Элективный курс «Культурный аспект российской истории»




Скачать 473.42 Kb.
Название Элективный курс «Культурный аспект российской истории»
страница 1/4
Дата публикации 05.10.2014
Размер 473.42 Kb.
Тип Элективный курс
literature-edu.ru > Культура > Элективный курс
  1   2   3   4

СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОДУКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ



КРАЕВОЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА

«УЧИТЕЛЬ ГОДА РОССИИ -2012»



Марюфич

Татьяна Викторовна,

учитель истории и МХК

высшей квалификационной категории


Содержание



  1. Актуальность опыта – с. 3

  2. Хронологические рамки и этапы исследования – с.6

  3. Исходные теоретические позиции – с.7

  4. Теоретическая база опыта – с.9

  5. Технология опыта – с.13

  6. Элективный курс «Культурный аспект российской истории» - с.14

  7. Модель формирования общекультурной идентичности старшеклассников в процессе изучения истории – с.16

  8. Средства продуктивного обучения - с.17

  9. Продуктивное обучение через фреймовые опоры – с.19

  10. Методические приемы формирования и развития аналитико-синтетических способов учебной деятельности – с.28

  11. Показатели, критерии и методы диагностики – с.31

  12. Результаты – с. 35

  13. Заключение – с.37

  14. Литература – с.39


Актуальность опыта

Современное общество основывается на высокотехнологичной культуре, которая становится важнейшим фактором функционирования социальных институтов, деятельности всех субъектов социального взаимодействия. Одной из основных проблем современности является опасность утраты смысловых универсальных оснований общечеловеческой культуры и, следовательно, возможности достижения взаимопонимания между различными сообществами людей. В современном российском обществе индивид испытывает затруднение в выборе идентификационных ориентиров, поскольку традиционные основы культуры в динамично меняющемся обществе подвергаются воздействию культурных образцов, отражающих иные системы ценностей и социальных норм. Возникают конфликты культурных констант, которые проявляются в поведении и мышлении людей, социальных общностей.

Проблема формирования общекультурной идентичности обусловлена особенностями образовательной социально-педагогической ситуации, характеризующейся трансформацией сложившейся системы образования, национального воспитания и экологии детства, пересмотром образовательных стандартов в пользу заключения общественного договора, согласующего требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом, государством, изменением контингента учащихся в школах в сторону поликультурного состава. Рост национального самосознания народов и этнических групп, населяющих Россию, масштабов миграционных процессов как внутри страны, так и из-за рубежа составляют реалии социально-экономической и политической жизни нашего общества.

Формирование общекультурной идентичности призвано обеспечить интеграцию, единство и целостность самосознания личности как гражданина поликультурного общества на основе присвоения системы общечеловеческих нравственных ценностей, свободу его самовыражения на основе учета многообразия социальных установок, норм и ценностей.

Таким образом, на наш взгляд, XXI век выдвигает ряд требований к образованию:

  • Первое – формирование коммуникативной личности. Мы живём в эпоху бурного технологического развития. Новая среда требует невиданного ранее набора способностей, умений и систем работы с информацией. Только овладев ими, человек сможет свободно ориентироваться в мировом информационном пространстве, быстро переобучаться, эффективно действовать в условиях глобальных инновационных сдвигов.

  • Вторая принципиальная проблема связана с идентичностью человека. Без исторических корней, чувства принадлежности к родной культуре невозможно стать настоящей индивидуальностью, обрести собственную уникальную человеческую миссию. Важно быть адекватным социальному коммуникативному пространству, тогда ты сможешь решать современные задачи, но ещё важнее, быть патриотом – человеком, любящим свою Родину. Энергию жизни, источник смысла дают семья, родной дом, Школа в высоком понимании этого слова, земля, где ты вырос. Поэтому вопросы, связанные с духовно-нравственным воспитанием, также выходят на первый план.

  • Третье требование времени – формирование человека культурного. Сейчас становится понятно, что XXI веку требуется новый «образец» Человека. По всей видимости, им может стать человек созидающий, творящий в согласии с собой, социумом, культурой и Природой. Сегодня России нужен человек, который способен созидать, а не потреблять, культурно коммуницировать, а не поглощаться информационным пространством массмедиа и интернета. Человек, понимающий ценность культурных традиций, масштабов и ресурсов страны, в которой он живёт.

Обретение идентичности становится в наши дни важнейшей жизненной задачей каждого человека, особенно старшеклассника, и, безусловно, стержнем профессиональной деятельности педагога. Формирование идентичности личности составляет ключевую задачу в юношеском возрасте. Юношеский возраст – возраст самоопределения – жизненного, личностного, профессионального. Самоопределение характеризуется не только пониманием себя, своих возможностей и стремлений, но и пониманием своего места в обществе и жизненного предназначения. Три линии развития приводят кризису идентичности подростка: это бурный физический рост и половое созревание («физиологическая революция»); озабоченность тем, «как я выгляжу в глазах других», «что я собой представляю»; необходимость найти свое профессиональное призвание, отвечающее приобретенным умениям, индивидуальным способностям и запросам общества. Итогом этого этапа развития является либо обретение «взрослой идентичности», либо задержка в развитии, так называемая диффузная идентичность.
Анализ состояния процесса формирования и становления общекультурной идентичности в период обучения в школе позволил выявить ряд противоречий:

  • между возрастающей социальной значимостью проблем формирования общекультурной идентичности молодежи и недостаточной практической разработанностью ее в условиях школьного обучения;

  • между огромным гуманистическим потенциалом предмета история и низким уровнем целенаправленного использования этого потенциала для формирования общекультурной идентичности старшеклассников;

  • между стремлением личности к саморазвитию, самореализации и недостаточным вниманием современной школы к созданию условий для становления общекультурной идентичности школьников.


Поиски разрешения противоречий, актуальность исследуемой проблемы, недостаточность ее раскрытия для образовательных учреждений определили выбор темы инновационного опыта: «Становление общекультурной идентичности старшеклассников средствами продуктивного обучения».
Цель опыта: создание эффективных педагогических условий для развития и становления общекультурной идентичности старшеклассников средствами продуктивного обучения на уроках гуманитарного цикла.
Определение цели позволило сформулировать основные задачи:


  • Изучить проблему становления общекультурной идентичности в подростковом возрасте в педагогической теории и практике.

  • В контексте аксиологического подхода в преподавании истории выделить культурные универсалии, позволяющие конкретизировать процесс формирования общекультурной идентичности личности.

  • Выявить возможности и особенности применения технологий продуктивного обучения для становления общекультурной идентичности.

  • Разработать и апробировать педагогическую модель формирования и становления общекультурной идентичности старшеклассников

  • Разработать систему показателей, критериев оценки и методов диагностики динамики процесса становления общекультурной идентичности в ходе реализации модели.


Хронологические рамки и этапы исследования:
Первый этап – поисково-эмпирический (2008 – 2009).

Основные результаты которого состояли в уточнении проблемы, цели и задач исследования, формулировке основных концептуальных положений, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированности общекультурной идентичности учащихся.

В этот период был проведен анализ традиционной системы работы учителя истории и МХК, знакомство с современными образовательными технологиями и подходами к организации образовательного процесса, была начата апробация и внедрение в урочную и внеурочную систему элементов разрабатываемой системы работы (создание условий для формирования и становления общекультурной идентичности старшеклассников в образовательном пространстве школы).

Второй этап, практический (2010 – 2011) период комплексного применения методов и приемов продуктивного обучения в образовательном процессе (как в урочной, так и во внеурочной работе). Анализ результатов работы, популяризация опыта. Апробация нового учебно-методического комплекса по истории издательства «Русское слово». Разработка и апробация элективного курса «Культурный аспект российской истории»

Диагностика на промежуточном этапе доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной проблемы.

Третий этап, обобщающе-аналитический (2011 – 2012) уточнение полученных результатов, оформление итогов исследования, дальнейшая их апробация, обобщение, распространение опыта.
Диапазон опыта

Внедрение модели осуществлялось в среднем звене и профильных классах третьей ступени, на уроках и во внеурочной деятельности (занятия с одаренными детьми, подготовка к олимпиадам и конкурсам, работа научного общества учащихся).
Исходные теоретические позиции.
Характеристика идентичности как категории педагогики.

Наше время мыслители называют «эрой индивида», временем персонализации и обязательного самоопределения. Современная социология считает, что избежать индивидуализации человеку в современности не удастся, она становится его судьбой. Во многом это обусловлено переходом от «назначенной» идентичности к самостоятельно «найденной» и «выбранной».

При этом именно сегодня говорится о кризисе идентичности. «Герой» нашего времени расщепился на множество идентичностей, которые он не может привести к «единому знаменателю», он покрыт множеством «масок», за которыми вряд ли найдешь истинное «лицо». Исчезает инстанция «Я» как гарант самотождественности человека. Появляется странное человеческое существо – «человек без Я». Такой человек – «существо без Я», полиидентичный – во многом оказывается безопорным и потерянным.

С точки зрения психологии идентичность (лат. identicus – тождественный, одинаковый) – это осознание личностью своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции в рамках социальных ролей и эго состояний. Идентичность, с точки зрения психосоциального подхода (Эрик Эриксон), является своего рода эпицентром жизненного цикла каждого человека. Она оформляется в качестве психологического конструкта в подростковом возрасте и от ее качественных характеристик зависит функциональность личности во взрослой самостоятельной жизни. Идентичность обусловливает способность индивида к ассимиляции личностного и социального опыта и поддержанию собственной цельности и субъектности в подверженном изменениям внешнем мире.
Общекультурная идентичность.

Общекультурная идентичность подразумевает приобщение личности к мировой культуре и всеобщей истории человечества, осознание себя «человеком мира», переживание единства судеб мира и человеческого рода. Перечень предметных дисциплин, открывающих возможности формирования общекультурной идентичности, включает в себя: математику как универсальный язык общения; информатику, физику, экономику, мировую литературу, историю, мировую художественную культуру.

Культурная идентификация (самоидентичность), представляющая установление духовной взаимосвязи между собой и своим народом, переживание чувства принадлежности к национальной культуре, интериоризацию ее ценностей, играет на современном этапе социокультурной динамики особую роль. Она имеет взаимосвязь с образовательным процессом на всех его этапах: от дошкольного образования до высшей школы.

Современное историческое образование представляет собой пространство, объекты / субъекты которого содержат собой пласт культурных ценностей, традиций, опыта многих поколений, ставших одной из культурных составляющих личности школьника. Уроки гуманитарного цикла обладают возможностями через раскрытие творческого потенциала личности старшеклассника укрепить его культурную идентичность, не позволить ей оказаться «размытом» в поликультурном контексте, сформировать готовность к межкультурной коммуникации и диалогу культур, имея внутри себя стержень ценностей национальной культуры, представляющих фундамент идентичности.

Анализ соотношения общечеловеческой (общекультурной) и этнической идентичности обнаруживает, что понятие «культурная идентичность» с одной стороны уже, а с другой шире, чем «этническая идентичность». Если в понимании «культурной идентичности» ориентироваться на такие конструкты как раса и национальность, культурная идентичность будет совпадать с этнической. Однако культура, будучи тесно связана с национальностью, значительно шире, может объединять несколько стран или этносов или предполагать наличие множества равнозначных культур, существующих внутри одной страны. Общепризнанно, что этническая идентичность человека может не совпадать с его культурной принадлежностью.

Культурная идентичность определяет психологическую принадлежность личности к определённой культуре и предполагает осознание своего «Я» на основе самоотождествления с принятыми в обществе культурными характеристиками и проявлении к ним лояльности (Флиер, 2002).

Процесс формирования культурной идентичности осуществляется в форме социализации и инкультурации. Социализация носит универсальный характер и представляет собой процесс усвоения социо-культурных норм и ролей, кристаллизующих опыт материальной и духовной культуры человечества путём передачи норм и правил поведения от старшего поколения младшему.

Процессы инкультурации и социализации неразрывно связаны друг с другом и могут протекать только совместно (Грушевницкая, … 2001).

Таким образом, общекультурная идентичность есть элемент самосознания, проявляющийся в процедурах ощущения, осмысления и реализации субъектом своей определенности и непрерывности в процессах принятия, интериоризации и интрариоризации культурных моделей, транслируемых значимыми с его точки зрения культурными институтами, общностями, группами, отдельными субъектами. Целостное представление о сущности общекультурной идентичности личности обеспечивает рассмотрение данного феномена в единстве проявлений: когнитивно-смысловых, эмоционально-ценностных и деятельностных.
Теоретическая база опыта.

Идентичность как защита личного, соответствие образа «Я» его жизненному воплощению, состояние принадлежности индивида некоторому надиндивидуальному целому – одно из базовых понятий современного гуманитарного знания (Г.М. Андреева, Т.М. Буякас, М.В. Заковоротная, В.С. Малахов, Н.М. Лебедева, Т.Г. Стефаненко, Л.Б. Шнейдер и др.).

В многочисленных типологиях идентичности (Э. Эриксон (Erikson), Б. Шеффер (Scaffer), Б. Шледер (Schluder), Д. Мид (Mead), Дж. Бьюдженталь (Bugental), Д. Миллер (D. Miller), М. Синнирелль (Cinnirella) и др.; Н.В. Антонова, О.Д. Выхованец, С.А. Смирнов и др.) обращается внимание на факт существования различных видов идентичности как следствие многозначности ее содержания.

Вниманием отечественных исследователей в настоящее время пользуются такие подвиды социальной идентичности как культурная (Т.Г. Грушевицкая, Н.Б. Крылова, В.Д. Попков, А.П. Садохин и др.), этническая (А.Д. Коростелев, Н.М. Лебедева, Т.Г. Стефаненко и др.), профессиональная (Р.Г. Гаджиева, Н.С. Пряжников, Л.Б. Шнейдер и др.), гендерная (М.В. Коваленко, И.С. Кон, И.А. Тупицина, Л.П. Шустова и др.), религиозная (В.Н. Павленко и др.), средовая (В.В. Иванов и др.), территориальная (Ю.Л. Качанов, Н.А. Шматко и др.).

О возможности использования идентичности в качестве показателя социализированности личности, сопряженности механизмов ее становления и развития с механизмами социализации и воспитания свидетельствуют исследования А.В. Мудрика, В.Г. Бочаровой, И.А. Липского, В.Д. Семенова, М.В.Шакуровой и др.

Термин «продуктивное обучение» был введен более 20 лет тому назад немецкими учёными и педагогами И. Бём и Й. Шнайдером.

Продуктивное обучение, по мнению авторов, есть процесс образования, целью которого является развитие личности в сообществе, а также совершенствование самого сообщества. Этот процесс нацелен на успешность в деятельности, ориентированной на продукт, и осмысление этой деятельности в группе учащихся при поддержке педагогов. Продуктивное обучение, с точки зрения авторов, реализуется в рамках индивидуального пути, где каждый этап, шаг имеет результат, так как является продуктивно ориентированной деятельностью в реальной жизненной ситуации.

И. Бём и Й. Шнайдер возглавили Берлинский институт продуктивного обучения в Европе, играющий ведущую роль в движении продуктивных школ. Они выдвинули лозунг «учение через деятельность», «учение в непосредственной деятельности». Этот принцип был выдвинут Джоном Дьюи и реализован в практике других описанных нами альтернативных продуктивных школ.

На данном этапе система продуктивных школ распространена в 19 странах Европы, Америке и России. В Санкт-Петербурге в 1994 г. был создан Институт продуктивного обучения РАО.

Продуктивное обучение, с точки зрения русского психолога А.В. Брушлинского, подразумевает нестандартный, нетрадиционный подход к организации образовательных процессов, ориентированных на оказание ребенку индивидуальной помощи в его личностном развитии и профессиональном самоопределении. Приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения нестандартными средствами. Выработка у учащихся стремления и умения самостоятельно добывать и использовать новые знания.

В продуктивном обучении, как отмечают О.М. Леонтьева и Н.В. Крылова, учащиеся получают информацию и знания, прежде всего, реального мира. А после изучения определенного образовательного блока производят конкретный продукт, при этом основной целью является не усвоение суммы знаний и не прохождение образовательных программ, а реальное использование, развитие и обогащение собственного опыта. Продуктивность деятельности определяется внутренними показателями самостоятельности предметной творческой работы обучающегося и предполагает наличие самостоятельного, творческого продукта деятельности, а не соответствие результата идеальному усредненному уровню образованности, обученности.

Таким образом, представители данного подхода рассматривают продуктивное учение как образовательный процесс, который реализуется в деятельности, ориентированной на продукт, и осуществляется в реальной жизненной ситуации на основе образовательного опыта в рамках групповой работы, под руководством педагогов (Конгресс продуктивных школ, 2005).

Продуктивное обучение рассматривается как процесс совместной деятельности учащегося и учителя, результатом которой является создание учащимся какого-либо продукта, приобретение им практического опыта, творческой самостоятельности и интеллектуальных стимулов, необходимых для включенности в культуру и общество. Ряд исследователей продуктивными называют знания и умения, необходимые ребенку для его будущей жизни. Продуктивные знания, значит необходимые, прочные, действенные, актуальные, сформированные на должном уровне (И.П. Подласый).

Подводя итог, перечислим какие важнейшие компоненты практико-ориентированной деятельности учащихся и педагогов включены в продуктивное образование:

  • Продуктивное обучение – организация условий для выполнения каждым учеником самостоятельного проекта или образовательной программы, а также психолого-педагогическое сопровождение учащегося в его самостоятельной работе, направленное на развитие мотивации и заинтересованности в обучении.

  • Продуктивное учение – обеспечение самим учащимся самостоятельной учебной деятельности в рамках проекта, заинтересованность и готовность к решению задач, способность к самоорганизации.

  • Психолого-педагогическая поддержка, групповое взаимодействие, общение и взаимопомощь.

  • Продуктивность – обеспечение четкой ориентированности образования на реальный, конкретный, конечный продукт, который самостоятельно создается учащимся в процессе учебной и практической деятельности.

  • При этом продукт – это всегда личностно значимый творческий результат самостоятельной деятельности, в котором отражается внутренняя мотивация ученика, определенный уровень знаний, умений и навыков, индивидуальных особенностей и способностей, учебных действий и собственного внутреннего осмысления и переработки информации.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Элективный курс «Культурный аспект российской истории» icon Программа элективного курса по истории
Предлагаемый элективный курс «Славяне: история и культура» соствлен на основе временных требований к Обязательному минимуму содержания...
Элективный курс «Культурный аспект российской истории» icon Программа «Подготовка учащихся к егэ по русскому языку. Учитель:...
Элективный курс «Подготовка учащихся к егэ по русскому языку». Предназначен для учащихся 11 класса и рассчитана на 34 часа учебной...
Элективный курс «Культурный аспект российской истории» icon Программа элективного курса «развитие речи»
Элективный курс предназначен для занятий во 2-ом классе четырёхлетней школы
Элективный курс «Культурный аспект российской истории» icon Элективный курс анализ текста
...
Элективный курс «Культурный аспект российской истории» icon Элективный курс «От слова к образу»
...
Элективный курс «Культурный аспект российской истории» icon Пояснительная записка Цель курса: обобщить полученные знания по орфографии...
Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов посвящён одной из важных задач филологического образования в школе...
Элективный курс «Культурный аспект российской истории» icon Элективный курс (34 часа) «Разрешите пригласить Вас…» или Речевой этикет
Данные умения играют большую роль в культурологическом образовании учащихся общеобразовательных учреждений
Элективный курс «Культурный аспект российской истории» icon Элективный курс как средство формирования межкультурной компетенции
Теоретико-практические аспекты формирования медиатора культур как элемент личностно-ориентированного обучения
Элективный курс «Культурный аспект российской истории» icon Рабочая учебная программа по истории 7 класс для базового уровня
Курс «Истории России XVII- xviii века.» в 7 классе общеобразовательных учреждений является продолжением системного изучения отечественной...
Элективный курс «Культурный аспект российской истории» icon Элективный курс «Драматизация литературных произведений русских и зарубежных
Значительную роль в повышении креативности школьников играет создание интеллектуально-эмоциональной атмосферы свободы и непринужденности,...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции