Скачать 105.9 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение Маливская средняя общеобразовательная школа Коломенского муниципального района Московской области УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ Маливская средняя общеобразовательная школа ____________________ /И.В. Макарова/ «____» ____________ 2013 года М.П. Рабочая программа по Духовному краеведению Подмосковья (базовое изучение) 8б класс Составитель: Нестерова Анастасия Александровна, учитель географии, ДКП и ОПК высшей категории 2013 г. Пояснительная записка Рабочая программа курса «Духовное краеведение Подмосковья» составлена на основе авторской программы Л. Л. Шевченко «Духовное краеведение Подмосковья». /Духовное краеведение Подмосковья. Под ред. Антоновой Л.Н. Методическое пособие для учителя. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010./ Количество часов: всего –34 часа; 1 ч./неделю. Актуальность изучения предмета «Духовное краеведение Подмосковья» (История христианской православной культуры) обусловлена социально-педагогической потребностью в решении задач духовно-нравственного образования школьников. Указанный предмет ставит цели историко-культурологического и духовно-нравственного образования в системе полного среднего образования. В современной России во всех слоях общества растет интерес к ее культурно - историческому наследию. Культура России на протяжении тысячелетия формировалась под воздействием православной религии. Без знания истории христианской православной культуры невозможно освоение ценностей русской и мировой культуры. В настоящее время в разных регионах России сформированы условия для изучения истории христианской православной культуры в системе государственного образования. Формы и способы их реализации определяются законодательством РФ об образовании и правовыми условиями деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений: принципами государственной политики в сфере образования и требованиями к содержанию образования (Закон РФ «Об образовании» ст. 2, 14, 14.5). На прохождение программы в 8 классе отводится 34 часа (1 час в неделю) из регионального компонента. Цели и задачи программы обучения: - дать школьникам знания об истории христианской православной культуры и ее связи с историей родной земли; - дать знания о христианской нравственной культуре; понимании христианами этических категорий добра и зла, смысла жизни и показать примеры их воплощения в традициях жизни, житиях святых и героев Отечества; - способствовать решению задач нравственного воспитания школьников: формированию качеств патриотизма и гражданственности, ответственному, уважительному отношению к святыням родной земли, к наследию отечественной и мировой культуры, любви к отечественной истории, осознанию себя потомками славного прошлого России и Подмосковья. Содержание программы учебного предмета Отбор содержания предмета «Духовное краеведение Подмосковья» был произведен на основе «Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура», представленному Министерством образования Российской Федерации /М., 2002/. В связи с тем, что среди учащихся 8б класса большее количество учеников интересуются вопросами православной культуры, чаще посещают храмы, проявляют большую познавательную активность, в календарно-тематическом планировании больше часов уделено экскурсиям в храмы и монастыри Коломенского района. Часть 1. Предмет «Духовное краеведение Подмосковья» (история христианской православной культуры). Что такое «религиозная культура»? Название учебного предмета. Понятия: краеведение, духовность, духовное краеведение, Культура, культурный человек, историческая память, религия, религиозная культура. Основные понятия предмета. духовная культура. Ее характеристики. Примеры феноменов духовной культуры. Что изучает духовное краеведение Подмосковья? Определение понятия «духовное» в рамках религиозного мировоззрения. Этические нормы христианства. Определение добра и зла. О чем рассказывает христианская православная культура? Когда возникла христианская религия. Определение «наша эра». Ее определение от Рождества Христова. Основные понятия православного христианства. Содержание православной религии. Основные положения христианства: догмат о Троице, о Боговоплощении. Источники христианской духовной культуры. Библия как источник религиозного знания и культуры. Ветхий Завет. Новый Завет. Изложение учения I4исуса Христа в Евангелиях. Евангелисты. Отражение христианского мировоззрения в феноменах культуры. Христианская антропология — о природе человека. Положения христианской антропологии в работах русских педагогов, мыслителей, поэтов. Отражение христианского учения о человеке в русском фольклоре. Этимология о христианском значении некоторых слов русского языка. Отражение христианского учения о спасении в русской духовной поэзии разных веков. Крещение Руси и распространение христианства на землях Московского края. Христианские святые. Что означает почитание святых? Христианский подвиг святых. Литература древней Руси рассказывает о христианском понимании красоты русской земли. Изображение святых в иконописи. Икона «Все святые, в Земле Российской просиявшие. Изображение святых а поэзии. Какие святые почитались на землях Московского края. Маршрут духовного краеведения: «Храмы Подмосковья, названные в честь святых». Особенности православной культуры. Какие виды искусства объединяет в себе православная культура? Церковный характер искусства древней Руси. Взаимосвязанность разных видов христианского искусства. Спасение человека Богом — основное содержание православной культуры. Творец и Его творения. Как христианская культура объясняет возможность творчества? Креационная теория сотворения мира. Ее представители — ученые, писатели, поэты, композиторы, художники. два корня христианской православной культуры. Святая Земля. Евангелия рассказывают о событиях, произошедших на Святой Земле. Исторические свидетельства описанных в Евангелиях событий. Туринская Плащаница. Византийская христианская культура и православная культура Руси. Древнерусский монастырь — центр христианской православной культуры. Православие — традиционная религия России. Христианство в жизни русских людей. Смысл жизни христиан. Грех и добродетель. Христианские добродетели: вера в Бога, надежда на Бога, любовь к Богу и к блаженным, умеренность, целомудрие. Христиане о таланте — даре любви, данном человеку. Притча о талантах. Пути к добродетельной жизни. Монашеский путь. Смысл монашеской жизни. Монастырь в истории христианской православной культуры. История русского монашества. Святые Антоний и Феодосий Печерские, святой воин — богатырь Илья Муромец, преподобный Нестор Летописец. Культурное просвещение христианской Руси. Как возводились русские монастыри? Красота рукотворная и нерукотворная. Красота внешняя и внутренняя. В чем заключается красота православного монастыря? Название монастыря. Монастыри Подмосковья и имена святых, с ними связанные. Лужецкий Можайский монастырь и преподобный Ферапонт Белозерский. Русские поэты разных веков размышляют о смысле красоты и ее отражении в объектах православной культуры: К. Бальмонт, Н. Рубцов, Ф. Соллогуб. Подмосковная усадьба Лукино Ф. Соллогуба. Ее история и обычаи христианского благочестия, о которых она рассказывает. Отражение христианского мировоззрения в творчестве Ф. Соллогуба. А.С. Пушкин о значении монастырской культуры для русской истории и просвещения. Влияние митрополита Московского святителя Филарета (Дроздова) на формирование христианского мировоззрения Пушкина. Поэтическая переписка святителя и поэта, Святитель и поэт обсуждают вопросы поведения христианства. Христианская этика. Места Подмосковья, связанные с именами святителя Филарета и А.С. Пушкина. Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры. Как создавалась Библия? Книги, входящие в состав Библию. Отражение Библейской истории в произведениях православной культуры: хоровой музыке, духовной поэзии, религиозной и светской живопись, литературе. Расположение событий Священной истории вокруг четырех основных тем: Сотворение мира — Боговоплощение (Рождество Христово) — Распятие (Крестная Жертва) — Воскресение Христово — создание Церкви. Отражение сюжетов этих тем в произведениях православной культуры и в традициях жизни христиан: иконописи, духовной поэзии, Музыке, христианских праздниках и др. Отражение содержания Священной истории в православном богослужении. Всенощная. Описание богослужения Всенощной в поэзии И.А. Аксакова. Маршрут духовного краеведения Подмосковья, указанный поэтом — село Холмы. Исследование а нем объекта православной культуры — православного храма. Язык древнерусского искусства. Символы христианской православной культуры — крест, голубь, рыба, нимб и др. Священная история рассказывает о смысле почитания креста. Формы почитания Бога в истории мировой религиозной культуры: в ветхозаветные и новозаветные времена. Из истории христианской духовной культуры: Воздвижение Креста. Храмы Подмосковья, названные в честь Воздвижения Креста Господня. В чем заключается смысл красоты православного искусства? Русская поэзия рассказывает о символах православной культуры. Почитание святыни. Пожертвование, жертва, жертвенность. Что сложнее, что легче? Как христиане понимали почитание святыни? Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма. Храм дом, посвященный Богу. Внешняя красота храма и духовная красота его создателя. Словарик зодчего: основные части храма. Символический смысл храма. Иконостас, четверик, алтарь, Престол, Горнее место. Христианский храм в священной топографии Подмосковья. Названия православных храмов Подмосковья рассказывают о событиях Священной истории. Истории подмосковных храмов. Их архитектурные стили. Русские поэты рассказывают о православных храмах, их устройстве, богослужении, колокольном звоне, христианской радости. Правила поведения в храме. Религиозная живопись. Как разговаривает икона? Как человек воспринимает красоту окружающего мира? Христианская религия о мире материальном и нематериальном. Икона христианская святыня. Кому посвящались христианские иконы? Что означает почитание иконы? Почему икона является священным изображением? История создания первой иконы. Спас Нерукотворный. Иконописные изображения. Фреска. Мозаика. Словарик иконописца. Иконография Христа и Богородицы. Духовная красота иконы. Из источников христианской духовной культуры о сохранении икон во времена иконоборчества. Представление иконы «Спас Нерукотворный» в иконописи и поэзии. Картина и икона. Их отличия. Письменные источники христианской православной культуры. Церковнославянский язык. Буквы на иконах и предметах древнерусского прикладного искусства. Церковнославянская азбука. Ее создатели — святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Кого называют просветителями? Значение слова «просвещение». О чем рассказывают буквы церковнославянской азбуки? Красота буквиц заглавных. духовный смысл буквиц. Как книжная грамотность пришла на Русь. Псалтирь, Евангелие — первые книги на Руси. Летописи. Жития святых. Русские летописцы рассказывают о значении священных книг. Монастыри — центры просвещения и книжности. Литературные памятники древней Руси. Произведения духовной литературы и их авторы. Первые русские христианские писатели. Преподобный Феодосий Печерский, митрополит Г4ларион, митрополит Никифор, епископ Кирилл Туровский. О чем рассказывают произведения древнерусской литературы? Остромирово Евангелие. «Слово о законе и благодати». По каким книгам обучались дети в древней Руси? Библейские сюжеты в творчестве русских поэтов и писателей. Места Подмосковья, где они создавали свои произведения. Какие из написанных ими произведений относятся к произведениям духовной литературы? Требования к уровню подготовки Требования к уровню подготовки учащихся определяются в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету». Требования представлены в виде номенклатуры знаний о православной культуре, изложенных на общеобразовательном и углубленном уровнях в соответствии со ступенями обучения и структурой содержательных линий предмета. Уровни выражены через действия, которые учащиеся должны выполнять для оценки подготовленности. Представленные действия легко контролируемы и измеряемы. В рамках требований учащиеся должны: - называть и показывать; - определять и измерять, фиксировать; - описывать, составлять; - объяснять; - прогнозировать (простейшие действия). Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий как, в общем, культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества. В связи с этим критериями оценки образовательно-воспитательных результатов изучения православной культуры школьниками являются: критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала), критерий отношений (как ученик, используя полученные знания, организует и выражает свое отношение к себе, окружающим людям, значимым социальным ценностям, социальным институтами учреждениям) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит). Критерии имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, необходимость нравственной характеристики цели и результата деятельности. Формы контроля могут быть вариативными, включая анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки и т. д.). КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Духовное краеведение Подмосковья (История и культура религии (Православие)). Автор: Шевченко Л.Л. Под ред.Л.Н.Антоновой. Методическое пособие для учителя. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. Москва 2010г. Учебник: Духовное краеведение Подмосковья (История и культура религии (Православие)). Автор: Шевченко Л.Л. Под ред.Л.Н.Антоновой. Учебное пособие для учащихся основной школы общеобразовательных учреждений. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. Москва 2010г. 1 ч/н – 34 часа
Перечень учебно-методического обеспечения. Учебно-методический комплект: Духовное краеведение Подмосковья, Л. Л. Шевченко, Учебное пособие для учащихся основной школы общеобразовательных учреждений. М.: Центр поддержки культуно-исторических традиций Отечества. 2010 Духовное краеведение Подмосковья, Л. Л. Шевченко, Методическое пособие для учителя, М., Центр поддержки культуно-исторических традиций Отечества. 2010 Дополнительная литература: 1. Славянская энциклопедия. (В 2-х тгг.) М.: Олма-Пресс, 2001. 2. Библия для детей. Библейские рассказы с иллюстрациями. Москва. Институт перевода Библии, 2003 3. Отчий дом: Книга для семейного чтения/ авт.-сост. Л.Л.Шевченко. – М.: Доцент, 2008 4. Наследие веков живое. Книга для юношества. Шевченко Л.Л. М.: Центр поддержки культуно-исторических традиций Отечества. 2009 5. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы. Кураев А.В. – М.: Просвещение, 2012 6. Основы православной культуры: словарь-справочник/ А.В.Бородина. – М.: СофтИздат, 2010 7. Святыни православной России. Сост.Л.М.Григорьева. – СПб.: ИГ «Весь», 2012 8. Интернет-ресурсы. Материально - техническое обеспечение 1. Компьютер 2. «Золотое кольцо России» - DVD-фильм 3. «Духовное краеведение Подмосковья» - DVD-диск СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ассоциации учителей православной культуры и духовного краеведения от «____» ________________ № _____. СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УР ____________ / О.Н. Михеева/ «____» ___________________2013 года |
Утверждаю: Директор моу маливская средняя общеобразовательная школа Федерального компонента образовательного стандарта основного общего образования по географии 2004г |
Утверждаю: Директор моу маливская средняя общеобразовательная школа Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09. 03.... |
||
Утверждаю: Директор моу маливская средняя общеобразовательная школа Шевченко Л. Л. Православная культура: Методическое пособие для учителя: 6 и 7 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических... |
Утверждаю: Директор моу маливская средняя общеобразовательная школа Шевченко Л. Л. Православная культура: Методическое пособие для учителя: 6 и 7 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических... |
||
Утверждаю: Директор моу маливская средняя общеобразовательная школа Л. Л. Шевченко «Духовное краеведение Подмосковья». /Духовное краеведение Подмосковья. Под ред. Антоновой Л. Н. Методическое пособие... |
Доклад муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения... Задунаева М. Р., директор моу «Средняя школа №29» г. Петрозаводска, Республики Карелия, администрация школы |
||
Доклад муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения... Задунаева М. Р., директор моу «Средняя школа №29» г. Петрозаводска, Республики Карелия, администрация школы |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение петрозаводского... Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь |
||
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение петрозаводского... Библиотека является структурным подразделением школы, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников... |
«Согласованно» «Утверждено» Заместитель директора по вр директор... ... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |