Рабочая учебная программа основного общего образования по предмету Искусство (Музыка)




Скачать 269.87 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа основного общего образования по предмету Искусство (Музыка)
страница1/2
Дата публикации19.10.2014
Размер269.87 Kb.
ТипРабочая учебная программа
literature-edu.ru > Культура > Рабочая учебная программа
  1   2
г. Апатиты Мурманской области

(территориальный, административный округ (город, район, поселок))
Муниципальное бюджетное общеобразовательная учреждение средняя общеобразовательная школа №14

(полное наименование общеобразовательного учреждения)

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

по предмету Искусство (Музыка)

Программа разработана на основе

Примерной программы основного общего образования по музыке. Москва. Дрофа, 2005

Утверждена приказом директора №131-О/1 от 30.08.2010 г.
Пояснительная записка

Общая характеристика предмета. Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся.

Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствуют дальнейшему развитию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыке и жизни, формирования личностной позиции в мире искусства, подготовки учащихся к музыкальному самообразованию. Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения. Изучение предмета «Музыка» призвано формировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной музыкально-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся произведениям русской и зарубежной музыкальной культуры.

Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:

  • становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

  • развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

  • освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 5-9 классов предусматривает обучение музыки в объеме153 часов:

5 класс – 34 часа

6 класс – 34 часа

7 класс – 34 часа

8 класс – 34 часа

9 класс – 17 часов

Содержание программы 5-7 классов базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.

Изучение учебного предмета «Музыка» в направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в начальной школе в процессе занятий музыкой. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Целью уроков музыки в 5 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством. Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия.

Целью уроков музыки в 6 классе является расширение представлений учащихся о жизненном содержании музыки, о преобразующей роли музыки в жизни человека, в жизни общества. В процессе этого учебного года учащимся предстоит решить проблему: какое воздействие оказывает музыка на жизнь человека, на его поведение и деятельность, на его мысли, чувства, переживания. Причем две стороны вопроса о связи музыки с жизнью – «жизнь рождает музыку» и «музыка воздействует на жизнь» - должны решаться в неразрывном единстве.

Целью уроков музыки в 7 классах является духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

Задачи музыкального образования:

    • научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

    • содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;

    • воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

    • способствовать развитию интереса к музыке;

    • способствовать формированию слушательской культуры на основе приобщения к вершинам музыкального искусства;

    • сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений.

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования, разработанные Д. Б. Кабалевским, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличаускасом, Э. Б. Абдуллиным, Г. П. Сергеевой:

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

  • метод эмоциональной драматургии;

  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;

  • метод художественного контекста;

  • метод создания «композиций»;

  • метод перспективы и ретроспективы;

  • метод создания «композиций»;

  • метод игры.

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др. Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Исследовательские проекты являются культурологическими по своему содержанию и межпредметными по типу, так как в них интегрируются несколько предметов. Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Отражение жизни человека в жанрах народных песен», «Народные музыкальные инструменты Руси», «Кто такие скоморохи?», «Музыка на народных праздниках», «Современные исполнители народных песен», «Известные исполнители и исполнительские коллективы», «Вечные темы жизни в классическом музыкальном искусстве прошлого и настоящего» и т.д.

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.

В содержании и структуре учебной программы по музыке для 8-9 классов основной школы также выделяются две сквозные линии: «Музыка в формировании духовной культуры личности» и «Опыт музыкально-творческой деятельности».

Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значе­ния искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.

Программа состоит из девяти разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи. Методологической основой программы являются современ­ные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культуроло­гии (А И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), раз­вивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).

Содержание программы дает возможность реализовать основные

цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:

развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащих­ся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;

формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декора­тивно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;

овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

— актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

— культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

— формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

— углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

— воспитание художественного вкуса;

— приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

— формирование умений и навыков художественного самообразования.

Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики. Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искус­ства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.

Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использова­ние в учебно-воспитательном процессе, дает возможность ак­туализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.

На конкретных художественных произведениях (музыкаль­ных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и спе­цифика каждого из них.

Сводная таблица распределения часов по курсу музыка 5-8 класс

5 КЛАСС

РАЗДЕЛЫ И ТЕМЫ

ЧАСЫ

КОНТРОЛЬ

Музыка и литература

16




Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы

Искусство в нашей жизни. Искусство в нашей жизни. Как сложили песню? Песни без слов. Другая жизнь песни в инструментальной музыке. Жанр кантаты. Опера. Балет. Превращение песен в симфонические мелодии

9

викторина

Что стало бы с литературой, если бы не было музыки

Музыка – главный герой сказки. Музыка – главный герой басни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Музыка Э. Грига в рассказах. Музыка в кинофильмах. Образы духовной музыки

7

тест

Музыка и изобразительное искусство

18




Можем ли мы увидеть музыку (9 час)

МУЗЫКА И ИЗО Что роднит музыку с изобразительным искусством? Музыка передаёт движение. Богатырские образы в искусстве. Героические образы в искусстве. Музыкальный портрет. Портреты музыкантов и инструментов на картинах художников. Музыкальный портрет войны и мира. Картины природы в музыке.

10

кроссворд

Можем ли мы услышать живопись

О подвигах, о доблести, о славе. Музыкальная живопись и живописная музыка. Настроение картины и музыки. Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины. Вечная тема искусства.

8

концерт

6 КЛАСС

РАЗДЕЛЫ И ТЕМЫ

ЧАСЫ

КОНТРОЛЬ

Преобразующая сила музыки

Музыка приносит человеку утешение и опору. Задушевность лирической интонации музыки. Музыка с человеком в горе и радости. Музыка – оружие в борьбе за свободу. Человек – это звучит гордо! (М.Горький). Сила героической интонации. Музыка помогает человеку в трудную минуту. Воздействие музыки на общество в переломные моменты истории. Взволнованные интонации искусства. Сатирические интонации в музыке. Музыка Рождестваю

16

концерт

В чем сила музыки

Красота и правда о музыке И.С.Баха. Красота и правда шутливой музыки. Красота природы и правда отображения её в музыке. Сила нравственной красоты человека в музыке. В чем сила музыки В.А.Моцарта? Разнообразие красоты и выразительности в музыке. Разнообразие изобразительности и выразительности в музыкальных произведениях. Красота и правда музыки о детях. Правдивое единство народного и композиторского – красота музыки. Единство содержания и формы – красота музыки. Красота и правда «легкой» и «серьезной» музыки. Историческая правда в музыке. Жизненная сила музыки П.И.Чайковского. Гармония красоты и правды в жизни о музыке. Сила музыкального искусства.

18

викторина

7 КЛАСС

РАЗДЕЛЫ И ТЕМЫ

ЧАСЫ

КОНТРОЛЬ

Музыкальный образ.

Что такое музыкальный образ? Драматический музыкальный образ. Лирические образы. Песенно-хоровой образ России. Образ борьбы и столкновения. Музыкальный образ народной жизни. Образы войны и мира. Разнообразие музыкальных образов. Романтические образы. Разнообразие музыкальных образов И.-С.Баха. Музыкальные образы войны и мира. Разнообразие музыкальных образов.

16

викторина

Музыкальная драматургия

Что такое музыкальная драматургия? Что такое сонатная форма? Что такое оратория? Противоборство музыкальных образов. Сонатная форма. Жизнь музыкальных образов. Музыкальная драматургия. Хоровой концерт. Камерная музыка. Жизненное содержание и форма музыкального произведения. Жизнь полонеза. Программная музыка. Драматургия контрастных сопоставлений. Столкновение двух образов. Жизненное содержание и форма музыкальных произведений. Столкновение двух образов – основа драматургии Симфонии № 7. Интонационное единство балета. Жизнь и развитие музыкальных образов.

18

концерт, игра

8 КЛАСС

РАЗДЕЛЫ И ТЕМЫ

ЧАСЫ

КОНТРОЛЬ

Что значит современность в музыке

Современная ли музыка И.-С.Баха? Современна ли музыка Л.Бетховена? Человек – главный герой искусства. Современна ли музыка П.Чайковского? Современна ли музыка Э.В.Лобоса? В чем современность музыки Д.Шостаковича? Что такое современное искусство?

9

викторина

Легкая и серьезная музыка

Серьезная и легкая музыка. «Легкое» и «серьезное» в танцевальной музыке (полька)… «Легкое» и «серьезное» в танцевальной музыке (Вальс)… «Легкое» и «серьезное» в песне. «Легкое» и «Серьезное» в музыке современных композиторов-песенников. Джазовая музыка – «серьезная» или «легкая». Музыка – язык, понятный всем.

7

викторина, тест

Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки

Взаимопроникновение серьезной и легкой музыки в произведениях Д.Верди. : От оперы – к рок-опере. Джаз и европейский символизм – неожиданный сплав. Мюзикл. Периоды развит. Легкая музыка в драматических спектаклях. Слияние музыки двух столетий – рождение нового шедевра. Роль «легкой» и «серьезной» музыки в драматическом спектакле. Традиция и современность.

10

кроссворд

Великие наши современники

Великие наши современники Л.Бетховен. Человек и народ – герои М.П.Мусоргского. Традиции и новаторство С.Прокофьева. Человек и народ – герои М.П.Мусоргского. Новые краски музыки ХХ века. Бардовская (авторская) песня

8

концерт

9 КЛАСС

РАЗДЕЛЫ И ТЕМЫ

ЧАСЫ

КОНТРОЛЬ

Воздействующая сила искусства.

Искусство и власть. Какими средствами воздействует искусство? Храмовый синтез искусств. Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.

9

викторина

Искусство предвосхищает будущее.

Дар предвосхищения. Какие знания дает искусство? Предсказание в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Художник и ученый. Защита проектов.

7

викторина, тест

Дар созидания. Практическая функция.

Эстетическое формирование искусством окружающей среды.

Архитектура исторического города.

Архитектура современного города.

Специфика изображений в полиграфии.

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

Декоративно-прикладное искусство.

Музыка в быту.

Массовые, общедоступные искусства.

Изобразительная природа кино. Музыка в кино.

Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов.

11

кроссворд

тест

Искусство и открытие мира для себя.

Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Литературные страницы.

Исследовательский проект «Пушкин – наше все»

7

тест
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа основного общего образования по предмету Искусство (Музыка) iconГ североморска мурманской области
Рабочая программа по учебному предмету «Искусство» разработана на основе федерального компонента государственного образовательного...

Рабочая учебная программа основного общего образования по предмету Искусство (Музыка) iconРабочая учебная программа музыка
Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е. Д. Крицкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2007 год). Программа...

Рабочая учебная программа основного общего образования по предмету Искусство (Музыка) iconТиповая учебная программа по предмету «Биология» для 6-9 классов...
Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начального, основного...

Рабочая учебная программа основного общего образования по предмету Искусство (Музыка) iconРабочая учебная программа по предмету «Литература» 9 класс
...

Рабочая учебная программа основного общего образования по предмету Искусство (Музыка) iconРабочая учебная программа по предмету «Литература» 10 класс
...

Рабочая учебная программа основного общего образования по предмету Искусство (Музыка) iconРабочая учебная программа по предмету «Музыка»
Просвещение, 2011г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального...

Рабочая учебная программа основного общего образования по предмету Искусство (Музыка) iconРабочая учебная программа Литература 5 9 классы Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...

Рабочая учебная программа основного общего образования по предмету Искусство (Музыка) iconРабочая учебная программа Литература 5 9, 11 классы Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...

Рабочая учебная программа основного общего образования по предмету Искусство (Музыка) iconПояснительная записка данная рабочая программа разработана на основе...
Данная рабочая программа разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта (основного) общего образования...

Рабочая учебная программа основного общего образования по предмету Искусство (Музыка) iconРабочая программа основного общего образования по предмету литература...
Программа составлена на основе примерной программы по литературе и на основе Федерального компонента государственного стандарта основного...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции