалась педагогическая наука. Но и в последующем - как возникновение художественной литературы не уничтожило устного творчества, так и педагогическая наука не вытеснила совсем из повседневной жизни народа его педагогические воззрения. Педагогическая наука и народная педагогика вступили в сложные взаимодействия друг с другом и взаимно благоприятствовали развитию друг друга.
В народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов было много обычаев и традиций, облагораживающих жизнь трудящихся. Они проявлялись и в отношении к природе, и в поэзии земледельческого труда, и в устном народном творчестве, и в удивительных народных ремеслах, и в красоте одежды, и в православных законах гостеприимства, и в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия.
Цель данной работы состоит в изучение устного народного творчества в процессе обучения. Актуальность проблемы вызвана тем, что издается очень мало методических пособий по системе упражнений и заданий, по применению устного народного творчества в процессе обучения в школе. Учитель, особенно с малым педагогическим опытом часто, испытывает затруднения при попытках развить детей с помощью устного народного творчества.
Учитывая актуальность и исходя из цели работы поставим ряд задач:
рассказать о пословицах, как средстве народной педагогики;
рассмотреть особенности применения пословиц на уроках чтения, родного языка и других предметах для развития речи учащихся;
привести примеры применения различных пословиц на разных этапах урока;

на уроках развития речи, собирать фольклор своего села;

давать сочинения на разные темы: например, «Мои предки», «История моего села», «Горы и горцы», «Я горжусь моими предками», а также , нарисовать родословное дерево.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Кто не знает устное народное творчество, тот и не знает свою настоящую историю» М. Горький icon Программа дисциплины Устное народное творчество Направление подготовки
Дисциплина «Устное народное творчество» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин
«Кто не знает устное народное творчество, тот и не знает свою настоящую историю» М. Горький icon Фольклор искусство слова, следовательно обладает такими свойствами...
Фольклор – искусство слова, следовательно обладает такими свойствами как художественность, поэтичность. Унт (устное народное творчество)...
«Кто не знает устное народное творчество, тот и не знает свою настоящую историю» М. Горький icon Учителя и их учения
Кто не боится увидеть свет, тот от орлинного глаза. Кто не боится войти в огонь, тот огненного рождения. Кто не боится невидимого,...
«Кто не знает устное народное творчество, тот и не знает свою настоящую историю» М. Горький icon Программа дисциплины Устное народное творчество Направление подготовки
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Кто не знает устное народное творчество, тот и не знает свою настоящую историю» М. Горький icon В разные эпохи развития человечества праздновался определенный праздник...
Отсюда становится ясно, что эти события не произвольны, но кто вполне проник в смысл и дух истории человечества, тот знает, как должны...
«Кто не знает устное народное творчество, тот и не знает свою настоящую историю» М. Горький icon Список произведений для самостоятельного чтения (4 класс) Устное народное творчество
Русские народные сказки: «Царевна-лягушка», «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»
«Кто не знает устное народное творчество, тот и не знает свою настоящую историю» М. Горький icon «Даргинское устное народное творчество»
В соответствии с планом работы Управление образования 26. 04. 2013 года на базе мкоу «Лицей Мюрего» было проведено заседание рмо...
«Кто не знает устное народное творчество, тот и не знает свою настоящую историю» М. Горький icon Список литературы для 7 класса Устное народное творчество
Былины: «Вольга и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», Святогор и Илья Муромец», «Рождение богатыря»
«Кто не знает устное народное творчество, тот и не знает свою настоящую историю» М. Горький icon Место предмета в структуре основной образовательной программы
Устное народное творчество, русские народные сказки, древнерусская литература, литература XVIII века, литература xixвека, литература...
«Кто не знает устное народное творчество, тот и не знает свою настоящую историю» М. Горький icon Введение. Литература
Устное народное творчество. Истоки устного народного творчества, его основные виды (сказки, легенды, песни, загадки, пословицы, поговорки...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции