Ii всероссийский конкурс юношеских учебно-исследовательских работ «юный архивист» История Казанско-Богородицкой церкви деревни Неумоино




Скачать 207.46 Kb.
НазваниеIi всероссийский конкурс юношеских учебно-исследовательских работ «юный архивист» История Казанско-Богородицкой церкви деревни Неумоино
Дата публикации07.10.2014
Размер207.46 Kb.
ТипКонкурс
literature-edu.ru > Культура > Конкурс


Министерство образования и науки Удмуртской Республики

Управление образования Администрации МО «Воткинский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Камская средняя общеобразовательная школа»
II Всероссийский конкурс юношеских

учебно-исследовательских работ «ЮНЫЙ АРХИВИСТ»
История Казанско-Богородицкой церкви

деревни Неумоино

(село Камское)
Выполнил: Пьянков Виталий Алексеевич

ученик 9 класса МБОУ Камская СОШ

427427 Удмуртская Республика

Воткинский район с. Камское

ул. Молодежная д. 7 тел. 8(34145)98144

e-mail: kamaschool@yandex.ru


Руководитель: Новоселова

Наталья Юрьевна, учитель истории

педагог дополнительного образования

МОУ ДОД ЦДТ на базе МБОУ Камская

СОШ

Камское, 2014

Оглавление

Введение

3

ГЛАВА I

Строительство церкви


5

ГЛАВА II

Открытие самостоятельного прихода


8

ГЛАВА III

Закрытие церкви


10

Заключение

12

Источники и литература

13

Приложение № 1

Ведомость о числе дворов и прихожан, относящихся к приходу собора за 1895 г.



14

Приложение № 2

Рисунок Казанско-Богородицкой церкви деревни Неумоино



15

Приложение № 3

Добровольные пожертвования крестьян Камской волости на устройство храма в деревне Неумоино за 1898 г.



16

Приложение № 4

Церковно-приходская школа д. Неумоино



17









ВВЕДЕНИЕ

Благочестивые наши предки не могли жить без храма –
он был так же необходим для души народа,
как дом и пища для его телесного существования.
Патриарх Московский и всея Руси Алексей ΙΙ.


В старину самое почетное центральное место в городе или селе отводили под храм. Контуры храма и его высокой колокольни красиво вписывались в панораму поселения. Ставились они на самой высокой площадке и были видны за несколько километров. Строительство храма было большим событием, деньги на его постройку собирали со всей округи. Отстроенный храм играл важную роль в жизни прихожан, являлся для них культурным и духовным центром. Но не все храмы «дожили» до наших дней. Антицерковная политика советского правительства привела к гибели культурных ценностей, памятников искусства и культуры. Многие храмы были закрыты. Многие из них использовались не по назначению или были разрушены. В настоящее время значительно вырос интерес к истории, культуре, традициям Русской православной церкви. По всей России восстанавливаются и возводятся новые православные храмы. В нашем селе сейчас тоже обсуждается вопрос о строительстве нового храма. Поэтому меня и заинтересовала данная тема.

Гипотеза: исторические события и политика государства повлияли на закрытие церкви.

Объект исследования: история православной Церкви и церковно-государственных отношений.

Предмет исследования: Казанско-Богородицкая церковь деревни Неумоино.

Хронологические рамки исследования: конец XIX – 80 г. XX в.

Цель исследования: изучение истории Казанско-Богородицкой церкви села Неумоино.

Задачи:

  1. Собрать сведения о строительстве храма;

  2. Изучить историю образования самостоятельного прихода;

  3. Изучить историю закрытия церкви.

Новизна исследовательской работы заключается в том, что для исследования избрана фактически малоизученная тема.

Методы исследования: анализ источников и литературы, работа с респондентами, описание, работа со справочным материалом.

При написании исследовательской работы использованы материалы Центрального Государственного архива Удмуртской Республики. В ведомостях о числе прихожан Благовещенского собора, в Клировых ведомостях о церквях содержатся сведения о числе прихожан, проживающих на территории деревни Неумоино и близлежащих деревень, а также числе прихожан Казанско-Богородицкой церкви деревни Неумоино. Данные по вопросу о строительстве церкви содержатся в «Деле о ходатайстве крестьян Камской волости об открытии самостоятельного прихода в д. Неумоино». Сведения о дате закрытии церкви найдены в списках закрытых и действующих церквей по Удмуртской АССР с 1917-1941 гг.

Сведения, полученные от респондентов, позволили зна­чительно расширить рамки исследования, пос­кольку память хранит сообщения родителей и дедов.

Наряду с архивными источниками и данными полученными от респондентов использован справочник «Православные храмы Удмуртии». В нем содержится небольшой справочный материал о Казанско-Богородицкой церкви деревни Неумоино. Для пояснения церковных терминов использовалась Настольная книга священника, издательства Московской Патриархии.

Практическая значимость: материалы исследования будут использоваться на уроках истории, а также будут переданы в районный архив и музей Истории и культуры г. Воткинска, где с ними смогут ознакомиться все желающие.

ГЛАВА I

Строительство церкви

С давних времен на горе была отстроена часовня – молитвенный дом, малая церковь без алтаря, где можно только служить часы (т.е. читать установленные псалмы и молитвы)1. Часовня была небольшая: 9 аршин ширины и 12 аршин длины2.

В середине XIX в. Неумоинскую часовню в числе других 12 часовен приписали к Благовещенскому собору Воткинского завода. В 1896 году в состав прихода Благовещенского собора входили 37 населенных пунктов3. О значительной роли собора в жизни деревенских обывателей говорят списки прихожан. Так в 1895 г. их по деревне Неумоино значилось 234 души мужского пола и 210 душ женского пола4 (приложение № 1). В 1899 г. числилось 564 души обоего пола5. А в 1914 г. здесь уже насчитывалось 649 душ, в том числе 316 мужских и 333 женских6.

Наличие часовни не удовлетворяло всех насущных потребностей жителей деревни. Благовещенский собор находился на довольно большом расстоянии от деревни, за рекой Сивой, которая каждую весну разливалась, что затрудняло его посещение. Таким образом, возникла необходимость в строительстве собственной церкви.

12 сентября 1899 г. в Вятскую духовную консисторию было подано прошение крестьян Камской волости об открытии самостоятельного прихода в деревне Неумоино. В нем сообщалось следующее: «Мы, нижеподписавшиеся крестьяне Камской волости (419 старших домохозяев, имеющих право голоса) в присутствии сельских старост обсудили вопрос и приняли решение об открытии самостоятельного прихода, так как это является насущной потребностью в виду того, что: а) церковь от селений Камской волости удалена от 12 до 24 верст; б) храм расположен за рекой Сивой, которая весной разливается, что препятствует его посещению; в) возведение храма желательно к утверждению религиозных начал, в утверждение веры, в виду малограмотности населения; в) наличие своего пастыря будет благотворно влиять на население в хорошем отношении»7. Вскоре из Вятской духовной консистории пришел ответ, в котором оглашалось, что церковь разрешат построить в том случае, если крестьяне вышеназванной волости выполнят следующие условия: 1) выделят землю под постройку церкви и домов причта; 2) строительство будут вести на свои собственные средства.

На сельском сходе, который состоялся 7 марта 1900 г., было решено для постройки церкви и домов причта отвести 4 десятины земли; строительство, ремонт и отопление в будущем производить своими средствами. Была определена сумма (12 копеек с души), которая должна была взиматься на строительство церкви8.

18 октября 1901 г. императорским указом за № 17621 церковь в деревне Неумоино было разрешено построить9.

Для строительства церкви на сходе селений 23 декабря 1901 г. был избран строительный комитет. В комитет вошли по одному представителю от каждого сельского общества. Председателем строительного комитета был назначен отец Александр Троицкий, священник Воткинского Благовещенского собора10. Вскоре губернским архитектором И.А. Чарушиным было осмотрено место под церковь и высланы планы (приложение № 2).

В 1905 году был заготовлен бутовый камень и вывезен к месту строительства церкви. Заготовлен лес. Ежегодно собирались деньги на постройку храма. Так за 1904 г. было собрано 534 руб. 85 коп. В 1905 г. – 1204 руб. В 1906 г. – 288 руб. В 1908 г. – 116 руб. Но, тем не менее, дело по постройке церкви молчало11.

5 июня 1910 г. в Сарапульское духовное правление поступила жалоба от членов строительного комитета на председателя отца Александра. Сообщалось, что он не выполняет должным образом свои обязанности и всячески откладывает строительство церкви. А также высказывалась просьба снять его с занимаемой должности и назначить на его место отца Петра Луппова, священника Воткинского Благовещенского собора. 7 июня 1910 г прошение было рассмотрено и удовлетворено12.

С назначением нового председателя дело сдвинулось с мертвой точки. Строительство началось в августе 1910 г. Церковь строилась как на средства прихожан, так и на «добровольные даяния» Стахеевского комитета (приложение № 3). К началу 1913 г. постройка церкви в основном была закончена. Церковь была освещена 22 октября 1915 г. во имя Казанской иконы Божьей Матери. Старожилы говорят, что это была очень красивая церковь. Само здание было деревянным на каменном фундаменте. Колокольня также была деревянная. Крыша покрыта железом. Фасад здания украшала ажурная резьба13. Под куполами церкви висели 8 колоколов. Самый большой колокол был серебряным и весил 60 пудов. Колокола извещали о начале и конце службы, давали хороший настрой людям всех окрестных деревень. Бывало, подходишь к церкви, вспоминают старожилы, и появляется чувство, что попал в другой мир – на душе светло и радостно14.

Из вышесказанного следует, что время строительства церкви можно поделить на три периода: первый (с 1899 – октябрь 1901) – переписка крестьян с Вятской духовной консисторией; второй (с 1901 по 1910 гг.) – сбор денежных средств на строительство, заготовка стройматериала; третий (с августа 1910 г. по ноябрь 1915 г.) – собственно строительство церкви.

ГЛАВА II

Открытие самостоятельного прихода

Первоначально храм относился к Воткинскому Благовещенскому собору. Служение в храме совершалось приходским священником 10-11 раз в году, когда у священника было свободное от богослужения в заводских церквях время15.

27 ноября 1917 г. епископу Сарапульскому и Елабужскому поступило ходатайство от крестьян 9 селений: Неумоино, Межны, Костенков, Заболотной, Соколов, Косачей, Малиновки, Тихого Ключа, Развил (Лотков) об открытии при Казанско-Богородицкой церкви села Неумоино самостоятельного прихода и назначением к этому приходу причта из священника и псаломщика. Связано это было с тем, что к Благовещенскому собору относилось множество церквей и священники не могли постоянно присутствовать в какой либо одной церкви прихода, а потребность в них была велика: то крестить, то отпевать, то причастить.

На очередном сходе домохозяев селений было решено: 1) для причтов выделить 3 десятины земли; 2) жалованье священнику платить 1080 рублей в год и церковнику 240 рублей в год; 3) за требы платить духовенству в том же размере, что духовенству Воткинского благовещенского собора; 4) причту производить добровольные сборы три раза в год: осенью, перед Великим постом и Петровым постом; 5) дома для причта выстроить в течение двух лет, а до того времени отвести священнику готовую квартиру за счет церковных средств местной Неумоинской церкви. Таким образом, прихожане стремились сделать все от них зависящее для того, чтобы приход был открыт16. Прошение было удовлетворено.

В марте 1918 г. По указу Сарапульского духовного правления был открыт самостоятельный приход. В состав прихода входили деревни: Неумоино, Заболотное, Малая Межна, Лотки (Развилы), Мустай (Тихий Ключ), Малиновка, Косачево, Соколы, с населением 1400 душ мужского пола и 1391 души женского пола. Священником был назначен Василий Рычков священник села Черного. Вместо псаломщика разрешили нанять церковника17.

За совершение обрядов бралась следующая плата: за брак от 3 до 5 рублей, крещение младенца 25 копеек, погребение взрослого 50 копеек, молебен и панихиду по 20 копеек, соборование от 2 до 4 рублей, за другие общие молитвы платили добровольно, кто сколько может. При посещении домов прихожан причтом со святым крестом в праздники: Рождество Христово, Святую Пасху, Крещение – платили добровольно по состоянию18.

К церкви были приписаны две часовни: в деревне Заболотье и деревне Косачи. В приходе имелась школа I ступени (приложение № 4).

В 1922 г. в состав прихода входили следующие населенные пункты: с. Неумоино, д. Заболотная, д. Межная, д. Лотки, (Развилы), д. Мустай (Тихий Ключ), д. Костенки, д. Малиновка, д. Косачи, Д. Соколы. Прихожан в приходе числилось 2048 человек. Жил приход за счет кружечных доходов добровольных сборов. Так кружечных сборов в этом году поступило 2 500 руб., зерна до 20 пудов, картофеля до 5 пудов19. По штату при церкви положены священник и псаломщик. Священником в 1922 г. был Михаил Васильевич Ермаков, псаломщиком – София Михайловна Ермакова, просфорницей – Матрена Ивановна Васильева. Церковным старостой с января 1922 по 1923 гг. был Андрей Павлович Соколов. В 1923 г. церковным старостой был назначен Николай Семенович Пьянков. Жалованья священнику и псаломщику не платили.

Таким образом, можно сделать вывод, что открытие самостоятельного прихода являлось насущной потребностью крестьян всех близлежащих деревень. И, несмотря на политику новой власти, религия продолжала играть важную роль в жизни деревенских обывателей.

ГЛАВА III

Закрытие церкви

Придя к власти в 1917 году, большевики-атеисты поставили перед собой цель воспитать «нового человека», достойного жить в коммунистическом обществе. Одним из направлений коммунистического воспитания было нравственное совершенствование человека, что во все времена являлось прерогативой церкви. Первым актом устранения церкви из активной общественной жизни стал декрет об отделении церкви от государства и школы. Этот декрет, хотя и не ставил подобных задач, послужил основой для полного произвола на местах по отношению к церкви и ее служителям. Повальной практикой стали самовольное закрытие церквей, конфискация для революционных нужд церковного имущества и предметов культа, аресты священнослужителей. Особенно активно эта политика проводилась в 30-е годы. В этот период было закрыто и разрушено множество храмов Удмуртии. Такая же участь постигла и Казанско-Богородицкую церковь. Несмотря на то, что в 1937 году приход Казанско-Богородицкой церкви села Неумоино был достаточно многочисленным (328 взрослых верующих), церковь все же закрыли. 4 мая 1937 году здание храма было передано под клуб20.

Еще живы люди, которые помнят тот майский день 1937 года, когда рухнули на землю кресты с куполами и колокольня главной святыни села. Они рассказывали, каким мрачным и тягостным настроением были охвачены те, кто пришел к церкви. Все чувствовали, что твориться что-то неладное, многие плакали и молились, не смея идти против власти. Нашлись те, у кого поднялась рука сломать купола – это были Косачев Дмитрий, Сережа, Паша, Егор. Когда сбросили большой колокол, он на метр ушел в землю. С большим трудом его достали, затем было решено отвезти его в город, но так как он был очень тяжелым, его не довезли и бросили в районе реки Удепки21. Церковные иконы местные жители разобрали по домам. Многие годы они хранили их тайком, продолжая сохранять верность православию. Когда Косачев Дмитрий после своего черного дела вернулся в дом и начал хвастаться своим подвигом, его бабушка сказала ему, что его накажет бог. Действительно, через несколько лет он обезножил и до конца своих дней провел в инвалидной коляске22.

После Великой Отечественной войны в здании церкви устроили зерносклад, затем склад с удобрениями. Окончательно здание бывшей церкви разрушили в 1974 г. Прораб, Селезнев Геннадий Николаевич, приказавший разрушить здание в скором времени уехал из села, а через некоторое время этот человек погиб. Растаскивал храм на бульдозере Дурновцев Александр. Судьба его была несчастливая. Умер он 2003 г. не своей смертью. Часть бревен от бывшего храма пошла на расширение жилья многодетной семьи Соколовых Вениамина Григорьевича и Любовь Степановны. Был отстроен пристрой к их дому23. Сейчас на том месте, где стояла церковь, находится котельная. Да сиротливо стоящие тополя, хранят память тех лет. Так печально закончилась история одной из многих церквей Удмуртии.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

История Казанско-Богородицкой церкви села Неумоино, представленная в данной работе является первой попыткой освятить судьбу храма. К сожалению, не удалось выяснить, каково было внутреннее убранство храма. Известно, что опись церковного имущества была составлена в 1921 г., но в Центральном Государственном архиве Удмуртской Республики данного документа нет в наличии. Тем не менее, цель, поставленную перед исследованием, в некоторой степени удалось достичь.

В ходе работы было выяснено, что церковь строилась длительное время. Свою роль сыграл как материальный, так и человеческий фактор. Весь срок строительства можно разделить на три периода: первый (с 1899 – октябрь 1901) – переписка крестьян с Вятской духовной консисторией; второй (с 1901 г. по 1910 г.) – сбор денежных средств на строительство, заготовка стройматериала; третий (с августа 1910 г. по ноябрь 1915 г.) – собственно строительство церкви. Архитектором церкви был Иван Апполонович Чарушин.

Первоначально храм относился к Воткинскому Благовещенскому собору. В марте 1918 г. был открыт самостоятельный приход. Открытие самостоятельного прихода являлось насущной потребностью крестьян всех близлежащих деревень. Несмотря на атеистическую политику новой власти, религия продолжала играть важную роль в жизни жителей окрестных деревень. Об этом говорят списки прихожан за 1922 г. Тем не менее, 4 мая 1937 г. церковь закрыли, здание было передано под клуб.

Окончательно здание было разрушено в 1974 г. Казанско-Богородицкая церковь села Неумоино перестала существовать. Наша гипотеза подтвердилась.

Православная церковь – хранительница непреходящих духовных и нравственных ценностей, исторической памяти, культурного наследия. Очень надеюсь, что материалы моего исследования пригодятся для тех, кто будет восстанавливать церковь.

ИСТОЧНИКИ


  1. ЦГА УР

а) ф. 245, оп.1, д. 1634. Дело о ходатайстве крестьян Камской волости об открытии самостоятельного прихода в д. Неумоино.

б) ф. 245, оп. 3, д. 687 а. Клировая ведомость за 1922 г.

в) ф. 245, оп. 4, д. 127. Ведомость о часовнях, существующих в приходе Благовещенского собора.

г) ф. 409, оп.1, д. 127 Ведомость о числе прихожан, относящихся к приходу Благовещенского собора за 1895 г.

д) ф. Р-620, оп. 1, д. 1268 Списки закрытых и действующих церквей по Удмуртской АССР с 1917-1941 гг.

е) Клировы ведомости о церквях и духовенстве 5-го благочинного округа Сарапульского уезда за 1914 год

  1. Информатор: Заметаев Алексей Васильевич, 1920 г.р. житель села Камское Воткинского района Удмуртской республики. Умер 2005 г.

  2. Информатор: Косачева Нина Дмитриевна, 1926 г.р., житель села Камское Воткинского района Удмуртской республики. Умерла 2014 г.

  3. Информатор: Поторочина Татьяна Вениаминовна, 1963 г.р. житель села Камское Воткинского района Удмуртской республики.


ЛИТЕРАТУРА


  1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка Т. 4. – М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1956 г. – с.

  2. Настольная книга священнослужителя. Т. 4. – Русская Православная церковь. – М.: Издательство Московской Патриархии, 2001 г. – 560 с.

  3. Православные храмы Удмуртии. Ижевск: Удмуртия, 2000 г. – 480 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Ведомость о числе дворов и прихожан, относящихся к приходу собора за 1895 г.



Название деревни

Число дворов

Число мужчин

Число женщин

Неумоино

60

234

210


Малая Межна

39

174

163


Лотки

27

104

98


Тихий Ключ

4

15

18


Костенки

33

106

135


Малиновка

24

67

80


Косачи

15

49

50


Соколы

16

58

52


Итого

218

807

806




ЦГА УР ф. 409, оп.1, д. 127 Ведомость о числе прихожан, относящихся к приходу Благовещенского собора за 1895 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Рисунок Казанско-Богородицкой церкви села Неумоио

Срисован Новоселовой Н.Ю. в 2005 г. в ЦГА УР с проекта Казанско-Богородицкой Церкви с. Неумоино, сделанного архитектором И.А. Чарушиным в 1902 г. Рисунок хранится в музейной комнате МБОУ Камская СОШ.





ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Добровольные пожертвования крестьян Камской волости на устройство храма в деревне Неумоино за 1898 г.


Наименование селения

Число душ обоего пола

Расстояние до деревни Неумоино

Расстояние до Благовещенс-кого собора

сумма

правосл

раск.

Неумоино

564

42

-

15 верст

95 руб


Костенки

266

5

1 верста

14 верст

49 руб 50 коп

Малиновка

173

-

3 версты

18 верст

28 руб


Соколы

138

-

1,5 версты

12 верст

18 руб 50 коп

Косачи

110

-

2 версты

12 верст

20 руб


Заболотная

455

50

3 версты

18 верст

86 руб 50 коп

Малая Межна

345

25

5 верст

20 верст

48 руб 50 коп

Развилы

210

17

7 верст

22 версты

26 руб 50 коп

Тихий Ключ

38

-

9 верст

24 версты

5 руб.


Итого

2299

139

-

-

377 руб



ЦГА УР ф. 245, оп.1, д. 1634. Дело о ходатайстве крестьян Камской волости об открытии самостоятельного прихода в д. Неумоино.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

Церковно-приходская школа д. Неумоино

(с 1939 с. Камское)



Фото сделано в 1957 г. В настоящее время хранится в музейной комнате МБОУ Камская СОШ. До 1979 г. в здании располагалась Камская восьмилетняя школа. Позднее здание перевезли на территорию детского оздоровительного лагеря «Серебренный залив» на берегу Камы.

1 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка Т. 4. С. 584

2 ЦГА УР ф. 245, оп. 4, д. 127. л. 37)

3 Православные храмы Удмуртии. С. 82-84

4 ЦГА УР ф. 409, оп.1, д. 127 л. 2

5 ЦГА УР ф. 245, оп.1, д. 1634. л. 20

6 ЦГА УР Клировы ведомости о церквях и духовенстве 5-го благочинного округа Сарапульского уезда за 1914 год

7 ЦГА УР ф. 245, оп.1, д. 1634. л. 36-41

8 Там же. л. 42-46

9 Там же. л. 59

10 ЦГА УР ф. 245, оп.1, д. 1634. л. 12-14

11 ЦГА УР ф. 245, оп.1, д. 1634. л. 61-62

12 Там же. л. 59-60

13 Из воспоминаний Заметаева Алексея Васильевича

14 Из воспоминаний Косачевой Нины Дмитриевны

15 ЦГА УР ф. 245, оп.1, д. 1634. л. 76-77

16 ЦГА УР ф. 245, оп.1, д. 1634. л. 94

17 ЦГА УР ф. 245, оп.1, д. 1634. л. 1-2

18 Там же. л.42-43

19 ЦГА УР ф. 245, оп. 3, д. 687 а. л. 9-10

20 ЦГА УР ф. Р-620, оп. 1, д. 1268. Л. 21

21 Из воспоминаний Заметаева Алексея Васильевича

22 Из воспоминаний Косачевой Нины Дмитриевны

23 Из воспоминаний Поторочиной Татьяны Вениаминовны


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ii всероссийский конкурс юношеских учебно-исследовательских работ «юный архивист» История Казанско-Богородицкой церкви деревни Неумоино iconИсследовательская работа История деревни Чемошур Никитина Ксения...
Всероссийский конкурс юношеских учебно-исследовательских работ Российского общества историков-архивистов

Ii всероссийский конкурс юношеских учебно-исследовательских работ «юный архивист» История Казанско-Богородицкой церкви деревни Неумоино iconПоложение о республиканском конкурсе исследовательских работ старшеклассников
Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения республиканского конкурса исследовательских работ старшеклассников...

Ii всероссийский конкурс юношеских учебно-исследовательских работ «юный архивист» История Казанско-Богородицкой церкви деревни Неумоино iconПриложению Межпредметная научно-практическая конференция исследовательских...
Участниками дистанционного этапа являются авторы исследовательских работ, успешно прошедшие школьный этап

Ii всероссийский конкурс юношеских учебно-исследовательских работ «юный архивист» История Казанско-Богородицкой церкви деревни Неумоино iconОбластной конкурс исследовательских работ и творческих проектов по...
...

Ii всероссийский конкурс юношеских учебно-исследовательских работ «юный архивист» История Казанско-Богородицкой церкви деревни Неумоино iconКонкурс учебно-исследовательских работ учащихся «Науки юношей питают»
«Науки юношей питают». В конкурсе приняли участие 67 школьников 4-11 классов из 13 общеобразовательных учреждений района. По итогам...

Ii всероссийский конкурс юношеских учебно-исследовательских работ «юный архивист» История Казанско-Богородицкой церкви деревни Неумоино iconО проведении республиканского конкурса исследовательских и творческих...
Республиканский конкурс исследовательских и творческих работ «И гордо реет флаг державный», посвященного истории государственной...

Ii всероссийский конкурс юношеских учебно-исследовательских работ «юный архивист» История Казанско-Богородицкой церкви деревни Неумоино icon1. Беляков Антон
Областной конкурс научно-исследовательских работ "Право и его роль в жизни общества" II место

Ii всероссийский конкурс юношеских учебно-исследовательских работ «юный архивист» История Казанско-Богородицкой церкви деревни Неумоино iconИстория русской церкви
История происхождения так зазываемой "древлепра- вослазной старообрядческой церкви"

Ii всероссийский конкурс юношеских учебно-исследовательских работ «юный архивист» История Казанско-Богородицкой церкви деревни Неумоино iconВсероссийский детский исторический конкурс «История родного края»
Победа под Вохной – подвиг общенационального значения. Истоки патриотизма моих земляков – павловопосадцев

Ii всероссийский конкурс юношеских учебно-исследовательских работ «юный архивист» История Казанско-Богородицкой церкви деревни Неумоино icon«Толстой и Ясная Поляна»
Районный конкурс исследовательских работ учащихся, посвященный 180-летию со дня рождения Л. Н. Толстого и 80-летию школы-памятника...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции