Методические рекомендации по использованию учебников «Литература» (9-10-11 кл.) Иллюстративный ряд (Т.А. Кузнецова,
Е.А. Князева)
Одна из важнейших задач образования – воспитание человека, обладающего целостной картиной национальной и мировой культуры. Возникновение такой картины мира невозможно без знаний об основных шедеврах литературы, музыки, живописи, театра, без умения понимать их художественный язык, проводить сопоставительный анализ произведений.
В учебниках «Литература» В.И.Сахарова, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева, кроме информации о писателе и его творчестве, хорошо представлены живопись, скульптура, архитектура, а также предметный мир эпохи. Это помогает школьникам понять особенности развития русской культуры XIX -XXI вв.
Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Это помогает учителю развивать ассоциативное мышление, будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Конкретно-наглядная основа урока делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся.
Цель учителя – организовать погружение в определенную культурную эпоху, научить вступать в диалог с ней, постигать разные картины мира в знаках, символах, образах, а также осознавать ценности, определившие образ мысли и уклад жизни человека XIX -XXI вв. Очень важно, чтобы интеграция содействовала преодолению фрагментарности и мозаичности знаний учащихся, обеспечила их систематизацию, способствовала формированию целостного взгляда на мир.
Для достижения этой цели авторы учебников - В.А Чалмаев, В.И.Сахаров, С.А Зинин – вводят разнообразный иллюстративный дидактический материал:
«Портретную галерею» писателей: портреты (от 1 до 10) представлены не только в монографических статьях, но и в обзорных главах;
Черно-белый иллюстративный ряд (коллективные портреты, фотографии «малой родины», иллюстрации к произведениям, афиши, обложки книг и т.д.);
Цветной иллюстративный ряд, так называемая «малая галерея»;
Предметный мир эпохи как своеобразный «проводник» в культуру прошлого;
Иллюстрированные форзацы учебника (агитационные плакаты и афиши, эскизы декораций, обложка книги, трафарет)
Дополнительный комментарий для учащихся профильных классов (алгоритмы самостоятельного анализа текстов, сведения о художниках, артистах и т.д.).
1. Черно-белый иллюстративный ряд
( «Портретная галерея» писателей, коллективные портреты, фотографии «малой родины», иллюстрации к произведениям, афиши, обложки книг, декорации спектаклей, плакаты, скульптуры)
«Портретная галерея» писателей
В монографических статьях о писателях, вошедших в список для обязательного изучения, представлено несколько портретов. Как известно, внешность человека, его манера одеваться, привычные позы, жестикуляция, мимика и т.п. могут при внимательном взгляде многое сказать о нем. Например, в процессе работы с портретом поэта В. Маяковского (1913 г.), приведенном в учебнике (11 кл., ч.1), учитель может дать учащимся задание: определить, какую роль сыграл в жизни поэта 1913 год. Выполняя предложенное задание, учащиеся могут выйти не только на осмысление роли времени в творчестве В. Маяковского, но и на понимание своего проживания времени.
Анализируя портреты писателей, школьники должны постараться выяснить, в какой период жизни писатель был изображен на портрете и что в это время могло влиять на процесс формирования его характера.
Авторы, о которых упоминается в обзорных главах, представлены одним портретом. Например, размышляя о том, «Как рождается многозначность символа?» (11 кл., ч.1), авторы учебника посчитали необходимым дать портреты предшественников символизма Шарля Бодлера, Поля Верлена и Артюра Рембо.
Коллективные портреты
Окружение писателя не только представляет интерес само по себе, но и чрезвычайно важно для более глубокого понимания творческой личности. Это понимание невозможно без знания той среды, в которой жил и работал писатель. В общении с современниками поднимались вечные проблемы бытия – жизни и смерти, добра и зла, поиска смысла жизни, истины, совершенствования общества и человека, войны и мира. Люди, встречавшиеся на пути того или иного писателя, разнообразны по своему воспитанию, образованию, классовому составу, профессиональной принадлежности, положению в обществе.
О значимости окружения обязательно говорить на уроке литературы, т.к. очень важно научить школьников понимать себя в диалоге с другим (как говорится в русской пословице: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты»). Так, например, фотография «С.Есенин среди сотрудников типографии «Товарищество И.Д.Сытина» (1914г.) рассказывает учащимся о том периоде жизни, когда начинающий поэт, отказавшись от работы в мясной лавке и отцовской стипендии, предпочел работу с книгой. Очень важно показать учащимся, кто становится на твоем пути настоящим “учителем жизни”.
Круг современников, с которыми встречались и творчески взаимодействовали писатель
Коллективные фотографии
|
Класс
|
Задания
|
«Русские современные писатели». Вторая половина 19 века.
|
10 кл.,ч.1
|
По какому принципу объединены писатели на литографии?
|
Мать писателя М.П.Лескова с сестрами и братом С.П.Алферьевым. 1873г.
|
10 кл., ч.2
|
Как помогает понять семейная фотографии атмосферу, в которой воспитывался писатель?
|
Группа писателей журнала «Современник», 1856г.
|
10 кл., ч.2
|
Какую роль сыграл журнал «Современник» в жизни писателей?
|
А.П.Чехов и Л.Н.Толстой, 1901г.
|
10 кл., ч.2
|
Каковы были отношения двух классиков?
|
А.П.Чехов читает «Чайку» артистам МХТ., 1899г.
|
10 кл., ч.2
|
О чем говорят выражения лиц артистов, слушающих Чехова?
|
Постоянные участники «телешовских сред», Москва, 1902г.
|
11 кл., ч.1
|
С какой целью собирались писатели в доме Н.Д.Телешова?
|
В.Я.Шишков в экспедиции по исследованию берегов реки Лены. Якутск. 1909г.
|
11 кл., ч.1
|
Что Вы знаете (из курса географии) об исследовании реки Лены?
|
Итальянские футуристы в Париже, 1912г.
|
11 кл., ч.1
|
Какое влияние оказали итальянские футуристы на русских поэтов ?
|
«Серапионовы братья», 1922
|
11 кл., ч.1
|
Как вы думаете, есть ли связь между прекращением существования литературной группы «серапионовы братья» с политической ситуацией в СССР в 1929 году?
|
Маяковский и другие ученики Московского училища живописи, ваяния и зодчества, 1913
|
11 кл., ч.1
|
С какой целью дана фотография Маяковского в окружении своих сверстников, учащихся Московского училища живописи, ваяния и зодчества?
|
С.Есенин среди сотрудников типографии «Товарищество И.Д.Сытина», 1914г.
|
11 кл., ч.1
|
Что Вы знаете о книгоиздателе Сытине? Почему Есенин предпочел работу в издательстве работе в мясной лавке?
|
С.Есенин в кругу друзей и родных. 1925 г.
|
11 кл., ч.1
|
Что Вы можете рассказать о семье и окружении Есенина?
|
Горький и Сталин. 11 октября 1931г.
|
11 кл., ч.2
|
Какими были отношения между двумя лидерами эпохи?
|
А.П.Платонов с женой и сыном. 1942г.
|
11 кл., ч.2
|
Какую роль играет семья в жизни писателя?
|
Вручение А.И.Солженицыну королем Швеции Нобелевской премии по литературе за 1970 год. 1974 г.
|
11 кл., ч.2
|
За какие заслуги присуждается Нобелевская премия?
|
Фотографии и рисунки «малой родины» и мест, связанных с жизнью писателя
Малая родина - это тот уголок земли, где человек впервые начинает осознавать себя, отдавать отчет своим поступкам и действиям, понимать окружающих людей и происходящие события.
Фотографии «малой родины» помогут учителю, не выходя из класса, мысленно преодолеть время и расстояние, и оказаться в местах, связанных с жизнью писателей. В роли экскурсовода может выступить не только учитель, но и сами ребята, подготовившие выступления. Например, можно заранее предложить учащимся выписать на карточки имена героев, названия улиц, площадей, храмов, рек, дорог, связанных с темой урока-экскурсии; составить карту маршрута по местам, например, лесковских произведений, подготовить литературную страничку в школьной стенгазете и так далее. У каждого человека есть своя малая родина, тот кусочек Земли, который остается в вечной памяти потомков. «Следы» этой памяти можно найти в экспозициях музеев, в виде мемориальных досок, памятников, названий скверов, улиц и т.д. Обращая внимание на фотографии, мы можем предложить дополнительные вопросы и задания:
Фотографии и рисунки «малой родины» и мест, связанных с жизнью писателя
|
Класс
|
Вопросы и задания
|
Дом в Сорочинцах, где родился Н.В.Гоголь
|
9 кл., ч.2
|
В каких произведениях Гоголя описан родной дом?
|
Замоскворечье (общая панорама)
|
10 кл., ч.1
|
Помогает ли общая панорама представить быт и нравы Замосковоречья?
|
Усадебный дом в селе Грешневе
Карабиха. Усадебный дом
|
10 кл., ч.1
|
Какие воспоминания поэта связаны с домом в Грешневе и Карабаихе?
|
Музей Ф.И.Тютчева в Овстуге
|
10 кл., ч.2
|
Нашли ли отражение детские воспоминания в творчестве о доме и жизни в Овстуге?
|
Вятка. Дом, в котором жил М.Е.Салтыков-Щедрин
|
10 кл., ч.2
|
Какими переживаниями была наполнена жизнь С-Щедрина в Вятке?
|
Мелихово. Флигель, в котором летом 1896г. была написана «Чайка»
|
10 кл., ч.2
|
Чем стало Мелихово не только для Чехова, но и для артистов МХТ?
В чем различие усадьбы и дачи? Чем различаются образы усадьбы и дачи последней третей 19 века? (Например, сравнить усадьбу Тургенева и дачу Чехова)
|
Москва, ул.Достоевского (бывш. Божедомка), 2 Северный флигель бывшей Мариинской больницы для бедных, в котором в 1823-1837 гг. жила семья Достоевских.
|
10 кл., ч.2
|
Как повлияло место рождения Достоевского на понимание им значимости дома?
|
Из дореволюционной усадебной жизни (И.А.Бунина)
|
11 кл., ч.1
|
Почему Бунин воспел поэзию усадебной жизни?
|
Дом Кашириных. Ныне - музей детства А.М.Горького (Нижний Новгород, Почтовый съезд, д.21)
|
11 кл., ч.1
|
Как фотография помогает понять образ жизни обитателей этого дома?
|
Дом, в котором умер Брюсов, Москва, проспект Мира, д.30. Мемориальная доска на доме
|
11 кл., ч.1
|
Охарактеризуйте последний этап жизни Брюсова.
|
Старый дом в Шахматове. Рисунок А.А.Блока.
|
11 кл., ч.1
|
Найдите фотографию дома А.Блока в Шахматове и сравните ее с рисунком поэта
|
Дом, в котором жил и умер А.Блок, Санкт-Петербург, ул.Декабристов, д.57.
|
11 кл., ч.1
|
Чем отличалась жизнь в доме на ул. Декабристов от жизни в Шахматове?
|
«Фонтанный дом»- мемориальный музей А.Ахматовой, Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, д.34.
|
11 кл., ч.1
|
Что пережила Ахматова в этом доме и как это отразилось в ее поэзии?
|
Елабуга. Дом Бродельщиковых, где жила и покончила с собой М.И.Цветаева
|
11 кл., ч.1
|
Что привело Цветаеву в Елабугу?
|
Дом М.А.Волошина в Коктебеле на фоне Карадага
|
11 кл., ч.1
|
В какой период своей творческой биографии Волошин переезжает в Крым? Чем становится «дом поэта»?
|
Гостиница «Англетер» («Интернационал»), номер 5, в котором погиб С.Есенин.
|
11 кл., ч.1
|
Почему именно гостиница стала последним прибежищем поэта?
|
Хутор Кружилин. Дом, в котором родился М.А.Шолохов
|
11 кл., ч.2
|
Почему в 1925 году, после скитаний в Москве, Шолохов вернулся на свою малую родину?
|
Киев, Андреевская церковь и дом Булгаковых, гостиная в доме Булгаковых.
|
11 кл., ч.2
|
В каких произведениях Булгаков создал художественный образ своего киевского дома?
|
Дача поэта в Переделкине, ныне – музей Б.Л.Пастернака-
|
11 кл., ч.2
|
Какую роль сегодня играет музей Пастернака в литературной жизни страны?
|
В учебниках есть и фотографии надгробий на могилах писателей. Введены они не случайно: надгробия запечатлевают тот последний образ, который остался в памяти родных и близких, или выражают отношение к усопшему.
Надгробная надпись – это особый вид литературного творчества, она часто рассказывает об ушедшем времени и его обитателях больше, чем сами изваяния. Поэтому одним из заданий может быть написание эпитафии.
Могила Н.В.Гоголя на Даниловском кладбище в Москве
|
9 кл.,ч.2.
|
Создайте эскиз надгробия Гоголя
|
Семейная усыпальница Тютчевых. Петербург. Новодевичье кладбище.
|
10 кл.,ч.2
|
Что такое усыпальница? Какое значение имела усыпальница для рода?
Что написано на усыпальнице Тютчевых?
|
Ясная Поляна. Могила Л.Н.Толстого
|
10 кл.,ч.2
|
Почему на могиле Толстого нет памятника?
|
Могила И.А.Бунина на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем
|
11 кл., ч.1
|
Кто еще из русских эмигрантов похоронен на этом кладбище?
|
Каменная баба, установленная на могиле В.Хлебникова в Москве.
|
11 кл., ч.1
|
Почему на могиле Хлебникова установлена каменная баба?
|
|