Программа
воспитания и развития нравственности школьников
«Толерантность»
Программа разработана в 2013 году,
срок реализации 5 лет,
возраст обучающихся 6,5-16 лет
Автор программы:
Журавель С.А. –
учитель начальных классов,
инспектор по охране прав детства.
2013
Паспорт программы
Наименование Программы
|
Программа по воспитанию и развитию нравственности школьников МБОУ «Каменно-Бродская ООШ» «Толерантность» .
|
Основание для разработки
|
- Конституция РФ. 12.12.93;
- Закон РФ «Об Образовании». 13.01.96;
- Постановлением Правительства Ростовской области от 23.12.2011 № 270 «О Порядке принятия решения о разработке областных долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации и Порядке проведения и критериях оценки эффективности реализации областных долгосрочных целевых программ» Правительство Ростовской области
- Областная долгосрочная целевая программа «Профилактика экстремизма и терроризма в Ростовской области на 2012 – 2014 годы», утвержденная постановлением Администрации Ростовской области от 14.09.2011 № 623.
- Закон РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения и жительства в пределах РФ». Принят 25.06.93;
- Закон РФ «О национально-культурной автономии». Принят 14.11.2002;
- Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции Юнеско 16.11.95 г;
- Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека, принятая 26.05.95 г;
- «Формирование межэтнической толерантности личности обучающихся в воспитательной среде образовательных учреждений» (Методические рекомендации)
|
Разработчик Программы
|
Инспектор по охране прав детства, учитель начальных классов: Журавель С.А.
|
Цель Программы
|
- Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности современного общества.
- Способствование воспитанию осознанного толерантного отношения друг к другу и формированию умения жить с другими людьми в мире, понимании и принятии другого человека как личности с правом быть таким, как он есть.
- Способствовать пониманию того, что люди живут в условиях многонациональной многокультурной среды.
- Создание условий для пробуждения у учащихся интереса к проблемам современного общения, способствование усвоению культуры общения с окружающим миром.
|
Задачи Программы
|
Программа направлена на решение следующих задач:
- Ознакомить учащихся с основными принципами противодействия экстремистской деятельности.
- Познакомить учеников школы с разными национальностями, с их культурой.
- Провести воспитательно-пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности в школе.
- Изучить и исполнить нормативные документы,
развивающие у школьников черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность;
- Развивать способности понимать важнейшие принципы толерантности и применять их в повседневной жизни;
- Развивать способности предупреждать конфликты и разрешать их ненасильственными средствами;
- Внедрять новые методики, формы и приемы работы по развитию школы толерантности в образовательном процессе.
- Укрепление здоровья, содействие полноценному физическому и психическому развитию.
- Приобщение учащихся к разнообразному опыту социальной жизни через обучение.
- Формирование качеств, составляющих культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру.
- Развитие и укрепление связей школы, учреждений дополнительного образования, культуры, здравоохранения.
- Формирование отношений сотрудничества, содружества и толерантности в детском коллективе и во взаимодействии со взрослыми.
- Выработка и реализация мер раннего предупреждения межэтнической напряженности, проявлений национального высокомерия, нетерпимости и насилия, профилактики экстремизма.
|
Целевые группы
|
Учащиеся школы
|
Основные направления реализации Программы
|
- Разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс мероприятий, направленных на воспитание толерантного самосознания, прививающего нормы поведения.
- Разработка и реализация системы мероприятий по повышению социальной роли семьи для воспитания толерантности и снижения социальной напряжённости в обществе.
- Вовлечение родительского коллектива в работу по
реализации мероприятий, направленных на формирование толерантного сознания, становление и укрепление классного коллектива.
|
Механизм реализации Программы
|
Администрация школы осуществляет координацию деятельности всех структур школы по реализации программы, обеспечивает: координацию деятельности всех участников образовательного процесса, способствует реализации намеченных задач.
|
Исполнители Программы
|
Администрация МБОУ «Каменно-Бродская ООШ», все участники образовательного процесса.
|
Сроки реализации Программы
|
5 лет
|
Ожидаемые результаты реализации
|
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
- Создание и развитие образовательной и воспитательной среды, способствующей формированию толерантного сознания учащихся;
- Создание благоприятных условий для повышения значимости духовных ценностей;
- Формирование навыков и привычек нравственного поведения путем организации практической деятельности с учащимися.
- Увеличение количества обучающихся с адекватным уровнем самооценки и высоким уровнем толерантности.
- Улучшение психологического климата в учреждении.
- Формирование ответственности за свое поведение, за отношение к одноклассникам и другим окружающим людям
- Восстановление национальных традиций российской культуры;
- Создание банка научно-методических разработок по вопросам толерантности.
В целом должна прослеживаться положительная динамика формирования и развитии толерантности у учащихся; повышение социальной активности и уровня социализации учащихся.
|
1. Обоснование программы по воспитанию и развитию нравственности школьников МБОУ «Каменно-Бродская ООШ» «Толерантность».
1.1 Пояснительная записка
«Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в системе образования; переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности».
Проблемы межнациональных отношений являются сложнейшими в современном мире. Их актуализация - следствие глобального кризиса, характерными чертами которого являются возрастающая динамика изменений систем международных отношений, региональных политических, социальных, экономических систем, подъем национального сам осознания в обществах посттоталитарного пространства, все возрастающая волна конфликтов на этической и религиозной почве.
Российская Федерация является государством, объединяющим около 40 национально-территориальных формирований, несет на себе немалый груз кризисных проблем.
Сейчас в Ростовской области проживают представители десятков религиозных конфессий. Социальные, экономические, политические, культурные факторы, влияние мировых и общероссийских тенденций в области миграции в течение ближайших лет будут способствовать дальнейшему увеличению этнического и конфессионального многообразия населения округа, области, города. Наша школа – многонациональная, здесь учатся представители нескольких национальностей: русские, азербайджанцы, армяне, дагестанцы. Есть дети, воспитывающиеся в семьях с межнациональным браком, поэтому возникла необходимость создания этой программы.
Лучшее воспитание – это воспитание в детях добра на основе искренних человеческих отношений.
Именно начиная с обычной школы, следует прилагать значительные усилия для воспитания толерантного сознания молодежи, этнокультурного просвещения и образования. На этом должны быть основаны и программа национальной безопасности, И профилактика экстремизма в российском обществе.
Часть проблем в школе заключается в проявлении интолерантности на уровне межэтнических отношений. Известно, что Ростовская область является центром миграционного притяжения. В соответствии с Федеральным законом «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах», лица, отнесённые к данным категориям, имеют возможность устройства детей в общеобразовательные учреждения наравне с гражданами РФ. Это создает определенную напряженность со стороны учащихся и их родителей, законных, которые оказываются психологически и не готовы к нормальному контакту с этими детьми. Причиной является слабый уровень работы в области межкультурного понимания и межэтнических отношений в школе. Без формирования толерантности движение к цивилизованному гражданскому обществу невозможно.
Поэтому ещё 31 декабря 1999 г. Россия приняла план мероприятий по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в российском обществе.
По сферам проявления толерантность различают по следующим направлениям.
Политическая толерантность – терпимость к людям других политических взглядов, уважение к иным политическим позициям, признание права каждого на свои политические направления.
Научная толерантность – терпимость к другим точкам зрения в науке, допущение разных теорий и научных школ.
Педагогическая толерантность – терпимость к собственным детям, учащимся, умение понять и простить их несовершенства.
Административная толерантность – умение руководить без нажима и агрессии.
Культурная толерантность – уважение явлений культуры, представляющих ценность для других, допущение плюрализма вкусов.
К сожалению, сегодня приходится констатировать, что среди молодежи достаточно широко распространились расистские, националистические настроения. Может ли школа препятствовать таким влияниям? Да. Поэтому предлагаемая программа представляет собой систему воспитания и обучения всех субъектов учебно-образовательного процесса: родителей, педагогов, детей, обладает большим воспитательным потенциалом, может служить основой для разработки внеурочных занятий с классными коллективами и общешкольных мероприятий.
Способы организации учебного материалов с этнокультурным содержанием и взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения должны опираться на принцип учета уровней познавательной деятельности учащихся и возрастанием их самостоятельности. Это дает возможность широкого применения репродуктивных, объяснительно-иллюстативных методов обучения для образования базовых знаний детей в области этнотолерантности.
Именно школа является одним из важнейших институтов воспитания такого качества нравственного аспекта как ТОЛЕРАНТНОСТЬ (терпимость).
1.2. Цель программы по воспитанию и развитию нравственности школьников МБОУ «Каменно-Бродская ООШ» «Толерантность».
Исходя из актуальности темы программы и потребностей современного общества, а так же требований к новым стандартам образования цель программы:
- Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности современного общества.
- Способствование воспитанию осознанного толерантного отношения друг к другу и формированию умения жить с другими людьми в мире, понимании и принятии другого человека как личности с правом быть таким, как он есть.
- Способствование пониманию того, что люди живут в условиях многонациональной многокультурной среды.
- Создание условий для пробуждения у учащихся интереса к проблемам современного общения, способствование усвоению культуры общения с окружающим миром.
- Воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
1.3. Задачи программы по воспитанию и развитию нравственности школьников МБОУ «Каменно-Бродская ООШ» «Толерантность».
1.Ознакомить учащихся с основными принципами противодействия экстремистской деятельности.
2.Познакомить учеников школы с разными национальностями, с их культурой.
3.Провести воспитательно-пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности в школе.
4.Изучить и исполнить нормативные документы,
развивающие у школьников черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность;
5.Развивать способности понимать важнейшие принципы толерантности и применять их в повседневной жизни;
6.Развивать способности предупреждать конфликты и разрешать их ненасильственными средствами;
7.Внедрять новые методики, формы и приемы работы по развитию школы толерантности в образовательном процессе.
8.Укрепление здоровья, содействие полноценному физическому и психическому развитию.
9.Приобщение учащихся к разнообразному опыту социальной жизни через обучение.
10.Формирование качеств, составляющих культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру.
11.Развитие и укрепление связей школы, учреждений дополнительного образования, культуры, здравоохранения.
12.Формирование отношений сотрудничества, содружества и толерантности в детском коллективе и во взаимодействии со взрослыми.
- Выработка и реализация мер раннего предупреждения межэтнической напряженности, проявлений национального высокомерия, нетерпимости и насилия, профилактики экстремизма.
2. Реализация программы по воспитанию и развитию нравственности школьников МБОУ «Каменно-Бродская ООШ» «Толерантность».
2.1 Основные направления деятельности по реализации программы по воспитанию и развитию нравственности школьников МБОУ «Каменно-Бродская ООШ» «Толерантность».
Разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс мероприятий, направленных на воспитание толерантного самосознания, прививающего нормы поведения.
Разработка и реализация системы мероприятий по повышению социальной роли семьи для воспитания толерантности и снижения социальной напряжённости в обществе.
Вовлечение родительского коллектива в работу по реализации мероприятий, направленных на формирование толерантного сознания, становление и укрепление классного коллектива.
Создание условий для самоопределения школьника как свободного и ответственного гражданина общества, содействие социализации личности, ее вхождению в социум и успешной адаптации к быстрым социальным изменениям;
Выделение вопросов толерантности в программах базовых предметов, кружковой деятельности;
Психолого-педагогическая поддержка учащихся в личностно-ориентированном обучении и воспитании с целью создания социальной и психологической атмосферы, способствующей восприятию культуры мира;
Расширение блока дополнительного образования объединениями гражданско-патриотического и духовно-нравственного направления.
2.2. Структура программы по воспитанию и развитию нравственности школьников МБОУ «Каменно-Бродская ООШ» «Толерантность».
Программа рассчитана на 5 лет и реализуется в 3 этапа.
Организационное обеспечение: создание условий для реализации программы.
Подготовительный этап.
Изучение научно-методических основ профилактики экстремизма и формирования толерантного сознания. Постановка задач перед педагогическим коллективом по проблеме толерантности.
Разработка комплексной программы. Постановка задач перед педагогическим коллективом.
Сбор и анализ литературы по данному направлению.
II. Основной этап.
Реализация мероприятий программы.
Внедрение программы через проведение традиционных и нетрадиционных мероприятий.
III. Аналитический этап.
Анализ реализации программы.
Оформление отчётов. Обобщение опыта работы по формированию толерантного сознания.
Оценка результатов.
2.3. План реализации программы по воспитанию и развитию нравственности школьников МБОУ «Каменно-Бродская ООШ» «Толерантность».
№ п/п
|
Мероприятия
|
Сроки исполнения
|
Ответственные
|
|
I. Развитие нормативно-правовой базы и информационно-методическое обеспечение реализации Программы
|
в течение периода действия программы
|
Зам.дир по ВР
вожатая,
педагог-психолог
|
|
Ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом.
Изготовление плакатов, лозунгов, журавликов
|
Первая неделя сентября
|
Классные руководители,
Учитель ИЗО
вожатая,
педагог-психолог
|
|
Тренинги “Уроки добра»: «Бережное обращение», «Я не могу видеть», «Дань природе», «Нежные прикосновения», «Ты заболел?», «Цепочка спасения», «Купоны доброты», «Птицы на деревьях» и т.д.
|
Октябрь, апрель
|
Педагог-психолог
|
|
МО классных руководителей
|
2 неделя 1 и 2 полугодия
|
Зам по ВР, классные руководители.
|
|
К Международному дню Мира:
1.Классные часы:
«Экстремизм и патриотизм или я люблю мир»
2.Конкурс рисунков «Мир-основа жизни на земле»
|
3 неделя уч.года
|
Классные руководители 1-11 классов
|
|
Ко Дню пожилого человека:
1.Операция «Забота»
2.Конкурс сочинений и рисунков «Бабушка с дедушкой рядышком»
|
1.10
|
Классные руководители 1-11 классов
|
|
Школа классного руководителя
|
|
Зам по ВР, классные руководители, педагог-психолог
|
|
Ко Дню народного единства:
Литературно-историческая беседа, приуроченная к Дню народного единства «Сыны Отечества.
|
Первая неделя ноября
|
Классные руководители, учитель истории, литературы
|
|
К Международному дню толерантности
Месячник толерантности «Дети разных народов мы мечтою о мире живем»:
1.Участие в школьном конкурсе «Кухни народов России и мира»
2.Тематические линейки-презентации с представлением разных республик: «Мы разные, но мы вместе»;
Подведение итогов (10.12.) и праздничное мероприятие «Доброта спасет мир».
3.Классные часы:
«Дети разных народов, мы мечтою о дружбе живем!»
«Расы, народы, нации»
«Толерантность – это гармония в многообразии»; «Толерантность – это принятие человеческой индивидуальности»
4.Коллективное изготовление плаката «Мы разные, но вместе!»
5.Конкурс рисунков: « Мы -вместе!»
|
Ноябрь-декабрь
|
Зам.дир. по ВР,
Вожатая, классные руководители, педагог-психолог, родители, законные представители.
|
|
Ко Дню Матери:
Праздничный вечер
|
28.11
|
Вожатая, классные руководители
|
|
Общешкольное родительское собрание (Ознакомление с законодательством РФ по вопросам ответственности за разжигание межнациональной розни)
|
Первая неделя сентября
|
Администрация школы,
Зам.дир. по ВР.
|
|
День принятия генеральной ассамблеей ООН декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам.
1.Классные часы, уроки, викторины, конкурсы стихов, рисунков, сочинений о правах человека ко дню принятия Всеобщей декларации прав человека
2.Акция флешмоб «Мы - за мир!
|
|
Учитель истории, вожатая
|
|
Акция флешмоб, посвященная дню международных объятий
|
21.01
|
Вожатая
|
|
Проведение праздника по этно-календарю
|
В течении года
|
Вожатая
|
3. Прогнозируемые результаты реализации программы по воспитанию и развитию нравственности школьников МБОУ «Каменно-Бродская ООШ» «Толерантность».
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
1. Создание и развитие образовательной и воспитательной среды, способствующей формированию толерантного сознания учащихся;
2. Создание благоприятных условий для повышения значимости духовных ценностей;
3. Формирование навыков и привычек нравственного поведения путем организации практической деятельности с учащимися.
4. Увеличение количества обучающихся с адекватным уровнем самооценки и высоким уровнем толерантности.
5. Улучшение психологического климата в учреждении.
6. Формирование ответственности за свое поведение, за отношение к одноклассникам и другим окружающим людям
7. Восстановление национальных традиций российской культуры;
8. Создание банка научно-методических разработок по вопросам толерантности.
В целом должна прослеживаться положительная динамика формирования и развитии толерантности у учащихся; повышение социальной активности и уровня социализации учащихся.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
ЛИТЕРАТУРА
Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа//Толерантность и общественное сознание в России. – М.: 1998.
Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-ва, 2005. – 120с.
Корнеева Е.Н. Нестандартные дети. Интегративная регуляция образовательного взаимодействия школьников с ЗПР, детей из семей мигрантов, учащихся с признаками одаренности – Ярославль.: Академия развития, 2007. – 144с.
Николаева Е.И. 111 баек для детских психологов. – СПб.: Питер, 2010.- 160с.
О смыслах понятия «толерантность»//Век толерантности. 2001. №1. С. 5-6
Психодиагностика толерантности личности/под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой – М.: Смысл, 2008. – 172с.
Психолого-педагогическая и социальная поддержка подростков: программы, групповые занятия, проектная деятельность/авт. Сост. С.А. Пырочкина, О.П. Погорелова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 123с.
Скрипюк И.И. 111 баек для трененров: истории, мифы, сказки, анекдоты. – СПб.: Питер, 2006. – 176с.
Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч. – метод. Ст. – 2 изд., стереотип. – М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 368с.
Толерантность в межкультурном диалоге/под ред. Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко – М.: 2005. - 372с.
Тыртышная М.А. Лучшие сценарии школьных праздников – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006. – 256с.
Формирование толерантности личности в полиэтнической образовательной среде./под ред. В.Н. Гурова – М.: 2004. – 240с.
Источники информации для учащихся
«Другой, другие, о других». Методические рекомендации по работе с книгами серии «Детский проект Людмилы Улицкой». /Под редакцией Е.Н.Муравьевой - Москва, НФ «Пушкинская библиотека», 2008.
«Большой взрыв и черепахи» / А.Гостева – Издательство ЭКСМО.
«Ленты, кружева, ботинки…»/ Р.Кирсанова – Издательство ЭКСМО.
«Семья у нас и у других»/ В. Тименчик – Издательство ЭКСМО
|