Сочинение по картине в 9-м классе: метод пособие / Л. А. Ходякова, Г. Н. Галкина, Г. Ю. Клюева




Скачать 4.53 Mb.
Название Сочинение по картине в 9-м классе: метод пособие / Л. А. Ходякова, Г. Н. Галкина, Г. Ю. Клюева
страница 1/24
Дата публикации 01.10.2014
Размер 4.53 Mb.
Тип Сочинение
literature-edu.ru > Культура > Сочинение
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
Ходякова Л. А. Сочинение по картине в 9-м классе: метод. пособие / Л. А. Ходякова, Г. Н. Галкина, Г. Ю. Клюева; под ред. проф. Л. А. Ходяковой. — М.: Астрель: АСТ, 2007. — 377, [7] с., 16 л. цв. ил. — (Библиотека учителя русского языка).

Введение …………………………………………………………………………………б
Раздел 1

Культуроведческий и воспитательный

потенциал сочинений по картине …………………………………………………………..10

Ориентировочное планирование работы по картине

на уроках развития речи в 9 классе …………………………………………………………...19
Раздел 2

Методические разработки уроков

по картине в 9 классе …………………………….…………………………………………..25
Тема I

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему.

Культуроведческий аспект

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ ………………………………………………………25

Урок 1

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему

по картине А. А. Иванова «Явление Христа народу» ……………………………………….28

Урок 2

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему

по картине И. Н. Крамского «Христос в пустыне» ………………………………………….45

Урок 3

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему

по картине В. Д. Поленова «Христос и грешница» ………………………………………….58
Тема II

Портретный очерк с элементами эссе.

Культуроведческий аспект

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ ……………………………………………………….83

Урок 4

Сочинение — портретный очерк с элементами эссе

по картине И. Н. Крамского «А. С. Грибоедов»………………………………………………...

Урок 5

Сочинение в жанре портретной зарисовки с элементами эссе

по картине Н. Н. Ге «И. И. Пущин у А. С. Пушкина в Михайловском» ………………….108

Урок 6

Портретный очерк с элементами эссе на основе

автопортрета Михаила Юрьевича Лермонтова …………………………………………….127
Тема III

Живопись, отраженная в литературе:

А. С. Пушкин и изобразительное искусство.

Культуроведческий аспект

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ 153

Урок 7

Сочинение-повествование с элементами рассуждения

«Поэзия и живопись родные сестры» (Н. В. Гоголь) ………………………………………155

Урок 8

Сочинение-эссе «Образы рафаэлевских мадонн

в лирике А. С. Пушкина» …………………………………………………………………….160

Урок 9

Сочинение-эссе «У русского царя в чертогах

есть палата» (А. С. Пушкин) ……………………………………………………………………..

Урок 10

Сочинение-рассуждение с элементами описания

«Произведения скульптуры в поэзии Пушкина»………………………………………………..

Урок 11

Сочинение-очерк «Поэт Пушкин и живописец Брюллов»

(на основе картины К. П. Брюллова

«Последний день Помпеи») ………………………………………………………………….178
Тема IV

Сочинение-рассуждение на проблемную тему.

Культуроведческий аспект

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ…………………………………………………………..

Урок 12

Сочинение-рассуждение на проблемную тему

по картине В. В. Пукирева «Неравный брак»…………………………………………………...

Урок 13

Сочинение-рассуждение на проблемную тему

по картине С. В. Иванова «Семья» ……………………………………………………………...

Урок 14

Сочинение-рассуждение на проблемную тему

по картине И. Е. Репина «На дерновой скамье»………………………………………………...
Тема V

Тема Великой Отечественной войны

в произведениях живописи. Сочинение в жанре эссе.

Культуроведческий аспект

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ…………………………………………………………..

Урок 15

Сочинение-эссе по картине Г. М. Коржева «Проводы» ……………………………………….

Урок 16

Сочинение-эссе по картине Б. М. Неменского «Дыхание весны»……………………………..

Урок 17

Сочинение-эссе по картине В. П. Фельдмана «Родина»………………………………………..
Приложение 1

Учебный словарь

Культурно-историческая и православная лексика…………………………………………
Приложение 2

Справочные материалы о художниках……………………………………………………….

Список репродукций ……………………………………………………………………………

Список литературы……………………………………………………………………………...

Введение
Живопись — самое доступное

и удобное из искусств

И. Гете
Не так давно в одной из московских школ во время педагогической практики я предложила студентам провести в 9 классе сочинение по репродукции произведения живописи. Учительница-словесница резко возразила, что, мол, девятиклассники уже не пишут сочинения по картине, что им этот вид сочинений не интересен. Не могу согласиться с подобным суждением. Мой многолетний опыт работы и проведенное в старшей школе анкетирование свидетельствуют о том, что чем старше школьник, тем он больше интересуется искусством, в частности живописью, тем осмысленнее и острее воспринимает он изображенное на полотне, абстрагируя его от действительности, проявляя более сложные эстетические чувства и самостоятельность суждений. В этой связи хотелось бы напомнить высказывание французского художника Поля Гогена: «Живопись самое прекрасное из всех искусств; в ней объединяются все ощущения, при виде ее каждый может по воле своего воображения создать роман, с помощью одного только взгляда наполнить душу самыми глубокими воспоминаниями; никаких усилий со стороны памяти — все схвачено в одно мгновение». Данное высказывание очень полно раскрывает роль живописи в развитии мышления, воображения, речи каждого человека, поэтому в старших классах не стоит отказываться от сочинений по картине, и речь следует вести лишь о продуманном отборе картин, их тематике, художественном исполнении, о возможности соединения анализа живописного произведения с литературным, созданным на аналогичную тему.

В нашем пособии девятиклассникам предлагаются для сочинений произведения русских художников Х1Х—ХХ веков, запечатлевших выдающихся современников, деятелей искусства, поэтов, писателей, отразивших на своих полотнах злободневные вопросы того времени, не потерявшие своего значения до наших дней (проблемы морали, нравственности, духовности, религии, семьи), тем самым обеспечивающие формирование гражданской позиции и культуроведческой компетенции старшеклассников.

Предлагаемая тематика картин способствует реализации программы по развитию связной речи, предусматривающая в 9 классе тесную взаимосвязь уроков русского языка с уроками литературы, работу над разными жанрами сочинений (портретный очерк, сочинение-эссе, сочинение-рассуждение на проблемную тему, на морально-этическую тему, отзыв).

Задачи данного методического пособия состоят в том, чтобы познакомить учителей-словесников с современным подходом к использованию произведений живописи на уроках русского языка в 9 классе, оказать помощь учителю в подготовке, проведении и анализе сочинений по картине.

Более полному восприятию и пониманию произведения живописи учащимися помогают искусствоведческие тексты, интерпретирующие художественную картину в единстве содержания и формы. Эти тексты повышают эффективность работы по картине, выполняют функцию образца построения высказывания определенного жанра и стиля, служат материалом для формирования речеведческих понятий, коммуникативных умений и обогащения словарного запаса учащихся.

Сочинение по картине в пособии рассматривается как один из элементов системы работы по развитию связной речи. Раскрываются приемы обучения созданию высказываний на основе искусствоведческого текста.

Предлагаются наиболее эффективные приемы организации устных и письменных высказываний по картине, приемы обогащения лексики учащихся, методика работы над сочинением разных типов и жанров речи в соответствии с тем или иным жанром живописи: сочинение – портретный очерк, сочинение – впечатление от художественного полотна, сочинение – описание с элементами рассуждения, сочинение – рассуждение, сочинение – отзыв, сочинение – эссе, сочинение на проблемную тему.

Пособие состоит из двух разделов. В первом (теоретическом) предлагается материал по формированию навыков художественного восприятия произведений искусства, культуроведческой компетенции учащихся средствами искусства, раскрывается культуроведческий потенциал сочинений по картине. Дается ориентировочное планирование работы по картине на уроках развития речи в 9 классе.

Второй (практический) раздел содержит 17 методических разработок уроков по картине, в которых представлены подготовительные упражнения, словарно-стилистическая работа, содержание беседы по картине, культуроведческий комментарий, анализ искусствоведческого текста, варианты домашних заданий, примерные сочинения школьников.

Методические разработки сочинений по картинам построены в виде вопросов учителя и ответов учащихся. Предлагаемые ответы девятиклассников носят ориентировочный характер. В типовой разработке невозможно предусмотреть все ответы учащихся, учесть уровень подготовки различных классов и индивидуальные способности школьников. Они даны для того, чтобы учитель путем наводящих вопросов мог добиться нужных для выполнения данной конкретной обучающей задачи ответов.

Для более эффективной работы с книгой перед каждой темой (их пять) вводится методический комментарий, раскрывающий специфику урока по картине в соответствии с требованиями программы по развитию связной речи, отмечаются особенности предлагаемого урока, его культуроведческий потенциал.

В конце пособия приводится словарь культурно-исторической, православной лексики, встречающейся в искусствоведческих текстах и беседах по картине.

В приложении даны справочные материалы о художниках, которые помогут учителю подготовиться к уроку.

В пособии реализуется дифференцированный подход к обучению и используется принцип вариативности: по каждой теме программы «Развитие связной речи» предлагается несколько вариантов уроков по картинам, выполненным в одном жанре, с учетом уровня общей и речевой подготовки учащихся. Отличительной особенностью уроков развития речи по картине в 9 классе является их интегративный характер. В некоторых методических разработках представлен дополнительный материал, рассчитанный на более подготовленных учащихся. Учитель может выбрать любой вариант урока.

В книге помещены цветные репродукции картин по определенному жанру живописи с учетом программы по развитию связной речи. Репродукции картин желательно иметь в классе для внимательного рассмотрения. Можно использовать альбомы по искусству и слайды. Авторы стремились максимально использовать цветные вклейки из действующих учебников по русскому языку для 9 класса.


Раздел 1

КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИЙ

И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

СОЧИНЕНИЙ ПО КАРТИНЕ

В настоящее время общественностью, учеными, учителями-словесниками все сильнее осознается необходимость обучения русскому языку на широком фоне культуры, истории и религии России, поскольку именно язык как мировоззренческий школьный предмет служит проводником культуры народа. Одновременное «соизучение» языка и культуры позволяет ознакомить учащихся с культурой своей страны, ее истоками, традициями, достижениями, способствует воспитанию у обучаемых чувства гордости за свою родину, свой народ и его великую культуру, помогает формированию духовного начала личности, нравственности, гражданской ответственности. Создание культурной атмосферы — самая важная задача, стоящая перед современной школой.

Воспитывающее значение культуры связывается не только с возможностью трансляции национальных ценностей, народных традиций и знаний в учебный процесс, но и предоставляет ученику возможность самому искать ответы на интересующие его вопросы, соотносить свои представления с нормами, сложившимися в обществе. Такой подход позволяет не только усваивать, но и созидать ценности жизни и культуры.

В концепции модернизации российского образования в целях духовного развития личности предлагается более полно использовать нравственный потенциал искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов. На наш взгляд, реализации данного положения «Концепции» поможет использование на уроках русского языка произведений живописи, которые «поднимают человека в сферы более чистые, чем жизнь на земле» (К. Паустовский. Книга о художниках).

Язык живописи, как и всякая знаковая система, по-своему отображает окружающую действительность, передает информацию о людях или предметах, природе или событиях, изображенных на полотне. Картина специфически аккумулирует окружающий мир в контексте конкретной эпохи. Произведение живописи, используемое в качестве учебного средства, является достоверным источником информации о быте и культуре народа, поскольку художник отбирает из жизни самые существенные, типичные явления национальной культуры, особенности характера своего народа, его быта, традиций. Вот почему картина имеет огромный культуроведческий потенциал, позволяет соединить в учебном процессе изучение языка с изучением истории и культуры народа.

Использование произведений живописи для сочинений на уроках русского языка способствует осуществлению такой важной социально-языковой функции языка, как кумулятивная, или накопительная. Произведения живописи, представляя собой культурные ценности, накопленные определенной нацией, умножают духовное богатство человека, познающего язык и культуру своего народа.

Мы рассматриваем живопись как потенциальный источник осуществления кумулятивной функции языка потому, что человек ищет в слове прежде всего образ и символ. А это в свою очередь способствует «фиксации и сохранению в языковых единицах информации о постигнутой человеком окружающей его действительности»1, запечатленной на полотне, ограниченной рамками картины, позволяя тем самым сосредоточить внимание зрителя на данном объекте.

Кумулятивная функция языка обеспечивается прежде всего лексикой и фразеологией, поскольку слова и фразеологизмы непосредственно отражают внеязыковую действительность. Предметная сущность живописи дает материал как для формирования речевых навыков, так и для активизации пассивного словаря.

Произведение живописи ориентировано на внеязыковую действительность, оно является носителем целостного, единого представления-образа. В связи с этим картина предоставляет широкие возможности для знакомства с внеязыковой действительностью, отраженной в объектах культуры.

Объекты культуры, чтобы существовать, должны быть познанными, нуждаются в языке, в интерпретации, т. е. в текстах знаковых произведениях духовной деятельности человека. Текст является непременной принадлежностью языка, поскольку единицы языка используются человеком в тексте.

Таким образом, очевидна связь между языком и культурой через текст. Текст можно считать формальной единицей культуры. Он ситуативен, как и культура, пронизанная компонентами духовной жизни человека.

Картина, как и текст, выполняет функцию трансляции культуры, обладает способностью хранить информацию (кумулятивная функция), представляет собой единое композиционное целое, имеет свой язык (изобразительные средства) и высокий познавательно-воспитательный потенциал, несет эмоционально-эстетический заряд. Искусство как бы просветляет человека. Под влиянием искусства перед личностью открывается более высокая человеческая правда жизненных явлений и ситуаций»2. По мнению социологов и педагогов, при воздействии искусства на человека формируются познавательный, ценностно-ориентационный, созидательный, коммуникативный потенциалы личности, происходит становление «образа человека» и его реализация в социальных ролях.

В свете новых подходов к преподаванию русского языка урок по картине мы рассматриваем как совместную коммуникативную деятельность учителя — режиссера урока, приобщающего учащихся к культурно-познавательной деятельности, и школьников, занимающихся созданием и интерпретацией текстов различных типов и стилей на основе лексического поля картины. Под лексическим полем картины мы понимаем тематически обусловленные ключевые слова, отражающие содержание, композиционный строй, колорит произведения живописи и индивидуально-авторскую позицию. Эти слова служат «опорной сеткой» системы семантических и грамматических отношений в порождении текста (сочинения). При этом важно пробудить воображение и фантазию школьников, ориентировать их на выражение собственного отношения к картине или объектам, изображенным на полотне, поощрять поиск необходимых слов и языковых средств образного воплощения в процессе создания текста (написания сочинения).

Коммуникативная целесообразность уроков по картине предполагает умение учителя учитывать ситуацию и выбирать такие речевые средства воздействия на учащихся, которые создавали бы на уроке атмосферу доброжелательности, заинтересованности, некоторой торжественности и приподнятости. Этому способствует и структура подобных уроков, предусматривающая следующие компоненты:

— создание культуроведческого фона урока с помощью репродукций произведений живописи, искусствоведческих текстов, музыкального сопровождения;

— рассматривание картины и осмысление ее как текста, несущего определенную информацию и эмоционально-эстетический заряд, обладающего коммуникативной, кумулятивной и воспитательной функциями;

— вступительное слово учителя — культуроведческий комментарий, предполагающий актуализацию фоновых знаний учащихся об эпохе создания картины или о событиях, отображенных на полотне;

— рассказ о художнике, об истории создания картины, подготавливающий учащихся к эмоциональному восприятию художественного полотна;

— беседа по картине: конкретизация замысла художника, выявление образного строя и средств выразительности произведения живописи, характеристика объектов или предметов, изображенных на полотне, выявление авторской позиции и выражение своего собственного отношения к картине;

— выделение опорных единиц — элементов лексического поля картины (собирание и систематизация материала);

— работа с искусствоведческим текстом: определение темы, структуры, типа и стиля речи, анализ его лексического поля;

— составление плана предстоящего сочинения (просто го или сложного);

— словарно-стилистическая работа, включающая зрительную семантизацию лексики (может проводиться в процессе беседы и анализа лексического поля картины);

— устное или письменное сочинение (создание текстовых фрагментов);

— анализ сочинений (редактирование, совершенствование написанного).

Произведение живописи послужит поводом и основой для общения на уроке только в том случае, если учащиеся понимают данное произведение, соотносят его с личным опытом, сопереживают. Понять произведение искусства — это значит перевести его знаковую систему на вербальный (словесный) язык, поскольку художник, создавая свое произведение, переходит от реальности к условности и использует для этого соответствующие образно-выразительные средства. Для того чтобы овладеть умением «читать» картину, учащиеся должны познакомиться с законами использования художником выразительных средств.

Прежде всего учащимся следует понять, что произведение живописи представляет собой сложный знак, состоящий из нескольких компонентов, который отражает не саму действительность, а ту или иную модель действительности, данную художником. Как носитель информации он становится значимым только в составе целостной системы произведения, при этом большое значение имеет символика цвета, цветообозначение.

Знание формы произведения живописи, его образно-выразительных средств необходимо для формирования навыков художественного восприятия, которое, по П. М. Якобсону, содержит следующие фазы: 1) установка на восприятие; 2) осмысление того, что изображено; 3) сопереживание, понимание формы; 4) восприятие художественного образа в целом; 5) ассоциации и возникновение различного рода эстетических чувств; 6) выявление специфической манеры художника; 7) знакомство с творчеством как пробуждение интереса к познанию. (Психология художественного восприятия. — М., 1985.)

Развитие художественного восприятия, эстетического вкуса школьников — одна из важных задач общеобразовательного учреждения.

По окончании основной школы учащийся должен уметь свободно ориентироваться в художественной структуре произведения искусства, понимать пластику цвета, его психологическое и физическое действие, различать холодные и теплые цвета, цветовой тон (светлота, насыщенность), иметь представление о цветовой композиции (цвеконтраст, ритмическая организация цветовых пятен, рефлекс), знать законы композиции: закон правдивости (верная передача физического движения предмета, выбор сюжета), закон выразительности (диагонально-динамическое построение, ритм, симметрия, асимметрия, контрасты формы предметов), закон цельности (логическое взаимодействие всех элементов между собой, подчинение второстепенного главному).

Важно научить учащихся не только мысленно «читать» картину, но и грамотно переводить ее на вербальный язык, - уметь оперировать терминами искусства в речи, создавать собственные речевые произведения (сочинения) на основе произведения живописи.

Культуроведческий потенциал использования живописи в преподавании родного языка реализуется в методической системе, предусматривающей:

— развитие речи учащихся на основе восприятия живописных полотен и выражения своего понимания картин в коммуникативно-целесообразных высказываниях различных типов речи (описание, повествование, рассуждение);

— обогащение словаря и грамматического строя речи учащихся путем овладения искусствоведческими понятиями, отбора языковых средств для выражения авторского замысла в своих сочинениях;

— расширение культурного кругозора учащихся на основе искусствоведческих текстов за счет интегрирования речи и искусства.

Специфика культуроведческого подхода состоит:

— в отборе картины как источника высказывания;

— в привлечении искусствоведческого текста, являющегося и опорой, и образцом в интерпретации содержания и эстетики картины;

— в применении принципа взаимосвязи уроков русского языка и изобразительного искусства, опирающегося на зрительный опыт учащихся и эстетически грамотный анализ картины;

— в организации уроков развития речи, особенностях речевого поведения учителя в процессе работы по картине, в создании учебно-речевых ситуаций общения, эмоциональным толчком к которому служат зрительские впечатления.

Предлагаемая учащимся для сочинения картина должна отвечать коммуникативно-обучающим функциям, содействовать развитию видов речевой деятельности, формировать культуроведческие знания, воспитывать любовь и уважение к народу — носителю русского языка, создавать условия для психической, интеллектуальной и нравственной коррекции личности обучаемого. Подбор картин должен отличаться не столько информативностью, сколько выраженной воспитательной направленностью.

Предъявление картины предполагает использование искусствоведческого текста, интерпретирующего картину; который становится не только моделью высказывания определенного жанра и стиля, но и дает дополнительный культуроведческий и воспитательный материал.

Работа по произведению живописи и искусствоведческому тексту позволяет естественным путем интегрировать язык искусства и родную речь, усилить эмоционально-нравственное воздействие на учащихся.

Произведение живописи и искусствоведческий текст, гармонично вплетаясь в ткань урока, являются мощным источником получения культуроведческой информации, духовного обогащения, эстетического воспитания и тем самым способствуют формированию культуроведческой компетенции учащихся.

В отличие от подростков учащиеся старшего школьного возраста становятся способными к более сложному аналитико-синтетическому восприятию окружающей действительности, в том числе произведений искусства. У них увеличивается объем восприятия, оно становится плановым, последовательным, всесторонним. Психологами отмечено, что у учащихся 15—17 лет начинают заметно развиваться эстетические чувства, способность замечать, эмоционально воспринимать и любить прекрасное в действительности, в природе, в искусстве.

Эстетические чувства старших школьников отличаются большей сложностью по сравнению с подростками, у девятиклассников появляются самостоятельные суждения. Вот почему важно не только не прекращать работу с произведениями живописи на уроках развития речи, а поднимать ее в старших классах на более высокий уровень. Таким более высоким уровнем мы считаем работу по произведениям живописи на религиозные темы и с библейским сюжетом, требующим от учащихся не просто знаний определенных фактов, а осмысления их в русле сложной социально-политической обстановки в России (И. Н. Крамской «Христос в пустыне»), проникновения в художественно-эстетические идеалы лучших живописцев (А. А. Иванов «Явление Христа народу»). Эти картины помимо их художественной ценности являются источником получения культуроведческой информации, обладают огромным воспитательным потенциалом по силе своего воздействия на подрастающего человека.

В последние годы люди старшего поколения и молодежь все чаще обращаются к источнику из которого черпали духовную силу наши предки. Духовность, вера, подвижничество вызывают большой интерес у учащихся. И это естественно, потому что религия — часть культуры народа.

Библейская тема на протяжении многих десятилетий существования советской школы была закрыта для учащихся. Знание Евангелия не только не поощрялось, а, наоборот, порицалось. Очень часто, рассматривая картины великих мастеров живописи на библейские темы, ученики ни слова не могли сказать или услышать от своих наставников о том, что за сюжет положен в их основу. В результате огромный пласт мировой и русской культуры выпал из школьной программы. Вместе с тем известно, что нет ни одного вида искусства, в котором не разрабатывались бы библейские мотивы. Писатели, поэты, композиторы, художники искали ответы на многие вопросы бытия в истории Христа и отражали это в своем творчестве. Вечные вопросы смысла жизни, о долге, совести, чести, добре, вере и покаянии являются тем нравственным стержнем, который придает знанию воспитательный смысл.

Произведения живописи на религиозные и библейские темы несут духовную, эстетическую, эмоциональную информацию об общечеловеческих ценностях, заключают в себе огромный нравственный потенциал и, следовательно, дают большие возможности для интеллектуального развития учащихся, для обучения их построению высказываний, предполагающих размышления о нравственных, социальных и философских проблемах.

Как показало анкетирование девятиклассников, наряду с произведениями на библейские сюжеты их интересуют морально-нравственные проблемы, связанные с семьей, а именно — неравные браки, неоднозначное отношение ним (В. В. Пукирев «Неравный брак»), проблемы взаимоотношений между членами семьи (И. Е. Репин «На дерновой скамье»), вопросы поколений в семье, положение детей, многодетность (С. И. Иванов «Семья»). По-прежнему вызывает интерес школьников и тема войны, особенно ее человеческий фактор, психологическое состояние героев (Г. М. Коржев «Проводы», Б. М. Неменский «Дыхание весны», В. П. Фельдман «Родина»).

Неизменный интерес представляют для учащихся литературоведческие темы, связанные с жизнью и творчеством А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. С. Грибоедова. Знакомясь с творчеством поэта и художника, учащиеся воочию убеждаются в тесной взаимосвязи искусств — литературы как искусства слова и живописи как искусства красок, при этом культуроведческий и воспитательный потенциал ученических сочинений значительно повышается.

На наш взгляд, совпадение образовательных и воспитательных задач в школе произойдет тогда, когда «погружение» в историю России, диалог культур будет реализован не столько за счет изучения отдельных фактов и дат, сколько посредством зрительных одухотворенных образов наших предков, «живых картин», постановкой морально-нравственных проблем, знакомством с жизнью и деятельностью выдающихся людей эпохи.
Ориентировочное планирование работы по картине

на уроках развития речи в 9 классе


Лексико-грамматическая тема. Культуроведческий аспект

Требования программы по развитию связной речи. Речеведческие понятия, Коммуникативные умения

Содержание работы по картине и искусствоведческому тексту

Сведения по изобразительному искусству

Искусствоведческая лексика

Количество часов

Примерный перечень картин для использования на уроках развития речи

I. Повторение изученного в 5-8 кл. Простое предложение. Религия. Библия. Культура речи

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. Публицистический стиль речи. Строение текста.

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему на основе картины религиозного содержания и библейской тематики. Анализ текста.

Пространство и объем. Пленэр. Многоплановость композиции. Контраст. Ореол. Евангельский сюжет.

Шедевр. Эскиз. Классическая композиция. Пленэр. Натура. Духовность. Мессия. Библия.

2

А. А. Иванов «Явление Христа народу».

И. Н. Крамской «Христос в пустыне».

В. Д. Поленов «Христос и грешница», «Среди учителей».

М. В. Нестеров «Святая Русь», «Душа народа».

В. М. Васнецов «Богоматерь с младенцем». Н. Н. Ге «Тайная вечеря».

II. Сложное предложение. Русские писатели первой половины ХIХ века. А. С. Грибоедов. А. С. Пушкин. М. Ю. Лермонтов. Культура речи

Элементы эссе в сочинении по картине. Словесный и живописный портрет.

Портретный очерк с элементами эссе, Особенности сочинения в жанре портретной зарисовки с элементами эссе по картине.

Живописный портрет. Автопортрет. Групповой портрет. Портрет в интерьере.

Автопортрет. Акварель. Облик. Психологизм. Силуэт.

2

И. Н. Крамской «А. С. Грибоедов».

Н. Н. Ге «И. И. Пущин у А. С. Пушкина в Михайловском».

М. Ю. Лермонтов

«Автопортрет».

П. Е. Заболотский «М. Ю. Лермонтов».

В. А. Тропинин «А. С. Пушкин».

В. А. Боровиковский «Портрет Г. Р. Державина».

III. Сложносочиненное предложение. Живопись, отраженная в литературе: А. С. Пушкин и изобразительное искусство.

Повторение и обобщение материала по развитию связной речи: сочинение-повествование с элементами рассуждения, сочинение-эссе, сочинение-рассуждение с элементами описания, сочинение-очерк. Лингвостилистический анализ стихотворения.

Сочинения разных жанров на основе впечатлений А. С. Пушкина от полотен выдающихся художников:

1) «Поэзия и живопись — родные сестры» (Н. В. Гоголь).

Умение использовать стихотворные строчки в сочинении.

2) Образы рафаэлевских мадонн в лирике А. С. Пушкина.

Сочинение-эссе. Индивидуально-авторский подход к освещению темы. Свободная композиция.

3) Лирика Пушкина, овеянная «грозой двенадцатого года».

Лингвостилистический анализ стихотворного текста. Цитатный план. Сочинение-эссе.

4) Произведения скульптуры в поэзии Пушкина. Отзыв о произведении скульптуры. Лингвостилистический анализ стихотворения.

5) Сочинение-очерк. Анализ текста и картины как подготовительный этап к созданию очерка на аналогичную тему (поэт и художник) «Поэт Пушкин и живописец Брюллов».

Корреджио. Рафаэль Санти. Рубенс Питер Пауль. Хариты. «Сикстинская Мадонна». Галерея Уффицы. Венера Медицийская.


Пластические искусства.
Эпоха Возрождения.

Аккорд. Роль изобразительно-выразительных средств в стихотворном тексте и живописном полотне.
Скульптура. Архитектура. Пластика. Бюст. Статуя. Античность.

Муза. Световоздушная среда. Масштабное полотно.

Рафаэлевская Мадонна. Элегия.

Традиции.


Возрождение. Венера Медицийская. Эталон красоты


Военная галерея. Эрмитаж. Д. Доу. Нимфы, фавны, чертог, лавровый венец.
Мрамор, гипс, камень, гранит. Бюст. Изваяние. Ваятель. Зодчий. Кумир. Дискобол.


Классик живописи. Династия ваятелей, резчиков и живописцев. Помпея. Везувий. Шедевр.

1

1
1

1


2

Рафаэль «Мадонна с безбородым Иосифом».

О. А. Кипренский «Портрет В. А. Жуковского»,

«Портрет А. С. Пушкина».

Рафаэль «Сикстинская Мадонна»

Рубенс «Автопортрет».

Рафаэль «Мадонна дела Седиа», «Бриджуотерская Мадонна», «Мадонна Конестабиле».


Г. Г. Чернецов «Военная галерея в Эрмитаже».

Д. Доу «Портрет Барклая де Толли».

Залы Эрмитажа (фотографии).
Фотографии: Н. С. Пименов «Парень, играющий в бабки»,

А. В. Логановский «Мальчик, играющий в свайку».

Б. Торвальдсен «Бюст императора Александра I»,

П. П. Соколов «Царскосельская статуя»

К. П. Брюллов «Последний день Помпеи», «Всадница», «Итальянский полдень», «Итальянское утро».

IV. Сложноподчиненные предложения. Семья и общество. Культура речи.

Повторение сведений о структуре и стиле текста. Сочинение-рассуждение на проблемную тему.

Устное высказывание по картине как подготовительный этап к сочинению на проблемную тему о роли семьи в жизни человека.

Реализм, импрессионизм. Ракурс. Групповой портрет в пленэре.

Ранний импрессионизм. Пленэрная живопись. Световое пятно. Симметрия. Пространственность.

2

В. В. Пукирев «Неравный брак».

С. И. Иванов «Семья».

И. Е. Репин «На дерновой скамье».

С. А. Григорьев «Вернулся».

Ю. И. Пименов «Свадьба на завтрашней улице».

К. С. Петров-Водкин «Тревога».

V. Сложные предложения с различными видами связи. Повторение изученного. Война. День Победы.

Сочинение-эссе. Повторение сведений о художественных и структурных особенностях эссе.

Сочинение-эссе на основе картины на военную тему. Актуализация сведений о портретной характеристике. Анализ текста-образца как этап подготовки к сочинению в жанре эссе.

Психологизм. Крупный план. художественный стиль. Триптих. пластический язык. Идейный максимализм. драматизм.

Психологический портрет. Символ. Олицетворение. Органическое единство. Лаконизм. Живописный аскетизм. Фронтовая тема.

2

Г. М. Коржев «Проводы».

Б. М. Неменский «Дыхание весны».

В. Л. Фельдман «Родина».

А. К. Соколов «Дорога жизни».

В. Г. Пузырьков «Черноморский десант».

М. И. Хмелько «Солдат свободы».


Раздел 2

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

ПО КАРТИНЕ В 9 КЛАССЕ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сочинение по картине в 9-м классе: метод пособие / Л. А. Ходякова, Г. Н. Галкина, Г. Ю. Клюева icon «моя казань, мой александр пушкин»
Сочинение…Сочинение! В классе тишина. Все погрузились в прошлое и роются в своих головах, не зная, за что зацепиться. Самое трудное...
Сочинение по картине в 9-м классе: метод пособие / Л. А. Ходякова, Г. Н. Галкина, Г. Ю. Клюева icon Семенович А. В. С 302 Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте....
С 302 Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод заме­щающего онтогенеза: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2007. — 474...
Сочинение по картине в 9-м классе: метод пособие / Л. А. Ходякова, Г. Н. Галкина, Г. Ю. Клюева icon Сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте
Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов № Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение
Сочинение по картине в 9-м классе: метод пособие / Л. А. Ходякова, Г. Н. Галкина, Г. Ю. Клюева icon Оглавление
Скрипкина В. А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5—8 классы: Метод пособие. — 3-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2000....
Сочинение по картине в 9-м классе: метод пособие / Л. А. Ходякова, Г. Н. Галкина, Г. Ю. Клюева icon 1-ый: Ребята, нам нужно выпустить газету ко дню Победы. 2-ой
А вот я предлагаю каждому написать сочинение, о нашем герое-земляке и лучшее сочинение поместить в газету
Сочинение по картине в 9-м классе: метод пособие / Л. А. Ходякова, Г. Н. Галкина, Г. Ю. Клюева icon Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие
Определение понятий «технология обучения», «метод обучения», «форма обучения», «педагогическая техника»
Сочинение по картине в 9-м классе: метод пособие / Л. А. Ходякова, Г. Н. Галкина, Г. Ю. Клюева icon Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие
К вопросу об определении понятий «технология обучения», «метод обучения», «форма обучения», «педагогическая техника» и т п
Сочинение по картине в 9-м классе: метод пособие / Л. А. Ходякова, Г. Н. Галкина, Г. Ю. Клюева icon Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие
К вопросу об определении понятий «технология обучения», «метод обучения», «форма обучения», «педагогическая техника» и т п
Сочинение по картине в 9-м классе: метод пособие / Л. А. Ходякова, Г. Н. Галкина, Г. Ю. Клюева icon Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов...
Боровлева А. В. Проектный метод – как средство повышения качества образования // Управление доу. – №7/2006
Сочинение по картине в 9-м классе: метод пособие / Л. А. Ходякова, Г. Н. Галкина, Г. Ю. Клюева icon Робоча програма по дисципліні Чисельні методи
Численные методы решения систем линейных алгебраических уравнений. Правило Крамера, метод обращения матрицы, метод Гаусса
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции