Фольклор искусство слова, следовательно обладает такими свойствами как художественность, поэтичность. Унт (устное народное творчество) = упт (устное




Скачать 239.32 Kb.
Название Фольклор искусство слова, следовательно обладает такими свойствами как художественность, поэтичность. Унт (устное народное творчество) = упт (устное
Дата публикации 02.10.2014
Размер 239.32 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Культура > Документы
1. Введение.

Фольклор – искусство слова, следовательно обладает такими свойствами как художественность, поэтичность. УНТ (устное народное творчество) = УПТ (устное поэтическое творчество), или НП (народная поэзия). Фольклор обозначает словесное искусство, СНТ (словесное народное творчество).

Фольклор возник раньше литературы, складывался до возникновения письменности, связан с развитием общества в целом.

Фольклор сохраняет историческое прошлое, которое связано с архаическим архетипом. В фольклоре формируются национальные традиции. Фольклор тесно связан с мифологией.

Фольклор – та форма, в которую вылились мифологические представления того или иного народа. Миф лежит в основе фольклора.

Формирование фольклора = формированию языка.

Литературный текст предполагает письменную фиксацию, а фольклорный текст формируется долго. Но кто автор? Мы говорим народ. Но что это значит? Эта проблема одна из самых дискуссионных в фольклористике.

Фольклорный текст формируется постепенно (в этом сходство с формированием языка). Он (текст) проходит стадии своего развития. Он меняется, штудируется, переходит из поколения в поколение.

Тут же возникает проблема вариативности.

Много псевдофольклорных текстов (особенно вначале).

Главное отличие фольклора от литературы:

  • Устная форма бытования (при желании можно записать фольклорный текст);

  • Фольклор отражает ментальность, специфику каждого народа (этот опыт очень ценен, так как он возвращает нас к нашим истокам, истокам нашей культуры).

Фольклор возникает из ритуала, из обряда. На начальной стадии это – жизненно – необходиый, синкретический элемент жизни, часть жизни. Потом это вылилось в ритуал как таковой, теперь можно обойтись без него. Это уже произведение, которое не имеет жизненной функции и не мотивировано жизненной необходимостью. Рассказывает историческое развитие культуры какой-либо нации.

Специфика исполнителя обусловлена местностью. Поэтому образуется культурный пласт. При исполнении в произведении вкладывается душа исполнителя. Если исполнитель текста – человек, наделенный искусством слова.

Фольклорный текст лишен субъективного начала, в нем отражено коллективное единство.
2. Историзм фольклора.

Историзм обусловливает формирование фольклорных жанров (ФЖ). Формирует исторический опыт, который перетекает в фольклорный текст.

Самый древний жанр – обрядовая песня. Главное событие в жизни человека – рождение -> смерть. Это самые яркие обряда в жизни человека. Главное предназначение человека – оставить потомство, => свадьба, возникает христианство – крещение, проводы на войну и т.п. С развитием истории обретает новые формы, развивается.

Потом формируются более поздние:

- сказка;

- былины (героический эпос);

- предания.

В былинах отразилась и богатырская сила, и история. Былина – худ. поэтический архив, который раскрывает нам отношение народа к историческому событию. Былина прекращает свое развитие, а сказка – достаточно “живой” материал.

Есть установка на достоверность события – закон жанра былички.

Былина утрачивает свою актуальность в связи с историческими переходами. Но возникает другой жанр – историческая песня (например, “Об Иване Грозном”), где другая проблематика.

3. Теория фольклора.

Тропика – в сказках, былинах (историзм фольклора).

Фольклор основывается на вымысле.

Жанры:

- сказочная проза;

- несказочная проза (основа - достоверность).

Общее с литературой – деление на роды и жанры (фольклор перетекает в литературу).

Синкретизм – слитность, нерасчлененность, характеризующая начальную стадию, неразвитость какого0либо явления.

Хорические песни носят ритуальный характер.

Известны и трудовые песни.

- анимизм (донаучное представление в существовании души в каждом предмете. Обязательный элемент всех современных верований);

- тотемизм (тотем считается для рода другом и родичем).

4. История фольклоризма.

Фольклористика изучает фольклор.

Академическая фольклористика предполагает работу с готовым текстом. Откуда берутся сборники и как долго они существуют?

История фольклористики имеет предысторию. Она обрела свое существование как наука к … в. Возникают теории, гипотезы. Академическая фольклористика зародилась на основе собирательной фольклористики.

Фольклористика:

- академическая;

- собирательная.

Эти два вида не могут существовать друг без друга.

Фольклористика тесно связана с другими науками, где фольклор имеет свое значение.

В первую очередь, фольклористика как наука связана с литературой.

Фольклористика стала самостоятельной позже, чем литература, но генетические эти связи самые прочные с литературоведением. Литературовед идет от худ. особенностей текста. Фольклорный текст шлифуется временем, каждый автор делает текст более поэтичным, запоминающимся.

Фольклор также связан с этнографией, (этно)лингвистикой (приближенность к народной культуре, где изображен уклад жизни), историей, культурологией, музыковедением, искусствоведением в целом.

5. История фольклористики.

Зарождение на первой стадии письменности. Фольклорные тексты являлись источниками исторического материала для летописца. Это – первые собирательные опыты. Исторические эти сведения более ли менее правдивы.

Анонимность автора не делает текст фольклорным (например, “Слово о полку Игореве”).

Уже на самой заре возникновения письменности возникает авторский текст.

Интенсивный толчок развития фольклористики – конец XVII – начало XVIII века. Первые собирательные опыты. Первый собиратель фольклорных текстов – Василий Никитич ДАТИЩЕВ (1686 - 1750). Колоссальное значение имеет “История российская с самых древнейших времен, неусытными трудами через 30 лет собранная и описанная покойным тайным советником и Астраханским губернатором В. Н. Датищевым”. Эта история собиралась в течение 30 лет. Издавалось с 1768 по 1784 гг. Датищев – сподвижник Петра.

В “Истории российской” сосредоточены поэтические тексты, которые давали возможность изучить становление государства, уклада жизни.

К “Истории” прилагалась “Анкета” для собирания сведений о жизни, быте, истории, культуре и творчестве народов России. У нее огромное значение. Она представляла собой вопросные пункты (92 вопроса – 1-я редакция, 1784г; 198 вопросов – 2-я редакция, 37год). Датищев был “первопроходцем”. Он рассказал анкету по канцеляриям различных губерний. Датищев – историк (по образованию).

XVIII век – зарождается научный интерес к фольклорным текстам. Кантемир, Василий Кириллович Третьяковский, Михаил Васильевич Ломоносов - “отцы фольклористики”.

Кантемир – отрывочные комментарии.



Ломоносов

Третьяковский

  1. “Краткое руководство к риторике”, 1744г.;

  2. “Краткое руководство к красноречию”, 1748г;

  3. “Российская грамматика”, 1757г.

  1. “Новый и краткий способ к сложению российских стихов”, где указывает на НП как основу (1735г.). Открыл закон тоники (стиха, построенного на равном количестве ударений в строке);

  2. “Мнение о начале поэзии и стихов вообще”;

  3. “О древнем, среднем и новом стихотворении российском”.


6. Направления исследований Ломоносова.

1. Проблема стиха и стихотворения;

2. Проблема образности народной речи (здесь Ломоносов в качестве собирателя пословиц);

3. Дохристианские славяне (изучает обряды и обрядовую поэзии).

Сравнивает славянских богов с пантеоном богов других народов, культур. Ломоносов обращает внимание: в каждой культуре все таки есть нечто общее из всех культур – устойчивый архетип.

Заслуга Ломоносова в том, что он не только теоретические выдал нам тезы, которые позволили исследовать фольклорные тексты дальше, но и дал первые описания обрядов. Благодаря исследованиям текстов появляется первый собиратель фольклора – Крышининников (ученик Ломоносова).

7. Крышинников П.

1747 – 1751гг. Крышининников изучает Камчатку и ее народы, дает этнографическое описание фольклора народов Камчатки. Локальное исследование. Непосредственное общение с людьми – носителями данной культуры.

Итог экспедиции: в 1755 г. - “Описание земли Камчатки”. Здесь были представлены фольклорные тексты обрядовой поэзии, описание самих обрядов, легенды и предания, приметы и обычаи, связанные с промыслами. Это – богатейший материал. Впервые этнографическое описание. Крышининников не столько фольклорист, сколько этнографист. Это – первый образец собирательной фольклористики. Это систематизированы сборник.

Это предшествует фольклористики как науке.

8. Сумороков.

Один из крупнейших представителей классицизма в литературе. Он активно использовал в своем творчестве народную песню, пословицы, былины; + активный процесс стилизации, усвоения жанровых законов построения текста (XVIII век).

9. Радищев.

Один из виднейших просветителей. Один из основателей русского просветительства. Обращается к проблемам фольклора. Его путешествие из СПБ в Москву поставило проблему необходимости изучения народных текстов.
10. XIX век.

XIX – неомифологизм.

Формальная школа, финская школа.

Середина XIX века – мифологическая школа.

Буслаев назвал учителями братьев Гримм.

Представители: Джеймс Матферсон, Томас Перси, Иоганн Гольтфрид – Гердер (“Голоса в народных пенсях”), Иоганн Фольфгам Гете.

Сборники сказаний и песен. Стилизация под НТ.

Сборники включали и не народные материалы.

Чулков М. Д. “Собрание русских песен”, “Словарь русских суеверий”;

Сахаров “Сказание русского народа о семейной жизни своих предков” (ч. III), “Русские народные сказки”;

Киршевский “Песни, собранные Киршевским”;

Рыбников “Песни, собранные Рыбниковым” (ч. I - IV);

Гильфердинг “Норвежские былины”;

Листопадов “Песни донских казаков”;

Кирша Данилов “Древние российские стихотворения”, “Песня о селе Романовке, а ныне называют с чего Преображенским”.

“Никите Романовичу дано село Преображенское”.

1804г. – опубликованы только 26 стихов (под ред. Якубовича).

II издание - “Древние российские стихотворения, написанные Киршей Даниловым и вторично изданные с прибавлением 35 песен и сказок, песеле неизвестных, и нот для напева” (1818г.)

7 скоморошных песен, духовные стихотворения о голубиной книге.

В частном архиве князя Долгорукого нашли рукопись 1894 г.

1901 г. – III издание, “Сборник Кирши Данилова”.

В первой половине XIX века – развитие научной фольклористики. Связано с революционно – демократической тенденцией.

Поэты – декабристы: Рылеев - “Из предисловия к отдельному изданию Дум”.

Бестужев А.А. – Марлинский: статья “Взгляд на старую и новую словесность в России”.

Сближение позиций декабристов с позициями разбойничьих казачьих песен, призывающих к свержению власти.

Пушкин А.А. брал сюжеты из фольклора, к пословицам и поговоркам.

Белинский (1842г) - “Об изданиях Кирши Данилова и о других сборниках”.

- “Общий взгляд на НП и ее значение” (поясняется принцип народности).

- “Основные положения о фольклоре”;

- “Литературные мечтания”;

- “О характере народных песен славян задунайских”.

11. Процесс академизации фольклористики.

40-е года XIX века.

Буслаев - “отец” фольклористики, принадлежит мифологической школе.

3 школы:

- мифологическая (прижилась в России);

- историческая (прижилась в России);

- антропологическая (-> в XX веке в психологическую).

В. М. Миллер – культурно историческая школа.

Афанасьев, Потебня (мифологическая школа), Веселовский, братья Грим (сказочники).

Изводы – искажение текста. Фольклор переживает стадии, которые прошли более развитые народа => 1 сюжет кочует. Сюжеты выходят из 1 точки (Индии). Отрицается свободное появление сюжетов.

Первая школа русской фольклористики утверждается в середине XIX века. Связано с именем Буслаева. Это мифологическая школа. Огромное значение братьев Грим (а также Датищева, Крышининникова, предшественников ученых), Томас Перси (исследователь, “Реликвии древней английской поэзии”, 3 тома), Иоганн Вольтфрид Гердер (“Голоса народов в песнях”, 2 части, 2-я половина 1700г.), Иоганн Вольфгант Йозеф (поэт, ученый).

Сосредотачивались на сказаниях, песнях; стилизация народного творчества.
12. Евгений и Яков Грим.

Впервые развили основные положения мифологической школы. Интересы в области истории народа, его языка и искусства.

Их работы: “Немецкая грамматика” (1819г., 1826г., 1837г.), “Немецкие правовые древности” (1822г.), “Немецкая мифология” (1835г.), “История немецкого языка” (1848г.), “Немецкий словарь” (1852г.).

Их способ – метод сравнения языков, установление общих форм слова и возведение их к праязыку индоевропейских народов. Это позволяет сделать объектом изучения отдельные образы.

Они группировали их по сходству, устанавливали общие формы, которые считали поздними превращениями общего для индоевропейца прамифа природы (религиозного).

Сущность эпоса видели во взаимном проникновении мифа и истории. Речь идет не о жанре “миф”, в основе мифа жанровой подоплеки нет. Представления мифа связаны с архетипами. Основная роль у прамифа. В результате получается, что народной сказание истинно, т.к. в основе его лежит поэтическая и нравственная правда.

В эпосе слияние божественности и человечности. Первое возвышает его над историей, а второе вновь приближает его к ней. Искусство народа творит народный дух.

Братья Грим создали стройное и последовательное учение о происхождении фольклора и его развитии. Это учение сугубо идеалистическое, речь идет фактически о мировой истории.
13. Мировая история в концепции братьев Грим.

Они впервые в европейской литературе, кто авторитетно заявил о необходимости опубликовать подлинные произведения УНТ.

Они основатели мощного направления мысли в фольклористике.

Кун и Шварц – в своих учениях (по сути) развили концепцию братьев Грим и предложили нам 2 теории:

  1. Грозовая (метеорологическая) теория. Исходим из стихийной роли молнии. “Происхождение мифологии”: “такие стихийные явления как молния, гром, столь грозные, столь живые, почти всегда лежат в основе олицетворения сверхъестественных существ”. Этот высший пантеон. Шварц делил мифологию на:

    1. Высшую (древний миф, существующий извечно);

    2. Низшую (баба – яга и т.п. Остаток древнейших верований).

  2. Солярная теория Макса Миллера. Связана с Солнцем как источником жизни, тепла. Утверждал, что источник фольклора – миф о Солнце. Фактически, в любом фольклорном тексте иносказательно изображается именно Солнце, и любой образ – либо распавшийся древний миф, и фактически получивший в новой ипостаси его перевоплощение. Выделяет любопытную гипотезу о болезни языка, из которой формируется миф. Т.е. из попыток сформировать первоначально ясный, а затем забытый смысл образного слова. Согласно этой теории язык первобытного человека был ясен и художественен. Предметы и явления природы назывались по их признакам. Один и тот же признак имели разные предметы и явления, => их могли называть одинаково. Вследствие забвения первоначального смысла слов в языке, на каком-то этапе становления культуры, сознания в языке появлялись непонятные фразы. Но на уровне словообразование оставались ходовыми. Это порождало мифологические сюжеты (“это” – попытка истолковать непонятные фразы). Мифологические сказания появлялись в процессе развития языка.

Мюллер делит историю развития языка на 4 периода:

  • тематический (связан с образованием корней и грамматических форм языка);

  • диалектический (связан с образованием основных семейств языков);

  • мифологический (образование мифов);

  • народный (образование национальных языков).

Эта теория оказалась слишком уязвимой. Но одна из любопытных теорий фольклористики.

Основные работы Мюллера: “Опыт сравнительной мифологии” (1856г.), “Лекции по науке о языке”, русский перевод в 1865г в СПБ.
14. Отечественная мифологическая школа.

Буслаев, Афанасьев.

Буслаев предложил отстраниться от медоусобнического положения среди ученых.

Важный момент – связь прошлого с настоящим.

Считали, что миф стал первоосновой НТ, и Буслаев продолжил утверждение о мысли о том, что дух народа (основное положение братьев Грим) проявляет себя в коллективном искусстве, безличном и безыскусственном. Основные мысли по этому поводу изложены в трудах Буслаева “Исторические очерки русской народной словесности и искусства”, 2 тома, 1862г. (основной его труд), “Мои досуги”, ч.2.

Ценность и художественность НП Буслаев видел в ее природном начале, естественности.

Периодизация процесса становления фольклорных текстов:

- древние слои;

- новые слои.

Былина Буслаев делил на:

- древнейшие (первобытные, мифические): тяготели к анемистическим представлениям;

- позднейшие (исторические): связаны с какими – либо историческими процессами. “Киевский цикл” былин и “Новгородский цикл былин”. Микула Селянинович и Святогор.

Былины (как вид исторического эпоса) имеют четкое историческое приуроченье.

Исторический эпос как таковой создается вне мифологии и слагается по горячим изложенных им событий. Претерпевает значительные изменения. Но эпические песни

сохраняют тот вид, в котором вышли из фантазии поэта.

Для исторического эпоса Буслаев утверждал наличие первоначального текста и иф. работы над ним.

Не всякий человек может стать автором эпическое песни. Из современных: В. Высоцкий, Есенин. Народность поэзии. Они были наделены даром слова выражения чувства.

Афанасьев - мифологическая школа; сказки. “Народные русские сказки” (I издание – 1855 – 1864гг.). “Поэтические воззрения славян на природу” (I – III тома). Компилятивность работ признавал сам (систематизация существующих гипотез, взглядов), опирался на труды предшественников.

Потебня – лингвист.

Ведущее направление – лингвистическое понимание организации художественного текста.

Мышление, язык, народное творчество – изучаются в их единстве.

Субъективный идеализм. Стихийно – материалистические убеждения.

В некоторых позициях расходились с другими представителями школы.

В создании мифа и поэтического образа огромную роль играет язык + образное мышление народа (устойчивое представление). Это основная идея.

Привязка к мыслительному процессу.

С лингвистическим подходом к понятию символа и образа.

Стремление раскрыть отражение в них истории образа. Образ мифологически создается в процессе познания природ, имеет реальную основу, теряет в процессе бытования мифологический смысл, становится достоянием поэзии.

Постоянный творческий процесс, когда создаются новые образы. Непрерывность творчества народа видел в вариативности фольклорных текстов.

Песня – единство слова и мелодии (синкретизм). Классификация песен и основывается на этом.
15. теория заимствования.

Бродячих сюжетов, миграционная.

Теодор Бенфей – основоположник школ заимствования. Мифологи не входили в противоречия с основными положениями этой теории.

В России получила сформированный вид в 60-х годах XIX века.

Основные положения:

  1. Родина сказок – Индия, все произведения эпоса идут оттуда. В Европу шли 30мя путями:

    1. с восточного побережья Средиземного моря на крайний запад в Испанию, где арабы и евреи образовали гос-во;

    2. с востока на запад через греческий архипелаг в Сицилию;

    3. из Передней и Малой Азии через Византию на Балканский п-ов и на Русь.

  2. Причины странствования сюжетов – перемещение народов:

    1. походы Александра Македонского и эллинизма (IV – II вв. до н.э.);

    2. период арабских завоеваний и крестовых походов (X – XII вв. н.э.).

Стасов – ряд статей “Происхождение русских былин”. Русское НТ не оригинально. Возводит сказки к восточным оригиналам (Иранское творчество).

“Перехожие повести” – статья Буслаева.

Всеволод Миллер подошел в исследованиях к былинам. “Экскурс в область русского народного эпоса” (в основе двух былин об Илье Муромце лежат иранские сказания).

Веселовский - “Славянские сказания о Соломоне о Нитоврасе”, “Западные легенды о Маврльфе и Мерлине”, “Южно - российские былины”, “Розыскания в области духовного стиха”.
16. Теория самозарождения (антропологическая школа).

Человек по своей психологической основе одинаков. В изолированных странах независимо друг от друга могут возникать сюжеты.

Тейлор – основоположник.

“Первобытная культура”.

Основной тезис – существует общность материальной и духовной культура у народов, никак не связанная друг с другом.

Дух, искусство на каждой стадии связана с материальной культурой.

Общность психики и мышления людей.

Считал, что мифологические элементы вторичны и развиваются в результате единого первобытного мировоззрения.
17. Историческая школа.

Миллер (Всеволод) - “отец” исторической школы в России. “Очерки русской народной словесности”.

Основные положения:

  • изучает отражение истории в былинах, отвечая на вопрос где? когда? на основе каких исторических фактов создаются былины? Конкретно – исторический подход к изучению. Пошли по пути формально – исторических разысканий;

  • идейно – художественному отражению текста уделят мало внимания.

Умаляли роль каждого народа в создании поэтического формы текстов (в этом расход с мифологической школой).

Народ не творит, а лишь воспроизводит.

Талант передатчиков (сказителей) – талант поэтический (сказитель - сотворец).

Коллективное творчество – фикция. Все свел к личному творчеству.

Исследования Миллера были популярны в 90-х годах.
18. Веселовский А.Н.

Вторая половинная XIX – начало XX века.

Исследователь. Авторитет. Родоначальник определения “мотив”.

Итог его исследовательской деятельности - “Историческая поэтика”. Это ряд статей и работ, включая и лекционный материал Веселовского, и его научные труды, но в итоге составляющее общее исследование в области фольклора и литературы.

Разворачивается мысль о поэтике сюжета.

Основной метод – сравнительно –исторический подход.

Веселовский:

- “Поэтика сюжета” (1 – 6 главы);

- “Из истории эпитета”;

- “Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля” (1890г.);

- “Из истории поэтики” (гл. 1).

Большое значение имеет исторический подход к изучению фольклора. Рассматривал народную лит-ру в связи с развитием человеческого общества. “Тем сюжеты и образы фольклора предшествуют лит-ре и повторяются в ней связанные с общественным состоянием человечества”.

Механизм возникновения фольклорного текста связан с жизненно необходимой функцией. Трудовые песни возникли именно так.

Начало хорическое – коллективное, что помогло преодолевать трудности. Возникало хорическое начало. Это были бессознательные звуки.

Стихийность возникновения (выражена в исторической протяженности).

Возникает обряд, ритуал (но не поэзия!). После утраты жизненной функции переходит в эстетическую категорию. Идет сознательная переработка и превращение его в эстетическую категорию влекло перевод его (текста) в народную поэзию.

Бытовые основы сюжетности.

Родовой синкретизм.

Веселовский выделял проблему анимизма и тотемизма, т.е. одухотворенности и обожествленности животных, растений, различных предметов.

Большое значение для развития народного творчества имели матриархат и постепенный процесс образования патриархальных отношений. Веселовский проводил идею единства путей развития всех народов, обнаруживал в славянском и западно – европейском фольклоре в книгах священного писания и в памятниках европейской средневековой культуры, колониальных народах одни и те же мотивы фольклора, возникшие на стадии матриархата и в условиях смены его патриархатом.

Чудесное рождение сына, кровосмесительство, кровное и названное братство.

Майорат <�–> минорат.

Сюжеты под вопросом об их бытовом значении.

Веселовский стремился проследить процесс образования исторического сознания на материале легенд о старых и новых людях. В фольклоре искал отзвуки народности.

Намеченные главы:

- историческая движения и народность на смену рода;

- космополитические учения (место народного героя);

- протест реальности (сатира на рыцарство, противоречия XVI – XIX вв.).

Историзм – основополагающий.

Исходные точки связаны с обращением к поэтическому стилю, образам, художественному языку народной поэзии (из “Введения в историческую поэтику” + 3 глава).

Стремление изучить поэтику, определяет разработку проблем художественного стиля (главы “Из истории эпитета”, “Эпические повторения как хронологический момент”, “Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля”).

Параллелизм – параллельные образы.

С чем связано появление вариантов?

Вариативность:

- подтверждение живучих сюжетов и их востребованности;

- адаптация сюжетов.

Обработка текста связана с привнесением в него индивидуального начала. Это народная фантазия.

Всякий поэт является певцом, выразителем основного духа, но не всякий певец является поэтом. Обусловлено поэтическим дарованием. XX век – В. Высоцкий.

Концепция Веселовского о рождении сюжета.
19. Проблема рождения и развития сюжета (А. Веселовский).

Исходил из рождения искусств “самих из себя”. Категория мотива как минимальной простейшей повествовательной единицы (мППЕ).

Сюжет – комплекс мотивов, ряд которых ограничен. Сюжет связан с эпическим родом, => речь идет об эпическом мотиве.

При мППЕ (мотивов) возможно изменение сюжета.

Формула сюжета (отвечает общественности на вопросы, которые природа повсюду ставила человеку, либо закреплявшие особенно яркие, казавшиеся важными, или повторяющимися впечатления действительности): А + В. Акцент на связь мотива и сюжета.

Веселовский внес колоссальный вклад в историю фольклористики и литературоведения. Его работа – фундамент для работы в литературоведении.
20. Исторические песни. Поэтика исторических песен.

Эпический жанр.

И на сегодняшний день интересны в плане исследовательских работ.

Это песня, повествующая об исторических событиях. Сохраняется преемственность, но на первом плане – историческое начало, историческая конкретика. Складывается позже былин и связана с конкретным историческим событием.

Есть идеализация (характерная и для сказок, и для былин), но здесь нет гиперболизации. Оценка исторического события в народе (от чего и отталкивается). => меняется и сюжет, и функция героя (она связана с оценкой события). Связана с гос-вом.

Возникают в пору Московского гос-ва.

Выделяется несколько циклов ИП (что связано с событиями, которые обусловили дальнейшее развитие русского, Московского гос-ва, связано с историческими легендарными личностями):

- ранние (Авдотья Рязаночка), где очевидна связь с былинами, художественные системы похожи;

- поздние, где связь и похожесть с былинами уходит.

ИП – это лирические песни, которые сохраняют историческую тематику. Ретроспекция в ИП необходима. Текста становится фольклорным, когда появляется как минимум два варианта. В основном это - лирические военные песни.

На сегодняшний день ИП развивается (историческая песнь переходит в лирическую песнь).

Циклизация ИП:

  1. XVI век, массивный цикл ИП об Иване Грозном (+ события, которые поразили народ: становление русского гос-ва. Оценка конкретных событий влечет за собой оценку эпохи в целом (например, взятие Казани). “Взятие Казанского царства Иваном Грозным” (фигура Ивана Грозного идеадизируется, создается миф о добром царе, грозность направлена не на народ, а на бояр). В былинах очевидно противопоставление, а в ИП главный герой – простой человек. Народ создает образ человека). Также складывается цикл ИП, повествующих об убийстве сына Ивана Грозного. В ИП XVI века сохраняются черты, свойственные былинам. Зачин иногда берется из былин. Киев заменяется Москвой белокаменной.

  2. Первая половина XVII века, смутное время, воцарение Бориса Годунова. У него свое осмысление. В этот период в ИП встречается плачи (как разновидность ИП). Например, “Плач Ксении”. Жанр этот достаточно древний. Связан с обрядовой поэзией. Жанр “плач” был востребован в ИП и связал древнейшие песни с ИП. Яркое явление - “Камаринская”, где и плясовые песни. Связано с языческим действом, характерен лиризм.

  3. Вторая половина XVII века, песни о Степане Разине. Самый представленный пласт. Множество лирических песен. Восстание С. Разина имело колоссальное значение для гос-ва. Происходит максимальная идеализация самого образа царя, максимально сближение царя и народа. Используются поэтические эпитеты в отношении главного героя. Например: Степка Разин: “добрый молодец”, “удалой”, “молодец” (что уводит нас от былин, но сближает со сказками). Появляются элементы жанра как доминация. Постоянные эпитеты подчеркивают ласковое отношение народа к главному герою (что создает определенный образ).

  4. XVII век, связаны с Емельяном Пугачевым. Песни Петровской эпохи. Образ Петра сближается а образом Ивана Грозного. Петр I (как и Иван Грозный) вел борьбу с боярами, что воспринималось народом как заступничество. Параллельно существуют песни, которые повествуют о страдании народа. Идеализированное представление о царе – заступнике (1) и тяжелейшая участь простого народа (2). Нарастание социального протеста – главная тематическая особенность XVIII века. -> цикл об Емельяне Пугачеве. Это разбойничью песни. Поэты – декабристы обращались к этой теме, они стремились вызвать этот соц. протест. Соц. протест породил разбойничью песни (которые тоже могут быть лирическими). Вносится элемент поражения. Народного героя невозможно уничтожить.

Было множество ИП, связанных с другими персонажами (которые не сложились в циклы). Например, с Ермаком.

Много казачьих песен Знаковая фигура – атаман Платов. Образ безграничного бесстрашного человека. Он приближен к обобщенному образу народа. Идеализация не персональная, идеализация русского человека.

Колоссальный пласт занимают партизанские песни, 1812г.

ИП как жанр остается достаточно живым жанром.
21. Донской фольклор и донская фольклористика.

Нужно учитывать типологию казачеств (уральские, кубанские и донские, например).

В XV веке появляются беглые крестьяне из Новгорода.

У казаков в основном – лирическая военная песня.

Из обрядовой поэзии: гребные песни (из трудовых).

Ритм песни в зависимости от течения Дона (спокойные и быстрые). Эти различия есть и сейчас.

К женщинам было уважительное отношение, она была свободной казачкой. Было мало беглых женщин. Не было строгого закона брака долгое время. Муж обязательно хвалит свою жену (даже после развода), и в этом нет ничего зазорного.

Свадебный обряд: причитания, плачи.

У казаков меньше всего представлены плачи и причитания.

Сказка тоже плохо прижилась у казаков. Но происходит феномен: очень хорошо прижилась былина (т.к. это героический эпос). Но ученые говорят, что постепенно былина перетекает в сказку. Но былины (генетически) в большей мере ближе к ИП. ИП тоже широко распространена.

Путилов занимался донским фольклором. Говорит, что в донской фольклоре происходит трансформация былинного жанра: счто в донской фольклоре происходит трансформация былинного жанра: !) Степка Разин: ена не на народ, а на бояр, казавшиеся важныохраняется тематика и образы, персонажи.

Туминевич: изучал казаков – некрасовцев, у которых былины не столько пелись, сколько рассказывались. Но фрагменты былин в песенном варианте оставались как вставки.

Были широко распространены (из несказочной прозы):

- предания;

- легенды;

- бывальщины.

У казаков – некрасовцев предания о городе Игната – т.е. о заветах Игната. Прис-ют хелестические мотивы. Хелиаса - "рай земной", который возможен и на уровне социальном, земном. Здесь – механизм мифологизации устойчивых представлений о счастье как таковом.

Сборники. В 30-х годах XIX века первые сборники:

XIX век:

1. Сахаров.

2. “Сборник донских народных песен”. Савельев, 1866г. (удалые, военные, семейные, 135 песен; исторические);

3. “Сборники казачьих песен в донских областных ведомостях” (+ обрядовые, игровые, свадебные, казачьи, колыбельные, хороводные). Секретев, 1875г.; Савичев – 1876г.

4. “Сборник казачьих песен”. Пивовар.

5. “Сборник русских военных … песен для донского корпуса”. 1891 г.

6. “Войско донского казачьи песни”. Сборник Хрищатинского.

7. “Песни Тихого Дона” (93 песни). Малахов.

XX век:

1. “Фольклор Дона и Кубани” (137 песен). 1938г.

2. “Песни казаков некрасовцев” (177 песен). Тумилевич, 1948г.

3. Листопадов. Пятитомник (и обрядовые, и былинные, и исторические песни). 1-й том. Из 224 песен (в первом томе) донских былин - …, песен – 65, исторических песен 159.
22. Фольклор и литература.

Фольклор как словесное искусство возникло позже, чем другие виды искусств.

Проблема взаимоотношения в двух аспектах: типологическом (связан с системой отношений) и генетическом.

Словесность:

  1. Литература;

  2. Фольклор.

Проблематика – установление различий между двумя видами искусства и к выделению универсалий, признаков, объединяющих эти виды.

Генетически: не только происхождение, но и конкретные заимствования из фольклора в литературу и наоборот.

Многие литературные мотивы = с фольклорно – мифологическим наследием (например, сражение со злыми силами – змееборчество, смерть – возрождение, метаморфозы или оборотничества, собственно мифологические мотивы). Могут быть сходны и сюжетные ситуации (девушка -> замуж за сверхъестественное существо, посещение потустороннего мира).

А. Н. Веселовский: "Каждая новая поэтическая эпоха не работает ли на истории с завещанными образами, обязательно вращаясь в их границах, позволяя себе лишь новые комбинации старых и наполняя из тем новым пониманием жизни, которое собственно и составляет ее прогресс перед прошлым" (1870г., "Историческая поэтика").

Отличия фольклора от литературы:

  1. Форма бытования (ф. – устная, лит-ра - письменная);

  2. Текст (ф. – вариативный, лит-ра – стабильный, фиксированный);

  3. Творческий процесс (ф. – коллективный, лит-ра – индивидуально - авторский);

Устность предполагает не только способ изложения фольклорных текстов, но и характер отношений между исполнителями и слушателями; способы сохранения текста во времени.

А. Л. Тобоков: "Признак устности не достаточен для отнесения текстов к фольклору. Сакральные тексты – ригведы – передавались жрецами в устной форме 100-летия и практически не варьировались, но это не фольклор!"

Появление письменности не повлекло за собой появления литературы. Литература вызревала в фольклоре еще до появления письменности. У истоков многих литературных традиций – эпос письменный (это героический).

Отличия в худ. тексте:

литературный текст предельно индивидуализирован, имеет конкретного автора и своеобразный стило, неограниченное тиражирование;

фольклорный текст имеет единичный характер, не может быть воспроизведен дважды с буквальной точностью, и в то же время все в нем имеет традиционный типовой характер: и содержание, и форма исполнения.

Сущность взаимоотношений автор читатель:

в лит-ре: автор -> текст -> читатель

в фольклоре: автор -> исполнитель <-> слушатель.

|

коммуникация (на чем и основывается ф. текст)

Фольклор отражает большие ценности и общую картину мира. Представляет собой форму существования традиции. Внутренняя эволюция фольклора определяется не индивидуальной творческой волей отдельных исполнителей, а закономерностями историко – типологического характера, которые проявляются на протяжении больших периодов времени.

Движение от фольклора к литературе имеет закономерный характер, однако речь идет не об одновременном акте перехода, но о процессе, который растянулся на тысячелетие.

Объединяет фольклор и литературу деление на роды, жанры, сюжеты. Но в фольклоре нет жанровой четкой системы.

По способу бытования:

- повествовательный;

- неповествовательный.

Учитывается (при делении на жанры) тема, время и функция (информационная, развлекательная, поучительная).

Сугубо фольклорные жанры: былина, сказка, ИП, заговор.

С появлением письменности и становлением литературы начинается взаимодействие фольклора и лит-ры. Обмен между ними постоянно.

Лит-ра в фольклоре.

Популярные жанра лит-ры (песни) -> в фольклор (например, Суриков - "Рябина", Исаковский, Дунаевский – песня для к/ф "Кубанские казаки").

Заимствованный литературный элемент неизбежно переосмысляется, меняет свою семантику, функцию и становится собственно фольклорным. Имеет дело с проявлением ассимиляции.

Заимствования из фольклора: цитаты (т.е. оно должно осознаваться как инородный элемент, чтобы нести свою эмоциональную функцию).

В XVII веке обращение к фольклорным сюжетам связано с появлением демократической, светской литературы (например, "Повесть о шемякином суде").

В эпоху романтизма: идеализация народности.

XX век: писатели -> в сознательную игру с фольклорными текстами, обращаются к мифам других народов. Городецкий С. ("Явь"), Ремизов ("Посолонь"), Кондратьев Л. ("На берегах Ярыни").

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Фольклор искусство слова, следовательно обладает такими свойствами как художественность, поэтичность. Унт (устное народное творчество) = упт (устное icon Программа дисциплины Устное народное творчество Направление подготовки
Дисциплина «Устное народное творчество» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин
Фольклор искусство слова, следовательно обладает такими свойствами как художественность, поэтичность. Унт (устное народное творчество) = упт (устное icon «Кто не знает устное народное творчество, тот и не знает свою настоящую историю» М. Горький
Народный фольклор таит в себе высоконравственные житейские наставления быть честным, мужественным, добрым, трудолюбивым, милосердным,...
Фольклор искусство слова, следовательно обладает такими свойствами как художественность, поэтичность. Унт (устное народное творчество) = упт (устное icon Программа дисциплины Устное народное творчество Направление подготовки
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Фольклор искусство слова, следовательно обладает такими свойствами как художественность, поэтичность. Унт (устное народное творчество) = упт (устное icon «Даргинское устное народное творчество»
В соответствии с планом работы Управление образования 26. 04. 2013 года на базе мкоу «Лицей Мюрего» было проведено заседание рмо...
Фольклор искусство слова, следовательно обладает такими свойствами как художественность, поэтичность. Унт (устное народное творчество) = упт (устное icon Список произведений для самостоятельного чтения (4 класс) Устное народное творчество
Русские народные сказки: «Царевна-лягушка», «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»
Фольклор искусство слова, следовательно обладает такими свойствами как художественность, поэтичность. Унт (устное народное творчество) = упт (устное icon Список литературы для 7 класса Устное народное творчество
Былины: «Вольга и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», Святогор и Илья Муромец», «Рождение богатыря»
Фольклор искусство слова, следовательно обладает такими свойствами как художественность, поэтичность. Унт (устное народное творчество) = упт (устное icon Место предмета в структуре основной образовательной программы
Устное народное творчество, русские народные сказки, древнерусская литература, литература XVIII века, литература xixвека, литература...
Фольклор искусство слова, следовательно обладает такими свойствами как художественность, поэтичность. Унт (устное народное творчество) = упт (устное icon Введение. Литература
Устное народное творчество. Истоки устного народного творчества, его основные виды (сказки, легенды, песни, загадки, пословицы, поговорки...
Фольклор искусство слова, следовательно обладает такими свойствами как художественность, поэтичность. Унт (устное народное творчество) = упт (устное icon Программа построена так, что в ней последовательно даются этапы развития...
Предлагаемое пособие написано к учебнику по литературе для 5-го класса, авторы-составители В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И....
Фольклор искусство слова, следовательно обладает такими свойствами как художественность, поэтичность. Унт (устное народное творчество) = упт (устное icon Урок Устное народное творчество
Этот урок, школьники оформляют стенды с различными изданиями стихотворении поэта, с портретами Лермонтова, слушают запись актерского...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции