Скачать 135.93 Kb.
|
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЛАВЯНСКИЙ ИНСТИТУТРАБОЧАЯ ПРОГРАММА По дисциплине: Культурология Москва Требования к минимуму содержания и уровню подготовки по дисциплине “Культурология” Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация. Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и серединные типы культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные процессы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация. Содержание дисциплины Темы и их краткое содержаниеI. Культурология как гуманитарная дисциплина. Культура предмет культурологии. Культура как возделывание. Многообразие мира культуры как выражение принципиальной незавершенности и открытости «здесь-бытия» человека. Культура как многоаспектное понятие. Причины появления культурологии как междисциплинарной науки. Интеграция различных традиций исследования культуры (христианской патристики, гегельянства, неокантианства, фрейдизма, эмпириомонизма, логического позитивизма, структурализма) и гуманитарных дисциплин: антропологии, истории, философии, этнографии, психологии, лингвистики, герменевтики, логики, семиотики, общей риторики. Институциализация культурологии как самостоятельной гуманитарной дисциплины. Культура как целое, закономерности ее функционирования и развития. Конкретное и абстрактное. Уровни обобщения в культурологии и закономерности ее развития. Фундаментальная и прикладная культурология (культурология и философия истории, культурология и теория культуры, культурология и антропология). Место культурологии в системе социально-гуманитарного знания. Философия культуры и культурная антропология. II. Методология исследования культуры. Многообразие методов культурологического исследования как отражение социально-интегративного, ценностно-нормативного, регулятивно-коммуникативного и социально-воспроизводственного аспектов культуры. Социально-историческое и социологическое направления в исследовании культуры (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин). Русские мыслители о культурной динамике – от А.С. Хомякова и К.Н. Леонтьева до Н.А. Бердяева, Л.П. Карсавина и П.Н. Милюкова. Психоаналитическое направление в культурологии (З. Фрейд, К.-Г. Юнг). Естественноисторическое направление в исследовании культуры: сущность концепции Л. Уайта, этологии К.Лоренца, К. фон Фриша. Биосферная теория этногенеза Л.Н. Гумилева: биологиический вид homo sapiens как субъект, преображающий ландшафт. Структурно-семиотические исследования культуры (Э. Кассирер, К.-Леви Стросс, московско-тартуская школа, Р. Барт). III. Ценностные аспекты культуры. Понятие ценностей. Ценностная природа культуры. Ценности и нормы. Классификация и иерархия ценностей. «Высокое» и «низкое», «сакральное» и «профанное». Система культуры как ценностно-нормативное основание социальной жизни. Уровни и виды культуры: специализированная и повседневная, элитарная и массовая. IV. Культура как знаково-символическая система. Языки культуры. Естественный язык как знаковый способ фиксации, хранения, переработки и передачи культурной информации. Классификация языков. Понятие культурного кода. Сущность и виды знаков. Семиотика как общая теория знаков. Знак и символ. Символичность культуры. Культура как текст. Герменевтика как теория и практика истолкования текстов. Символическое поведение человека. Проблема понимания во внутри- и межкультурной коммуникации. Квазиискусственные и квазиестественные объекты. V. Субъекты культуры. Понятие субъекта культуры. Понятие «народ» в культурологии. Народ как субъект культуры. Народ и «масса». «Восстание масс» в современную эпоху. Личность как субъект культуры. Социокультурная типология личностей. Понятия «интеллигенция», «интеллигентность», «культурная элита». Роль интеллигенции и культурной элиты в динамике культурных ценностей. Проблемы коммуникации субъектов разных культур. VI. Миф в системе ценностей культуры. Миф как исторически первая форма осмысления мира. Реализм и артефационизм первобытного сознания. Синкретизм мифа. Универсальность мифа. Мифологическое сознание в XX веке. Сущность религии. Культ и культура. Роль религии в генезисе мира культуры. П.А. Флоренский о соотношении культа и культуры. Типы религий: племенные, национальные, мировые; «теистические» и «нетеистические». Религия и мораль. Религиозное сознание в культурной жизни XX века. VII. Сущность, структура и типы политической культуры. Понятие политической культуры. Контаминация исторического опыта и коллективной памяти поколений, реализуемая в сфере политики. Региональные и национальные типы политической культуры. Объективистский подход в политической культурологии. Воззрения Г. Алмона и С. Липсета. Политическая культура как модель политического поведения. Субъективистское направление как ориентация на оценочные мнения индивида о политических объектах. Субъекты и объекты политической культуры. Формирование политических традиций. Патриархальный, подданнический и активистский типы политической культуры. Территориально-национальная типология политических культур. Политические субкультуры. Особенности российской политической культуры. Славянофилы и западники: «самобытность» и «отставание» как миф. Сущностные аспекты политического сознания. VIII. Наука и техника в системе культуры. Наука как вид деятельности и социальный институт. Проблема генезиса науки. Нетождественность путей развития науки и культуры в целом. Гносеологические и аксиологические аспекты науки. Наука и мораль. Нравственная ответственность современного ученого. Понятие техники. Логика развития техники. Сущность современной научно-технической революции. Массовая коммуникация и информация. Сближение миров и ослабление межличностных связей. Омассовление культуры через мировые стереотипы (Г. Мак-Люэн). Проблема гуманизации науки и техники. Необходимость гуманитаризации системы образования. IX. Искусство в системе культуры. Сущность эстетического освоения человеком мира. Формы эстетического освоения мира. Понятие искусства. Виды искусства. Художественный образ и научное понятие. Эстетическая культура и наука. Искусство и мораль. Понятие художественного сознания, его формы: реализм и символизм, классицизм и модернизм. Влияние социальных преобразований, науки и техники на формирование нового типа художественного сознания XX в. Постмодернизм как явление современной культуры. X. Культура и природа. Культура как форма приспособления общества к природе и преобразования ее. Образы природы в истории культурного развития человечества. Социокультурная обусловленность современного экологического кризиса. Современное экологическое сознание. Необходимость отказа от классического антропоцентризма. Экологическая культура и пути решения экологической проблемы. Природа как ценность культуры. XI. Человек в мире культуры. Роль культуры в социализации индивида. Инкультурация и ее проблемы. Соотношение индивидуального мира культуры и культуры общества. Личность как ценность и ценностный мир личности. Проблема личностной культурной идентификации (М. Мид, Р. Бенедикт). Культура индивида как самосознание и самообразование. Предельные вопросы бытия и их ритуализация в культуре. Любовь, человеческая телесность и эрос в контексте разных культур. Модели культурного человека и их эволюция. XII. Социодинамика культуры. Понятия «социум» и «культура», их взаимосвязь. Социодинамика культуры: миро- и макроуровни. Основные типы культурных процессов: генезис, распространение, функционирование, трансляция и эволюция культурных ценностей, социокультурная коммуникация. Социокультурное противоречие как источник динамики культуры. Традиции и инновации; культурные реформы и революции. Модернизация и глобализация в современной культуре. Феномен контркультуры. XIII. Межкультурное взаимодействие. Понятия коммуникации и общения. Виды и средства коммуникации и общения. Междукультурное взаимодействие и его типы. Культурные конвенции. Культурные перцепции, их механизмы, виды и влияние на междукультурное общение и взаимодействие. Культурная перцепция и национальные отношения. Культурный релятивизм и этноцентризм. XIV. Типология культур. Многообразие типологий культур как отражение ее полифункциональности и соотнесенности с социальными структурами. Историческая типология культур: формационный и цивилизационный подходы. Региональная типология культур: Запад – Россия – Восток. Социальная солидарность как основание типологии: кровнородственная, этническая и национальная культуры. Этнос и культура в концепции Л.Н. Гумилева. Религиозный критерий типологии: христианский, конфуцианско-даосистский, индо-буддийский, исламский типы культур. Культура и социальная структура общества: субкультуры и профессиональный тип культуры. Молодежная субкультура. Массовая и элитарная культура. «Восстание масс» как явление в культуре XX века. XV. Культурологические подходы к проблеме Запад – Россия – Восток. Понятие «Запад» в социокультурном контексте. Формирование системы ценностей западно-европейского типа культуры. Личность и свобода как ее доминанты. Крушение европоцентризма. Восточный тип культуры: традиционализм и стабильность. Специфика и особенности динамики русской культуры. Россия между востоком и Западом. Современная социокультурная ситуация в России. Цели и содержание российской культурной политики. XVI. Культура и формирование глобальной цивилизации. Возникновение и эволюция понятия «цивилизация». Проблема соотношения цивилизации и культуры. Понимание цивилизации в циклической концепции О. Тоффлера. Цивилизации как стадии развития человеческого общества (Л. Морган, Ф. Энгельс). Н.Я. Данилевский и О. Шпенглер о цивилизации как нисходящей стадии в развитии культурно-исторического типа. А. Тойнби о цивилизациях как культурно-исторических системах. Цивилизация как социально-культурное образование. Роль культуры в динамике цивилизаций. Традиционный и техногенный типы цивилизационного развития. Формирование единой мировой глобальной цивилизации и проблема сохранения культурного многообразия.Примерный перечень тем рефератов и курсовых работ
Перечень вопросов для самоконтроля
Перечень экзаменационных вопросов
Учебно-методическое обеспечение дисциплины Литература: Основная
Дополнительная
|
Предмет культурология. Этимология термина культура ... |
Рефераты по дисциплине «Культурология» Контрольные работы (рефераты) по дисциплине «Культурология» занимают важное место в учебном процессе Российского Государственного... |
||
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «культурология» Рекомендовано в качестве учебно-методического комплекса по курсу «этика» для студентов специальности 031401– культурология, квалификация... |
Учебно-методический комплекс по курсу "Культурология" рассчитан на... Культурология разработан для студентов факультета философии и социальных наук Белгосуниверситета. Главная задача курса состоит в... |
||
Билет Предмет культурологии. Культурология в системе гуманитарного образования |
Опубликовано: Исторические, философские, политические и юридические... Опубликовано: Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики.... |
||
Рабочая программа дисциплины «культурология» Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (институт) |
Рефератов по дисциплине «Культурология» Игра и культура (по работам Й. Хейзинги, Г. Гессе и др представителей игровой концепции культуры) |
||
Curriculum vitae солуянова (Батова) Татьяна Юрьевна Ульяновский государственный университет, специальность: культурология (Ульяновск, 2005г.) |
«Культурология» Рабочая программа составлена на основании гос впо направления 030600. 62 «Журналистика» (квалификация – бакалавр журналистики) |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |