НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИНСТИТУТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
УТВЕРЖДАЮ:
проректор по учебной работе
________________________
«____» _________20_____г.
Рабочая программа
Древние языки и культуры (латинский язык)
Б.1
Направление 035700.62 – Лингвистика
Квалификация – бакалавр лингвистики
Очная форма обучения
Утверждено на заседании кафедры
________________________________
________________________________
(протокол № __ от __________ 20___ г.)
Зав.кафедрой
________________________________
Москва 2012
СТАНДАРТ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки
выпускника вуза, предъявляемые Государственным образовательным стандартом
высшего профессионального образования по дисциплине
«Латинский язык»
Бакалавр должен:
Знать
|
Основные этапы истории и культуры древних народов, выдающихся деятелей культур, место древних языков в классификации языков мира и их роль в языковом развитии других народов и культур, грамматическую систему латинского языка, наиболее употребительные латинские выражения.
|
|
|
Уметь
|
определять латинское происхождение тезауруса изучаемых языков
|
|
|
Владеть навыками
|
чтения латинских текстов, их грамматического анализа и перевода.
|
Быть компетентным
|
в использовании знаний, умений и навыков о древних языках и культурах, о латинском языке в процессе преподавания теории и практики иностранного языка, его истории.
|
Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по дисциплине «Латинский язык»
Индекс
|
Дидактические единицы
|
Всего часов
|
Б.1
|
Территориальные и хронологические границы древних культур, основные этапы развития истории и культуры народов - их носителей, выдающиеся деятели, представляющие эти культуры; религия, образование и различные стороны повседневной жизни народов – носителей древних культур; место древних языков в классификации языков мира, их роль в дальнейшем языковом развитии народов мира; сведения о грамматической системе древних языков в сопоставлении с системами русского и изучаемых современных языков; роль древних языков в формировании лексического тезауруса современных языков – родственных древнему или имеющих с ним исторические и культурные связи; элементарные навыки чтения, грамматического анализа и перевода древних текстов.
|
144
|
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Древние языки и культуры являются общеобразовательной дисциплиной, изучение которой расширяет лингвистический кругозор студентов, содействует развитию научного подхода к современным живым языкам. Общелингвистическое и общекультурное значение латинского языка делает его изучение органическим элементом гуманитарного образования
Практическими целями настоящего учебного курса являются: научить читать и переводить со словарем латинские тексты; создать лингвистическую базу для изучения современных иностранных языков; показать место и значение латинского языка в системе индоевропейской языковой общности, опираясь на методы сравнительного языкознания.
Общеобразовательной целью разработанного курса является интеллектуальное и духовное развитие студентов. Поэтому большое внимание программа курса уделяет изучению сюжетов из античной истории, знакомству с афоризмами, изречениями и стихами древних авторов.
Учебный курс по античной культуре прививает и формирует представление студентов о воздействии культуры Древнего Рима на последующее духовное развитие Европы и отечественной культуры. Изучение культурологических проблем, связанных с путями становления европейской цивилизации в результате взаимодействия наследия античного мира, христианства и народных культур варваров, приводит к пониманию необходимости изучения латинского языка. Латынь как культурная нить эпох ведет от античности через средние века к Возрождению, постепенно формируя единую общеевропейскую культурную общность.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК»
РАЗДЕЛ 1. Латинский язык
Тема 1. Место латинского языка в индоевропейской семье языков и его роли в истории народов Европы и всего мира.
Цель: Формирование представления о месте латинского языка в индоевропейской семье языков и его роли в истории народов Европы и всего мира.
Тема 2. Основные этапы истории латинского языка.
Фонетические и грамматические языковые системы.
Цель: Формирование представления о сходствах и различиях фонетических грамматических систем латинского, русского и изучаемого западноевропейского языков.
Тема 3. Лексические параллели.
Цель: Объяснение лексических параллелей в русском, латинском и изучаемом языках.
Тема 4. Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное.
Цель: Выработка практических навыков образования и анализа именных форм.
2. Имя числительное.
Тема 5. Глагол.
Цель: Выработка практических навыков образования и анализа глагольных форм.
Тема 6. Местоимение.
Цель: Выработка практических навыков употребления местоимений.
Тема 7. Наречия. Предлоги.
Цель: Выработка практических навыков употребления наречий, предлогов.
Синтаксис глагола.
Цель: Формирование представления о некоторых особенных глагольных формах.
Тема 7. Синтаксис.
Цель: Привитие практических навыков употребления простых предложений, знакомство с разновидностями сложных предложений, их придаточными.
Тема 8. Синтаксис сложного предложения.
Цель: Научить разбираться в сложных синтаксических конструкциях, делать синтаксический разбор предложения.
РАЗДЕЛ 2. Античные языки и культуры.
Тема 9. Античная культура: основы общественной жизни, религиозных взглядов, быта в Древней Греции и Древнем Риме.
Цель: Сформировать представление об основных составляющих общественной жизни: воспитании, образовании, религии и быте древних греков и римлян, основных чертах греко-римской мифологии.
Тема 10. Античная культура: литература классического и послеклассического периода.
Цель: Формирование представления о выдающихся писателях и поэтах.
Тема 11. Роль античной культуры и латинского языка в мировой культуре. Другие мировые культуры.
Цель: Обобщение материала. Выводы по учебному курсу.
Роль античности в культуре Западной Европы.
2. Латинский язык – культурная нить эпох.
3. Другие виды древних культур.
Тема 12. Шумерская и аккадская культура. Древнеегипетская культура и язык.
Тема 13. Индия и древние государства. Язык Древней Индии. Древний Китай
РАЗДЕЛ 3. Переводы первоисточников
Тема 14. Грамматический анализ текста.
|
Индоевропейская языковая семья.
Новые национальные языки.
Алфавит и произношение.
Грамматический строй латинского языка. Важнейшие фонетические законы.
Сравнительная характеристика языковых систем.
Слогораздел. Правила ударения.
Лексические параллели.
Корни латинизмов.
Словообразование: словосложение, аффиксация.
Типы склонения существительных:
Существительное – 1 склонение
Существительное – 2 склонение
Существительное – 3 склонение – 1 тип
Существительное – 3 склонение – 2 тип
Существительное – 3 склонение – 3 тип
Существительное – 4 склонение
Существительное – 5 склонение
Функции падежей.
Прилагательные 3-х склонений
Степени сравнения прилагательных
Числительные колличественные
Числительные порядковые и др.
Глагол – общая характеристика
Глагол – 4 спряжения
Наклонения глагола – изъявительное, повелительное, сослагательное
Времена глагола
Залоги – активный, пассивный
4 основные формы глагола
1 спряжение – какие относятся глаголы
2 спряжение – какие относятся глаголы
3 спряжение – какие относятся глаголы: 2 типа
4 спряжение – какие относятся глаголы
Образование времен, значение – praesens
Образование времен, значение – imperfectum
Образование времен, значение – perfectum
Образование времен, значение – plusquamperfectum
Образование времен, значение – futurum I
Образование времен, значение – futurum II
Местоимения – личные
Местоимения – указательные
Местоимения – вопросительные
Местоимения – относительные
Местоимения – притяжательные
Местоимения – вопросительное
Местоимения – вопросительно - относительные
Местоимения – неопределенные
Местоимения – отрицательные
Грамматические характеристики местоимений.
Наречия
Степени сравнения наречий.
Предлоги. Их виды и функции.
Герундий.
Герундив.
Причастие.
Предложения простые.
Предложения сложные.
Сложные предложения – типы придаточных.
Согласование времен.
Употребление времен и наклонений в придаточных предложениях.
Синтаксис страдательной конструкции в сложном предложении.
Пантеон богов Древнего Рима. Религия и мифология древних римлян.
Воспитание. Образование. Общественная жизнь и быт.
Цезарь. Цицерон. Гораций. Овидий. Вергилий.
Эпоха послеклассической латыни: Апулей, Сенека, Тацит, Ювенал, Марциал и др.
Роль античности в культуре Западной Европы.
Латинский язык – культурная нить эпох.
История культуры. Описание языка: принадлежность к языковой группе, фонетический состав, грамматический состав, особенности синтаксиса, историческая грамматика – изменения в составе языка. Основные памятники литературы. Эпос о Гильгамеше. Иероглифическое письмо Древнего Египта.
История культуры. Описание языка: принадлежность к языковой группе, фонетический состав, грамматический состав, особенности синтаксиса, историческая грамматика – изменения в составе языка. Основные памятники литературы.
Гораций. Вергилий. Цезарь. Цицерон. Овидий (тексты на латинском языке)
|
|