Программа воспитания и развития нравственности школьников «Толерантность»




Скачать 177.66 Kb.
НазваниеПрограмма воспитания и развития нравственности школьников «Толерантность»
Дата публикации08.10.2014
Размер177.66 Kb.
ТипПрограмма
literature-edu.ru > Культура > Программа
Программа

воспитания и развития нравственности школьников

«Толерантность»
Программа разработана в 2013 году,

срок реализации 5 лет,

возраст обучающихся 6,5-16 лет

Автор программы:

Журавель С.А. –

учитель начальных классов,

инспектор по охране прав детства.

2013

Паспорт программы

Наименование Программы

Программа по воспитанию и развитию нравственности школьников МБОУ «Каменно-Бродская ООШ» «Толерантность» .

Основание для разработки


- Конституция РФ. 12.12.93;

- Закон РФ «Об Образовании». 13.01.96;

- Постановлением Правительства Ростовской области от 23.12.2011 № 270 «О Порядке принятия решения о разработке областных долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации и Порядке проведения и критериях оценки эффективности реализации областных долгосрочных целевых программ» Правительство Ростовской области

- Областная долгосрочная целевая программа «Профилактика экстремизма и терроризма в Ростовской области на 2012 – 2014 годы», утвержденная постановлением Администрации Ростовской области от 14.09.2011 № 623.

- Закон РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения и жительства в пределах РФ». Принят 25.06.93;

- Закон РФ «О национально-культурной автономии». Принят 14.11.2002;

- Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции Юнеско 16.11.95 г;

- Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека, принятая 26.05.95 г;

- «Формирование межэтнической толерантности личности обучающихся в воспитательной среде образовательных учреждений» (Методические рекомендации)


Разработчик Программы

Инспектор по охране прав детства, учитель начальных классов: Журавель С.А.

Цель Программы

- Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности современного общества.

- Способствование воспитанию осознанного толерантного отношения друг к другу и формированию умения жить с другими людьми в мире, понимании и принятии другого человека как личности с правом быть таким, как он есть.

- Способствовать пониманию того, что люди живут в условиях многонациональной многокультурной среды.

- Создание условий для пробуждения у учащихся интереса к проблемам современного общения, способствование усвоению культуры общения с окружающим миром.

Задачи Программы

Программа направлена на решение следующих задач:

- Ознакомить учащихся с основными принципами противодействия экстремистской деятельности.

- Познакомить учеников школы с разными национальностями, с их культурой.

- Провести воспитательно-пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности в школе.

- Изучить и исполнить нормативные документы,

развивающие у школьников черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность;

- Развивать способности понимать важнейшие принципы толерантности и применять их в повседневной жизни;

- Развивать способности предупреждать конфликты и разрешать их ненасильственными средствами;

- Внедрять новые методики, формы и приемы работы по развитию школы толерантности в образовательном процессе.

- Укрепление здоровья, содействие полноценному физическому и психическому развитию.

- Приобщение учащихся к разнообразному опыту социальной жизни через обучение.

- Формирование качеств, составляющих культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру.

- Развитие и укрепление связей школы, учреждений дополнительного образования, культуры, здравоохранения.

- Формирование отношений сотрудничества, содружества и толерантности в детском коллективе и во взаимодействии со взрослыми.

- Выработка и реализация мер раннего предупреждения межэтнической напряженности, проявлений национального высокомерия, нетерпимости и насилия, профилактики экстремизма.


Целевые группы


Учащиеся школы

Основные направления реализации Программы



- Разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс мероприятий, направленных на воспитание толерантного самосознания, прививающего нормы поведения.

- Разработка и реализация системы мероприятий по повышению социальной роли семьи для воспитания толерантности и снижения социальной напряжённости в обществе.

- Вовлечение родительского коллектива в работу по

реализации мероприятий, направленных на формирование толерантного сознания, становление и укрепление классного коллектива.


Механизм реализации Программы

Администрация школы осуществляет координацию деятельности всех структур школы по реализации программы, обеспечивает: координацию деятельности всех участников образовательного процесса, способствует реализации намеченных задач.

Исполнители Программы

Администрация МБОУ «Каменно-Бродская ООШ», все участники образовательного процесса.

Сроки реализации Программы

5 лет



Ожидаемые результаты реализации

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

- Создание и развитие образовательной и воспитательной среды, способствующей формированию толерантного сознания учащихся;

- Создание благоприятных условий для повышения значимости духовных ценностей;

- Формирование навыков и привычек нравственного поведения путем организации практической деятельности с учащимися.

- Увеличение количества обучающихся с адекватным уровнем самооценки и высоким уровнем толерантности.

- Улучшение психологического климата в учреждении.

- Формирование ответственности за свое поведение, за отношение к одноклассникам и другим окружающим людям

- Восстановление национальных традиций российской культуры;

- Создание банка научно-методических разработок по вопросам толерантности.

В целом должна прослеживаться положительная динамика формирования и развитии толерантности у учащихся; повышение социальной активности и уровня социализации учащихся.

1. Обоснование программы по воспитанию и развитию нравственности школьников МБОУ «Каменно-Бродская ООШ» «Толерантность».
1.1 Пояснительная записка
«Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в системе образования; переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности».

Проблемы межнациональных отношений являются сложнейшими в современном мире. Их актуализация - следствие глобального кризиса, характерными чертами которого являются возрастающая динамика изменений систем международных отношений, региональных политических, социальных, экономических систем, подъем национального сам осознания в обществах посттоталитарного пространства, все возрастающая волна конфликтов на этической и религиозной почве.

Российская Федерация является государством, объединяющим около 40 национально-территориальных формирований, несет на себе немалый груз кризисных проблем.

Сейчас в Ростовской области проживают представители десятков религиозных конфессий. Социальные, экономические, политические, культурные факторы, влияние мировых и общероссийских тенденций в области миграции в течение ближайших лет будут способствовать дальнейшему увеличению этнического и конфессионального многообразия населения округа, области, города. Наша школа – многонациональная, здесь учатся представители нескольких национальностей: русские, азербайджанцы, армяне, дагестанцы. Есть дети, воспитывающиеся в семьях с межнациональным браком, поэтому возникла необходимость создания этой программы.

Лучшее воспитание – это воспитание в детях добра на основе искренних человеческих отношений.

Именно начиная с обычной школы, следует прилагать значительные усилия для воспитания толерантного сознания молодежи, этнокультурного просвещения и образования. На этом должны быть основаны и программа национальной безопасности, И профилактика экстремизма в российском обществе.

Часть проблем в школе заключается в проявлении интолерантности на уровне межэтнических отношений. Известно, что Ростовская область является центром миграционного притяжения. В соответствии с Федеральным законом «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах», лица, отнесённые к данным категориям, имеют возможность устройства детей в общеобразовательные учреждения наравне с гражданами РФ. Это создает определенную напряженность со стороны учащихся и их родителей, законных, которые оказываются психологически и не готовы к нормальному контакту с этими детьми. Причиной является слабый уровень работы в области межкультурного понимания и межэтнических отношений в школе. Без формирования толерантности движение к цивилизованному гражданскому обществу невозможно.

Поэтому ещё 31 декабря 1999 г. Россия приняла план мероприятий по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в российском обществе.

По сферам проявления толерантность различают по следующим направлениям.

Политическая толерантность – терпимость к людям других политических взглядов, уважение к иным политическим позициям, признание права каждого на свои политические направления.

Научная толерантность – терпимость к другим точкам зрения в науке, допущение разных теорий и научных школ.

Педагогическая толерантность – терпимость к собственным детям, учащимся, умение понять и простить их несовершенства.

Административная толерантность – умение руководить без нажима и агрессии.

Культурная толерантность – уважение явлений культуры, представляющих ценность для других, допущение плюрализма вкусов.

К сожалению, сегодня приходится констатировать, что среди молодежи достаточно широко распространились расистские, националистические настроения. Может ли школа препятствовать таким влияниям? Да. Поэтому предлагаемая программа представляет собой систему воспитания и обучения всех субъектов учебно-образовательного процесса: родителей, педагогов, детей, обладает большим воспитательным потенциалом, может служить основой для разработки внеурочных занятий с классными коллективами и общешкольных мероприятий.

Способы организации учебного материалов с этнокультурным содержанием и взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения должны опираться на принцип учета уровней познавательной деятельности учащихся и возрастанием их самостоятельности. Это дает возможность широкого применения репродуктивных, объяснительно-иллюстативных методов обучения для образования базовых знаний детей в области этнотолерантности.

Именно школа является одним из важнейших институтов воспитания такого качества нравственного аспекта как ТОЛЕРАНТНОСТЬ (терпимость).
1.2. Цель программы по воспитанию и развитию нравственности школьников МБОУ «Каменно-Бродская ООШ» «Толерантность».

Исходя из актуальности темы программы и потребностей современного общества, а так же требований к новым стандартам образования цель программы:

- Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности современного общества.

- Способствование воспитанию осознанного толерантного отношения друг к другу и формированию умения жить с другими людьми в мире, понимании и принятии другого человека как личности с правом быть таким, как он есть.

- Способствование пониманию того, что люди живут в условиях многонациональной многокультурной среды.

- Создание условий для пробуждения у учащихся интереса к проблемам современного общения, способствование усвоению культуры общения с окружающим миром.

- Воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
1.3. Задачи программы по воспитанию и развитию нравственности школьников МБОУ «Каменно-Бродская ООШ» «Толерантность».

1.Ознакомить учащихся с основными принципами противодействия экстремистской деятельности.

2.Познакомить учеников школы с разными национальностями, с их культурой.

3.Провести воспитательно-пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности в школе.

4.Изучить и исполнить нормативные документы,

развивающие у школьников черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность;

5.Развивать способности понимать важнейшие принципы толерантности и применять их в повседневной жизни;

6.Развивать способности предупреждать конфликты и разрешать их ненасильственными средствами;

7.Внедрять новые методики, формы и приемы работы по развитию школы толерантности в образовательном процессе.

8.Укрепление здоровья, содействие полноценному физическому и психическому развитию.

9.Приобщение учащихся к разнообразному опыту социальной жизни через обучение.

10.Формирование качеств, составляющих культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру.

11.Развитие и укрепление связей школы, учреждений дополнительного образования, культуры, здравоохранения.

12.Формирование отношений сотрудничества, содружества и толерантности в детском коллективе и во взаимодействии со взрослыми.

- Выработка и реализация мер раннего предупреждения межэтнической напряженности, проявлений национального высокомерия, нетерпимости и насилия, профилактики экстремизма.

2. Реализация программы по воспитанию и развитию нравственности школьников МБОУ «Каменно-Бродская ООШ» «Толерантность».

2.1 Основные направления деятельности по реализации программы по воспитанию и развитию нравственности школьников МБОУ «Каменно-Бродская ООШ» «Толерантность».
Разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс мероприятий, направленных на воспитание толерантного самосознания, прививающего нормы поведения.

Разработка и реализация системы мероприятий по повышению социальной роли семьи для воспитания толерантности и снижения социальной напряжённости в обществе.

Вовлечение родительского коллектива в работу по реализации мероприятий, направленных на формирование толерантного сознания, становление и укрепление классного коллектива.

Создание условий для самоопределения школьника как свободного и ответственного гражданина общества, содействие социализации личности, ее вхождению в социум и успешной адаптации к быстрым социальным изменениям;

Выделение вопросов толерантности в программах базовых предметов, кружковой деятельности;

Психолого-педагогическая поддержка учащихся в личностно-ориентированном обучении и воспитании с целью создания социальной и психологической атмосферы, способствующей восприятию культуры мира;

Расширение блока дополнительного образования объединениями гражданско-патриотического и духовно-нравственного направления.

2.2. Структура программы по воспитанию и развитию нравственности школьников МБОУ «Каменно-Бродская ООШ» «Толерантность».

Программа рассчитана на 5 лет и реализуется в 3 этапа.
Организационное обеспечение: создание условий для реализации программы.


  1. Подготовительный этап.


Изучение научно-методических основ профилактики экстремизма и формирования толерантного сознания. Постановка задач перед педагогическим коллективом по проблеме толерантности.


  1. Разработка комплексной программы. Постановка задач перед педагогическим коллективом.

  2. Сбор и анализ литературы по данному направлению.


II. Основной этап.

  1. Реализация мероприятий программы.

  2. Внедрение программы через проведение традиционных и нетрадиционных мероприятий.

III. Аналитический этап.

  1. Анализ реализации программы.

  2. Оформление отчётов. Обобщение опыта работы по формированию толерантного сознания.

  3. Оценка результатов.



2.3. План реализации программы по воспитанию и развитию нравственности школьников МБОУ «Каменно-Бродская ООШ» «Толерантность».


№ п/п

Мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные



I. Развитие нормативно-правовой базы и информационно-методическое обеспечение реализации Программы

в течение периода действия программы

Зам.дир по ВР

вожатая,

педагог-психолог



Ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом.

Изготовление плакатов, лозунгов, журавликов

Первая неделя сентября

Классные руководители,

Учитель ИЗО

вожатая,

педагог-психолог



Тренинги “Уроки добра»: «Бережное обращение», «Я не могу видеть», «Дань природе», «Нежные прикосновения», «Ты заболел?», «Цепочка спасения», «Купоны доброты», «Птицы на деревьях» и т.д.

Октябрь, апрель

Педагог-психолог



МО классных руководителей

2 неделя 1 и 2 полугодия

Зам по ВР, классные руководители.



К Международному дню Мира:

1.Классные часы:

«Экстремизм и патриотизм или я люблю мир»
2.Конкурс рисунков «Мир-основа жизни на земле»

3 неделя уч.года

Классные руководители 1-11 классов



Ко Дню пожилого человека:

1.Операция «Забота»

2.Конкурс сочинений и рисунков «Бабушка с дедушкой рядышком»

1.10

Классные руководители 1-11 классов



Школа классного руководителя




Зам по ВР, классные руководители, педагог-психолог



Ко Дню народного единства:

Литературно-историческая беседа, приуроченная к Дню народного единства «Сыны Отечества.

Первая неделя ноября

Классные руководители, учитель истории, литературы



К Международному дню толерантности

Месячник толерантности «Дети разных народов мы мечтою о мире живем»:

1.Участие в школьном конкурсе «Кухни народов России и мира»

2.Тематические линейки-презентации с представлением разных республик: «Мы разные, но мы вместе»;

Подведение итогов (10.12.) и праздничное мероприятие «Доброта спасет мир».

3.Классные часы:

«Дети разных народов, мы мечтою о дружбе живем!»

«Расы, народы, нации»

«Толерантность – это гармония в многообразии»; «Толерантность – это принятие человеческой индивидуальности»

4.Коллективное изготовление плаката «Мы разные, но вместе!»

5.Конкурс рисунков: « Мы -вместе!»

Ноябрь-декабрь

Зам.дир. по ВР,

Вожатая, классные руководители, педагог-психолог, родители, законные представители.



Ко Дню Матери:

Праздничный вечер

28.11

Вожатая, классные руководители



Общешкольное родительское собрание (Ознакомление с законодательством РФ по вопросам ответственности за разжигание межнациональной розни)

Первая неделя сентября

Администрация школы,

Зам.дир. по ВР.



День принятия генеральной ассамблеей ООН декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам.

1.Классные часы, уроки, викторины, конкурсы стихов, рисунков, сочинений о правах человека ко дню принятия Всеобщей декларации прав человека

2.Акция флешмоб «Мы - за мир!




Учитель истории, вожатая



Акция флешмоб, посвященная дню международных объятий

21.01

Вожатая



Проведение праздника по этно-календарю

В течении года

Вожатая


3. Прогнозируемые результаты реализации программы по воспитанию и развитию нравственности школьников МБОУ «Каменно-Бродская ООШ» «Толерантность».

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
1. Создание и развитие образовательной и воспитательной среды, способствующей формированию толерантного сознания учащихся;

2. Создание благоприятных условий для повышения значимости духовных ценностей;

3. Формирование навыков и привычек нравственного поведения путем организации практической деятельности с учащимися.

4. Увеличение количества обучающихся с адекватным уровнем самооценки и высоким уровнем толерантности.

5. Улучшение психологического климата в учреждении.

6. Формирование ответственности за свое поведение, за отношение к одноклассникам и другим окружающим людям

7. Восстановление национальных традиций российской культуры;

8. Создание банка научно-методических разработок по вопросам толерантности.

В целом должна прослеживаться положительная динамика формирования и развитии толерантности у учащихся; повышение социальной активности и уровня социализации учащихся.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

ЛИТЕРАТУРА

    1. Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа//Толерантность и общественное сознание в России. – М.: 1998.

    2. Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-ва, 2005. – 120с.

    3. Корнеева Е.Н. Нестандартные дети. Интегративная регуляция образовательного взаимодействия школьников с ЗПР, детей из семей мигрантов, учащихся с признаками одаренности – Ярославль.: Академия развития, 2007. – 144с.

    4. Николаева Е.И. 111 баек для детских психологов. – СПб.: Питер, 2010.- 160с.

    5. О смыслах понятия «толерантность»//Век толерантности. 2001. №1. С. 5-6

    6. Психодиагностика толерантности личности/под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой – М.: Смысл, 2008. – 172с.

    7. Психолого-педагогическая и социальная поддержка подростков: программы, групповые занятия, проектная деятельность/авт. Сост. С.А. Пырочкина, О.П. Погорелова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 123с.

    8. Скрипюк И.И. 111 баек для трененров: истории, мифы, сказки, анекдоты. – СПб.: Питер, 2006. – 176с.

    9. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч. – метод. Ст. – 2 изд., стереотип. – М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 368с.

    10. Толерантность в межкультурном диалоге/под ред. Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко – М.: 2005. - 372с.

    11. Тыртышная М.А. Лучшие сценарии школьных праздников – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006. – 256с.

    12. Формирование толерантности личности в полиэтнической образовательной среде./под ред. В.Н. Гурова – М.: 2004. – 240с.



Источники информации для учащихся



    1. «Другой, другие, о других». Методические рекомендации по работе с книгами серии «Детский проект Людмилы Улицкой». /Под редакцией Е.Н.Муравьевой - Москва, НФ «Пушкинская библиотека», 2008.

    2. «Большой взрыв и черепахи» / А.Гостева – Издательство ЭКСМО.

    3. «Ленты, кружева, ботинки…»/ Р.Кирсанова – Издательство ЭКСМО.

    4. «Семья у нас и у других»/ В. Тименчик – Издательство ЭКСМО

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа воспитания и развития нравственности школьников «Толерантность» iconОтчет о мероприятиях по реализации Программы гармонизации межкультурных,...
Отчет о мероприятиях по реализации Программы гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания...

Программа воспитания и развития нравственности школьников «Толерантность» iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся...
Го стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина...

Программа воспитания и развития нравственности школьников «Толерантность» iconАнализ работы школьного методического объединения учителей математического...
Мо в целом, а в итоге на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания...

Программа воспитания и развития нравственности школьников «Толерантность» iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся...
Общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России1, концепции умк...

Программа воспитания и развития нравственности школьников «Толерантность» iconРоссийская Федерация Отдел образования Центрального района Санкт Петербурга гбоу школа №181
Отчет о мероприятиях по реализации Программы гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания...

Программа воспитания и развития нравственности школьников «Толерантность» iconПриказ от 24
«Программа воспитания и обучения в детском саду», М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова М., Мозаика – Синтез,2010 г./, интегрированная...

Программа воспитания и развития нравственности школьников «Толерантность» iconПрограмма воспитания, обучения и развития в детском саду стихотворения для заучивания наизусть

Программа воспитания и развития нравственности школьников «Толерантность» iconМетодические рекомендации по организации внеучебной деятельности...
Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и...

Программа воспитания и развития нравственности школьников «Толерантность» iconЗадача воспитания гражданина и патриота России выдвинута в ряду важнейших...
Модель духовно-нравственного развития обучающихся в условиях кадетского воспитания в общеобразовательном учреждении

Программа воспитания и развития нравственности школьников «Толерантность» iconНачальная школа
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции