Билет Предмет культурологии. Культурология в системе гуманитарного образования




НазваниеБилет Предмет культурологии. Культурология в системе гуманитарного образования
страница1/10
Дата публикации03.10.2014
Размер1.26 Mb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Билет 1. Предмет культурологии. Культурология в системе гуманитарного образования.
Культурология является одной из самых молодых наук. В самостоятельную дисциплину она выделилась в 60-е годы XX века. Однако культурологические знания существовали задолго до этого в качестве разделов философии, истории, эстетики, искусствоведения, семиотики и др.

Для выделения культурологии в научную дисциплину были необходимы определенные условия: достижение обществом высокого уровня цивилизованности, систематизация и анализ знаний о человечестве и обществе в целом. Определяя специфику предмета культурологии как строгой науки, целесообразно использовать сравнительный метод.

Культурология – наука, формулирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе. Она изучает культуру как целостность, как специфическую функцию и модальность человеческого бытия. Как теоретическая дисциплина она отличается от социологии, занимающейся измерением и анализом социальных закономерностей, вызванных повторением определенных социальных фактов. Культурология обогащает теоретические выводы, используя данные конкретных социологических исследований. Социология становится частью современной теории культуры.

В отношении к событиям реальной жизни культурология ближе к истории. Важнейшая задача культурологии – поиск и осмысление ценностно-значимого исторического факта, культурного блага, оказавшего влияние на развитие и формирование человечества, его уклада жизни, языка и искусства, человеческой индивидуальности, связанной с определенной социокультурной эпохой.

Культурология, анализируя богатый исторический материал, исследует культуру как социальное явление. Для данной науки значимы исторические типы науки культуры и то, как их существование повлияло на вневременные общекультурные закономерности. Культурология делает выводы и прогнозы относительно динамики и перспектив развития культур.

Предметом исследования этнографии являются особенности расселения народов мира в прошлом и настоящем, происхождение, нравы и обычаи, традиции, быт представителей определенной национальной культуры. Культурология, используя этот материал, делает важные теоретические выводы о национальной культуре, ментальность нации и его влияние на созидание мировой культуры.

Эстетика изучает сферу эстетического отношения человека к миру, видение прекрасного и закономерности художественной деятельности человека. Культурология, тесно взаимодействуя с эстетикой, анализирует специфику законов художественного творчества.

Психология также предоставляет культурологии бесценный материал – данные психологических моделей поведения людей в различных жизненных ситуациях, анализ типов личности и психологические особенности формирования характера, таланта.

Особую роль в становлении культурологии как науки играет философия. Философия – мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека. Философия формирует методологические базис культурологии. Теория культуры использует для анализа культурных фактов и событий философские категории – бытие и сознание, природа и общество, мышление, деятельность, практика. Философия создает научное представление об интегральности бытия человека в мире.

Л.Н.Коган называл философию культуры ядром теории культуры, первым и высшим ее уровнем. Единство предмета изучения – человек – обуславливает тесную внутреннюю взаимосвязь философии и культуры.

Философия обобщает формы человеческого опыта: познавательного, практического и ценностного, раскрывая место и роль человека в мироздании. Культурология в отличии от философии изучает человека как уникальный системный объект, синтезируя и интегрируя все выше обозначенные знания о человеке, его месте и роли в общественном развитии как творца и творения культуры.

Культура синтезирует знания о природном и социальном мире, руководствуясь целью – выявить возможности развития и совершенствования самого человека, способ его самореализации и самоутверждения в процессе жизнедеятельности. В этом смысле теория культуры есть наука о формировании, развитии и функционировании личности в истории как яркой индивидуальности, способной не только осваивать и распространять, но и преумножать культурный опыт(1 уровень культурологии).

2 уровень культурологии изучает закономерности развития и функционирования культуры как единого целого, т.е. наиболее универсальные, общие для всей культуры законы и категории.

3 уровень раскрывает частные закономерности региональных и национальных культур.

4 уровень – исследует закономерности отдельных видов культуры, например, политическую, нравственную, религиозную, художественную культуру. Эти уровни существуют на стыке общей теории культуры и частных культурологических дисциплин. В отличии от конкретных культурологических дисциплин, теория культуры рассматривает наиболее общие законы ее развития и значимые для целого культуры категории. Предмет культурологии слагается из попыток дать ответ на ряд глобальных вопросов:

Что есть культура как социальное явление?

Каковы условия ее возникновения и развития в истории человечества?

Место культуры в структуре общества и связь ее с экономикой, политикой, производством, образом жизни человека и другими сферами человеческого опыта.

Место человека в системе культуры, его отношение к материальным и духовным ценностям, их выбор и осуществление свободы в процессе социальной деятельности человека. Виды человеческой деятельности, преобразующей материальный и духовный мир, изменяющей формы природной предметности, совершенствующей самого человека. Влияние социализации и индивидуализации на характер, особенности и результаты творческой деятельности.

Почему творчество человека является основополагающей функцией культуры и каковы условия ее реализации? Самопознание – самосознание – самомодель – самовоспитание – самообразование – самодисциплина – самоконтроль – саморегуляция – саморазвитие – самореализация – самоутверждение как следствие и результат выполнения личностью себя самой как неповторимой индивидуальности, творца и творения культуры. Этот инновационный подход к предмету культурологии, ее законам и категориям, целесообразен и необходим наряду с другими концепциями, поскольку он связывает мир человека с социальной памятью и социальным опытом, теорией, практикой. И главное – побуждает студенческую молодежь к творческой жизнедеятельности.

Билет 2 и 3. Культура как общественное явление: понятие, сущность, структура.
Понятие «культура» появилось в Древнем Риме в качестве оппозиции понятию «натура». В переводе с латинского оно означает «обработанное», «искусственное». В этом смысле слово «культура» применялось для обозначения специально выращиваемых человеком растений.

В целом ряде отраслей оно и сегодня сохранило первоначальное значение. Так в сельском хозяйстве выращивание яровых и бахчевых культур.

По мере развития общества в понятие «культура» включается все более широкий спектр человеческого содержания: воспитание, образование, формирование и развитие. Все то, благодаря чему человек преобразует не только природный материал окружающего мира, но и себя самого как продукта природы. И как результат такой деятельности человек сам попадает в сферу культуры.

Однако следует отметить, что еще до появления понятия «культура», в Древней Греции и ремесло, и мастерство, и техника, и искусство обозначались словом «техне», которое означало то же самое – человеческую деятельность, преобразующую материальный мир, изменяющую форму природной предметности.

В Новое время термин «культура» утверждается в его современном значении, приобретая социальный, интеллектуальный смысл. Культура постепенно выделяется в особую сферу жизнедеятельности общества и человека.

Начиная с середины XX столетия, появляются многочисленные теории, объясняющие сущность, специфику, законы и категории культуры. Эти объяснения носят общефилософский характер. Поскольку и теория культуры, и философия имеют один предмет исследования – человека, изучают его с разных сторон и уровней.

До 60-х годов, подход к культуре был как к совокупности накопленных человечеством ценностей. Причем ценности нередко ограничивались произведениями искусства, тем что

Называют художественной культурой. Культура понималась своеобразной кладовой, хранилищем созданных человечеством богатств. Этот взгляд очень узок и неверен. Неясным остается вопрос о том, «Какой человек создает культуру» и «Почему не каждый человек может создавать культурные ценности?», а также «Как быть с культурой труда, производства, быта, нравственной, политической, экономической, экологической и правовой культурой?».

Иногда понимание культуры сводится к широте кругозора или этикету. Однако можно много знать быть высококвалифицированным специалистом, но в то же время оставаться некультурным человеком – эгоистом, грубияном, не умеющим вести себя в обществе. И, напротив, можно быть любезным, вежливым, иметь эталонные манеры но оставаться совершенным невеждой . Значит , культура не сводится ни к многознанию, ни к этикетному поведению. Нередко культуру считают отраслью хозяйства страны, составной частью сферы услуг.

В конце 60-ых годов в культурологии утверждается неразрывная связь культуры и деятельности. Наиболее общепризнанные особенности деятельности охарактеризованы Л.Н. Коганом:

Деятельность – это определенный тип бытия человека, его отношений к миру.

Деятельность- всегда направлена на достижение сознательно поставленной цели.

Деятельность продумана и совершается на основе предварительной схемы, в отличие от отдельных интуитивных актов.

В процессе практической деятельности человек изменяет и преобразует окружающий мир, причем не только материально, но и идеально в своем воображении. Изменяя мир, человек изменяется и сам, изменяются его потребности, способности, мировоззрение, навыки и умения, его социальные чувства. Другими словами, меняется не физическая, а социальная сущность человека, его социальные сущностные силы.

История культуры – это процесс изменения самого человека, содержания его сознания, процесс развития внутреннего духовного мира человека и социальных форм бытия духовности.

Вступая в жизнь, каждое поколение застает определенный уровень развития техники и технологии, науки и философии, искусства, нормы морали, каноны религии. Оно должно не только воспринять доставшийся ему от отцов и дедов социальный опыт, но и умножить его, внести в него свою собственную лепту. Человек становится членом общества, приобщается к его ценностям. Чтобы выполнять ту или иную работу, человек овладеть соответствующим минимумом знаний, умений, навыков. Выполнение гражданских прав и обязанностей, общение с другими людьми требует от личности знания и соблюдения принятых в обществе норм прав и морали. Другими словами, человек становится членом общества в процессе его социализации, освоения социально значимых ценностей. В детстве и юности процесс социализации идет наиболее интенсивно. Сущность процесса социализации заключается в овладении культурой общества. Почему же социализация дает разные результаты? Потому что она происходит в неповторимо индивидуальной форме. Во-первых, формируясь, люди присваивают различные общественные отношения, соответственно и разные уровни культуры. В становлении одного решающую роль играет научная литература, философия, русская и зарубежная классика, а другой воспитывается на низкопробных образцах «массовой культуры». Во-вторых, освоение общественных отношений происходит в индивидуальной форме. На их основе формируются потребности, способности, интересы и социальные чувства каждого из нас. Именно в глубоко индивидуальных формах существуют личностные общественные отношения, составляющие ядро каждой индивидуальности. На конец, освоение культуры человеком происходит противоречиво. Один и тот же человек может соблюдать одни нормы морали, но при этом игнорировать другие.

Сама социализация – освоение общественных ценностей, осуществляется в индивидуальной форме, представляя собой в тоже время индивидуализацию личности, обретение ею своего «Я».

Социализация и индивидуализация – две неразрывные стороны деятельности. Нормально проходящая социализация личности и есть ее индивидуализация, и наоборот. Социализация, происходящая в отрыве от индивидуализации, формирует стандартную неиндивидуальную личность. Одностороннее преобладание индивидуализации ведет к становлению личности индивидуалиста.

Следовательно, культура выступает средством не только социализации, в результате которой человек становится членом социума, но и индивидуализации, формируя его как неповторимую индивидуальность.

Структура культуры. Можно выделить составляющие культуру части. Каждая из них обладает определенной спецификой, исходящей из того или иного вида человеческой деятельности, характеризующей меру раскрытия сущностных сил человека в неповторимой и своеобразной форме. Поэтому необходимо выяснить структуру человеческой деятельности, сгруппировав все ее многообразие в два наиболее общих основных блока:

Материально преобразующая деятельность;

Духовно преобразующая деятельность.

Именно такой подход анализа культуры представляется наиболее продуктивным. Двум основным видам человеческой деятельности соответствуют две тесно взаимосвязанные основополагающие части культуры:

Материальная культура;Духовная культура.

Каждая из названных частей культуры имеет свое сложное строение, включая целый ряд системообразующих элементов, которые в своем динамическом развитии связаны как с преобразованием внешнего мира человека, так и его внутреннего духовного содержания. Человек выступает одновременно и в качестве творца – субъекта культуры, и в качестве объекта – цели культуры.

Человек является бытийным основанием единства материальной и духовной культуры.

Функции культуры

Сложность и многогранность культуры как социального явления предполагает неоднозначность ее функций. Можно выделить следующие функции культуры:

Передача социального опыта преемственности или социальной наследственности. В отличие от животных человек имеет не только генетическую программу поведения, но и механизмы социального наследования, которые в своей совокупности и являются культурой. От рождения человеку не даются социальные качества, они приобретаются в процессе воспитания. Культура выступает средством сохранения, носителем и транслятором социального опыта с помощью различных знаковых систем.

Регулирование общественных отношений средствами политической, правовой, нравственной и художественной культуры. Культура выступает как система норм, регулирующих повседневное поведение человека во всех основных сферах социальной жизни. Культура утверждает такие нормы как толерантность, лояльность, терпимость, конструктивный диалог. В процессе регуляции культура преследует интересы сохранения общественного целого и благополучие отдельного индивида. Без этой регулятивной роли общество вообще не могло бы существовать. Сегодня значение законов и норм очень велико. Их выполнение позволяет считать человека культурным.

Коммуникации – осуществление связи между людьми по поводу производства и освоения культурных ценностей. Культура определяет и сам тип межличностных связей и отношений людей. Для того, чтобы общаться на равных с представителями разных слоев общества, необходимо овладеть их культурой. Общение в политической сфере объединяет людей, имеющих различные политические интересы и цели. Культура учит вести политический диалог не только с союзниками, но и с противниками, обогащает знанием норм политического общения. Это общение происходит как между людьми, стоящими на одном уровне политической иерархии, так и между лидерами и рядовыми участниками политических действий. Характерной чертой тоталитарных режимов является замкнутость политических лидеров, оторванность от масс и нежелание вступать в политический диалог. Это яркое свидетельство низкого культурного уровня.

Аксиологическая функция (ценностная) – дает возможность оценки явлений окружающей жизни с позиций той или иной культуры, выбора из предлагаемой культурой системы ценностей именно тех, которые в наибольшей мере соответствуют потребностям и интересам личности. Человекотворческая функция культуры является главной и отвечает за развитие «человеческого» в самом человеке. Культура выступает здесь как механизм самоопределения личности: познание себя самого и общества в целом, она способствует поискам лучших и эффективных форм познания нового, открытию новых направлений развития духовной жизни, усилению власти над стихийными силами природы; выступает как реализация сущностных сил человека во всех сферах деятельности. Творческая деятельность человека и есть ярчайшее проявление его сущностных сил. Все функции культуры тесно взаимосвязаны между собой, в реальной жизни в чистом виде не существуют, переплетаются во взаимодействии, но при этом конкретизируют человекотворчество как основу формирования, развития и совершенствования культуры. А также они акцентируют внимание и объясняют неизбежность множественных подходов в определении культуры как целостного социального влияния.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Билет Предмет культурологии. Культурология в системе гуманитарного образования iconПредмет культурология. Этимология термина культура
...

Билет Предмет культурологии. Культурология в системе гуманитарного образования iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Курс лекций по культурологии для студентов всех форм обучения, Махачкала, дгту, 2008. 264 с

Билет Предмет культурологии. Культурология в системе гуманитарного образования iconКультурология
Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология....

Билет Предмет культурологии. Культурология в системе гуманитарного образования iconПротокол №1 от
...

Билет Предмет культурологии. Культурология в системе гуманитарного образования iconРоссийские литературно-художественные журналы в системе культурной...
Диссертация выполнена на кафедре культурологии и антропологии Московского государственного университета культуры и искусств

Билет Предмет культурологии. Культурология в системе гуманитарного образования iconПрограмма для студентов специальности 071401. 65 «Социально-культурная...
Аминов Салават Рифгатович, к культурологии, ст преподаватель кафедры философии и культурологии

Билет Предмет культурологии. Культурология в системе гуманитарного образования iconТесты Учебная дисциплина : культурология студентки курса гуманитарного факультета
К какому понятию относится данное определение: «Совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается...

Билет Предмет культурологии. Культурология в системе гуманитарного образования iconЗаконом Российской Федерации «Об образовании…» системе дополнительного...
«Развитие творческих способностей и воспитание духовной культуры обучающихся на занятиях по программе «Аккордеон, баян» в системе...

Билет Предмет культурологии. Культурология в системе гуманитарного образования iconРабочая программа по химии для 8 класса составлена на основе образовательного...
В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной...

Билет Предмет культурологии. Культурология в системе гуманитарного образования iconРефераты по дисциплине «Культурология»
Контрольные работы (рефераты) по дисциплине «Культурология» занимают важное место в учебном процессе Российского Государственного...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции