Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена в соответствии с требованиями программы обучения




Скачать 442.82 Kb.
Название Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена в соответствии с требованиями программы обучения
страница 1/5
Дата публикации 04.10.2014
Размер 442.82 Kb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2   3   4   5


Аннотация

к рабочей программе по чтению и развитию речи

7 класс

Учитель: Соловьева Л.А.
Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена в соответствии с требованиями программы обучения под редакцией В.В. Воронковой Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС – 2011. – Сб. 1

Опирается на Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ; Образовательную программу КОУ «Тарская школа - интернат» 2013 – 2016 года.

Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена с учётом интеллектуальных и психологических особенностей обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Программа учитывает особенности познавательной деятельности учащихся, способствует их умственному развитию.

Настоящая программа рассчитана на учащихся 7 классов.

Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (45 мин).

В 7 классах – 102 часа в год, 3 часа в неделю. Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов.

Структура рабочей программы:


  1. Пояснительная записка.

  1. Цель и задачи программы.

  2. Контингент обучающихся.

  3. Планируемый результат.

  4. Методы обучения.

  5. Формы организации учебного процесса.




  1. Тематический план.

  1. Особенности тематического плана по письму и развитию речи.

  2. Распределение времени на прохождение программного материала

по четвертям, по часам.


  1. Содержание программы.

3.1.Общая характеристика учебного предмета.

3.2. Межпредметные связи.

3.3.Организация учебного процесса.


  1. Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

4.1.Контроль учет знаний и практических умений учащихся.

4.2.Требования к результатам формирования жизненной компетенции.


  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

5.1.Учебная литература.

5.2.Научно – методическая литература.

5.3.Литература для учащихся.
Приложение.

Приложение 1. Проверка знаний, умений и навыков учащихся по чтению и развитию речи

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена в соответствии с требованиями программы обучения под редакцией В.В. Воронковой Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС – 2011. – Сб. 1

Опирается на Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ; Образовательную программу КОУ «Тарская школа - интернат» 2013 – 2016 года.

Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена с учётом интеллектуальных и психологических особенностей обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Программа учитывает особенности познавательной деятельности учащихся, способствует их умственному развитию.

Литературный материал расширяет область развития жизненной компетенции обучающихся за счет формирования доступных ему базовых навыков коммуникации, социально-бытовой адаптации, готовя их, насколько это возможно, к активной жизни в семье и социуме.

Основной целью программы является развитие умения осмысленного чтения литературных текстов доступного содержания и уровня сложности. Ознакомление обучающихся с программными литературными произведениями является одним из факторов социально-бытовой ориентированности, залогом более успешной интеграции в общество.

В ходе преподавания данного предмета решается ряд задач, таких как:

  1. Овладение навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений.

  2. Повышение способности понимать прочитанное.

  3. Формирование интереса к чтению.

  4. Понимание значения навыка чтения.

  5. Развитие устной связной речи.

На примере чтения художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка.

Специальная задача коррекции речи и мышления обучающихся с ОВЗ является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

Содержание программы учитывает необходимость следования принципу практической направленности обучения, что побуждает использовать в обучении произведения, интересные для чтения. С этой целью используются как фрагменты классических произведений отечественной и зарубежной литературы, так и статьи из детских журналов и газет. Следует помнить, что обучающиеся с ОВЗ значительно успешнее воспринимают тот материал, который вызывает у них эмоциональный отклик, побуждает к переживаниям за того или иного героя.

Большое внимание на уроках чтения и развития речи уделяется межпредметной связи с уроками развития устной речи. Этому процессу способствует:

  • обогащение пассивного и активного словаря обучающихся в процессе работы над литературным произведением;

  • умение объяснить значение некоторых слов и выражений с помощью подстрочного /и толкового/ словаря;

  • участие в чтении драматических произведений по ролям, вырабатывающие у обучающихся правильные эмоциональные интонации в устной речи;

  • участие в обсуждении произведения, которое совершенствует умение ведения диалога обучающимися;

  • заучивание стихотворных произведений;

  • использование приема «обмен информацией» на уроках внеклассного чтения в виде пересказа самостоятельно прочитанных статей из детских журналов, газет.

Формы организации учебного процесса.

В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры.

В преподавание предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический. Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.

Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:

  • составление планов;

  • краткие и подробные пересказы текста;

  • устные сочинения-характеристики героев;

  • развитие художественной фантазии у детей;

  • придумывание финала, опираясь на развитие событий.

Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).

Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного), направленный на развитие речи учащихся. Только в этом случае школьники могут стать полноценно развитой личностью, адаптированной к условиям реальной жизни.

Обучение построено на принципах: принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. Меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения. Становятся более разнообразными формы работы с текстом, методы и приёмы обучения, применяются ТСО: фрагменты кино (презентация, DVD) мультфильмов,

мультимедиа, музыкальные фрагменты.

Типы урока:

• Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала) Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

• Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок) Имеет целью выработку умений по применению знаний.

• Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок) Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

• Урок контроля, оценки и коррекции знаний – контрольная, проверочная работа. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками

• Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок развития речи.

Методы и приёмы обучения: словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой), наглядный (наблюдение, демонстрация), практический.

Формы работы: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с

картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок, заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении.

Виды деятельности учащихся основаны на переработке устного и письменного текста: составление плана текста; пересказ текста по плану; пересказ текста по предполагаемым вопросам; продолжение текста; выразительное чтение; чтение наизусть; чтение по ролям;

Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе устных опросов, проведения открытых и закрытых тестов, заданий на установление соответствия, ответов на вопросы. Тексты контрольно-измерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого ученика с 5 по 9 класс. Контроль осуществляется по завершению изучения творчества писателя

(промежуточный контроль). Время, отводимое на уроке для контроля, – 5-15

минут.

Ожидаемые результаты.

• Овладевать навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;

• научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;

• быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированность нравственных качеств.

II. Тематический план.

С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению и развитию речи предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.

В 7 классах продолжается работа по объяснительному чтению как продолжение предыдущего этапа, поэтому используется тематический принцип подбора литературного материала. Рекомендуемые произведения становятся более объемными, тематически и жанрово более обогащенными, что создает предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта учащихся.

Рекомендации программы по содержанию данного этапа обучения обусловливаются монографическим принципом. Следуя основным положениям уроков литературного чтения, рекомендуется знакомить учащихся с биографическими сведениями об авторе, сообщать некоторые литературоведческие понятия, отрабатывая их в процессе практической деятельности. Среди них жанры народного творчества (сказка, былина, песня, пословица, поговорка, песня, загадка); виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных); языковые особенности сказки (присказка,

зачин, троекратные повторы); жанры художественных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворение, поэма). Учащиеся учатся различать тему и идею произведения, выявлять характерные черты литературного героя, понимать юмор.

Настоящая программа рассчитана на учащихся 7 классов. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (45 мин). В 7 классах – 102 часа в год, 3 часа в неделю. Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.

Календарно – тематический план

по чтению и развитию речи

для 7 класса


I четверть




Тема урока

Дидактическая цель

Умения, навыки

Речевой материал

Количество часов

Дата




«Устное народное творчество»
















1.

Жанры устного народного творчества

Учить различать жанры устного народного творчества

Уметь различать жанры устного народного творчества

Жанр, былина, сказка, пословица, загадка


2

03.09

04.09




«Сказки»
















1.

Русская народная сказка

«Сивка - бурка»

Учить выразительному чтению содержания произведения по ролям

Уметь выразительно читать содержание произведения по ролям

За пазуху, себе на уме, видимо - невидимо


2

06.09

10.09

2.

Русская народная сказка «Журавль и цапля»

Учить выразительному чтению содержания произведения по ролям

Уметь выразительно читать содержание произведения по ролям

Семь верст, несолоно нахлебавши


1


11.09

3.

Русская народная сказка «Умный мужик»

Учить выразительному чтению содержания произведения по ролям

Уметь выразительно читать содержание произведения по ролям

Не побрезгуй, голь на выдумки хитра, богатством ума не купишь


1


13.09




«Былина»
















1.

«Три поездки Ильи Муромца»

Учить делить текст на части и озаглавливать их, пересказывать содержание текста по плану

Уметь озаглавливать части текста и пересказывать по плану

Казначей, горенка


2


17.09

18.09




«Народные песни»
















1.

«Ах, кабы на цветы не морозы …»

Учить подбирать темп и соответствующую содержанию интонацию

Уметь выразительно читать стихотворное произведение

Кручина


1


20.09

2.

«По улице мостовой»

Учить подбирать темп и соответствующую содержанию интонацию

Уметь выразительно читать стихотворное произведение





1


24.09

3.

Пословицы

Учить выделять главную мысль произведения

Уметь выделять главную мысль произведения





1


25.09

4.

Внеклассное чтение

Лагин Л.Н. «Старик Хоттабыч»

Учить делить текст на части и озаглавливать их, пересказывать содержание текста по плану

Уметь озаглавливать части текста и пересказывать по плану





1


27.09

5.

Загадки

Учить выбирать в тексте слова и выражения, характеризующие предмет

Уметь отвечать на вопросы словами произведения





1


01.10




«Из произведений русской литературы XIX»
















1.

Основные сведения из жизни и творчества А.С. Пушкина

Расширять знания о жизни и творчестве писателя

Знать основные сведения из жизни и творчества А.С. Пушкина

Лицей, гувернер, рать, сень наук


1


02.10

2.

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Учить подбирать темп и соответствующую содержанию и смыслу текста интонацию; высказывать отношения к поступкам героев

Уметь выразительно читать стихотворное произведение

Булат, брег, терем, злато


5

04.10

08.10

09.10

11.10

15.10


3.

А.С. Пушкин

«Зимний вечер»

Учить подбирать темп и соответствующую содержанию и смыслу текста интонацию

Уметь выразительно читать стихотворное произведение

Обветшалая, лачужка, веретено


1


16.10

4.

А.С. Пушкин

«У Лукоморья»

Учить подбирать темп и соответствующую содержанию и смыслу текста интонацию

Уметь выразительно читать стихотворное произведение

Златая, Лукоморье, поэма, чредой, дол, злато


2


18.10

22.10




А.С. Пушкин

«Руслан и Людмила»

Учить делить текст на части и озаглавливать их, пересказывать содержание текста по плану

Уметь озаглавливать части текста и пересказывать по плану





1


23.10

5.

Основные сведения из жизни и творчества М.Ю. Лермонтова

Расширять знания о жизни и творчестве писателя

Знать основные сведения из жизни и творчества М.Ю. Лермонтова

Дуэль


1


25.10

6.

М.Ю. Лермонтов

«Бородино»

Учить выбирать в тексте слова и выражения, характеризующие картины и героев

Уметь отвечать на вопросы словами произведения

Редут, лафет, бивак, кивер, хват, булат, бусурманы


2


29.10

30.10

7.

Внеклассное чтение

Д. Дефо «Робинзон Крузо»

Учить делить текст на части и озаглавливать их, пересказывать содержание текста по плану

Уметь озаглавливать части текста и пересказывать по плану





1


01.11
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена в соответствии с требованиями программы обучения icon Программа по «Чтению и развитию речи» для 9 класса составлена на...
Настоящая программа по «Чтению и развитию речи» для 9 класса составлена на основе программы В. В. Воронковой «Русский (родной) язык»...
Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена в соответствии с требованиями программы обучения icon Рабочая программа по литературному чтению Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена в соответствии с требованиями фгос ноо и авторской программы «Литературное...
Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена в соответствии с требованиями программы обучения icon Пояснительная записка рабочая программа по чтению и развитию речи...
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов издательства «Владос» 2011г под ред....
Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена в соответствии с требованиями программы обучения icon Рабочая программа по чтению и развитию речи 8 класс
Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания образования для 8 класса, изложенного в Программе по чтению...
Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена в соответствии с требованиями программы обучения icon Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе...
Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Республики Алтай для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена в соответствии с требованиями программы обучения icon Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе коррекционной...
Программа рассмотрена на заседании методического объединения учителей-филологов мбоу саранпаульская сош
Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена в соответствии с требованиями программы обучения icon Пояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению в 4 классе
«Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования...
Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена в соответствии с требованиями программы обучения icon Рабочая программа учебного курса по литературному чтению для 2 класса...
Рабочая программа «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями фгос ноо, на основе следующих документов
Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена в соответствии с требованиями программы обучения icon Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного...
Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена в соответствии с требованиями программы обучения icon Рабочая программа по чтению предназначена для развития речи учащихся...
Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции