Скачать 329.54 Kb.
|
Министерство транспорта Российской Федерации Федеральное агентство железнодорожного транспорта Омский государственный университет путей сообщения ОмГУПС (ОмИИТ) Институт менеджмента и экономики Кафедра «Связи с общественностью» УТВЕРЖДАЮ Директор Института менеджмента и экономики (ИМЭК) __________________С.А. Ветров «__» _________________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По дисциплине «Культурология» для студентов по направлению 030600.62 - «Журналистика» Курс I Семестр II Зачет - Экзамен II Аудиторные занятия всего 36 ч Из них: Лекции 18 ч Практические (семинарски) занятия 18 ч Курсовая работа - Самостоятельная работа студентов всего 18 ч Всего часов трудоемкости по дисциплине 54 ч Омск 2010 Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО направления 030600.62 - «Журналистика» (квалификация – бакалавр журналистики). Составители рабочей программы: Профессор кафедры СО ________________ Л.М. Марцева Рабочая программа утверждена на заседании кафедры «Связи с общественностью» протокол №_______ от «___» ________________________20___г. Заведующий кафедрой «___» _______ 200__г. ________________ С.А. Ветров Рабочая программа одобрена методической комиссией ИМЭК ОмГУПС «__» _________________________ 20__ г. Председатель МК ИМЭК ________________ В.П. Шпалтаков ГОС ВПО по направлению 030600.62 - «Журналистика» (квалификация – бакалавр журналистики).
Задачи изучения курса «Культурология» включают в себя
В результате изучения курса «Культурология» студент должен: - иметь представление о культуре как системном органическом социальном явлении; - знать сущностные характеристики основных структурных «элементов» духовной культуры: искусства, религии, морали, права и науки; - знать основные типы культур и их специфику; - владеть культурологической терминологией; - знать основные особенности отечественной культуры и ее роль в мировой культуре; - уметь логично излагать культурологическую проблематику; - ориентироваться в сложных проблемах современной культурной ситуации. 3. Содержание разделов дисциплины «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
3.1 Лекции курса «КУЛЬТУРОЛОГИЯ» Тема 1. Введение в культурологию. Методологические и теоретические проблемы исследования культуры (генезис понятия «культура» и многообразие концепций культуры) Культурология как научная и учебная дисциплина. Междисциплинарный характер культурологии. Включенность философии, истории, антропологии, этнологии и этнографии, социологии, психологии, языкознания и искусствоведения и других гуманитарных наук в проблематику культурологии. Культурология как философия истории – историософский характер науки о культуре. Предмет, этапы становления и структура учебной дисциплины. Методологические проблемы и конкретные методы изучения культуры. Генезис термина «культурология» и его отличие от философии культуры. Философия культуры как специальный вид знания о культуре. Факторы осознания объективной необходимости формирования науки о культуре: экологические, техногенные, экономические и военно-политические вызовы и кризисы новейшей истории. Определение объекта и предмета науки о культуре. Вариативность: 1) культура как мир ценностей в противовес естественным и техническим наукам – наука о культуре – наука о ценностях; 2) культура как дух и наука о культуре – наука о духе; 3) культура как символический мир (А. Белый, 1912; В. Освальд, 1915; Л. Уайт, 1939). Введение П. А. Флоренским терминов «культуроведение» и «культурознание» (1915 – 1916). П. А. Флоренский: культ как исток культуры. Определение культуры. Культура как социально-творческая деятельность людей во всех сферах жизни и сознания, направленная на преобразование действительности. Культура как созданный человеческой деятельностью окружающий мир – «вторая природа» (Аристотель). Взаимосвязь понятия культуры с понятиями «цивилизация», «просвещение», «образование», «воспитание», «самосознание», «нравственность». Оппозиция «природа – культура». Формирование антитезы «культура – цивилизация». Оппозиция «варварство – цивилизация». Соотношение понятий «культура» и «цивилизация». Перенос сельскохозяйственного значения понятия культура (возделывание, обработка) на область воспитания человека и совершенствование общества. Культура как «возделывание души» (Цицерон). Формы интерпретации культуры. Культура как облагораживание человека и жизни, выход из грубости и дикости. Различные истолкования культуры и цивилизации. Структура и виды культуры. Искусство и наука в системе культуры. Культура и техника: проблемы взаимодействия (Н. А. Бердяев). Материальная и духовная культура: особенности взаимосвязи. Культура и религия. Преемственность в развитии человеческой культуры. Актуальность культуры и культурологического знания в XXI в. Две тенденции в глобализации культуры: культурная унификация и культурно-национальное возрождение (антиглобализм). Понятия «массовая и аристократическая», «массовая и элитарная», «массовая и народная» культура. Информационные технологии и культурная индустрия. Публика как феномен современной культуры. Концепция культуры в русской философии как альтернатива современной инкультурации и контркультуре. Культура и понятие «духовность» как социокультурное качество, основанное на приоритете нематериальных ценностей и ориентированное на идеалы добра, красоты и истины. Культура как совесть – «осознанная нравственность» (Феофан Затворник). Культура и экология. Понятие «нравственного императива» И. Канта и «экологического императива» в концепциях «ноосферы» В. И. Вернадского и «коэволюции» Н. Н. Моисеева. Тема 2. Культурологические школы и направления изучения культуры Культурологические школы и основные направления изучения культуры в современной культурологии: эволюционистское, формационное, цивилизационное, деятельностное, антропологическое, этнологическое, семиотическое, теологическое, аксиологическое. Классическая (гуманистическая) модель культуры. Инверсия ценностей средневековой культуры в Возрождении. Диалогичность мышления как способ поиска истины в эпоху классического Ренессанса. Культ человека в эпоху гуманизма. Культ свободы и суверенности разума. Просвещение и концепции культуры. Принципы просвещенческой модели культуры: обращенность в будущее; целеполагание собственного разума (в отличие от божественной предопределенности средневековья); разрыв с традицией; секуляризация и превращение религии в «частное дело» человека; вера в прогресс; технический прогресс как средство осуществления социальных идеалов и подчинения природы человеку; культ науки как способа достижения процветания, благоденствия и совершенства человека и общества. Линейный характер классической модели. Двойственность определения культуры у Ф. Бэкона: культура как результат побуждения к действию и стремления к совершенству; культура как трансляция знания через педагогику. Р. Декарт о роли правил ума, моральных и правовых нормах в движении народов к цивилизации – гражданским порядкам. Лейбниц о непрерывном прогрессе и распространении культуры на все человечество («мироздание как машина»). Трактовка культуры Я. А. Коменского: образ совершенного творца в человеке; прогресс человечности к гармонии и единству. Историко-материалистическая (формационная) модель культуры. К. Маркс и марксизм о культуре как результате всеобщего труда людей. Культура как синтез материального и духовного производства. Формационный подход к определению и классификации культуры. Критика противоречий рабовладельческой, феодальной и буржуазной культуры в марксизме. Соотношение экономики, политики и культуры. Культура и нации: национальное и интернациональное в развитии культуры. Всестороннее развитие личности как условие развития культуры. Феномен и смысл «культурных революций» в истории культуры. Идеалы и ценности социалистической культуры. Цивилизационная модель культуры. Цивилизация (лат. – гражданский, государственный): 1) в некоторых случаях – синоним культуры; 2) уровень развития материальной и духовной культуры; 3) ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс); 4) эпоха упадка и деградация культуры (О. Шпенглер, Н. Бердяев). Тема 3. Типология культуры Проблема исторического единства человечества и многообразие культур. Идея культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского как морфологическая типология. Основные принципы типологии культуры. Географический детерминизм культурно-исторических типов. Культурно-исторические типы по Н. Я. Данилевскому. Стадии и специфика развития различных типов культуры в концепции К. Н. Леонтьева. Становление культурно-исторической школы в трудах И. Тэна. Соединение теории культурно-исторических типов с эволюционным подходом к социально-культурным ценностям у П. Н. Милюкова. Морфология и типология культуры по О. Шпенглеру. Противопоставление механицизма и организма в исследовании культуры. Отказ от оппозиции «культура – варварство». Оппозиция «культура – техника» в эсхатологическом персонализме Н. А. Бердяева. Единство личности и культуры. Личность как символическое выражение культуры. Понятие «симфонической личности» Л. П. Карсавина. Теория культурно-исторических циклов. Теории «линейной эволюции культуры» и «культурных кругов». Платон, Аристотель, Полибий о типах государственного устройства и их влиянии на типы культуры. Идеи Сыма Цянь о культурно-историческом круговороте. Д. Вико и циклическая концепция истории. Обоснования исторических катастроф, упадка и разрушения обществ. Идеи об изменчивости и различной интенсивности «жизненной силы», «души», энтелехии различных народов в их историческом развитии и влияние этих процессов на цикличность культуры (Аристотель, Н. Я. Данилевский, Л. Н. Гумилев). Обоснование цикличности культуры в трудах О. Шпенглера, А. Тойнби, П. А. Сорокина. Формы роста и распада цивилизаций в контексте принципа развития культуры «вызов – ответ» А. Тойнби. Классификация и типология культуры по А. Тойнби. Культура как интегральная и двухуровневая система ценностей в концепции социокультурной динамики П. А. Сорокина. Горизонтальная типология самостоятельных локальных цивилизаций. Вертикальная типология культуры как интеграция общечеловеческих ценностей в трех всеобщих типах культуры: 1) идеациональный (религиозный); 2) идеалистический (рациональный); 3) чувственный. Хозяйственная этика мировых религий и идеальные типы культуры в работах М. Вебера. Теологический принцип типологии культуры в трудах М. Вебера, И. Киреевского, К. Н. Леонтьева, Л. П. Карсавина, Л. А. Тихомирова. |
Культурология Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология.... |
Предмет культурология. Этимология термина культура ... |
||
Рефераты по дисциплине «Культурология» Контрольные работы (рефераты) по дисциплине «Культурология» занимают важное место в учебном процессе Российского Государственного... |
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «культурология» Рекомендовано в качестве учебно-методического комплекса по курсу «этика» для студентов специальности 031401– культурология, квалификация... |
||
Учебно-методический комплекс по курсу "Культурология" рассчитан на... Культурология разработан для студентов факультета философии и социальных наук Белгосуниверситета. Главная задача курса состоит в... |
Билет Предмет культурологии. Культурология в системе гуманитарного образования |
||
Опубликовано: Исторические, философские, политические и юридические... Опубликовано: Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики.... |
Рабочая программа дисциплины «культурология» Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (институт) |
||
Рефератов по дисциплине «Культурология» Игра и культура (по работам Й. Хейзинги, Г. Гессе и др представителей игровой концепции культуры) |
Curriculum vitae солуянова (Батова) Татьяна Юрьевна Ульяновский государственный университет, специальность: культурология (Ульяновск, 2005г.) |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |