Скачать 79.65 Kb.
|
Семинар по творчеству С.Есенина 11 класс Тема: «Родина в лирике Сергея Есенина» (Слайд №1) Цели урока:
Оборудование:
Ход урока Слайд №2 Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моём творчестве. С. Есенин Звучит романс «Отговорила роща золотая…». Слайд №3
В лесах родной моей России, В берёзах нежных и осинах, В серёжках желтовато- синих, В лугах из зелени весенней, В стихах твоих, Сергей Есенин.
(Слайд №4) Певцом России, поэтом, у которого «в сердце светит Русь», был Сергей Есенин. «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моём творчестве», - часто говорил Есенин. «Нет поэта без Родины», - повторял он. Родина в стихах Есенина – это не только «родимый дом», «рязанские раздолья». За картиной «рязанских раздолий» чувствуются «приметы всей земли», - «великих штатов СССР». Лучшие и задушевные песни пропел поэт России. Мы видим, слышим и чувствуем в его стихах краски, звуки. Запахи полей, лугов и лесов. В есенинских стихах «русский дух», здесь «Русью пахнет». Интересен следующий факт, о котором вспоминает В. И Качалов, никогда не расстававшийся за границей со сборником стихов Есенина: «Такое у меня было чувство, как будто я возил с собой – в американском чемодане – горсточку русской земли. Так явственно, сладко и горько пахло от них (от есенинских стихов) родной землёй», - пишет известный советский актер. Сегодня на семинаре мы должны привести в систему знания, полученные ранее на уроках, полученные при самостоятельном изучении литературы, посвященной творчеству поэта, чтении и анализе стихов. Знания, полученные в ходе сегодняшнего семинара, представить их в виде плана по теме «Родина в лирике С. Есенина», проследить и сделать вывод, как изменяется понятие Родины на протяжении творческого пути Есенина. Из всего сказанного сделать вывод: в чём ценность лирики поэта для нас, людей 21 века?
Слайды №5,6,7
Задание: Подумайте, почему разговор о Родине мы начинаем со стихов, посвященных матери?
Слайды №8,9 Учитель : «В своих стихах поэт воспевал отчий край, родную природу». (Выступления учащихся по вопросу) Презентация , выполненная учащимися. Задания классу: А) Что нового узнали для себя из этого сообщения? Б) Подумайте, какие поэтические строки должны стать первым пунктом плана?
Слайд №10 Учитель: «Русь кажется Есенину «покойным уголком», он называет её «родиной кроткой». Но постепенно жизнь всё многограннее отражалась в его произведениях. (Выступление учащегося по вопросу). Задание: А) Каким увидели образ «воспрянувшей» Руси в этом стихотворении? Б) Нарисуйте образ – символ. В) Какие строки этого стихотворения могут стать следующим пунктом плана? Запишите их.
Слайды №11, 12, 13 (Выступление учащегося)
Задание: А) Ребята, вы должны сейчас внимательно прослушать сообщение и сделать рецензию на ответ: проследите за полнотой, последовательностью, логичностью, выразительностью изложения материала. Б) Рецензия на ответ. В) Самостоятельно озаглавьте следующий пункт плана и запишите его. Учитель: «Радостно приняв революцию, Есенин, однако, не до конца понял, «куда несет нас рок событий». Мучительно переживал поэт свою раздвоенность, хотя это не означало, что его отношение к Родине изменилось. Наоборот, он решительно заявляет: Я люблю родину. Я очень люблю родину. «Последний поэт деревни», он всегда оставался верен этой теме. В лучших своих стихах он благословляет всё живущее на земле, воспевает радость крестьянского труда».
Слайд №14, 15, 16 (Чтение стихов наизусть и их анализ. Выступления учащихся) Задание: А) Что в этих стихотворениях напоминает вам о чертах, характерных для всей лирики С. Есенина? Б) Самостоятельно озаглавьте следующий пункт плана и запишите его.
Учитель: «Поездка С. Есенина за границу в 1922-1923 годах помогла ему лучше понять смысл и значение происходящих преобразований. Я разлюбил нищую Русь… Я ещё больше влюбился в коммунистическое строительство. Хочу я быть певцом и гражданином, Чтоб каждому, как гордость и пример Быть настоящим А не сводным сыном В великих штатах СССР Это чувство выражено в целом ряде стихов, написанных в 1924-1925 годах. Одно из них «Неуютная жидкая лунность». Слайд №21 (Сообщение учащегося. Чтение стихотворения наизусть.) Задание: А) К чему привел поэта процесс переоценки ценностей? Б) Запишите следующий пункт плана.
Учитель : «Своеобразным отчетом поэта перед собой, перед родиной о том, что сделано, что могло быть сделано им стали стихотворения «Русь уходящая», «Возвращение на Родину» и «Русь советская». (Чтение стихотворений и их анализ. Сообщения учащихся) Задание: А) Долгое время существовало мнение, что Есенин в этот период «остался в прошлом». Так ли это? - Есенин «остался в прошлом». - Оставшись в прошлом одной ногою, он делает шаг вперед. -Принимает новую Россию Б) Самостоятельно запишите следующий пункт плана.
Слайды №26,27,28 Учитель: «Наблюдения за новой кипящей жизнью пробуждают у поэта в глубине души надежду на свое перерождение. Рождается страстное, взволнованное признание: Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть Земли С названьем кратким «Русь». Родина- всегда самое заветное для Есенина, ей он «плел венок» из песен, поверял сокровенные мечты и думы. Прослушайте стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ». (Читает наизусть и анализирует ученик) Задание: А) Почему, говоря о Родине, мы читаем это глубоко личное стихотворение? Б) Запишите следующий пункт плана. IV. Проверка самостоятельной работы. Наблюдения и выводы по теме семинара.
Слайды №29, 30 План.
А) Родная природа в ранней лирике поэта. Б) Гуманизм Есенина. 2. Россия- буря. А) Образ «воспрянувшей» Руси в стихотворении «О Русь, взмахни крылами». Б) Есенин и Октябрь. 3. «Великие штаты СССР». А) Поэтизация деревенской жизни и крестьянского труда в стихотворениях «Каждый труд благослови, удача», «Я иду долиной. На затылке кепи». Б) Новое отношение к полевой России в стихотворении «Неуютная жидкая лунность». В) Сложные и противоречивые чувства поэта к советской России («Русь уходящая», «Возвращение на Родину», «Русь советская») 4. Глубоко личное и стихи о России в лирике С. Есенина («Шаганэ ты моя, Шаганэ»)
(Проверка опережающего домашнего задания)
В гуще бурь и вьюг революции поэт искал и нашел верный путь к пониманию подлинной сущности происходящего, он воспел Русь советскую, которую признал всем сердцем, ибо Был настоящим А не сводным сыном В великих штатах СССР.
Есенинское небо над Россией Раскинулось, как голубой шатер, А в поле василек хрустально-синий Ведёт с ромашкой звонкий разговор. Звенит листвою изумрудной лето, Звучат незримые колокола, Берёзы - сестры русского рассвета - Сбежались у околицы села. В них жажда жить до трепета, до дрожи, Им повезло – он здесь бродил в тиши. На их коре, на их шершавой коже – Тепло его ладоней и души. Он чувствовал в родном многоголосье И многоцветье, близко и вдали, Как во поле колышутся колосья России всей и всей большой земли. Он видел, как ложится синий вечер Пушистой шалью на плечи села. И в ельнике горели свечи, И в городе земля его звала… Он так любил, что мы забыть не в силах Тоску поэта, радость и печаль, Ведь главная любовь его – Россия – Земля добра и голубая даль. И в дом его со ставнями резными По- прежнему мы входим не дыша. Сергей Есенин - то не просто имя,- России стихотворная душа…
1.Доработать план по теме «Родина в лирике С. Есенина» (написать вступление и заключение). 2. Выучить наизусть стихотворение о Родине (по выбору учащегося) Литература 1.Белоусов В.Г. Персидские мотивы. – М.: Знание, 1968. 2.Бельская Л.Л. Песенное слово. Поэтическое мастерство Сергея Есенина: книга для учителя.- М.: Просвещение,1990. 3. Локшина Б.С. Поэзия А. Блока и С. Есенина в школьном изучении: пособие для учителя. – Л.: Просвещение, 1978. 4. Марченко А. Поэтический мир Есенина. - М.: Советский писатель, 1972. 5. Наумов Е. И. Сергей Есенин. Жизнь и творчество. – Л. : Учпедгиз, 1960. |
Тема урока Домашнее задание Чтение стих-я и ответ на вопрос: Что такое родина в ранней лирике поэта? Стихотворения (на выбор) |
Исследовательская проектная работа по русской литературе на тему:... Выбор данной темы мною объясняется огромной любовью к творчеству великого русского поэта – Сергея Александровича Есенина |
||
II. основные графологические признаки Приложение: Графологическое исследование почерков: А. Луначарского, Н. А. Семашко, А. С. Пушкина, Льва Толстого, Максима Горького,... |
Тема: «Философские мотивы в лирике Пушкина. Анализ стихотворения «Элегия» Это не могло не отразиться на его лирике, поэтому философские мотивы пронизывают все его творчество |
||
Любви в лирике А. С. Пушкина Пейзажная лирика А. С. Пушкина Тема... «Чумакевич Э. В. Сочинения на отлично! Русская литература. 9–11 классы.»: Питер; Санкт-Петербург; 2011 |
Презентация по творчеству С. А. Есенина «Я сердцем никогда не лгу…» Цель: Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством С. А. Есенина, помочь почувствовать поэтическое обаяние, певучесть и музыкальность... |
||
Тема урока: С. А. Есенин «Лебёдушка» Познакомить с понятием “пейзажная лирика” на примере произведения С. Есенина “Лебедушка” |
Оборудование урока: портрет С. Есенина, презентация, поэтические... Методические приемы: доклад ученика (презентация), декламация стихотворений наизусть и краткая характеристика тем |
||
Экзаменационные билеты по литературе в 11 классе. Билет №1 Тема поэта и поэзии в лирике а с пушкина ( на примере одного-двух стихотворений) |
Тема: "Моя Родина Казахстан" Формирование знаний о природе, полезных ископаемых Казахстана, знакомство с деятельностью и достижениями Ы. Алтынсарина |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |