Скачать 102.92 Kb.
|
Тема: Обобщающий урок то творчеству С.А.Есенина (защита проектов) Цель: обобщить и систематизировать материал, изученный по теме, формирование навыка использования проектной методики в подготовке материала; развивать творческие способности учащихся; воспитывать чувство патриотизма, чувство прекрасного Оборудование: компьютерное оборудование, карты анализа проектов Эпиграф: Быть поэтом – это значит то же, Если правды жизни не нарушить, Рубцевать себя по нежной коже, Кровью чувств ласкать чужие души С.Есенин Ход урока.
Ребята, мы с вами изучили творчество замечательного поэта С.А.Есенина. Сегодня мы проведём обобщающий урок по его творчеству в форме защиты проектов Цели урока:
Слово учителя. Сергей Есенин – лирик, который самой природой был создан для поэтического творчества, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире. Слова самого поэта, которые я взяла эпиграфом к уроку, как нельзя лучше передают глубину есенинской поэзии, её предназначение. Быть поэтом – это значит то же, Если правды жизни не нарушить, Рубцевать себя по нежной коже, Кровью чувств ласкать чужие души С.Есенин В конце урока мы вернёмся к эпиграфу, подумаем над его смыслом. Вы предварительно получили задание выбрать тему своего проекта, подобрать материал и представить его в виде презентации. На сегодняшнем уроке будут представлены два проекта:
Ваша задача быть предельно внимательными на уроке и оценить исследовательскую и творческую работу своих товарищей, заполнив карту оценки презентаций.
(2-3 учащихся) Слово независимым экспертам __________________ Слово учителя. Возвратимся к эпиграфу. Как вы понимаете значение этих слов? Каким образом они характеризуют С.А.Есенина как поэта и как человека? С.А.Есенин - лирик необыкновенной искренности, влюбленный в Россию, создавший богатый мир своего поэтического языка. Он вошел в историю литературы как один из лучших русских поэтов, и творения его будут вечно жить, потому что каждый новый читатель будет открывать в них какие-то только ему понятные мысли и переживания. И в образе лирического героя будет иногда узнавать себя, и будет у него при этом радостно и тревожно биться сердце. Возможно, в этом и есть секрет бессмертия лирики Есенина.
Домашнее задание:
Проект: « Тема Родины в лирике С.А.Есенина» Проект подготовили уч-ся _______________________класса: _______________________________________________________________ Содержание презентации Актуализация темы
Цели и задачи
Тебе одной плету венок, Цветами сыплю стёжку серую. О, Русь, покойный уголок, Тебя люблю, тебе и верую С.Есенин С.Есенин – единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о Родине в особый раздел. Всё, написанное им, проникнуто «чувством родины». Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное – русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моём творчестве». С. Есенин Тема Родины - народные истоки - пейзажная лирика - философские размышления о судьбе Родины
«Я рос в атмосфере народной поэзии»,- вспоминает он. Поэтическая речь Есенина развивалась в духе народных традиций. Народные истоки
Фольклор как основа художественной картины мира в поэзии С.Есенина Основы поэтики Есенина – народные, в ней намного сильнее влияние традиционного русского фольклора. Родился я с песнями в травном одеяле. Зори меня вешние в радугу свивали. Вырос я до зрелости, внук купальской ночи, Сутемень колдовная счастье мне пророчит. Сердце-вещун, мать –голубица, сокол-ветер, берёзка-невеста, месяц-ягнёнок, девица-вьюга – вот далеко не полный перечень излюбленных тропов поэта, попавших к нему из лаборатории народного творчества (Чтение стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…» Природа в лирике С.Есенина Все богатство словесной живописи у Есенина подчинено цели — дать читателю почувствовать красоту и животворящую силу природы: Сыплет черемуха снегом, Зелень в цвету и росе. В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе. Никнут шелковые травы, Пахнет смолистой сосной. Ой вы, луга и дубравы, — Я одурманен весной. Особенности пейзажной лирики - Олицетворение - Цветопись - Звукопись Особенности изображения природы Строй сравнений, образов, метафор, всех словесных средств взят из крестьянской жизни, родной и понятной. Тянусь к теплу, вдыхаю мягкость хлеба И с хрустом мысленно кусаю огурцы, За ровной гладью вздрогнувшее небо Выводит облако из стойла под уздцы. Здесь даже мельница - бревенчатая птица С крылом единственным - стоит, глаза смежив (Чтение стихотворения «С добрым утром!» Анализ стихотворения Использование цветописи в лирике С.Есенина В стихах Есенина разнообразны оттенки красного цвета: розовый, алый, малиновый, багряный; оттенки жёлтого часто приобретают «металлическое» звучание: золотой, медный; много зелёного цвета, синего и голубого. Есть и белый, и чёрный, и серый цвета, но в целом стихи Есенина окрашены в чистые, ясные, то нежные, то яркие цвета и оттенки «Красный костёр окровил таганы/ В хворосте белые веки луны… Оловом светится лужная голь…/Грустная песня, ты- русская боль.»(«Чёрная, потом пропахшая выть!») «Задремали звёзды золотые/ Задрожало зеркало затона/ Брезжит свет на заводи речные/ И румянит сетку небосклона» («С добрым утром!») Любимые цвета поэта — синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности просторов России…
Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком Чтение и анализ стихотворения «Я покинул родимый дом...» Природа в его стихах, как и в народном творчестве, чувствует по-человечески, а человек ощущает себя деревом, травой, рекой, лугом. Использование звукописи Звуковое изображение часто встречается в стихах Есенина: «Звонкой позолотой взвенивает лес»; «Поёт зима, аукает,/ Мохнатый лес баюкает/ Стозвоном сосняка»; «Я хотел бы затеряться /В зеленях твоих стозвонных». В поэзии Есенина есть и тихие звуки: «шелест тростника», «тягучий вздох», «нежно охает ячменная солома», и свист, и гудение, и крик, и песня, и множество других звуковых образов ( Стихотворение «Топи да болота…». Анализ) Философская лирика Особенности философской лирики: - душевное состояние лирического героя - исповедальность - глубокий смысл Лирика последних лет жизни Особенности философской лирики заключаются в том, что в последние годы жизни стихи отличаются печальным настроением лирического героя, исповедальностью, глубоким смыслом
(Чтение стихотворения «Спит ковыль, равнина дорогая….», анализ) Философские размышления о судьбе Родины Начинается период возрождения поэта. С. Есенин с ужасом увидел, что Родина, которой он посвятил свое творчество, в нем теперь не нуждается, что он остался в стороне от жизни народа, сам от него отгородился, стал ему «чужим». Исповедальность лирики последних лет Чуть ли не каждое стихотворение, написанное поэтом в последние годы, явно или подспудно свидетельствует о том, что развязка его судьбы близка. В том числе и маленький шедевр «Отговорила роща золотая...» (1924 г.), где пронзительно звучат характерные для всего творчества Есенина мотивы странничества, кратковременности пребывания человека на земле… (Чтение и анализ стихотворения «Отговорила роща золотая…») Заключение Стихи С.А.Есенина, проникнутые беззаветной любовью к Родине и природе, - образец для подражания современному поколению. И в заключение хотелось бы привести слова Н.С.Тихонова: «Есенин – это вечное, как это озеро, как это небо». Проект: Любовная лирика С.Есенина Проект подготовили уч-ся _____________ класса: _____________________________________________ Содержание презентации Актуализация темы: - Любовная лирика присутствует в творчестве многих поэтов и писателей - Тема любви актуальна во все времена Цели и задачи: - исследовать стихи Есенина, относящиеся к любовной лирике - познакомить с адресатами любовной лирики - показать динамику развития темы любви Любовная лирика - народно-песенные истоки ранней лирики - адресаты любовной лирики - философичность любовной лирики Народно-песенные истоки ранней лирики Тема любви в творчестве С.Есенина развивается не последовательно, а с пропусками и ретроспективными возвращениями в прошлое. Вначале была сказочно далёкая девушка в белом, неясная для читателя, но, безусловно, возвышенная для поэта Где-то за садом несмело Там, где калина цветёт, Нежная девушка в белом Нежную песню поёт О любви Есенин пишет уже в самых ранних своих стихах, истоки которых в песенном русском фольклоре. Ты поила коня из горстей в поводу, Отражаясь, берёзы ломались в пруду. Я смотрел из окошка на синий платок, Кудри черные змейно трепал ветерок Мне хотелось в мерцании пенистых струй С алых губ твоих с болью сорвать поцелуй. Здесь стилизованы все элементы стиха, и авторское «Я» неизбежно воспринимается как традиционное «Я» народной лирической песни. Адресаты любовной лирики - Айседора Дункан - Шаганэ - Августа Миклашевская Айседора Дункан Осенью 1921 г. в Москву приехала известная танцовщица Айседора Дункан, одинокая, уже немолодая женщина. Есенина захватило необычайное искусство танцовщицы, её темперамент, обаяние её личности. Вскоре они стали мужем и женой. Весной 1922 г. супруги улетели в свадебное путешествие, сначала в Европу, а потом в США. (Чтение и анализ стихотворения «Дорогая, сядем рядом...» Августа Миклашевская В 1923-м году, когда поэт вернется из-за границы, именно любовь к женщине исцелит страдающую душу поэта, прольется осенью того же года циклом стихотворений «Любовь хулигана». Рождение этого произведения связано с именем актрисы Камерного театра – Августой Миклашевской. (Чтение и анализ стихотворения «Заметался пожар голубой…» Шаганэ Мечта о «чистой» любви – один из сквозных мотивов лирики Есенина. В 1924-1925 годах на Кавказе Есенин написал изумительный цикл лирических стихотворений «Персидские мотивы». Стихи этого цикла - попытка обрести согласие с самим собой, с миром. В есенинском цикле слышатся отзвуки древнеперсидской поэзии, в нем видятся очертания благодатной сказочной страны. (Чтение и анализ стихотворения «Шаганэ») Философичность любовной лирики Стихи о любви, написанные в последние годы жизни, проникнуты ненавистью и презрением ко всяческого рода неправде в человеческих отношениях, к расчетливому женскому лукавству, к любви без тепла, без верности, без чести. (Чтение и анализ стихотворения «Листья падают…») Стихи о любви последних лет Поэт гневно осуждает «напоённую ласкою ложь», он не приемлет женщин «легкодумных, лживых и пустых» и с тоскою пишет о сердцах охладевших, не способных дарить людям любовь. Лирический герой мечтает о чистой и возвышенной любви, в последние годы эта мечта трансформировалась в идеал первозданного, радостного, животворящего чувства. Философские размышления о жизни, о любви, о Родине отмечаются в лирике последних лет жизни поэта (Чтение и анализ стихотворения «Плачет метель…») Заключение Стихи Есенина о любви различны по степени художественного совершенства, они безгранично искренни, предельно чисты, и большинство из них пронизано той задушевностью чувств, которая отличает неподдельную и вечную поэзию. Стихи эти обладают большой притягательной силой. «Жажда человеческой нежности» - явление непреходящее, а только изменяющее свои формы. И стихи о любви, написанные С.Есениным, находят свой отзвук в душе читателя. Чувство, излитое поэтом, принадлежит уже не ему одному – оно становится достоянием многих… |
Презентация по творчеству С. А. Есенина «Я сердцем никогда не лгу…» Цель: Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством С. А. Есенина, помочь почувствовать поэтическое обаяние, певучесть и музыкальность... |
Исследовательская проектная работа по русской литературе на тему:... Выбор данной темы мною объясняется огромной любовью к творчеству великого русского поэта – Сергея Александровича Есенина |
||
Проектная деятельность по творчеству А. С. Пушкина Провела учитель высшей категории Омарова Е. И Сегодня мы проведём урок литературы, используя проектную деятельность по творчеству А. С. Пушкину |
Обобщающий урок по разделу Выступление библиотекаря (знакомство с подготовленной выставкой книг и иллюстраций к ним) |
||
Урок Краснова Ольга Александровна Литературное чтение. Обобщающий урок Краснова Ольга Александровна, учитель начальных классов |
Тема: «Родина в лирике Сергея Есенина» С. Есенина, помочь увидеть ту исключительную роль, которую играла в ней тема родной природы и тема Родины (с самого начала слившиеся... |
||
Интегрированный урок по литературному чтению и творчеству А. С. Пушкина... |
Оборудование урока: портрет С. Есенина, презентация, поэтические... Методические приемы: доклад ученика (презентация), декламация стихотворений наизусть и краткая характеристика тем |
||
Обобщающий урок по рассказу И. С. Тургенева "Муму" Часто рассказ Тургенева «Муму» остается в памяти читателей жуткой историей об утопленной собаке, вызывая недоуменный вопрос: «Почему... |
Урок литературы, 6 класс Родная природа в русской поэзии 20 века.... Стихотворения А. А. Блока «Летний вечер», С. А. Есенина «Мелколесье. Степь и дали», А. А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие».... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |