Пояснительная записка Во внеклассной и внешкольной работе хоровое пение занимает важное место и принадлежит к основным видам музыкального исполнительства, Занятия




Скачать 135.2 Kb.
НазваниеПояснительная записка Во внеклассной и внешкольной работе хоровое пение занимает важное место и принадлежит к основным видам музыкального исполнительства, Занятия
Дата публикации06.10.2014
Размер135.2 Kb.
ТипПояснительная записка
literature-edu.ru > Культура > Пояснительная записка


Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Капустиноярский Центр детского творчества МО «Ахтубинский район»





Педагог дополнительного образования


Дюкова Гульмира Мухамадьяровна

село Капустин Яр

Пояснительная записка




Во внеклассной и внешкольной работе хоровое пение занимает важное место и принадлежит к основным видам музыкального исполнительства, Занятия хоровым пением является одним из средств разностороннего развития учащихся: музыкально-творческого и личностного. Этот вид музыкальной деятельности имеет ряд особенностей, благоприятствующих массовому охвату школьников. Эти особенности состоят в качестве голосового аппарата – органа речи и пения, а так же в коллективной природе хорового пения. Важным моментом является тот факт, что правильное обучение пению с детства есть наиболее массовая форма охраны голоса, тренировки голосового аппарата.

Современный детский хор играет и пропагандирует произведения творчества детских композиторов.

Целью занятий является: приобщение учащихся к хоровому искусству, познать его красоту и богатство.

Задачи:

1.Воспитания уважения и любви к песне, как особо значительной музыкальной области музыкальной культуры.

2.Изучение и освоение песни, её основных творческих и исполнительских закономерностей.

3.Формировать творческие навыки, творческую эмоциональность.

4.Формировать личностные качества, гражданское отношение к труду, людям , природе.

5.Формировать потребность в музыкально-эстетической деятельности, певческую культуру.

6.Всесторонне развивать музыкальные способности, чувство ритма, тембрового и гармонического слуха.

7.Непрерывно способствовать развитию музыкальных знаний и навыков.

8.Пробудить в детях чувство любви, гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества.


В процессе работы можно выделить несколько уровней пути ребёнка к творчеству:

1 уровень – это адаптация ребёнка к новым условиям и его можно назвать подготовительным.

- содействие психическому здоровью;

- раскрытие индивидуальности личности;

- коррекция разного рода затруднений.
На этом уровне важно создать для детей благоприятные условия для самовыражения.


Результат: Ребёнку комфортно в коллективе, он чувствует доверительное отношение со стороны педагога, находит друзей в детском коллективе, родители становятся союзниками его увлечений.
Когда достигнут этот результат, ребёнок переходит на второй уровень

2 уровень – образовательный.
Здесь происходит усвоение учащимися содержания преподаваемого предмета, поощряются и поддерживаются творческие успехи, развивается интерес к хоровому искусству.
Результат: Свободное владение и выражение музыки через пение, учиться импровизировать, выработка унисона, исполнения двухголосия, правильно исполнять ритмический рисунок одновременно с партией, неуклонно выполнять все правила пения.

3 уровень- уровень развития творческой активности.
Задачи условий усложняются, На этом уровне развивается умение не только смотреть вокруг себя, но и видеть и замечать всё интересное, учиться работать в ансамбле, Педагогом поощряется желание детей творить, самовыражать свои чувства через исполнение песни. Здесь можно отрабатывать технику исполнения, артистичность, умение себя держать на сцене.
Результат: Постоянное желание творчества, рост мастерства, выступление на мероприятиях.


Программа творческого объединения «Хор» рассчитана на один год обучения по 144 часа для детей от шести до двенадцати лет, количество детей: 30-40 человек.

Вид программы типовой художественной направленности, разработана на основе программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.

Программа изменена с учетом особенностей образовательного учреждения, с целью привлечения большего контингента детей в объединение и наполнения группы, а также потребности детей в разнообразии творческого процесса.

Программа позволяет развить индивидуальные творческие способности, накопить опыт в процессе восприятия музыки, развить полученные знания и приобретенные исполнительские навыки; развивает воображение, фантазию, память.

Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников хора и их подвинутости. Песни с хореографическими движениями или театральным действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцем или актёрской игрой.


Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам. Желательно, чтобы хоровые песни перемежались с ансамблевыми или сольными номерами, менялись по характеру, по настроению. Важно найти драматургически единую программу из песен одного жанра, например, календарных колядок, веснянок и т. д.
Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.
Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года. Рассказать о творческой индивидуальности каждого ребенка, что удалось более, что менее.

Выставка фотоматериала из выступлений группы.
Итоговое занятие. Урок-концерт. Успехи, результат. Беседа по хору.
Слушание музыки. Расширение кругозора учащихся, углубление полученных ранее знании. Слушание вокально-хоровой, инструментальной, симфонической музыки, использующей народные мелодии. Осуществление связи знаний, умений и навыков, полученных на занятиях в общеобразовательной школе на уроках литературы, истории, с музыкой. Знакомство с фольклором народов России, организация вечеров, посвящённых знаменательным датам, коллективные посещения концертов, музыкальных спектаклей.

На каждом этапе обучения даётся материал по разделам:

а) вокально-хоровая работа;

б) слушание музыки;

в) элементы хореографии;

г) мероприятия воспитательно-познавательного

характера;

д) концертные выступления.

Т Е М А Т И Ч Е С К О Е П Л А Н И Р О В А Н И Е




Содержание работы

Общее количество часов

Теория

Практика

1.Вокально-хоровая работа

1.Пение произведений:

-народная песня

-авторская песня




20

36




2

6




18

30


2.Пение учебно-тренировочного материала.

40



2



38




3.Пение импровизаций.



20



2


18

4.Слушание музыки.

10


2

8

5.Музыкальная игра и движение под музыку

10

1

9

6.Мероприятия музыкально-познавательного характера(Экскурсии, концерты)

8

1

7




144

16

128





Вокально-хоровая работа


Воспитание умения следить за дирижерским показом одновременного вступления и окончания песни. Начало формирования всех вокально-хоровых навыков, музыкального слуха, памяти, внимания, эмоциональной отзывчивости на музыку. Обучение постоянному соблюдению певческой установки на занятиях; спокойному вдоху, правильному звукообразованию, сохранению состояния вдоха перед началом пения, экономному выдоху, пению естественным звонким звуком; правильному формированию гласных, чёткому и короткому произношению согласных. Развитие певческого диапазона, начиная со звучаний зоны (ми-си). Выравнивание хорового звучания от звуков соль – ля вверх
И вниз, выработка чистого унисона. Обучение пению без сопровождения и с сопровождением, умению слушать себя и своих товарищей при пении. Воспитание и развитие мелодического, ритмического и динамического слуха учащихся и в процессе работы над упражнениями и музыкальными произведениями. Все требования к исполнению необходимо связывать с образным содержанием произведения и добиваться выразительного, художественного исполнения.

Пение произведений.
Рассказ о песне, как об одном из видов музыкального искусства в интересной для детей форме.
Народная песня. Показ – исполнение песни. Рассказ или беседа о содержании произведения, о роли песен в жизни народа, о характерных особенностях музыкального языка. Разучивание народных песен России и других стран.
Авторская песня. Показ – исполнение. Краткий рассказ о композиторе с указанием других его произведений для детей. Беседа о музыке и тексте песни, раскрытие их художественного содержания. Краткое сообщение об авторе слов.
Пение учебно-тренировочного материала. Образный рассказ о распевании, упражнении, о его роли в развитии певческих навыков.
Практические занятия. Показ упражнений, разучивание и впевание их. Введение новых упражнений в зависимости от учебных планов.
Пение импровизаций. Образное раскрытие сущности каждой импровизации, например, игра в вопросы и ответы. (Что ты любишь читать? Какие песни ты любишь? Что мы видим за окном?). Могут быть использованы игры во «Фразы-догадки», «мелодические прятки».

В качестве упражнений к выполнению импровизации на короткое стихотворение можно использовать:

1.Пение песни на одной ноте с чётким соблюдением ритма

стихотворения (Т).

2.Пение на двух нотах (Д-Т, III – Т)

3.Пение в постепенном движении вниз (Д – Т).

4.Пение в постепенном движении вверх (Д – Т).

5.Пение с мелодическим движением по желанию.

Слушание музыки.
Слушание вокально-хоровых и инструментальных произведений с целью воспитания эмоционально-эстетического восприятия музыкального произведения, введение понятий: вступление, запев, припев, куплет, вариация.

Практические занятия. Краткий рассказ о музыкальном произведении и авторе. Прослушивание произведения. Рассказ об особенностях музыкально-выразительных средств данного произведения.
Музыкальная игра и движения под музыку. Объяснение условий игры или показ определённых движений (марш, элементы народного танца, хоровода). Краткая характеристика музыкального произведения, сопровождающего игру или движения.
Практические занятия. Прослушивание музыкального сопровождения, беседа о его строении, характере, динамических оттенках, о соответствии движений художественному образу музыкального произведения. Разучивание музыкальной игры или движений с детьми.


Мероприятия воспитательно-познавательного характера.
Большое значение имеют для хора концертные выступления, являющиеся неотъемлемой чертой исполнительской деятельности. Концертные выступления должны организовываться с чувством меры. Участники обучения принимают участие в концертах по мере своего продвижения.

П Р И М Е Р Н Ы Й Р Е П Е Р Т У А Р

1. «Улетели журавли». Музыка Р.Бойко, сл. Е. Благининой.

2. «Каждый по-своему маму поздравит». Слова. М. Гангова.

3. «Здравствуй школа». Музыка М. Парцхаладзе, слова Л.Некрасовой

4. «Стой мой милый хоровод». Обработка С. Ляпунова.

5. «Колыбельная». Музыка А. Лядов, слова народные.

6. «Осень». Музыка Ц.Кюи.

7. «Ладушки». Русская народная песня.

8. «Перепёлочка». Белорусская народная песня.

9. «Соловушка». Музыка М. Анцев, слова народные.

10. «Если добрый ты». Музыка Б.Савельева, слова. М.Пляцковского.

11. «Песенка Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова. А. Хайта.

12. «На горе то калина». Русская народная песня.

13. «Как пошли наши подружки». Русская народная песня.

14. «Всё мы делим пополам». Музыка В. Шаинского, слова М.Пляцковского.

15.Музыкальные игры с использованием музыкальных инструментов (по выбору руководителя хора).

Требования к учащимся.

Вокальные навыки. Петь в диапазоне ре1 – до2. Сидеть (или стоять) при пении прямо, не напряженно, слегка отведя плечи назад. Руки положить на колени. Петь только с мягкой атакой, лёгким звуком, «тянуть» без напряжения. Правильно и ясно выговаривать слова песни.

К концу года уметь осмысленно спеть в группе детей выученную в хоре песню. Правильно дышать, точно повторять звук.
Хоровые навыки. Петь чисто и слаженно в хоре несложные песни в унисон. Понимать элементарные дирижёрские жесты и правильно следовать им: внимание, вдох, начало пения и его окончание, характер голосоведения. Итак:


  • петь естественно, легко, без напряжения, мягким звуком;

  • петь согласованно, не отставать и не опережать, одновременно начинать пение и заканчивать, слушать других;

  • исполнять песню различными способами (в сопровождении музыки и без, с помощью взрослого и самостоятельно, коллективно и индивидуально);

  • внятно произносить слова, активно артикулировать;

  • правильно передавать направление мелодии (вверх, вниз), различать звуки по высоте, длительности, динамические оттенки, темпы; сохранять ритмический рисунок;

  • отмечать правильное и неправильное пение;

  • брать правильное дыхание (перед началом пения, между фразами, удерживать до конца фразы);

  • импровизировать.


Охрана здоровья и жизни детей.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, вера в свои силы и поэтому забота о здоровье детей – важнейшая задача педагога. Учитывая состояние физического развития детей, педагог чередует на занятиях нагрузку и отдых, напряжение и расслабление. С первых же занятий педагог начинает прививать учащимся навыки личной гигиены (опрятность костюма и причёски, чистота тела).
Хоровые занятия следует проводить в помещениях с хорошей акустикой и вентиляцией. При приёме в хор необходимо учитывать возрастные изменения голосового аппарата; внимательного и бережного отношения к своему голосу; о важности режима речи и пения (особенно в период мутации) как у мальчиков, так и у девочек. Сохранение индивидуальности звучания здорового голоса – одно из обязательных условий его правильного формирования. Правильное пение, несомненно, является средством и средством охраны голоса.


Литература
1. Ахмедов В. «Что это такое?». М. 1997г.

2. Апраскина О. А. «Методика музыкального воспитания в школе».

М. 1983г.

3.Бойко Р.Г. «Детские хоры без сопровождения». М. 1974г.

4. Бойко Р.Г. «Весёлое утро». М. 1977г.

5. Бойко Р.Г. «Песни и хоры для детей». М. 1982г.

6. Вогино И. Г. «Игры – задачи». М. 1983г.

7. Браз С. « Русская народная песня». Хрестоматия. М. 1975г.

8. Волков В. И. «Гори, гори ясно». Песни для детей младшего возраста. М. 1980г.

9. «Всё в порядке». Шуточные детские песни в сопровождении фортепиано. М. 1978г.

10. Бачинская Н., Попова Т. «Русское народное музыкальное творчество». Хрестоматия. М. 1974г.

11. «Гусельки». Песни и стихи для младшего школьного возраста. Выпуск 14. М. 1978г.

12. Гречанинов А. Хоры для детей в сопровождении фортепиано. М. 1977г.

13. «Детям нужен мир». М. 1982г.

14. «Дружат дети всей земли». М. 1981г.

15. «Детские и юношеские хоры». Кузнечик. (Составитель Т. Анофриева М. 1976г.

16. «Детские и юношеские хоры». Песни весны. (Составитель и общ. ред. В. Попова). М. 1977г.

17. Детские и юношеские хоры. Хоры в капелле для школьников среднего возраста». М. 1976г.

18. «Детские и юношеские хоры. Волшебная свирель». (Составитель В. Попов) М. 1978г.

19. «Жаворонушки». Русские народные песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. (Запись, нотация и сост. Т. Науменко). М. 1975г.

20. «Здравствуй песня». Выпуск 20. М. 1976г.

21.Кабалевский Д. Б. «Песни для детей и юношества». М. 1977, 1978г.

22. Кабалевский Д.Б. «Прекрасное пробуждает доброе». М. 1976г.

23. Климов А. «Основы русского народного танца» М. 1981г.

24. «За плетнём плетень». Русские народные песни и хороводы». Составитель и обработка В. Агафонникова. М. 1977г.

25. Ладов А. «Детские песни для голоса с фортепиано» М. 1978г.

26. Калугина Н.В. Методика работы с русским народным хором. 2-е издание М. 1977г.

27. Магиденко М. Я. , Назарова Т. Б. Песни для детей. М. 1973г.

28. «Мама дорогая» Составитель Е. Кузьминова М. 1978г.

29. Музыкальное воспитание в школе. Вып. 1 – 15. Составитель О. А. Апраксина. М. 1961 – 1982г.

30. М. А. Михайлова. Развитие музыкальных способностей детей. М. 1997г.

31. Петров А. П. « Пять весёлых песен для детей». М. 1973г.

32. Песни для детского хора. Вып. 10. М. 1972г.

33. «Пойте с нами». Песни для детей младшего школьного возраста. М. 1976г.

34. «Мальчишки – девчонки». Составитель Е. Клянова. Л. 1977г; вып. 2. Л. 1978г.

35. Народные песни. Обработка и переложение А. Юрлова. М. 1977г.

36. Репертуар школьных хоров. Вып. 26. М. 1974г.

37.Раухвергер М. Р. « Забавные песенки» Для среднего и старшего школьного возраста. М. 1981г.

38. Репертуар школьных хоров. Вып. 20. М. 1971г.

39. Репертуар школьных хоров. Вып. 17. Составитель Л. Абелян. М. 1970г.

40. Репертуар школьных хоров. Вып. 21. Составитель Г. Струве. М. 1986г.

41. Репертуар школьных хоров. Вып. 22.М. 1971г.

42. «Русская природа». Музыкальные беседы для детей младшего возраста. Составитель Т. Белоненко, В. Литвинова. Л. 1978г.

43. «Родник». Русские народные песни для детей. М. 1976г.

44. «родник». Русские народные песни для детей младшего и среднего возраста. Составитель Л. Куприянова. М. 1979г.

45. Русские народные песни для детского гора без сопровождения. Составитель Н. В. Калугина и В. С. Попова. М. 1971г.

46. «Наши песни» М. 1977г.

47. « С песней вокруг света». Вып. 5. Обработка М. Мильмана. М. 1977г.

48. Струве Г. А. «Школьный хор». М. 1981г.

49.Твои любимые песни. Лучшие песни советских композиторов для детей младшего школьного возраста. Составители С. Беклина, И. Дзержинская. М. 1970.

50. Твои первые песни. Для детей младшего возраста. Составитель В. Попов. М. 1970г.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Во внеклассной и внешкольной работе хоровое пение занимает важное место и принадлежит к основным видам музыкального исполнительства, Занятия  iconПрограмма детского объединения имеет художественно-эстетическую
Хоровое пение одна из самых эффективных форм музыкального развития детей. Коллективное хоровое исполнение открывает значительные...

Пояснительная записка Во внеклассной и внешкольной работе хоровое пение занимает важное место и принадлежит к основным видам музыкального исполнительства, Занятия  iconВнеурочная деятельность учителя литературы и русского языка в рамках...
Ной работы в школе. Значительное место в общей системе внеклассной работы принадлежит деятельности учителей русской словесности....

Пояснительная записка Во внеклассной и внешкольной работе хоровое пение занимает важное место и принадлежит к основным видам музыкального исполнительства, Занятия  iconПояснительная записка проект «Забавушка»
Он включает в себя музыкальные занятия, праздники, развлечения, а также занятия по ознакомлению детей с искусством

Пояснительная записка Во внеклассной и внешкольной работе хоровое пение занимает важное место и принадлежит к основным видам музыкального исполнительства, Занятия  iconПояснительная записка Характеристика учебного предмета, его роль...
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Струнные инструменты»

Пояснительная записка Во внеклассной и внешкольной работе хоровое пение занимает важное место и принадлежит к основным видам музыкального исполнительства, Занятия  iconПояснительная записка
Е. П., Скиба А. В. «Модульное обучение на уроках информатики. Программирование в среде Турбо-Паскаль» как поддерживающий профиль....

Пояснительная записка Во внеклассной и внешкольной работе хоровое пение занимает важное место и принадлежит к основным видам музыкального исполнительства, Занятия  iconРабочая программа по химии для 8 класса составлена на основе образовательного...
В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной...

Пояснительная записка Во внеклассной и внешкольной работе хоровое пение занимает важное место и принадлежит к основным видам музыкального исполнительства, Занятия  iconПрограмма учебной дисциплины грамматика как аспект преподавания русского...
«История и методология изучения русского языка как иностранного», «Актуальные проблемы изучения русского языка как иностранного»....

Пояснительная записка Во внеклассной и внешкольной работе хоровое пение занимает важное место и принадлежит к основным видам музыкального исполнительства, Занятия  iconОтчёт о результатах самообследования I. Паспорт учреждения
При поступлении проводятся приемные испытания на всех отделениях: музыкальное – ритм, слух, память; хоровое или народное пение –...

Пояснительная записка Во внеклассной и внешкольной работе хоровое пение занимает важное место и принадлежит к основным видам музыкального исполнительства, Занятия  iconЗадания на межсессионный период
Дать характеристику основным видам и способам психологической защиты (на выбор студентов) и найти их иллюстрацию в художественной...

Пояснительная записка Во внеклассной и внешкольной работе хоровое пение занимает важное место и принадлежит к основным видам музыкального исполнительства, Занятия  icon1 «До – ми – солька» кружок сольного пения
Пение – основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции