Актуальность темы исследования. Проблема человека одна из самых вечных проблем религии и философии, биологии и медицины, психологии и педагогики, а также




Скачать 166.75 Kb.
Название Актуальность темы исследования. Проблема человека одна из самых вечных проблем религии и философии, биологии и медицины, психологии и педагогики, а также
Дата публикации 07.10.2014
Размер 166.75 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Культура > Документы
Введение

Введение
Актуальность темы исследования. Проблема человека - одна из самых вечных проблем религии и философии, биологии и медицины, психологии и педагогики, а также других отраслей социально-гуманитарного и естественнонаучного знания, представляющих в своей совокупности человековедение.
Данная проблема всегда актуальна, но в разные исторические эпохи она звучит по-разному. Острота современного звучания определяется рядом обстоятельств. Во-первых, ухудшение состояния окружающей среды, обеднение генофонда, сохранение нищеты, постарение населения, т.е. глобальные проблемы, имеющие первостепенное значение и играющие важную роль для здоровья населения планеты, которые в нашей стране стоят не менее, если не более злободневно, чем в других странах. Во-вторых, частые социальные катаклизмы (войны, революции, кризисы), т.е. разломы социальных связей, означающие для организма отдельного человека бесконечный стресс, в котором нужно суметь сохранить себя. В-третьих, развертывание научно-технической революции, имеющей не только позитивные, но и негативные социальные последствия, а в целом ведущей к расширению техносферы, возрастанию динамизма общественной жизни, информационному взрыву, что повышает состояние психологической напряженности каждого человека. В-четвертых, изменение духовных ориентации в обществе приводит к изменению степени ответственности человека за свое здоровье. В настоящее время общество и государство все больше стремятся снять с себя заботу о человеке, который должен быть в состоянии позаботиться о себе сам. Наконец, в связи с переплетением природных и социальных потрясений возникла и развивается тенденция инвалидизации общества, что требует возрастания гуманизации общественной жизни, принятия необходимых
2 мер для обеспечения активного включения инвалидов в социальную среду
и совместную деятельность.
Все это означает, что существует реальная потребность в возрастании культуры общества и личности, становлении и развитии антропософии, укреплении духа и тела человека, активном использовании им в усложняющихся естественных и искусственных условиях среды обитания разнообразных средств и способов обеспечения своего существования и сохранения здоровья.
Если научная и философская мысль прилагают значительное усилия для изучения различных аспектов данной проблемы, нахождения путей для возвышения человека и его роли в пространстве и времени его реального бытия, то религия как неотъемлемая часть культуры также не может находиться в стороне от общественных процессов и стремится выработать адекватные современным условиям позиции по коренным проблемам бытия человека, вносит значительные изменения в трактовку основополагающих догматов, принимает концептуальные установки по поводу новых явлений в жизни общества. В той или иной мере подобные процессы присущи ныне всем религиям, как народническим, так и мировым, но считается, что особенно они характерны для протестантской и католической ветвей христианства. В связи с этим закономерно возникает вопрос, насколько активно вливается в этот общецивилизационный поток восточное христианство или православие, а еще конкретнее - Русская православная церковь. Обобщение более чем 1000-летней истории христианства на Руси, изучение эволюции позиции РПЦ по проблемам соотношения духа и тела, значения телесности человека, занятия им физической культурой и спортом представляют несомненный научный интерес, дают возможность глубже раскрыть потенциал православной религии, осознать объективное возрастание ее социальной роли, изменить традиционно бытующее мнение по поводу
3 большей консервативности и отставания православия и РПЦ от других
направлений христианства.
Степень научной разработанности темы. Многоаспектный характер рассматриваемой проблемы привлекает к ней внимание со стороны представителей разных отраслей знания: философов и социологов, культурологов и теологов, физиологов и биологов, психологов и педагогов, медиков и социальных экологов. В интересующем нас аспекте вся существующая литература по данной теме може быть подразделена на три группы: научно-теоретическую, религиозную (преимущественно православную) и специальную отраслевую, т.е. физкультурно-спортивную.
Научно-теоретический блок вполне логично распадается на три подгруппы: научно-техническую, естественнонаучную и социально-гуманитарную. Если научно-техническая литература привлекает наше внимание показом творческих способностей человека, разнопланового использования им достижений НТР, обратного воздействия научно-технического прогресса на его физическое, духовное и нравственное состояние, то естественнонаучная (прежде всего биолого-физиолого-медицинская) связана с характеристикой таких граней исследуемой проблемы, как соотношение генотипа и фенотипа, филогенеза и онтогенеза, здоровья и болезни, взаимосвязи основных подсистем человеческого организма на микро- и макроуровнях.
Вряд ли целесообразно будет подробно анализировать эти подгруппы, поскольку наш научный интерес лежит несколько в другой плоскости. Поэтому здесь отметим лишь, что в данных исследованиях человек рассматривается как биологический организм, как специфическая живая система со всеми ее вещественно-энергетическими параметрами. Они являются базовыми для определения субстрата жизненного потенциала человека. Однако в границах биологическо-физиологичекской и медико-психологической проблематики не отражается вся полнота
4 телесных возможностей, а тем более способностей человека, т.к. они в
значительной мере связаны с его социальными, нравственными и культурными функциями. Важно также отметить, что здоровье как социальная ценность проанализирована в монографиях и трудах Н.М.Амосова, Ю.П.Лисицина, В.Н.Панкратьева, В.Ф.Попова, А.В.Сахно, Д.В.Шиленко и др.1
Более непосредственный интерес для нас представляет другая часть данного блока, где философско-социологическая, культурологическая и социально-педагогическая проблематика представлена именами целой плеяды классиков и современных ученых, таких как: Аристотель, Ф. Аквинский, Б. Спиноза, Т. Локк, И. Кант, Г. Гегель, И.Фихте, Э. Фромм, М. Вебер, Ж.Сартр, Д.Мид, Р. Мертон, Р. Парк, Т. Парсонс, X. Ортега-и-Гассет, С.Кьеркегор, А.Бергсон, Ф. Ницше, Дж.Сантаяна, Р.Барт, а также труды когорты русских философов и культурологов, среди которых особенно известны Н.А. Бердяев, Н.Я. Данилевский, А.Ф. Лосев, П. Сорокин, Г.П. Федоров, П.А. Флоренский и др.
Отражение различных граней данной проблемы нашло в работах большого отряда современных исследователей: В.Г.Ананьева, Н.В. Адреенковой, М.-П. ди Белла, А.Бандура, Л.П. Буевой, В.Библера, И.М. Быховской, Я.И. Гелинского, А.А. Грицанова, Ф.Гиддингса, М.Годе, Дж. Дьюи, Мерло-Понти, М.А. Можейко, Э.А.Орловой, М.С. Кагана, И. С. Кона, Ю.Левады, В.И. Муравьева, Б.Д. Парыгина, Н.В. Петровского, Е.В.Прима, Р.Робена, И.А.Серовой, Л.В.Филипова и др.2
1 См.: Амосов Н.М. Мое мировоззрение // «Вопросы философии», 1992, № 6; Лисицин Ю.П., Изуткин A.M., Матюшин Н.Ф. Медицина и гуманизм. - М., 1991; Человек: перспективы исследования. - Пермь, 1989; Человек и научно-технический прогресс- М., 1988; Человек в научной картине мира. - Уфа, 1989.
2 См.: Быховская И.М. «Человек телесный в социокультурном пространстве и времени». - М.: ФОН, 1997; Серова И.А. Антропософия здоровья: тело и дух. Автореферат диена соиск. уч. степ.д.ф.н. -Екатеринбург, 1993; Муравьев В.И. Физическая культура и спорт в свете христианской философии // Науч. труды: Ежегодник / Сибирская академия физической культуры. - Омск, 1995; Прима Е.В. жизненный потенциал человека как базовая ценность культуры. Автореферат диена соиск. уч.степ. канд. культурологии. — Новгород, 2000.
5 Говоря о второй группе литературы по данной теме, а именно
религиозной, следует подчеркнуть, что основными источниками здесь были такие священные книги, как Библия, ТаНах, Тора, Бхават-гита,
ф Ригведа, Типитаки (Трипитаки), Коран, а также памятники культуры:
Чжуд-ши, летопись Нестора, сказания русского народа, собранные И.П. Сахаровым, официальные документы Русской православной церкви, писания ее Святых Отцов. Собственно богословская, историко-религиозная и комментаторская литература представлена такими известными мыслителями, как В.В. Зеньковский, А. Мень, Е.Косевич.3
Наконец, в третьем блоке литературы по данной теме содержатся
¦ ^, произведения, раскрывающие проблемы физической культуры и спорта
как в общеметодологическом, так и в специальном плане. Сюда относятся работы следующих ученых и специалистов: В.У.Агеевица, В.Д. Асаулова,1 Бальсевича, Н.Н. Бугрова, Н.Н. Визитея, В.Н.Выдрина, А.К. Гастева, Е.Ф.Долгополовой, В.В.Кузина, Д.А. Крадмона, A.M. Ленткжа,' Л.ИЛубышевой, A.M. Максименко, Л.П. Матвеева, М.Я. Сарафа, В.И. Столярова, Л.А. Феногеновой, О.С. Шустера и др.4
В данной специальной литературе поднимаются теоретико-
'* методологические проблемы физической культуры и спорта, подробно
освещаются этапы исторического развития данной сферы, глубоко рассматриваются психолого-педагогические и особенно методические аспекты физического воспитания людей. В целом здесь всесторонне раскрыто в позитивном плане значение физической культуры и спорта в жизни человека, определенной социальной общности и общества в целом. Вместе с тем в ней крайне скудно представлена, а за советский период практически отсутствует проблематика физкультурно-спортивной и
v физкультурно-оздоровителной работы религиозных организаций,
3 См.: Зеньковский В.В. История русской философии. В 2- кн. (4-х ч.). - Л.: «ЭГО», 1991; Косевич Е. Тело и дух как объект христианской философской культуры. Автореферат дис. на соиск. уч. степ. д.ф.н. -М.гНИИК, 1992; Мень А. Сын человеческий. 4-е изд. - М.: ИПЦ «ВИТА», 1991.
4 См.: Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры.- М., 2001.
6
взаимоотношений физкультурных объединений и учреждений с церковью в плане укрепления здоровья и соответствующего воспитания людей.
Из вышеизложенного видно, что наиболее близко к теме нашего ф исследования находятся работы И.М. Быховской, Е.Косевича и В.И.
Муравьевой. В докторской монографии Быховской «Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность» осуществлен культурологический анализ телесности человека, дано развитие представлений о смысле и ценности человеческого тела, показан «человек телесный» в современном социокультурном пространстве. Представлен здесь и религиозный аспект данной проблемы, но т.к. он (у, выражен в числе многих других аспектов и не сфокусирован на отношении
православия к дилемме «дух — тело» в природе человека, то еще остается достаточное пространство для продолжения исследования в этом направлении.
Работа польского ученого Ежи Косевича «Тело и дух как объект христианской философской культуры», выполненная в виде докторской диссертации, представляет особой интерес, поскольку она написана преимущественно на религиозных источниках. В ней достаточно вдумчиво проанализированы тело и дух человека как с позиции раннего христианства, так и в свете особенностей его понимания в протестантском и православном учениях. Понятно, что в ней сделан акцент на католичестве и его современной модернизации в отношении телесности человека. Но при этом несколько принижен как потенциал РПЦ по данному вопросу, так и весьма сдержано оценена возможность ее позитивной эволюции в данном направлении.
Вместе с тем анализ литературы показывает, что роль Русской православной церкви в процессе формирования физически и духовно здоровой личности по-прежнему остается мало освещенной. Таким образом, можно вполне обосновано констатировать как наличие
7 значительных разработок по исследуемой проблеме, так и необходимость
ее дальнейшего изучения, обобщения и развития.
Проблема, исследуемая в диссертации, - степень изменения (ft концептуального отношения РПЦ к телесности человека и его физической
культуре, сравнение ее современных подходов к данным вопросам с другими направлениями христианства и иных религий.
Объект исследования - человек «телесный» и его физическая культура в контексте христианско-православного учения в историческом и современном аспектах.
Предмет исследования - развитие взглядов православия и vy, эволюция позиции РПЦ по отношению к феномену телесности человека,
его физической двигательной активности.
Цель исследования - осуществить социокультурный анализ' отношения православия и его церкви (РПЦ) к телесности человека и его физической культуре в исторической ретроспективе и современной трансформации.
Задачи диссертационного исследования:
1. Уточнить понятийный смысл исходных терминов («тело», «телесность» и «телесная культура», «физическая культура» и «спорт»), взятых в их логической взаимосвязи и последовательности.
2. Сопоставить основные положения науки, прежде всего гуманитарной, и религии, в первую очередь православия, о телесности и физической культуре человека.
3. Раскрыть эволюцию православных взглядов и позиции РПЦ по отношению к телесности и телесной культуре человека, проявлению им физической двигательной активности.
4. Провести сравнительный анализ современных подходов православия и других религий, прежде всего католицизма и протестантизма, по вопросам телесности и физической культуры человека.
8 5. Показать современное состояние и перспективы развития
взаимоотношения РПЦ с отечественной сферой физической культуры и спорта.
v'4 Рабочей гипотезой исследования явилось предположение о том,
что в отношении к рассматриваемой проблеме существующих религий (и мировых, и народнических) есть как общие положения, так и значительные различия. Вместе с тем внутри различных религий, в т.ч. христианства, происходит эволюция взглядов на рассматриваемую проблему, совершается модернизация их исходных догматов. Существующие религии и их церкви, включая Русскую православную церковь, не могут
^ игнорировать реальное бытие человека, создают новые концептуальные
подходы к соотношению духа и тела человека, вырабатывают определенные социальные учения, где выражают в более или менее открытой форме свое отношение не только к телесности человека, необходимости поддержания его здоровья, но и культуре их совершенствования, развития и использования возможностей тела человека в обязательном сочетании с его духовным возвышением.
При этом РПЦ находится, как мы полагаем, в общем
'* модернизационном процессе и во многом развила и углубила свои взгляды
и представления, усовершенствовала свою позицию по проблеме человека и важнейшим аспектам его земного бытия, в т.ч. и его физического состояния.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют основополагающие естественнонаучные теории, философские, антропологические и культурологические концепции о происхождении, сущности и телесной природе человека, его культуре и здоровье, религиозные мировоззренческие и социальные учения, прежде всего христианско-православные, о сотворении мира и человека, соотношении
9 духа и тела, смысле жизни и нормах его земного существования,
отношении к физической двигательной активности человека.
В процессе написания работы применялись следующие методы: ф конкретно-исторический, анализ и синтез, сравнение и обобщение,
изучение архивных и документальных источников, а также социокультурный, деятельностный и системный подходы.
Эмпирическая база исследования. При написании диссертации использовались в качестве первоисточников тексты священных книг мировых религий современности, теоретические и исторические труды отечественных и зарубежных авторов, писания святых отцов РПЦ, ^ архивные и современные официальные документы, энциклопедические,
справочные и библиографические издания, а также периодическая печать.
Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые в отечественной исследовательской литературе на основе теоретического анализа и обобщения предпринята попытка дать системную комплексную характеристику отношения русского православия и его церкви к телесной природе человека, сфере физической культуры и спорта в процессе их развития. Конкретно положения, составляющие научную новизну, * сводятся к следующему:
- уточнены исходные понятия по данной теме, представленные в их совокупности, взаимосвязи и последовательности, а именно: «тело» — «телесность» - «телесная культура» - «физическая культура» - «спорт»;
- осуществлено сопоставление основных положений гуманитарной науки и религии, в первую очередь православия, о телесности человека и его физической двигательной активности;
- прослежена на историческом и современном материале эволюция
'mi
взглядов православия, особенно РПЦ, по отношению к телесности и телесной культуре человека, занятий им физической культурой и спортом;
10
- проведен сравнительный анализ как в исторической ретроспективе,
так и на современном этапе подходов основных направлений христианства: православия (РГЩ), католицизма и протестантизма, а также других религий по вопросам телесности и физической культуры человека;
- показано современное состояние и обозначены перспективы развития взаимоотношений Русской православной церкви со сферой физической культуры и спорта в нашей стране.
Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы. Настоящим исследованием восполняется имеющийся пробел в социально-гуманитарной, прежде всего культурологической и философской, литературе в области раскрытия исторически изменяющихся и современных взглядов и позиций русского православия и ее церкви на телесность и телесную культуру человека, возможности развития' взаимоотношений РПЦ и сферы физической культуры и спорта на перспективу на основе социальной концепции Русской православной церкви, принятой в 2000 г.
Практическая значимость настоящей работы заключается в возможности использования ее положений и выводов, а также содержащихся в ней предложений при определении мировоззренческих позиций, практико-повседневной линии поведения по вопросам соотношения духа и тела человека, необходимости соблюдения им телесной культуры, занятий физической двигательной активностью. Результаты исследования непосредственно обращены к людям, способствуют их ценностной ориентации на целостное восприятие человека, гармонию его духа и тела, активной жизненной позиции, ведению здорового образа жизни, а также направлены на более глубокое уяснение процесса эволюции в православии по указанным проблемам при изучении соответствующих дисциплин и ведении обоснованной разъяснительно-пропагандистской работы.
и
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
1.Совокупность уточненных исходных понятий, употребляемых в современной гуманитарной науки и характеризующих телесную природу ф человека и его физическую двигательную активность («тело» -
«телесность» - «телесная культура» - «физическая культура» - «спорт»);
2.Определенное сближение позиций науки и религий по вопросам экзистенционального бытия человека под воздействием изменений в жизни человечества, научно-технического прогресса и секуляризации церкви, модернизации ее подходов к ценности человеческой жизни, в т.ч. и значения для нее телесной и физической культуры;
и4 З.Историческое развитие христианско-православных взглядов и
позиции РПЦ относительно телесности человека, его физического воспитания, занятия физическими упражнениями, обусловленное религиозно-мировоззренческими и социально-экономическими и политическими факторами;
4.Эволюция православия и РПЦ по рассматриваемой проблеме, раскрывающая присущие им мировоззренческие и социальные потенциалы и показывающая достойное в целом их вхождение в '* общецивилизационный процесс модернизации наряду с католичеством и
протестантизмом, другими религиями под воздействием существенных и глобальных изменений в современном мире;
5.Сформулированное на базе анализа Основ социальной концепции РПЦ, выражающей ее современные взгляды и позиции по важнейшим вопросам человеческого бытия, отношение к сфере физической культуры и спорта, и открывающиеся перспективы их дальнейшего взаимодействия в первом веке третьего тысячелетия.
Апробация работы. Основные положения, идеи и результаты диссертационного исследования были изложены в выступлениях на ряде теоретических конференций и научно-практических семинаров, а также в
12 авторских публикациях. Диссертация обсуждена на заседании кафедры
культурологии Московского государственного педагогического университета сентября 2003 г. (протокол № ) и рекомендована к защите. Структура диссертации. В соответствии с общим замыслом и логикой исследования структура работы состоит из введения, трех глав (каждая из которых включает в себя по три параграфа), заключения и списка литературы.
13
Глава I. Научная и христианско-православная мысль
о телесности и телесной культуре человека
$ 1.1. Подходы к осмыслению телесности в современной
гуманитарной науке
К явлению телесности человека в науке возможны различные подходы — от междисциплинарного до конкретно предметного, в т.ч. феноменологический, природно-биологический, социально-
психологический, деятельностный, постмодернистский и др.
Так, хорошую базу для подобной работы представляет теория
^ деятельности (А.Н.Леонтьев и др.). Истоки теории деятельности можно
обнаружить уже в античной философии, Так, великий Аристотель не только подробно описал наиболее существенные черты философского понятия "деятельность"5, но и посредством нее предполагал провести анализ качеств и достоинств человеческого существа. Преодоление сложностей и трудностей, по Аристотелю, является своеобразной тренировкой человека, подготавливающей его к продвижению по пути к совершенству и прекрасному. Философская позиция автора ярко
*** показывает нам общий настрой эллинской мысли к проблеме связи
телесного и духовного. Человеческое существо понимается, как гармоничное единство, синтез двух природных начал, как существо, наиболее способное к самосовершенствованию и приближающееся тем самым и к сверхчеловеческому - божественному. Данная позиция была определяющей и в последующие эпохи в среде греко-языческих эллинистических мыслителей.
Более того, подобный подход имеет свои специфические корни и в
'¦W
восточном типе культуры, где на переднем плане не столько внешняя
активность человека, сколько внутренняя (внутренне-деятельностная).
5 См.: Аристотель. Никомахова этика; Большая этика // Сочинения, в 4.т. Т. 4. - М, 1984. - С. 93.
14 Преломление происходит здесь под следующим углом: если капля воды
отражает океан, то и человек как частица мироздания воплощает в себе космос.
ф Принцип рассмотрения человека как телесно-духовного единства
тесно связан с древней ведической идеей о нем как о МИКРОКОСМЕ. Античная форма проявления этой идеи имела и предысторию и "послесловие" в своем развитии. Так, мысль о связи макрокосма (мироздания) и микрокосма (человека) была весьма характерной для древних восточных систем мысли, для мифологий разных народов.
К примеру, «Ригведа» воссоздает картину возникновения мира из кц тела Пуруши: разъятые части тела превращались в разные социальные и
природные явления (небо, землю, социальные классы и т.д.). "Отелеснивание" всего мира снимает проблему противопоставления' духовного и телесного: они соединены одной сущностью, "встроены" в одно пространство. Этот же вывод напрашивается (и реально формулируется) и при обратном движении мысли: человеческое тело включает в себя все стихии мира, все силы природы. А следовательно, отсутствуют какие-либо основания для разграничения тела и духа, нет барьеров между телом и мышлением - это одно единое целое.
Для большинства философских систем Востока характерно понимание работы над телом как одновременно и работы над духом; культура тела отождествляется с культурой психической деятельности и личностным ростом (исихазм, даосизм, Йога). Концепция "гунфу" (доел, с китайского: прилежание, работа, старание), провозглашающая принцип возвышения, морального совершенствования человека на основе любой деятельности - в том числе, телесной, которая могла бы этому способствовать, как и многие другие концепции Востока, имеющие сходные ценностные ориентации в отношении тела, дают примеры глубоких теоретических разработок и соответствующих им телесных
15 практик, непосредственно выводящих на понятие «соматическая
культура». Не удивительно, что кризис "соматического сознания" в европейской культуре обострил интерес, стимулировал значительное распространение именно восточных концепций личности с их "телесным мышлением".
Если обратиться, например, к системе дзэн-буддизма, то для Запада его учение во многом выглядит как мистика. Многие доктрины этого учения основаны на религиозном опыте, а в основе западной культуры -обращение к непосредственному опыту реальности. "Он стремится пить из фонтана самой жизни, а не обращаться и прислушиваться к некоторым "знакам" и "пометкам", оставляемым живым процессом", - вот что характерно для западной традиции.6
Кроме того, сложность усвоения такого рода системы Западом связана еще и с тем, что это - не просто доктрина, последовательная система взглядов, которая может быть изучена и принята, а определенный способ жизни. Это - не столько теория, сколько способ достижения "просветления" и самореализации. "Стремление достичь внутренней целостности, единства и гармонии, внутренней свободы заменяет здесь характерные для западного человека цели достижения превосходства, статуса, славы, материальных приобретений и амбициозности".7
Однако, приниженность человека, в том числе и его телесной природы, как уже отмечалось - не единственно возможное аксиологическое следствие его трактовки как микрокосмоса. Так, идея микрокосмоса, являясь одной из ключевых в культуре Возрождения (в средневековье она не умирала, но была как бы приглушена), стала основой для возвеличивания человека, возведения его - как целостности, со всей
6 См.: Tomas, С. Е. Sport in a Philosophic Conteext. - Philadelphia, 1983. - С. 50.
7 См.: Stone R. Of Zen and Experiece of moving//Quest.-1981.- V. 33.-N l.-P. 105.

Список литературы

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Актуальность темы исследования. Проблема человека одна из самых вечных проблем религии и философии, биологии и медицины, психологии и педагогики, а также icon Книга предназначена для читателей, интересующихся теоретическими...
Книга предназначена для читателей, интересующихся теоретическими проблемами естествознания (биологии, биохимии, физики), а также...
Актуальность темы исследования. Проблема человека одна из самых вечных проблем религии и философии, биологии и медицины, психологии и педагогики, а также icon Программа по философии к вступительным экзаменам в аспирантуру в 2008 г
Предмет философии. Понятие метафизических проблем. Соотношение философии, мифологии религии и науки
Актуальность темы исследования. Проблема человека одна из самых вечных проблем религии и философии, биологии и медицины, психологии и педагогики, а также icon Темы рефератов проблема определения религии в современном религиоведении....
Предпосылки и условия диалога светского и религиозного мировоззрений в современную эпоху
Актуальность темы исследования. Проблема человека одна из самых вечных проблем религии и философии, биологии и медицины, психологии и педагогики, а также icon Гусев д. А
...
Актуальность темы исследования. Проблема человека одна из самых вечных проблем религии и философии, биологии и медицины, психологии и педагогики, а также icon Лишние слова. Действительно ли они лишние в языке?
Актуальность темы, цель, задачи, предмет исследования, объект исследования
Актуальность темы исследования. Проблема человека одна из самых вечных проблем религии и философии, биологии и медицины, психологии и педагогики, а также icon Эстетика самоубийства
Проблема самоубийства в медицине, праве, социологии, философии и религии
Актуальность темы исследования. Проблема человека одна из самых вечных проблем религии и философии, биологии и медицины, психологии и педагогики, а также icon Книга адресована всем, интересующимся вопросами мировой культуры,...
Эта книга явилась результатом огромной работы по изучению одной из самых замечательных традиций человечества — традиции передачи...
Актуальность темы исследования. Проблема человека одна из самых вечных проблем религии и философии, биологии и медицины, психологии и педагогики, а также icon Актуальность темы исследования. История образования в России в целом...
В дореволюционной России, наряду с государственными, частные и общественные учебные заведения охватывали все уровни образования:...
Актуальность темы исследования. Проблема человека одна из самых вечных проблем религии и философии, биологии и медицины, психологии и педагогики, а также icon I. реферат (темы)
Проблема соотношения веры и знания и познание души в христианской теологии и философии
Актуальность темы исследования. Проблема человека одна из самых вечных проблем религии и философии, биологии и медицины, психологии и педагогики, а также icon Московский государственный институт международных отношений (университет)...
Настоящее учебное пособие посвящено проблемам социальной психологии личности и развивает ключевые темы базового курса психологии,...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции