Скачать 101.95 Kb.
|
Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина «Становление пера» поэта происходило в лицейский период, тогда же произошло формирование его литературных вкусов и предпочтений. Значительную роль в этом процессе сыграли лицеистские друзья Пушкина (А.А. Дельвиг, И.И. Пущин, В.К. Кюхельбекер). Во всем творчестве Пушкина актуальны темы дружбы и лицейского братства, на протяжении всей жизни в его лирике появляются образы друзей, жанр дружеского послания - один из типично «пушкинских» (по Б. Томашевскому). Стихотворения для анализа: «К Пущину» (1815г.), «Дельвигу» (1817г.), «Разлука» (1817), «19 октября» (1825), «И.И.Пущину» (1826), «19 октября» (1827), «Чем чаще празднует лицей» (1832), «Была пора...» (1836). Что составляет содержание мелких пьес Пушкина? Почти всегда любовь и дружба как чувства, наиболее обладавшие поэтом и бывшие непосредственным источником счастия и горя всей его жизни. В. Г. Белинский Тема дружбы в лирике Пушкина: эта любимая пушкинская тема имеет автобиографические истоки. В исследовании лирического наследия поэта оптимальным является хронологический принцип, в соответствии с которым каждая тема рассматривается в логическом развитии, дабы воссоздать духовную биографию великого поэта. Тема дружбы в разные периоды творчества Пушкина. Лицейский период. (1811-1817) и Петербургские годы (1817-1820). Проблема возникновения поэта. Знакомство Пушкина с литературой, в основном с французской; он осваивает литературный мир так же, как ребенок осваивает окружающий мир: начинает с подражания сюжетам, темам, жанрам, образам. Можно сделать небольшой экскурс в историю лицейских лет А. Пушкина, подчеркнув дух творчества, свободы, поощрявшийся начальством; добрые взаимоотношения преподавателей и лицеистов, строившиеся на принципах уважения, а не палочной дисциплины; привести курьезные случаи. Обратим внимание на преобладающий лирический жанр - дружеское послание. В лирике Пушкина появляется мотив братства, который проходит через все творчество: Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы, При мирных ли брегах родимого ручья, Святому братству верен я. («Разлука», 1817) Опять я ваш, о юные друзья! Туманные сокрылись дни разлуки: И брату вновь простерлись ваши руки, Ваш резвый круг увидел снова я. («Элегия», 1817) Следует отметить пушкинскую преданность друзьям, которую он пронесет через всю свою жизнь. Этот мотив вновь и вновь возникает в стихотворениях, посвященных лицейским годовщинам: Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было, Мой брат родной по музе, по судьбам? («19 октября», 1825) Анакреонтические мотивы, любимые Пушкиным-лицеистом, звучат в большинстве дружеских посланий этого времени.
Появление анакреонтических и эпикурейских мотивов связано прежде всего с влиянием «легкой» поэзии Батюшкова на творчество юного Пушкина. С дружбой связаны пиры и веселье («Пирующие студенты», 1814; «Мое завещание друзьям», 1815). Помнишь ли, мой брат по чаше, Как в отрадной тишине Мы топили горе наше В чистом, пенистом вине? («Воспоминание» (К Пущину), 1815) Дай Бог, чтоб я, с друзьями Встречая сотый май, Покрытый сединами, Сказал тебе стихами: Вот кубок; наливай! Веселье! Будь до гроба Сопутник верный наш, И пусть умрем мы оба При стуке полных чаш! («К Пущину» (4 мая), 1815) Очень важно показать, как в лирике Пушкина прослеживается связь темы дружбы и темы поэта и поэзии. В письме к Гнедичу (1821) Пушкин так характеризует свою поэзию: И Дружбе легкие посланья Пишу без строгого старанья. Ценность своих стихов Пушкин видит прежде всего в их оценке друзьями: Сей плод небрежный вдохновенья, Без подписи, в твоих руках На скромных дружеских листках Уйдет от общего забвенья... Но пусть напрасен будет труд, Твоею дружбой вдохновленный, Мои стихи пускай умрут — Глас сердца, чувства неизменны Наверно их переживут. («В альбом Илличевскому», 1817) Южный период (1820-1824). 1) Поэта не оставляют воспоминания о любимых друзьях, с которыми он обречен на разлуку: В изгнанье скучном, каждый час Горя завистливым желаньем, Я к вам лечу воспоминаньем, Воображаю, вижу вас... (Из письма к Я. Я. Толстому, 1821) Воспоминания о времени, проведенном в Петербурге среди друзей, связанных с обществом декабристов: Горишь ли ты, - лампада наша, Подруга бдений и пиров? Кипишь ли ты, златая чаша, В руках веселых остряков? (Из письма к Я. Я. Толстому, 1821) Речь идет о заседаниях литературного обществ «Зеленая лампа», упоминаются братья Н. и А. Всеволожские, Ф. Ф. Юрьев, Д. Барков, который читал на заседаниях театральную хронику, а также актрисы А. Колосова и Ек. Семенова. 2) Дружба понимается Пушкиным как высшая ценность: Но дружбы нет со мной: печальный, вижу я Лазурь чужих небес, полдневные края; Ни музы, ни труды, ни радости досуга, Ничто не заменит единственного друга. («Чаадаеву», 1821) 3) Дружеская переписка не прерывается в течение всей ссылки: Друг Дельвиг, мой парнасский брат, Твоей я прозой был утешен, Но признаюсь, барон, я грешен: Стихам я больше был бы рад. («Дельвигу», 1821) 4) Пир друзей — пир жизни, пир молодости, которая проходит (философская тема времени). Вчера был день разлуки шумной, Вчера был Вакха буйный пир, При кликах юности безумной, При громе чаш, при звуке лир. («Друзьям», 1822) Позднее творчество (конец 1820-х — 30-е годы). 1) Меняется пафос дружеской лирики: все больше потерь в тесном дружеском кругу, трансформируются основные мотивы, например такой любимый Пушкиным мотив, как мотив пира: Теперь не то: разгульный праздник наш С приходом лет, как мы, перебесился, Он присмирел, утих, остепенился, Стал глуше звон его заздравных чаш... («Была пора: наш праздник молодой...», 1836) Шесть мест упраздненных стоят, Шести друзей не узрим боле, Они разбросанные спят — Кто здесь, кто там на ратном поле, Кто дома, кто в земле чужой, Кого недуг, кого печали Свели во мрак земли сырой, И надо всеми мы рыдали. («Чем чаще празднует Лицей,» 1831) 2) Индивидуальные характеристики, как правило, появляются в раннем творчестве (см. «Пирующие студенты», 1814), со временем индивидуальные образы сливаются в обобщенный образ семьи друзей (об этом подробнее «Повторение»: «Мотив семьи в творчестве Пушкина»). Семья друзей противопоставлена свету. Тесней, о милые друзья, Тесней наш верный круг составим... («Чем чаще празднует Лицей…» 1831) . Семья друзей выступает и как антитеза скитанию, дорогам, неприкаянности: Усердно помолившись Богу, Лицею прокричав ура, Прощайте, братцы: мне в дорогу, А вам в постель уже пора. («19 октября 1828») 3) Гражданские мотивы в дружеской лирике присутствуют как о раннем творчестве («К Чаадаеву» — соединение жанров дружеского и гражданского послания), так и в зрелом творчестве. «Во глубине сибирских руд...» по форме гражданское послание, выдержанное в традициях декабристской эстетики, но по сути является дружеским посланием: стремясь подчеркнуть свое сочувствие положению декабристов, поэт говорит с друзьями на их языке. Тема памяти о дружбе, надежды — основная в этом стихотворении, способствует появлению в нем гражданских мотивов: Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные затворы, Как в ваши каторжные норы Доходит мой свободный глас. Дополнительная информация Многие стихотворения, написанные, как правило, в жанре дружеского стихотворного послания, посвящены самым близким по духу людям: лицеистам ("первому другу" И.И. Пущину, "муз возвышенному пророку" и "парнасскому брату" А.А. Дельвигу, "брату родному по музе, по судьбам" В.К. Кюхельбекеру), "неизменному другу" П.Я. Чаадаеву, поэтам П.А. Вяземскому, Н.М. Языкову, Е.А. Баратынскому. Но дружбу Пушкин понимал не только как отношения, возникающие между двумя людьми. "Дружество" для него — это целый круг людей, близких «по судьбе», это "братство", «наш союз», сложившийся еще в лицее. Манифест дружбы — седьмая строфа стихотворения "19 октября", написанного в 1825г. в Михайловском: Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен — Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз... Поэт подчеркивает гармонию, красоту, свободу, "беспечность", лежащие в основе дружеского союза, сравнивает его с душой, утверждая прочность связей между друзьями. Дружба лицеистов не зависит ни от прихотей "судьбины", ни от переменчивого счастья, "Родина'1 лицейского братства — Царское Село, место, где "под сенью дружных муз" лицеистов свела сама судьба. Дружбу Пушкин понимал и как "сладостный союз", связывающий между собой поэтов. В послании "К Языкову" (1824) указана основа этого союза — творчество, вдохновение: Они жрецы единых муз; Единый пламень их волнует; Друг другу чужды по судьбе, Они родня по вдохновенью. В пушкинских стихотворениях о дружбе и друзьях неизменно возникает философский мотив судьбы. В "19 октября" размышления о дружбе и друзьях сопровождаются симфонией образов, в основе которых — представления поэта о судьбе. Это «блуждающая судьба» моряка Ф.Ф. Матюшкина (тот же образ возникал и тогда, когда Пушкин думал о своей жизни изгнанника и скитальца), "сети судьбы суровой", "судьбины гнев", "фортуны блеск холодный", "строгая судьба", "тайный рок". Жизнь друзей определяется судьбой: "судьба глядит, мы вянем; дни бегут". Судьба может быть гневной или милостивой, но, по мысли Пушкина, она всегда держит человека в своей власти, препятствует осуществлению его заветных желаний. Именно в дружбе поэт находит опору в своем противостоянии "рока самовластью". В стихотворении "Была пора: наш праздник молодой...", прочитанном 19 октября 1836 г., поэт вновь подчеркнул общий закон жизни друзей-лицеистов – закон судьбы:_ Недаром — нет! — промчалась четверть века! Не сетуйте: таков судьбы закон: Вращается весь мир вкруг человека, — Ужель один недвижим будет он? Каждый из лицеистов первого выпуска, несмотря на различия в общественном положении, в интересах, воспринимался Пушкиным как человек, связанный с ним незримыми нитями. Размышления о друзьях не ограничивались только воспоминаниями о лицейской молодости, о наставниках, о юношеских мечтах и проказах. Они подталкивали поэта к анализу собственной судьбы, создавали психологический и философский фон многих его стихотворений. Он помнил всех лицеистов, радовался их успехам, жил их огорчениями. Разбросанные по свету, друзья как бы соединялись в лирическом мире Пушкина. Силой поэтического воображения он охватывали тех, кто наслаждается жизнью; и тех, кто одинок и несчастлив "и в бурях, и в житейском горе, / В краю чужом, в пустынном море, /Й в мрачных пропастях земли!" ("19 октября 1827"). Всем он желал блага, радуясь за одних и огорчаясь невзгодам других. Дружеское участие, дружеская поддержка для Пушкина — высшие проявления человечности, требующие мужества, воли, готовности исполнить свой долг. В послании Пущину" ("Мой первый друг, мой друг бесценный!.."), отправленном в 1827 г. в Сибирь, поэт словно возвращает другу-декабристу святой долг дружбы, напоминая ему о том "утешенье", которое он когда-то даровал ему, посетив Михайловское. Теперь сам поэт молит "святое провиденье", чтобы слова его дружеского"привета дали Пущину то же "утешенье", а вместе с ними в "заточенье" дошел и луч "лицейских ясных дней". В коротком стихотворении Пушкин обнаружил глубину связей, соединивших двух людей: это и дружба, возникшая еще в лицее, и судьба, которая может быть зла или благосклонна к каждому из них, и время, которое не властно над ними: настоящее окликает прошлое, ход времени только подчеркивает неизменность дружбы. Сила дружбы прочнее теремных цепей, луч лицейского братства способен рассеять мрак заточения. Тема дружбы в лирике Пушкина В обширной плеяде пушкинских дружеских пристрастий совершенно особое место нужно отвести П.Чаадаеву – человеку, который в юные годы был для поэта образцом высокого гражданского мужества и умного свободолюбия. Пушкин познакомился с ним в последних классах лицея, когда стал бывать на шумных пирушках офицеров гусарского полка. Гвардейская молодежь того времени, принимавшая участие в Отечественной войне 1812 года, победоносно дошедшая до Парижа, вернулась на родину. С критическим отношением ко всему, что окружало ее теперь в угнетенной самовластьем отчизне. В этой среде уже зрели зерна оппозиции самодержавному строю, образовался тайный «Союз благоденствия», из которого впоследствии вышел ряд будущих декабристов. Чаадаев принадлежал к их числу. Он всем своим духовным обликом поразил воображение юного поэта. Блестящий гусарский офицер, философ, человек острого ума, мятежного духа и поистине революционного темперамента, Чаадаев с увлечением говорил о пагубности самодержавия. Пушкин гордился знакомством с Чаадаевым и горько сожалел о том, что судьба не предоставила этому умному и образованному человеку обширного поля государственной деятельности. Дружба с Чаадаевым для Пушкина не только обычная житейская приязнь, она символ благородных, свободолюбивых идей. Это с особой силой сказалось в стихотворном обращении 1818 года «К Чаадаеву». Это послание для последующих поколений стало литературным памятником высокой дружбы, вдохновленной общностью политических идеалов и горячностью свободолюбия. (Вс. Рождественский) Задание для анализа стихотворения «К Чаадаеву»
ІІ. Анализ 2 части.
III. Анализ языка стихотворения.
|
Несколько страниц из лирики Пушкина Цель: вызвать интерес к творчеству А. С. Пушкина через живое знакомство с его биографией, стихами, написанными в разные периоды его... |
Дружбы в лирике пушкина Чувство дружбы у Пушкина — это огромная ценность, которой равновелики лишь любовь, творчество и внутренняя свобода |
||
Дружбы в творчестве Пушкина Пушкин – один из самых известных русских авторов. Он был поэтом, прозаиком, драматургом. В россии очень любят творчество Пушкина.... |
Урок литературы и русского языка в 9 классе. Тема урока: А. С. Пушкин. Лицей. Лирика дружбы Оборудование: портрет А. С. Пушкина Е. Гейтмана (гравюра 1822 г.). Книги: М. Басина «В садах лицея», «А. С. Пушкина. Жизнь и творчество.... |
||
Дружбы в стихотворении «И. И. Пущину» (наизусть) Произведения устного народного творчества. Загадки, пословицы и поговорки как произведения малого жанра фольклора |
Сущность поэзиии и судьба поэта Сущность поэзии и судьба поэта – вещи взаимосвязанные. Нам важно не только проследить их связь, но и показать, как она реализуется... |
||
«Любви все возрасты покорны…» (по творчеству А. С. Пушкина) Цели: изучить любовную лирику А. С. Пушкина, познакомить с её адресатами; раскрыть духовный потенциал творчества |
Актуальность проблемы изучения творчества А. С. Пушкина В настоящее время многие молодые люди интересуются жизнью и творчеством А. С. Пушкина и на мой взгляд это не случайно… |
||
1. Проблема периодизации русской литературы советской эпохи Периоды: переломные этапы развития л-ры. Рабочие периодизации – для удобства преподов и учащихся. Периоды маркируются не временем,... |
Тема урока: А. С. Пушкин в Михайловском (период жизни и творчества... А. С. Пушкин в Михайловском (период жизни и творчества А. С. Пушкина) Пушкин и Пущин. Комплексный анализ текста (экзаменационного).... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |