Креативность в мировой педагогике. Концепции. Методы




НазваниеКреативность в мировой педагогике. Концепции. Методы
страница1/10
Дата публикации15.05.2014
Размер1.31 Mb.
ТипИсследование
literature-edu.ru > Культура > Исследование
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Креативность в мировой педагогике.

Концепции. Методы.



Оглавление:

Введение__________________________________________________________5

1 глава. Теоретико-методологические основы исследования креативности.

Креативность как объект исследования в зарубежной педагогике_________6

2 глава. Аналитические аспекты формирования и развития креативности в системах образования зарубежных стран (результаты изучения программ, технологий и реального состояния практики школьного образования)_____15

3 глава. Исследование и формирование креативности в отечественной педагогике (теория и практика)_______________________________________65

Заключение________________________________________________________93

Список использованной литературы___________________________________97

Введение.
Креативность – одна из первостепенных житейских нужд личности в переустройстве реальности и одна из центральных характеристик самоактуализации. В исследованиях отечественных и зарубежных психологов показано, что любой здоровый человек обладает с рождения творческим потенциалом. Поэтому немаловажно пронести этот дар по маршруту детство-отрочество-юность-зрелость, преемственно и постоянно развивая креативные способности на каждом этапе взросления ребёнка и во взрослом состоянии. Следует понимать, что креативность – не самоцель. Главной целью формирования и сохранения этого свойства, собирающего в себе множество составляющих, является решение больших и малых практических и зачастую нестандартных задач.

Понимание творчества (креативности) как явление возникло в эпоху Возрождения и впервые было определено философами Просвещения, термин оригинально звучал как «большая аналогия» между божественным создателем мира природы и силами художника. Н. Кузанский видит истоки креативности в самом человеке. Филип Сидни назвал творческий продукт «формой, какой никогда не было в природе». Современные ассоциации являются следующими: креативность трактуют как личностное качество среди комбинации других личностных качеств, также актуально социальное ожидание от команды креативных единиц, способных работать вместе и произвести коллективные достижения, которые отражают креативные качества группы в целом. Многие исследователи креативности пришли к выводу, что взаимосвязь различных этапов становления, через которые проходит креативный объект, делают его в итоге частью культуры. Следовательно, креативность является не только личностной характеристикой, но и социальной. Но, по мнению А. Тойнби, креативный процесс требует вывода потенциально творческих личностей из обычных коллективов, чтобы они могли свободно осуществлять творческую работу. На заключительном же этапе творческой личности требуется вернуться в общество для того, чтобы добиться признания для творческого продукта [312].

1 глава. Теоретико-методологические основы исследования креативности.

Креативность как объект исследования в зарубежной педагогике.
Ещё в 1879 году с основания Вильгельмом Вундтом первой психологической лаборатории в Лейпциге стало понятна значимость творческой составляющей в человеческом развитии. В разные годы над проблемой креативности в педагогике и психологии работали следующие зарубежные ученые: Г.Ю.Айзенк, Д. Векслер, Х.Грубер, Дж. Гилфорд, А.Маслоу, С.Медник, Г.Олпорт, К.Роджерс, В.Смит, К.Тейлор, Е.Торренс, Х.Трик, М.Уоллах, Д.Халперн и многие другие.

Понятие креативности как особой творческой способности изначально появилось в психологической науке в 50-х годах XX века в работах Дж. Гилфорда, А. Маслоу, Е. Торренса и других исследователей.

В своих исследованиях, подвергая анализу и обобщая предыдущие работы, каждый учёный рассматривает креативность по-своему: у Маккеллара это – синтез восприятий, реализованных по-новому, у Л. Кюби – способность обнаруживать новые связи, у К. Роджерса – создание новых отношений, у Меррея – возможность новых сочинений, у Г. Лассуэла – склонность к совершению и узнаванию нового, у Р. Джерарда – работа интеллекта, создающая новые прозрения, у Ф. Тейлора – модификация опыта в новой формации и т.д. Р. Кратчфильд считает, что креативность – это естественная часть умственного процесса каждого человека, хотя вид и сила креативности у разных людей отличается, А. Уайтхед называет креативность актуализацией потенциальности, Р. Сачмен концептуальным ростом, А. Маслоу самоактуализацией. Тезис Роберта Стернберга о творчестве (креативности) звучит как решение инвестировать в идеи [306].

Основная масса исследователей креативности выдвигает на первый план связь креативности с качествами личности. Дж. Гилфорд полагает, что креативность и созидательный потенциал нужно рассматривать как синтез таких личностных качеств и ориентаций, которые содействуют результативному творчеству [292].

По исследованиям разных периодов развитие креативного мышления детей подвержено влияниям среды: общения с креативными людьми, подражание им, демократические ценности в семье и особенно в отношениях с матерью; приобретённые в семье негативные эмоции. Выделяют большую (значимые открытия и достижение для общества) и малую (личностная) креативность. Принято распознавать креативность личности и креативность мышления, обращая внимание на то, что параметры креативности личности не должны быть сближены с параметрами креативности мышления.

Одним из первых учёных, взявшихся исследовать природу гениальности, был Ф. Гальтон (1869), который пытался понять наследственную основу креативности. Этот подход был усилен исследованиями интеллекта (Getzels, 1987), изучением творческих характеристик личности (МакКиннон, 1978). Примером такого подхода можно увидеть в работах Гилфорда (1950), которые указали, что поиск моделей творческого поведения должен быть направлен на «заметных» людей. Цель данного подхода к изучению креативности заключалась в оценке эффективности и качества креативных способностей. За годы исследований разделилось два подхода к изучению креативности: по уровню развития и стилем креативности. Измерение когнитивных стилей коренится в исследовании восприятия и личности. С. Мессик выяснил исследовательским путём, что существуют такие переменные, как плавность и гибкость, взаимопроникновение которых с когнитивными стилями мышления может быть доказано в рамках изучения креативности. Киртон (1976) разработал тему творческого стиля, адаптации, инновационного поведения Он считает, что новаторы способны продуцировать большое количество оригинальных идей, многие из которых будут радикальными.

В зарубежных исследованиях креативности выделяются следующие концепции: изыскания по методологии в сфере логики и теории познания У. Джемса, Дж. Дьюи и др.; развитие идей неореализма, обоснованных в работах философов Э. Гуссерля, А.Н. Уайтхеда, Н. Гартмана. Автор концепции деконструктивизма Ж. Деррида вводит понятия открытия и творения и связывает их с изобретением. Креативность становится интересной научному миру как творческий акт, который включает в себя психологические, экологические, культурные, физические и интеллектуальные аспекты.

На современном этапе исследования креативности собрано большое число аргументирующих позиций в пользу того, что креативность является одной из комплекса черт человеческой индивидуальности. Из них особенно известны психометрический метод Д. Гилфорда, который идентифицировал в творческой индивидуальности такие черты, как чувствительность к проблемам, беглость, гибкость, новизна (производство необычных, оригинальных ответов), способность к преобразованию и разработке. Также Д. Гилфорд трактует креативное поведение как универсальную творческую способность и сепарирует её комплекс действий: изобретение, проектирование, планирование. Он же выявил принципиальную разницу между конвергентным мышлением (отыскивание единственного верного решения среди предложенных версий) и дивергентным мышлением (генерация обширного спектра вероятных решений). В своих работах учёный характеризует взаимосвязь креативности и интеллекта, причем, чем больше интеллекта требуется для проявления интеллекта, тем меньше креативности в ней будет задействовано [292].

Для лабораторного установления уровня креативности наиболее распространён для применения тесты Е.Торренса (задания-диагностики: словесные, образные, словесно-звуковые), которые учёный разработал в процессе учебной и методико-дидактической деятельности по формированию и развитию креативного мышления у детей, при этом уровень креативности определяется по уникальности ответа среди стандартных. Также Торренс уточнил связи креативности и интеллекта, доказав, что креативное мышление автономно: исследования показали обязательное наличие интеллекта у людей с креативным мышлением и необязательное наличие креативного мышления у людей с высоким интеллектом [309].

Э. Фромм и К.Роджерс каждый по-своему подчёркивают несколько способностей креативного человека: озадачиваться, концентрироваться, конфликтовать и быть готовым к ежедневным преобразованиям. А. Маслоу утверждал, что креативность – черта здорового человека, стремящегося к самореализации, существенными характеристиками которого являются самопроизвольность, выразительность, легкость и пр.

В сборнике трудов под общим наименованием «Исследования креативности» сотрудники факультета общей психологии Будапештского университета (Eotvos Lorand University) отмечают тенденции, сложившиеся в исследовании явления креативности, которые сформировались в Венгрии к концу XX века. Это направление в науке страны мало развито, поэтому исследования рассредоточены на широком пространстве от истории изучения этого явления и простейших когнитивных процессов до выделения мотивационных и личностных взаимопроникновений. А. Комлози в своей работе «Креативность и перцепция» отмечает, что в оптимальных условиях креативные индивиды идентифицируют «нейтральные зрительные стимулы» быстрее и качественней. И. Баркоци, К. Бюхлер и Я. Лацло оценивают независимый характер креативности и предпочтения, сходную гипотезу о связи предпочтения с креативностью предлагает А. Ковач. В гендерных исследованиях по креативности Т. Зетений и Д. Лукач доказали, что креативные индивиды с присвоением психосексуальной роли противоположного пола оказывались более креативными по всем показателям невербальных тестов. Г.Б. Каркас выявлена сопоставимость усиленной креативности в условиях фрустрации, где контроль импульсивности находится под воздействием и креативности, и интеллекта. А. Олах выделены личностные характеристики, сопровождающие явление креативности: сензитивность, суверенность, уверенность в себе и низкая ригидность [295].

Разработано четыре основных психологических аспектов креативности, в которых основное внимание будет уделено: креативному продукту, креативному процессу, креативной личности и креативной ситуации. Дональд Маккиннон формулирует по каждому из этих аспектов вопросы, ответ на которые могут дать новые эмпирические исследования по креативности:

– какие творческие продукты, и какими качествами они определены?

– какова природа творческого процесса, и какие виды и качества психологических процессов важны настолько, чтобы привести к созданию творческого продукта?

– каковы особенности отличительные черты и творческой личности?

– каковы особенности творческой ситуации, обстоятельств жизни, социальной и культурной среды, которые стимулируют появление творческой мысли и действий?

Исследователь считает, что в связи с приоретизацией творческого потенциала личности для общества акценты в современном образовании должны смещаться в сторону свободы и автономии для ребенка, замены жёсткой дисциплины самодисциплиной, открытости для всех идей, участию в творческих играх, воспитанию чувства аналогии, сравнения и т.д.. Знаниевая педагогика должна найти компромиссы в сотрудничестве с креативной педагогикой. В связи с чем, в ситуации напряжения и примирения этих противоположностей микроклимат окажется наиболее эффективным для воспитания творческого потенциала личности ребёнка. [297].

По мнению американского философа Эдуарда Шпрангера для людей с развитым креативным потенциалом не является достаточным, что проблемы, поставленные перед ними, могут быть просто решены, у них есть особые требования к результату. Стремящиеся к истине и красоте, они ищут неординарных решений [267].

На современном этапе исследования креативного мышления Д. Пиирто описывает такие черты личности, как воображение, интуиция, открытость и

восприимчивость, рискованность и толерантность к непонятному. В работах

Г. Уоллеса, Д. Арнольда и Д. Монтмэссона креативность рассмотрена через серию хронологических стадий, составляющих сам процесс формирования .

Г. Уоллес трактует креативное мышление как процесс из нескольких стадий (ступеней): подготовки, инкубации, озарения и версификации. Похожее мнение о последовательных стадиях процесса креативности описано Гиселином и Э. Хатчинсоном. Д. Шнайдер определяет два психологических уровня основных и вторичных процессов, А. Маслоу присоединяет к этим уровням ещё один –

интеграцию. Х. Мюррей выделяет физический, умственный и духовный уровни креативности, а И. Тэйлор выразительный, производительный, изобретательный, инновационный и внезапно появляющийся. Р. Халлмэн отмечает, что креативный акт должен быть рассмотрен как комплекс компонентов: спонтанного случая, заключающей стадии создания объектов, отличных друг от друга, интеллектуальной деятельности, переустройств индивидуальности, под воздействием окружающей среды.

Сейчас за рубежом стремительно разрабатываются когнитивный и многофакторный подходы к исследованию креативности. М. Боден старается раскрыть эту творческую способность с помощью вычислительных идей искусственного интеллекта. Новые технологии формирования креативности проявляют результативность при создании артефактов (исторических аксессуаров, картин, декоративно-прикладных предметов и др.), музыкальных произведений, научных теорий, хореографических и театральных постановок и т.д., традиционная интеллектуальная работа в этом случае не даст творческих идей [307].

Распространена теория многофакторного подхода, который характеризуется сочетанием когнитивных (познавательный стиль, личностные черты, мотивация), эмоциональных и средовых факторов. По мнению учёных, придерживающихся этого подхода, креативность – способность создавать новый продукт, соответствующий условиям и среде, в которых он появился.

Т. Амабаил выделяет три составляющих креативности: мотивацию, способности в конкретной области и творческие процессы. Многоресурсность для формирования креативности описывают Р. Стенберг и Т. Любарт, Э. де Боно является автором концепции нестандартного мышления или критического мышления, характеризующейся систематизированным подходом в креативному мышлению посредством методов, основанных на закономерностях человеческого восприятия как самоорганизующейся системы, способных формировать и применять шаблоны – устойчивые модели способа восприятия и реакций [72].

Современные зарубежные исследователи используют термин креативность в применении к экономике, политике. Автор теории креативного класса Р. Флорида утверждает, что креативность стала базовым рациональным источником конкурентного преимущества. Ч. Лэндри понимает креативность как способность создавать новый продукт или найти применение старому продукту в ракурсе необходимости социуму [247], [147].

Сегодня креативность – предпосылка инновационного развития общества, инновация – продукт креативного мышления, выполненный практическим путём.

Современное общество, живущее за рубежом в различных странах объединено в отношении креативности одной мыслью – практическим применением креативного мышления для дальнейшего прогресса науки и народного хозяйства. Огромные скорости перемен в нашей жизни диктуют требования к личности человека будущего, где основной способностью является креативность [42]. Поэтому база последних исследований направлена на изыскание прикладных методов и технологий, формирующих и развивающих эту способность, особое место занимают изыскания в области экономики и политики. В педагогике идея формирования креативных возможностей воплощается посредством разрешения проблемных ситуаций в рамках деятельностного, компетентностного и личностно-ориентированного подходов [263].

В XX в. в Европе сложились существенные подходы к образованию: традиционалистический (Ж. Мажо, Д. Равич и др. – образование служит для передачи культурного опыта), рационалистический (Скриннер, П. Блум и др. - образование ориентирует на постижение целесообразных познаний и поведенческих сценариев), гуманистический (Фромм, Роджерс и др. – в основе образования лежат идеалы античной педагогики и философии Возрождения, а само образование призвано способствовать формированию механизмов самоорганизации и саморазвитию, базируясь на понятиях Достоинства, Долга и Прав человека) [51, с. 169].
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Креативность в мировой педагогике. Концепции. Методы iconВ диссертационных исследованиях по педагогике
Вершинина Н. А., Писарева С. А. Развитие научного знания в диссертационных исследованиях по педагогике: Монография. – Спб.: Изд-во...

Креативность в мировой педагогике. Концепции. Методы iconЕ. В. Шарохина О. О. Петрова О. В. Долганова
Данное пособие предназначено для студентов педагогических училищ и студентов вузов к сдаче экзаменов по педагогике. Основные понятия...

Креативность в мировой педагогике. Концепции. Методы iconВ. Н. Дружинин Интеллект и творческие способности (креативность)....
...

Креативность в мировой педагогике. Концепции. Методы iconЮ. В. Сергаева Традиция и креативность в номинации
Язык. Текст. Культура. Сб научных трудов. – Спб, ргпу им. А. И. Герцена, 2007 с. 110-118

Креативность в мировой педагогике. Концепции. Методы iconКонцепции этничности
В предыдущей главе утверждалось, что народы не возникают естественным путем, как это предполагают натуралистические концепции общества,...

Креативность в мировой педагогике. Концепции. Методы iconКреативность подростков как средство самовыражения
Огромное количество изменений в жизни современного общества, происходящих на небольшом отрезке времени, настоятельно требует от человека...

Креативность в мировой педагогике. Концепции. Методы iconПредпосылки возникновения денег. Концепции возникновения денег
Основные концепции происхождения денег — рационалистическая и эволюционная. В рамках этих концепций используются принципиально различные...

Креативность в мировой педагогике. Концепции. Методы iconРазработка численного метода и программного кода для решения трехмерных...
М. Численные методы. М.: Наука, 1987; Пейре Р., Тейлор Т. Д. Вычислительные методы в задачах механики жидкости. Л.: Гидрометеоиздат,...

Креативность в мировой педагогике. Концепции. Методы iconЭкзаменационные вопросы по курсу «Политическая психология» (для студентов дневного отделения)
Методы политико-психологических исследований. Методы психологического вмешательства в политику. Психологические приемы политического...

Креативность в мировой педагогике. Концепции. Методы iconТиппельскирх История Второй мировой войны. Блицкриг «История Второй...
Второй мировой войны. Этот капитальный труд увидел свет в 1954 году и до сих пор не потерял актуальности. Данная книга представляет...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции