Скачать 0.78 Mb.
|
МОДУЛЬ 2 А.С. Пушкин (1799-1837) ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ЛИРИКА Работа с текстами
_____________________ (1817 -1820гг) Петербургский период «Вольность» была написана Пушкиным после окончания лицея в 1817 году. «К Чаадаеву» 1818 «Деревня» 1819 «Погасло дневное светило» 1820 (1820-1824) Период Южной ссылки «Свободы сеятель пустынный» 1823 «Евгений Онегин» (1823-1830) (1824-1826) Период ссылки в Михайловское «Песнь о вещем Олеге» 1825 «Я помню чудное мгновенье» 1825 «19 октября» 1825 «Пророк» 1826 «Няне» 1826 (1826-1830) Творчество второй половины 20-х годов «Во глубине сибирских руд» 1827 «Анчар» 1828 «На холмах Грузии…» 1829 «Зимнее утро» 1829 «Я вас любил…» 1829 «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» 1829 (1830) Болдинская осень «Бесы»1830 (1831-1836) Творчество 30-х годов «Борис Годунов» 1831 «Медный всадник» 1833 «Дубровский» 1833 «Тучи» 1835 «Капитанская дочка» (1835-1836) ===================
Из каждого стихотворения приведите строки, содержащие, на Ваш взгляд, наиболее яркие образы и символы, и прокомментируйте их (объем не ограничен). _____________________ Тема свободы: «Вольность» Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! «К Чаадаеву» Мы ждём с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждёт любовник молодой Минуты верного свиданья. Пока свободою горим, Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! «К морю» Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой. Тема дружбы и любви: «И.И Пущину» Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. «19 октября 1827» Бог помочь вам, друзья мои, И в бурях, и в житейском горе, В краю чужом, в пустынном море, И в мрачных пропастях земли! «Я вас любил» Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. «На холмах Грузии…» Унынья моего Ничто не мучит, не тревожит, И сердце вновь горит и любит – оттого, Что не любить оно не может. Тема поэта и поэзии: «Пророк» Подите прочь – какое дело Поэту мирному до вас! В разврате каменейте смело, Не оживит вас лиры глас! «Поэту» Поэт! Не дорожи любовию народной. Восторженных похвал пройдёт минутный шум; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной: Но ты останься тверд, спокоен и угрюм. Тема смысла жизни: «Воспоминание» И с отвращением читая жизнь мою, Я трепещу и проклинаю, И горько жалуюсь, И горько слезы лью, Но строк печальных не смываю. «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть, И равнодушная природа Красою вечною сиять. Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм. Сижу ль меж юношей бездумных, Я предаюсь моим мечтам. Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас, Мы все сойдем под вечны своды- И чей-нибудь уж близок час. ===================
(указывайте цитируемое произведение). _____________________ Воля: «И станут вечной стражей трона народов вольность и покой» (ода Вольность) «Мы ждём с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждёт любовник молодой Минуты верного свиданья» (К Чаадаеву) Самовластье: «Товарищ, верь: взойдёт она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена!» (К Чаадаеву) «Владыки! Вам венец и трон Дает закон – а не природа; Стоите выше вы народа, Но вечный выше вас Закон» (ода Вольность) Судьба: «Мир опустел…Теперь куда же Меня б ты вынес, океан? Судьба людей повсюду та же: Где капля блага, там на страже Уж просвещенье иль тиран. (К морю) «И где мне смерть пошлёт судьбина? В бою ли, в странствии, в волнах? Или соседняя долина мой примет охладелый прах?» (Брожу ли я вдоль улиц шумных) Жизнь и смерть: «И пусть у гробового входа младая будет жизнь играть, и равнодушная Природа красою вечною сиять» (Брожу ли я вдоль улиц шумных) Гляжу ль на дуб уединенный, я мыслю: патриарх лесов переживет мой век забвенный, Как пережил он век отцов (Брожу ли я вдоль улиц шумных) Покой и буря: «Смиренный парус рыбарей, Твоею прихотью хранимый, Скользит отважно средь зыбей: Но ты взыграл, неодолимый, И стая тонет кораблей.» ( К морю) «Сидишь ли ты в кругу своих друзей, Чужих небес любовник беспокойный? Иль снова ты проходишь тропик знойный И вечный лед полунощных морей? Счастливый путь!... С лицейского порога Ты на корабль перешагнул шутя, И с той поры в морях твоя дорога, О волн и бурь любимое дитя!»(19 октября) Море и берег: « Не удалось навек оставить Мне скучный неподвижный брег, Тебя восторгами поздравить И по хребтам твоим направить Мой поэтический побег!» (К морю) «Ты ждал, ты звал… я был окован; Вотще рвалась душа моя: Могучей страстью очарован, У берегов остался я…» ( К морю) Поэт и толпа: «Поэт! Не дорожи любовию народной. Восторженных похвал пройдёт минутный шум; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной, Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.» (Поэту) «Подите прочь – какое дело Поэту мирному до вас! В разврате каменейте смело, Не оживит вас лиры глас!» ( Поэт и толпа) Сон и пробуждение: « Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный – Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!» ( Зимнее утро) =================== Развитие навыков литературоведческого анализа
_____________________ Александр Сергеевич Пушкин написал стихотворение «К морю» в 1824 году. В романтическом цикле произведений поэта это было одно из последних стихотворений, поэтому в нем происходит смешение реализма и романтизма. Центральное место в стихотворении занимает море. Автор описывает его как нечто независимое, непредсказуемое, символизирующее жизнь человека и его судьбу. Прощаясь с морем, автор прощается и с ранним стилем написания своих произведений и обращается к реализму. Основная тема стихотворения – тема взаимодействия личности и общества, проблемы взаимоотношений индивида и власти, что очень характерно для произведений Александра Сергеевича. В первой части стихотворения автор описывает море : «В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой». Во второй части Пушкин обращается к историческим личностям. «Одна скала, гробница славы… Там погружались в хладный сон Воспоминанья величавы: Там угасал Наполеон». Образ моря Это символ неограниченной свободы. Пушкин наблюдает за морской стихией и это наталкивает его на раздумья. Само стихотворение завершает романтический период в жизни поэта. ОН прощается с морем и этим символично прощается с романтическими нотками в своем творчестве. ===================
_____________________ Деревня. Стихотворение «Деревня» было написано А.С Пушкиным в 1819 году во время приезда в Михайловское после тяжелой болезни. Стихотворение написано шестистопным ямбом. В этом произведении автор обращается к теме свободы. «Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный И рабство, падшее по манию царя, И над отечеством свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря?» В произведении много романтических и сентименталистских мотивов. Автор описывает свое состояние в Михайловском « Я здесь, от суетных оков освобожденный, Учуся в истине блаженство находить, Свободною душой закон боготворить, Роптанью не внимать толпы непросвещенной, Участьем отвечать застенчивой мольбе…» Однако, не все так хорошо как может показаться на первый взгляд, мысли автора омрачают мысли рабстве. «Здесь барство дикое, без чувства, без закона, Присвоило себе насильственной лозой И труд и собственность, и время земледельца Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам Здесь рабство тощее влачится по браздам Неумолимого владельца». ===================
_____________________ Стихотворения Жуковского и Пушкина «Море» и «К морю» относятся к одной тематике – человек и природа. Вообще русские поэты часто обращались к природе в своих произведениях, она вдохновляла и привлекала их своей неизведанностью и прекрасными явлениями. Произведение В.А Жуковского одно из его известнейших произведений. В своей элегии автор умело описывает море сначала в спокойном состоянии, затем во время бури и, наконец, в спокойном состоянии. В обоих стихотворениях писатели обращаются к морю как к живому существу. Не смотря на все это, проблематика произведений различна. Для Пушкина море это свобода, воля, а берег-мир где самовластье, рабство, беспредел. Пушкин в своём стихотворении предается размышлением на философские темы, Жуковский ограничивается описанием водной стихии, его элегию можно отнести к пейзажной лирике. ===================
_____________________ Произведение Пушкина «К Чаадаеву» является дружеским посланием. В своем стихотворении поэт обращается к другу. Романтическая элегия «Погасло дневное светило» пропитана грустными размышлениями автора. «Вольность» это ода. В ней Пушкин задумывается о свободе, воле, власти. Показывает свое отношение к Императору и власти. Автор призывает к восстанию тех, кто так же как и он не согласен с политическим положением в стране. «Деревня» - лирическое стихотворение, одним из доказательств этого является повествование от лица автора. То же самое можно сказать о его произведении «Узник», «Свободы сеятель пустынный» и «Я помню чудное мгновенье» Ещё одним дружеским посланием является стихотворение «19 октября» в котором автор вновь обращается к своим товарищам, грустя о том, что сейчас их нет рядом. В дружеском послании «Во глубине сибирских руд» Пушкин обращается к своим друзьям декабристам, призывая их к терпению. Стихотворение «На холмах Грузии» проникнуто грустью и печальным эмоциональным состоянием автора, поэтому, это - элегия. Так же элегией является стихотворение «К морю», в котором автор вновь грустит, размышляя на философские темы. В стихотворении «Няне» она обращается к своей любимой няне, это послание. =================== Анализ проблематики
_____________________ Тема свободы популярна среди многих авторов. Для Пушкина свобода была высшей ценностью, и он отражал это в своих произведениях. Уже в начале своего творчества Пушкин показывает свое отношение к этой проблеме. Дальше его мировоззрение только укрепляется и в петербургский период это особенно заметно, он отходит от обычной для него любовной лирики и размышляет о свободе, вольности и о роли всего это в жизни человека. Вообще тема свободы остается с Пушкиным на всю жизнь, в стихотворении «Деревня» он обличает рабство и существовавшую политическую систему. Автор не боится и смело заявляет о своих взглядах на жизнь. Свобода для него – высшая ценность и цель. Он открыто поддерживает декабристов в своем дружеском послании «Во глубине сибирских руд», которое он написал в 1827 году : Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные затворы, Как в ваши каторжные норы Доходит мой свободный глас. Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут – и свобода Вас примет радостно у входа, И братья меч вам отдадут. ===================
_____________________ Любовь в лирических произведениях поэта тоже играет немаловажную роль. Пушкин считает, что невозможно не любить. В разные периоды своей жизни он по-разному относится к этому чувству и пишет множество стихотворений на эту тему. Самые известные из них : «Я Вас любил», «Я помню чудное мгновенье», «На холмах Грузии». Для автора любовь это тоже самое, что и внутренняя свобода без которой он не представляет жизни. ===================
Сопоставьте это понимание со взглядами Жуковского (0,5-1 стр.). _____________________ Личность поэта Пушкин выражает во многих своих произведениях «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей». Роль поэзии – побуждать читателей к действию. Сущность поэзии примерно в том же. «Глаголом жечь сердца людей» и есть главное предназначение поэзии, по мнению Александра Сергеевича Пушкина. Его понимание поэзии и личности поэта очень схожа с В.А Жуковским. =================== «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» |
Сценарий литературно-музыкального вечера, посвященного 200-летию... Оформлена книжная выставка «Свободы витязь молодой», представлены иллюстрации, портрет поэта |
Свободы Расположите все программные стихотворения Пушкина в хронологическом порядке с указанием дат написания. Распределите их по периодам... |
||
Свободы Расположите все программные стихотворения Пушкина в хронологическом порядке с указанием дат написания. Распределите их по периодам... |
Свободы Расположите все программные стихотворения Пушкина в хронологическом порядке с указанием дат написания. Распределите их по периодам... |
||
Уголовно-исполнительное право Пенитенциарное право, пенитенциарные учреждения – здесь имеются в виду места лишения свободы (далее лс) |
Утопия прогрессизма и ее альтернативы 42 Глава 3 Глобальный мир:... Первый парадокс всемирной истории: «от безграничной свободы к безграничному деспотизму» 68 |
||
Глава Пушкин обращается к проблемам индивидуализма, границ свободы, поставленным еще в «Цыганах» (1824). Им были впервые определены многие... |
Свободы в философии Бердяева Понятие мировоззрения. Типы мировоззрения и их характерные особенности. Мифология как первичная форма мировоззрения |
||
Свободы Анализ стихотворений «Вольность» (1817), «Деревня» (1819), «к чаадаеву» (1818), «Кинжал» (1821), «Узник»(1822), «Птичка» (1823),... |
Основная образовательная программа высшего профессионального образования Разработчик Российской Федерации, правовые документы в своей деятельности; демонстрировать готовность и стремление к совершенствованию и развитию... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |