Книга Г. Р. Балтановой «Мусульманка»




Скачать 306.33 Kb.
Название Книга Г. Р. Балтановой «Мусульманка»
страница 1/3
Дата публикации 08.10.2014
Размер 306.33 Kb.
Тип Книга
literature-edu.ru > Культура > Книга
  1   2   3
Книга Г. Р. Балтановой «Мусульманка» вызывает сложные чувства. Для российского читателя она выглядит, отчасти, как вызов, отчасти как противоречивый, странный текст. Вызов потому, что, когда вся страна переживает последствия террористических актов, экспансию ваххабитов и Алькайды, Балтанова ставит под сомнение многие ценности европейской культуры – личность, ее независимость от социальной общности, приоритет светских прав над религиозными и другие. Противоречивость книги в том, что, с одной стороны, автор признает критику в адрес ислама и негативные тенденции его современного развития (рост фундаментализма, экстремизм, связь с терроризмом, нарушение прав человека), а, с другой - отчасти оправдывает все это, поскольку «такова традиция и особенности ислама»; с одной стороны, перед нами научное исследование и вполне научные аргументы, с другой – окончательные суждения принимаются со ссылкой на Коран и Сунны как священное писание, как истина в последней божественной инстанции. Например, после разбора рациональных доводов в пользу многоженства, Балтанова завершает обсуждение этого вопроса так. «Мы должны понять, что разрешение на полигамный брак мужчине дается не земными, не людскими установлениями, а самим Аллахом. По крайней мере, так это воспринимается мусульманами. Потому полигамия не требует рациональной аргументации, она носит сакральный характер, ее условия и пределы также устанавливаются свыше» (стр. 201; везде дальше, если не указана другая литература, ссылки на книгу Балтановой «Мусульманка»). Тем не менее, книга Балтановой не только интересна, но и полезна, даже необходима современному российскому читателю. И вот почему.

Чтобы бороться с исламским терроризмом или просто правильно выстраивать политику в отношении проживающих в стране мусульман, которые не забудем, все россияне, имеющие те же права, что и мы с вами, нужно не плодить мифы, а понимать особенности культуры и образа жизни мусульман. Книга Балтановой позволяет это сделать, как ни какое другое исследование. Да, позиция автора книги непоследовательна, отчасти, противоречива. Но разве не противоречива наша современная культурная и социальная жизнь? Разве наши власти, да и мы сами, не совершаем каждый день поступки, которые удивляют потом буквально всех? И разве современный ислам представляет собой единое монолитное мировоззрение и образ жизни? Нет, как показывает Балтанова, ислам неоднороден, в нем сосуществуют и взаимодействуют диаметрально противоположные направления, тенденции и дискурсы, причем все они есть ислам и каждое претендует на истину. По мнению известного деятеля ислама ХХ века Мухаммада Икбала «мусульманский мир порожден множеством несочетаемых, несовместимых культур, голова его находится в ХХ, а теперь уже XXI веке, ноги – в эпохе раннего средневековья, а тело «обременено влияниями всех промежуточных эпох» (стр. 284). Безусловно, непонятно, что собой представляет дискурс книги: идет ли речь о науке или разъяснении и пропаганде фундаментальных положений исламской религии. Но разве в России сегодня не пишутся книги, не защищаются диссертации, где наука тесно переплетется с православием или эзотерическими учениями? К тому же автор считает, и в данном вопросе она не одинока, что «ислам никогда не противопоставлял науку религии» (стр. 293).

Поскольку Балтанова добросовестно описывает и анализирует исламский образ жизни и мироощущение, особенно в отношении исламской женщины и семьи, и не избегает обсуждения острых тем, например, разбирает критику в адрес ислама, обвинения в нарушении прав человека и закабалении женщин, материал книги позволяет лучше понять как мусульманскую культуру и многие странные для нас поступки мусульман, так и реакцию Запада на ислам. Мышление и поступки многих современных народов, не только мусульман, кажутся нам в настоящее время неприемлемыми и странными, но лучше их понять и попытаться вступить в общение, чем бесконечно отстаивать собственные убеждения и конфликтовать. Как писала недавно профессор политологии и философии Сейла Бенхабиб «ведение комплексных культурных диалогов в условиях глобальной цивилизации – это теперь наша судьба» (Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру. М.: Логос, 2003, с. 222). На книгу «Мусульманка» можно взглянуть именно так: это диалог мусульманки с потенциальным читателем, позволяющий, с точки зрения Балтановой, лучше понять подлинный ислам и его ценности.

Автор книги ставит и решает еще одну задачу: Балтанова манифестирует идеи и ценности исламского феминизма, различая феминизм как объективную тенденцию современности и западный феминизм, многие положения которого автор книги отвергает. Несмотря на предубежденность, пишет Балтанова, «с которой современные мусульманки встречают адептов (адепток!) феминизма, они не могут не замечать того, что сам процесс феминизации социальной жизни носит объективный, необратимый характер…Феминизацию как объективный процесс мы предлагаем отличать от феминизации как идеологии. Феминизм в российской литературе определяется как философия достижения женского равноправия, освобождения личности от «репрессивной власти рода», автономизация индивида от родового начала (Айвазова, с. 21). Данное определение феминизма может вызвать негативную реакцию у представителей мира ислама, так как родовая принадлежность рассматривается в исламе как установленная Аллахом идентичность, носит сакральный характер…Автор статьи «Исламские традиции и феминистские движения: конфронтация или кооперация» доктор Луи аль-Фаруки утверждает, что существуют весьма серьезные, сущностные противоречия между мусульманами и западными феминистами, которые вряд ли будут преодолены, поскольку они связаны с самой сутью исламского вероучения. Мы с ним в принципе согласны, хотя еще раз подчеркиваем, что объективные основы мусульманских женских движений и западного феминизма – общие…Женщина-мусульманка не может бороться только за права женщин, ее статус и положение неотделимы от положения других членов ее личной семьи, а также семьи-уммы (исламской общины. – В.Р.). Символом и смыслом ее политической деятельности может быть борьба за возврат к нормам, ценностям и законам раннеисламской общины» (стр. 314).

Последняя фраза позволяет нам перейти к анализу подхода и методологии автора. Раннеисламская община – вот тот идеал, на который ориентируется Балтанова, и к которому, считает она, должен стремиться подлинный ислам сегодня. «Современное положение женщины, - пишет она, - кореллирует тем, каким образом решался этот вопрос в ранней мусульманской цивилизации. Причем, с точки зрения мусульманки статус женщины в начальной истории ислама выступает как архетип, а сама раннеисламская умма как модель рационального общественного устройства и общественных отношений. Раннее мусульманское общество времен Пророка Мухаммада и первых четырех халифов – это тот идеал, к которому во все века своего существования стремились лучшие умы ислама» (стр. 315).

Безусловно, против этого положения могут возразить и сами мусульмане, отстаивающие другое понимание ислама, и европейский ученый. Почему, может спросить он, представления и события раннего средневековья нужно превращать в идеал ислама, ведь потом была большая история этого культурного явления, в ходе которой ислам претерпел неоднократные и существенные трансформации, и вся эта эволюция - тоже ислам? Но давайте, не будем спорить с автором, а поймем, какой у него подход. Балтанова убеждена, что подлинный ислам был там, в прошлом, а потом его исказили стремившиеся к абсолютной власти мужчины; они неправильно истолковали учение, исказили его. Позднее искажение ислама происходило также под влиянием запада и в результате непонимания (трудности перевода с арабского языка и прочее).

«Передача и трактовка хадисов (притч, рассказов, где нормативные положения Корана раскрываются на примерах поступков Пророка или ближайших его лиц. – В.Р.), - пишет автор книги, - в течение практически всей истории ислама была привилегией мужчин. Однако так было далеко не всегда. Самыми первыми и самыми авторитетными хранителями и комментаторами священного предания были именно женщины из ближайшего окружения Пророка, и к ним прибегали мужчины, политики, ученые, чтобы разрешить свои сомнения…Женщины-интеллектуалки видят свою задачу в том, чтобы «очистить» тексты от ложных толкований, связанных с доминированием патриархального отношения, господствовавшего в течение столетий. По их мнению, прогрессивная гендерная концепция, заложенная в Коране, хадисах и Сунне, была намеренно фальсифицирована богословами-мужчинами, утверждавшими свое превосходство» (стр. 124).

«Другой причиной крайней сложности обсуждения «женского вопроса» в исламе является тот факт, что современный мусульманский мир далеко отошел от той идеальной модели государства-уммы (общины), которая заложена в исламской концепции, и существовала в раннеисламском периоде. Несмотря на все свое стремление сохранить самобытность, даже дискуссию о правах женщины и ее статусе мусульманский мир вынужден вести в категориях западного права и социальных наук. Создается впечатление, что спор ведется «на чужой территории», и исламский мир вынужден защищаться с помощью методов, не присущих исламской культуре» (стр. 116).

Вообще-то понять Балтанову можно: если Аллах – Бог, а Махаммад – его пророк на земле, то истина была именно в раннеисламской умме, а позднее ее могли исказить. Но даже, если смотреть на такой подход рационально, по-европейски, то все равно он имеет смысл: прошлому можно приписать все, что угодно, главное, проинтерпретировать его события в нужном для исследователя русле; как тут не вспомнить гениального З.Фрейда, который отнес все основные психотравмы в далекое детство (взрослому человеку легче поверить психоаналитику, чем вспомнить, что там было на самом деле).

Обращает на себя внимание еще один момент, характерный для подхода Балтановой. Она пишет: «исламский мир», «исламская культура», противопоставляя их западному миру и западной цивилизации. Соответственно, ислам – это «исламская цивилизация». Более того, поскольку мусульмане не сомневаются, что ислам истинное учение о мире и «нет Бога, кроме Аллаха», у ислама есть миссия, ислам тотален и универсален. «Коран, - пишет Балтанова, - не мог быть сотворен ни Мухаммадом и никем иным. Все положения, которые касаются статуса женщины, ее прав и обязанностей, установлены Аллахом, следовательно, они носят вневременной и внесоциальный характер» (стр. 74). «Противостояние Запада и Ислама нарастает во всех сферах общественной жизни – экономической, социальной, правовой, духовной…ислам создает особый тип цивилизации, формирует собственный исламский путь развития, который отличается от западной модели социально-экономического развития…Сегодня мусульмане проживают во всех уголках земного шара, и мы имеем полное право говорить о всемирной, универсальной умме мусульман, как духовном единстве…Мы предлагаем определить ислам как универсальную концепцию. Модель социально-экономической системы, особый тип цивилизации» (стр. 33, 34, 36).

Можно ли эти высказывания понять в том духе, что рано или поздно все люди придут к исламу? «Универсализм ислама, - прямо отвечает на наш риторический вопрос Балтанова, - заключается в его самобытности, как новой, высшей степени Откровения, и его синтетическом характере, позволяющем ему впитывать достижения других народов и цивилизаций. Однако мощный потенциал универсальности ислама не смог реализовать себя. Ислам не стал мировой религией, в том смысле, что он распространился на громадные территории и вобрал в себя многие народы, но он не стал религией мира и человечества…не смог преодолеть дихотомию: мир ислама – неисламский мир, хотя по самой сущности своего вероучения ислам является общечеловеческой религией, единой универсальной системой…Современные мусульманские философы и богословы видят свою задачу в том, чтобы вернуть исламу его универсальный характер…» (стр. 83-84).

По-моему, все ясно. Здесь опять у читателя может возникнуть вопрос. Как же так, недоумевает он, почему автор книги, очевидно выражающий мнение многих мусульман, не видит, что рядом с исламом существуют христианство, православие, буддизм, иудаизм и многие другие религиозные и эзотерические учения, которые имеют большое влияние и миллионы последователей. Если все, подобно исламу, будут настаивать на универсальном характере своей веры, заявлять, что она должна стать религией всего человечества, то куда это приведет?

В оправдание Балтановой заметим, что она не отрицает другие религиозные конфессии и учения. Ислам, пишет она, «принимает все религии божественного откровения (за исключением политеизма, язычества, которое таковым не является). Ислам признает всех пророков, и Мухаммад не является единственным пророком ислама, а лишь завершающим звеном в цепи пророчеств…ислам поощряет все виды духовной деятельности и творчества – естественные науки, искусства, философию, национальные культуры и традиции, не нарушающие границы, установленные Богом» (стр. 83). А если «язычество» или «нарушают границы», что тогда?

Другая проблема более серьезная. Миролюбивые декларации и заявления не всегда соответствуют практике. Читая книгу, читатель может почувствовать, какая энергия идет от автора, как он, несмотря на все свое желание объяснить ислам, склонить читателя понять и принять его, тем не менее, демонстрирует свою веру в единственность и универсальность истины ислама. Тем самым, к сожалению, невольно отрицая истины других религиозных конфессий. И опять же, чтобы смягчить противостояние, предлагаю читателю обратиться к самому себе: разве он сам в глубине души не думает, что исповедываемая им вера (православная, католическая, протестантская, иудейская и т. д.) - единственно правильная?

Стоит также рассмотреть, каким образом Балтанова убеждает читателя и доказывает положения ислама или, как сегодня модно писать, каков дискурс автора. Этот дискурс непростой, сочетающий в себе научные и ненаучные аргументы и рассуждения. С одной стороны, Балтанова проводит добросовестное научное исследование (анализируя положение в современном мире и истории мусульманской семьи и женщины); этот анализ содержит достоверные социологические и культурологические факты и теоретические положения. С другой – она постоянно ссылается на исламскую традицию и образцы, Коран, Сунны, хадисы. Подобное сочетание науки и религии еще недавно могло вызвать резкое осуждение, как эклектика и путаница в мышлении. Но сегодня научно-религиозный дискурс наряду со строго научным и религиозным стал почти нормой. Например, для большинства русских философов, которых мы сегодня не только принимаем, но и почитаем, был характерен именно научно-религиозный дискурс. Скажем, Павел Флоренский в своей знаменитой книге «Столп и утверждение истины» (1990) равноценно постоянно прибегает как к философии, логике, сравнительному языкознанию, культурологии, психологии, так и к интуиции, религиозному и личному опыту, свидетельствам отцов христианской церкви и Священому Писанию. Познание Павел задает двояко: как “вхождение познаваемого в познающее”, “реальное единение познающего и познаваемого” и как “пресуществление человека через обожение его, через стяжания любви, как Божественной сущности” (там же, стр. 73, 74). «Итак, познание, - пишет он, - не есть захват мертвого объекта хищным гносеологическим субъектом, а живое нравственное о б щ е н и е личностей, из которой каждая для каждой служит и объектом и субъектом» (там же, с. 74). Приходят к такому познанию, следуя формуле – «верю, преодолевая доводы рассудка, затем познаю, во что я верю, в конце познания мое знание и вера сливаются в одно целое» (там же, стр. 62-63).

Понятно, что в данном случае в «Мусульманке» соединяются не православие и наука, а ислам с наукой. Одно из следствий – особый характер интерпретаций, которые демонстрирует автор книги. Как правило, все они построены по принципу редукции (сведения), когда исторический и текстовой материал осмысляется (истолковывается) в рамках исламской картины мира, по сути, в пользу ислама. Вот два ярких примера – интерпретация одного хадиса, часто используемого противниками ислама, и объяснение зачатия (в Коране, утверждает ряд мусульманских ученых, дается точная картина эмбрионального развития плода, несмотря на то, что в 7 веке еще не было медицинских знаний о зачатии, а знания Корана носят иррациональный характер, - стр296)

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Книга Г. Р. Балтановой «Мусульманка» icon Тематический план № п/п Тема Дата
Книга — твой друг. Книга в твоей жизни. Книга и ее роль в духовной жизни чело­века и общества (родина, край, искусство, нравственная...
Книга Г. Р. Балтановой «Мусульманка» icon Книга вторая Книга о счастье и несчастьях 2 «Николай Амосов. Книга...
«Николай Амосов. Книга о счастье и несчастьях. Книга вторая»: Молодая гвардия; Москва; 1990
Книга Г. Р. Балтановой «Мусульманка» icon Книга обліку видачі свідоцтв Книга обліку видачі атестатів Книга...
Сборник рекомендаций по заполнению предметных страниц классных журналов общеобразовательных учебных заведений 1-3 ступеней составлен...
Книга Г. Р. Балтановой «Мусульманка» icon Т. 1: Язык Ernst Cassirer Phüosophie der symbolischen Formen T. 1:...
А ?? Кассирер Эрнст. Философия символических форм. Том Язык М.; Спб.: Университетская книга, 2001. 271 с. — (Книга света)
Книга Г. Р. Балтановой «Мусульманка» icon Книга первая. Книга о счастье и несчастьях 1 «Николай Амосов. Книга о счастье и несчастьях.»
Известный хирург, ученый, писатель, Николай Михайлович Амосов рассказывает о работе хирурга, оперирующего на сердце, делится своими...
Книга Г. Р. Балтановой «Мусульманка» icon Марта Кетро Как правильно ошибаться. Большая книга мануалов
Книга предназначена для людей с извращённым чувством юмора и альтернативной моралью
Книга Г. Р. Балтановой «Мусульманка» icon Книга 2 Перевод с англ. К. Семёнова "София"
Книга «Крик Орла» была уже полностью готова для печати, когда мы получили это письмо
Книга Г. Р. Балтановой «Мусульманка» icon Книга К. Прибрама «Языки мозга»
Предлагаемая советскому читателю книга принадлежит перу одного из наиболее творческих представителей американской нейропсихологии...
Книга Г. Р. Балтановой «Мусульманка» icon Книга предполагает тщательное изучение и проработку материала. Мне...
Мне очень приятно сообщить, что книга Ненси Ван Пелт «Мы только начинаем» может стать долгожданным дополнением к уже имеющейся литературе...
Книга Г. Р. Балтановой «Мусульманка» icon Александр астрогор
«Книга чувств» является одной из книг серии «Кармическая медицина» Александра Астрогора. Эта книга выдержала множество изданий и...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции