Скачать 171.82 Kb.
|
Данная программа ориентирована на приоритетность предмета «Композиция» в формировании и развитии художественных способностей детей, на понимание содержания курса как системы взаимосвязанных и взаимообусловленных подходов. Предмет «Композиция» должен стать центром учебного процесса, объединяющим дисциплины учебного плана по изобразительному искусству в образовательную программу, направленную на формирование и развитие творческой личности. Данное пособие предлагает содержание и методические рекомендации для базового четырехлетнего курса обучения детей, поступающих в детскую художественную школу (изобразительное отделение детской школы искусств) в возрасте 10-11 лет. От эмоционального восприятия учащихся младшего школьного возраста как основного вида познание окружающего мира – через анализ, изучение различных материалов и способов работы, знакомство с культурным наследием – к интеллектуально-эмоциональному и аналитически-эмоциональному творческому подходу как воплощение своих замыслов – методическая позиция, являющаяся основой понимания автором целей и задач. Пояснительная записка К выпускному классу у учащихся должно произойти накопление определенной суммы профессиональных навыков, должны быть заложены основы планомерной, серьезной, длительной работы, приобретено умение ставить неординарную задачу и решать ее на соответствующем профессиональном уровне. В какой мере это имеет место к завершению в детской художественной школе, призвана показать завершающая дипломная работа. Ведь композиция как предмет вбирает в себя полученные знания графической и живописной культуры, пластических свойств материалов через занятия рисунком, живописью, скульптурой и систему упражнение в графике и цветоведении. Необходимо знакомство с теорией и практикой как отечественной, так и всемирной культурой, изучение истории искусств. Из личного опыта На мой взгляд, очень важно, выбирая тему, и, соответственно, технику исполнения станковой и декоративно-прикладной композиции учесть особенности нашего региона: географические, климатические, исторические. Уникальная флора и фауна, разнообразие древних этносов и, как следствие, интереснейшая самобытная культура позволяют создать композиции, которые не остаются незамеченными ни в одной экспозиции. Считаю, что очень важную роль, в создании композиций, как станковых, так и декоративно-прикладных, играет достоверность в передаче деталей: образа жизни, обрядов, одежды, орнаментов, предметов быта и культа. Неоценимую помощь в решении этой задачи оказывают музейные зарисовки, которые считаю необходимым включить в программу каждого курса. Необходимую базу для этого может создать богатейший Таймырский окружной краеведческий музей, а так же центры народного творчества. При выборе сюжета для композиций необходимо использовать оригинальные литературные источники, включающие самобытные сказки, легенды, песни и другие формы устного народного творчества пяти самобытных этносов населяющих Таймыр. При создании декоративных композиций очень интересно использовать виды или сочетания традиционных декоративных техник: меховая мозаика, работа с кожей, резьба по кости, вышивка бисером. Предметы « История искусств» и «Композиция» должны находиться в постоянном взаимодействии по принципу «теория-практика». Это соответствие достигается с помощью создания «параллельных» программ. Кроме того, что этот вариант позволяет дать более глубокие знания, он, к тому же, дисциплинирует учащихся. Структура курса
І Класс Содержание и задачи курса Развитие наблюдательности и образного мышления. Фундаментальная направленность – освоение картинной плоскости. Развитие ощущения формата. Основные задачи:
Положение изображения на картинной плоскости. Замкнутая и фрагментарная композиция
Соотношение частей. Визуальная уравновешенность композиции на листе.
Параллельно со станковой композицией желательно решать аналогичные задачи в композиции декоративной. На изобразительном материале следует объяснить разницу подходов к решению картинной плоскости в станковом и декоративном искусстве, а также общие элементы для одного и другого вида творчества, например:
Примерные темы Станковая композиция
Декоративная композиция
ІІ Класс Содержание и задачи курса
Ритм как средство композиционного строя: горизонтальный, вертикальный, диагональный, раковинообразный (спираль).
а) ослабление цветовой насыщенности – от объема к плоскости, от контрастов к схожим цветовым отношениям, к сближенным цветам, от теплого к холодному колориту. б) через цветовые пятна, комбинации и ритмические взаимодействия холодных и теплых тонов. Примерные темы Станковая композиция
Декоративная композиция
ІІІ Класс Содержание и задачи курса Желательно всё внимание сосредоточить на подготовительном этапе создания композиционных работ. Эскиз как основная форма проявления композиционного замысла. Исходя из этих задач, следует ограничить формат небольшим размером, при множественности (большем разнообразии) вариантов композиционных решений. Полезна работа так называемыми «мини-сериями» - диптих, триптих, где замысел, тема, рассматривается в развитии, в движении, подчиняясь единству средств выражения, а часто и единству формата. Это позволяет рассмотреть идею с различных сторон и позиций, найти наиболее адекватные художественные средства для ее реализации. Более обостренно проявляется задачи ритма и колорита – не только в отдельных листах, композиционной разработки, но и серии в целом. Решение композиции как:
Основные задачи:
Развитие темы – в движении: ритмическом, колористическом и пространственном. Различные точки зрения – ракурс, соотношение формы и пространства. Введение пейзажа. Интерьер. Смысловое единство действия и окружения. Цветовые и тональные средства выражения, используемые для передачи настроения. Принцип «кулис».
Соотношение человеческой фигуры и пространства.
достоверности образа.
разрядка. Принцип «кадра». Внимание к отдельным элементам композиции.
Примерные темы Станковая композиция
Декоративная композиция
ІV Класс Содержание и задачи курса Станковая композиция Дипломная работа как форма итоговой аттестации учащихся. Создание серии, связанной единством замысла. Итоговая композиция как работа, максимально выявляющая способности, наклонности и умения данного конкретного ученика: его подготовленность к самостоятельному творческому мышлению и умению реализовать свои замыслы.
Графические и живописные решения.
Оценка приобретенных знаний и навыков; умение работать с подготовительным материалом – эскизами, этюдами, набросками, литературой. Особенности преподавания композиции в четвертых классах. Тему дипломной работы каждый учащийся выбирает сам, учитывая свои склонности и возможности. Учащийся должен реализовать выбранную идею в серии листов (не менее шести), связанных единством замысла и воплощения. Диплом может быть выполнен в любой технике, в живописи, графике, а при наличии условий – в материале (особенно это касается дипломных работ прикладного характера). Возможно сочетать различные техники в соответствующем пропорциональном отношении – все зависит от выбранной задачи. Приемлемы любые комбинации, наиболее полно раскрывающие данную художественную личность. Работа рассчитана на год. Первое полугодие – поиск темы, выстраивание концепции серии; собирание и обработка материала; зарисовки, эскизы, этюды. Поиск графических и живописных решений – как отдельных листов серии, так и всей серии в целом. Второе полугодие – сдача дипломных листов (к концу марта) и завершений всей работы (в апреле) обязательным композиционным автопортретом. В мае – выставка и обсуждение дипломных работ. Рекомендации по созданию итоговой композиции. Педагог должен помочь детям выбрать темы образов, найти именно «свое» и, в то же время, выбрать решение по силам. При всей углубленности и широте задачи, она должна быть вполне доступна именно данному ученику. Большое значение имеет первая беседа о дипломе. Нужно показать, что, при всем многообразии, есть определенные направления-ориентиры.
Портреты-образы; люди, связанные с определенной профессией, образом жизни, Взаимоотношениями: человек – среда – время. Портрет современников, характерный, исторический.
натюрморт, пейзаж.
После выбора основной темы и ее графического подтверждения начинается индивидуальная работа с каждым учащимся. Это и поиски решений, обращение к справочному материалу, литературе. Полезно делать зарисовки, эскизы, этюды, копии с произведений мастеров. Общими могут быть посещения выставок и музеев, экскурсии, связанные с дипломным проектированием, а так же наброски из человеческой фигуры или групп людей, в движении и статике, проработаны и обобщенные, сделаны различными материалами. Постепенно, путем проб, ошибок выстраивается вся серия работ: сначала графический ряд, затем, если диплом задуман в цвете, - его колористическое решение. Яснее становится выбор материала и техники для наиболее выразительного решения данной идеи. Декоративная композиция В 4 классе суммируются ранее полученные навыки в технике «батик». Тема декоративной композиции – «Крайний север»(природа, животный мир, культурные традиции и сказки народов севера). Особенность исполнения- использование смешанной техники, что предполагает индивидуальный подход к работе учащихся. Работа над итоговой декоративно-прикладной композицией 4 класса предполагает индивидуальное задание с учетом данных и предпочтений учащегося с учетом мнения ведущих преподавателей. Исполнение композиции рассчитано на учебный год |
Рабочая программа по Информатике и икт составлена на основе федерального... Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 11 классов и реализуется на основе следующих документов |
Рабочая программа по предмету «Музыка» Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Музыка»; описание ценностных ориентиров содержания учебного... |
||
Программа экзамена на V судейскую категорию Понятие о критериях судейства. Приоритетность критериев. Основной ритм, тайминг, линии тела, движение, работа стоп. Порядок применения... |
Программа экзамена на IV Приоритетность критериев. Ритмические критерии судейства. Основной ритм, тайминг, ритмическое соответствие, ритмическая интерпретация.... |
||
Программа экзамена на III Приоритетность критериев. Ритмические критерии судейства. Основной ритм, тайминг, ритмическое соответствие, ритмическая интерпретация.... |
Рабочая программа учебного предмета «Литература» С. А. Зинина, В. А. Чалмаева. – М. «Тид «Русское слово – рс», 2008г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет... |
||
Рабочая программа основного общего образования учебного предмета «История» 8 класс Рабочая программа учебного предмета «История» за курс 8 класса составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами |
Аннотация дисциплины общая композиция |
||
Рабочая программа по литературе Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 11 класса и реализуется на основе следующих документов |
Рабочая программа по литературе в 10 классе (базовый уровень) Пояснительная записка Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10 класса и реализуется на основе следующих документов |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |