Книга Г. Лейтц «Психодрама: теория и практика. Классическая психо­драма Я. Л. Морено»




Скачать 4.11 Mb.
Название Книга Г. Лейтц «Психодрама: теория и практика. Классическая психо­драма Я. Л. Морено»
страница 1/30
Дата публикации 06.10.2014
Размер 4.11 Mb.
Тип Книга
literature-edu.ru > Культура > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30



Лейтс Г.

Психодрама: теория и практика.
ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемая вниманию читателей книга Г. Лейтц «Психодрама: теория и практика. Классическая психо­драма Я.Л. Морено» впервые предоставляет возмож­ность читателям России познакомиться с фундаменталь­ным изложением психодраматического подхода.

Психодрама в основном известна как специфический психотерапевтический метод, созданный профессиональ­ным врачом-психиатром Я.Л Морено. Но психодрама­тический подход выходит за рамки психотерапии. Это еще и обширный набор идей и техник, которые могут быть эффективны при самых разных формах индиви­дуальной и групповой работы и в настоящее время ши­роко используются в других направлениях психотера­пии и ролевого тренинга, в образовании и обучении, бизнесе и управлении, а также в научных исследовани­ях, Однако при этом часто опускаются и забываются теоретические и методологические источники психодра­матического инструментария. Между тем важным пре­имуществом психодрамы как уникального целостного метода является сочетание детальной технологической проработанности с философской и экзистенциальной глубиной понимания сущности человека и его взаимо­действия с миром.

Имя Морено стоит в одном ряду с именами 3. Фрей­да, К. Г. Юнга, К. Роджерса, так велико его влияние не только на психологию и психотерапию, но и на со­временную культуру в целом. Морено интересовали пу­ти психологического выживания человечества. Постоян­но обращаясь к истории культуры, теологии, филосо­фии, он развивает идеи всемогущества человеческого духа, творчества и спонтанности как внутренней сущности человека и игры, в самом широком смысле слова, как важного способа реализации этой сущности. Кон­цепция Морено, в том числе его ролевая теория, охва­тывает все уровни человеческого бытия, начиная с вы­сшего, божественного, или космического, и кончая обы­денным и каждодневным.

Сам Морено был поистине универсальной творче­ской личностью, воспринимавшей науку, политику, ис­кусство как органическое единство. Он был врачом, пе­дагогом, поэтом, журналистом, культурологом, филосо­фом, инженером, и в каждой из этих ролей — вдох­новенным созидателем. Морено изобрел первый магни­тофон, положил начало социометрии, без которой не­мыслимы современная социология и социальная психо­логия, создал социодраму как метод решения социаль­ных проблем и конфликтов и одним из первых поста­вил проблему психического здоровья в широкий соци­альный контекст, что позволяет отнести его к осново­положникам социальной психиатрии. Ему принадлежит сама идея групповой психотерапии, которая привела к третьей революции в психиатрии, вслед за первой, Ф. Пиннеля, и второй, 3. Фрейда, и оказала большое влияние на психологическую культуру XX века. Мно­гие подходы в современной психотерапии восходят в своей основе к идеям Морено. Будучи идейным осно­воположником групповой психотерапии, Морено создал и собственный метод, делающий возможной истинную встречу людей через обмен ролями и высвобождение творческой сущности каждого человека через игру. По­нятие встречи как достижения истинных аутентичных отношений, глубокого взаимопонимания и взаимопро­никновения и воплощения божественного дара сотвор­чества, а также понятие игры как выражения спонтан­ности и креативности относятся к центральным в психодраматической концепции Морено. Таким образом, в своем подходе он соединил представления об интерак­тивной групповой динамике, психологии креативности и космической сущности человека.

Морено проявлял неизменный интерес к обществен­ным событиям и уже в 20-х годах начал работать с боль­шими социальными группами (например, с итальянски­ми крестьянами-мигрантами). Его идеи исцеления как индивидов, так и сообществ актуальны и сегодня. И ко­нечно, он не мог быть равнодушен к событиям в России, где происходили бурные социальные эксперименты, ока­зывающие воздействие на все человечество.

В 1959 году состоялась его поездка в Россию, сыг­равшая большую роль в жизни Морено по целому ряду причин. Во-первых, еще в 1925 году, покидая Вену, он колебался в выборе между эмиграцией в США или в Россию, страну, в которой, как он тогда считал, его методы могли быть легко внедрены в связи с динамич­ностью социальных процессов и сильной театральной традицией.

Во-вторых, с годами возрос его интерес к социальным и политическим проблемам, и прежде всего Морено вол­новала проблема мира на международном уровне. Буду­чи в Москве, он предложил организовать встречу совет­ского и американского лидеров — Н. Хрущева и Д. Эйзенхауэра, во время которой, по его плану, они должны были обменяться ролями. Он верил, что обмен ролями между мировыми лидерами будет способствовать укреплению мира и, более того, что путем разыгрывания социальных и политических конфликтов возможно до­стижение нового социального порядка.

В-третьих, он стремился к установлению более тес­ных контактов между западной и восточной психиатрией после периода длительной изоляции. В России с этой целью он посетил ведущие психологические и психиат­рические учреждения Москвы и Ленинграда.

Но Россия интересовала Морено не только как эпи­центр социальных инноваций и катаклизмов. Морено высоко ценил русскую театральную школу, прежде все­го работы К. Станиславского, оказавшие существенное влияние на развитие его подхода. Русский театр, рус­ская литература в лице Ф. Достоевского, А. Чехова — это примат внутренних психологических событий над внешним сюжетом. То же является и центральной осо­бенностью психодрамы как театрального действия, где драма разыгрывается на сцене человеческой души. Пси­ходрама в определенном смысле действенное воплоще­ние психологизма, характерного для творчества Досто­евского и выраженного М. Бахтиным в блестящей фор­муле полифонии «неслиянных голосов» равноправных человеческих сознаний с их мирами, где нет правды одного голоса, но есть правда взаимодействия, правда встречи. \См.: М.Бахтин. Проблемы поэтики Достоевского. М.,«Советская Россия»,1979.\
В то же время между психодрамой и театром в его обычном понимании имеются существенные различия. Психодрама восходит не столько к современному, сколько к древнему театру — театру мистерий, теат­ральному «действу», которое предполагает спонтанное проживание в коллективном действии и непосредствен­ное переживание человеком реальных чувств, мыслей, идей, своего восприятия мира в условном пространстве сцены. При этом «драматическое» понимается в пси­ходраме не как театральность, а скорее как ролевая гибкость, как воплощение идеи о том, что человек мо­жет пересматривать и переделывать события своей жиз­ни, как если бы они были драматическими ситуациями, а он — драматургом. В психодраме синтезируются дра­матические средства и достижения современной психо­логии. Ее участникам не нужно учиться актерскому ма­стерству. Целью психодрамы является поиск более эф­фективных путей для решения психологических про­блем разных уровней, от экзистенциального до обыден­ного, бытового.

Психодрама — метод терапии, в ходе которой клиент с помощью ведущего и группы воспроизводит в драмати­ческом действии значимые события своей жизни, разыг­рывая сцены, имеющие отношение к его проблеме. При­чем эти сцены вместо того, чтобы рассказывать о них, разыгрываются, как если бы они происходили в данный момент, что придает им интенсивность и релевантность, дает возможность переделать, изменить свою жизнь здесь и сейчас.

Действие структурируется таким образом, чтобы способствовать прояснению и конкретизации проблемы, достижению в ходе действия катарсиса, инсайта, реор­ганизации старых установок и когнитивных паттернов и реализации соответствующих изменений поведения. Ис­следуются новые роли, альтернативные аффективные и поведенческие стили, осуществляется поиск и апробирование более конструктивных моделей решения про­блем.

Психодраматический метод интегрирует в себе сред­ства когнитивного анализа с активным участием в дра­матическом действии и групповом процессе. Морено ве­рил, что сама жизнь происходит из действия и взаимо­действия, поэтому преимущественная ориентация на них присуща созданному им методу. Действие, физиче­ское движение, на которых построена психодрама, по­вышают возможность использования такого важного ис­точника познания себя и других, как сигналы невер­бального поведения. В процессе проигрывания снижа­ется влияние привычных вербальных защитных реак­ций, поэтому психодрама весьма эффективна в работе с клиентами, склонными к интеллектуализации своих переживаний или же к пассивности, выражающейся в трудностях перехода от рассуждений к активным дей­ствиям. С другой стороны, психодрама может сущест­венно помочь тем клиентам, у которых имеются труд­ности вербализации своих чувств и своего жизненного опыта в целом, так как действие в ней идет впереди слов.

В психодраматической сессии клиент одновременно и главный герой своей драмы, и ее творец, и исследова­тель себя и своей жизни. При этом драматизируются и исследуются в действии не только реальные события и жизненные кризисы, но и, что более важно, различные аспекты внутренних психологических событий. В ходе драмы воссоздается субъективная реальность сложного мира внутренних переживаний и отношений протагони­ста. В то же время психодрама — это групповой метод, поэтому, исследуя свой мир в действии, протагонист по­зволяет другим членам группы заглянуть в его глубины и увидеть там отражения их собственных чувств и пере­живаний, что помогает им проживать, прорабатывать, благодаря эмоциональной вовлеченности в драму прота­гониста, и свои проблемы.

В ходе драмы протагонист проявляет весь набор ти­пичных для него моделей поведения и различных эмоци­ональных состояний. Содержанием драматического дей­ствия становятся не вполне осознаваемые и не пережи­тые в полной мере аспекты его жизни. С помощью специальных техник в ходе драмы реконструируются и рас­крываются непроявленные чувства и неосознанные уста­новки. Восприятие клиентом своей внешней и внутрен­ней реальности углубляется и расширяется, обеспечивая новое видение, новый взгляд на ситуацию и свои воз­можности.

Психодрама не предполагает воспроизведение только лишь прошлых событий. Большой терапевтический эф­фект, истинную глубину катарсиса дает проигрывание и проживание в условном пространстве драмы тех ролей, взаимодействий, событий внешней и внутренней реаль­ности, которым жизнь не позволила, не могла позволить и, возможно, никогда не позволит осуществиться.

Психодрама — это феерия разнообразных ролей, не­которые из которых синтезируются, другие уточняются или переопределяются, ролей новых и старых, ригид­ных, компульсивных и гибких, потенциальных и созна­тельно избираемых, отражающих в своей совокупности самые различные аспекты и качества существования че­ловека. В психодраме есть место для рационального, реального и воображаемого, спонтанного и рефлексив­ного, будущего, настоящего и прошлого, для серьезно­сти и игры, эмоций и мышления, интрапсихического и межличностного, индивидуального и группового, для психологической поддержки, обучения и инсайта, для духовного и эстетического... Нет ни одной области пси­хотерапии, столь холистичной по своему подходу.

Исцеляющее воздействие психодрамы как группово­го метода во многом связано и с тем, что психологиче­ская правда клиента предъявляется им в ситуации за­щищенности от неудач и от эмоционального отвержения другими, в атмосфере психологической поддержки группы, в условиях, пробуждающих его витальность и креативный потенциал, благодаря переживанию радости игры, включению мощных каналов эстетического. Все эти качества психодраматического действия способству­ют достижению личностной автономии и индивидуаль­ной идентичности, укрепляют надежду на изменения, поощряют и стимулируют ответственность за свою жизнь и принимаемые решения. Можно сказать, что стратегическая цель психодрамотерапии — развитие той части психики, которая может быть названа выбирающим «Я». Выбирающее «Я» дирижирует всем множе­ством граней существования человека в интересах лич­ностного роста, конструктивного социального участия, достижения человеком более полной интегрированности и целостности.

Нам представляется, что психодраматический подход во многом близок к традиционно присущим российской культуре ценностям творчества и игры, жизненного дра­матизма, внутренней событийности, глубины пережива­ния бытия. И если это так, то существует благоприятная почва для широкого распространения и эффективного использования психодрамы в России. Пока это только начинается. Но опыт последних четырех лет, в течение которых осуществляется программа систематического профессионального обучения отечественных специали­стов этому методу известными зарубежными психодраматистами (в том числе и автором данной книги), пока­зывает как все возрастающий интерес к психодраме пси­хологов и психотерапевтов, так и глубокую вовлечен­ность клиентов — участников психодраматических групп — в процесс терапевтической работы.

Психодраматический метод, как и многие другие ме­тоды психотерапии, невозможно освоить только по кни­гам, необходимо последовательное практическое обуче­ние под руководством опытных специалистов. В то же время литературы по психодраме на русском языке практически нет, и фундаментальная работа Грете Лейтц послужит крайне необходимым источником более глубо­кого понимания психодраматического подхода и конк­ретных знаний о тонкостях технологии его практическо­го применения для тех, кто стремится профессионально овладеть этим методом. Данная книга может быть полез­на и специалистам, работающим в рамках иных направ­лений психотерапии, поскольку описанные в ней идеи и конкретные техники могут обогатить их профессиональ­ный арсенал.

Интересной книга может быть и для специалистов во многих других областях, для психологов и социологов, врачей-психиатров и социальных работников, педагогов и воспитателей, специалистов по организационному раз­витию и управленческих консультантов, философов, культурологов и театроведов.

Книга Г. Лейтц своей синтетичностью и равным вни­манием к мировоззренческим концептуальным основани­ям психодраматического подхода и его практическим вы­ходам соответствует самому духу мореновского творчест­ва в его органическом единстве. В ней целенаправленно прослеживаются корни возникновения конкретных тех­ник и приемов из теоретических моделей Морено. Все это выгодно отличает книгу Г. Лейтц от многих других изданий по психотерапии, где освещаются либо преиму­щественно теоретические и методологические, либо мето­дические аспекты. По своей структуре и содержанию предлагаемая вниманию читателя монография не при­надлежит к числу тех книг, которые можно просто про­листать, а требует вдумчивого и внимательного прочте­ния. Однако результат — глубокое и целостное пред­ставление о системе взглядов Морено, идейных и фило­софских корнях психодрамы и ее конкретных техниках и приемах — полностью оправдывает затраченные уси­лия.

В заключение несколько слов об авторе книги. Г. Лейтц — профессиональный врач, много лет теорети­чески и практически занимающийся психотерапией, и прежде всего психодрамой. В течение продолжительного периода она работала вместе с Морено в частной психи­атрической клинике в Биконе, штат Нью-Йорк. После возвращения в Европу, поддерживая контакты с Море­но, работала в психиатрической клинике Л. Бинсвангера в Швейцарии, Кройцлинген, а также клинике К.Г. Юнга в Цюрихе и привнесла психодраму как психотерапевти­ческий метод в эти всемирно известные клиники. Доктор Лейтц провела курс психодрамы во многих учебных за­ведениях Европы. В 1975 году при поддержке Морено она создала и возглавила Институт психодрамы, социо­метрии и групповой психотерапии Морено, который за­нимается профессиональной подготовкой в области пси­ходраматического метода на всей территории Германии. Кроме того, Г. Лейтц продолжает проводить обучающие программы по психодраме в других странах и уже дваж­ды посетила с этой целью Россию. С 1986 по 1989 год она была президентом Всемирной ассоциации групповой психотерапии. Г. Лейтц — автор многочисленных печат­ных работ по психодраме, которые опубликованы в разных странах мира. Выход русского издания ее книги - значимое и радостное событие. Мы надеемся что оно сыграет существенную роль в распространении психодраматического метода в нашей стране.

Е.В. Лопухина, президент Ассоциации психодрамы;

А. Б. Холмогорова, кандидат психологических наук,

научный сотрудник Центра психического здоровья

Российской академии медицинских наук -

Я. Л. Морено в знак дружбы и благодарности
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Книга Г. Лейтц «Психодрама: теория и практика. Классическая психо­драма Я. Л. Морено» icon Теория и практика общения с новыми детьми
Г27 Энциклопедия Индиго: Теория и практика общения с Новыми Детьми / Пер с нем. — М.: Ооо издательство «София», 2007. — 288 с
Книга Г. Лейтц «Психодрама: теория и практика. Классическая психо­драма Я. Л. Морено» icon Теория и практика профессионального самоопределения
Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. – М.: Мгппи, 1999. – 97 с
Книга Г. Лейтц «Психодрама: теория и практика. Классическая психо­драма Я. Л. Морено» icon Тестология гуманитариям Теория и практика учебного тестирования
Войтов А. Г. Тестология гуманитариям. Теория и практика учебного тестирования. 2-е перераб изд., руководство педагогам гуманитарных,...
Книга Г. Лейтц «Психодрама: теория и практика. Классическая психо­драма Я. Л. Морено» icon Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика...
Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. – М.: «Академия», 2007. – с
Книга Г. Лейтц «Психодрама: теория и практика. Классическая психо­драма Я. Л. Морено» icon Самотаев И. Джон Дж. Мэрфи Технический анализ фьючерсных рынков: теория и практика
Технический анализ фьючерсных рынков: теория и практика. М.: Сокол, 1996. 592с
Книга Г. Лейтц «Психодрама: теория и практика. Классическая психо­драма Я. Л. Морено» icon Б. И. Белый тест роршаха. Практика и теория под редакцией Л. Н. Собчик «каскад»
Б43 Тест Роршаха. Практика и теория / Под ред. Л. Н. Собчик. — Спб.: Ооо «Каскад», 2005. 240 с
Книга Г. Лейтц «Психодрама: теория и практика. Классическая психо­драма Я. Л. Морено» icon Педагогическая практика Педагогическая практика является частью цикла...
М. 3 Практики и научно-исследовательская работа ооп впо магистратуры по направлению подготовки №032700 «Филология, иностранные языки...
Книга Г. Лейтц «Психодрама: теория и практика. Классическая психо­драма Я. Л. Морено» icon Фопель К. Ф 789 Технология ведения тренинга. Теория и практика. Пер с нем. 2-е изд
...
Книга Г. Лейтц «Психодрама: теория и практика. Классическая психо­драма Я. Л. Морено» icon Теория и практика
Олифирович Н. И. 0-54 Индивидуальное психологическое консультирование: Те­ория и практика / Н. И. Олифирович.— Мн.: Тесей, 2005.—...
Книга Г. Лейтц «Психодрама: теория и практика. Классическая психо­драма Я. Л. Морено» icon Основная образовательная программа высшего профессионального образования...
Предназначение Основной образовательной программы высшего профессионального образования (ооп впо) бакалавриата, реализуемой Кыргызско-Российским...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции