Проектная деятельность по творчеству А. С. Пушкина Провела учитель высшей категории Омарова Е. И




Скачать 161.22 Kb.
Название Проектная деятельность по творчеству А. С. Пушкина Провела учитель высшей категории Омарова Е. И
Дата публикации 09.10.2014
Размер 161.22 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Культура > Урок
Проектная деятельность по творчеству А.С. Пушкина

Провела учитель

высшей категории Омарова Е.И.

Цель  урока:  

- Расширить  знания  учащихся  о  детстве  и  юности  А.С. Пушкина.  

- Показать  влияние  народного  творчества   на  будущее  поэта.

- Ввести  в  мир  пушкинской  сказки,  развивать  речь  и  воображение  учащихся.
Задачи  урока:

- расширение  знаний  по  творчеству  Пушкина;

- развитие  мыслительной  деятельности;

- воспитание  любви  к  литературе.

Оборудование:  иллюстрации, мультимедиа, репродукции.

План  урока.

  1. Орг.момент.

Учитель:

Сегодня  мы  проведём  урок  литературы,  используя     проектную  деятельность  по  творчеству  А.С.Пушкину.

Вступительное  слово  о  поэте.

-эпиграф -  « Я лиру посвятил  народу  своему»  А.С.Пушкин.

Каждый год мы  возвращаемся  к  творчеству  Пушкина. Мы  открываем   все новые и новые  странички  его  жизни,  творчества… его  окружения, его времени.

  1. Объяснение    этапов  урока.

Учащиеся   6  класса  были  поделены  на   проектные  группы,  каждая  группа  выбрала  свою  тему  исследовательской  работы.  У  нас  получились  следующие  группы:

-  биографы

-  литературоведы

-  иллюстраторы

- актёрского  мастерства

Каждая  группа  представит  результаты  своего  труда.

III.    Биографы:

Годы детства А.С. Пушкина (1799-1811)

- А.С. Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве в обедневшей дворянской семье (отец его был майор в отставке).

- Детство поэта прошло в Москве и подмосковном селе Захарово.

- Село Захарово - так называлось это небольшое имение в сорока верстах от Москвы по Можайской дороге, когда его в 1804 году купила бабушка поэта Мария Алексеевна Ганнибал. С тех пор, в течение шести лет семейство Пушкиных выезжало сюда из Москвы на лето, а год провело здесь и зиму.

- Пушкин вспоминал, как в детстве носился он по полям и рощам и, «воображая себя былинным героем, сшибал палкой верхушки растений». В одном из своих стихотворений шестнадцатилетний Пушкин пишет:

Мне видится мое селение,

Моё Захарово;

Оно с заборами в реке волнистой,

С мостом и рощею тенистой

Зерцалом вод отражено.

На холме домик мой…
- Семья (кроме Александра были ещё дети Ольга и Лев) принадлежала к самой образованной части московского общества.
- Маленький Саша рос в семье, где очень любили литературу и поэзию. Пушкин – отец писал стихотворения и даже целые поэмы. Иногда сам читал детям комедии Мольера по – французски.
- Няня поэта, Арина Радионовна, был искусной рассказчицей, знала множество сказок, пословиц и поговорок:

«Мастерица ведь была.

И откуда что брала!

А куды разумны шутки,

Приговорки, прибаутки,

Небылицы, былины православной старины, » - вспоминал о ней поэт.
- Бабушка Мария Алексеевна, «женщина ума светлого и образованного», происходившая из древнего рода, любила вспоминать о былом, о деде своего мужа Арапе Петра Великого, Абраме Ганнибале, об обычаях и нравах дворян 18 столетия.

- В доме родителей Пушкина собрались просвещенные литераторы тогдашней Москвы: Н.М. Карамзин, И.И. Дмитриев, В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков.

- Уже в семь лет Пушкин сочинял на французском языке маленькие комедии и разыгрывал их перед своей сестрой Оленькой. К одиннадцати годам он перечитал всю библиотеку отца.

- Дядя поэта Василий Львович Пушкин был довольно знаменитым поэтом. Именно он приехал в Петербург со своим племянником для устройства в Царскосельский лицей.

Лицей (1811-1817)

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б не привело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

- В 12 лет, получив домашнее воспитание (довольно беспорядочное), маленький Саша был отвезен учиться в новое, только что открывшееся 19 октября 1811г. учебное заведение – Царскосельский лицей под Петербургом, место, где располагалась летняя резиденция русских императоров.
- Лицеем в Древней Греции называлась роща при храме Аполлона, где Аристотель обучал своих учеников. Обучение шло во время прогулок по роще. В свободных непринужденных беседах и спорах учитель и ученики совместно искали ответы на сложнейшие философские вопросы. Александру 1 хотелось видеть нечто пободное в саду своей резиденции – Царского Села.
- Началась шестилетняя лицейская жизнь. Возглавили лицей прекрасные педагоги: В.Ф. Малиновский и позднее Е.А. Энгельгардт. К чтению лекций были приглашены опытные преподаватели: А.П. Куницын, И.К. Кайданов, Н.Ф. Кошанский и другие. Учили многому: русскому, французскому, немецкому языкам и латыни, словесности, логике, нравственным наукам, политической экономии, математике, физике, военному делу. Явно преобладали гуманитарные науки.

- Воспитанники – лицеисты жили на четвертом этаже.
На лицейских дверях – таблички. В каждой комнате столик, рукомойник, железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, чернильница и подсвечник с щипцами. Гувернеры и инспекторы жили внизу.
- Второй этаж: столовая, больница, канцелярия, конференц – зал (именно здесь читал Пушкин свои стихи Державину).

- Третий этаж – учебный. Классы, кабинеты, библиотека, место для отдыха и забав.
- Распорядок дня в лицее был твердый, раз и навсегда установленный. Вставали в шесть утра и шли на молитву. С семи до девяти занятия - « класс». В девять - чай. До десяти прогулка. С десяти до двенадцати опять «класс». С двенадцати до часу – прогулка. В час – обед. С двух до тех - чистописание или рисование. С трех до пяти – другие уроки. В пять – чай. До шести – прогулка, потом повторение уроков или «вспомогательный класс». В половине девятого – ужин. После ужина до десяти – отдых. В десять - вечерня молитва и сон. Утренние и вечерние молитвы читали по очереди вслух. Уже на молитве хотелось есть, и тяжело было дожидаться, когда пройдут два урока и их поведут в столовую.

- В лицее увлекались литературой, писали стихи и критические статьи, издавали рукописные сборники своих произведений: «Для удовольствия и пользы», « Юные лицеисты», «Лицейский мудрец». Пушкин, А.А. Дельвиг, В.К. Кюхельбекер и другие были их деятельными участниками. Первенствовал Пушкин.
- Дружба и поэзия связали на всю жизнь «святое братство», «союз поэтов» - Пушкина, Дельвига, Кюхельбекера; дружба стала лейтмотивом стихов Пушкина, посвященных лицею и лицеистам.
- В 1815 году на экзамене Пушкин поразил своим стихотворением «Воспоминание о Царском Селе» знаменитого и в то время Державина.
- Вот как вспоминает об этом сам поэт: «Наконец вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания о Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояние души моей. Когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом. Я убежал. Державин был в восторге, он меня требовал, хотел обнять. Меня искал, но не нашли».
- Все без исключения выпускники лицея впоследствии с любовью вспоминали о шести годах, прожитых в Царском Селе. Первый «пушкинский» курс породил традицию ежегодных встреч в день открытия лицея.
IV. Литературоведы.

Творчество Пушкина многогранно, он создавал как лирические стихи о природе, дружбе, судьбе родины, так и повести, и весёлые озорные сказки. Наша проектная группа выбрала лирику Пушкина.
Няня

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы

Горюешь будто на часах.

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.
- Вопросы по тексту «Няне»

1. Какими ласковыми словами называет поэт няню?

2. Как представляются поэту занятия няни?

3. Как вы понимаете выражение «Давно, давно ты ждешь меня…»
Отрывок из романа «Евгений Онегин»

Зима! Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как – нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив,

Шалун уж заморозил пальчик:

Ему и больно и смешно.

А мать грозит ему в окно…
- Вопросы по тексту «Зима!»

1. Каким вы видите крестьянина?

2. Дворового мальчика?

3. Какое настроение вызывает стихотворение?
- Особое  место  в  творчестве  Пушкина  играют  сказки.  Пушкин  не  мог  их не  написать.То,  что  запало  в  душу  поэта  с  детских  лет,  должно  было

отразиться  в его  творчестве.

 

Первой  Пушкин  сочинил   озорную  сказку  "Сказку  о  попе  Ио  работнике  его

 Балде"  в  1830  году,  в  свою  великую  Болдинскую  осень.  Его  увлекли  чисто   русские   ритмы  народной  былинной  песни.
 Самая  светлая,   волшебно  счастливая  сказка  "Сказка  о  царе  Салтане,  о  сыне  его  славном  и  могучем  богатыре  князе  Гвидоне  и  о  прекрасной  царевне  лебеди"  появилась  в  1831  году.
 Следующей  сказкой  стала  "Сказка  о  рыбаке  и  рыбке".  Написанная  в  1833  году, где  происходят  жестокие  дела  и  вершится  справедливость.
 А  дальше  написано  лирическое  адажио  "Сказка   о  мёртвой  царевне  и  о  семи  богатырях"  в  1833  году.  В  этой  сказке  никто  не  наказывается.  Но  и  не  прощается.

В  1834  году  будет  написана"  зловеще  -  загадочная  сказка «Сказка  о  золотом  петушке»,  где  зло  впервые  наказано  смертью.

V.Релаксация. Электронная физминутка для глаз «Матрешки».
VI.Иллюстраторы:

Учитель:

К сказкам А.С.Пушкина существует множество иллюстраций, выполненных известными русскими живописцами.

Ива́н ЯковлевичБили́бин

 — Русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель.

Художественный талант Билибина ярко проявился в его иллюстрациях к русским сказкам и былинам.

Особого блеска и выдумки достигает Билибин в своих иллюстрациях к сказкам А.С.Пушкина. Роскошные царские палаты сплошь покрыты узорами, росписью, украшениями. Здесь орнамент настолько обильно покрывает пол, потолок, стены, одежду царя и бояр, что все превращается в некое зыбкое видение, существующее в особом иллюзорном мире и готовое вот-вот исчезнуть.

-«Сказку о царе Салтане» И.Билибин иллюстрировал первой. Вот страница, где царь Салтан подслушивает разговор трех девиц. На дворе ночь, месяц светит, царь спешит к крыльцу, проваливаясь в снег. В этой сцене нет ничего сказочного. И все-таки дух сказки присутствует. Изба самая настоящая, крестьянская, с маленькими окошками, нарядным крыльцом. А вдали церковь шатровая. В XVII в. по всей Руси строили такие церкви. И шуба у царя настоящая. Такие шубы в давние времена шили из бархата и парчи, привезенных из Греции, Турции, Ирана, Италии. А вот рисунок, где царь принимает корабельщиков. На переднем плане царь восседает на троне, а перед ним склонились в поклоне гости. Мы можем их всех разглядеть. Заключительная сцена пира: перед нами царские палаты, в центре стоит стол, покрытый вышитой скатертью. За столом сидит вся царская семья.

-«Сказка о золотом петушке» наиболее удалась художнику. Билибин объединил сатирическое содержание сказки с русским лубком в единое целое.  Лубо́к — вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа.. Прекрасные четыре иллюстрации и разворот полностью рассказывают нам содержание сказки.

-Огромный успех имели иллюстрации Билибина к пушкинским сказкам. Русский музей Александра III купил иллюстрации к «Сказке о царе Салтане», а весь иллюстрированный цикл «Сказки о золотом петушке» приобрела Третьяковская галерея.

Для билибинского рисунка характерно графическое представление. Начиная работу над рисунком, Билибин набрасывал эскиз будущей композиции. Чёрные орнаментальные линии четко ограничивают цвета, задают объем и перспективу в плоскости листа. Заполнение акварельными красками черно-белого графического рисунка только подчеркивают заданные линии. Для обрамления рисунков Билибин щедро использует орнамент.


Михаил Александрович Врубель

Врубель Михаил Александрович – один из замечательнейших русских художников (1856- 1910).

Врубель –один из немногих истинно гениальных художников. Его картины – подлинные жемчужины таланта, вдохновения и поэзии среди скучной и унылой живописи рубежа веков. В России было немало талантливых художников, но гениев крупных является Врубель.

Царевна – Лебедь

Царевна – Лебедь – героиня «Сказки о царе Салтане…» А.С. Пушкина, навеянная образами древнеславянских мифов. В эстетике символизма лебедь олицетворяет вдохновение, которое может и возвысить душу, и привести её к познанию темных, таинственных сторон жизни. Художник наделяет свой образ демоническими чертами. Царевна – Лебедь – существо двойственной природы, она олицетворяет две стихии – темную, холодную водную и одновременно устремленную ввысь воздушную, небесную. Художник пытается уловить момент превращения девы в птицу, чудесную метаморфозу форм, словно тающих в последних лучах заката. Он передает ускользающее движение уходящей царевны. Изображение кажется бесплотным призрачным видением.


Травников Герман Алексеевич

Травников Герман Алексеевич

 (род. 1937) – Живописец, заслуженный художник Российской Федерации, почетный гражданин Курганской области.Родился  в с. Мехонское Шатровского района Курганской области.  Начал рисовать в возрасте трех с половиной лет.

В 1945 поступил в первый класс начальной школы в с. Боровлянском (Белозерского района Курганской области).

 В 1963 г. закончил Свердловское  художественное училище.

Работать начал художником на Курганмашзаводе. Затем служил в армии в При морском крае. И снова художник - в кинотеатре "Спутник", пединституте, комитете по телевидению и радиовещанию.

В1982 г. ему присвоено звание "Заслуженный художник России".

Много путешествовал. Как результат серии акварелей: «Русский север» , "Тува", "Камни Армении", "Мосты Москвы", "На по лях Польши", "По Уралу" и др. Но основной темой всегда было родное Зауралье.

Работы Г.А.Травникова находятся в Государственной Третьяковской галерее, в Курганском, Архангельском, Красноярском,Туркменском, Карельском художественных музеях, в музеях Польши, Болгарии, Перми, Кызыла, в художественных галереях Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени и других городов.Его картины есть во многих частных собраниях и организациях разных стран. К примеру, в частных коллекциях Мстислава Ростроповича, семьи бывшего премьер-министра Пакистана Бхутто, у ценителей живописи США, Японии, Италии, Австралии, Аргентины и др.

Г.А. Травников  награжден медалями "За трудовую доблесть", "850-летие Москвы", орде ном "За заслуги перед польской культурой".

Учащиеся,  которые  хорошо  рисуют, тоже  создали  свои  иллюстрации.
VII.    Актёрская  группа:

Учитель:

На  сценах  драматических  театров  не  редко  появляются  афиши  с  названием  Пушкинских  сказок,  а  мы  сегодня  посмотрим  отрывок  из  сказки  о царе  Салтане.
Три  девицы  под  окном  

пряли  поздно  вечерком.

« Кабы   я  была  царица,-

Говороит  одна  сестрица

То на  весь  крещеный  мир

Приготовила  б  я  пир»

« Кабы  я  была царица.-

Говорит  её  сестрица

То  на  весь  бы  мир  одна  

Наткала  я  полотна»

« Кабы  я  была  царица,-

Третья  молвила  сестрица

Я  б  для  батюшки  царя  

Родила  богатыря.

Только  вымолвить  успела  

Дверь  тихонько  заскрипела

И  в  светлицу  входит  царь,  

Стороны  той  государь

Во  всё  время  разговора

Он  стоял  позадь  забора;

Речь  последней  по  всему

Полюбилася  ему

«Здравствуй,  красная  девица,-

Говорит  он, -будь  царица

И  роди  богатыря

Мне  к  исходу  сентября.

Вы ж.  голубушки  -  сестрицы,

Выбирайтесь  из  светлицы,

Поезжайте  вслед  за  мной,

Вслед  за  мной  и  за  сестрой

Будь  одна  из  вас  ткачиха.

А  другая  повариха.

В  сени  вышел  царь  -  отец.

Все  пустились  во  дворец.

Царь  не  долго  собирался:

В  тот  же  вечер обвенчался.

Царь  Салтан   за  мир  честной

Сел с  царицей  молодой.

VIII.   Затейники:

Учитель:

- А  теперь  мы  посмотрим  как  хорошо  вы  знаете  сказки?
Разминка. (Команды отвечают по очереди.)

1. Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (30 лет и 3 года).

2. Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности возле его царства нет? (“Кири-ку-ку.Царствуй, лежа на боку!”.)

3. Какими словами бранила старуха своего старика в “Сказке о рыбаке и рыбке”? (“Дурачина ты, простофиля”.)

4. Откуда эти строки?

“Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме Бога одного?”

(“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”.)

5. Сколько раз закидывал старик невод? (Три раза.)

6. Какое приданое приготовил царь-отец царевне в “Сказке о мертвой царевне”? (Семь торговых городов да 140 теремов.)
                        
  Отгадайте этого героя Пушкина.

I.

5. Эта героиня всегда жила в воде.

4. В ее имени встречалось название драгоценного металла.

3. Однажды ее вынули из привычной среды обитания.

2. Чтобы вернуться домой, ей пришлось кое-что пообещать.

1. Но непомерные притязания другого человека вынудили ее аннулировать все благодеяния.(Золотая рыбка)

II.

5. Этот герой всегда жил в воде.

4. На сушу он выбирался ежедневно в определенные часы.

3. Он командовал воинским подразделением.

2. Вместе с подчиненными он нес пограничный дозор.

1. Под его командованием находилось тридцать три богатыря. (Дядька Черномор)

III.

5. Эта героиня жила возле воды.

4. Жила она очень бедно, занимаясь обычным крестьянским рукоделием.

3. Но тяжелая жизнь не сделала ее доброй и отзывчивой.

2. Наоборот, она была эгоистичная, злая и жадная.

1.Если бы не эта жадность, она могла бы остаться царицей. (Старуха)

IV.

5. Этот герой почти всегда жил в воде.

4. На сушу он выбирался очень редко, поэтому не знал точно, что же происходит у людей.

3. Был он очень старым, поэтому хитрый человек его легко обвел вокруг пальца.

2. Хотя у него были молоденькие внуки, он любил тишину и покой.

1. За то, чтобы вернуть себе покой, ему пришлось выложить кучу денег. (Старый черт)

V.

5. Эта героиня довольно часто жила на воде.

4. В ее распоряжении было два космических объекта.

3. Однажды ей чудом удалось избежать смерти от лап злого чародея.

2. От смерти ее спас богатырь.

1. Она умела превращаться в белую птицу. (Царевна-лебедь)

 

Ответы:

1. Золотая рыбка

2.  Дядька Черномор из «Сказки о царе Салтане»

 3. Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке»

4. Старый черт из «Сказки о попе и работнике его Балде»

5. Царевна-лебедь из «Сказки о царе Салтане»
IX. Вопросы  на  повторение:

Учитель:

-  В  каком  имении  родился  Пушкин?

- В  каком  учебном  заведении  учился?

-  Кто  присутствовал  на  экзамене?

-  Назовите  сказки  Пушкина.

-  Кто  из  художников  делал  иллюстрации?

-  Назовите  курганского  художника?
X.Итог  урока: Рефлексия.

Учитель:

- Вот  и  заканчивается  наш  урок  по  творчеству  Пушкина. Надеемся,  что  каждый  из  вас  нашел  что  -  то  новое  и  интересное. Спасибо вам за активное участие. Вы все сегодня потрудились на славу.
- Как  вы  думаете,  уроки  с использованиемпроектной   деятельности  интересны  или  нет?

-  Что  было  трудно  для  вас  больше  всего?

- Что  вы  считаете,  получилось  лучше?

-  Как  бы  вы  оценили  свою  работу?

Подрастая,  девчонки,  мальчишки.

 Дома,  в  школах ,  и  в  детских  садах

 Открывают  красивые  книжки,

Необычные  сказки  в  стихах

Заражаясь  романтикой  древней

Не  боятся  преград  на  пути

И  торопятся  к  спящей  царевне

Поскорее  на  помощь  прийти.

Царь  Додон  будет  вскоре  убитым

Золотым  петушком  за  обман.

И  старуха  с  разбитым  корытом,

Потому  что  ей  разум  не  дан.

Смелым  справиться  просто  с  бедою

Побеждают  коварство  не  раз.

А  работник ,  что  назван  Балдою

Поумней,  может, многих  из  нас.

Там  русалки,  колдуньи,  зверюшки.

И  царевич  выходит  на  бой.

Здравствуй  мир, под  названием  Пушкин -

Необъятный,  прекрасный,  живой.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проектная деятельность по творчеству А. С. Пушкина Провела учитель высшей категории Омарова Е. И icon Г. Ангарск, 2013г
В структурном подразделении работают 1 учитель высшей квалификационной категория, 2 учителя – первой квалификационной категории....
Проектная деятельность по творчеству А. С. Пушкина Провела учитель высшей категории Омарова Е. И icon «Дети и война» в творчестве русских поэтов и писателей
Автор- учитель русского языка и литературы, учитель – дефектолог высшей категории Борунова Надежда Ивановна
Проектная деятельность по творчеству А. С. Пушкина Провела учитель высшей категории Омарова Е. И icon Литература. Классы 9, 10 отделения слабослышащих детей. Тема: «Единство...
Автор – учитель русского языка и литературы, учитель- дефектолог высшей категории Борунова Надежда Ивановна
Проектная деятельность по творчеству А. С. Пушкина Провела учитель высшей категории Омарова Е. И icon Провела учитель начальных классов Афанасьева Елена Викторовна
Сегодня мы собрались совершить увлекательное путешествие в мир сказок и стихотворений Александра Сергеевича Пушкина
Проектная деятельность по творчеству А. С. Пушкина Провела учитель высшей категории Омарова Е. И icon Название (по Уставу)
Авторы проекта: Макарова Н. С., заместитель директора по увр, Горохова Р. Н., социальный педагог, учитель якутского языка и литературы...
Проектная деятельность по творчеству А. С. Пушкина Провела учитель высшей категории Омарова Е. И icon Кайраканова Лилия Тавлетовна
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе мбоу «Гимназия №1» г. Новосибирска, учитель русского языка и литературы высшей...
Проектная деятельность по творчеству А. С. Пушкина Провела учитель высшей категории Омарова Е. И icon Внеклассное мероприятие «Погибельное» счастье Пушкина Провела учитель...
Приблизить учащихся к высоким моральным взглядам на жизнь; воспитание высокой нравственности, эстетических вкусов
Проектная деятельность по творчеству А. С. Пушкина Провела учитель высшей категории Омарова Е. И icon Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного...
Степанова Е. Н., учитель музыки высшей квалификационной категории, Заслуженный работник образования хмао-югры
Проектная деятельность по творчеству А. С. Пушкина Провела учитель высшей категории Омарова Е. И icon Примерная программа учебной дисциплины мировая художественная культура...
Автор: Емохонова Л. Г., кандидат исторических наук, доцент, учитель высшей квалификационной категории
Проектная деятельность по творчеству А. С. Пушкина Провела учитель высшей категории Омарова Е. И icon Слюгрова Светлана Трофимовна-учитель начальных классов высшей категории,...
«Загадка – как средство активизации процесса обучения и воспитания младших школьников»
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции