Рабочая программа по мировой художественной культуре 10 класс




Скачать 331.58 Kb.
Название Рабочая программа по мировой художественной культуре 10 класс
страница 1/3
Дата публикации 15.05.2014
Размер 331.58 Kb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2   3


МАОУ «Малозоркальцевская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

Методическим советом школы Заместитель директора Приказом директора школы

Протокол №1 от «30» 08 2013 по УВР _______/Голуб Г.М./ №_83_ «30»_08_2013

«30»_08_2013

Рабочая программа

по мировой художественной культуре

10 класс

на 2013-2014 учебный год

Составлена на основе

авторской программы Л.Г. Емохоновой

«Мировая художественная культура»

Учитель: Черкашина Т.А.

с. Малая Зоркальцева, 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе:

- приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

- приказа Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- программы Л.Г. Емохоновой «Мировая художественная культура» 10-11 класс // Программы общеобразовательных учреждений: Мировая художественная культура «Академический школьный учебник». 10– 11 классы. – М.: «Просвещение», 2008.

Программа рассчитана на 34 учебных часов из расчёта 1 часа в неделю.

Программа по Мировой художественной культуре составлена на основе Государственного стандарта сред­него (полного) образования (базовый уровень) с учетом рекомен­даций примерной программы.

Опираясь на обязательную часть учебного курса, зафикси­рованного в стандарте и раскрытого в примерной программе, программа, соблюдая преемственность, предлагает свой подход в раскрытии содержания, свою последовательность изучения тем и разделов предмета.

Изучение МХК направлено на достижение следующих целей и задач:

- формирование у учащихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира.

- изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;

- формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической цивилизации;

- осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

- воспитание художественного вкуса;

- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей.

Курс по мировой художественной культуре на базовом уров­не систематизирует знания о культуре и искусстве, получен­ные на предыдущих ступенях обучения в общеобразовательных учреждениях. Он дает целостное представление о мировой художественной культуре и логике ее развития в исторической перспективе.

Древнейший пласт культуры характеризуется непосред­ственной связью искусства и мифологии, поэтому для изуче­ния культуры Древнего мира были выбраны памятники, наибо­лее полно отразившие влияние на творческий процесс мифоло­гического сознания, рецидивы которого встречаются подчас в современной жизни.

В особый раздел выделен материал, позволяющий усвоить ключевые идеи развития культур Китая, Японии, мусульман­ских стран. Для культуры Китая — это мифологические пред­ставления о мире как вечной гармонии двух полярных и взаимодополняющих начал — мужского небесного ян и жен­ского земного инь, определяющие ее традиционность и устой­чивость. Для Японии — уникальный синтез синтоистских убеждений в том, что красота присутствует в природе повсю­ду — нужно лишь разглядеть ее, и буддийского учения дзен, воспринимающего природу как живое и одухотворенное «кос­мическое тело Будды». Альфой и омегой культуры ислама является идея райского сада, куда человек стремится возвра­титься, и потому в программе акцент сделан на ее отражении в дворцовых, культовых, общественных комплексах. При выборе памятников предпочтение было отдано дворцу Альгам­бра в Гранаде, колонной мечети в Кордове, купольной Голу­бой мечети в Стамбуле и площади Регистан в Самарканде — самым знаковым сооружениям арабо-мусульманской архитек­туры. Особое внимание уделено их декоративному убранству, которое служит наиболее убедительным воплощением мета­форы рая.

Особенности западноевропейской культуры Средних веков, Ренессанса, Нового времени, обусловленные спецификой евро­пейского эгоцентризма, отразились в понятии «стиль», под которым подразумевается некая общность средств и приемов художественной выразительности, вызванная единством идей­ного содержания. Стиль дает ощущение неповторимости каж­дой эпохи, а тщательный подбор памятников архитектуры, изобразительного искусства, музыки, литературы, театра по­зволяет погрузиться в атмосферу времени и прочувствовать ее своеобразие. Имея возможность сравнить, скажем, проявления византийского стиля в Византии и Древней Руси, учащиеся смо­гут осознать национальную культуру как неотъемлемую часть мировой культуры и составить целостную картину мира в яр­ких, чувственных образах.

Содержание программы по мировой художественной куль­туре базируется на принципе культурных доминант с выделе­нием наиболее ярких памятников каждой исторической эпо­хи в различных странах. Это позволяет через знакомство с про­изведением даже одного мастера уловить мировоззренческие особенности и художественные идеи времени, поэтому автором программы был проведен тщательный отбор памятников куль­туры, наиболее знаковых для каждой эпохи. Для характери­стики социокультурных доминант дороманской культуры, в частности, была выбрана базилика Сен-Мишель де Кюкса — одна из немногих базилик, сохранивших дороманское архи­тектурное ядро (нефы, трансепт, северный портал). Монохромия как определяющая черта этого периода рассмотрена на примере фрескового цикла каролингской церкви Санкт-Иоханн в Мюстере. Для более полной картины раннего Воз­рождения в Италии в авторскую программу включено твор­чество Донателло, возродившего античные традиции в релье­фе и круглой скульптуре. Это способствует целостности вос­приятия процессов развития пластики от греческой класси­ки, скульптуры эллинизма, римского скульптурного портре­та (также не включенных в обязательный минимум содержа­ния, но присутствующих в авторской программе) до новатор­ства в творчестве Микеланджело в эпоху Высокого Возрожде­ния.

Программа рассчитана на два года обучения (10 — 11 классы) и предполагает изучение курса в течение 68 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. В 10 классе (34 часаа) пред­лагается изучение культуры Древнего мира, раннехристиан­ского искусства, искусства Средних веков с акцентом на куль­туру Византии, Древней Руси и Западной Европы, искусства Арс нова как переходного от Средних веков к Ренессансу, куль­туры Дальнего и Ближнего Востока. В 11 классе изучаются темы: «Художественная культура эпохи Возрождения», «Ху­дожественная культура XVII века», «Художественная куль­тура XVIII — первой половины XIX века», «Художественная культура второй половины XIX — начала XX века», «Художе­ственная культура XX века». В рамках этих тем продолжается изучение искусства Западной Европы и России.

Территориальный принцип при распределении материала позволяет представить присущую каждому народу систему цен­ностей, а логика исторического линейного развития — от перво­бытного мира до культуры XX века — дает основу для сравни­тельного анализа, «межвременного диалога» различных куль­тур при сохранении принципа единства культурных ареалов. Учитывая, что время для изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ограничено, для получения пре­дельно полной картины культурного развития выбраны все наи­более значимые культурные ареалы. В Азии — это Индия, Ки­тай, Япония. В Африке — Египет. В Америке — Мексика. В Европе — Италия, Франция, Германия, Испания, Англия, Россия.

Значительное место в программе отведено совре­менной художественной культуре, знание и понимание кото­рой способствует самоидентификации молодых людей в совре­менном мире, их успешной адаптации, выбору индивидуаль­ного художественного развития и организации личного досуга. При этом изучение мировой художественной культуры разви­вает толерантное отношение к миру, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму мировой дает возмож­ность оценить ее потенциал, уникальность и значимость. Про­блемное поле отечественной и мировой художественной куль­туры как обобщенного опыта всего человечества представляет учащимся материал для выработки собственного вектора раз­вития, для более четкого осознания своей национальной и куль­турной принадлежности.

Требования к уровню подготовки учащихся нацелены на тот объем знаний, который позволяет ориентироваться в окружа­ющем мире, понимать мотивы поведения и поступки других людей и, следовательно, максимально эффективно взаимодей­ствовать с ними и успешно функционировать в обществе.

Изучение МХК направлено на формирование у учащихся общеучебных умений и навыков:

- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры искусства;

- осуществлять поиск нужной информации в источниках различного типа;

- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

Понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

В соответствии с требованиями, обозначенными в Государ­ственном стандарте, ученик должен:

знать /понимать:

- основные виды и жанры искусства;

- изученные направления и стили мировой художественной культуры;

- шедевры мировой художественной культуры;

- особенности языка различных видов искусства;
уметь:

- узнавать изученные произведения и соотносить их с опре­деленной эпохой, стилем, направлением;

- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произ­ведениями разных видов искусства;

- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сооб­щения);
использовать приобретенные знания в практической дея­тельности и повседневной жизни для:

- выбора путей своего культурного развития;

- организации личного и коллективного досуга;

- выражения собственного суждения о произведениях клас­сики и современного искусства;

- самостоятельного художественного творчества.

С учетом мировоззренческого характера дисциплины соот­ношение между традиционной урочной и внеурочной деятель­ностью, направленной на расширение кругозора и активное участие в современном культурном процессе, решается в пользу последней. Неслучайно в стандарте курсивом выделены назва­ния памятников культуры, знакомство с которыми желатель­но для получения более полной и красочной картины художе­ственного развития, но изучение которых на уроке необязатель­но. Акцент сделан на приобретение навыков, которые позволя­ли бы анализировать произведения искусства.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

10 КЛАСС (34 ЧАСА)
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО МИРА (3 ЧАСА)

Отражение представлений о мире и жизни в мифах. Миф как факт мироощущения. Космогонические мифы. Древние обра­зы в основе вертикальной и горизонтальной модели мира: ми­ровое древо, мировая гора, дорога. Магический ритуал как спо­соб иллюзорного овладения миром. Обряд плодородия — вос­произведение первичного мифа. Ритуал, посвященный Осири­су. «Великий выход» — обряд воскрешения Осириса. Славян­ские земледельческие обряды. Святки. Масленица. Русальная неделя. Семик. Иван Купала. Фольклор как отражение первич­ного мифа. Сказка о царевне Несмеяне. Зарождение искусст­ва. Художественный образ — основное средство отражения и познания мира в первобытном искусстве. Наскальная живопись палеолита и мезолита в пещерах Альтамира и Ласко. Геомет­рический орнамент неолита как символ перехода от хаоса к форме. Образность архитектурных первоэлементов. Стонхендж.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА (14 ЧАСОВ)

Месопотамия (1 час)

Месопотамский зиккурат — жилище бога. Зиккураты Этте-менигуру в Уре и Этеменанки в Вавилоне. Глазурованный кир­пич и ритмический узор — основные декоративные средства. Ворота Иштар, Дорога процессий в Новом Вавилоне. Реализм образов живой природы — специфика месопотамского изобра­зительного искусства.
Древний Египет (2 часа)

Воплощение идеи Вечной жизни в архитектуре некрополей. Пирамиды в Гизе. Наземный храм — символ вечного самовоз­рождения бога Ра. Храм Амона-Ра в Карнаке. Роль магии в заупокойном культе. Декор саркофагов и гробниц как гаранта Вечной жизни. Канон изображения фигуры на плоскости. Сар­кофаг царицы Кауи. Гробница Рамсеса IX в Долине царей.
Древняя Индия (2 часа)

Индуизм как сплав верований, традиций и норм поведения. Индуистский храм — мистический аналог тела-жертвы и свя­щенной горы. Храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо. Куль­товые сооружения буддизма как символ космоса и божествен­ного присутствия. Большая ступа в Санчи. Особенности буддий­ской пластики: рельеф ворот Большой ступы в Санчи. Фреско­вая роспись пещерных храмов Аджанты.
Древняя Америка (1 час)

Жертвенный ритуал во имя жизни — основа культовой ар­хитектуры и рельефа. Пирамида Солнца в Теотиуакане — про­образ храмовой архитектуры индейцев Месамерики. Храм бога Уицилопочтли в Теночтитлане. Комплекс майя в Паленке.
Крито-микенская культура (1 час)

Крито-микенская архитектура и декор как отражение мифа о Европе и Зевсе, Тесее и Минотавре. Кносский Лабиринт царя Миноса на Крите. Дворец царя Агамемнона в Микенах.
Древняя Греция (4 часа)

Мифология — основа мировосприятия древних греков. Афинский Акрополь как выражение идеала красоты Древней Греции. Парфенон — образец высокой классики. Эволюция гре­ческого рельефа от архаики до высокой классики. Храм Афи­ны в Селинунте. Храм Зевса в Олимпии. Метопы и ионический фриз Парфенона как отражение мифологической, идеологиче­ской, эстетической программы афинского Акрополя. Скульп­тура Древней Греции: эволюция от архаики до поздней класси­ки. Куросы и коры. Статуя Дорифора — образец геометриче­ского стиля Поликлета. Скульптура Фидия — вершина грече­ской пластики. Новая красота поздней классики. Скопас. Ме­нада. Синтез восточных и античных традиций в эллинизме. Спящий гермафродит. Агесандр. Венера Мелосская. Гигантизм архитектурных форм. Экспрессия и натурализм скульптурно­го декора. Пергамский алтарь.
Древний Рим (2 часа)

Архитектура как зеркало величия государства. Специфика римского градостроительства. Римский форум, Колизей, Пантеон. Планировка римского дома. Фрески и мозаика — основ­ные средства декора. Дом Веттиев, дом Трагического поэта в Помпеях. Скульптурный портрет. Юлий Брут, Октавиан Ав­густ, Константин Великий.
Раннехристианское искусство (1 час)

Типы храмов: ротонда и базилика. Порядок размещения мозаичного декора. Христианская символика. Мавзолеи Кон­станции в Риме, Галлы Плацидии в Равенне. Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ (14 ЧАСОВ)

Византия и Древняя Русь (7 часов)

Византийский центрально-купольный храм как обиталище Бога на земле. Собор Св. Софии в Константинополе. Архитек­турная символика крестово-купольного храма. Порядок разме­щения декора. Космическая, топографическая, временная сим­волика крестово-купольного храма и его стилистическое мно­гообразие. Византийский стиль: собор Св. Софии в Киеве. Владимиро-суздальская строительная школа: церковь Покрова на Нерли. Новгородская строительная школа: церковь Спаса Пре­ображения на Ильине. Византийский стиль в мозаичном деко­ре. Собор Св. Софии в Константинополе. Церковь Сан-Витале в Равенне. Собор Св. Софии в Киеве. Византийский стиль в ико­нописи. Иконостас. Икона Богоматери Владимирской. Образы Спаса и святых в творчестве Феофана Грека. Деисус Благове­щенского собора Московского Кремля. Московская школа ико­нописи. Русский иконостас. Андрей Рублев. Спас Звенигород­ского чина. Икона Рублева «Троица» — символ национально­го единения русских земель. Эволюция московской архитек­турной школы. Раннемосковская школа. Спасский собор Спа-со-Андроникова монастыря. Ренессансные тенденции в ансам­бле Московского Кремля. Успенский собор. Архангельский со­бор. Грановитая палата. Шатровый храм как образный синтез храма-кивория и ренессансных архитектурных элементов. Цер­ковь Вознесения в Коломенском. Дионисий. Фресковые роспи­си на тему Акафиста в церкви Рождества Богородицы в Ферапонтово. Знаменный распев.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по мировой художественной культуре 10 класс icon Рабочая программа по мировой художественной культуре для 10 класса
Данная программа по мхк для 10 класса создана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по мировой художественной...
Рабочая программа по мировой художественной культуре 10 класс icon Рабочая программа По Мировой художественной культуре основное общее образование
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования....
Рабочая программа по мировой художественной культуре 10 класс icon Рабочая программа по мхк на 2011 2012 учебный год
Представленная рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного...
Рабочая программа по мировой художественной культуре 10 класс icon Рабочая программа по мировой художественной культуре в 11 классе...
Рабочая программа по мировой художественной культуре в 11 классе составлена на основе примерной программы Г. И. Данилова- м.: Просвещение,...
Рабочая программа по мировой художественной культуре 10 класс icon Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных...
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по мировой художественной культуре 10 класс icon Пояснительная записка рабочая программа по мировой художественной...
Информационно методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, общей стратегии...
Рабочая программа по мировой художественной культуре 10 класс icon Рабочая программа По Культуре народов Севера Класс 6
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и авторской программой по культуре народов Севера (ханты и манси) для...
Рабочая программа по мировой художественной культуре 10 класс icon Рабочая программа по литературе в 9 классе базовый уровень
Настоящая программа по литературе для 9 класса является логическим продолжением курса 8 класса. Курс литературы синхронизирован с...
Рабочая программа по мировой художественной культуре 10 класс icon Рабочая программа по физической культуре
Рабочая программа по физической культуре для 7-го класса разработана на основе примерной программы государственного стандарта основного...
Рабочая программа по мировой художественной культуре 10 класс icon Рабочая программа по физической культуре
Рабочая программа по физической культуре для 8-го класса разработана на основе примерной программы государственного стандарта основного...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции