Скачать 154.46 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Т.П.Леонтьева И.В.Чепик ПРОГРАММА факультативных занятий по английскому языку «КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ» для VII-VIII классов общеобразовательных учреждений с русским и белорусским языками обученияМинск - 2009ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма факультативных занятий «Культура речевого общения» предназначена для VII-VIII классов общеобразовательных учреждений и рассчитана на 70 часов. Актуальность данного курса обусловлена необходимостью подготовки учащихся к межкультурному общению и значимостью достижения главной цели обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе – формирования многоязычной поликультурной личности, способной и готовой к взаимодействию с коммуникантами, являющимися носителями разных языков и культур. Целью программы факультативных занятий выступает овладение учащимися основами культуры речевого общения на изучаемом языке, что предполагает усвоение школьниками норм и правил межкультурного взаимодействия и умение учитывать их в своем речевом поведении в различных ситуациях иноязычного общения. Задачи факультативных занятий предусматривают формирование у учащихся знаний о / об:
- особенностях невербальных средств общения в соизучаемых языках и др. У учащихся должны быть также сформированы умения: - строить свое речевое поведение с учетом ситуации общения и характеристик собеседника; - использовать приобретенный речевой и социокультурный опыт для компенсации пробелов в коммуникации, обусловленных дефицитом языковых средств; - осуществлять учебное сотрудничество с другими учащимися в процессе речевого взаимодействия (обменяться информацией, принять совместное решение) и др. Программа факультативных занятий «Культура речевого общения» предусматривает также реализацию образовательных, воспитательных и развивающих целей. Достижение образовательных целей должно способствовать обогащению индивидуальной картины мира учащихся, осознанию особенностей родной культуры, расширению филологического кругозора, развитию национального самосознания и др. Реализация воспитательных целей предполагает формирование качеств и характеристик, необходимых для успешного межкультурного взаимодействия в условиях диалога культур (уважительное отношение к представителям других культур, толерантность, тактичность и доброжелательность, социокультурная наблюдательность и др.). Достижение развивающих целей программы факультативных занятий должно способствовать развитию памяти, внимания, воображения, культуры мышления, а также эмоционально-волевой и мотивационной сфер личности. В связи с тем, что культура речевого общения представляет собой многоплановое и многоуровневое явление, в рамках факультативных занятий основное внимание следует уделять таким значимым ее аспектам, как стилистическая правильность (уместность) высказывания и речевой этикет. В первом случае имеется в виду соответствие используемых языковых средств определенным ситуациям общения (официальным или неофициальным), что соотносится с тремя регистрами: нейтральным, неформальным и формальным. Учитывая этап обучения, а также небольшой объем учебного времени, выделяемого на факультативные занятия, программа предусматривает работу с двумя регистрами – неформальным и формальным. Овладение особенностями формального и неформального межкультурного общения осуществляется в процессе обучения речевому этикету. Речевой этикет – это совокупность национально-специфических норм речевого и неречевого поведения, обязательных для стандартных ситуаций общения в стране изучаемого языка. Незнание национальной специфики норм поведения, отраженных в этикете, вынуждает учащихся при встрече с носителем языка опираться на правила и предписания, присущие их родной лингвокультуре, следствием чего являются не совсем корректные речевые поступки и нарушение взаимопонимания между коммуникантами. Обучение речевому этикету в рамках факультативного курса предполагает развитие у учащихся определенных умений и навыков, к числу наиболее значимых из которых относятся:
Организация образовательного процесса Организация факультативных занятий осуществляется с использованием таких способов и приемов обучения, как драматизация, ролевая игра, моделирование ситуаций, выполнение этюдов, тестов и др. Следует использовать широкий спектр средств обучения: аудио- и видеозаписи, лингвострановедческие справочники, памятки, рекомендации, а также дидактические раздаточные материалы, включающие опорные карточки, функциональные схемы, ролевые задания и т.п. В целях интенсификации самостоятельной работы учащихся важно также применять обучающие и контролирующие компьютерные программы, мультимедийные курсы и Интернет-ресурсы. Обучение культуре речевого общения, в частности, речевому этикету, целесообразно проводить с учетом трех основных этапов: ознакомление, тренировка и применение. На этапе ознакомления учащимся предъявляются аутентичные образцы речевого поведения в типичных ситуациях межкультурного общения в стране изучаемого языка, представленные с помощью печатных текстов, аудио- и видеозаписей. Они знакомятся с правилами социально приемлемого речевого и неречевого поведения на основе памяток, рекомендаций, лингвострановедческих комментариев. Этап тренировки предусматривает моделирование ситуаций этикетного общения и их проигрывание, драматизацию в условиях, приближенных к реальной коммуникации и предусматривающих осуществление речевых действий с различной функциональной направленностью и стилистической окраской. Рекомендуется также применять отдельные приемы интенсивного обучения, например, джазовые мелодии (Jazz Chants) в качестве ритмической и мелодической основы для запоминания той или иной формулы речевого этикета. Учащимся предлагается, разделившись на две группы, ритмично проговорить диалогическое единство этикетного характера, а затем пропеть его на ритмичную джазовую мелодию, меняясь ролями и по возможности сопровождая речь соответствующими жестами. На данном этапе эффективно использовать обучающие тесты, содержащие не только ключи, но и краткие комментарии, поясняющие, почему тот или иной вариант ответа является ошибочным, не аутентичным. Задания в тестах могут включать: выбор правильного варианта формулы речевого этикета согласно официальной / неофициальной ситуации общения; соотнесение высказываний, принадлежащих к разным регистрам (формальному и неформальному), но реализующим одну и туже функцию; заполнение пропуска адекватной репликой и др. Важно, чтобы в тестах были предусмотрены задания для овладения навыками неречевого поведения, как на рецептивном, так и на репродуктивном уровнях. Этап применения предполагает широкое использование ролевых игр, в которых развивается умение учащихся варьировать формы своих высказываний, выбирать официальный или неофициальный стиль речи, исходя из самостоятельной ориентировки в условиях речевого общения. Большим потенциалом обладает и полилогическое общение, в ходе которого значение придается умениям слушать и слышать собеседника, вежливо прерывать его, давать эмоциональную оценку обсуждаемому. На этом этапе также могут использоваться тесты, но уже контролирующего характера. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Содержание обучения организуется исходя из сфер общения и их предметно-тематического содержания, определяемых государственным стандартом общего среднего образования и учебной программой по иностранным языкам (Минск, 2009) для данного этапа обучения. В содержании программы факультативных занятий представлены типичные ситуации этикетного общения, основные коммуникативные задачи и речевые функции, реализуемые в ходе общения. VII КЛАСС 35 часов Социально-бытовая сфера общения (18 часов) Ситуация: Знакомство с зарубежным сверстником / гостем Коммуникативные задачи:
Ситуация: Обсуждение интересов и любимых занятий членов семьи Коммуникативные задачи:
Ситуация: Обращение за помощью в незнакомом городе / деревне Коммуникативные задачи:
Ситуация: В магазине / супермаркете / на рынке Коммуникативные задачи:
Ситуация: Покупки (одежды, обуви и др.) Коммуникативные задачи:
Учебно-трудовая сфера общения (2 часа) Ситуация: Посещение школы / класса зарубежного сверстника Коммуникативные задачи:
Социально-культурная сфера общения (12 часов) Ситуация: В гостях у зарубежного сверстника в день рождения / в праздничный день Коммуникативные задачи:
Ситуация: Планирование выходного дня Коммуникативные задачи:
Ситуация: Обсуждение досуга, любимых занятий Коммуникативные задачи:
Социально-познавательная сфера общения (3 часа) Ситуация: В туристическом агентстве Коммуникативные задачи:
VIII КЛАСС 35 часов Социально-бытовая сфера общения (10 часов) Ситуация: Обсуждение особенностей национальной кухни Коммуникативные задачи:
Ситуация: В кафе / ресторане быстрого обслуживания Коммуникативные задачи:
Ситуация: В банке / обменном пункте Коммуникативные задачи:
Учебно-трудовая сфера общения (4 часа) Ситуация: Знакомство со школьными традициями Коммуникативные задачи:
Социально-культурная сфера общения (16 часов) Ситуация: Обсуждение книги, литературного / музыкального жанра Коммуникативные задачи:
Ситуация: Обмен мнениями о любимых писателях / актерах Коммуникативные задачи:
Ситуация: Планирование посещения концерта / кинотеатра / театра Коммуникативные задачи:
Ситуация: Обмен впечатлениями после концерта /фильма / спектакля и др. Коммуникативные задачи:
Социально-познавательная сфера общения (5 часа) Ситуация: Обсуждение обычаев и национальных традиций Коммуникативные задачи:
ЯЗЫКОВОЙ МАТЕРИАЛ
Образцы аутентичных формул речевого этикета, используемых при решении коммуникативных задач Introducing yourself / someone Informal: How do you do? My name’s Peter Little; Hello! / Hi! I’m Peter. By the way, do you know each other? Pete, meet Ann. Formal: May I introduce myself…? First let me introduce myself… Have you ever met Michael Smith? Oh, Paul, I’d like you to meet Mary Parker. Answering an introduction Informal: How do you do? Pleased / glad to meet you. Hello, Jane. Formal: I’ve been looking forward to meeting you for some time; I’m delighted to meet you; No, I don’t think I do. Thanking Informal: Thank you (very much); Many thanks; Thanks a lot; Thank you very much indeed. Formal: I’m (really) very grateful to you (for); I do appreciate very much; I really can’t thank you enough. Responding to thanks Informal: Not at all; It’s a pleasure / my pleasure; You’re welcome; That’s all right. Formal: I’m glad to have been able to help; Delighted I was able to help; It was the least I could do. Offering something Informal: Would you like…?; Will you have…?; Please, help yourself to…. Formal: Could I offer you…?; What would you say to…?; Allow me to pass you… Saying goodbye Informal: Bye!; Bye-bye!; See you soon / later / tomorrow; Take care. Bye! Cheerio! Formal: I’ll look forward to seeing you soon; Goodbye for now; Lots of love, Mary. ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ По завершению курса факультативных занятий учащиеся должны овладеть основами использования изучаемого языка как средства межкультурного общения с учетом национально-специфических норм речевого и неречевого поведения в стандартных ситуациях общения. У школьников должен быть развит комплекс умений, позволяющих им успешно вступать в речевой контакт с носителем изучаемого языка и культуры, поддерживать и завершать общение, используя аутентичные речевые формулы соответственно официальной / неофициальной ситуации речевого взаимодействия и статусу собеседника. Предполагается также, что учащиеся научатся распознавать национальную специфику жестов, мимики, телодвижений, сопровождать свою речь паралингвистическими средствами общения. Приобретенные учащимися знания, навыки и умения будут способствовать предотвращению возникновения культурных барьеров и в целом социокультурному образованию школьников. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
|
Программа факультативных занятий по английскому языку «введение в... Программа факультативных занятий «Ведение в мир иностранного языка» предназначена для начальной ступени обучения (I-II классы) общеобразовательных... |
Программа факультативных занятий по английскому языку «Страноведение... Программа факультативных занятий по страноведению Великобритании и США разработана на основе Концепции учебного предмета «Иностранный... |
||
Программа факультативных занятий для IX-XI (X-XI) классов Предлагаемая учебная программа факультативных занятий разработана на основе программы вступительных испытаний в полном соответствии... |
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и культура общения (Практическая... Долининой Т. А., Архаровой Д. И., Дзюбы Е. В. Данная программа является преемственной к программе «Речь и культура общения (риторика... |
||
Программа факультативных занятий по математике для III v классов общеобразовательных учреждений Целью факультативных занятий «Путешествие в страну Занимательной математики» является повышение уровня математического развития учащихся.... |
Обобщающий факультативный курс по всемирной истории новейшего времени... Предлагаемая учебная программа факультативных занятий разработана на основе программы вступительных испытаний в полном соответствии... |
||
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и культура общения» Рабочая программа по учебному предмету «Речь и культура общения» предназначена для 7- 8-х классов. Рабочая программа разработана... |
Рабочая программа по английскому языку для 2-4 классов автор: В.... Результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по английскому языку |
||
Программа факультативных занятий для VI класса ... |
Программа факультативных занятий по китайскому языку «практикум по чтению» для V-VI классов Чтение как разновидность информационной, поисковой и познавательной деятельности человека занимает особое место в образовании, развитии... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |