Урок в 9 классе «Этот мир очарований, Этот мир из серебра…»




Скачать 161.84 Kb.
Название Урок в 9 классе «Этот мир очарований, Этот мир из серебра…»
Дата публикации 04.10.2014
Размер 161.84 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Культура > Урок
Интегрированный урок в 9 классе

«Этот мир очарований,
Этот мир из серебра…»
Серебряный век русской культуры
Кузина Инесса Михайловна

учитель истории

МАОУ «Лицей № 38» г. Белгорода
Тип урока: интегрированный урок.
Цели урока:


  1. Создать целостный образ культуры Серебряного века путем постижения духовной жизни этой эпохи, эпохи всплеска, подъема в науке, искусстве и литературе; углубить представление учащихся о направлениях в искусстве и литературе – символизме, акмеизме, футуризме; познакомить девятиклассников с произведениями известных художников, композиторов, поэтов Серебряного века;




  1. Формировать умения самостоятельно определять задачи своей деятельности, искать и отбирать материал; развивать образное и ассоциативное мышление, речевые навыки, умение работать индивидуально и в группах с использованием ИКТ;




  1. Пробудить интерес к культуре Серебряного века, к личности и творчеству отдельных деятелей искусства и литературы этого периода.


Основные понятия: серебряный век, реализм, модерн, символизм, акмеизм,

авангардизм, декаданс, футуризм, абстракционизм,.
Оборудование к уроку: компьютер, проектор, презентация по теме, записи произведений С. Рахманинова, Сен-Санса, романсов на стихи А.Блока, А. Ахматовой, записи выступлений Ф.М. Шаляпина,В.Маяковского, видеоролики
Оформление кабинета: репродукции художников, портреты поэтов «серебряного века», скатерть, свечи, шаль,на доске- тема урока и эпиграф

Эпиграф к уроку:
«Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, беспокойства желаний…»

Н. Бердяев


Ход урока:
Организационный момент.
Звучит фрагмент из «Элегии» С.В.Рахманинова.

Вступительное слово учителя

Посмотрите вокруг себя… Так необычно все, что нас окружает: полотна художников и звуки музыки переносят нас в иные миры, с фотопортретов устремляют на нас свои взгляды люди, чьи лица отмечены высокой думой. Это они сотворили чудо – подарили миру Серебряный век русской культуры.

«Серебряный век»

Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова? Какие ассоциации вызывает звучание этих слов?

Составим ассоциативную цепочку: «Серебряный век - ….»

Серебряный век – блеск, яркость, звон, утонченность, хрусталь, бокалы, хрупкость, капель, металл, оружие, недолговечность, блики, тайна, волшебство, шепот, голоса, уста, глаза…

Звуковой облик слов «Серебряный век» создает в нашем воображении особый мир, настраивает нас на разговор о чем-то возвышенном и прекрасном.

Озвучивание целей и задач урока

Как вы думаете,ребята, чем мы будем заниматься на уроке? (изучать , сушать, сравнивать, обсуждать, смотреть)

А зачем мы все это будем делать?
Цели:

1 Создать целостный образ культуры Серебряного века путем постижения духовной жизни этой эпохи, эпохи всплеска, подъема в науке, искусстве и литературе; углубить представление учащихся о направлениях в искусстве и литературе – символизме, акмеизме, футуризме; познакомить девятиклассников с произведениями известных художников, композиторов, поэтов Серебряного века;
2 Формировать умения самостоятельно определять задачи своей деятельности, искать и отбирать материал; развивать образное и ассоциативное мышление, речевые навыки, умение работать индивидуально и в группах с использованием ИКТ;
3 Пробудить интерес к культуре Серебряного века, к личности и творчеству отдельных деятелей искусства и литературы этого периода.

Звучит фрагмент из второго концерта для фортепиано с оркестром С.Рахманинова

Вслушайтесь в эту чудесную музыку. Она движется мощным потоком, то замедляя, то ускоряя ход. В истории культуры тоже были периоды неспешного торжественного течения. Потом наступали периоды, поражающие своей динамикой и бурной взрывчатостью. Первая половина 19 века - это золотой век русской культуры. А.Пушкин и М.Глинка, М.Лермонтов и К. Росси, Н.Гоголь и К. Брюллов – вот только некоторые из имен золотого века. На рубеже 19-20 вв., по словам русского философа Н.Бердяева, наступил Серебряный век русской культуры. Длился он совсем недолго, но оставил яркий след в русской и мировой культуре.

Что же это было за время – рубеж XIX – XX вв.? Обратите внимание на эпиграф к уроку. В чем сущность социокультурного феномена Серебряного века? Серебряный век: закат российской цивилизации., кризис сознания или - выход в обновленную жизнь и искусство?

Понятие «социокультурный» рассматривает культуру как широкий комплекс социальных явлений. Это не только искусство, наука, но и весь комплекс материальной культуры, социальных и политических отношений.С этих позиций мы и будем рассматривать нашу сегодняшнюю тему. От вас потребуется большая индивидуальная и групповая работа.
Культура - это всегда отражение истории. Вспомним важнейшие особенности развития России в начале 20 века.

Какие события характеризовали эпоху? Давайте вспомним содержание этого периода, пусть вихрь истории калейдоскопом пронесется перед нами…

Мультимедийная презентация важнейших событий в начале XX века

Ответы: Начало царствования Николая II. Модернизация. Русско-японская война. Революция 1905-1907гг. Создание I Госдумы. Реформа Столыпина. Первая мировая война. 1917 г. – Февральская революция; свержение самодержавия. Октябрьская революция и т.д

Общий вывод: Существенные изменения происходили в общественно-политической и экономической жизни страны. Безвозвратно уходили в прошлое прежние формы быта, труда, политической организации общества, пересматривалась система духовных ценностей. Переходное время. Иногда люди говорят своим врагам «Чтоб вам жить в эпоху перемен!». Что это значит? Кризисность – ключевое слово эпохи, кочевавшее по страницам газет и журналов.
Начало ХХ века - переломное время не только в политической и социально- экономической жизни России, но и в духовном состоянии общества. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни, разрушающие традиционные ценности и представления людей. В обществе наблюдалась растерянность, тревожность.

Как вы думаете ,как мог повлиять кризис на состояние духовной сферы? Упадок? Тупик? Крушение надежд и прежних идеалов? Разочарование и застой? Всегда? А кто думает по-другому?
Демонстрация видеоролика «Кризис- это рождение»
Учитель

Как же чувствовала себя в это время художественная интеллигенция? В этом вам поможет разобраться литература, которая рассматривает данные события через призму переживаний, мироощущений и чувств.

Начало 20 века ознаменовалось величайшей приливной волной русской поэзии, такого «девятого вала» 20 век больше не знал. (Обратить внимание обучающихся на портреты представителей художественного слова.)
Невероятным кажется, что одновременно писали Владимир Маяковский, Марина Цветаева, Игорь Северянин, Осип Мандельштам, Николай Клюев, Андрей Белый, Борис Пастернак, Максимилиан Волошин, Вячеслав Иванов, Сергей Городецкий, Анна Ахматова, Николай Гумилев, Николай Рерих, Сергей Есенин и другие. Этот короткий литературный период просто неповторим. Николай Клюев назвал поэзию той поры «человеческим садом» А почему?
Поэзия начала XX века – это множество литературных школ, групп, течений. В чем же их суть? Давайте попробуем понять это, открыть для себя некоторые тайны.
Лучше всего это сделать, погрузившись в атмосферу того времени. У нас с вами сегодня есть уникальная возможность окунуться в увлекательную атмосферу «поэтического ренессанса», прикоснуться к миру ярких талантов, творческих индивидуальностей Я приглашаю вас побывать в одном из самых известных литературно-артистических кабаре города Петербурга под названием «Бродячая собака».

Учитель комментирует афишу кабаре

Работа с мультимедийной презентацией

Слайд 1
За свой недолгий век существования «Бродячая собака» стала легендой Петербурга – Петрограда. «В 13-м году она была единственным островком в ночном Петербурге, где литературная и артистическая молодёжь, в виде общего правила не имевшая ни гроша за душой, чувствовала себя, как дома»,.

Слайд 2

Почему же «Бродячая собака»?

Слайд 3

Название символизирует бесприютность и потерянность в жизни приверженцев кабаре, которые пытались, создавая себе тёплое пристанище, подчинив всё его существование культу самой атмосферы искусства артистизма, противостоять дисгармонии действительности». В укромном убежище исчезало напряжение, возникало чувство безопасности и покоя. В тесном подвальчике рождалось совершенно новое ощущение – свободы и тесной братской связанности. Перед входом в подвал висел плакат: «Все между собой считаются знакомы».

«Бродячая собака» стала пристанищем исключительно для артистов, художников и литераторов. Маскарады, капустники, чествование поэтов, писателей, артистов; вечера песни и танца; лекции и диспуты, выставки и поэтические состязания – всё это жило пёстрой чередой, прерываясь лишь на летние месяцы. По сути, она стала приютом нового, модернистского искусства. Всевозможные «-измы» начала века сходились под сводами тесного Кабачка

. Быстрее ,уже начинается . Слышите ,завсегдатаи кабаре исполняют свой гимн?

Слайд4

Во втором дворе подвал,
В нём – приют собачий.
Каждый, кто сюда попал
Просто пёс бродячий.
Но в том гордость, но в том честь,
Чтобы в тот подвал залезть! Гав!

На дворе метель, мороз,
Нам какое дело!
Обогрел в подвале пёс
И в тепле все тело.
Нас тут палкою не бьют,
Блохи не грызут! Гав!

Кого только из писателей, художников, актёров не видели и не слышали пёстро раскрашенные стены «Бродячей собаки»! Здесь читали ещё не напечатанные стихи Гумилёв, Мандельштам, Маяковский, Ахматова и, конечно, Бальмонт, танцевала знаменитая Карсавина.

Слайд5

Порой здесь разыгрывались нешуточные споры об искусстве.

Сегодня будет жарко! Ведь сегодня в программе выступают представители всех новейших направлений в поэзии Смотрите, уже начинается!

Инсценировка спора представителей различных направлений в поэзии Серебряного века

Да, мы символисты – романтики. Мы утверждаем что вера, религия –  краеугольный камень человеческого бытия и искусства.
Мы жаждем обновления всего человечества. Это преображение произойдет в космических масштабах. Мы верим в искусство, оно и только оно может преобразить земное бытие. Красота спасет мир!

Символисты чутко уловили и выразили тревожные трагические предощущения социальных катастроф и потрясений начала прошлого столетия.

А кого из поэтов-символистов вы знаете?

Представители символизма: Бальмонт, Белый, Блок, Брюсов, М.Цветаева, Волошин.
А вот и знаменитый К .Бальмонт, он представит на ваш строгий суд свое последнее творенье
Мне чужды ваши рассужденья:

«Христос», «Антихрист», «Дьявол», «Бог».

Я нежный иней наслажденья,

Я ветерка чуть слышный вздох.
Мне чужды ваши восклицанья:

«Полюбим тьму», «Возлюбим грех».

Я причиняю всем терзанья,

Но светел мой свободный смех.
Вы так жестоки – помышлением,

Вы так свирепы – на словах.

Я должен быть стихийным гением,

Я весь в себе – восторг и страх.
Вы разделяете, сливаете,

Не доходя до бытия.

Но никогда вы не узнаете,
Как безраздельно целен я.
Аплодисменты

Позвольте вам возразить, господа символисты. Долой мистику! Да здравствует мир земной, такой многоцветный ,такой прекрасный! Мы, акмеисты, превыше всего ценим реальную жизнь .Главное в поэзии безупречный вкус, .красота и отточенность художественного слова. Наш слог необычайно музыкален, он влечет и завораживает. Послушайте новый . романс . Его исполнит наша звезда, несравненная Бэлла Казароза. Ну а стихи вашей покорной слуги Анны Ахматовой

. Представители акмеизма: Сергей Городецкий, Николай Гумилев, Анна Ахматова, Мандельштам

. Звучит романс на стихи Анны Ахматовой

Аплодисменты

Раздается пронзительный свист .

В чем дело? Да это же Маяковский со своими друзьями- футуристами!

Ну уж нет, господа! Послушайте нас – настоящих речетворцев! Классику – в утиль! Старая литература- отжила и не соответствует современности! Главное не содержание, а форма стихосложения .За нами будущее! Даешь право на слово-новшество! Мы страшимся равнодушия .Протест- вот что главное. Там где мы, всегда скандал. Кто сказал , что в поэзии нет места вульгарной лексике и профессиональному жаргону? Мы за язык плаката и афиши. Шок- это по-нашему! Дайте нам слово!

. Маяковский:

Разрешите мне выйти на эстраду я сделаю «ЭПАТЭ» немножко буржуев расшевелю

Выступление Маяковского
Нате!

Через час отсюда в чистый переулок

вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,

а я вам открыл столько стихов шкатулок,

я – бесценных слов мот и транжир.
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

где-то недокушанных, недоеденных щей;

вот вы, женщина, на вас белила густо,

вы смотрите устрицей из раковины вещей.
Все вы на бабочку поэтиного сердца

взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.

Толпа озвереет, будет тереться,

ощетинит ножки стоглавая вошь.
А если сегодня мне, грубому гунну,

кривляться захочется – и вот

я захохочу и радостно плюну,

плюну в лицо вам

я – бесценных слов и транжир и мот.
Обращается к Крученых: «А теперь, брат , твоя очередь»


Встает Крученых и обращается к гостям: «Стихи прочту, хотите?»


 

От вздрогнувшей стены
                    отделилась девушка
          подмигнула
и стала старухой.
Так просто без шума
переворачиваются
                    квартиры
пропадают подсвечники
и стреляются тараканы
Рисом
          в ухо.


А еще хотите?



Дыр бун щин
Уоещур
Окум
Р, л, зз

Ну что нравится?

А вы поняли? А что же вы поняли? Расскажите своими словами!
Велимир Хлебников:

Не обижайтесь ,господа , на моего друга .Послушайте лучше мое творение
«Заклятие смехом»
О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Что смеются смехачи, что смеянствуют- смеяльно,

О, засмейтесь усмеяльно!

О, рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смехачей!

О иссмейся рассмеяльно смех надсмейных смеячей!

Смейво, смейво,

Усмей, осмей, смешики, смешики,

Смеюнчики, смеюнчики.

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

-

-

Авторы оставляют свои произведения в «Собачьей книге»
Учитель

Прошло 100 лет .А чьи фамилии остались в памяти и сегодня? Но ведь это представители всех направлений!
Для чего нужно искусство?

. Искусство призвано не только отражать окружающий мир, но и преображать его,

 


Учитель:

. Начало 20 века – это время уникального разнообразия живописи.

. Не только обыденному сознанию, но и специалисту трудно представить Сурикова и Верещагина современниками Кандинского и Малевича, даже картины Нестерова, Коровина и Рериха кажутся из другой эпохи. Между тем все они расположены в одной исторической панораме.

Приглашаем вас в картинную галерею «Серебряного века».

На фоне музыки («Вокализ» С.Рахманинова) ученики представляют полотна, ставшие символами эпохи. (Полотна проектируются на большой видеоэкран).
Музыка, рассказ экскурсоводов в сочетании с беседой.


1.Михаил Врубель – первый и крупнейший художник символизма и модерна.

«Демон». «Один меж небом и землей сидел он, мрачный и немой…»- картина словно озвучивает эти трагические строки Лермонтова.

-Демон - олицетворение зла. А нам страшно смотреть на эту картину?

Одинокий Демон сидит в глубоком раздумье на вершине скалы. Руки его бугрятся великолепными мускулами, вылепленными при помощи контрастных, цветовых пятен, мощь и красота в повороте сильной шеи. Лицо Демона, увенчанное непокорной гривой волос, погружено во тьму. Только в огромных глазах тревожным огоньком светиться отблеск заката.

Нет в этом лице ни ненависти, ни злобы – только воплощенная печаль. Художник, разочаровавшийся в возможности воплотить образ Христа в эпоху религиозного глубочайшего кризиса, приходит к образу «светлого» Демона, в котором видит не князя тьмы, а могучий творческий дух.

К работе над картиной художник возвращался в течение всей своей жизни. Современница вспоминала: «Несмотря на то, что картина была уже выставлена, Михаил Александрович каждый день с утра переписывал ее, и я с ужасом видела каждый день перемену. Были дни, что Демон был очень страшным, но потом опять появлялась в выражении его лица грусть и новая красота».
2.Наиболее последовательным импрессионистом в русской живописи был Игорь Эммануилович Грабарь.

-Что значит импрессионизм?

В его «Февральской лазури» (1904) воплотилось восторженное восприятие русской зимы. Невозможно лучше самого художника передать то потрясение красотой природы, которое он пережил: «Когда я взглянул на верхушки берез снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося мне зрелища фантастической красоты. Какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба».

-А вам приходилось видеть такую красоту в природе?

.

3 Марк Захарович Шагал.

Его творчество в равной степени принадлежит еврейской, русской и французской культуре. Главные его особенности – это сплав фантастики и быта, прошлого и будущего, мистики и реального. Он стоял у истоков сюрреализма. По словам художника, он стремился видеть мир особыми глазами, как будто только что родился. Большую часть жизни он прожил в Париже. По случаю его 90- летия ему была оказана редкая честь - уникальная выставка его работ была развернута в Лувре. Картина «Над городом».

-Почему герои картины летят? (сон, мечта, любовь окрыляет, можно находится в многолюдном городе и одновременно в мире двоих) Основоположник сюрреализма в России).

-Какого знаменитого зарубежного художника- сюрреалиста знаем? (Сальвадор Дали)
4.Василий Васильевич Кандинский – основоположник абстрактного искусства.

Стремился обрести способность свободного выражения чувства, чтобы «духовным взором проникнуть в глубину мироздания», услышать его тайную и прекрасную музыку и поведать о ней миру языком линий и красок. Автор книг «О духовном в искусстве», «Точка и линия на плоскости» и др.
5Казимир Малевич. Картина "Черный квадрат" 1913г..

В основе всех форм мира лежат простые формы: прямая, квадрат, треугольник, круг. В этих простых формах и надо выражать реальность. Отсутствует представление о левом и правом, верхе и низе, все направления равноправны. Пространство картины не подвластно земному тяготению. Возникает самостоятельный, замкнутый в себе мир.

"Черный квадрат" Малевича - это дно, финал самопознания. "Черный квадрат" - вообще не цвет, это могила всех цветов и одновременно возможность их возрождения из-под чёрной поверхности, новая культура должна познать мир до конца, разрушить мифы сознания. "Черный квадрат - это эксперимент Малевича, это перекодировка мира. Это была общая тенденция русской культуры накануне грозных событий национального разлома 1917-1920 гг.".

Удивительно, похоже, сложилась судьба большинства поэтов, писателей и художников, философов Серебряного века. Есенин и Маяковский погибли молодыми при весьма таинственных обстоятельствах. Кандинский и Шагал, Гиппиус и Мережковский, Бердяев и Рахманинов, Грабарь и Бенуа и многие другие покинули свою Родину в 20 годы, большую часть жизни прожили в эмиграции.

-Как вы думаете, почему такие люди оказались лишними в нашей стране?

(строится новое гос-во, индивидуальности ему не нужны).
.Учитель:

О музыкальности Серебряного века хочется сказать словами А. Блока:

В ночи, когда уснет тревога

И город скроется во мгле, -

О, сколько музыки у Бога,

Какие звуки на земле!

Подлинными символами музыкальной России да и не только России начала 20 века являются имена Анны Павловой в балете и Федора Шаляпина в оперном искусстве

Павлова Анна Павловна (на фоне музыки Сен-Санса) показать ролик о ней .Звучит рассказ ученицы:

Дочь отставного солдата и прачки. В 1891 году поступила в Петербургское театральное училище при содействии известной балерины Е.Соколовой. У худенькой, отличавшийся слабым здоровьем танцовщицы обнаружился волевой характер: она привыкла превозмогать себя и даже больной не отказывалась от выступлений на сцене. Огненный темперамент объяснял пристрастие Павловой к балетной Испании. В ее репертуаре всегда были характерные танцы: фанданго в опере «Кармен», уральская пляска в «Коньке-горбунке» и др.

В 1907 году Павлова впервые исполнила номер на музыку Сен-Санса «Лебедь». Номер сочинялся как бы впопыхах, в духе импровизации. Сама Павлова каждый раз исполняла его по-разному. Постепенно характер танца приобретал все более драматическую, трагическую окраску. В итоге изменилось даже название – лирический монолог балерины стал называться «Умирающий лебедь». Многие русские балерины позже повторяли этот танец. Образ «Умирающего лебедя» стал символом русского балета.

Павлова очень много гастролировала по Европе и Америке. Выступление русской балетной труппы всегда было большим событием. Нередко утром выступали в одном городе, а вечером в другом. Балерина приходилось выполнять по четырнадцать номеров в день. Выступления Павловой вызывали волну интереса к искусству балета- желание танцевать стало повальной модой. После начала Первой мировой войны, Павлова уехала за границу. И больше на Родину не вернулась. До конца жизни она кочевала по чужим странам, объехав почти весь свет. Русский балет входил в жизнь многих народов под знаком Павловой. Она умерла во время гастролей в Гааге от пневмонии, не дожив всего неделю до 50-летия. Она мечтала отметить свой юбилей на сцене. Последними ее словами стали «Приготовьте мне костюм Лебедя»

Федор Иванович Шаляпин. 1873-1938. Звучит запись «Очи черные»
Почему имя Ф.Шаляпина служит символом оперного искусства ?- Беседа с классом

Упражнение на закрепление материала (работа в группах с фрагментами стихотворений и репродукциями картин с целью определения направлений в поэзии и живописи )
Учитель: Конечно, в рамках одного урока мы не сможем охватить все явления культуры того времени.

Сегодня на уроке мы попытались получить представление о феномене Серебряного века

Так в чем же он состоит?- беседа с классом

Художественный уровень, открытия и находки в русской философской мысли, литературе и искусстве “серебряного века” в своей величественной мощи дали творческий импульс в развитии отечественной и мировой культуры. Не случайно академик Д.Лихачев заметил, говоря о культуре серебряного века: “Мы подарили Западу начало, нашего века..

Быть может, в этом - самый весомый вклад России в мировую культуру.

    

Рефлексия

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Домашнее задание: написать эссе «Мой серебряный век»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок в 9 классе «Этот мир очарований, Этот мир из серебра…» icon Вот смотрите читатель прислал разгадку типичной алиенской загадки....
Вот смотрите читатель прислал разгадку типичной алиенской загадки. И кафедра вас всех предупреждала, что этот мир "заколдован", в...
Урок в 9 классе «Этот мир очарований, Этот мир из серебра…» icon Урок «Тайна эпитета» Методическая информация
Формировать представление о поэзии как об особом взгляде на мир, учить воспринимать окружающий мир живым и одушевленным, ощущать...
Урок в 9 классе «Этот мир очарований, Этот мир из серебра…» icon «Этот жужжащий и ползающий мир Байкала» (Рекомендательный аннотированный...
Разработка и компьютерная верстка: зав отделом информационно-библиографической и эколого-краеведческой работы Мусихина Ю. А
Урок в 9 классе «Этот мир очарований, Этот мир из серебра…» icon Урок в 4Б классе по теме: «Путешествие в чудесный мир классики»
«Родная речь» 2 части, авторы-составители: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова
Урок в 9 классе «Этот мир очарований, Этот мир из серебра…» icon Этот безумный, безумный, безумный мир…
В новую книгу популярного писателя сатирика вошли произведения разных лет, в том числе «Путевые заметки якобы об Америке», написанные...
Урок в 9 классе «Этот мир очарований, Этот мир из серебра…» icon Урок литературы. «Жизнь и творчество В. А. Жуковского»
Одни романтики прославляли революционную борьбу, доблесть борцов, воспевали преданность Отчизне, гражданственность. Таким романтиком...
Урок в 9 классе «Этот мир очарований, Этот мир из серебра…» icon Домашний доктор для детей
Если у вас есть дети, вы, наверное, захотите, чтобы под рукой у вас всегда была такая книга, поскольку ваш ребенок пришел в этот...
Урок в 9 классе «Этот мир очарований, Этот мир из серебра…» icon Образовательная программа «Музей рассказывает…» г. Североуральск...
Мир музея – особый мир, попав в который, мы попадаем как бы в другое место и время
Урок в 9 классе «Этот мир очарований, Этот мир из серебра…» icon Сценарий мероприятия «Сказочный мир А. С. Пушкина»
Еще при жизни его называли “солнцем русской поэзии”. Пушкин первым из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык...
Урок в 9 классе «Этот мир очарований, Этот мир из серебра…» icon Задача партии подготовка необходимых политических, правовых и экономических...
Белорусская партия левых «Справедливый мир» (далее Партия «Справедливый мир») – политическая партия, объединяющая на добровольных...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции