Вызов глобализации




НазваниеВызов глобализации
страница1/8
Дата публикации04.10.2014
Размер0.61 Mb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8

Выступление протодиакона Андрея Кураева перед учителями в Томском институте повышения квалификации работников образования 4 — 5 марта 2010


Здравствуйте, дорогие коллеги!

В нашем общении будет три блока. В первой части я буду рассказывать о нашем эксперименте как таковом: его цели, задачи и методология. Во второй части пойдет речь о курсе «Основы православной культуры». В третьей части вас ждет презентация собственно учебника.

Наша встреча носит характер скорее психотерапевтический, чем методический. Моя задача привести вас из состояния растерянности в состояние… тоже растерянности. Точнее из состояния растерянности, которое синонимично отчаянию, в ту растерянность, которая будет близка к состоянию поиска.

Конечно, начинаемый эксперимент нарушает все мыслимые и немыслимые правила педагогики: спешка, неподготовленность, непродуманность… Есть риск, что учителя пойдут в классы вообще без учебников, и почти точно – учителя не успеют изучить учебники и осмыслить их как наедине, так и вместе с методистами… Но, что есть -то есть.

Зачем же нужен столь срочный эксперимент?

Наш курс – это судорожная попытка России спасти саму себя. Цена вопроса – наше будущее. Потому неправы те мудрые пескари, которые полагают: «На нашем веку была не одна попытка реформирования школы, поэтому и эту мы спокойно пересидим, подождем, пока пройдет очередная блажь начальства. Главное — не дергаться, подождать годика два, а потом все придет на свои круги».

Это не так. Той школы, которая есть сейчас, уже не будет. Сработал закон отрицания отрицания. Советская школа была школой воспитательной, но очень партийной. Эта ее идеологизированность вызвала естественный протест общества, и реформа школы конца 80-х годов пошла под лозунгом: школа должна давать только информацию, а воспитание – это дело только семьи. Увы, воспитание, изгнанное из школы, до дома не дошло. Во многих неполных семьях матери хватает лишь на то, чтобы накормить дитя. Но и не во всех даже полных семьях есть время для общения со своим школьником. А даже если время есть, то нет или интереса к воспитанию или же педагогического таланта. В итоге во многих семьях главным воспитателем стал телевизор. Кстати, я вычислил формулу конца света: «Когда передачу «Дом-2″ станут показывать по телеканалу «Культура».

Чтобы сериал «Школа» не стал реальной школой, воспитание должно вернуться в школу. И по этому вопросу уже есть новый общественный консенсус.

Так что наш эксперимент – это лишь часть тех глобальных перемен, которые намечены в системе образования. Новые образовательные стандарты предполагают, что результатом педагогического труда будет не просто энциклопедист, а человек с определенными навыками, среди которых будут и навыки совестной реакции.

Кроме того, курс «Основы религиозных культур и светской этики» — это попытка России ответить на три серьезных вызова современности.

Вызов глобализации


Первых из них – глобализация. Мы и наши дети живем на информационном сквозняке. Новая мировая архитектура предполагает, что в мире не должно быть границ, и по миру должны спокойно передвигаться люди, идеи, технологии и капиталы.

Жак Аттали – директор Европейского банка реконструкции и развития начала 90-х годов — говорил, что цивилизация XXI века – это цивилизация кочевников: «Покончив с любой национальной привязкой, порвав семейные узы, заменив все это миниатюрными микропроцессорами, такие граждане–потребители из привилегированных регионов мира, превратятся в богатых номадов» (Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия. Победители и проигравшие наступающего мирового порядка. М., 1993, с. 18)[1]. Что это означает?

…Раз в году мы с ужасом смотрим на экраны телевизоров, являющие нам американские города, разрушенные ураганами, пришедшими с Карибского моря. Многие годы, глядя на это, я задавал себе вопрос: какой силы должен быть ветер, чтобы разрушить наши рублевские особняки? Но побывав за океаном, я понял, что все эти шикарные дома в США – это производство фирмы «Ниф-Ниф и Наф-Наф». Они все из фанеры. Но стоит эта фанера на очень серьезном фундаменте — мировоззренческом. Если дом строится как заранее обреченная и непрочная времянка – значит, у общества просто нет установки на создание родового гнезда. Для американцев важнее работа, а не жилье.

Российское общество в этом смысле не столь мобильно. Наши люди предпочтут жить впроголодь в родном городе, чем поехать за длинным рублем в даль туманную. Люди современной западной формации настроены иначе. В этом они подобны детям советского офицера: у них нет чувства малой Родины. Такой ребенок родился в одном городе, в детский садик пошел в другом; в первый класс он шел по одной улице, а в пятый — совсем по другой…

В эпоху глобализации и чувство большой Родины должно свестись к чисто спортивной самоидентификации: вспоминай про свою страну только во время чемпионата мира по какой-нибудь чепухе. А в остальное время смирно работай на какую-нибудь транснациональную корпорацию.

Чтобы человек легко мог передвигать свои руки туда, где они нужна транснациональной монополии, у его сердца не должно быть глубоких корневых привязок к малой и большой Родине.

Как на этот вызов глобализации реагировать? Можно радостно отозваться на него в духе Владимира Маяковского: «Чтобы в мире без Россий и Латвий жить единым человечьим общежитием». Этот путь мы проходили в СССР, и видели его карабахский тупик. Попытка асфальтирования и заливки гудроном национального разнообразия наших культур на наших глазах кончились националистическими бунтами и развалом государства.

Но если мы хотим сохранить свое национальное и культурное своеобразие, надо найти способ донести это своеобразие до наших детей. Тут есть два пути.

Первый — путь Северной Кореи: установить железный занавес по периметру границ. Но это тупиковый путь.

Второй путь – научиться жить на информационном и глобальном юру. Именно – жить, а не просто присутствовать и поддаваться влияниям. И тогда, заметив наше разнствование, мы учимся о нем корректно говорить: с любовью о каждой из наших культур, о каждой из наших традиций.

В начале 90-х годов посланцы модернизирующего Министерства образования РФ любили говорить, что школа должна готовить ребенка к жизни в современном мире. Эта подготовка была в их замысле трехчленной: ребенок должен выйти из школы

- со знанием компьютера;

- со знанием иностранного языка;

- с умением толерантно-уважительно относиться к другим культурам.

Конечно, это очень хорошие умения. Но почему-то эти засланцы забывали сказать об уважении, понимании и знании своей культуре. Эти грантоеды проявляли странную и упорную забывчивость, едва речь заходила не о чужой, а о родной культуре.

Как-то странно воспитывать уважение к чужим святыням, не воспитав того же чувства по отношению к своим. Тот, кто может помочиться на руины православного храма, никогда не поймет святыню другого человека, другой цивилизации, если у него своих святынь нет. Если ты не понимаешь Есенина, ты не полюбишь Шекспира или Данте. Поэтому сначала ты полюби свое, а потом, с имеющимся уже опытом любви, желания, благоговения к своему, подходи и благоговей перед чужой святыней.

Конечно, дети должны уметь жить в современном мире. Они должны быть к нему приспособлены. Но если на улице минус двадцать, то это не значит, что перед выходом на улицу нужно забраться в холодильник и охладить себя до минус десяти. Напротив, я должен утеплить себя, разогреть, выпить чашку горячего чая, укутать горло — и так пронести свое тепло сквозь вьюгу.

В биологии это называется закон Кеннона (У. Кеннон – автор термина «гомеостаз»-уравновешенность): совершенство живого организма определяется степенью его независимости от температуры окружающей среды [2]. По этому критерию теплокровные животные считаются выше хладнокровных.

Что такое Россия по мысли западных политиков? Это хладнокровный объект геополитических манипуляций, который должен свободно расслабляться, и позволять делать с собой все, что хотят наши «западные партнеры»? (пишу в кавычках и с некоторым трепетом потому, что, как кажется, словарь русского мата недавно обогатился новым выражением: когда Путин произносит «наши западные партнеры», это звучит с такой интонацией, что понимаешь: это эвфемизм, заменяющий трехэтажную конструкцию). Или же мы можем быть теплокровным субъектом собственной истории? Если нам ближе второй ответ – значит, у нас должно быть знание собственной идентичности.

Понятно, такое наше стремление дарит нам серьезных оппонентов. Это не просто недоумки, которые чего-то недопонимают. Эти люди как раз хорошо понимают, ради каких целей и денег надо задушить патриотизм и религиозную самоидентификацию. И, конечно, они будут перевирать и выворачивать наизнанку все, что могло бы согреть и сохранить Россию. И мы это хорошо видим в определенной прессе…
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вызов глобализации iconРабочая программа учебной дисциплины россйский сегмент глобальных...
Обосновывает ключевое положение курса «Глобализация является современной формой развития международных финансовых рынков», определяются...

Вызов глобализации iconПрограмма учебной дисциплины Литература без границ: художественная...
Целями освоения дисциплины «Литература без границ: художественная словесность в условиях глобализации» являются

Вызов глобализации iconНил Доналд Уолш Завтрашний Бог. Величайший духовный вызов
Хотя воспроизведённые здесь беседы изначально представляли собой единое целое, в этой книге они разделены на две части

Вызов глобализации iconПрограмма международной научной конференции 26 марта 2013 26 марта 2013г
Карасик В. И. (Волгоград) Лингвосемиотика глобализации: ключевые эмблемы и символы

Вызов глобализации iconВ. К. Корепанов Альметьевский государственный институт муниципальной службы (агимс)
...

Вызов глобализации iconГосударственный суверенитет в условиях глобализации
Глобализация означает не только интернационализацию связей, но и создание общемировой целостности, где каждый элемент целого превращается...

Вызов глобализации icon«Повесть Л. Андреева «Иуда Искариот»- вызов 5 мин
Цель урока: рассмотреть образ главного героя повести, дать характерис-тику его поступкам, действиям, развивать логическое и критическое...

Вызов глобализации iconМировая среда и развитие россии: этика глобальной цивилизации
Социально-гуманитарные проблемы современности в условиях глобализации культур в рамках взаимодействия национальных цивилизаций остаются...

Вызов глобализации iconСергей Георгиевич Кара Мурза Истмат и проблема Восток Запад
В свете угрозы глобализации перед Россией встает проблема: как сохранить свой культурный генотип, свою цивилизацию

Вызов глобализации iconДжекоба Коннера «Христос не был евреем»
Пока он еще не наступил. Почти весь мир продолжает лежать во лжи ереси, которой бросает вызов американский консул. Но это теперь...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции