Скачать 132.91 Kb.
|
Открытый урок по теме «А.С. Пушкин и искусство» Цель: 1) Ввести в мир искусства, обогатить литературный опыт учащихся. 2) Рассказать о малоизвестной стороне творческой личности А.С. Пушкина – об отношении поэта к пластическим искусствам (живописи, скульптуре), ярко выраженном в его произведениях. 3) Рассмотреть способы художественной интерпретации произведений изобразительного искусства посредством поэзии. «Он страстно любил искусства и имел в них оригинальный взгляд.» (К.А. Полевой) Пушкин не написал статьи, посвященной изобразительному искусству. Поэтому, чтобы составить представление о его суждениях в этой области, приходится выбирать отдельные высказывания из стихов, писем, обращаться к воспоминаниям. Тем интереснее становится для нас тема «Пушкин и искусство», которой и будет посвящен наш урок. Пушкин, безусловно, «отец» русской поэзии, литературы. Но он интересен нам и тем, что посредством своего стиха, своего дара познакомил с шедеврами пластических искусств. Задача урока – приоткрыть малоизвестную сторону творческой личности А.С. Пушкина – отношение поэта к пластическим искусствам (живописи, скульптуре), ярко выраженному в его произведениях. Это разговор о том, как поэзия слова откликается на поэзию, созданную кистью талантливых живописцев и скульпторов. Форма нашего урока – устный журнал, в котором будет всего лишь 3, но очень объемных страницы. - Мы говорим «Пушкин и искусство». А что же такое искусство? Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. -Какие виды искусства вам знакомы? Пространственные, временные, пространственно – временные -Какие виды искусства, известные вам, относятся к новым? Телевидение, компьютерная графика, фигурное катание, фотография, парикмахерское искусство, кулинария. Мир прекрасного для Пушкина немыслим без театра, музыки, живописи, скульптуры. Все стихотворные отрывки, которые будут звучать сегодня, - своеобразные отзывы на те или иные произведения искусства. 1 страница. Пушкин и живопись. Произведения живописи в поэзии Пушкина Работа по группам 1 группа. А.С. Пушкину было 14 лет, когда он написал поэму «Монах». 3-я песнь поэмы начиналось словами: Ах, отчего мне дивная природа Корреджио искусства не дала? Здесь он с сожалением говорит о том, что природа не дала ему таланта живописца. Дальше он перебирает имена Тициана и Пуссена. В этих строках поэт проявляет несомненное знакомство с особенностями творчества каждого художника. В поэме нет и не может быть серьезного анализа творчества великих мастеров, но в ней заметна свобода владения материалом. Это говорит о высокой художественной культуре автора. -Какие строки этого стихотворения дополняют сказанное? В лицейские же годы Пушкин посвящает неизвестному живописцу целое стихотворение, ведет с ним диалог, просит запечатлеть на полотне: Дитя харит и вдохновенья, В порыве пламенной души, Небрежной кистью наслажденья Мне друга сердца напиши; Красу невинности прелестной, Надежды милые черты, Улыбку радости небесной И взоры самой красоты -Как вы понимаете строчку дитя «харит и вдохновенья»? -Что необходимо художнику для создания картины? 2 группа. В юности Пушкин был серьезно увлечен европейским искусством 16-17 веков, рафаэлевскую классическую традицию он ставил выше всего. Произведения А.С. Пушкина полны впечатлений от полотен выдающихся художников. Под впечатлением только что отреставрированных картин Рафаэля молодой поэт в 1819 году создает стихотворение «Возрождение». Художник-варвар кистью сонной Картину гения чернит И свой рисунок беззаконный Над ней бессмысленно чертит. Но краски чуждые, с летами, Спадают ветхой чешуей; Созданье гения пред нами Выходит с прежней красотой. Так исчезают заблужденья С измученной души моей, И возникают в ней виденья Первоначальных, чистых дней. - Как вы понимаете роль последней строфы? (Сравнение, которое связывает впечатление от гениальных полотен и их судеб с собственными душевными переживаниями) Одним из первых поэтических откликов Пушкина на живописцев отечественного художника было стихотворение «К портрету Жуковского» (1818), написанное под впечатлением портрета Жуковского кисти Ореста Кипренского: Его стихов пленительная страсть Пройдет веков завистливую даль, И, внемля им, вдохнет о славе младость, Утешится безмолвия печаль И резвая задумывается радость. -Что поражает в небольшом стихотворении «К портрету Жуковского»? (Чувство, выраженное в красках, будило воображение поэта и рождало новое чувство, чувство слова) Неслучайно П.А. Плетнев, говоря о поэзии В.А. Жуковского, закончил свой труд стихами Пушкина и пояснил: «В этих 5 строках, кажется, более сказано о нем, нежели мы нашлись сказать на нескольких страницах». Лицейский учитель Пушкина Кошанский в своей книге «Общая риторика» писал об этом стихотворении: «Его нельзя не назвать стихом гения» Почти все крупнейшие художники – современники Пушкина – если не друзья его, то, по крайней мере, добрые знакомые: О.А. Кипренский, В.А. Тропинин, П.Ф. Соколов, Н.И. Уткин становятся авторами его портретов. Обращаясь к Кипренскому в своем знаменитом стихотворении «Любимец моды легкокрылой» (1827), Пушкин именует художника «волшебник милый». Кисть Ф.П. Толстого он называет «чудотворной», «волшебной», карандаш Д.Доу – «дивным», выражая этими эпитетами свое искреннее и глубокое восхищение искусством образного воплощения, доступным этим мастерам. И.К.Айвазовский до конца жизни взволнованно вспоминал, как в сентябре 1836 года он был представлен Пушкину, пожелавшему познакомиться с его работами и как доброжелателен и весел был поэт во время осмотра выставки. В свое время Н.В. Гоголь высказал такую мысль: Поэзия и живопись – родные сестры, они рождают в нас высокие устремления, новые ощущения и мысли, поднимают нас над мелочами жизни, раскрывают в душе каждого что – то новое, неизведанное, о чем мы и сами не догадывались. Эти слова применимы и к творческому гению А.С. Пушкина. 2 страница. Произведения скульптуры в поэзии А.С. Пушкина. Пушкина как ценителя высокого искусства волновала не только живопись, но и скульптура, и архитектура. Мрамор, гипс, камень становились живым материалом, изумляли его пластикой движения. Он размышлял: «Всякий талант неизъясним. Каким образом ваятель в куске мрамора видит сокрытого Юпитера и выводит его на свет, резцом и молотом раздробляя его оболочку?» Анализ стихотворения Пушкина « Царскосельская статуя» Стихотворение написано в духе античной лирики. -Какие слова придают стихотворению высокое и торжественное звучание? Каждая строка – звено сюжета
Поэтический отклик вызвал у Пушкина бронзовая статуя, изваянная скульптором П.П. Соколовым. Поэт впервые увидел ее в Царскосельском парке, обучаясь в лицее. Эта статуя – фонтан была установлена в Екатеринииском парке Царского Села в 1810 (1816) И изображала героиню басни Лафонтена «Молочница» крестьянку Перетту. Она, замечтавшись о том, как устроит свое хозяйство на деньги, вырученные от продажи молока, случайно разбила кувшин. Статуя изображает девушку над разбитым кувшином, из которого льется неиссякаемый источник. Царскосельская статуя. Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила. Дева печально сидит, праздный держа черепок. Чудо! Не сякнет вода, измываясь из урны разбитой. Дева над вечной струей, вечно печально сидит. Стихотворение написано в Болдино. -Что заставило Пушкина вспомнить царскосельскую статую в Болдине? (Вся лирика 1830 года – попытка прощания с прошлым и ощущение неотторжимости его. «Прощальной рукой» поэт пишет о дорогих для него людях и событиях и не может оторвать от них своей души.) Обратите внимание на статую. Поэт часто посещал выставки, устраиваемые в Академии Художеств. По свидетельству современников однажды осенью 1836 года Пушкин, шагая по залам Академии художеств, вдруг остановился перед скульптурой Н.С. Пименова «Парень, играющий в бабки», широко улыбнулся, воскликнув: «Слава богу, наконец и скульптура в России явилась народная!». Поэт долго всматривался в скульптуру, оживившую старинную русскую игру. Навстречу ему как бы шагнул парень, резко наклонившийся вперед с вытянутой рукой, прицеливаясь бросить бабку (кость)! Статуя произвела на Пушкина такое впечатление, что он достал записную книжку и быстро написал в ней карандашом четверостишие, затем вырвал листок с написанным и отдал стоящему рядом молодому скульптору. Н. Пименов, смущаясь, прочел: Юноша трижды шагнул, наклонился, Рукой о колено Бодро оперся, другой поднял Меткую кость. Вот уж прицелился… Прочь! раздайся, Народ любопытный, Врозь расступись; не мешай русской Удалой игре (1836) - Что обрадовало поэта в этой скульптуре? У Анны Андреевны Ахматовой есть стихотворение, повторяющее пушкинское по названию – «Царскосельская статуя», написанное через 100 лет после того, как Пушкин смотрел на царскосельскую статую в садах Лицея. Посвящено стихотворение Николаю Владимировичу Недоброво, который возводил свою родословную к Пушкину и в общении с которым имя поэта воскресало постоянно. В одну из прогулок с ним родилось стихотворение А.А. Ахматовой. Царскосельская статуя Н.В.Н. Уже кленовые листы На пруд слетают лебединый, И окровавлены кусты Неспешно зреющей рябины, И ослепительно стройна, Поджав незябнущие ноги, На камне северном она Сидит и смотрит на дороги. Я чувствовала смутный страх Пред этой девушкой воспетой. Играли на ее плечах Лучи скудеющего света. И как могла я ей простить Восторг твоей хвалы влюбленной... Смотри, ей весело грустить, Такой нарядно обнаженной. Октябрь 1916, Севастополь - Какой представляется статуя в ахматовском стихотворении. Статуя, как и у Пушкина, кажется чудом. Она не подчиняется общему осиротению и ранености природы. И помогают это понять оксюмороны Оксюмороны – стилистическая фигура, сочетание контрастных по значению слов. А.С. Пушкин довольно часто использовал их в своих стихотворениях. - Найдите оксюмороны в стихотворении Ахматовой Лучи скудеющего света играют на плечах. Несовместимы эпитет и действие. «Ей весело грустить» - К кому обращены слова Ахматовой: И как могла я ей простить Восторг твоей хвалы влюбленной? (к Пушкину) - Почему Ахматова помещает статую среди осеннего пейзажа? - Неожиданный поворот сюжета. - Чей это возглас? Кем произнесены слова? Девой или поэтом, смотрящим на фонтан? Нет, дева, произнеся это слово, была бы изумлена. А в том, как сидит она, нет радости «чуда». Восторженное удивление принадлежит не деве, а поэту. Неиссякаемый источник и неистребляемое чувство для Пушкина - чудо. Это стихотворение о вечности и его чуда. -Какой представляется статуя по ахматовскому стихотворению? Стихотворения Пушкина и Ахматовой о чуде, которое творит искусство, способное частный случай возвести в художественный образ и сохранить его навеки для людей. Оно нетленно, оно останавливает время.
Поэт Пушкин и живописец Брюллов. Карл Петрович Брюллов – великий русский художник 19 века, классик русской живописи. Путь его в искусстве был стремителен и удачен. Брюллов был признан сразу же и безоговорочно. Потомок старинной династии ваятелей, резчиков и живописцев, чей род уходил и своими корнями во Францию и Германию, К. Брюллов в 1821 году блестяще заканчивает в Петербурге Академию Художеств. Среди выдающихся его полотен – «Всадница», «Последний день Помпеи», «Итальянский полдень» и другие. Пушкин часто посещал мастерские художников, скульпторов, выставки, которые устраивались в Академии Художеств, это был восторженный ценитель живописи, человек знающий и понимающий искусство. Первое знакомство Пушкина с творчеством К.Б. произошло на выставке в Петербурге, где была представлена картина «Итальянское утро». Поэт долго и молча рассматривал картину Брюллова и наконец вымолвил: «Странное дело, в нынешнее время живописцы приобрели манеру выводить из полотна предметы и особенности фигуры; в Италии это искусство до такой степени утвердилось, что не признают того художника, кто не умеет этого делать». Слова Пушкина свидетельствуют о том, насколько тонко он чувствовал живопись, мгновенно подмечая новое в русском искусстве. А.С. Пушкин увидел картину в Академии Художеств в 1834 году и был потрясен. Снова и снова поэт отходил от картины и приближался к ней. Он был настолько поражен картиной, что выразил свои чувства, впечатления в стихотворении «Везувий зев открыл…» Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя Широко развилось, как боевое знамя. Земля волнуется - с шатнувшихся колонн Кумиры падают! Народ, гонимый страхом, Под каменным дождем, под воспаленным прахом, Толпами, стар и млад, бежит из града вон. 1834 - С помощью каких художественных средств поэт передает атмосферу всеобщего ужаса? (метафора, сравнение, эпитеты) Пораженный ярким дарованием художника, Пушкин непременно хотел познакомиться с Брюлловым. Приехав в Москву в мае 1936 года, поэт на другой день отправился к живописцу, недавно возвратившемуся из Италии. Вот что писал поэт Наталье Николаевне на следующий день после знакомства с художником: «Неужто не будет у меня твоего портрета, им написанного? Невозможно, чтобы он, увидя тебя, не захотел срисовать тебя… Мне очень хочется привезти Брюллова в Петербург. А он настоящий художник, добрый малый и готовый на все». Однако Наталья Николаевна не произвела на художника ни малейшего впечатления. Как он полагал, она не шла ни в какое сравнение с графиней Самойловой, его возлюбленной. Наталью Николаевну он рисовать не стал. Зато широко известен ее портрет работы А.Брюллова. С изобразительным искусством связаны и события самых последних дней жизни Пушкина. За 4 дня до смерти он вместе Жуковским навестил Брюллова в его мастерской. В этот день художник обещал поэту написать с него портрет и назначить время для сеанса – 28 января в четверг, после завтрака. Но в тот день Брюллов напрасно прождал Пушкина в своей мастерской на Васильевском острове. Смертельно раненый поэт лежал на диване в своем кабинете, просил моченой морошки и сдерживал стоны, чтобы не испугать жену. Дуэль Пушкина состоялась днем ранее. Они были одногодками. Каждый из двух гениальных людей своего времени достиг огромных высот в своей области искусства: один – в литературе, другой – в живописи. Их творческие пути во многом пересекались, и произведения одного воодушевляли музу другого. Неизгладимое впечатление на Пушкина произвела картина Брюллова «Последний день Помпеи». На создание этого полотна Брюллова вдохновило посещение раскопок Помпеи, древнего итальянского города, в течение ночи разрушенного безудержной стихией проснувшегося Везувия, вулкана в Италии». Под сполохом молнии, свет которой заливает все полотно, возникает видение толпы. Рука гения останавливает минуту неминуемой катастрофы, заставляет зрителя обратить взор на людей, лица и позы которых выражают тысячу чувств в последние минуты жизни. Перед нами люди, которых ждет неминуемая гибель. - Как ведут себя они в эти минуты? (Они не подчинились животному страху, не стали вести себя как звери, спасаясь и заботясь лишь о собственном желании жить.) Обратите внимание на некоторые образы на картине: художник, не забывший о своих красках; двое мужчин, не бросившие своих дочерей, стараясь загородить их собой; люди не потеряли своей человечности, они благородно встречают свою страшную смерть. Подведение итогов урока. - Как относился поэт Пушкин к произведениям искусства? (хорошо чувствовал и понимал, обладал тонким художественным вкусом. черпал в произведениях искусства новые ощущения. Чувство, выраженное в красках, будило его воображение и рождало новое, более острое чувство слова. Многие его стихи – своеобразные экспромты, выдающие истинного знатока и ценителя пластических искусств). - В каких стихотворениях Пушкин воспел произведения искусства? -Какое из этих стихотворений вам особенно понравились и почему? Ценность талантливых произведений пластических искусств в том, что они способны останавливать мимолетные мгновения жизни, делая их достоянием столетий. А поэзия, рожденная впечатлениями от этих творений, удесеряет свою силу, вносит в нашу душу высокие ощущения, рождает благородные мысли, стремление к добру. |
Урок литературного чтения и музыки в 3 «А» классе по теме: «А. С.... Сегодня мы проводим интегрированный урок. Это урок, который соединяет в себе два предмета литературное чтение |
Урок литературы в 6 классе по теме: «А. С. Пушкин «Станционный смотритель» Пушкин… унёс с собою… великую тайну. И вот мы теперь с вами эту тайну разгадываем |
||
Урок по теме: А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном... |
Урок по теме: «А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном... Цель урока: Создание условий для формирования умения анализировать авторскую и народную сказки |
||
Урок по теме «А. С. Пушкин» Цели и задачи: развитие способности воспринимать и понимать глубинный смысл поэзии, стимулирование творческой деятельности учащихся;... |
Урок английского языка по теме: “Ireland”. 7-й класс Цель: активизация лексики по теме как средства повышения коммуникативной компетенции на иностранном языке |
||
Урок английского языка по теме: “Mexico City”. 7-й класс Цель: активизация лексики по теме как средства повышения коммуникативной компетенции на иностранном языке |
Урок английского языка по теме: “Healthy Food”. 6-й класс Цель: активизация лексики по теме как средства повышения коммуникативной компетенции на иностранном языке |
||
Урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное» Тема: Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное») |
Уроков: четвёртый по теме, двадцать третий в общем планировании Урок литературы с использованием икт по теме: "Зимняя дорога". Изображение действительности и внутреннего мира человека. Тема жизненного... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |