Методические рекомендации по использованию учебников «Литература» (9-10-11 кл.)




Скачать 0.7 Mb.
Название Методические рекомендации по использованию учебников «Литература» (9-10-11 кл.)
страница 1/8
Дата публикации 02.10.2014
Размер 0.7 Mb.
Тип Методические рекомендации
literature-edu.ru > Культура > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8
Методические рекомендации по использованию учебников «Литература» (9-10-11 кл.) Иллюстративный ряд (Т.А. Кузнецова,

Е.А. Князева)
Одна из важнейших задач образования – воспитание человека, обладающего целостной картиной национальной и мировой культуры. Возникновение такой картины мира невозможно без знаний об основных шедеврах литературы, музыки, живописи, театра, без умения понимать их художественный язык, проводить сопоставительный анализ произведений.

В учебниках «Литература» В.И.Сахарова, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева, кроме информации о писателе и его творчестве, хорошо представлены живопись, скульптура, архитектура, а также предметный мир эпохи. Это помогает школьникам понять особенности развития русской культуры XIX -XXI вв.

Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Это помогает учителю развивать ассоциативное мышление, будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Конкретно-наглядная основа урока делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся.

Цель учителя – организовать погружение в определенную культурную эпоху, научить вступать в диалог с ней, постигать разные картины мира в знаках, символах, образах, а также осознавать ценности, определившие образ мысли и уклад жизни человека XIX -XXI вв. Очень важно, чтобы интеграция содействовала преодолению фрагментарности и мозаичности знаний учащихся, обеспечила их систематизацию, способствовала формированию целостного взгляда на мир.

Для достижения этой цели авторы учебников - В.А Чалмаев, В.И.Сахаров, С.А Зинин – вводят разнообразный иллюстративный дидактический материал:

  1. «Портретную галерею» писателей: портреты (от 1 до 10) представлены не только в монографических статьях, но и в обзорных главах;

  2. Черно-белый иллюстративный ряд (коллективные портреты, фотографии «малой родины», иллюстрации к произведениям, афиши, обложки книг и т.д.);

  3. Цветной иллюстративный ряд, так называемая «малая галерея»;

  4. Предметный мир эпохи как своеобразный «проводник» в культуру прошлого;

  5. Иллюстрированные форзацы учебника (агитационные плакаты и афиши, эскизы декораций, обложка книги, трафарет)

  6. Дополнительный комментарий для учащихся профильных классов (алгоритмы самостоятельного анализа текстов, сведения о художниках, артистах и т.д.).

1. Черно-белый иллюстративный ряд

( «Портретная галерея» писателей, коллективные портреты, фотографии «малой родины», иллюстрации к произведениям, афиши, обложки книг, декорации спектаклей, плакаты, скульптуры)

«Портретная галерея» писателей

В монографических статьях о писателях, вошедших в список для обязательного изучения, представлено несколько портретов. Как известно, внешность человека, его манера одеваться, привычные позы, жестикуляция, мимика и т.п. могут при внимательном взгляде многое сказать о нем. Например, в процессе работы с портретом поэта В. Маяковского (1913 г.), приведенном в учебнике (11 кл., ч.1), учитель может дать учащимся задание: определить, какую роль сыграл в жизни поэта 1913 год. Выполняя предложенное задание, учащиеся могут выйти не только на осмысление роли времени в творчестве В. Маяковского, но и на понимание своего проживания времени.

Анализируя портреты писателей, школьники должны постараться выяснить, в какой период жизни писатель был изображен на портрете и что в это время могло влиять на процесс формирования его характера.

Авторы, о которых упоминается в обзорных главах, представлены одним портретом. Например, размышляя о том, «Как рождается многозначность символа?» (11 кл., ч.1), авторы учебника посчитали необходимым дать портреты предшественников символизма Шарля Бодлера, Поля Верлена и Артюра Рембо.

Коллективные портреты

Окружение писателя не только представляет интерес само по себе, но и чрезвычайно важно для более глубокого понимания творческой личности. Это понимание невозможно без знания той среды, в которой жил и работал писатель. В общении с современниками поднимались вечные проблемы бытия – жизни и смерти, добра и зла, поиска смысла жизни, истины, совершенствования общества и человека, войны и мира. Люди, встречавшиеся на пути того или иного писателя, разнообразны по своему воспитанию, образованию, классовому составу, профессиональной принадлежности, положению в обществе.

О значимости окружения обязательно говорить на уроке литературы, т.к. очень важно научить школьников понимать себя в диалоге с другим (как говорится в русской пословице: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты»). Так, например, фотография «С.Есенин среди сотрудников типографии «Товарищество И.Д.Сытина» (1914г.) рассказывает учащимся о том периоде жизни, когда начинающий поэт, отказавшись от работы в мясной лавке и отцовской стипендии, предпочел работу с книгой. Очень важно показать учащимся, кто становится на твоем пути настоящим “учителем жизни”.

Круг современников, с которыми встречались и творчески взаимодействовали писатель

Коллективные фотографии

Класс

Задания

«Русские современные писатели». Вторая половина 19 века.

10 кл.,ч.1

По какому принципу объединены писатели на литографии?

Мать писателя М.П.Лескова с сестрами и братом С.П.Алферьевым. 1873г.

10 кл., ч.2

Как помогает понять семейная фотографии атмосферу, в которой воспитывался писатель?

Группа писателей журнала «Современник», 1856г.

10 кл., ч.2

Какую роль сыграл журнал «Современник» в жизни писателей?

А.П.Чехов и Л.Н.Толстой, 1901г.

10 кл., ч.2

Каковы были отношения двух классиков?

А.П.Чехов читает «Чайку» артистам МХТ., 1899г.

10 кл., ч.2

О чем говорят выражения лиц артистов, слушающих Чехова?

Постоянные участники «телешовских сред», Москва, 1902г.

11 кл., ч.1

С какой целью собирались писатели в доме Н.Д.Телешова?

В.Я.Шишков в экспедиции по исследованию берегов реки Лены. Якутск. 1909г.

11 кл., ч.1

Что Вы знаете (из курса географии) об исследовании реки Лены?

Итальянские футуристы в Париже, 1912г.

11 кл., ч.1

Какое влияние оказали итальянские футуристы на русских поэтов ?

«Серапионовы братья», 1922

11 кл., ч.1

Как вы думаете, есть ли связь между прекращением существования литературной группы «серапионовы братья» с политической ситуацией в СССР в 1929 году?

Маяковский и другие ученики Московского училища живописи, ваяния и зодчества, 1913

11 кл., ч.1

С какой целью дана фотография Маяковского в окружении своих сверстников, учащихся Московского училища живописи, ваяния и зодчества?

С.Есенин среди сотрудников типографии «Товарищество И.Д.Сытина», 1914г.

11 кл., ч.1

Что Вы знаете о книгоиздателе Сытине? Почему Есенин предпочел работу в издательстве работе в мясной лавке?

С.Есенин в кругу друзей и родных. 1925 г.

11 кл., ч.1

Что Вы можете рассказать о семье и окружении Есенина?

Горький и Сталин. 11 октября 1931г.

11 кл., ч.2

Какими были отношения между двумя лидерами эпохи?

А.П.Платонов с женой и сыном. 1942г.

11 кл., ч.2

Какую роль играет семья в жизни писателя?

Вручение А.И.Солженицыну королем Швеции Нобелевской премии по литературе за 1970 год. 1974 г.

11 кл., ч.2

За какие заслуги присуждается Нобелевская премия?


Фотографии и рисунки «малой родины» и мест, связанных с жизнью писателя
Малая родина - это тот уголок земли, где человек впервые начинает осознавать себя, отдавать отчет своим поступкам и действиям, понимать окружающих людей и происходящие события.

Фотографии «малой родины» помогут учителю, не выходя из класса, мысленно преодолеть время и расстояние, и оказаться в местах, связанных с жизнью писателей. В роли экскурсовода может выступить не только учитель, но и сами ребята, подготовившие выступления. Например, можно заранее предложить учащимся выписать на карточки имена героев, названия улиц, площадей, храмов, рек, дорог, связанных с темой урока-экскурсии; составить карту маршрута по местам, например, лесковских произведений, подготовить литературную страничку в школьной стенгазете и так далее. У каждого человека есть своя малая родина, тот кусочек Земли, который остается в вечной памяти потомков. «Следы» этой памяти можно найти в экспозициях музеев, в виде мемориальных досок, памятников, названий скверов, улиц и т.д. Обращая внимание на фотографии, мы можем предложить дополнительные вопросы и задания:



Фотографии и рисунки «малой родины» и мест, связанных с жизнью писателя

Класс

Вопросы и задания

Дом в Сорочинцах, где родился Н.В.Гоголь

9 кл., ч.2

В каких произведениях Гоголя описан родной дом?

Замоскворечье (общая панорама)

10 кл., ч.1

Помогает ли общая панорама представить быт и нравы Замосковоречья?

Усадебный дом в селе Грешневе

Карабиха. Усадебный дом

10 кл., ч.1

Какие воспоминания поэта связаны с домом в Грешневе и Карабаихе?

Музей Ф.И.Тютчева в Овстуге

10 кл., ч.2

Нашли ли отражение детские воспоминания в творчестве о доме и жизни в Овстуге?

Вятка. Дом, в котором жил М.Е.Салтыков-Щедрин

10 кл., ч.2

Какими переживаниями была наполнена жизнь С-Щедрина в Вятке?

Мелихово. Флигель, в котором летом 1896г. была написана «Чайка»

10 кл., ч.2

Чем стало Мелихово не только для Чехова, но и для артистов МХТ?

В чем различие усадьбы и дачи? Чем различаются образы усадьбы и дачи последней третей 19 века? (Например, сравнить усадьбу Тургенева и дачу Чехова)


Москва, ул.Достоевского (бывш. Божедомка), 2 Северный флигель бывшей Мариинской больницы для бедных, в котором в 1823-1837 гг. жила семья Достоевских.

10 кл., ч.2

Как повлияло место рождения Достоевского на понимание им значимости дома?

Из дореволюционной усадебной жизни (И.А.Бунина)

11 кл., ч.1

Почему Бунин воспел поэзию усадебной жизни?

Дом Кашириных. Ныне - музей детства А.М.Горького (Нижний Новгород, Почтовый съезд, д.21)


11 кл., ч.1

Как фотография помогает понять образ жизни обитателей этого дома?

Дом, в котором умер Брюсов, Москва, проспект Мира, д.30. Мемориальная доска на доме


11 кл., ч.1

Охарактеризуйте последний этап жизни Брюсова.

Старый дом в Шахматове. Рисунок А.А.Блока.

11 кл., ч.1

Найдите фотографию дома А.Блока в Шахматове и сравните ее с рисунком поэта

Дом, в котором жил и умер А.Блок, Санкт-Петербург, ул.Декабристов, д.57.

11 кл., ч.1

Чем отличалась жизнь в доме на ул. Декабристов от жизни в Шахматове?

«Фонтанный дом»- мемориальный музей А.Ахматовой, Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, д.34.

11 кл., ч.1

Что пережила Ахматова в этом доме и как это отразилось в ее поэзии?

Елабуга. Дом Бродельщиковых, где жила и покончила с собой М.И.Цветаева

11 кл., ч.1

Что привело Цветаеву в Елабугу?

Дом М.А.Волошина в Коктебеле на фоне Карадага


11 кл., ч.1

В какой период своей творческой биографии Волошин переезжает в Крым? Чем становится «дом поэта»?

Гостиница «Англетер» («Интернационал»), номер 5, в котором погиб С.Есенин.


11 кл., ч.1

Почему именно гостиница стала последним прибежищем поэта?

Хутор Кружилин. Дом, в котором родился М.А.Шолохов


11 кл., ч.2

Почему в 1925 году, после скитаний в Москве, Шолохов вернулся на свою малую родину?

Киев, Андреевская церковь и дом Булгаковых, гостиная в доме Булгаковых.

11 кл., ч.2

В каких произведениях Булгаков создал художественный образ своего киевского дома?

Дача поэта в Переделкине, ныне – музей Б.Л.Пастернака-

11 кл., ч.2

Какую роль сегодня играет музей Пастернака в литературной жизни страны?

В учебниках есть и фотографии надгробий на могилах писателей. Введены они не случайно: надгробия запечатлевают тот последний образ, который остался в памяти родных и близких, или выражают отношение к усопшему.

Надгробная надпись – это особый вид литературного творчества, она часто рассказывает об ушедшем времени и его обитателях больше, чем сами изваяния. Поэтому одним из заданий может быть написание эпитафии.


Могила Н.В.Гоголя на Даниловском кладбище в Москве

9 кл.,ч.2.

Создайте эскиз надгробия Гоголя

Семейная усыпальница Тютчевых. Петербург. Новодевичье кладбище.

10 кл.,ч.2

Что такое усыпальница? Какое значение имела усыпальница для рода?

Что написано на усыпальнице Тютчевых?

Ясная Поляна. Могила Л.Н.Толстого

10 кл.,ч.2

Почему на могиле Толстого нет памятника?

Могила И.А.Бунина на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем

11 кл., ч.1

Кто еще из русских эмигрантов похоронен на этом кладбище?


Каменная баба, установленная на могиле В.Хлебникова в Москве.


11 кл., ч.1

Почему на могиле Хлебникова установлена каменная баба?
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по использованию учебников «Литература» (9-10-11 кл.) icon Методические рекомендации по использованию дискуссионных форм обучения...
...
Методические рекомендации по использованию учебников «Литература» (9-10-11 кл.) icon Учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию
Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных...
Методические рекомендации по использованию учебников «Литература» (9-10-11 кл.) icon Методические рекомендации по использованию дидактических игр Заключение
Дидактические игры, как средство умственного развития детей среднего дошкольного возраста
Методические рекомендации по использованию учебников «Литература» (9-10-11 кл.) icon Перечень учебников в мкоу «Пригородная»
Утвердить перечень учебников, планируемых к использованию в образовательном процессе в 2013- 2014 учебном году (приложение №1)
Методические рекомендации по использованию учебников «Литература» (9-10-11 кл.) icon Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Методические...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (институт)
Методические рекомендации по использованию учебников «Литература» (9-10-11 кл.) icon Методические рекомендации по дисциплине «История русского искусства»
Методические рекомендации адресованы студентам заочной формы обучения всех направлений бакалавриата ибк
Методические рекомендации по использованию учебников «Литература» (9-10-11 кл.) icon Комплект учебников
Рф от 19. 12. 2012 №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном...
Методические рекомендации по использованию учебников «Литература» (9-10-11 кл.) icon Методические рекомендации по освоению курса планы лекционных и семинарских занятий
Методические рекомендации предназначены для обеспечения студентов и преподавателей системы высшего и средне-специального образования...
Методические рекомендации по использованию учебников «Литература» (9-10-11 кл.) icon Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей»
Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных...
Методические рекомендации по использованию учебников «Литература» (9-10-11 кл.) icon Примерный план работы школьной библиотеки (рекомендации)
Составление и сдача отчета «Обеспеченность учебниками уч-ся на 2012-2013 у год». Выдача учебников по графику. Выявление недостающих...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции