Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов»
ГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет»
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
№ Н1-78.1.14 «Организация и проведение цикла обучающих семинаров для столичной молодежи «Технологии послевузовского обучения»
Состав научно-образовательного коллектива (основные исполнители):
Гапоненко А.В. к.пед.н., доц., доцент кафедры социальной экологии и природопользования.
Жукова Г.С. д.ф.-м.н., проф., зав. кафедрой высшей математики и информатики, профессор проректор по дополнительному профессиональному образованию, повышению квалификации и переподготовке кадров.
Зайцева О.В. к.соц.н., доц., доцент кафедры маркетинга, экономики и социологии труда, и.о. декана факультета повышения квалификации и переподготовки кадров.
Квитковская А.А. к.пед.н., доц., доцент кафедры социальной и семейной педагогики
Мардахаев Л.В. д.п.н., проф., зав. кафедрой социальной и семейной педагогики, профессор.
Прохорова Л.В. к.пед.н., доц., доцент кафедры семейного и ювенального права.
Москва 2011
Актуальность проекта: Перед современным послевузовским образованием стоит трудная задача подготовки специалиста, способного продуктивно осуществлять свои профессиональные функции в условиях современного рынка труда, отличительными чертами которого, является:
динамичность, стремительное развитие новых технологий, появление новых профессий, специальностей, сфер деятельности;
взаимозависимость и взаимосвязанность различных профессиональных сфер;
высокая мобильность профессиональных кадров и др.
Поэтому в настоящее время при подготовке специалистов большое внимание уделяется не только знаниям, умениям и навыкам, которыми должен обладать выпускник, но и всей совокупности его компетенций, формирующих у молодёжи способность к проективной деятельности, ответственность за будущее, веру в себя и свои профессиональные способности, стимулирующих непрерывное повышение своего профессионального мастерства.
Освоение молодыми людьми технологий послевузовского самообразования, включение их в систему послевузовского профессионального образования в рамках цикла образовательных семинаров «Технологии послевузовского обучения» способствует развитию личностных качеств, способствующих успешной самореализации молодёжи на рынке труда и профессий. К участию в семинарах были широко привлечены студенты, аспиранты, преподаватели Российского государственного социального университета.
Цель проекта: Повышение профессиональных компетенций столичной молодёжи путём освоения ею технологий послевузовского обучения, являющегося составной частью непрерывного профессионального образования.
Задачи проекта:
Определить спектр потребностей столичной молодёжи в сфере послевузовского обучения (в том числе в области подготовки научных и научно-педагогических кадров).
Разработать научно-информационные материалы для проведения цикла обучающих семинаров для столичной молодежи «Технологии послевузовского обучения».
Провести цикл обучающих семинаров для столичной молодежи «Технологии послевузовского обучения», в процессе которых информировать столичную молодёжь о возможностях получения послевузовского образования, его формах и технологиях, используемых в послевузовском обучении.
Осуществить обмен опытом между преподавателями и обучающейся молодёжью по проблеме послевузовского обучения.
Обобщить педагогический опыт и опубликовать сборник научных работ аспирантов, молодых учёных, преподавателей высшей школы по проблемам взаимосвязи высшего и послевузовского профессионального образования.
Содержание обучающих семинаров:
Обучающие семинары для столичной молодежи «Технологии послевузовского обучения» имели следующую тематику и программу.
Мировые тенденции совершенствования системы подготовки профессиональных кадров.
Дата проведения – 28 февраля 2011г.
Время
|
Мероприятие
|
Место проведения
|
10.00-11.00
|
Регистрация участников
|
ул. В. Пика, д. 4 стр. 2,
Зал диссертационных советов
|
10.00-17.00
|
Работа выставки
|
11.00-11.20
|
Открытие семинара.
Жукова Галина Севастьяновна д. ф.-м. н., профессор, директор АНПИ НПО, проректор
«Мировые тенденции совершенствования системы подготовки профессиональных кадров»
|
11.20-11.40
|
Гапоненко Альбина Вячеславовна
к.п.н., доцент кафедры социальной экологии и природопользования, доцент
«Подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации в системе общеевропейского образовательного пространства»
|
11.40-12.00
|
Зайцева Ольга Валентиновна
к.соц.н., доцент, первый зам. директора АНПИ НПО
«Повышение квалификации преподавателей высшей школы»
|
12.00.-12.20
|
Сошенко Марина Владимировна
доцент кафедры защиты окружающей среды и промышленной безопасности
«Особенности подготовки специалистов в сфере безопасности технологических процессов и производств в условиях нарастания глобальных техногенных проблем»
|
12.20-12.40
|
Прохорова Лариса Викторовна
к.фил.н., доцент кафедры семейного и ювенального права
«Роль правовой подготовки специалистов в условиях взаимопроникновения государственных экономических систем»
|
12.40-13.00
|
Нестерчук Ольга Алексеевна
д.п.н., доцент, профессор кафедры политологии и социальной политики
«Формирование социально активной личности профессионала в процессе изучения политической психологии»
|
13.00-13.20
|
Шейкина Людмила Витальевна
начальник отдела аспирантуры и докторантуры
факультета подготовки кадров высшей квалификации
«Этническая толерантность в контексте непрерывного образования»
|
13.20-13.40
|
Ануфриев Евгений Александрович
аспирант кафедры социологии и философии культуры
«Инновационное развитие профессионального музыкального образования в контексте социальных и культурных процессов: мировой опыт»
|
13.40-14.00
|
Олесеюк Наталья Леонидовна
аспирант кафедры государственного и муниципального управления
«Организация практико-ориентированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе послевузовского профессионального образования»
|
14.00-15.00
|
Обед
|
15.00–17.00
|
Обмен мнениями, дискуссия
|
Система непрерывного профессионального обучения в Российской Федерации: ссуз – вуз – послевузовское профессиональное обучение.
Дата проведения – 28 марта 2011г.
Время
|
Мероприятие
|
Место проведения
|
10.00-11.00
|
Регистрация участников
|
ул. В. Пика, д. 4 стр. 2,
Зал диссертационных советов
|
10.00-17.00
|
Работа выставки
|
11.00-11.20
|
Открытие семинара.
Жукова Галина Севастьяновна д. ф.-м. н., профессор, директор АНПИ НПО, проректор
«Система непрерывного профессионального обучения в Российской Федерации»
|
11.20-11.40
|
Гапоненко Альбина Вячеславовна
к.п.н., доцент кафедры социальной экологии и природопользования, доцент
«Подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации для инновационной России»
|
11.40-12.00
|
Зироян Маня Альбертовна д.э.н., проф., декан факультета повышения квалификации и профессиональной подготовки АНПИ НПО
«Совершенствование профессионального мастерства педагогов в системе дополнительного профессионального образования»
|
12.00.-12.20
|
Шпилина Татьяна Михайловна
аспирантка кафедры политической экономии и международных экономических отношений
«Особенности формирования профессиональной компетенции экономистов»
|
12.20-12.40
|
Прошин Михаил Сергеевич
аспирант кафедры государственного, муниципального управления и социальной инженерии
«Теоретический аспект понятия педагогическое общение, стили преподавателя в системе профессионального обучения»
|
12.40-13.00
|
Минаева Елена Владимировна
аспирант кафедры охраны труда
«Формирование профессиональных компетенций специалистов в сфере техногенной безопасности в системе ссуз – вуз – послевузовское образование»
|
13.00-13.20
|
Квитковская Ангелина Анатольевна
к.п.н., доцент, зам. декана факультета подготовки кадров высшей квалификации АНПИ НПО
«Некоторые аспекты присуждения научных званий в системе подготовки научных и научно-педагогических кадров в РФ»
|
13.20-13.40
|
Городулина Валентина Викторовна
аспирантка кафедры социального страхования, экономики и управления предприятиями РГСУ
«Методология повышения качества и эффективности профессионального образования и обучения в педагогике»
|
13.40-14.00
|
Камалова Галия Наилевна
аспирантка кафедры социальной и семейной педагогики
«Система шахматного образования в РГСУ»
|
14.00-15.00
|
Обед
|
15.00–17.00
|
Обмен мнениями, дискуссия
|
Инновационные подходы и технологии в послевузовском обучении.
Дата проведения – 25 апреля 2011г.
Время
|
Мероприятие
|
Место проведения
|
10.00-11.00
|
Регистрация участников
|
ул. В. Пика, д. 4 стр. 2,
Зал диссертационных советов
|
10.00-17.00
|
Работа выставки
|
11.00-11.20
|
Открытие семинара.
Гапоненко Альбина Вячеславовна
к.п.н., доцент кафедры социальной экологии и природопользования, доцент
«Инновационные подходы и технологии в послевузовском обучении»
|
11.20-11.40
|
Мардахаев Лев Владимирович
д.п.н., проф., зав. кафедрой социальной и семейной педагогики
«Формирование профессиональных компетенций специалистов социальной сферы в системе послевузовского профессионального образования»
|
11.40-12.00
|
Корсакова Ирина Анатольевна
доцент кафедры социологии и философии культуры
«Роль субъективного фактора в интерактивных формах обучения»
|
12.00.-12.20
|
Квитковская Ангелина Анатольевна
к.п.н., доцент, зам. декана факультета подготовки кадров высшей квалификации АНПИ НПО
«Технологии формирования толерантных отношений в системе послевузовского обучения»
|
12.20-12.40
|
Ахметжанов Марат Тагирович
аспирант кафедры гражданского права и процесса
«Деловая игра как средство формирования профессиональной компетентности»
|
12.40-13.00
|
Леванова Елена Ивановна
аспирант кафедры общей психологии и психологии труда
«Формирование стрессоустойчивости работников патрульно-постовой службы с использованием тренингов»
|
13.00-13.20
|
Максимов Максим Геннадьевич
аспирант кафедры общей психологии и психологии труда
«Проблемная лекция и эвристическая беседа в курсе психологии»
|
13.20-13.40
|
Солина Екатерина Евгеньевна
аспирантка кафедры политической экономии и международных отношений
«Методические особенности организации курса «Экономики труда»»
|
13.40-14.00
|
Шестернева Анастасия Валерьевна
аспирантка кафедры финансов и кредита
«Технологии преподавания финансов социальной сферы»
|
14.00-15.00
|
Обед
|
15.00–17.00
|
Обмен мнениями, дискуссия
|
Технологии подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации.
Дата проведения – 30 мая 2011г.
Время
|
Мероприятие
|
Место проведения
|
10.00-11.00
|
Регистрация участников
|
ул. В. Пика, д. 4 стр. 2,
Зал диссертационных советов
|
10.00-17.00
|
Работа выставки
|
11.00-11.20
|
Открытие семинара.
Мардахаев Лев Владимирович
д.п.н., проф., зав. кафедрой социальной и семейной педагогики
«Подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации для социальной сферы – государственная задача»
|
11.20-11.40
|
Гапоненко Альбина Вячеславовна
к.п.н., доцент кафедры социальной экологии и природопользования, доцент
«Технологии подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации»
|
11.40-12.00
|
Зайцева Ольга Валентиновна
к.соц.н., доцент, первый зам. директора АНПИ НПО
«Повышение квалификации и переподготовка профессиональных кадров в Российской Федерации»
|
12.00.-12.20
|
Прохорова Лариса Викторовна
к.фил.н., доцент кафедры семейного и ювенального права
«Правовые аспекты подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации»
|
12.20-12.40
|
Казьмина Анна Владимировна
доцент кафедры защиты окружающей среды и промышленной безопасности
«Специфика подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации в сфере защиты окружающей среды»
|
12.40-13.00
|
Розумная Любовь Анатольевна
доцент кафедры социальной экологии и природопользования
«Самосовершенствование профессионального мастерства – основа карьерного роста»
|
13.00-13.20
|
Новохатская Эльвира Анатольевна
доцент кафедры охраны труда
«Организация научно-исследовательской работы студентов – предпосылка успешного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров»
|
13.20-13.40
|
Шмырёв Виктор Иванович
заведующий кафедрой защиты окружающей среды и промышленной безопасности
«Организация студенческого самоуправления в ВУЗе – основа подготовки высокопрофессиональных менеджеров»
|
13.40-14.00
|
Вишнякова Виктория Александровна
аспирантка кафедры политической экономии и международных экономических отношений
«Особенности подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации по направлению «экономика»»
|
14.00-15.00
|
Обед
|
15.00–17.00
|
Обмен мнениями, дискуссия
|
Отчетная продукция: В качестве отчетной продукции по реализации проекта представлены научно-методические материалы цикла обучающих семинаров для столичной молодежи «Технологии послевузовского обучения». Отчетные материалы в соответствии с Техническим заданием представлены на электронном носителе (CD) в формате Microsoft Word.
СОДЕРЖАНИЕ
Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе в высшей школе. 14
Инновационное развитие профессионального музыкального образования в контексте социальных и культурных процессов 24
Деловая игра как средство формирования компетенции бакалавров 31
Культурологические знания в иноязычном общении 35
Совершенствование профессиональных компетенций преподавателей вуза 46
Методология повышения качества и эффективности профессионального образования и обучения в педагогике 55
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА ОБЩЕЙ ЭКОЛОГИИ 67
Правовые аспекты и психофизиологические основы борьбы с алкоголизмом 74
Развитие социальной активности студентов в вузе как условие профессионального становления будущего специалиста 86
Система шахматного образования в РГСУ 96
Технологический аспект подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации посредством реализации программы дополнительной профессиональной квалификации «Преподаватель высшей квалификации». 101
Роль субъективного фактора
в интерактивных формах обучения 108
Иллюстрирование художественной литературы 117
Эмоциональное воздействие искусства
на младшего школьника как основа использования
арт-педагогики 132
Формирование стрессоустойчивости работников патрульно-постовой службы с использованием тренингов. 144
Проблемная лекция и эвристическая беседа в курсе психологии. 152
Формирование социально активной личности студента в процессе изучения политической психологии. 160
Организация практико-ориентированного обучения студентов с инвалидностью в ВУЗе 165
Социально-педагогические аспекты формирования толерантного сознания, толерантных отношений студентов факультета социальной педагогики во внеучебное время в вузе 171
Педагогические условия формирования толерантных отношений у студентов вуза 180
Теоретический аспект понятия педагогического общения, стили преподавателя высшей школы. 190
Влияние ценностных ориентаций на профессиональное самоопределение студентов ВУЗа 201
Эффективные формы и средства формирования научно-исследовательской компетенции будущего специалиста 208
Открытое программное обеспечение, используемое в современном школьном обучении 216
Методические особенности организации курса «Экономики труда» 230
Роль и значение правосознания как специфической формы «измерения» правовой реальности. 236
Социально-педагогические решения в профессиональной сфере деятельности специалиста по социальной работе по предупреждению неблагополучия в семьях военнослужащих 241
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ И УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 249
ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ 258
Организация студенческого самоуправления в ВУЗе 265
Особенности формирования профессиональной компетентности будущих экономистов. 268
|