Приложения
(по Мероприятию 13)
Приложение 1
Учебно-методические материалы для курсов повышения квалификации «Народная художественная культура как фактор сохранения и развития семейных ценностей и традиций у детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях интегрированного обучения»
Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки слушателей трёх циклов семинаров в рамках курсов повышения квалификации по теме: «Народная художественная культура как фактор сохранения и развития семейных ценностей и традиций у детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях интегрированного обучения».
Слушатель по прохождению курсов повышения квалификации должен:
ЗНАТЬ
|
Основные формы народной художественной культуры, соответствующие им теоретические понятия, историю их возникновения, тенденции развития; специальные категории народной музыкальной традиции; основные психолого-педагогические составляющие семейно-ориентированной педагогики в условиях интегрированного обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.
|
УМЕТЬ
|
Анализировать основные проблемы обучения детей с ОВЗ в условиях коррекционного, интегрированного и инклюзивного образовательного пространства; применять на практике семейно-ориентированные технологии обучения детей с ОВЗ игре на народных музыкальных инструментах.
|
ВЛАДЕТЬ НАВЫКАМИ
|
Самостоятельного анализа, выбора соответствующих технологий, проектирования форм и методов взаимодействия в процессе обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста народному музыкального исполнительству; трансляции, сохранения и развития семейных традиций средствами народного музыкального творчества.
|
Быть компетентным
|
В основных понятиях, направлениях народной музыкальной традиции; в программах музыкального развития детей с ОВЗ; в специфике обучения детей с ОВЗ в условиях коррекционного, интегрированного и инклюзивного образования; в подготовке и реализации программ семейно-ориентированного обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста, детей с ОВЗ.
|
Пояснительная записка
Цель проведения трёх циклов семинаров: получение слушателем теоретических и практических знаний и компетенций в освоении народной художественной культуры как фактора сохранения и развития семейных ценностей и традиций с последующим применением в профессиональной деятельности в процессе взаимодействия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в условиях интегрированного обучения.
Задачи:
-совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, компетенций педагогических работников коррекционных школ по реализации в целостном учебно-воспитательном процессе технологий интегрированного обучения посредствам народных музыкальных традиций;
-решение проблемы ранней комплексной реабилитации детей с различными физиологическими отклонениями на материале народного художественного творчества.
-ознакомление с процессом развития познавательной деятельности и личностной сферы ребенка на материале народного музыкального творчества.
-освоение игровых методов обучения детей групп коррекционного развития на основе музыкального фольклора.
- освоение методики формирования интеллектуальной сферы учащихся в процессе коррекционного обучения посредством различных видов народного искусства.
Результаты - «методический портфель», основанный на:
-получении широкой теоретико-практической базы в области освоение народной художественной культуры, народной музыкальной традиции;
-расширении знаний слушателей курсов о возможностях и специфических особенностях коррекционного, интегрированного и инклюзивного образования в контексте обучения детей с ОВЗ;
-освоении слушателями психолого-педагогических основ работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
-овладении знаниями в области теоретико-методологических и организационно- педагогических условий создания семейно-ориентированной системы обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста;
-освоении педагогами-слушателями современных методических комплексов и технологий обучения игре на народных музыкальных инструментах в целях сохранения и развития традиционных семейных ценностей в условиях интегрированного обучения.
Формы занятий: сочетание аудиторных занятий, основанных на различных, в том числе интерактивных формах освоения учебного содержания, и практической работы, ориентированной на включение освоенного методического инструментария в реальную практику работы. Основной формой организации занятий является работа слушателей в мини-подгруппах. Формы отчёта данных курсов проходят в формате круглых столов.
Программа включает в себя три цикла семинаров, каждый из которых 24 часа, общим числом 72 академических часа.
Программа курсов предназначена для педагогических работников коррекционных школ, групп ДОУ, а также педагогов работающих с детьми с ОВЗ в условиях интегрированного и инклюзивного образования, в том числе дополнительного (школы искусств, центры детского творчества и т.п.).
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
трёх циклов семинаров
«Народная художественная культура как фактор сохранения и развития семейных ценностей и традиций у детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях интегрированного обучения»
№
п/п
|
Наименование разделов и
тем дисциплины
|
Содержание модуля
|
ЦИКЛ 1. Феномен народной художественной культуры в контексте сохранения и развития института семьи (24 часа)
|
Модуль 1
|
Народная музыка в контексте осмысления отечественной художественной культуры
|
Содержание понятия народная музыкальная традиция: философско-культурологический взгляд. Роль и место народной музыкальной традиции в структуре отечественной художественной культуры.
|
Модуль 2
|
Ценностное осмысление народной музыкальной традиции как ресурс сохранения и развития института семьи
|
Народная музыкальная традиция и её социально-образовательный потенциал: эстетико-аксиологическая, познавательная и гносеологическая функции. Народная музыка как аккумулятор и транслятор социально значимых семейных ценностей.
|
ЦИКЛ 2. Трансляция семейных ценностей через обучение пению и игре на народных музыкальных инструментах детей дошкольного и младшего школьного возраста (24 часа)
|
Модуль 1
|
Народное инструментальное исполнительство в ракурсе сохранения семейных традиций
|
Становление мировоззрения личности в процессе освоения народного музыкального наследия как ресурса сохранения семьи. Коллективность и индивидуальность народного музицирования как основа социально-созидательной деятельности семьи через осмысление духовной семейной памяти.
|
Модуль 2
|
Обучения игре на народных музыкальных инструментах детей дошкольного и младшего возраста: различные аспекты взаимодействия
|
Обучение игре на народных музыкальных инструментах детей дошкольного и младшего школьного возраста: психолого-педагогические условия. Совместное народное инструментальное творчество: семейно-ориентированные образовательные технологии.
|
ЦИКЛ 3. Народные музыкальные традиции в условиях интегрированной педагогики: обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (24 часа)
|
Модуль 1
|
Народная музыкальная традиция в контексте коррекционного, интегрированного и инклюзивного образования
|
Коррекционное, интегрированное и инклюзивное образование – цели, методы, средства: общее и различное. Народная музыкальная традиция в контексте коррекционного, интегрированного и инклюзивного образовательного пространства: грани социокультурного взаимодействия.
|
Модуль 2
|
Психолого-педагогические условия обучения музыке детей с ограниченными возможностями здоровья
|
Психолого-педагогический потенциал народной музыкальной традиции в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Семейно-ориентированные модели обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного и инклюзивного образования: методический портфель.
|
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 цикла семинаров
в рамках курсов повышения квалификации
по теме
«Феномен народной художественной культуры в контексте сохранения и развития института семьи»
Срок обучения: 24 часа.
Форма обучения: без отрыва от работы
Режим занятий: не более 8 часов в день
№
|
Наименование модулей
|
Всего,
час.
|
В том числе часов аудиторных занятий
|
Форма контроля
|
лекции
|
практические занятия
|
1.
|
Модуль 1 «Народная музыкальная традиция в контексте осмысления отечественной художественной культуры»
|
11
|
7
|
4
|
|
1.1..
|
Тема 1. «Содержание понятия народная музыкальная традиция: философско-культурологический взгляд»
|
6
|
4
|
2
|
|
1.2.
|
Тема 2. «Роль и место народной музыкальной традиции в структуре отечественной художественной культуры »
|
5
|
3
|
2
|
|
2.
|
Модуль 2 «Ценностное осмысление народной музыкальной традиции как ресурс сохранения и развития института семьи»
|
11
|
6
|
5
|
|
2.1.
|
Тема 1. «Народная музыкальная традиция и её социально-образовательный потенциал: эстетико-аксиологическая, познавательная и гносеологическая функции»
|
6
|
3
|
3
|
|
2.2
|
Тема 2. «Народная музыка как аккумулятор и транслятор социально значимых семейных ценностей».
|
5
|
3
|
2
|
|
3.
|
Итоговая аттестация
|
2
|
0
|
2
|
Круглый стол
|
|
ИТОГО
|
24
|
12
|
12
|
|
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 цикла семинаров
в рамках курсов повышения квалификации
по теме
«Трансляция семейных ценностей через обучение пению и игре на народных музыкальных инструментах детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Срок обучения: 24 часа.
Форма обучения: без отрыва от работы
Режим занятий: не более 8 часов в день
№
|
Наименование модулей
|
Всего,
час.
|
В том числе часов аудиторных занятий
|
Форма контроля
|
лекции
|
практические занятия
|
1.
|
Модуль 1 «Народное инструментальное исполнительство в ракурсе сохранения семейных традиций»
|
11
|
7
|
4
|
|
1.1..
|
Тема 1. «Становление мировоззрения личности в процессе освоения народного музыкального наследия как ресурса сохранения семьи»
|
6
|
4
|
2
|
|
1.2.
|
Тема 2. «Коллективность и индивидуальность народного музицирования как основа социально-созидательной деятельности семьи через осмысление духовной семейной памяти»
|
5
|
3
|
2
|
|
2.
|
Модуль 2 «Обучения игре на народных музыкальных инструментах детей дошкольного и младшего возраста: различные аспекты взаимодействия»
|
11
|
6
|
5
|
|
2.1.
|
Тема 1. «Обучение игре на народных музыкальных инструментах детей дошкольного и младшего школьного возраста: психолого-педагогические условия».
|
6
|
1
|
5
|
|
2.2
|
Тема 2. «Совместное народное инструментальное творчество: семейно-ориентированные образовательные технологии».
|
5
|
1
|
4
|
|
3.
|
Итоговая аттестация
|
2
|
0
|
2
|
Круглый стол
|
|
ИТОГО
|
24
|
12
|
12
|
|
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 цикла семинаров
в рамках курсов повышения квалификации
по теме
«Народные музыкальные традиции в условиях интегрированной педагогики: обучение детей с ограниченными возможностями здоровья»
Срок обучения: 24 часа.
Форма обучения: без отрыва от работы
Режим занятий: не более 8 часов в день
№
|
Наименование модулей
|
Всего,
час.
|
В том числе часов аудиторных занятий
|
Форма контроля
|
лекции
|
практические занятия
|
1.
|
Модуль 1 «Народная музыкальная традиция в контексте коррекционного, интегрированного и инклюзивного образования»
|
11
|
7
|
4
|
|
1.1..
|
Тема 1. «Коррекционное, интегрированное и инклюзивное образование – цели, методы, средства: общее и различное»
|
6
|
4
|
2
|
|
1.2.
|
Тема 2. «Народная музыкальная традиция в контексте коррекционного, интегрированного и инклюзивного образовательного пространства: грани социокультурного взаимодействия»
|
5
|
3
|
2
|
|
2.
|
Модуль 2 «Психолого-педагогические условия обучения музыке детей с ограниченными возможностями здоровья»
|
11
|
6
|
5
|
|
2.1.
|
Тема 1. «Психолого-педагогический потенциал народной музыкальной традиции в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья »
|
6
|
3
|
3
|
|
2.2
|
Тема 2. «Семейно-ориентированные модели обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного и инклюзивного образования: методический портфель».
|
5
|
3
|
2
|
|
3.
|
Итоговая аттестация
|
2
|
0
|
2
|
Круглый стол
|
|
ИТОГО
|
24
|
12
|
12
|
|
Список литературы
Основная литература
Афанасьева, А.Б. Этнокультурное образование в России: теория, история, концептуальные основы / А.Б. Афанасьева. - СПб.: Изд-во ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2008.
Каргин, А.С. Народная художественная культура: курс лекций для студентов высших и средних учебных заведений культуры и искусств пособие / А.С. Каргин.- М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2007.
Костриков К.Н., Щербакова А.И. Музыка в художественном пространстве художественной культуры: истоки, становление, развитие, перспективы. Ч.1. – М.,2009.
Культурология: История мировой культуры: Учеб. пособие /Г.С.Кнабе, И.В.Кондаков; Под ред. Т.Ф.Кузнецовой, - М., 2003.
Рапацкая, Л. А. История русской музыки от Древней Руси до «серебряного века»: учебник для вузов / Л. А. Рапацкая. - М.: Владос, 2001.
Нестеренко, А.В. Этнохудожественное образование детей и подростков: учебное пособие / А.В. Нестеренко.- М.: МГУКИ, 2008.- 209 с.
Дополнительная литература
Асафьев, Б. В. Русская музыка XIX - начала XX века / Б. В. Асафьев. - Л. : Музыка, 2001.
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества.- М., 1979.
Владышевская, Т.Ф. Музыкальная культура Древней Руси / Т. Ф. Владышевская, 2006.
Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры.- М., 1984.
Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры.- М., 1981.
История русской музыки : в 10 томах / [редкол. : Ю. В. Келдыш и др.]. - М. : Музыка : Т. 10Б : 1983-1990 годы [Л. О. Акопян и др. ; общ. науч. ред. Л. З. Корабельникова, Е. М. Лемешев]. - 2004. б) дополнительная литература:
История русской музыки в нотных образцах : в 3-х томах. - М., 1968-1970.
Каган, М. С. Музыка в мире искусств / М. С. Каган. - СПб., 1996. - 232 с.
Клюев, А. С. Музыка и жизнь. О месте музыкального искусства в развивающемся мире / А. С. Клюев. - СПб., 1997. - 159 с.
Клюев, А. С. Музыкальное искусство в контексте мировой художественной культуры : Методическое пособие / А. С. Клюев. – СПб, 1997.
Ковалев, К. Бортнянский / К. Ковалев . - М. : Русское слово, 1998.
Металлов, В. Очерк истории православного церковного пения в России / В. Металлов. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. - 160 с.
Музыкальная энциклопедия в 6-и томах. - М., 1973-1976.
Набок, И. Л. Традиции русской духовности и массовая культура / И. Л. Набок. - СПб., 1993. - 107 с.
Орлова, Е. М. Лекции по истории русской музыки / Е. М. Орлова. - М. : Музыка, 1985. - 368 с.
Проблемы традиций и новаторства в современной музыке / под ред. М. Е. Тараканова. - М. : Советский композитор, 1982. - 232 с.
Чередниченко, Т. В. Музыка в истории культуры / Т. В. Чередниченко. - Долгопрудный, 1994. - Вып. 2. - 217 с.
Щученко, В. А. К вопросу о культурно-созидающей роли национальных традиций / В. А. Щученко // Стиль и традиции в развитии культуры. - Л., 1989. - С. 52-62.
Ярустовский, Б. Игорь Стравинский / Б. Ярустовский. - Л. : Музыка, 1982.
19 . Гуревич Е. История зарубежной музыки – М.: Академия, 1999.
20. Иванов Вяч.Вс.Избранные труды по семиотике и истории культуры.- М., 1998.
История русской музыки: В 10 томах. – М.: Музыка, 1983 – 2003.
История современной отечественной музыки: В 3 вып. – М.: Музыка, 1999 – 2001.
Конен В. История зарубежной музыки – М.: Музыка, 1972 – Вып. 3.
23. Леви-Стросс К. Структурная антропология.- М., 2001.
Лотман Ю.М. История и типология русской культуры:Текст как семиотическая проблема.- Спб., 2002.
Рапацкая Н. История русской музыки. – М.: ВЛАДОС, 2000
Розеншильд К. История зарубежной музыки – М.: Музыка, 1973 – Вып. 1
Сохор А.Н. Музыка как вид искусства // Вопросы социологии и эстетики музыки — Л., 1981. — Вып.2 — с.111-293.
Славина Е.В. Творчество Скрябина как эстетико-философский проект «русского культурного ренессанса» начала ХХ века: Моногр. / М.:РГСУ, 2010.
Уфимцева Е. XX век в музыке Запада. Пути эволюции. Перспективы. – Екатеринбург, 2003.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
Информационно-поисковые системы сети Интернет, в том числе Yandex, Google, Yahoo, Rambler и др.; электронные каталоги и ресурсы web-сайтов отечественных и зарубежных библиотек.
Сайты Интернет-ресурсов:
http://www.tgizd.ru/mag/musicology/
http://orpheusmusic.ru/
http://www.musicfancy.net/
http://terramusic.nm.ru/
http://www.mmv.ru/
http://www.kholopov.ru/
http://yuri317.narod.ru/index.html
http://shostak.iatp.by/index.htm
http://harmony.musigi-dunya.az/
|