Скачать 75.06 Kb.
|
Урок по теме: «Образование в России в XIX веке» 8 класс Учитель: Алифанова Т.П. Цели урока:
Оборудование:
Ход урока I. Организационный момент. II. Работа над изучением нового материала. 1. Вступительное слово учителя. Развитие культуры России в первой половине XIX века проходило в противоречивых условиях. С одной стороны, экономическое развитие вызывало потребность в грамотных людях, стимулировало развитие науки и техники, с другой – реакционная политика самодержавия в сфере культуры. В деятельности царского Министерства просвещения особенно проявляется классовый характер политики самодержавия в области образования. Многие открытия и изобретения не получили применения в феодально-крепостнической России. Таким образом, развитие культуры в России в первой половине XIX века – это достаточно сложный и противоречивый процесс. Тем не менее, вопреки отсталым крепостническим отношениям русская культура первой половины XIX века достигла блистательных вершин, и не случайно этот период в развитии культуры называют золотым веком культуры России. 2. Переход к изучению нового материала. (Эвристическая беседа с учениками). Вопрос: Коснулись ли преобразования Александра I народного образования? (Да). Как управлялись образовательные учреждения? (Было создано Министерство народного просвещения при Александре I) Что было предпринято в этом вопросе? (В 1803 г. началась реформа народного просвещения, которая сделала образование более доступным для “низших” слоев населения. Значительную независимость от властей получили университеты, число которых увеличилось). Работа с картой-схемой “Университеты России первой половины XIX века”. Дерптский – 1802 г. Казанский – 1804 г. Харьковский – 1804 г. Виленский – 1804 г. Петербургский – 1819 г. Где люди могли обучиться грамоте? (В каждом губернском городе были открыты гимназии; в каждом уездном городе – уездные училища; в сельской местности – создавались приходские училища). Кто мог в них получить грамоту? кто принимался? (Дети “всякого состояния”, без различия “полу и лет”. Но для детей крепостных доступны были только приходские училища.) Где могли получить образование представители высшего дворянского общества? (В 1811 г. был открыт Александровский (Царскосельский) лицей). Вспомните одного из самых знаменитых выпускников Царскосельского лицея. (Пушкин) (Чтение стихотворения А. С. Пушкина) Затем – Демидовский лицей в Ярославле; 1815 г. – открытие Лазаревского Института восточных языков в Москве. 3. Система образования в первой половине XIX века.
Вопрос: Подумайте, что обозначает вертикальное расположение учебных заведений? (Наличие преемственности, особенно между 2, 3 и 4 звеньями) В гимназии принимались дети по окончании уездного училища независимо от сословия. В одногодичные приходские училища принимались дети “всякого сословия” без различия “полу и лет”. Они создавались как в городе, так и в сельской местности. Однако деньги на их содержание из государственной казны не выделялись. Содержались эти учебные заведения либо за счет средств городского самоуправления, либо на инициативе помещиков, приходских священников и государственных крестьян. В первой половине XIX века остро стояла проблема учительских кадров. В уездном училище работали, как правило, 2 учителя, преподававшие по 7-8 предметов, в гимназии – 8 учителей. Поэтому с 1804 г. при университетах были открыты педагогические институты. При Николае I в 20-е гг. был создан Комитет по устройству учебных заведений. Он, в частности, должен был определять перечень учебных дисциплин и набор книг, по которым надлежало преподавать эти предметы. Работа с документом (у учеников на партах) Рескрипт Николая I от 19 августа 1827 г. “Предметы учения и самые способы преподавания” должны быть “соображаемы с будущим предназначением обучающихся”. Необходимо, чтобы в будущем учащийся “не стремился через меру возвыситься над тем состоянием. Вопрос: Как вы понимаете слова документа? В итоге преобразований Николая I по-прежнему сохранялись 3 ступени общеобразовательной школы, но каждая из них становилась сословно-обособленной. Работа со схемой “Сословность в общеобразовательной школе” В 1827 г. власти еще раз указали на невозможность обучения детей крепостных крестьян в гимназиях и университетах. В то же время Министерство народного просвещения заботилось об увеличении численности учебных заведений:
Работа в группах Подготовить в течение 5-7 минут интервью с учеником приходского училища, уездного училища, гимназии. (Дети обсуждают вопросы и ответы и разыгрывают интервью). Приходское училище
Уездные училища
Гимназия давала наиболее разностороннее и глубокое образование, готовя учащихся к поступлению в университет. Вопросы: Представителям каких сословий после преобразований Николая I доступ к университетскому образованию был закрыт? (Детям крестьян, купцов, ремесленников и мещан) Какие учебные заведения давали высшее образование? (Университеты, академии) Когда и кем был основан первый в России университет? (В 1755 г. Елизаветой I по предложению Шувалова и Ломоносова) 4. Развитие наук в России. “Заседание круглого стола Кабинета министров” Самостоятельное изучение материала посредством работы в группах. а) слабые: работа с карточками б) средние: Как осуществлялась связь науки и производства? в) сильные: Обсудить проблему развития науки и производства на заседании ученого совета. (Дети должны назвать изобретения и их значения. Выяснить во время обсуждения, каким образом изобретения ученых были связаны с потребностями экономики). Математика: Лобачевский – создание новой системы неевклидовой геометрии Остроградский – открытия в математической физике Физика: Петров нашел новую форму перехода энергии постоянного покоя в тепловую и световую энергию, открыл электрическую дугу (в металлургии для освещения) Ленц – электромагнитные явления, закон сохранения и превращения тепловой, механической, химической и электромагнитной энергии. Якоби сконструировал электродвигатель, изобрел гальванопластику для техники, усовершенствовал телеграфный аппарат (первое записывающее устройство на подземной линии Петербург – Царское Село). Химия: зародилась фотохимия и электрохимия; разработана научная теория электролиза. Амосов изучал структуру стали; применил микроскоп в изучении металла. Астрономия: В 1839 г. с санкции Николая I была основана Пулковская обсерватория (она так и называлась – Николаевская Пулковская). Главным направлением ее работы было составление каталогов координат звезд. Одним из создателей школы русских астрономов был академик В. Я. Струве. (Подводя итоги заседания Премьер-министр подчеркивает, что все передовые научно-технические изобретения будут внедряться в производство). III. Закрепление и обобщение материала. 1. Беседа с учащимися. Вопрос: Назовите основные тенденции в развитии образования и науки в первой половине XIX века. Сословность системы образования;
2. Задание. Соотнесите имя ученого и сделанное им открытие (учебник, стр. 126).
Ответы: 1-Г; 2-И; 3-Е;4-Б; 5-Ж; 6-3; 7-К; 8-А; 9-В; 10-Д. IV. Подведение итогов. Выставление оценок, комментарий учителя. V. Задание на дом: параграф15, документы, вопросы. |
Урок по истории России в 10 классе по теме: «Феномен декабризма в истории России XIX века» Развивающая: продолжать формирование интеллектуальной, гражданской, коммуникационной, информационной компетентностей |
Реферат "Золотой век" русской культуры в XIX веке Золотым веком Русской культуры становиться XIX век. От Петровских реформ, по сути, подготовили силы для того, что бы Россия в XIX... |
||
Урок по теме: «Мироощущение человека эпохи рубежа XIX xx веков» Вводный урок по теме: «Мироощущение человека эпохи рубежа XIX – XX веков» (2 часа) |
Кол-во часов Знать об историческом развитии России в XIX веке. Уметь давать общую характеристику литературе I половины XIX века, выявлять основные... |
||
Проблема идентичности и национального самосознания стала активно... В главе, посвященной национальной идентичности в России, из книги, выходящей в издательстве «нло», Лев Гудков предпринимает попытку... |
Рабочая программа по истории России, 8 класс Пояснительная записка... «История России с древнейших времён до конца XVIII века». Программа курса и тематическое планирование рассчитаны на преподавание... |
||
Рабочая программа по истории россии XIX век 8 класс «История России с древнейших времён до конца XVIII века». Программа курса и тематическое планирование рассчитаны на преподавание... |
М. Д. Голубовский Тарас Бульба в хх1 веке Россия», а «Ревизор», – самая великая пьеса, написанная в России. После «Ревизора» за Гоголем сложился титул основателя критического... |
||
Урок английского языка по теме: “Ireland”. 7-й класс Цель: активизация лексики по теме как средства повышения коммуникативной компетенции на иностранном языке |
Урок английского языка по теме: “Healthy Food”. 6-й класс Цель: активизация лексики по теме как средства повышения коммуникативной компетенции на иностранном языке |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |