Духовная жизнь населения кубани в конце ХVIII хх в в.: Динамика и традиции народной культуры




Скачать 1.59 Mb.
Название Духовная жизнь населения кубани в конце ХVIII хх в в.: Динамика и традиции народной культуры
страница 1/13
Дата публикации 07.10.2014
Размер 1.59 Mb.
Тип Автореферат
literature-edu.ru > Культура > Автореферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13




Для заказа доставки диссертации введите ее название в форму поиска на сайте
http://mydisser.com/ru/search.html?srchwhat=.

На правах рукописи

ЧУРСИНА

Валентина Ивановна

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ НАСЕЛЕНИЯ КУБАНИ В КОНЦЕ ХVIII –

ХХ в.в.: ДИНАМИКА И ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

Специальность 07.00.02 – Отечественная история

Диссертация на соискание ученой степени

доктора исторических наук

2005


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................. 3-26

ГЛАВА I. ПРАВОСЛАВИЕ И НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА КАК

БАЗОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ КУБАНИ. ТЕОРИЯ И

ГЕНЕЗИС

1.1. Православие как первооснова духовной культуры …….27-51

1.2. Генезис духовной жизни и народная культура ……… 51-

1.3. Диалектика традиционного и современного

в фольклоре..........................................................................….. 57-66

1.4.Эволюция этнокультурных традиций …………………...66-74

1.5. Сценические формы народного искусства............…….. .74-94

ГЛАВА II. ТРАДИЦИИ И ДИНАМИКА КАЛЕНДАРНОЙ

ОБРЯДНОСТИ И ЗАГОВОРНОЙ КУЛЬТУРЫ

2.1. Календарная традиция...........................………….. ……. ..94-116

2.2. Календарный обрядовый фольклор в эпоху

социализма и постсоветской истории................……………..116-124

2.3. Заговорно-обрядовая культура...............................…….. .124-142

ГЛАВА III. ЭВОЛЮЦИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ (СЕМЕЙНЫЕ

ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ ЖИТЕЛЕЙ КУБАНИ)

3.1. Система традиционного семейно-бытового фольклора…142-162

3.2. Современные семейные обряды и праздники......……… 162-172

3.3. Историческая и генетическая связь календарного,

семейно-бытового и внеобрядового фольклора …………….. . . 172-182

ГЛАВА IV. ПРОЦЕССЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ВО

ВНЕОБРЯДОВЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФОРМАХ НАРОДНОЙ

КУЛЬТУРЫ

4.1. Народная культура в контексте изменения

исполнительских жанров …………..……………………182-234

4.2.Устное народное творчество как катализатор

трансформации духовной жизни …………………………235-258

4.3.Традиции и инновации в игровой народной культуре.….258-269

4.4. Культурная эволюция изобразительного и

декоративно-прикладного творчества….…………………… 269-287

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................... 292-301

ПРИМЕЧАНИЯ………………………………………………

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………302-332

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………..333-344

3

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы. В эпоху глобализации культурные

символы, формы поведения стремительно перемещаются от одного

общества к другому. Электронификация коммуникационных средств

позволяет передавать визуальную информацию на большие расстояния,

способствуя формированию культурных стереотипов общемирового

масштаба. Расширение сферы трансграничных взаимодействий людей,

предприятий, рынков ведет к нивелированию этических культур. Ощущая

угрозу своей культурной идентичности, человечество все сильнее

испытывает потребность в сохранении национальной и региональной

специфики. В связи с этим особенно актуализируются проблемы локальной

истории культуры, ее эволюции и традиций.

В современных условиях все более заметным становится

противоречие, выражающееся, с одной стороны, утверждением в

общественном сознании неких общих культурных норм и ценностей, а с

другой, - в осознании людьми своей этнокультурной принадлежности. Эту

тенденцию выявила Всероссийская перепись населения 2002 года: идея

создания единой нации «советский народ» оказалась несостоятельной.

Опрос показал, что в обществе сильна тяга к национальному самосознанию

и самобытности. Появились такие варианты самоопределения, как «казак»,

«помор», «печенег», «половец». Сплочение и духовное обогащение россиян

видится в достижении культурного многообразия. В этих условиях

изучение и распространение историко-культурного опыта в его духовной

сфере приобретает особое звучание.

Вместе с тем следует признать, что в обществе сильны негативные

настроения. Утрата социально-культурных ориентиров, несовпадение

систем ценностей и уровней жизни создают ощущение катастрофичности

бытия, вызывают чувство неполноценности и агрессию. Все это неизбежно

4

ведет к социальной, религиозной и этнической напряженности. Решению

проблемы мешает отсутствие научно обоснованной культурной политики.

Совершенно очевидно, что выработка такой политики должна строится с

учетом уроков прошлого.

Возможности формирования новой мировоззренческой парадигмы в

российском обществе напрямую зависят от того, как сохраняются

национальные корни. В этой связи, необходимо создание условий для

саморазвития традиционных этнических культур, способных служить

нравственным ориентиром для новых поколений. Расширение сферы

культурной жизни может и должно происходить за счет включения в

социокультурное творчество различных слоев населения, обогащение

интересов и развитие инициатив. Именно поэтому, особую актуальность

приобретают исследования исконных традиций народной культуры и ее

эволюции.

Динамика этнокультурных процессов в регионах во многом зависит от

того, как функционируют те или иные каналы, передающие культурную

информацию. В качестве механизма трансляции социокультурного опыта

выступают традиции, позволяющие сохранять духовное наследие

достаточно длительное время. Большую роль в решении этой проблемы

могут сыграть научные выводы и рекомендации, основанные на

исследовании народной культуры, направленные на обоснование путей

оптимизации этнокультурных процессов в российских регионах. Отсутствие

масштабных исторических работ в этой области предопределило выбор

темы - истории становления и развития духовной жизни

восточнославянского населения Кубани на примере фольклора региона в

единстве его содержательной и динамической сторон.

Духовная жизнь, народная культура и ее проявления изучаются

разными научными дисциплинами гуманитарного профиля – исторической

5

наукой, философией, культурологией, искусствоведением,

фольклористикой, этнографией, эстетикой и др. Каждая из них стремится

сформировать свой предмет исследования. Специфической особенностью

изучения данного объекта является то, что фольклор служит основным

источником для выявления трансформации духовной жизни в его базовой

составляющей. Именно поэтому, в качестве объекта исследования мы

избрали духовную жизнь восточнославянского населения Кубани в

процессе ее исторического развития, начиная с конца ХVIII до начала ХХI

века в ее основании – народной культуре.

Предмет исследования: взаимосвязь традиций и динамики народной

культуры как составной части духовной жизни и эволюции

восточнославянского фольклора Кубани.

Хронологические рамки диссертации охватывают более чем

двухсотлетний период: с конца ХVIII века до начала III тысячелетия. Выбор

данных временных параметров обусловлен тем, что с начала колонизации

края, в духовной жизни славян Кубани, как и в целом в России, произошли

качественные изменения. Некогда самобытная национальная культура,

основанная на Православной вере, составляла фундамент российского

государства. Идеалами русского народа были церковь, семья, традиционные

ценности. Отказ от исконных духовных традиций в пользу

наднациональных, универсальных, насильственная атеизация образования и

воспитания в ХХ веке привели общество к опустошению и упадку.

Отрицание религиозных основ культуры и фольклорных традиций

прошлого в годы советской власти, навязывание народу либеральных идей

запада в постсоветский период – пример того, как обезличивается и

искусственно уничтожается духовный базис общества. Будущее страны,

ее безопасность, социально-экономическое развитие и положение в мире

следует рассматривать в неразрывной связи с восстановлением

6

исторической памяти русской цивилизации, возрождением и укреплением

национально-консервативного мировоззрения.

В исследовании дореволюционного состояния проблемы мы

ограничивались географическими границами Кубанской области,

включавшей Черноморскую губернию (Черноморию) в период с конца

ХVIII - до 1917 года. В советское время административно-территориальное

деление характеризовалось чрезвычайной неустойчивостью. В первые

послереволюционные годы область носила название Кубано-Черноморской.

По решению Президума ВЦИК РСФСР в 1922 году за счет части

Краснодарского края и Майкопского отдела была создана Черкесская

(Адыгейская) автономная область, вошедшая в состав Кубано-

Черноморской области. Большая часть Баталпашинского отдела была

передана Терской области и Карачаево-Черкесской автономной области.

В 1924 году Дон, Кубань, Терская и Ставропольская губернии, город

Грозный, входивший на правах округа, Кабардино-Балкарская, Карачаево-

Черкесская, Адыгейская и Чеченская автономные области объединились в

Юго-Восточный край с центром в Ростове-на-Дону. В том же году край

переименовали в Северо-Кавказский. В 1934 году край разукрупнили. В

состав Азово-Черноморского с центром в Ростове-на-Дону вошли

некоторые районы Кубани и Адыгейской автономной области. Центром

Северо-Кавказского края стал город Пятигорск. В сентябре 1937 года Азово-

Черноморский край был разделен на Краснодарский край и Ростовскую

область.(1) В 1991 году Адыгейская автономная республика стала

самостоятельным субъектом Российской Федерации. Кубанью принято

называть территорию бывшей Кубанской области и нынешний

Краснодарский край за исключением части восточных районов, отошедших

в советское время Ставропольскому краю и части южных районов,

находяшихся в составе Карачаево-Черкессии.

7

Историография проблемы. Проблемы становления и развития

духовной культуры русского народа нашли отражение в

культурологических концепциях славянофилов К.С. Аксакова,(2) А.С.

Хомякова,(3) Н.Я. Данилевского, (4) ориентированных на учение

Православной церкви о взаимодействии божественного и человеческого в

личности. Фундаментальное значение имели для нас идеи о слиянии

общинности и соборности как важнейших предпосылок формирования

национального самосознания русского народа.

Теоретические подходы к пониманию культуры как специфического и

целостного организма активно исследовались представителями религиозной

метафизики, в частности, П.А.Флоренским,(5) П.Б.Струве,(6) В.С.

Соловьевым. (7) Выработанные ими идеи надисторичности и

надсоциальности духовных начал позволили нам глубже проникнуть в суть

произведений народной прозы и песенного фольклора христианского

содержания.

В изучении и описании символов, культов, универсальной категории

творчества большую роль сыграл опыт феноменологического анализа А.Ф.

Лосева, (8) М.М. Бахтина, (9) и П.А. Флоренского.(5) Философия культуры

представлялась ими как основа, на которой гуманистические ценности и

принципы историзма способны органично вписываться в новую

мировоззренческую парадигму.

Большой вклад в изучение истории религии методами герменевтики

внес французский культуролог М. Элиаде. (10) Разработкой теории

культурогенеза этносов и субэтносов занимались и другие западные ученые.

Опыт К. Леви-Строса в изучении культурных структур позволил

представить ритуалы, тотемы, мифы, как особого рода знаковые системы и

выявить множественность культурных форм.(11) К. Малиновский считал,

что различия между культурами проявляются в закрепляемых способах

8

удовлетворения и характере передаваемых потребностей. Культура в таком

виде выступает как совокупность артефактов. В диссертации

использовались разработанные им теоретические подходы к

функциональному анализу культуры.(12) В изучении этапов в развитии

культуры мы опирались на философские труды Г. Спенсера, (13) О.

Шпенглера, (14) Э. Тайлора, (15) П.Сорокина.(16)

Неоспорима ценность взглядов на жанровую природу произведений

устного народного творчества В.Г. Белинского (17) и его

единомышленников Чернышевского (18) и Н.А. Добролюбова.(19)

Разработанные ими принципы научного сбора фольклора стали

основополагающими в дореволюционной отечественной фольклористике и

не потеряли своего значения до сих пор.

Осмысливая материал по истории русского фольклора, нельзя пройти

мимо трудов родоначальника мифологической школы в России Ф.И.

Буслаева, создавшего собственную концепцию мифа. (20) Одним из первых

в отечественной науке ученый убедительно доказал, что прошлое для

традиционного сознания является областью универсальных идей и

нравственных ценностей. Мифология рассматривалась им как часть

исторической памяти народа.

Обширному исследованию мифотворчества посвящен

фундаментальный труд А.Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на

природу». (21) Ученый первым поставил вопрос о происхождении мифа в

тесной связи с мышлением. Безусловно, ценным следует признать вклад

исследователя в систематизацию и издание русских народных сказок. Его

современник филолог-славист А.А. Потебня по-своему сформулировал и

выдвинул ряд убедительных аргументов в пользу мифа, как способа

мыслительной деятельности человека.(22) В диссертации использовалиcь и

труды главы сравнительной школы, литературоведа А.Н. Веселовского, (23)

9

обнаружившего внутренние эволюционные закономерности в отдельных

жанрах и областях фольклора. Не утратили научного значения выводы,

сделанные им при сопоставлении духовных стихов с календарными

обычаями и обрядовым фольклором. Большое значение для нас имели

труды Д.К. Зеленина, иссследовавшего цикл календарных троицких обрядов

с помощью ретроспективного анализа. (24)

Философские аспекты теории и истории культуры изучались во второй

половине ХХ в. и особенно активно в 70—е и последующие годы

советскими учеными Ю.М. Лотманом,(25) С.Н. Артановским, (26) С.Н.

Иконниковой,(27) М.С. Каганом,(28) Л.Н. Коганом,(29) Э.В.

Соколовым.(30)

При всем многообразии концепций ученые едины в том, что культура

есть сложная система, являющаяся подсистемой бытия. Сформулированные

приоритетные направления в исследовании проблем исторической

культурологии служат ориентиром в современных научных поисках.(31)

Общетеоретические проблемы фольклора исследовались Ю.М.

Соколовым, (32) В.Я. Проппом,(33) Д.С.Лихачевым,(34) К.С.

Давлетовым,(35) В.Е. Гусевым. (36) Особую значимость для нас имели

труды, посвященные вопросам частного характера. К числу наиболее

авторитетных музыковедов, литературоведов, искусствоведов следует

отнести П.Г. Богатырева,(37) И.И. Земцовского,(38) Ю.Г. Круглова,(39)

И.А. Морозова,(40) А. Ф. Некрылову, Н. И. Савушкину,(41) К.В. Чистова.

(42) Их опыт позволил понять логику исторической и структурной

трансформации фольклора.

Важную роль в исследовании народной культуры казачества сыграло

созданное в 1896 году общество любителей изучения Кубанской области

(ОЛИКО), объединившее историков, писателей, деятелей искусства.

Активное участие в его деятельности принимали архивариус

10

Кубанского областного правления М.А. Дикарев, регент Войскового

певческого хора Г.М. Концевич, автор двух томов «Истории Кубанского

казачьего войска» Ф.А. Щербина. Вышедший в Екатеринодаре в 1910 г.,

1913 г. труд историка, содержит обширные сведения о нравах и

межэтническом взаимодействии кубанцев.(43) Работа оказалась

незавершенной, ученый вынужден был покинуть родину и жить в

эмиграции. Главным наследием общества, просуществовавшего до 1932

года, явились печатные издания местных авторов.

Многочисленную группу среди опубликованных работ по исследуемой

проблеме составляют историко-этнографические материалы, относящиеся

ко второй половины Х1Х – началу ХХ веков, в которых представлены едва

ли не все жанры и виды народного творчества Кубани. Многообразие тем,

художественных образов, поэтических приемов, яркий колоритный язык

характеризуют этот пласт народной художественной культуры. Благодаря

усилиям собирателей и исследователей спасены от забвения тысячи

памятников - подлинных шедевров народного искусства. Работой по

фиксации и изучению фольклора руководил Кавказский отдел

Императорского Русского географического общества. К ней привлекались

администрация Кубанского казачьего войска, местная интеллигенция и

духовенство.(44) Первое историко-этнографическое описание

общественных и семейных отношений, промыслов, предметов

материальной культуры было сделано И.Д. Попкой в книге «Черноморские

казаки в гражданском и военном быту». (45)

В 1879 году Е.Д. Фелицын издал авторский вариант комплексной

программы статистико-этнографического описания населенных мест

Кубанской области. На ее основе П. Кирилловым, К. Живило, Д. Шаховым,

В.В. Васильковым, Т.Стефановым и др. был собран богатейший

фактологический материал по культурной истории Кубани. (46) Он

11

сосредоточен, преимущественно, в серии выпусков под названиями

«Сборник для описания местностей и племен Кавказа» и в «Кубанском

сборнике», выходивших в Тифлисе и Екатеринодаре, начиная в 80-х годов

ХIХ века.

Первые 0 и попытки аналитического подхода к песенному фольклору

обнаруживаются в публикации Е. Передельского «Станица Темижбекская и

песни, поющиеся в ней», вышедшей в 1883 году.(47) Стремясь к возможно

более точной характеристике песенного творчества, автор описал местную

манеру исполнения и народный инструментарий, разработал

классификацию бытовых и обрядовых песен. Уникальная информация о

бытовании на Кубани фольклорного театра содержится в дневнике В.Ф.

Золотаренко, смотрителя Екатеринодарского духовного приходского

училища и записях учителя Родниковской станичной школы Л.К.

Розенберга. (48)

Всю первую половину ХХ века сбором и систематизацией

произведений народного творчества занимались отдельные энтузиасты из

числа любителей, ученых и представителей творческих профессий.

Целенаправленный комплексный анализ традиционной культуры Кубани

начался лишь в 30-50 годах. Итогом этнографической экспедиции,

предпринятой сотрудниками Института этнографии Академии наук СССР и

Московского государственного университета в 1952-1954 г.г., стала

коллективная монография «Кубанские станицы. Этнические и культурно-

бытовые процессы на Кубани». Книга вышла в 1967 году в Москве. (49) В

ходе экспедиции достаточно глубоко изучались кубанские говоры,

этнический состав населения, предметы материальной культуры, а вот

обрядовый и внеобрядовый фольклор представлены весьма схематично и

фрагментарно. Очевидно, что на результатах работы в этой части сказались

идеологические факторы. И все же исследование выявило ярко выраженную

12

динамику в традиционной культуре восточнославянского населения

Кубани: доля традиционных культурных форм за советский период

сократилась, им на смену пришел организованный досуг в виде

художественной самодеятельности и гастролей профессиональных

коллективов.

Богатейшим традициям хорового исполнительства посвящена

монография С.И. Еременко »Хоровое искусство Кубани».(50)

Хронологический диапазон исследования охватывает без малого два

столетия и содержит ценные сведения об особенностях домашнего

ансамблевого пения, о полковых песенных традициях, о концертной и

исполнительской деятельности Войскового певчего хора (1811 - 1917 гг.),

Кубано - Черноморского хора (1918 - 1921 гг.), Кубанского вокального

квартета (1926 - 1932 гг.), государственного Кубанского казачьего хора за

период с 1969 по 1977 годы. Значительная часть материалов отведена

любительскому хоровому движению, работе краевого Дома народного

творчества и отделения Всероссийского хорового общества.

Среди наиболее известных имен трех последних десятилетий ХХ века

следует отметить В.Г. Комиссинского и (51) И.А. Петрусенко, (52) внесших

весомый вклад в разработку исторических и теоретических проблем

народно-песенного искусства Кубани. Широкую панораму произведений

фольклора представили в своих изданиях музыковед А.А. Слепов, (53) и

собиратель кубанских частушек, плясовых песен и наигрышей И.Н. Бойко

(54), известный кубанцам своими многочисленными рассказами и

повестями о земляках.

Исследованию народной и сценической хореографии посвящены труды

балетмейстера и фольклориста Л.Г. Нагайцевой. (55) Наиболее значимымы

для нас подходы ученого к соединению народного кубанского танца и

вторичных форм хореографии.

13

Изучением тенденций в развитии и обновлении фольклора

занимаются, начиная в 1987 года, сотрудники Центра народной культуры

при Кубанском казачьем хоре под руководством Н.И. Бондаря, ежегодно

предпринимающие научные экспедиции в различные районы края.

Стратегия исследований базируется на методологическом принципе

единства всех этапов исследовательского процесса (собирание – архивная

обработка – изучение – издание). Экспедициям придается комплексный

характер. Значительно расширился круг фиксируемых видов и жанров

фольклора. Собранные материалы активно вводятся в научный оборот.(56)

Учитывая «мозаичность» традиционной культуры Кубани, что обусловлено

сложностью заселения края, полиэтничностью и поликонфессиальностью

населения, этнографы стремятся к сплошному обследованию культурных

зон. Наряду с кубанской тематикой активно изучаются проблемы

этнической и культурной истории донских, терских, уральских, сибирских,

дальневосточных казачеств. Изданный в 2002 году фундаментальный труд

«Очерки традиционной культуры казачеств России», посвящен решению

как общих, так и частных вопросов, относящихся к к отдельным явлениям

культурного прошлого регионов. (57)

Начиная с конца 1980-х годов и, особенно, с момента официальной

реабилитации казачества, внимание историков, этнографов, филологов,

фольклористов к истории и современному состоянию традиционной

культуры Кубани усилилось. Разностороннее и объективное освещение

проблем представлено на конференциях регионального и международного

уровня. Вошло в традицию регулярно проводить Дикаревские чтения,(58)

кубанские литературно-исторические чтения, (59) конференции по

проблемам культуры и информатизации на базе научно-исследовательского

центра при Кубанском казачьем хоре, в Кубанском государственном

университете, в Краснодарском государственном университете культуры и

14

искусств,(60) в Армавирском и Майкопском государственных

педагогических институтах.(61)

В последние годы защищен ряд кандидатских и докторских

диссертаций общетеоретического и прикладного характера (62), выпущены

монографии по проблемам традиционной культуры Кубани и этнической

истории казачества (63) Научное отражение региональной истории

культуры нашло отражение в исследованиях И. И. Горловой, В.И. Лях и

Н.Г. Денисова, Н.Г. Недвиги. (64).

Вместе с тем, пока еще слабо изучены вопросы взаимодействия

традиционного кубанского фольклора со сценическими формами. Как

правило, ученые ограничиваются стандартными временными рамками:

конец ХVIII – начало ХХ веков. Вместе с тем, история народной культуры

казачества не закончилась революцией и гражданской войной. В ХХ веке

историко-культурный процесс испытал на себе мощное влияние

идеологических, экономических2иf1, интеграционных факторов. Быстрыми

темпами развивался фольклоризм, трансформировались многие жанры

аутентичного фольклора. Осмысление динамики и взаимодействия этих

двух пластов культуры дает возможность выявить их содержательные

аспекты и ход культурной эволюции, а также устойчивость и

приспособляемость культурных форм к новым реалиям.

В отличие от многих работ по культурной истории Кубани мы сделали

акцент на изучении становления и развития восточнославянского

фольклора, его структуры и функций, процессах взаимодействия с

вторичными формами духовной культуры. Специфика представленной

работы заключается в том, что два спектра анализа – аутентичный фольклор

как первооснова народной культуры и фольклоризм – не разведены, а

рассматриваются в совокупности и взаимовлиянии друг на друга.

15

Обращение к традиционному фольклору восточнославянского

населения Кубани и вторичным формам его существования с позиций

истории есть объективная социальная потребность. Она обусловлена

необходимостью совершенствования культурной политики, эффективность

которой напрямую зависит от использования научных идей. Чтобы

восполнить этот пробел, мы предприняли собственные изыскания.

Цель исследования - анализ содержания и динамики фольклора

восточнославянского населения Кубани как базисного элемента духовной

культуры и вторичных форм культурной практики, находящихся во

взаимодействии и взаимовлиянии в ходе исторического развития.

Исторический подход предполагает изучение ценностно-нормативных

идей, представлений, способов символического и предметно-материального

воплощения, имевших место в разные периоды культурной истории

региона. Эти важнейшие компоненты духовной культуры позволяли

этнокультурному сообществу осознавать себя целостным организмом и

поддерживать свою самобытность в течение длительного времени. Для

науки важны и технологии практического оперирования ценностями,

символами, смыслами, формами их поддержания, обновления и передачи от

поколения к поколению. При таком подходе обретают свой

методологический статус носители духовных традиций.

Органическая связь между ценностно-нормативной системой,

формами функционирования и социальной трансмиссии в рамках

конкретной этнокультурной организации, дает возможность видеть

трансформацию духовной культуры как постоянно протекающий и

незавершенный процесс, сопровождающийся сменой культурных парадигм

и технологией их реализации.

Задачи исследования:

16

1. Выявить роль Русской Православной Церкви в организации

духовной жизни восточнославянского населения Кубани.

2. Охарактеризовать полифункциональную природу традиционного

фольклора и механизмы передачи культурного опыта.

3. Определить исторические границы бытования кубанского фольклора и

фольклоризма, проанализировать причины трансформации региональных

традиций народной культуры.

4. Изучить культурные формы, социальную базу и тенденции в их

сохранении и совершенствовании.

5. Осмыслить качественные изменения, произошедшие в духовной культуре

восточнославянского населения Кубани за два последних столетия.

6. Сформулировать способы сохранения культурной специфики региона в

условиях интеграции и глобализации.

Источниковедческая база исследования включает письменные

документы, хранящиеся в государственнвых архивах Краснодарского

(ГАКК) и Ставропольского краев (ГАСК), Российском государственном

историческом архиве (РГИА), Краснодарском историко-археологическом

музее-заповеднике имени Е.Д. Фелицына. К ним относятся материалы по

учреждению Русской Православной Церкви на Кубани: законодательные и

административно-распорядительные акты Святейшего Синода и

епархиальных властей об основных этапах и особенностях церковного

управления в крае. Среди документов особый интерес представляют отчеты

священнослужителей о состоянии религиозно-нравственного воспитания

гражданского населения и в войсках, о численности православных и

раскольников, об охране памятников старины, статистические сведения по

епархии.(65)

Важнейшая знаковая часть национальной культуры - православные

храмы и хранящиеся в них святыни, церковные обряды и народные

17

православные традиции. Архивные документы запечатлели события,

связанные с историей храмового строительства на Кубани. В их числе –

описания церковных реликвий Запорожской Сечи. Широкий спектр

деятельности церкви представляют документы о религиозных чувствах и

мировоззрении православных верующих, сведения о пожертвованиях

простых прихожан и войсковой элиты, материальное обеспечение и

общение священно- и церковнослужителей с паствой. (66)

Широкий пласт истории духовной культуры православного населения

Кубани представлен в актах и делопроизводственных материалах об

учреждении, строительстве и хозяйстве монастырей, об участии монахов в

просвещении, миссионерской деятельности, социальном призрении и

оздоровлении прихожан. (67)

Исследуя документальные источники, мы обращали внимание на их

научное значение, объективность и полноту отражения проблемы.

Предпочтение отдавалось, в первую очередь, подлинникам.

Вторая группа источников включает опубликованные сборники

фольклорных произведений (песен, народной прозы, малых фольклорных

жанров, игр и забав). Часть из них содержит комментарии собирателей.

Анализ музыкального, текстологического, жанрового и видового материала

производился нами с помощью различных способов познания:

индуктивного и дедуктивного методов, аналогии, описания,

классификации, типологизации и др.

Особо ценными для нас стали записи, сделанные в начале 80-х г.г.

ХIХ века Е. Передельским. Собирателю удалось зафиксировать более ста

словесных и музыкальных текстов бытовых и обрядовых песен, известных в

станице Темижбекской, многие из которых уникальны.(68)

В последние годы ХIХ века вышли в свет 14 выпусков песен

черноморских, линейных и терских казаков под редакцией А. Д. Бигдая, в

18

которых __________сосредоточено более пятисот произведений для голоса и хора.

Большую ценность для нас представляли также сборники народных

кубанских песен в обработке регента Войскового певческого хора Г.М.

Концевича, опубликованные в Москве в начале ХХ века. Все они являются

большой редкостью. И тем отраднее тот факт, что благодаря усилиям

художественного руководителя Государственного академического

Кубанского казачьего хора В.Г. Захарченко они вновь увидели свет в новой

музыкальной и текстологической редакции, давая яркое представление о

самобытном песенном творчестве кубанцев. (69)

В начале ХХ века по рекомендации украинского композитора Н.В.

Лысенко на Кубань прибыл выпускник Киевской духовной академии А. А.

Кошиц.(70) Собранные им народные песни издать не удалось, началась

революция, затем гражданская война, а за ними годы скитаний в эмиграции.

Рукописный сборник кубанского песенного фольклора находится в частной

коллекции и ждет своего исследования. Часть материалов опубликована в

монографии И.А. Петрусенко. (71)

Начиная с 60-х годов Х1Х и в начале ХХ веков, газета Кубанские

областные ведомости регулярно публиковала корреспонденции с мест, в

которых рассказывалось о нравах, обычаях и обрядах кубанцев. Из них

более трех десятков публикаций принадлежат учителю из станицы

Родниковской Л.К. Розенбергу. Изданная им в Екатеринодаре в 1905 году

книга «Среди кубанцев», содержит редкие сведения о казачьей культуре:

приемы народной медицины, обычаи и верования, тексты заговоров, легенд

и многое другое.(72)

Собиранием казачьих «побрехенек» занимался известный до революции

не только на Кубани, но и далеко за ее пределами поэт и фольклорист А.Е.

Пивень. Вместе с Добровольческой армией он покинул Родину и большую

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Духовная жизнь населения кубани в конце ХVIII хх в в.: Динамика и традиции народной культуры icon Методические рекомендации по проведению Единого Всекубанского классного...
В целях формирования у подрастающего поколения позитивных духовно-нравственных ориентиров, гражданского самосознания, чувства любви...
Духовная жизнь населения кубани в конце ХVIII хх в в.: Динамика и традиции народной культуры icon Программа факультативного курса "Народные игры и обряды"
Использование ценностей народной празднично-игровой культуры и народной педагогики способствует формированию активной и полноценной...
Духовная жизнь населения кубани в конце ХVIII хх в в.: Динамика и традиции народной культуры icon Положение о республиканском конкурсе проектов культурно-досуговых...
Республиканский конкурс проектов культурно-досуговых учреждений «Традиции живая нить» проводится в соответствии с планом работы аук...
Духовная жизнь населения кубани в конце ХVIII хх в в.: Динамика и традиции народной культуры icon Пауль Тиллих Избранное: Теология культуры
В том вошли наиболее значительные работы: «Мужество быть», «Динамика веры», «Теология культуры», «Христианство и встреча мировых...
Духовная жизнь населения кубани в конце ХVIII хх в в.: Динамика и традиции народной культуры icon 1 сентября 2012 года
Цель классного часа: воспитание патриотов Кубани на примерах исторических событий и персоналий, явлений современной жизни края, формирование...
Духовная жизнь населения кубани в конце ХVIII хх в в.: Динамика и традиции народной культуры icon Сигачёв александр Александрович поэтическое искусство. Маленькие поэмы
Поэмы повествовали о жизни и подвигах легендарных героев или богов; в этих образах, созданных народной фантазией, отразились великие...
Духовная жизнь населения кубани в конце ХVIII хх в в.: Динамика и традиции народной культуры icon Философия «общего дела» николая федорова в контексте русской культурной традиции
«наше национально-религиозное призвание может быть осознано лишь как призвание посредника между Востоком и Западом, соединителя правды...
Духовная жизнь населения кубани в конце ХVIII хх в в.: Динамика и традиции народной культуры icon Духовная жизнь человека во сне, в бодрствующем состоянии и в сновидениях
Важно, действительно, рассмотреть это промежуточное состояние от сна к бодрствованию с различных точек зрения, с которых это наблюдение...
Духовная жизнь населения кубани в конце ХVIII хх в в.: Динамика и традиции народной культуры icon Муниципального автономного учреждения культуры кушвинского городского...
Кушвинского городского округа «Кушвинский дворец культуры» (далее Дворец) является некоммерческой организацией, созданной Кушвинским...
Духовная жизнь населения кубани в конце ХVIII хх в в.: Динамика и традиции народной культуры icon План мероприятий Управления образования городского округа «г. Дагестанские...
Управления образования городского округа «г. Дагестанские Огни» по реализации республиканской целевой программы «Повышение правовой...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции