Пояснительная записка
Идея содержания программы
Процесс формирования петербургского наследия непрерывен. Каждый горожанин помимо собственной воли и желания принимает в нем участие. Однако каждый петербуржец сам определяет свою роль в этом процессе: потребителя, хранителя, разрушителя, создателя наследия.
Цель программы:
Способствовать тому, чтобы, подросток смог воспринимать:
• городские объекты, музейные экспозиции, семейные реликвии, городские и семейные традиции как значимое наследие, необходимое всем петербуржцам (в том числе и лично ему), оставленное предками и обогащаемое ныне живущими;
• себя как «наследника Великого Города», «пользователя» петербургского наследия и участника процесса его формирования.
1. Продолжить формирование устойчивого познавательного интереса к городу, предоставив каждому ученику возможность анализировать процесс формирования петербургского наследия, объяснять его уникальные особенности, видеть проблемы сегодняшнего дня и перспективы дальнейшего развития.
2. Способствовать пониманию учащимися значимости (ценности) петербургского наследия для современных петербуржцев, для чего необходимо углубить и расширить имеющиеся у ребенка знания:
- об этапах формирования природно-культурного и культурного наследия Санкт-Петербурга, что необходимо для понимания непрерывности этого процесса;
- о конкретных памятниках и традициях разных эпох, раскрывающих одну из граней петербургского наследия (истории, экономике, образовании, науке и т.д.), что необходимо для понимания значимости городских объектов, петербургских традиций;
- о знаменитых и рядовых создателях петербургского наследия – представителях различных эпох, разных сословий и национальностей; об условиях их жизни и проблемах, схожих и отличающихся от современных; о путях преодоления этих проблем; об особенностях этики поведения горожанина (петербуржца), что необходимо школьникам для понимания традиционности некоторых проблем городской жизни; понимания роли каждого горожанина как носителя городской (петербургской) культуры;
- о специфике Петербурга, как города особого статуса (бывшей столицы, «культурной столицы», «города музея», крупного экономического центра и т.д.), что необходимо подростку для восприятия себя петербуржцем, гражданином города;
- о значении города как центра края, отечественной, а затем и мировой культуры, что необходимо для понимания его роли в жизни региона (Ленинградской области), России, мира.
3. Способствовать дальнейшему формированию у учащихся умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни:
• ориентироваться в культурном пространстве города,
• понимать особенности городских объектов как источников информации о разных исторических периодах, о различных сторонах городской жизни, о разных петербуржцах;
• применять полученные знания в учебной и повседневной ситуации;
4. Способствовать совершенствованию общеучебных умений учащихся
5. Содействовать выражению учащимися собственного впечатления от памятников наследия и их создателей, проявлению ими собственного отношения к городу и его изучению.
Прогнозирумые результаты
Формирование познавательного интереса к изучению города частично выражается:
-в желании совершить познавательные прогулки по городу, в музеи; в чтении дополнительной литературы; в желании выполнять творческие задания;
-следить за событиями, происходящими в городе;
-в стремлении реализовать свои знания и умения, принять участие в конкретных практических делах исследованиях, мониторингах и т.д.
Выпускники 8 класса:
- грамотно произносят, пишут и используют термины и понятия, обозначенные в программе;
- указывают хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петербурга, называют важнейшие для каждого периода исторические события; соотносят их с памятниками наследия;
- называют конкретный памятник или группу памятников, разъясняют о какой гране или гранях петербургского наследия они «рассказывают» (об истории, экономике, образовании, науке или др.), объясняют их ценность (утилитарную, историко-культурную, общественную значимость или др.) для современников и в настоящее время;
- называют петербургские традиции, разъясняют причины их появления или исчезновения, рассказывают о них, оценивая их позитивные и негативные стороны;
- называют фамилии знаменитых петербуржцев, соотносят их с соответствующими памятниками наследия, рассказывают об их жизнедеятельности; высказывая свое мнение о вкладе каждого из них в культурное наследие Санкт-Петербурга;
- разъясняют особенности формирования петербургского населения и специфику его состава, указывают условия жизни горожан (жителей имперской столицы,); перечисляют традиционные проблемы горожан и городского хозяйства; рассказывают об особенностях быта горожан, которые определяли повседневную культуру всех остальных жителей Петербурга;
- объясняют на конкретных примерах (памятниках, традициях, судьбах конкретных людей) возможности, предоставляемые городом - «ареной» истории, центром экономики, образования, просвещения, художественной культуры для реализации жизненных планов людей;
- узнают, описывают и объясняют герб Санкт-Петербурга; узнают и описывают флаг города; знают мелодию и слова гимна; раскрывают основные положения содержания Устава Санкт-Петербурга;
- объясняют на конкретных примерах последствия природно-географических условий для формирования культурного наследия нашего края и Санкт-Петербурга;
- указывают основные периоды развития нашего края, роль Петербурга в развитии края (Ленинградской области), связи нашего края со странами Балтийского региона, Европы, мира..
Ориентируются по различным видам карт (карта транспорта, достопримечательностей, историческая, экологическая, Topplan и др.), рекомендованным учителем:
- находят на карте нужные объекты;
- прокладывают оптимальные маршруты;
- читают карты как источник информации;
Ориентируются в реальном городском и музейном пространстве;
(по природным ориентирам, по городским ориентирам и доминантам; по маршрутному листу; по картам);
- объясняют необходимость соблюдения правил поведения горожанами; бережного отношения к памятникам наследия; оценивают поведение горожан; решают ситуационные задачи; дают оценку собственного поведения;
- регулярно посещают учебные экскурсии и прогулки; сообщают одноклассникам об «открытиях», сделанных во время самостоятельных учебных прогулок; следят за событиями в городе по СМИ, Интернету и др. источникам
Умеют:
- извлекать необходимую информацию из разных письменных источников (справочников, научно-популярной литературы, Интернета);
- узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; «исследовать» изображение (рассматривать, выделять главное, сравнивать с другими изображениями); описывать объект как памятник всемирного и петербургского культурного наследия;
- самостоятельно «считывать» информацию из реальных городских объектов и музейных экспонатов, делая вывод о значение (значимости) этого петербургского памятника; составлять отчет об исследованном городском объекте (заполнить Лист прогулки);
- обращаться к родственникам, знакомым и незнакомым горожанам как к источникам краеведческой информации (формулировать вопросы; проводить анкетирование; брать интервью);
- Умеют :
- используя ранее полученные знания (по другим учебным дисциплинам, из СМИ, музейных экспозиций, дополнительной литературы, сайтов Интернета), разъяснить, объяснить роль конкретных памятников, традиций, людей в определенный период истории города, их значение для развития культуры города;
- применять полученные знания и умения в реальной жизни (в общении с одноклассниками, младшеклассниками, родителями, гостями города; в различных житейских ситуациях: найти адрес, перейти улицу, вызвать водопроводчика, выбрать нужное учебное заведение и т.д.);
-Умеют:
- сравнивать, сопоставлять реальные памятники, а также и их изображения;
- комментировать текст, выделять главную мысль в тексте, составлять развернутый план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения по дополнительной литературе (не 2 и более источникам); работать над ученическим рефератом;
- обосновывать, аргументировать, доказывать, аргументировать свой ответ (мнение, точку зрения, оценку);
- извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, задавая им вопросы;
Формирование ценностного отношения к наследию Петербурга у учащихся частично выражается
- в их оценках и суждениях о культурном потенциале города, его роли в жизни России, о проблемах города;
- в выполнении творческих заданий (среди которых задание «Каким предстает перед тобой образ Города?»);
- в их повседневной жизни;
- в участии их в городских акциях,
- в оценочных суждениях о конкретных объектах, традициях, а также исторических периодах развития города; современности.
Учебно-методический комплекс.
1.Ермолаева Л. К. История и культура Санкт-Петербурга. Ч. 2. (XIX век – начало XX века.): Учебник по истории и культуре Санкт-Петербурга для учащихся 8 класса/ Ермолаева Л. К., Захарова Н.Г., Казакова Н.В., Калмыкова Е.В., Лебедева И. М., Смирнова Ю.А., Шейко Н. Г.– СПБ, СМИО Пресс,2012.
Дополнительная литература
1.Гордин А. М., Гордин М. А. Путешествие в пушкинский Петербург. – СПб., 2003.
2.Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало XX века / Сост. Г. Исаченко. - СПб., 1998.
3.Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). — СПб., 1994.
4.Лотман Ю. М., Погосян Е. А. Великосветские обеды. - СПб., 1996.
5.Длуголенский Я. Н. Век Достоевского. В 2х ч. – СПб., 2005- 2007.
6.Засосов Д. А., Пызин В. И. Из жизни Петербурга 1890-1910-х годов. - Л., 1991.
7.Муравьева И. А. Век модерна. – СПб., 2001- 2004.
8.От конки до трамвая / Сост. Е. Шапилов, М. Величко, Л. Процай, Н. Буйникова. - СПб., 1993.
9.Успенский Л. В. Записки старого петербуржца. — Л., 1970
Четвертый год обучения. 8 класс.
Часть 2. (XIX век – начало XX века).
Тема
|
Тема урока
|
Понятия и термины
|
Основные вопросы содержания
|
Количество часов
|
Учебное пособие
|
Тип урока
|
Форма контроля
|
Тема 4. Столица крепостнической России. (Первая половина XIX века).
Тема 5. Наследие Санкт-Петербурга – Петрограда (1854-1917 гг.)
Тема № 6. Наш край в XIX – начале XX вв.
|
Карты и облик Санкт-Петербурга.
|
Канал, бульвар,доминанта, государственное учрежление, храм.
|
1.Границы, центр города, природные ориентиры (Нева и другие реки, каналы центра, Обводный канал).
2.Бульвар около Адмиралтейства, Александровский парк.
3.Городские доминанты (здания государственных учреждений, храмы). 4.Район проживания учащихся на карте города
|
1
|
Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга. Часть 2. (XIX век-начало XX века). Введение.
|
Урок-беседа. Работа с картами.
|
Работа на уроке
|
Ансамбли, набережные, мосты, городская скульптура
|
Ансамбль, фасад, особняк, «красная линия», набережная, пристань
|
1.Главные площади СПБ.
2. Застройка центральных улиц.
3.,Аничков, Банковский, Инженерный, Благовещенский мосты.
|
1
|
1
|
Урок-беседа с использованием ИКТ.
|
Работа на уроке, д/з
|
Санкт-Петербург – «зеркало» и «арена».
|
Памятник, Александровская колонна, штандарт, флагшток
|
Петербургские памятники, напоминающие об истории России: о победе в Отечественной войне 1812 г., деятельности декабристов, строительстве первых в России железных дорог.
|
1
|
2, стр. 16-19.
|
Урок-беседа с использованием ИКТ.
|
Опрос, работа на уроке, д/з
|
Петербургские памятники и традиции
|
Императорский двор, великокняжеский дворец, наследие,
памятники истории
и культуры, гравюры Б Патерсена
|
1.Петербургские памятники и традиции, напоминающие о событиях, значимых в истории города: о праздновании 100-летнего юбилея города; наводнении 1824 г.; пожаре в Зимнем дворце.
2.Памятники императорам Александру I и Николаю I.
3.Императорские дворцы, великокняжеские дворцы
|
1
|
2, стр.20-23.
|
Комбинированный урок
|
Проверочная работа, д/з
|
Петербург – военная столица
|
Топоним,казарма, манеж.
|
Памятники, напоминающие о Петербурге – военной столице: топонимы, храмы, здания казарм.
|
1
|
3.
|
Урок-беседа с использованием ИКТ.
|
Опрос, работа на уроке, д/з
|
Петербург – центр православной религии.
|
Собор, лавра
|
Кафедральные соборы – Петропавловский, Троицкий в Александро-Невской лавре, Казанский и Исаакиевский; Александро-Невская лавра.
|
1
|
4.
|
Урок-беседа с использованием ИКТ.
|
Работа
на уроке, проверочная
работа
|
Санкт-Петербург – центр образования, просвещения и науки.
|
Царскосельский
лицей, частная
библиотека,
Н.П. Румянцев,
Гимназия.
|
1.Учебные заведения для дворянских детей: гимназии, Царскосельский лицей, университет, Горный институт. 2.Учебные заведения для детей из «разных чинов»: училища, Технологический институт.
|
1
|
5.
|
Беседа,
групповая
работа, работа с
наглядностью,
текстом,
дискуссия
|
Опрос, работа
на уроке, д/з
|
Первая в России Публичная библиотека. Новый Эрмитаж – музей
|
Смирдин А. Ф., Публичная
Библиотека, обсерватория
|
Книжная лавка А. Смирдина как центр просвещения. Научные центры России в Петербурге: Академия наук, Пулковская обсерватория.
|
1
|
6.
|
Урок-беседа
|
Опрос, работа
на уроке, д/з
|
Литературный Петербург
|
Литературный салон,
|
1.«Золотой век» русской литературы. 2.Памятники писателям: А.С.Пушкину, М.Ю.Лермонтову, И.А.Крылову, н.В. Гоголю, Ф.М.Достоевскому
|
1
|
7.
|
Комбинированный урок
|
Проверочная работа, работа
на уроке, д/з
|
Театральный и музыкальный Петербург.
|
Императорский театр, бельэтаж, ярус, царская ложа
|
Александринский и Михайловский театры. Актеры В.А Каратыгин, Е.С.Семенова,балерина А.И.Истомина Филармоническое общество. Памятник М.И.Глинке.
|
1
|
8.
|
Урок-беседа с использованием ИКТ
|
Опрос, работа
на уроке, д/з
|
Санкт-Петербург – центр художественной культуры.
|
Академия художеств,Ф.Бруни, А.А.Иванов, П.А.Федотов, П Соколов,С.Пименов,П.Клодт, С.Демут-Малиновский
|
1. Академия художеств и
ее влияние на развитие
живописи и скульптуры
в первой половине XIX
в.
2. Шедевры живописи в
коллекциях
петербургских музеев
(авторы и стили).
3. Наследие
петербургских
скульпторов.
|
1
|
9.
|
Урок-беседа с использованием ИКТ
|
Работа
на уроке, д/з
|
Ансамбли площадей.
|
Архитектурный шедевр, К.Росси, улица Зодчего Росси.
Барокко, классицизм.
|
Дворцовая, Сенатская, Биржевая площади. Площадь Искусств, площадь Островского и Ломоносова.
|
1
|
10.
|
Урок-беседа с использованием ИКТ
|
Проверочная работа,работа
на уроке, д/з
|
Санкт-Петербург – центр торговли.
|
Биржа, Таможня, мыто,порт, пакгауз, буян
|
1.Стрелка Васильевскго острова
2. Сенной, Апраксин. Сытный, Кузнечный рынки.
3. «Пассаж», кондитерские.
|
1
|
11.
|
Урок-беседа
|
Опрос, работа
на уроке, д/з
|
Санкт-Петербург – место жительства горожан.
|
Генерал-губернатор,
Городская Дума.
Мусорщик,золотарь.
Главпочтамт.
Кутузка.
,
|
Быстрый рост населения столицы, особенность состава населения. Учреждение пожарной охраны города; освещение и мощение улиц, первые тротуары, урны; водоснабжение
|
1
|
12, гл.1-2
|
Урок-беседа
|
Работа
на уроке, д/з
|
Открытие больниц, приютов
|
Приют. Омнибус,империал, тротуар
|
Открытие Мариинской больницы, приютов для детей сирот и инвалидов; появление почтовых ящиков, общественного транспорта
|
1
|
12, гл.3-4
|
Урок-беседа
|
Работа
на уроке, д/з
|
Повседневная жизнь петербуржцев.
|
Аристократы, дворяне,крепостные крестьяне, ремесленники, помещики, купцы
|
1. Как жили дворяне
2.Дворянское воспитание и образование.
3.Не аристократические районы СПБ.
4.Жизнь крепостных, обедневших дворян, помещиков, купцов в СПб.
|
1
|
13.
|
Урок-беседа
Сообщения учеников
|
Работа
на уроке, д/з
|
Петербургские традиции
|
Семейные вечера, клубы, балы, Пасха, Рождество, масленичные гулянья.
|
1. Отдых, развлечения горожан. Места отдыха.
2. Общественная жизнь горожан.
3.Праздничные традиции
|
1
|
14.
|
Урок-беседа с использованием ИКТ
|
Опрос, работа ,на уроке, д/з
|
Повторительно-0бобщающий урок.
|
|
|
1
|
|
Урок обобщения и систематизации знаний. Групповая работа.
|
Проверочная работа.1
|
Введение. Общая характеристика эпохи. Источники знаний.
|
Заводские и рабочие кварталы. Каналы Лиговский и Адмиралтейский канал убрали в трубы. Металлические мосты.Вокзалы.
|
1.Карта и облик города. Границы, центр, пригороды, природные ориентиры и городские доминанты (здания торговых фирм, заводские трубы, трубы ТЭЦ).
2. Официальные топонимы. Нумерация домов, сохранившаяся до начала ХХI в.
3.Сформировавшийся облик центра города, вошедший в конце ХХ в. в список памятников всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
|
1
|
15.
|
Урок-беседа, работа с картой.
|
Работа
на уроке.
|
Столица империи в период перемен.
|
Великокняжеский дворец, пролетарий, терроризм.
|
1.Жизнь столицы.
2. Столичные памятники, памятные места, музейные экспозиции, напоминающие об общероссийских событиях: отмене крепостного права; общественном и революционном движении: памятники Н.Г.Чернышевскому, Г.В.Плеханову.
Спас- на -Крови – памятник Александру II.
3. Петропавловская крепость – политическая тюрьма.
|
1
|
16.
|
Урок-беседа с использованием ИКТ
|
Опрос, работа
на уроке, д/з
|
Санкт-Петербург – промышленный центр России и Европы.
|
Завод, Товарищество.
Ф.К.Сан-Галли, а Нобель
|
1.Путиловский завод, Обуховский завод, Товарищество вагоностроительного завода, Товарищество шерстяных изделий «Торнтон», «Светлана»,Балтийский завод.
|
1
|
17.
|
Урок-беседа с использованием ИКТ
|
Опрос, работа
на уроке, д/з
|
Спб – финансовая и торговая столица России
|
Банк, товарная биржа, Гостиный дворфирма «Зингер», первый универсальный магазин – современный ДЛТ
|
1.Банки на Невском проспекте, кредитные общества. Петербургские предприниматели и их вклад в культурное наследие города
2.Барон а. Л. Штиглиц, Братья Елисеевы.
|
1
|
18.
|
Урок-беседа с использованием ИКТ
|
Опрос, работа
на уроке, д/з
|
Санкт-Петербург – Петроград – центр образования, просвещения, науки
|
Гимназия, коммерческое училище,народные дома, публичные лекции, воскресные школы
|
1.Разнообразие учебных заведений в городе: гимназия Мая, училища народные, коммерческие, реальные; высшие учебные заведения; воскресные школы.
2.Народные дома – центры просвещения: Народный дом Нобелей
3.Петербургские ученые, внесшие вклад в отечественную и мировую науку; памятники, мемориальные доски, музейные экспозиции, посвященные им.
4. Разнообразие петербургских музеев – центров просвещения: телеграфный /ныне Центральный музей связи им. А. С. Попова/, музей сообщения /ныне Центральный музей железнодорожного транспорта/, музей Центрального училища технического рисования барона Штиглица, Русский музей императора Александра III, музей А. Суворова.
|
1
|
19
|
Урок-беседа с использованием ИКТ
Сообщения учеников
|
Проверочная работа, работа
на уроке, д/з
|
СПб – город научных открытий
|
Технический прогресс, дирижабль, воздухоплавание
|
2. Научные центры Петербурга.
3. Петербургские учёные, прославившие Россию.
4. Памятники, мемориальные доски, посвященные учёным: Д. Менделееву, А.С.Попову, Н.М.Пржевальскому
|
1
|
20
|
Урок-беседа с использованием ИКТ
Сообщения учеников
|
Опрос, работа
на уроке, д/з
|
Петербург – книжный город.
|
Типография, издательство,
Мемориальная квартира, некрополь Литераторские мостки,
«Башня» В. Иванова, «Бродячая собака»
|
1. Развитие книжного дела в Санкт-Петербурге во второй половине XIX- начале XX в.
2. Петербургские поэты, писатели. Памятники и памятные места, связанные с их жизнью и деятельностью.
3. Литературные центры Петербурга: «Башня» В.Иванова, «Бродячая собака».
|
1
|
21
|
Урок-беседа с использованием ИКТ
Сообщения учеников
|
Опрос, работа
на уроке, д/з
|
Театральный и музыкальный мир Петербурга
|
Императорский Мариинский театр оперы и балета , А. Кавос, Петербургская Консерватория, 1896 г., театр «Аквариум»р
|
1.Театральные традиции Петербурга во второй половине XIX в.
2. Петербургские Мастера, прославившие Россию (М.Петипа, А.Павлова, Ф.Шаляпин).
3. Музыканты, композиторы, памятные места, связанные с их творчеством (А.Г.Римский-Корсаков, Н.А.Рубинштейн, П.И.Чайковский).
4. Новые виды художественной культуры: фото- и киноискусство.
|
1
|
22
|
Представление группового проекта, беседа, работа с наглядностью, текстом
|
Опрос, работа
на уроке, д/з
|
Центры художественной культуры в Петербурге.
|
Реализм, передвижники, объединение «Мир искусства», монумент
|
1. Многообразие стилей и направлений в живописи.
2. Петербургские художники, их творения, памятные места, связанные с их творчеством. Представление группового проекта, беседа, работа с наглядностью, текстом
3. Петербургские скульпторы, их «след» и наследии города.
|
1
|
23
|
Представление группового проекта, беседа, работа с наглядностью, текстом
|
Опрос, работа
на уроке, д/з
|
Многоликий архитектурный облик Петербурга
|
«Строительный бум», модерн, общественные здания, эклектика, Каменноостровский пр.,
Ф. И. Лидваль,
М. Е. Месмахер
|
1. Особенности городской застройки.
2. Художественные стили петербургской архитектуры.
3. Архитекторы и их творения.
|
1
|
24
|
Урок-беседа с использованием ИКТ
|
Проверочная работа, работа
на уроке, д/з
|
Санкт-Петербург – место жительства горожан
|
Конка, трамвай, автобу, асфальтс
|
1.Изменения состава населения пореформенного, капиталистического Петербурга; города военного времени.
2.Условия жизни горожан: управление, проблемы жителей, городское хозяйство: тюрьма «Кресты», детская больница Раухфуса, инфекционная больница Боткина, специализированная больница им. Мечникова;
3. Освещение улиц, асфальтовое покрытие; электростанции; водопроводная станция; канализационная система; телефонная станция; общественный транспорт – конка, трамвай, автобус и другие.
|
1
|
25
|
Урок-беседа с использованием ИКТ
|
Опрос, работа
на уроке, д/з
|
Доходные дома
|
Дворец, особняк, доходный дом, «дно», чёрная лестница, парадная лестница, мансарда, ночлежка, двор-колодец
|
1.Особенности быта обитателей доходного дома: типичный быт предпринимателя, представителя творческой или научной интеллигенции, мелкого служащего или ремесленника; домовладельца, дворника, швейцара.
2. Различия в источниках их доходов, жилье, еде, одежде, досуге, развлечениях.
3.Особенности быта жителей рабочих окраин, обитателей петербургского дна.
4.Новый вид комфортного жилья – кооперативный дом: ул. Некрасова, д. 58 – 62.
|
1
|
26
|
Урок-беседа с использованием ИКТ
|
Опрос, работа
на уроке, д/з
|
Повседневная и общественная жизнь петербуржцев.
|
Сквер, купальня, катания на финских санях по Неве, балаганы,музеи
|
1.Места отдыха и развлечений горожан: Марсово поле, Народный дом, общественные сады, цирк, катки, купальни.
2.Праздничные традиции в столице.
3.Формирование господствующего стиля поведения петербуржцев: отношение к другим, поведение в общественных местах, речь.
|
1
|
27
|
Урок-беседа с использованием ИКТ
|
Опрос, работа
на уроке, д/з
|
Последние десятилетия столицы Российской империи.
|
Мариинский дворец,
Таврический дворец, 1905 г., февраль 1917 г. 1914 г., Петроград, В. И. Ленин
|
1. Празднования 200- летия Петербурга и 300-летия династии Романовых.
2. Здесь принимались законы, по которым жила империя.
3. Революционные события и памятные места, им посвященные.
4. Разрушение традиционного быта различных слоев петербуржцев в 1914-1917 гг.
|
1
|
28
|
Урок-беседа
|
Проверочная работа, работа
на уроке, д/з
|
Край в XIX – начале XX вв.
|
Губерния, «Железнодорожные городки», усадьба, дача, , уездный город, бурлаки, пароход
|
2. Экономическое развитие края в XIX – начале XX вв.
3. Экологическая ситуация в крае.
4. Рабочие и дачные пригороды столицы.
|
1
|
29
|
Урок-беседа
|
Опрос, работа
на уроке, д/з
|
Вокруг Петербурга
|
Дачники, Сестрорецкий курорт,
царская резиденция,
А.Воронихин, Н.Бенуа, Ж.Тома де Томон.
|
1.Пригороды, ставшие в наше время районами СПб: Лигово, Озерки, Удельная.
2. Изменения в «жемчужном ожерелье» Петербурга
|
1
|
30
|
Урок-беседа с использованием ИКТ
|
Опрос, работа
на уроке, д/з
|
Повторительно-обобщающий урок по Темам № 5 и 6
|
|
|
1
|
|
Фронтальный опрос, тест, тематическая игра
|
|
|