Скачать 0.54 Mb.
|
На правах рукописи Раздольский Сергей Александрович Ядро и периферия адыгской культуры в ее трансформации 24.00.01 — Теория и история культуры АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук Ростов - на - Дону 2008 Диссертация выполнена на кафедре теории культуры, этики и эстетики факультета философии и культурологии Южного Федерального университета Научный консультант: доктор философских наук, профессор Драч Геннадий Владимирович Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор Иконникова Светлана Николаевна доктор философских наук, профессор Лубский Анатолий Владимирович доктор философских наук, профессор Ляушева Светлана Аслановна Ведущая организация: Русская христианская гуманитарная академия (Санкт-Петербург) Защита состоится на заседании диссертационного совета Д 212.208.11 по философским наукам при Южном федеральном университете по адресу: 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. Нагибина, 13, факультет философии и культурологи ЮФУ, ауд. 427. С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ЮФУ (г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148). Автореферат разослан « » 2008 года Ученый секретарь диссертационного совета М.В. Заковоротная Общая характеристика работы Актуальность темы исследования. В постсовременном мире, в котором глобализация порождает локализацию, а локализация глобализацию, особое значение приобретает изучение локальных культур, в том числе и культур этнических. Народам северокавказского сообщества предстоит войти в русло развития мировой цивилизации, им придется искать свое место в новом формирующемся мироустройстве, попытаться найти свой путь в будущее, по-новому осознать себя в контексте разворачивающихся в регионе и вокруг него социокультурных и геополитических процессов. Поэтому актуальным представляется изучение роли этнокультуры в разные исторические эпохи и в различных политических контекстах, а также определение принципов и методов анализа культуры как общественного явления, о ее целях и возможностях в социокультурном анализе, выявление условий, задач и границ осуществимости культурной политики на Кавказе в целом. Социальная трансформация, переживаемая Россией в условиях глобализации, изменяет уклад жизни народов, в том числе и их культурные ориентации. Какие структуры этнических культур и в какой степени затрагивают эти изменения, в каком направлении они происходят — все эти вопросы и ответы на них имеют большую значимость для понимания социокультурных практик как в России в целом, так в таких ее полиэтнических регионах, как Адыгея. Критическое переосмысление своей культурно-цивилизационной идентичности, которая чаще всего проявляет себя в формах самоопределения (социокультурного, этнополитического, национального), весьма остро осознается народами на всем постсоветском пространстве, но особенно, представителями кавказского сообщества. Культурная динамика российских этносов, в том числе и адыгского, становится в настоящее время предметом пристального внимания со стороны представителей различных научных дисциплин, прежде всего культурологи. На современном этапе развития российского общества особое значение имеет определение места и роли культуры в системе адыгского общества, ее соотнесенности с другими общественными явлениями, строения и функционирования в различных слоях, классах и группах, а также социальное содержание культуры. При этом задачи культурологического исследования и состоят в том, чтобы выявить те внутрикультурные силы адыгского этноса, которые управляют динамикой адыгской культуры в ее прошлом и настоящем, и которая на сегодняшний момент с особой остротой и драматизмом переживает свою социокультурную трансформацию. Для этого необходимо взглянуть на этнос не только как на средство достижения экономических и политических целей, но и как на способ удовлетворения фундаментальной потребности в определенной психологической стабильности современного общества, в устойчивости правил межличностного общения в межкультурном диалоге. В связи с этим исследование, посвященное изучению ядра, которое формировалось в прошлом социокультурного пространства Северного Кавказа, и периферии адыгской культуры в последующей ее трансформации, актуально как теоретически, так и практически. Актуальным является рассмотрение адыгской культуры в контексте выделения ее центральной части — ядра — и составляющих или окружения: институтов культуры, элементов, компонентов культуры, что стимулирует конкретное исследование в сфере обществознания и особенно культурознания. Так как ядро культуры вбирает в себя ценности, правила деятельности, эталоны, стандарты и нормы поведения, которые выработаны в истории этноса, то необходимо сконцентрировать внимание на структурах, в которых реализуется культурный компонент ядра адыгской культуры. Такое исследование позволяет нам провести содержательный анализ различных сфер общественной деятельности, ее социокультурной практики. Оно должно выработать единство подходов к философскому анализу парадигмы исследования адыгской культуры, развить концепцию адыгской культуры как социально-исторического явления. Изучив традиционное в адыгской культуре, можно понять, как традиции отвечают за связь между прошлым, настоящим и будущим, как они отвечают за целостность ядра адыгской культуры, которое формирует историю этноса на протяжении его жизни, что дает объяснение современным культурологическим процессам не только в Республике Адыгея, но и на всем Северном Кавказе. Степень научной разработанности темы История изучения адыгской культуры имеет богатую научную традицию. В работах историков, философов, культурологов, публицистов, писателей рассматривались различные аспекты адыгской культуры. При этом акцент делался на культуре как подсистеме общества, что характерно для советской исторической науки. С этнографических точек зрения в культуре рассматривались обычаи, традиции, религиозные верования адыгов. К анализу культуры адыгов и ее различных аспектов обращались многие исследователи. Все эти исследования можно разделить на три этапа: — первый этап – XIV-XIX вв. — подразделяется на периоды изучения адыгской культуры иностранными, адыгскими и русскими исследователями; — ко второму этапу можно отнести исследования, относящиеся к советскому периоду; — к третьему этапу относятся исследования 90-х гг. XX в. В работах европейских авторов ХIV-ХIХ вв., путешествовавших по Кавказу, взгляд на культуру адыгов различен: он объясняется теми задачами, которые стояли перед исследователями в конкретный исторический момент. Путешествия Иоганна Шильтбергера 1, христианского миссионера XVII в. Дж. де Лукки1, а также А. Олеария2 позволили заинтересованным читателям этого периода познакомиться с историей, обычаями, нравами, преданиями и образом жизни черкесов. К концу XVIII-XIX вв. — времени, когда Черкессию посетило большое число европейцев — военных, журналистов, дипломатов — относятся записки Эдинбургского миссионерского общества3, а также сборники документов (1787-1791), относящиеся к правлению Екатерины II4. Тэбу де Мариньи5, Дж. Белл6, Ф.де Монпере, Дж. Лонгворт7, Л.Я. Люлье8 , к началу XIX в. можно отнести труды И. Бларамберга9 — все эти исследователи по-своему относились к культуре адыгов и по-разному описывали увиденное. Особенно в культуре адыгов авторами отмечался закон гостеприимства и почтительности. Отдельно выступают исследования адыгских писателей-просветителей, которые условно также можно разделить на три периода. К наиболее значимым просветителям мы относим: Ш. Ногмова10, Хан-Гирея11, Адиль-Гирея Кешева12, С. Крым-Гирея (Инатова) 13, Б.М. Пачева14, Т. Кашежева15, Ю. Кази-Бека (Ахметукова)16. Взгляд со стороны и изнутри на культуру адыгов соединены у них с относительно достоверным историческим фоном, дополнены сведениями о социально-экономическом, культурном развитии, образе жизни, характере, поведении адыгов. В этот период культуру адыгов изучают русские исследователи. Их работы привлекают внимание после Кавказской войны XIX в.1 Культура адыгов представлена у них в форме простого обзора. Мнения этих авторов различны, они зависят от личностных установок исследователя. Общим для них является то, что все они работали в русле исторического подхода. К таким исследователям можно отнести С.М. Броневского2, Ф.К. Брун3, К.Ф. Сталя4, Н.Ф. Дубровина5, Ф.А. Щербину6, В.А. Потто7, П.А. Зубова, П.П. Короленко, Н.И. Воронова, А.И. Дроздовского8. Авторы оставили богатый и разносторонний историографический материал9, в котором поднимались вопросы культурной традиции, вопросы влияния географического и геополитического факторов, а также религии на культуру адыгов. Все это позволяет нам использовать их работы для переосмысления культуры адыгов с точки зрения неклассической модели исследования. Ко второму этапу можно отнести исследователей, работавших в советский период. Их работы посвящены изучению традиции и традиционной культуры в историческом аспекте. Анализируя имеющиеся архивные и литературные материалы, можно смело утверждать, что они написаны преимущественно как историко-этнографические, научно-краеведческие исследования10. Среди исследователей можно назвать следующих авторов: Я.Н. Раенко-Туранский1, К. Мишуриев2, И.А Наврузов3. В советской науке в 20-х гг. XX в. адыгская культура отдельно не изучалась. Рассматривались лишь отдельные аспекты культуры, носящие археологический характер. В начале 60-х годов XX в. в центре внимания исследователей находились вопросы истории культуры адыгов в советский период. А.В. Бурнышев4, П.Ф. Коссович, М.3. Азаматова, С.Н. Малых5, М.Г. Аутлев, Е.С. Зевакин, А.О. Хоретлева6 рассматривают культуру адыгов с позиции трансформации и перехода от традиционной к профессиональной, социалистической культуре. Работы авторов этого периода содержат материалы, характеризующие процесс социалистического преобразования культурной жизни Адыгеи в течение нескольких десятилетий после победы Октябрьской революции. Проблема традиции начала бурно обсуждаться в нашей стране в конце 70-х — начале 80-х годов XX в.7 М.И Мижаева8, З.М. Налоев9 обозначают новое научное направление, которое открыло широкие перспективы для адыгской фольклористики. В трудах М.И. Мижаева10, М.А. Шенкао11, А.Т. Шортанова12 и др. в рамках исторического подхода подробно описывается и анализируется мифология адыгов, их космологические и антропологические представления, исследуется пантеон адыгских богов. К третьему этапу относятся исследования 90-х гг. XX в. К этому времени можно отнести работы, которые включают вопросы, выходящие за рамки этнографии и истории13. В постсоветский период адыгскую культуру стали рассматривать с новых методологических позиций. Теперь исследователи рассматривают адыгскую культуру с точки зрения философско-культурологического подхода. Разработка культурологических проблем в адыговедении занимает все более значимое место. Опубликованы материалы оригинальных исследовательских проектов, коллективные монографии, сборники статей. Из современных работ, посвященных анализу и осмыслению традиционно-культурной проблематики, следует выделить монографию Р.А. Ханаху1, А.Ю. Шадже2, А.Д. Тлеужа3. Адыговеды, к которым относятся Б.Х. Бгажноков4, Х.М. Казанов5, Г.Х. Мамбетов6, К.Х. Мафедзев7, А.Х. Зафесов8, Р.Ж. Бетрозов9. С.А. Ляушева10, Т.А. Овсянникова11, К.Х. Унежев12 и др., поднимают малоизученные вопросы адыгской культуры. Эти авторы изучают вопросы, связанные с проблемой этнокультурных архетипов, их взаимосвязью и взаимообусловленностью с различными элементами адыгской культуры, проводят философский анализ содержания духовных ценностей, исследуют актуальные проблемы сохранения социокультурной идентичности и межкультурного диалога, разрабатывают проблемы развития адыгской культуры на современном этапе. Вопросы, связанные с «адыгагъэ» как ядром адыгской культуры, рассматриваются в работах А.Ю. Шадже13, С.А. Ляушевой14, Р.А. Ханаху15, Б.Х. Бгажнокова16. Ученые поднимают вопросы этикета, его значения и места в адыгской культуре. Этикет рассматривается авторами как ядро культуры адыгов, как основополагающий маркер. Этот вопрос, по мнению многих кавказоведов, является общим для народов кавказского сообщества и характеризует их своеобразие. Вопросы трансформации адыгской культуры частично затрагиваются в сборнике «Земля адыгов»1. Работа представляет собой исследование по истории заселения земель адыгов, в ней рассмотрены некоторые исторические аспекты трансформации и становления адыгской культуры. Таким образом, в отечественной и зарубежной литературе накоплен обширный материал по проблемам формирования культуры на Северном Кавказе в целом и в Адыгее, в частности. Тем не менее, из-за отсутствия научного описания адыгского этноса в целом, глубокого и всестороннего анализа главных особенностей истории, культуры, искусства, религии, языка, фольклора, литературы, образования возникают спорные вопросы в изучении адыгской культуры. У некоторых исследователей доминирует излишняя героизация и драматизация прошлого, а также сложные и острые проблемы современного состояния адыгской культуры. Философы, культурологи не всегда стремятся выйти за рамки описательных подходов — узко понимаемой традиционной этнографии. В связи с этим может создаться картина, при которой культурный мир адыгского этноса во многом ограничивается культурной историей периода архаики, замыкаясь на традиционном обществе. В изучении истории культуры адыгов актуальными остаются вопросы, связанные с ключевой проблемой выживания и развития культуры в условиях раздробленности единого когда-то этноса, проживающего в разных странах и на различных континентах. В связи с этим проблемными, по мнению некоторых исследователей, являются высказывания, что «важное место в воссоздании общечеркесской нации и ее культуры в последующем возрождении Черкесии должно принадлежать Всемирной Черкесской Ассоциации»2. Неоднозначными представляются работы, связанные с историей Кавказской войны XIX в. и ее последствиями для адыгской культуры. Необъективными можно назвать оценки некоторых исследователей культурного строительства в советский период, когда советская культура рассматривается как «гнет тоталитарного режима»3. Проблемными остаются вопросы, посвященные непосредственно философскому анализу и осмыслению понятия ядра культуры адыгов4. Таким образом, при всем богатом спектре исследовательских подходов к пониманию традиционной культуры остается ряд малоизученных или вовсе неизученных вопросов. Так, адыгская культура не рассматривалась с точки зрения ядро-периферийной методологии. В результате анализа работ различных ученых содержательная, функциональная и динамическая сущность ядра культуры раскрывает себя по-разному. Это зависит от того, какой культурологический ракурс изучения ядра культуры выбирает исследователь. Недостаточно проработаны проблемы структуры ядра адыгской культуры, в которых оно реализуется, а также воздействие цивилизационных процессов на само ядро и периферию культуры адыгов. Не изучены взаимосвязи и взаимодействия периферии традиционной культуры. Недостаточно изучены и требуют исследования в соответствии с новыми подходами и методами исследования трансформации адыгской культуры и факторы, влияющие на эту трансформацию. Анализ литературы, посвященной изучению ядра культуры, дает основание сделать вывод, что на сегодняшний день нет единой точки зрения на его содержание. Его функция ограничена и сведена лишь к духовному возрождению адыгской культуры. В материалах периодической печати 90-х годов в основном наблюдается социологический подход к этому понятию. В адыговедении вопросы периферии адыгской культуры в ее целостности не рассматривались. Не раскрыто содержание ядра, не изучены особенности его возникновения и функционирования. Соответственно — не рассматривались следующие вопросы: условия формирования ядра адыгской культуры, ценностные инварианты ядра, условия формирования периферии адыгской культуры, структура периферии ядра культуры. Не изучалась и трансформация периферии адыгской культуры. Эти и другие аспекты требуют изучения как на региональном уровне исследования, так и на уровне изучения мировой культуры. Таким образом, все выше перечисленное придает диссертационному исследованию проблемный характер. |
![]() |
Рабочая программа учебной дисциплины «основы трансформации тепла» Целью дисциплины является изложение с общих термодинамических и эксергетических позиций, основы теории трансформации тепла для различных... |
![]() |
Рабочая программа учебной дисциплины «основы трансформации тепла и процессов охлаждения» Целью дисциплины является изложение с общих термодинамических и эксергетических позиций, основы теории трансформации тепла для различных... |
![]() |
Монахова Светлана Социальная реклама (2011) России, привели к радикальным переменам в жизнедеятельности общества, к трансформации социальной системы и, в частности, многих социальных... |
![]() |
Бонни Гринвел. Энергии трансформации: путеводитель по кундалини киев: "София", 1996. 447 с |
![]() |
Ростислав Туровский Концептуальная электоральная карта постсоветской России 1 Этим она принципиально отличается от обычной географической карты, на которой могут быть показаны особенности голосований различных... |
![]() |
Ресурсы для учителей Ядро проекта электронная факсимильная библиотека, содержащая книги по истории, изданные в России в ХIХ начале ХХ века, труды русских... |
![]() |
План мероприятий Управления образования муниципального района «Печора»,... Привлечение внимания обучающихся и молодежи к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской... |
![]() |
Успенский Б. А. Избранные труды. Т семиотика истории. Семиотика культуры Трансляция, аккумуляция и трансформация европейской культуры в семиотической структуре российского общества XVIII века является определяющим... |
![]() |
Культурология Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология.... |
![]() |
Урок обобщения и систематизации знаний А. С. Пушкиным, и знакомство с вариантами трансформации прецедентных текстов из произведений А. С. Пушкина в художественные произведения... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |