Свободы




НазваниеСвободы
страница1/6
Дата публикации10.10.2014
Размер0.61 Mb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6
МОДУЛЬ 2
А.С. Пушкин (1799-1837)
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
ЛИРИКА
Работа с текстами


  1. Расположите все программные стихотворения Пушкина в хронологическом порядке с указанием дат написания. Распределите их по периодам пушкинского творчества.

_____________________

«Вольность» (1817), «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…») (1818), «Деревня» (1819), «Погасло дневное светило…» (1820, август), «Песнь о вещем Олеге» (1822), «Свободы сеятель пустынный…» (1823), «К морю» (1824), «Я помню чудное мгновенье...» (19 октября 1825), «Пророк» (1826), «Няне» (1826), «Во глубине сибирских руд…» (1827), «Анчар» (1828), «На холмах Грузии…» (1829), «Зимнее утро» (1829), «Я вас любил…» (1829), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» (1829), «Бесы» (1830), «Поэту» («Поэт, не дорожи любовию народной...») (1830), Элегия («Безумных лет угасшее веселье...») (1830), «Осень» (1833), «Вновь я посетил…» (1835), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836)

Лицейский период (1813- май 1817)

Петербургский период (июнь 1817 — начало мая 1820) - «Вольность» (1817), «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…») (1818), «Деревня» (1819)

Период южной ссылки (май 1820 – июль 1824) - «Погасло дневное светило…» (1820, август), «Песнь о вещем Олеге» (1822), «Свободы сеятель пустынный…» (1823), «К морю» (1824)

Период ссылки в Михайловское (август 1824 – сентябрь 1826) - «Я помню чудное мгновенье...» (19 октября 1825), «Пророк» (1826), «Няне» (1826)

Творчество второй половины 1820-х гг., до начала Болдинской осени (сентябрь 1826 – начало сентября 1830) хронологически определен возвращением поэта из ссылки и жизнью его до женитьбы на Н.Н. Гончаровой - «Во глубине сибирских руд…» (1827), «Анчар» (1828), «На холмах Грузии…» (1829), «Зимнее утро» (1829), «Я вас любил…» (1829), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» (1829), «Бесы» (1830), «Поэту» («Поэт, не дорожи любовию народной...») (1830), Элегия («Безумных лет угасшее веселье...») (1830)

Болдинская осень (сентябрь – ноябрь 1830) - Элегия («Безумных лет угасшее веселье...») (1830)

Творчество 1830-х гг. (1831 – 1836 гг.) - «Осень» (1833), «Вновь я посетил…» (1835), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836)

===================

  1. Назовите все программные стихотворения, в которых затрагивается каждая из следующих тем:

  • тема свободы;

  • тема дружбы; тема любви;

  • тема поэта и поэзии;

  • тема смысла жизни.

Из каждого стихотворения приведите строки, содержащие, на Ваш взгляд, наиболее яркие образы и символы, и прокомментируйте их (объем не ограничен).

_____________________

Тема свободы: «Вольность» (1817), «Деревня» (1819), «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…») (1818), «К морю» (1824)

Тема дружбы, тема любви: «Я помню чудное мгновенье...» (19 октября 1825), «Во глубине сибирских руд…» (1827),

Тема поэта и поэзии: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Пророк»,

Тема смысла жизни

===================

  1. Из программной лирики Пушкина приведите цитаты, иллюстрирующие, с Вашей точки зрения, пушкинскую трактовку следующих понятий и символических образов:

  • «воля»;

  • «самовластье»;

  • «судьба»;

  • «жизнь» и «смерть»;

  • «покой» и «буря»;

  • «море» и «берег»;

  • «поэт» и «толпа»;

  • «сон» и «пробуждение»

(указывайте цитируемое произведение).

_____________________
===================
Развитие навыков литературоведческого анализа


  1. Выберите по одному стихотворению на каждую из перечисленных выше тем пушкинской лирики и проанализируйте их в соответствии с планом разбора лирического стихотворения, помещенном в разделе «Принципы анализа литературных произведений». (В процессе работы рекомендуем Вам уточнить свои представления о значении следующих терминов, которыми Вам придется активно пользоваться: «художественный образ», «символ», «аллегория», «метафора», «сравнение», «аллюзия», термины анализа стиха).

_____________________

«Пророк»

Стихотворение «Пророк» написано в Михайловском в 1826 году. Пушкин взял в основу стихотворения отдельные мотивы VI главы библейской книги пророка Исайи, тем не менее он отходит от библейского сюжета. Имеются сведения, что «Пророк» входил в цикл стихотворений политического характера, но остальные стихотворения этого цикла до нас не дошли.

Тема стихотворения – это тема поэта и поэзии, назначения поэта (дар пророка). Поэт — это божий избранник:

И Бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей...»

Он должен нести людям слово, внушенное Богом:

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

По жанру «Пророк» является легендой, в стихотворение введен сюжет и в основе стихотворения аллегория: поэт — пророк.

В стихотворении Пушкин использует средства поэтической выразительности: эпитеты высокого стиля (язык празднословный, лукавый, грешный, жало мудрыя змеи, сердце трепетное, духовной жаждою томим); метафоры (неба содроганье, глаголом жги сердца людей); сравнения (Отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы; Перстами легкими, как сон как труп в пустыне я лежал); библейская лексика (шестикрылый серафим, пророк, гады) старославянизмы (персты, зеницы, отверзлись, внял, горний (высокий), дольняя, уста, виждь).

Особенностью стиха являются анафоры: строки начинаются с союза «И» 16 раз, так Пушкин воспроизводит одну из особенностей библейского синтаксиса, стихотворение написано 4-стопным ямбом без деления на строфы, это соответствует задачам введения сюжета и подражания синтаксису Библии.
«Деревня»

Стихотворение «Деревня» написано в Михайловском в 1819 году.

Оно представляет собой образец ранней политической лирики. «Деревня» распространялась в списках, как и другие свободолюбивые стихи петербургского периода. В этом стихотворении идеал свободы конкретизируется по сравнению с одой «Вольность», хотя в обоих произведениях свобода трактуется как социально-политическое понятие. «Вольность» направлена против деспотизма вообще:

Хочу воспеть свободу миру,

На тронах поразить порок.

В «Деревне» «свобода просвещенная» связана с мечтой о конституционной монархии и предстает как свобода от крепостного гнета:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Композиционно стихотворение делится на 2 части: I часть по жанру идиллия.

Композиционное ядро I части — сентиментальный пейзаж Михайловского.

Здесь возникает типично сентиментальный мотив бегства поэта на лоно природы, противопоставление духовно свободной жизни «на лоне счастья и забвенья» несвободе светских оков:

Я здесь, от суетных оков освобожденный,

Учуся в истине блаженство находить,

Свободною душой закон боготворить,

Роптанью не внимать толпы непросвещенной,

Участьем отвечать застенчивой мольбе...

II часть — поэтический памфлет.

Но мысль ужасная здесь душу омрачает.

Среди цветущих нив и гор

Друг человечества печально замечает

Везде невежества убийственный позор.

Барство и рабство — два порождения этого невежества:

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам

Здесь рабство тощее влачится по браздам

Неумолимого владельца

Таким образом, контрастное противопоставление красоты природы и реальной жизни деревни, стоящей за идиллическими картинами, поддерживается жанровым контрастом (идиллия и памфлет).

Автор использует средства поэтической выразительности: метафора (Где льется дней моих невидимый поток...// В груди моей горит бесплодный жар.), олицетворение (Приветствую тебя, пустынный уголок...), эпитеты в основном оценочные (ПОРОЧНЫЙ круг Цирцей — на МИРНЫЙ шум дубров// РОСКОШНЫЕ пиры, забавы, заблужденья — на праздность ВОЛЬНУЮ), характерная для ранней лирики высокая образность, абстрактные понятия (Невежества убийственный позор// Барство дикое), характерная для жанра памфлета публицистичность ( восклицания:

О, если б голос мой умел сердца тревожить!

риторические вопросы:

Почто в душе моей горит бесплодный жар,

И не дан мне судьбой витийства грозный дар?

обращения:

Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный...)

Стихотворение написано шестистопным ямбом (александрийским стихом).
«Во глубине сибирских руд…»

Послание декабристам в Сибирь на каторгу написано в 1827 году.

Пушкин хотел передать его с Марией Волконской (бывшей Машенькой Раевской), но не успел и передал с Александрой Муравьевой.

Автор в своем стихотворении выражал надежду на амнистию декабристов, которая произошла в действительности лишь в 1855 году.

В стихотворении раскрывается гражданская тема, тема верности идеалам юности.

Жанр — гражданское и дружеское послание. Послание — любимый пушкинский жанр.

Средства поэтической выразительности: стихотворение написано в духе поэтики и образности декабристов: оковы, темницы, подземелье, затворы, каторжные норы; олицетворение абстрактных понятий (традиция французских просветителей)

Надежда... разбудит бодрость и веселье

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы...

Свобода вас примет радостно у входа...

эпитеты:

Гордое терпенье

Скорбный труд

затворы мрачные

Свободный глас

сравнение:

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

Особенностью стиха являются аллитерации на «Р», придающая звучанию стихотворения строгость и мужественность:

Во глубине сибирских руд,

Храните гордое терпенье.

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

«Вновь я посетил…»

В 1835 году Пушкин приезжает в Михайловское, где он не был около десяти лет, хоронить мать. Этим посещением Михайловского навеяно стихотворение «Вновь я посетил...» — образец поздней лирики Пушкина.

Тема философская: памяти, времени.

Проблемы смерти, бессмертия, связи поколений, жизни в памяти потомков.

Жанр — лирическое стихотворение. Пушкин использовал форму отрывка: стихотворение начинается как продолжение размышлений, с многоточия.

Композиция: стихотворение условно можно разделить на три части:

воспоминание (Вновь я посетил...);

пейзажная (Вот холм лесистый...);

философская (Здравствуй, племя...);

Пейзаж здесь реалистический, топографический. Его интересно сравнить с пейзажем в «Деревне» (1819), поскольку в обоих стихотворениях Пушкин описывает окрестности Михайловского.

Средства поэтической выразительности:

эпитетов мало, они точные, конкретные:

два года незаметных

ни кропотливого ее дозора

меж нив златых

метафорический ряд:

Зеленая семья; кусты теснятся

Под сенью их как дети. А вдали

Стоит один угрюмый их товарищ,

Как старый холостяк, и вкруг него

По-прежнему все пусто...

Особенности стиха. Стихотворение написано 5-стопным ямбом, редко встречающимся у Пушкина. Он воспринимается поэтом как драматический размер (им написаны маленькие трагедии, «Борис Годунов»). Размер повествовательный, спокойный, плавный.

Белый стих, сообщающий стихотворению непрерывность, позволяющий делать обычную паузу на месте рифм.

Переносы, характерные для позднего Пушкина:

...Вновь я посетил

Тот уголок земли...

...и глядел

На озеро...

...не я

Увижу твой могучий поздний возраст...

===================

  1. Назовите стихотворения, в которых звучат сентименталистские и романтические мотивы, и прокомментируйте их (0,5-1 стр.).

_____________________
===================

  1. Сопоставьте стихотворения «Море» Жуковского и «К морю» Пушкина. Поясните сходства и различия в романтическом мироощущении двух поэтов.

_____________________
===================

  1. Определите жанровую природу каждого программного стихотворения Пушкина. Аргументируйте свой ответ.

_____________________
===================
Анализ проблематики


  1. Как развивалось пушкинское понимание свободы в разные периоды его творчества? Аргументируйте свой ответ ссылками на тексты (0,5-1 стр.).

_____________________

В разные периоды творчества, в зависимости от мировоззрения и художественного метода, пушкинское понимание свободы изменялось.

В лицейский период оказало влияние классицизма.

Стихотворение «Лицинию» (1815) выдержано в духе французского Просвещения. Здесь появляется идеал — Римская Республика, намечается характерное для петербургского периода понимание свободы как социально-политической категории:

Я сердцем римлянин; кипит в груди свобода;

Во мне не дремлет дух великого народа...

Свободой Рим возрос — а рабством погублен!

В то же время ощущается влияние сентиментализма (свобода — в деревне, на лоне природы, несвобода — в городе, в светской суете).

Связь с анакреонтикой, легкой поэзией. В анакреонтике понятия свободы как такового еще нет, поэтому слово «свобода» практически не употребляется. Но об идеале свободы говорить можно: в некоторых ранних стихотворениях Пушкина это свобода наслаждения, свобода духа.

В петербургский период появляется социально-политический идеал свободы, в понимании которого поэт близок декабристам, — основной в это время для Пушкина.

Ода «Вольность» (1817) продолжает традиции А. Н. Радищева, у которого есть одноименная ода. Как и у Радищева, муза Пушкина — «свободы гордая певица».

Позиция поэта:

Хочу воспеть Свободу миру,

На тронах поразить порок.

«К Чаадаеву» (1818) — этапное стихотворение, где проявилось характернейшее для Пушкина соединение гражданских и личных мотивов и где, таким образом, уже была заложена трансформация идеала свободы из идеала политического, гражданского в идеал романтический, индивидуалистический.

Период южной ссылки увлечения романтизмом, поэтому тема свободы занимает едва ли не основное место в творчестве поэта в этот период, и понимается она теперь гораздо шире, чем раньше. Свобода из социально-политического идеала окончательно трансформируется в идеал индивидуальной свободы, свободы личности, свободы каждого.

В последекабрьский период в стихотворении «Во глубине сибирских руд...» возвращение к поэтике Петербургского периода объясняется не трансформацией идеала, а скорее верностью друзьям, воспоминаниями об идеалах молодости.

В период позднего творчества тема свободы выступает не как самостоятельная, а как составляющая общефилософских тем: покоя, жизни, счастья, воли, времени — или перекликается с темой поэта и поэзии. Утверждение важности темы свободы в творчестве Пушкина:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в наш жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

(«Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», 1836)

===================

  1. Постарайтесь лаконично (0,5 стр.) и стилистически корректно охарактеризовать своими словами различные аспекты пушкинского понимания любви.

_____________________

В раннем творчестве тема любви менее личностная, трактуется традиционно, часто в духе анакреонтической, легкой поэзии, Любовь безоблачная; любовь — мечта. Любовь противопоставлена дружбе. С одной стороны, любовь — мятежное, беспокойное чувство, а дружба — более надежное, неизменное, связано с отдыхом от забот; с другой — невозможно найти спасение от любви в дружбе.

В поздних произведения появляется мотив потери любви, памяти об ушедшей любви, неизбежность разлуки и разочарования, обманчивость любви.

Любовь всегда остается для Пушкина светлым чувством, вспоминать, а ней «грустно и легко». Любовь воспринимается как самоценное чувство, которое может целиком захватить человека. Не любить нельзя. Любовь приносит вдохновенье.
===================

  1. Ясно и грамотно изложите своими словами пушкинское понимание

  • личности поэта;

  • сущности поэзии;

  • роли поэзии.

Сопоставьте это понимание со взглядами Жуковского (0,5-1 стр.).

_____________________
===================
«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Свободы iconСценарий литературно-музыкального вечера, посвященного 200-летию...
Оформлена книжная выставка «Свободы витязь молодой», представлены иллюстрации, портрет поэта

Свободы iconСвободы
Расположите все программные стихотворения Пушкина в хронологическом порядке с указанием дат написания. Распределите их по периодам...

Свободы iconСвободы
Расположите все программные стихотворения Пушкина в хронологическом порядке с указанием дат написания. Распределите их по периодам...

Свободы iconСвободы
Расположите все программные стихотворения Пушкина в хронологическом порядке с указанием дат написания. Распределите их по периодам...

Свободы iconУголовно-исполнительное право
Пенитенциарное право, пенитенциарные учреждения – здесь имеются в виду места лишения свободы (далее лс)

Свободы iconУтопия прогрессизма и ее альтернативы 42 Глава 3 Глобальный мир:...
Первый парадокс всемирной истории: «от безграничной свободы к безграничному деспотизму» 68

Свободы iconГлава
Пушкин обращается к проблемам индивидуализма, границ свободы, поставленным еще в «Цыганах» (1824). Им были впервые определены многие...

Свободы iconСвободы в философии Бердяева
Понятие мировоззрения. Типы мировоззрения и их характерные особенности. Мифология как первичная форма мировоззрения

Свободы iconСвободы
Анализ стихотворений «Вольность» (1817), «Деревня» (1819), «к чаадаеву» (1818), «Кинжал» (1821), «Узник»(1822), «Птичка» (1823),...

Свободы iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования Разработчик
Российской Федерации, правовые документы в своей деятельности; демонстрировать готовность и стремление к совершенствованию и развитию...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции