Прочитайте несколько стихотворных отрывков и ответьте на вопросы: как представляли себе




Скачать 149.44 Kb.
Название Прочитайте несколько стихотворных отрывков и ответьте на вопросы: как представляли себе
Дата публикации 15.05.2014
Размер 149.44 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Культура > Документы
Культурология
Задания для самостоятельной работы на период карантина
Группы: 614-Прс, 922-Пж, 812-Пж, 812-Т, 822-Т, 713-Т, 614-М, 734-М
Подготовить устные ответы по вопросам для самопроверки по лекции № 6
Первый уровень усвоения

  1. Назовите и кратко охарактеризуйте основные художественные стили XIX века в Европе.

  2. Отметьте стилевые особенности ампира.

  3. Как Вы думаете, чем объясняется выдвижение на первое место в культурном развитии России XIX столетия литературы?

  4. Какие новые направления в искусстве появились в Европе в конце XIX в.? Какие виды искусств они охватили?

  5. Какие факторы повлияли на основные процессы и направления художественного творчества в начале XX века?


Выполните тестовые задания


  1. Определите художественный стиль. В этом стиле работали авторы социального романа: во Франции – Бальзак, Мопассан, Золя, Флобер; в Англии – Диккенс, Стендаль, Голсуорси; в России – Тургенев, Достоевский, Толстой:

А) критический реализм;

Б) романтизм;

В) импрессионизм;

Классицизм.


  1. Художники Моне, Мане, Дега, Ренуар ставили задачу наблюдения и передачу света. Они работали в стиле:

А) символизма;

Б) реализма;

В) импрессионизма;

Г) классицизма.



Второй уровень усвоения



  1. Продолжите ряд своими предложениями:


Французский писатель Стендаль сформулировал основные принципы эстетики реализма XIX в.:

  1. правдивость и историчность изображения жизни;

  2. типичность характеров и обстоятельств;











  1. Вставьте пропущенные направления модернизма в схему 6.2:

Схема 6.2




Третий уровень усвоения


  1. Прочитайте несколько стихотворных отрывков и ответьте на вопросы: как представляли себе мир и человека немецкие поэты?


Весь дикий мир – очаг огня, потоп.

(«Не смей молчать», Пауль Цех)
Трубный звук гремит вокруг.

Трупный смрад царит вокруг.

Трудный путь безбожных мук.

(«Бог умер», А. Эренштейн)
Но ведай:

Звериные дни настают.

(«Угроза», Готфрид Бенн)
Я, пленник пространства,

На смерть обреченный

И приговоренный ко сну.

(«Агасфер», А. Эренштейн)
Душа в отметинах распада.

(Готфрид Бенн)
Венец творенья, боров, человек.

Ступай куда положено – в свинарник.

(Готфрид Бенн).

Выполните тестовые задания к семинару № 6

  1. Какое искусство было в свое время названо «самым массовым из всех искусств»:

А) архитектура; В) кино;

Б) театр; Г) живопись.

  1. Технократия – это:

А) синоним техногенной цивилизации;

Б) политическая власть технической элиты;

В) метод технического исследования;

В) технический капитал.

  1. Дионисийские прзднества проходили в сопровождении:

А) флейт и свирелей;

Б) лир и кифар;

В) скрипки и органа;

Г) флейт и кифар.

  1. Понятие «техноэтика» включает в себя:

А) идеал техники и противопоставление его природе;

Б) научно-технический прогресс и артефакты;

В) базисные добродетели, долг, ценности, ответственность;

Г) технологию и автоматизацию.

  1. Массовая культура – порождение:

А) XIX века;

Б) XX века;

В) XVIII века;

Г) XXI века.

  1. Соотнесите основные институты общества и их символические черты:

А) деньги, торговля, марка; 1) религиозный;

Б) флаг, кодекс, хартия; 2) образование;

В) диплом, степень; 3) политический;

Г) крест, алтарь; 4) экономический.


  1. Какие выводы можно сделать из нижеприведенных фактов?

    • По данным ЮНЕСКО, каждый третий житель планеты носит очки.

    • ВСША нет учреждений, напоминающих наши «Дом ребенка» или сиротские дома. Там не бросают детей по причине бедности родителей или физических недостатков ребенка.

    • Специалисты считают, что здоровье человека на 91% зависит от него самого, и прежде всего от его образа жизни, а на 9% - от медицины.

    • На долю молодежи (15-30 лет) во всех странах мира приходится больше всего браков, но и больше всего разводов.

    • В Африке 1 телефон приходится на 330 жителей.




  1. Составьте два списка:




Индивидуальные потребности

Общественные потребности

1. ...


1. ...

  1. ...




2. ...

  1. ... и т.д.




3. ... и т.д.




  • Укажите, какие из указанных Вами потребностей относятся к фундаментальным, а какие – к нефундаментальным?

  • Определите, чем отличаются индивидуальные и общественные потребности?

  • Почему их у вас разное количество, или одинаковое, – объясните.

  • Определите, каким образом потребности связаны с темой «Культура личности и общества»?



  1. Объясните, почему?

  • Именно в портрете как жанре живописи так полно отражаются личностные характеристики человека?

  • Гуманитарное знание, в том числе и курс культурологии, повышает уровень индивидуальной культуры?

  • В эпоху Средневековья дамские костюмы стали шить более узко, обрисовывая верхнюю часть фигуры, а юбка приобрела шлейф. Церковь все время боролась со шлейфами, называя их «чертовыми хвостами». Наказание было иногда весьма значительным – отлучение от церкви. Почему?

  • Идеал делового человека, бизнесмена привел к изменениям в его костюме?

  • Важно знать основные положения этики денежных взаимоотношений?




  1. Заполните помещенную ниже таблицу.





Карманные деньги






Левые деньги






Отмывание денег








  • Придумайте сами определение этим понятиям на основе жизненного опыта,

сведений из СМИ.

  • Расскажите об одном из этих явлений подробнее.



Попытайтесь решить устно предлагаемые задачи , будьте готовы представить свою точку зрения на представленные проблемы на следующем семинарском занятии
Проблемные задания


  1. Прочитайте слова поэта XX в. Игоря Губермана и ответьте на проблемные вопросы:

«Российский нрав прославлен

в мире, его исследуют везде.

Он так диковинно обширен,

что сам тоскует по узде».

  • Какую проблему нашего семинара иллюстрирует данный стихотворный отрывок?

  • Приведите примеры из истории развития русской культуры, когда государство и власть пытались «накинуть узду» на нее.

  • Существует мнение, что историю развития нашего государства чаще определяли его вожди, лидеры. Не относится ли это утверждение и к культуре нашей страны? Свое мнение обоснуйте.

  1. Образ России – степной кобылицы – летящей, несущейся вскачь, прекрасно воссоздал Александр Блок в поэме «На поле Куликовом»:

«И вечный бой! Покой нам только снится.

Сквозь кровь и пыль…

Летит, летит степная кобылица

И мнет ковыль…

Покоя нет! Степная кобылица

Несется вскачь!

  1. Российское общество менялось вдруг, скачкообразно, без длительной подготовки.

  • Проиллюстрируйте эту особенность развития России с культурологической позиции (приведите примеры из истории развития культуры в России).


Культурология

Задания для самостоятельной работы на период карантина
Группа: 812-Д




Вопросы для самопроверки по лекции № 7 (устно)

Первый уровень усвоения

  1. Укажите и кратко охарактеризуйте основные периоды развития культуры в России.

  2. Назовите основные памятники культуры славянской древности.

  3. Расскажите об основных составляющих культуры эпохи Киевской Руси.

  4. Какие памятники литературы, зодчества и иконописи были созданы в период феодальной раздробленности. Какие художественные школы этого периода Вам известны?

  5. Проиллюстрируйте конкретными примерами понятие «обмирщение культуры» XVI-XVII вв.



Второй уровень усвоения

  1. Установите соответствие между авторами и их работами:

А) Андрей Рублев; 1) «Спас Нерукотворный»;

Б) Федор Конь; 2) «Собор Василия Блаженного»;

В) Дионисий; 3) Смоленская крепостная стена;

Г) Аристотель Фиораванти; 4) «Троица»;

Д) Барма и Постник; 5) «Богоматерь Одигитрия»;

Е) Симон Ушаков; 6) Успенский собор в Москве.


  1. Найдите в приведенном списке технические приемы древнерусских ювелиров, распространенные в Киевской Руси в декоративно-прикладном искусстве:

А) филигрань; Б) навь; В) зернь; Г) триптих; Д) чернь; Е) явь.


  1. Запишите слово, пропущенное в фразе:

«Высшее духовенство носило поверх одежды на цепи небольшую иконку, которую называли _________________________________________.


  1. Прочтите отрывок из текста и определите, о какой доктрине идет речь? Впишите пропущенное в текст.

«В посланиях Филофея, монаха псковского Елеазарова монастыря, к великому князю Василию III и царю Ивану IV наиболее последовательно была изложена теория ____________________________________________________________, утверждавшая идею преемственности и ведущей роли Российского государства в православном христианском мире после утраты ее Константинополем».


  1. Соотнесите отрывки из былин и картины В. М. Васнецова:

А) «Словно ястреб взглянул с высоты небес.

Вот о землю царь стукнул палкою.

И дубовый пол на полчетверти

Он железным пробил наконечником».

Б) «Как прямо ехати –

Живу не бывати.

Нет пути ни прохожему,

Ни проезжему, ни пролетному...

Направу ехати – женатому быти, налево – богату быти».

В) «И вина кровавого тут недостало,

Тут и пир докончили

Храбрые русичи:

Сватов напоили,

А сами полегли

За землю русскую».
1) «После побоища»; 2) «В горнице Московского дома»; 3) «Царь Иван Грозный»;

4) «Витязь на распутье»; 5) «Три богатыря»; 6) «Алёнушка»; 7) «Баян».
Третий уровень усвоения


  1. Заполните помещенную ниже таблицу. В левом столбике даны понятия, а в правый надо записать их определения.




Понятия

Определения

1. Хмурень, сечень, серпень, грудень.




2. Мокошь, Ярило, Род, Сварог.




3. «Умозрение в красках».



4. «Застывшая музыка».



5. Монастырь.



6. Братина.



7. Старообрядцы.






  1. Проиллюстрируйте конкретными примерами эти понятий.

  2. Дайте краткую характеристику любому государственному деятелю или деятелю культуры этого периода (Ярослав Мудрый, Сергий Радонежский, Андрей Рублев, А. Л. Ордин-Нащокин, С. Лихуд, С. Полоцкий, Никон).

Выполните тестовые задания к семинарскому занятию № 7


  1. К какому веку относится Русское Предвозрождение:

А) XIV;

Б) XV;

В) XVI;

Г) XVII.

  1. Фрески в псковской церкви Преображения на Ильине улице выполнил:

А) Андрей Рублев;

Б) Феофан Грек;

В) Дионисий;

Г) Симон Ушаков.

  1. 12-томный свод «Минеи-Четьи» написан в основном:

А) митрополитом Макарием;

Б) Филиппом Колычевым;

В) Андреем Курбским;

Г) патриархом Никоном.

  1. В шатровом стиле построены:

А) Софийский собор в Киеве;

Б) Золотой дом Нерона;

В) Георгиевский собор в Новгороде;

Г) церковь Вознесения в Коломенском.

  1. Автор теории «Москва – Третий Рим»:

А) псковский игумен Филофей;

Б) протопоп Аввакум;

В) Сергий Радонежский;

Г) митрополит Филарет;

  1. Непримиримые противники церковной реформы XVII в.:

А) Ферапонт и Феодосий;

Б) Иван Грозный и Андрей Курбский;

В) Никон и Аввакум;

Г) Макарий и Филофей.

7. Славяно-греко-латинская академия открыта в:

А) XIV в.;

Б) XV в.;

В) XVI в.;

Г) XVII в.

8. Дивное узорочье – так современники определили стиль XVII века на Руси в:

А) декоративно-прикладном искусстве:

Б) живописи;

В) зодчестве;

Г) скульптуре.


9. Согласны Вы с приведенным суждением или нет? Подтвердите или опровергните мнение Сперанского М. М.

«Я хотел бы, чтобы кто-нибудь указал мне, какая разница в отношениях крепостных крестьян к их господам и дворян к неограниченному монарху. Разве последний не имеет над дворянами такой же власти, как они над своими рабами? Я нахожу только два класса: рабов самодержца и рабов землевладельцев. В России нет свободных людей».

  • Можно ли дополнить список особенностей национального менталитета русских наличием рабской психологии?

  • Кто такой Сперанский М. М.?

  • Значимо ли его мнение?




  1. Известны слова Ключевского о том, что Московское государство родилось на Куликовом поле, а не в скопидомном сундуке Ивана Калиты.

  • Как Вы понимаете эти слова? Выскажите свои суждения.




  1. Русский философ Н. А. Бердяев писал:

«Московский период был самим плохим периодом в русской истории, самым душным, наиболее азиатско-татарским по своему типу…»

  • Относится ли это утверждение, на Ваш взгляд, и к истории развития русской культуры?

  • Приведите примеры из истории развития культуры этого периода, подтверждающие или опровергающие данное суждение.




  1. Прокомментируйте стихотворение «Я русский» поэта Константина Бальмонта (1867-1942).

  • Какие цивилизационные и культурные особенности русского менталитета подчеркивает поэт?

Я русский, я русый, я рыжий.

Под солнцем рожден и возрос.

Не ночью, не веришь? Гляди же

В волну золотистых волос.
Я русский, я рыжий, я русый.

От моря до моря ходил.

Низал я янтарные бусы,

Я звенья ковал для кадил.
Я рыжий, я русый, я русский.

Я знаю и мудрость и бред.

Иду я – тропинкою узкой,

Приду – как широкий рассвет.


  1. Подумайте, выскажите свою точку зрения и аргументируйте ее.

Если бы Вам предложили нарисовать Россию в облике человека, то Вы будете рисовать ее в облике женском или мужском?

  • В чем исток жизненности российской цивилизации и культуры?


Познакомьтесь с глоссарием по теме

«Культура Древней и Московской Руси»

Глоссарий

«Апостол»

Богослужебная книга, содержащая почти весь Новый Завет, за исключением Евангелий.

Апсида

Полукруглый, иногда снаружи граненый, выступ в восточной части церкви, в котором расположен алтарь. Если церковь имеет не одну, а три апсиды, то в боковых расположены жертвенник и дьяконник.

Барабан

Вертикальная цилиндрическая вставка под куполом, прорезанная окнами и служащая для освещения церкви.

Генезис

Момент возникновения и последующего развития.

Закомара

Полукруглое завершение членения фасада, отвечающее конструкции перекрытия, т. е. торцу цилиндрического свода.

Квадрифолий

Четырехлепестковый план зданий в виде четыре соединенных полукружий.

Кокошник

То же, что и закомара, но не отвечающая конструкции и имеющая чисто декоративный характер.

Кремль

Центральная часть древнерусских городов, обнесенная крепостными стенами с башнями. Кремль включал в себя комплекс оборонительных, дворцовых и церковных сооружений. Обычно располагался на высоких местах, на берегу реки или озера и был ядром города. До XIV в. назывался детинцем.

Ксилография

Гравюра на дереве.

Неф

Продольное помещение внутри церкви. Если нефов несколько, то они отделяются друг от друга рядами столбов (колонн).

Обмирщение

Освобождение культуры от подчинения ее церкви, канонам.

Парсуна

Искажение слова «персона» (от лат. persona – личность, лицо). Портретный жанр в XVII в.

Придел

Часовня, пристроенная к церкви.

Псалтырь

Сборник псалмов, молитвенных песнопений, входящих в Ветхий завет.

Раскол

Результат проведенной патриархом Никоном церковной реформы, унифицировавшей все церковные обряды по греческому образцу. Противники реформы, требовавшие возврата к старым традициям, назывались старообрядцами.

Священное писание

Книги, содержащие основополагающие идеи той или иной религии и воспринимаемые верующими как данное свыше посредством откровения. Христианство – Библия, иудаизм – Танах, ислам – Коран, индуизм – Веды, буддизм – Трипитака.

Секуляризация

Процесс освобождения всех сфер общественной и личной жизни из-под влияния религии и церкви.

Соборность

Самобытность русской общественной организации, в основе которой лежит прославление с его принципом решения богословских проблем на вселенских соборах. Идею соборности русского народа впервые выдвинул Хомяков А. С. (славянофил)

Часослов

Церковно-богослужебная книга, содержащая псалмы, молитвы, песнопения и другие тексты богослужения.

Уния

Объединение православной и католической церквей с признанием главенства папы римского при сохранении своих обрядов и богослужений.

Характер

Характер – это совокупность психологических особенностей человека, проявляющихся в его поведении, действиях.


Этнос

Племя, народ, нация – исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей. Каждый этнос образует определенную культурную целостность, единство их психического склада.


Рекомендуемая учебная и дополнительная литература к теме

  1. Балакина Т. И. История русской культуры. – М., 1997.

  2. Даниэль С. М. Библейские сюжеты. – СПб., 1994.

  3. Емонохова Л. Г. Мировая художественная культура. – М., 2001.

  4. Искусство. Живопись, Скульптура. Архитектура, Графика. Кн. для учителя. В 3-х ч. Ч. 3. Русское искусство. Советское искусство /Сост. М. В. Алпатов, Н. Н. Ростовцев. – 4- е изд., испр. и доп. – М., 1989.

  5. История русского искусства. В 3-х т. – Т. I. Искусство X-первой половины XIX века /Под ред. М. М. Раковой и И. В. Рязанцева. – М., 1991.

  6. Кононенко Б. И. Большой толковый словарь по культурологии. – М., 2003.

  7. Культурология: Учеб. Пособие для вузов /Под ред. Проф. А. Н. Марковой. – 3-е изд. – М., 2006. – С. 106.

  8. Оганесян А. А. Культурология. – М., 2001.

  9. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. – М., 1987.

  10. Шульгин В. С., Кошман Л. В., Зенина М. Р. Культура России. IX-XX вв. – М., 1996.

  11. Энциклопедический словарь по культурологии /Под ред. А. А. Радугина. – М., 1997.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Прочитайте несколько стихотворных отрывков и ответьте на вопросы: как представляли себе icon 3. Прочитайте утверждения и ответьте на них да» или «нет»
«Союзе 17 октября» представлены сведения и о других партиях начала ХХ века. В статье 10 предложений. Они пронумерованы. Разделите...
Прочитайте несколько стихотворных отрывков и ответьте на вопросы: как представляли себе icon А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
Читая фрагмент, ответьте на вопросы, связывающие его содержание с содержанием романа
Прочитайте несколько стихотворных отрывков и ответьте на вопросы: как представляли себе icon Тема 1, Техника речи
Тренировка дыхания в процессе чтения стихотворных текстов: Пушкин А. С. «19 октября», «Пророк», «Зимнее утро», «Осень», «Я памятник...
Прочитайте несколько стихотворных отрывков и ответьте на вопросы: как представляли себе icon Евгения Онегина" Роман "
Роман содержит в себе несколько частей, которые при желании можно рассматривать как самостоятельные произведения в контексте цикла....
Прочитайте несколько стихотворных отрывков и ответьте на вопросы: как представляли себе icon Рассказ написан с большой любовью к природе. Чувствуется, что писатель...
Упражнение Познакомьтесь с отзывом о прочитанном произведении, ответьте на вопросы
Прочитайте несколько стихотворных отрывков и ответьте на вопросы: как представляли себе icon Наталия Михайлова о прочитанной книге о писательском творчестве
Пришвина, переполненные удивительным чувством особенной, умной любви и интересом ко всему случающемуся. Выписала несколько отрывков,...
Прочитайте несколько стихотворных отрывков и ответьте на вопросы: как представляли себе icon Дейл Карнеги Как перестать беспокоиться и начать жить Сканирование Faiber, апрель 2006
Человеком? Как помочь близким и дорогим людям разобраться в себе? Как найти себя? Как перестать беспокоиться и начать жить? На эти...
Прочитайте несколько стихотворных отрывков и ответьте на вопросы: как представляли себе icon Семь горизонтов Силы. 2-е изд., перераб. М: Ооо
Как достичь глубинного раскрытия силы в себе? Понять принцип, осознать, что сила — не самоцель, а средство достижения результата?...
Прочитайте несколько стихотворных отрывков и ответьте на вопросы: как представляли себе icon Литература От издательства Как читать? Вопрос не праздный, хотя,...
Рочитанное? Что такое читательский талант—природный дар или результат упорного труда? Благо или блажь быстрое чтение? А медленное—недостаток...
Прочитайте несколько стихотворных отрывков и ответьте на вопросы: как представляли себе icon Ковальков А. В. – Как похудеть? Стратегия победы над весом
Каждый человек, страдающий ожирением или просто имеющий лишний вес, рано или поздно задает себе вопрос: «Что со мной? Почему я не...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции