Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы центр образования № 1486
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор Локотко Е.Г.
___________________
«____» ______2013г.
Рабочая программа
по музыке
4 класс
2013-2014 учебный год
Разработчик:
Матвеевская Н.С.
учитель музыки
Обсуждена и согласована
Методист СВАО
Бирюкова Н.В.
Протокол №_____от «___»_____201_г.
Принята на педагогическом совете
Протокол №_____от «___»_____201_г.
Год разработки
2013
Пояснительная записка
Цель уроков музыки в 4 классе – формирование фундамента музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры. Целевая установка программы достигается путем введения ребенка в многообразный мир музыкальной культуры через интонации, темы, музыкальные сочинения, доступные его восприятию. Целевая установка реализуется через интерес первоклассников к музыке, к музыкальным занятиям, обобщение и систематизацию уже имеющегося у них жизненно-музыкального опыта, первичных представлений о различных явлениях жизни, внутреннем мире человека, которые находят свое выражение в ярких музыкальных и художественных образах.
В 4 классе завершается процесс музыкального образования и воспитания в начальных классах.
Содержание УМК для 4 класса выстраивается с учетом преемственности музыкального обучения учащихся. Так, содержание Учебника «Музыка» для IV класса выстраивается по тем же тематическим разделам, что и в Учебниках II и III классов: «Россия – Родина моя», «День, полный событий», «О России петь – что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале», «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»1.
Накоплению жизненно-музыкальных впечатлений учащихся, их интонационного словаря способствует повторение некоторых произведений «золотого фонда» музыкального искусства (принцип концентричности) на новом уровне, с более сложными заданиями, в сопряжении с другими знакомыми и незнакомыми детям сочинениями.
Задачи уроков музыки в 1 классе:
развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям, понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
изучение особенностей музыкального языка;
формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
3-го издание авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2008год); с вкраплениями авторской программы Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-4 классы. – Москва: Просвещение, 2007год); утвержденной приказом от 7 декабря 2005 г. № 302 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебник-тетрадь, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для 4 года обучения, поурочное планирование.
Авторская программа используется в данной рабочей программе без изменений. В соответствие с БУПом-2004 данная рабочая программа рассчитана на 35 часов.
Освоение содержания программы реализуется с помощью использования следующих методов, предложенных авторами программы:
Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
Метод эмоциональной драматургии;
Метод создания «композиций»;
Метод игры;
Метод художественного контекста.
В качестве форм промежуточного контроля могут использоваться музыкальные викторины на определение жанров песни, танца и марша; анализ музыкальных произведений на определение эмоционального содержания; итоговый контроль выполняется в виде тестирования, разработанного автором.
Учебно-тематический план
№
п/п
|
Наименование разделов и тем
|
Всего
часов
|
Из них
|
Приме-
чание
|
Лабора-
тор-
ные
и прак- тические
|
Контроль-
ные и
диагности-
ческие
материалы
|
Экс-
курсии
|
1.
|
Тема №1. «Музыкальная культура РОССИИ»
|
17 ч.
|
|
1 ч.
Обобщение темы «Музыкальная культура РОССИИ»
|
|
|
2.
|
Тема №2. Тема «Музыкальные путешествия»
|
10 ч.
|
|
1 ч.
Тестирование по теме «Музыкальные путешествия
|
|
|
3.
|
Тема № 3 «Композитор — исполнитель — слушатель»
|
8 ч.
|
|
1 ч.
Тестирование
по теме
«Композитор исполнитель слушатель»
|
|
|
|
Итого
|
35 ч.
|
|
3 ч.
|
|
|
Содержание предмета
(теоретическое и репертуарное)
№ урока
|
Тема урока
|
I четверть ( 9 ч )
|
1
2
3
4
5
6
7
8
9
|
«Россия – Родина моя»
Мелодия – душа музыки. Мелодизм – основное свойство русской музыки.
Композитор С.В. Рахманинов. (Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Вокализ). Интонационное родство народных напевов и мелодий Рахманинова.
Ты откуда, русская, зародилась, музыка? (Рассказ М. Горького «Как сложили песню». Многолосие картины К. Петрова-Водкина «Полдень», многообразие жанров народных песен).
Жанр песни-плача в кантате «Александр Невский» С. Прокофьева. Образы защитников Отечества в музыке русских композиторов (опера «Иван Сусанин» М. Глинки, кантата «Александр Невский» С. Прокофьева), особенности музыкального воплощения.
«О России петь – что стремиться в храм».
Святые земли Русской – Александр Невский, Сергий Радонежский, княгиня Ольга, князь Владимир. Стихира – торжественная песнь-гимн. Илья Муромец – былинный герой и святой земли Русской. Образ Ильи Муромца в разных видах искусства – былина (литературная, музыкальная), картина, икона. Обобщенный образ русских богатырей в Симфонии № 2 («Богатырской») А. Бородина.
«День, полный событий».
Пушкин и музыка. Осень в Михайловском (стихи А. Пушкина об осени, картина В. Попкова «Осенние дожди (Пушкин)», образы осени в музыке М. Мусоргского, П. Чайковского, Г. Свиридова).
Сказочные образы Пушкина в музыке Римского-Корсакова. Симфоническая картина «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане…»
Музыка на ярмарочном гулянии. Пушкин и Святогорский монастырь.
Пушкин в Тригорском. Светская музыка пушкинской поры.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Песни разных народов мира. Музыкальные инструменты России.
|
№ урока
|
Тема урока
|
II четверть (7 ч )
|
1 (10)
2 (11)
3 (12)
4 (13)
5 (14)
6 (15)
7 (16)
|
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Оркестр русских народных инструментов, его выразительные возможности. «Музыкант-чародей» – сказка о волшебной силе музыки.
«В концертном зале»
Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). «Вариации на тему рококо» П. Чайковского. Жанр струнного квартета («Квартет № 2» А. Бородина).
Образы фортепианной сюиты «Картинки с выставки» М. Мусоргского («Старый замок»). Музыка природы. Романс «Сирень» С. Рахманинова.
Образы Родины в музыке Шопена. Жанры полонеза, мазурки, вальса.
Мир образов Бетховена («Соната № 8 «Патетическая»), Глинки (романс-баркарола «Венецианская ночь», симфоническая увертюра «Арагонская хота»), Чайковского («Баркарола»).
Царит гармония оркестра. Инструменты симфонического оркестра. Дирижер Е. Светланов. Симфония, симфоническая увертюра, симфоническая сюита, симфоническая сказка.
«День, полный событий».
Пушкин и музыка. Образы природы («Зимнее утро», «Зимний вечер»).
Обобщение тем первого полугодия.
|
Тематическое планирование уроков III четверти ( 11 ч )
№ урока
|
Тема урока
|
1 (17)
2 и 3 (19,20)
4 (20)
5 (21)
6 (22)
7 (23)
8 (24)
9 (25)
10 (26)
11 (27)
|
«В музыкальном театре» (7 ч )
Опера «Иван Сусанин» М. Глинки. Особенности развития образов польского войска. Инструментальная музыка, и ее жанры в опере – полонез, краковяк, вальс, мазурка.
Опера «Иван Сусанин» Образы русских в опере. Песенность как главное свойство музыкального образа Сусанина. Особенности композиции оперы: сцена, ария, хор. Конфликтная драматургия оперы.
Опера «Хованщина» М. Мусоргского. Вступление «Рассеет на Москве-реке». Песня-ария. Сходство образов оперы с образами других произведений (кантата, сюита, лирическая народная песня).
Восточные мотивы в операх русских композиторов («Руслан и Людмила» М. Глинки, «Хованщина» М. Мусоргского). Особенности мелодики, ритма в темах восточной ориентации. Балет «Гаянэ» А. Хачатуряна. Контрастные образы балета.
Особенности балета «Петрушка» И.Стравинского. Народные мелодии в современной трактовке как основа музыкального языка балета.
Театр музыкальной комедии. Оперетта «Летучая мышь» И. Штрауса.
Мюзикл «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу. Сходство и различие жанров сценической музыки.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»(5 ч)
Мир музыки С. Рахманинова. Прелюдия (до-диез минор)
Ф. Шопен. Образы фортепианной музыки: прелюдии, этюд.
Мастерство исполнителя. С. Рахманинов, Ф. Шопен. Искусство фортепианной игры. Знаменитые дирижеры, инструменталисты, вокалисты.
Музыкальные инструменты. Гитара. Обработка, интерпретация классической музыки. Гитара солирующая и аккомпанирующая. Авторская песня.
|
Тематическое планирование уроков IV четверти (7 ч )
№ урока
|
Тема урока
|
1 (28)
2 (29)
3 (30)
4 (31)
5 (32)
6 (33)
7 (34)
Вне сетки часов
|
«О России петь – что стремиться храм» (3 ч)
Традиции празднования Пасхи на Руси. Музыкальные символы праздника: тропарь Пасхи и молитва «Ангел вопияше» П. Чеснокова. Фреска XIII в. «Ангел».
Родной обычай старины. «Песня волочебников». Претворение колокольных звонов в музыке русских композиторов: С. Рахманинов «Светлый праздник», фрагмент сюиты для двух фортепиано.
Славянские святые – Кирилл и Мефодий. Кириллица. Величание святых. Гимн в честь святых. Памятник Кириллу и Мефодию (скульптор В.Клыков). День славянской письменности и культуры (24 мая).
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (1 ч)
Народный праздник Троицы – обычаи и обряды. Троицкие песни.
Симфония № 4 (финал) П. Чайковского. «Троица» – икона А. Рублева и рассказ С. Романовского. Церковные песнопения.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (3 ч)
В каждой интонации спрятан человек. Многообразие музыкальных образов, возникающих на основе одинаковых интонаций: «Соната № 8» (финал) Л. Бетховена, «Песня Марфы» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского», «Песня Сольвейг» и «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига, французская народная песня «Пастушка». Сочинение мелодий на заданный литературный текст.
Н. Римский Корсаков – великий музыкальный сказочник. Симфоническая сюита «Шехеразада». Программная музыка. Контрастные образы. Песни на сказочные сюжеты.
Музыкальная живопись М. Мусоргского. Вступление к опере «Хованщина» – «Рассвет на Москве-реке» – симфоническая картина. Современность звучания
классической музыки. Образ Родины в музыке русских композиторов.
Заключительный урок-концерт в 4 классе. Обобщение учебных тем четвертого класса. Определение уровня развития музыкальной культуры учащихся.
|
Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса.
Развитие музыкальной культуры школьников как части их общей и духовной культуры происходит в процессе формирования обобщенных представлений, знаний, умений и навыков:
- расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной), - сопоставление их с музыкой других народов и стран;
- воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
- развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;
- формирование умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности;
развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования
- формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений;
- расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления;
- совершенствование умений и навыков творческой музыкально-эстетической деятельности.
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение
Учебное оборудование
для реализации программы включает в себя технические средства обучения
- музыкальный центр с возможностью использования аудиодисков, CD-R, CD- RW, а также магнитных записей)
- компьютер (ноутбук) с расширенными возможностями показа и слушания художественно-музыкального материала.
- музыкальный инструмент фортепиано
- видеоаппаратура
- смарт-доска
- наглядные пособия – презентации Microsoft Power Point, программы, видеофильмы и т.д.
- портреты композиторов
- книги по искусству
- форохрестоматии
Интернет-ресурсы
http://pedsovet.org
http://nsc.1september.ru
http://festival.1september.ru
http://www.eidos.ru
http://www.musik-classic.ru
http://www.plus-msk.ru
Календарно-тематическое планирование
Урок
Дата урока
|
Тема урока
|
Репертуар
|
План
|
|
1
4б-03.09
4а-
|
Раздел 1 «Россия – Родина моя»
Мелодия. Ты запой мне эту песню
|
1 час
|
В. Локтёв «Песня о России»
Русская народная песня «Ты река ль моя реченька»
«Россия»
|
2
4б-10.09
4а-
|
Чего не выразишь словами. Как сложили песню.
|
1 час
|
С.Рахманинов «Вокализ»
|
3
4б-16.09
4а-
|
Ты откуда, русская, зародилась музыка.
|
1 час
|
Фрагменты русских народных песен разных жанров.
|
4
4б-24.09
4а-
|
Патриотическая тема в русской песне.
|
1 час
|
С.Прокофьев. Кантата «Александр Невский»
|
5
4б-01.10
4а-
|
Патриотическая тема в русской классике.
|
1 час
|
С.Прокофьев. Сцены из кантаты «Александр Невский»: «Вставайте, люди русские!», «Мёртвое поле», «Ледовое побоище»
|
6
4б-08.10
4а
|
Раздел 2 «День полный событий»
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья
|
1 час
|
Г.Свиридов «Осень», «Пастораль»
П.Чайковский «Времена года»: «Осенняя песнь»
|
7
4б-15.10
4а
|
Один день с А.С. Пушкиным. Зимнее утро
|
1 час
|
П.Чайковский «Зимнее утро»
В.Шебалин «Зимняя дорога»
П.Чайковский «Времена года. У камелька»
|
8
4б-22.10
4а
|
Зимний вечер. «Что за прелесть, эти сказки!»
|
1 час
|
«Зимний вечер» в исп. Лемешева, Покровского
Н.Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане»
|
9
4б-29.10
4а
|
«Ярморочное гулянье»,
|
1 час
|
Пастушьи наигрыши из оперы П.Чайковского «Евгений Онегин»;
Песни из оперы П.Чайковского «Евгений Онегин»: «Уж как по мосту, мосточку», «Девицы-красавицы»
|
10
4б-12.11
4а
|
«Святогорский монастырь». Приют, сияньем муз одетый
|
1 час
|
Романсы: «Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье»
|
11
4б-12.11
4а
|
Раздел 3. «О России петь, что стремиться в храм»
Святые земли Русской: Илья Муромец. Стихира. Былина.
|
1 час
|
Стихира русским святым «Земле русская»
Былина об Илье Муромце
А.Бородин. Симфония №2 «Богатырская»
|
12
4б-19.11
4а
|
Создатели славянской письменности и культуры – святые Кирилл и Мефодий. Гимн.
|
1 час
|
Гимн святым Кириллу и Мефодию
|
13
4б-26.11
4а
|
«Праздников праздник, торжество из торжеств» - Пасха Христова! Тропарь.
|
1 час
|
Тропарь праздника Пасхи
Пасхальное песнопение «Ангел вопияше»
С.В.Рахманинов «Всенощное бдение» - хор «Богородице Дево, радуйся!»
|
14
4б-03.12
4а
|
Родной обычай старины. «Светлый праздник»
|
1 час
|
Русская народная пасхальная песня «Не шум шумит»
Н.Римский –Корсаков «Светлый праздник»
С.Рахманинов. Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник»
|
15
4б-03.12
4а
|
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»
Композитор – имя ему народ. Песни народов мира.
|
1 час
|
Русс. Нар. Песня «Ты река ль, моя реченька»
Белорусская нар. песня «Реченька»
Японская народная песня «Вишня»
Грузинская народная песня «Солнце, в дом войди»
Грузинская народная песня «Светлячок»
Узбекская народная песня «Аисты»
|
16
4б-10.12
4а
|
Композитор – имя ему народ. Народные мотивы в музыке русских композиторов.
|
1 час
|
Г. Свиридов. Сюита «Курские песни» - хор «Ты воспой, жавороночек»
Поэтическая сказка В.Сухомлинского «Жаворонок»
|
17
4б-17.12
4а
|
Музыкальные инструменты России. Русский народный оркестр.
|
1 час
|
Русские народные песни и наигрыши: «Как у наших у ворот», «Во поле берёза стояла», «Славны были наши деды», «А мы просо сеяли», «Бояре, а мы к вам пришли», «Калинка», «Светит месяц», «Камаринская», «Мужик на гармонике играет» из «Детского альбома» П.Чайковского;
|
18
4б-
24.12
4а
|
Музыкальные инструменты России. «Музыкант-чародей»
|
1 час
|
«Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова;
Хороводная песня «Милый мой, хоровод»
Белорусская народная сказка «Музыкант-чародей»
|
19
4б-14.01
4а
|
Праздники русского народа: Троица
|
1 час
|
Русские народные троицкие песни: «Ты, берёзка», «Посею я лён», «Как у бабушки козёл»;
Хоровод «Во поле берёза стояла»;
Русская народная песня «Берёзонька кудрявая»
|
20
4б-21.01
4а
|
Раздел 5. «В музыкальном театре»
Драматургическое развитие в опере и балете. Опера «Иван Сусанин» М.Глинка.
|
1 час
|
М.Глинка. Опера «Иван Сусанин» - «Бал в замке польского короля» (IIдействие)
Полонез. Краковяк. Вальс. Мазурка
|
21
4б-28.01
4а
|
Драматургическое развитие в опере и балете. Опера «Иван Сусанин» М.Глинка.
|
1 час
|
М.Глинка. Опера «Иван Сусанин» - «За русь мы все стеной стоим» (IIIдействие)
|
22
4б-04.02
4а
|
Драматургическое развитие в опере и балете. Опера «Иван Сусанин» М.Глинка.
|
1 час
|
М.Глинка. Опера «Иван Сусанин» - «Сцена с поляками в лесу» (IVдействие)
|
23
4б-11.02
4а
|
«Исходила младёшенька». Музыкальные характеристики персонажей в опере и балете.
|
1 час
|
Фрагменты из оперы «Хованщина» М.Мусоргского: вступление «Рассвет на Москве-реке», песня Марфы «Исходила Младёшенька», «Пляска персидок»;
«Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинки;
«Мёртвое поле» из кантаты «Александр Невский» С.Прокофьева
|
24
4б-18.02
4а
|
«Русский восток». Восточные напевы в музыке русских композиторов.
|
1 час
|
«Пляска персидок» из оперы М.Мусоргского «Хованщина»;
«Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинки;
А.Хачатурян. Балет «Гаяне» - «Русская пляска», украинский «Гопак», армянский женский танец «Узундара»; «Колыбельная Гаяне», «Танец с саблями»
|
25
4б-26.02
4а
|
Балет «Петрушка» И.Ф.Стравинский. Музыкальные образы народного гулянья.
|
1 час
|
И.Ф.Стравинский «Петрушка» картина первая
|
26
4б-04.03
4а
|
Раздел 6. В концертном зале
Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Музыкальные инструменты: виолончель. Симфонический оркестр.
|
1 час
|
А.Бородин. Ноктюрн. Из струнного квартета №1;
П.Чайковский «Вариации на тему рокко для виолончели с оркестром»;
М.Мусоргский «Старый замок»
|
27
4б-11.03
4а
|
Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки
|
1 час
|
С.Рахманинов «Сирень»;
Ф.Шопен «Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка ля минор», «Мазурка фа мажор», «Мазурка си-бемоль мажор»
|
28
4б-18.03
4а
|
Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки.
|
1час
|
Л.В.Бетховен. Соната №8 «Патетическая», П.И.Чайковский «Времена года. Баркарола»;
М.Глинка «Арагонская хота»
|
29
4б-01.04
4а
|
Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»
Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах.
|
1 час
|
Ф.Шопен. Прелюдия №7 для фортепиано;
Прелюдия для фортепиано №20
|
30
4б-08.04
4а
|
Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Мастерство исполнителей.
|
1 час
|
Ф.Шопен «Этюд №12» «Революционный»;
И.С.Бах «Шутка»;
В.А.Моцарт «Симфония соль-минор»;
Л.В.Бетховен «Патетическая соната»;
Э.Григ «Утро»
|
31
4б-15.04
4а
|
Мастерство исполнителей. Музыкальные инструменты: гитара. Авторская песня.
|
1 час
|
Вариации на тему русской народной песни
«Тонкая рябина»;
Г.Кулешёв-Безбородко «Что ты клонишь над водами»;
И.-С.Бах «Чакона»;
Дж.Рейнхардт. Джазовая импровизация. К.Жако.
|
32
4б-22.04
4а
|
Музыкальные сказки. Музыкальная живопись. Формы музыки.
|
1 час
|
Н.Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехерезада»
|
33
4б-
06.05
4а
|
Обобщение музыкальных впечатлений учащихся начальной школы.
|
1 час
|
М.Мусоргский. Вступление к опере «Хованщина»
|
34
4б-13.05
4а
|
Урок – концерт.
|
1 час
|
Исполнение песен разученных за год
|
35
4б-20.05
4а
|
Резервный урок
|
1 час
|
Обобщение темы года
|
Список основной литературы
-
«Закон РФ об образовании», М., 2002.
-
Программа по музыке 1-8 классов под руководством Д.Б. Кабалевского
-
Хрестоматия к программе по музыке 1 класс под руководством Д.Б. Кабалевского
-
Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, М., «Просвещение»
Список дополнительной литературы
-
Л.Н.Комиссарова, Э.П.Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников». Москва, «Просвещение». 1986г.
-
История русской музыки том 1-11 тт. . Издательство «Музыка» 1979г.
-
А.Г.Менабени «Методика обучения сольному пению», Москва «Просвещение». 1987г.
-
Е.М.Гордеева «Композиторы «Могучей кучки», Москва «Музыка», 1986г.
-
«Учите детей петь», Москва «Просвещение» 1988г.
-
Русские народные песни (мелодии и тексты). Москва «Музыка», 1988г.
-
О.А.Апраксина «Методика музыкального воспитания в школе», Москва «Просвещение». 1983г.
-
В.В. Стасов «Статьи о музыке», вып.3, Москва «Музыка», 1977г.
-
Н.П.Савельев «Сергей Сергеевич Прокофьев». Издательство «Музыка» Москва 1982г.
-
В.Матонис «Музыкально-эстетическое воспитание личности», Ленинград «Музыка» 1988г.
-
Б.Розенфельд «Сергей Есенин и музыка» (справочник), Москва «Советский композитор» 1988г.
-
Н.Шафер «Дунаевский сегодня», Москва «Советский композитор», 1988г.
-
Г.Фридкин «Практическое руководство по музыкальной грамоте», Москва «Музыка», 1988г.
-
Л.Барсова «Николай Андреевич Римский-Корсаков» 2-е изд., Ленинград «Музыка» 1989г.
-
Валентин Федоров (Сахалинский) «Губернаторские романсы». Москва 1994г.
-
Е.А.Цымбалюк «Становление теории и методики оценочной деятельности учителя музыки», Минск 2004г.
-
«Эстетическое воспитание учащихся во внешкольных учреждениях» (пособие для учителя), москва «Просвещение» 1986г.
-
«Эстетическое воспитание детей и учащейся молодежи», Минск 2000г.
-
«Система эстетического воспитания школьников», Москва «Педагогика» 1983г.
-
«Музыка и поэзия», Москва «Музыка» 1986г.
-
Волшебные инструменты (иллюстрации)
-
С.Газарян «В мире музыкальных инструментов» 2-е издание Москва «Просвещение». 1989г.
-
Русская музыкальная литература. Вып.1, вып.1. Ленинград «Музыка»1983г.
-
Русская музыкальная литература вып.2. издательство «Музыка» 1980г.
-
Лариса Березовчук «Музыка и мы» Санкт-Петербург 1995г.
-
Б.Я.Землянский «О музыкальной педагогике» Москва «Музыка» 1987г.
-
дошкольников», Москва «Просвещение 1986г.
-
О.П.Радынова «Слушаем музыку». Москва «Просвещение» 1990г.
-
Н.А.Метлов «Музыка-детям», Москва «Просвещение» 1985г.
-
С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина «Не совсем обычный урок» (практическое пособие», издательство «Учитель» г. Воронеж, 2001г.
-
Д.Кабалевский «Воспитание ума и сердца». Изд.№2 Москва «Просвещение» 1984г.
-
Беседы К.С.Станиславского, Москва 1990г.
-
Е.Орлова Лекции по истории русской музыки. Москва «Музыка» 1979г.
-
Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании/ Ред. И вступ. ст. Е.М. Орловой. – 2-е изд. – Л., 1973.
-
Д.Б. Кабалевский о музыке и музыкальном воспитании: Книга для учителя/ Сост. И.В. Пигарева. Отв. ред. Г.П. Сергеева. – М., 2004.
-
Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – 4-е изд. – М., 2004.
-
Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про много другое. Книжка о музык. – 3-е изд. – М., 1976.
-
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: 1–4 классы. Методическое пособие. – 2-е ид. – М.,2004.
-
Музыка в школе. Вып. I. Песни и хоры для учащихся начальных классов /Сост. Г.П. Сергеева. – М., 2000.
-
Музыкальное образование в школе / Под ред. Л.В. Школяр. – М., 2001.
-
Оссенева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом: Учеб. пособие. – М.,1999.
-
Рапацкая Л.А., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Русская музыка в школе. Пособие для учителя. – М., 2003.
-
Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе. – М., 2000.
-
Теория и методика музыкального образования детей. Науч.-метод. пособие для учителя музыки и студентов средних и высших учебных заведений. / Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская и др. – М., 1999.
-
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка /авт.-сост. А.С. Кленов. Под общ. ред. О.Г. Хинн. – М., 1998.
|