МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 3 г. ИНТЫ
РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНА
на заседании педагогического совета приказом директора
МБОУ Гимназия № 3
г. Инты
Протокол от 15.05.2013 № 7 от 15 мая 2013 г.
№47
ПРОГРАММА
РЕСПУЛИКАНСКОГО РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА
Межкультурное взаимодействие в системе духовно-нравственного воспитания и преподавания курса ОРКСЭ
Инта
2013 ГОД
Содержание
-
Описание проекта
-
Концепция проекта
-
Логико-структурная матрица
-
Календарный план-проект
-
Возможные риски
Межкультурное взаимодействие в системе духовно-нравственного воспитания и преподавания курса ОРКСЭ
Проект ресурсного центра на базе МАОУ Гимназия №3 г. Инты
-
Описание проекта
Проблема межкультурного взаимодействия в современном образовании становится всё более актуальной. Процессы глобализации и межнациональные коммуникации, в том числе и негативные, заставляют систему образования претерпевать серьёзные изменения в содержании, стратегии и тактике. В связи с этим, формирование цивилизационного этнокультурного сознания должно стать одной из задач системы образования.
В полиэтническом пространстве Республики Коми среди 150 народов, живущих на её территории, происходит процесс ассимиляции малочисленных народов. Статистика показывает, что заметно снижается количество русских, угро-финнов, сокращается количество населения уменьшается. С убыванием населения уходят традиции, произведения фольклора, язык. В настоящее время даже многочисленный народ может потерять свои корни. Проблема знания и понимания родной культуры и уважения к культурам других народов стоит перед каждым этносом. Особенно важно её решение на уровне юного возраста – всех возрастных категорий обучающихся:от дошкольного до юношеского.
Проблема изучения этнокультур для Республики не нова. В советское время она решалась на уровне изучения национальных литератур и языка в сопоставлении. В настоящее время этого крайне недостаточно.Стратегическое решение данной проблемы в системе современного образования имеет другие направления: монокультурное (все народы региона изучают культуру доминантного населения); поликультурное (изучение культур всех народов в равном соотношении); диалоговое (основанное на изучении культур двух преобладающих в регионе культур. Первое направление таит значительные риски, второе – не соотносится с потребностями большинства и может оказаться в ситуации «скольжения»: много, поверхностно и бессистемно.
Для Республики Коми, региона с исторически преобладающим коми, а в настоящее время - с русским населением, на наш взгляд, наиболее приемлем третий вариант – изучение русской и коми культуры в диалоге. Для этого направления имеются исторические, религиозные, культурологические и социальные основания и ресурсы. Но диалоговая модель изучения этнокультур должна носить подвижный характер, учитывать ещё две особенности.
Первая реализует такое положение: в многонациональной республике необходимо сохранять историческую память всех народов с учётом культурно-исторических особенностей территории. Вторая утверждает, что национальная культура – стартовая площадка для духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
В педагогической теории и практике отражаются глубокие общественные преобразования, происходящие в жизни народа нашей страны. В конце 20 века переосмыслены основные цели образования. Ведущей становится развитие творческой и профессионально компетентной личности. Именно педагоги в своей профессионально деятельности осуществляют процесс трансляции культуры в обществе, поэтому формирование культурологической и, в частности, этнокультурной компетентности имеет особую значимость в образовании. В педагогической науке последних лет активно разрабатываются этнокультурные проблемы.
За последние два десятилетия активно развивается кадетское движение. Кадетство как форма организации школьной среды восстанавливает отечественные педагогические и культурные традиции.
В России созданы кадетские корпуса, школы и классы. Количество кадетских классов увеличивается и в Республике Коми. Ежегодно проходят кадетские смотры и слёты. Обучающиеся в этих классах показывают более высокие результаты в обучении, уровне воспитанности и социализации. Практика доказала эффективность данной формы организации учебно-воспитательной деятельности в образовательном учреждении.
В учебные планы начальной школы включён новый комплексный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). За кратчайший срок разработаны и выпущены многочисленные учебники, методические пособия, создано его нормативно-правовое, организационно-методическое и информационное сопровождение. ОРКСЭ положительно зарекомендовал себя, позитивно оценен педагогами, обучающимися и родителями. Но он не решает в полной мере тех задач, которые стоят перед духовно-нравственным воспитанием и этнокультурным образованием. Требуется развитие области «Духовно-нравственная культура» с 1 по 11 класс.
Во многих российских регионах уже накоплен опыт по внедрению культурологического образования духовно-нравственного содержания. В основном, решение проблемы в этих областях происходит двумя равнозначными путями: провести детей через пространство духовно-нравственной культуры или дать прочные нравственные основы личности через знакомство с основами этики и тренинги.
Первый вариант разработан вологодским профессором А.В. Камкиным и московским профессором.И. А. Кузьминым. А.В. Камкин создал учебно-методический комплекс «Истоки» по изучению основ традиционной русской культуры. Он включает духовно-нравственный компонент, апробирован в Вологодской области, одобрен и взят в качестве основного по культуре во многих регионах России. В Республике Коми он известен и некоторые школы ведут дополнительные занятия по программе и учебнику «Истоки». Такие занятия как гимназический компонент проводятся в гимназии № 3 г. Инты с 2005 года.
Для внедрения диалоговой модели изучения этнокультур в Республике Коми с успехом можно использовать учебный комплекс А.В. Камкина при условии разработки к нему пособий для учителя и обучающихся по коми культуре, по содержанию параллельных содержанию учебника «Истоки».
Такой диалог тем уже существующего учебника по русской культуре и необходимого по коми культуре позволит реализовать диалоговую модель изучений этнокультур в системе духовно-нравственного образования в ОУ.
Гимназия апробирует наработки творческих групп педагогов республики, детально разработает диалоговую модель изучения культур этносов, создает проекты учебных и методических пособий по коми культуре, тождественных по содержанию учебникам А.В. Камкина «Истоки» 1-6 классы.
Для выполнения этой задачи в гимназии имеются подготовленные кадры: весь коллектив руководителей и учителей работал над реализацией программы ОМП «Духовно-нравственное образование как гимназический компонент инновационного ОУ».
Основными средствами в процессе духовно-нравственного воспитания являлись русская и коми культура, а также обращение к традиционным культурам других народов России.
Опыт ОМП в течение 3 лет транслировался в ОУ РК. Проведено 5 стажировок, 6 республиканских семинаров. Школа представила образование г. Инты на днях города в столице республики. В учебном плане гимназии вариативная часть представлена предметами, направленными на изучение русской культуры
В г. Инте сформирована определённая культурная среда, помогающая изучать культуру коми народа: Коми национально-культурное общество «Ёль», интинское представительство межрегионального общественного движения «Коми войтыр», творческие ансамбли коми народной песни «Мадаяс», «Шондi», в центральной городской библиотеке и в краеведческом музее находится достаточное количество материалов для знакомства с этносом народа.
Кадетское движение
Русская культура в ОУ
Коми культура в ОУ
Культуры других народов ОУ
№3 г. Инты
Гимназия №3
Создание творческих объединений по разработке пособий для учащихся, проведение стажировок, семинаров
Центр национальных культур
Образовательные учреждения РК
Разработка методических и дидактических материалов по изучению культур других народов
Разработка методических и дидактических материалов по изучению коми культуры
Совместное проведение мероприятий по знакомству учащихся скультурами других народов
Схема проекта ресурсного центра «Межкультурное взаимодействие в системе духовно-нравственного воспитания и преподавания курса ОРКС
Кадетский класс
Кадетское движение
Диагностика
результатов деятельности через стажировки, семинары, публикации, экспертизу учебных и методических пособий.
Ежегодный мониторинг уровня воспитанности обучающихся, анкетирование родителейониторинг
Для внедрения диалоговой модели изучения этнокультур в Республике Коми с успехом можно использовать учебный комплекс А.В. Камкина при условии разработки к нему пособий для учителя и обучающихся по коми культуре, по содержанию параллельных содержанию учебника «Истоки».
Такой диалог тем уже существующего учебника по русской культуре и необходимого по коми культуре позволит реализовать диалоговую модель изучений этнокультур в системе духовно-нравственного образования в ОУ.
Гимназия апробирует наработки творческих групп педагогов республики, детально разработает диалоговую модель изучения культур этносов, создает проекты учебных и методических пособий по коми культуре, тождественных по содержанию учебникам А.В. Камкина «Истоки» 1-6 классы.
Для выполнения этой задачи в гимназии имеются подготовленные кадры: весь коллектив руководителей и учителей работал над реализацией программы ОМП «Духовно-нравственное образование как гимназический компонент инновационного ОУ».
Основными средствами в процессе духовно-нравственного воспитания являлись русская и коми культура, а также обращение к традиционным культурам других народов России.
Опыт ОМП в течение 3 лет транслировался в ОУ РК. Проведено 5 стажировок, 6 республиканских семинаров. Школа представила образование г. Инты на днях города в столице республики. В учебном плане гимназии вариативная часть представлена предметами, направленными на изучение русской культуры
В г. Инте сформирована определённая культурная среда, помогающая изучать культуру коми народа: Коми национально-культурное общество «Ёль», интинское представительство межрегионального общественного движения «Коми войтыр», творческие ансамбли коми народной песни «Мадаяс», «Шондi», в центральной городской библиотеке и в краеведческом музее находится достаточное количество материалов для знакомства с этносом народа.
При реализации проекта будут использованы два вида сетевого взаимодействия. Первый – с образовательными учреждениями всех муниципальных образований, особенно – с сельскими районами, где коми культура и язык традиционно развиваются. Этот вид сетевого взаимодействия будет осуществляться в организации учебной и внеурочной деятельности обучающихся.
Для создания учебных и методических пособий необходимы усилия не одного учебного заведения, а многих педагогов республики. Ресурсный центр объединит разрозненные усилия педагогов, которые работают по проблемам национально-регионального компонента в системе республиканского образования и изучения коми культуры в образовательных учреждениях. Ресурсный центр разработает методическое обеспечение диалоговой модели изучения этнокультур в образовательном учреждении. Модель имеет особенность легко транслироваться во все образовательные учреждения нашей республики, в другие регионы, например, в Коми-Пермяцкий национальный округ, в страны Ближнего Зарубежья, где имеются коми национальные диаспоры. Результаты работы ресурсного центра органично послужат выполнению Федеральной программы «Русский язык» на 2011-2015 гг.
Пособия послужат более глубокому изучению курса ОРКСЭ.
Реализовать идею ознакомления с культурами других народов, проживающих в республике, поможет осуществить Центр национальных культур г. Инты и центры других муниципальных образований, например, в г. Воркуте. Это второй вид сетевого взаимодействия. Он будет осуществлён во внеурочной деятельности и в дополнительном образовании обучающихся.
Схема сетевого взаимодействия Гимназии №3
Система духовно-нравственного воспитания, разделы методического пособия по изучению культур других народов
Вузы С-Петербурга и Республики Коми
ГАОУ ДПО (пк) С РК «КРИРО»
-
-
-
-
-
Знакомство с культурами других народов
Гимназия №3
Центры НК
|
ОУ РК
Учебные пособия по коми культуре
Методические пособия
Дидактические материалы по ОРКСЭ Изучение русской и коми культуры в диалоге
|
Общественные организации, движения, национальные автономии
Апробация
Апробация
Республиканский центр коми культуры
Этапы реализации проекта:
I -Организационный
– Изучение опыта этнокультурного образования в России и за рубежом.
- Создание сетевого взаимодействия по проблеме.
- Разработка и оформление условий взаимодействия, создание правового поля деятельности
II -Подготовительный
- Изучение УМК А.В. Камкина «Истоки» и основ «Истоковедения».
- Обмен информацией, выявление ресурсов ОУ и педагогов по проблеме, диалог с партнёрами посредством ИКТ и очных обсуждений на семинарах, стажировках, мастер-классах. Накопление методических и дидактических материалов
- Разработка Центром заданий партнёрам в соответствии с целью и задачами ресурсного центра
III Деятельностный
- Систематизация наработанных материалов
- Создание учебных и методических пособий по коми культуре к УМК А,В, Камкина «Истоки».
- Экспертиза учебных и методических пособий
IV Итоговый
- Проведение итоговой Республиканской интернет конференции
- Введение в гимназии и по желанию в образовательных учреждениях РК изучения русской и коми культуры в диалоге по УМК А.В. Камкина и разработанным ресурсным центром пособиям в 1-3 и 5-6 классах.
- Трансляция опыта на уровне РК и России.
2. Концепция проекта
Ключевая идея проекта
|
Внедрение системы духовно-нравственного образования на основе диалоговой модели изучения русской и коми культуры, а также культур других народов, проживающих на территории Республики Коми, будет способствовать формированию у обучающихся этнокультурной компетентности и цивилизованного этнокультурного сознания в соответствии с вызовами времени и социальным заказом.
|
Продукт
|
Кратко о продукте проекта
|
Отработанная схема сетевого взаимодействия, учебные и методические пособия по
коми культуре для 1-3 и 5-6 классов, тождественные по содержанию учебникам А.В.Камкина «Истоки».
На базе ресурсного центра для Республики Коми будет разработана новая образовательная область духовно-нравственного содержания, начало развития которой положило введение курса ОРКСЭ. Учебно-методическое сопровождение области «Духовно-нравственная культура народов России» (название условное) будет полностью обеспечено созданными и апробированными учебниками «Истоки» по русской культуре и разработанными на базе ресурсного центра по коми культуре.
К методическому сопровождению по изучении. русской культуры («Истоковедение») будут созданы методические пособия по изучению коми культуры на основе диалоговой модели.
|
Актуальность
|
Потребность/
Зачем нужен проект?
|
Острая необходимость в получении знаний, понимания родной культуры и уважения к культурам других народов подрастающим поколением, формирование культурологической и этнокультурной компетенции.
|
Соответствие стратегии развития региона
Будет ли проект осуществляться в рамках стратегии развития региона?
|
Проект будет осуществляться в рамках стратегии региона, в котором актуально изучение русской культуры, так как исторически преобладающее русское население, в сравнении с другими этнокультурами. Основное направление - изучение русской культуры в сравнении с другими культурами - изучение русской культуры и коми культуры в диалоге.
Проект будет осуществляться в рамках Программ правительства Республики Коми и Министерства образования РК:
- Ведомственная целевая программа министерства образования Республики Коми «Дети Республики Коми (2011-2013 годы);
- «Сохранение и развитие государственных языков Республики Коми (2010-2012 годы)»;
- «Молодежь Республики Коми (2011-2013 годы)»;
- Сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия Республики Коми (2011-2015 годы)»;
- «Профилактика терроризма и экстремизма в Республике Коми (2011-2013 годы)».
|
Опыт и способность к реализации проекта/
Какой опыт в предлагаемой теме проекта имеет ваша организация? В каких проектах ваша организация принимала участие?
|
.Гимназия была республиканской ОМП по теме «Духовно-нравственное образование как гимназический компонент инновационного ОУ», опыт ОМП в течение 3 лет транслировался в ОУ РК. Проведено 5 стажировок, 6 республиканских семинаров:
-«Роль духовно-нравственных ценностей и идеалов в современном образовании» (2008 г.) – для заместителей директоров ОУ
-«Формирование ценностных ориентаций учащихся в процессе образования и воспитания» (2009 г.) - для руководителей ОМП.
-«Возможности образовательной среды школы для формирования личности ученика и педагога» (2010) - для всех педагогов г. Инты.
-«Создание условий для организации внеурочной деятельности, направленной на личностное и социальное развитие обучающихся» (2011) – для всех педагогов. – для педагогов РК;
-«Духовно-нравственное образование обучающихся в условиях введения ФГОС» (март 2012г.). – для педагогов и руководителей РК;
-«Преподавание ОРКСЭ в контексте реализации «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России» (ноябрь 2012г.) – для тьюторов, учителей ОРКСЭ, учителей начальных классов и руководителей ОУ;
-«Федеральный государственный образовательный стандарт в начальной школе: реализация программы духовно-нравственного развития и воспитания в урочное и внеурочное время» (апрель 2013 г.);
-12 республиканский конкурс «Моя малая Родина: этнос, культура, природа»;
- Республиканский конкурс «Отечество-Земля Коми»;
- Республиканская конференция «Север в судьбах моих земляков»;
- Олимпиады по основам православной культуры;
- Седьмой Российский Рождественский фестиваль, конференция «Юный исследователь»;
- Всероссийский молодёжный конкурс по проблемам культурного наследия, экологии и безопасности жизнедеятельности «ЮНЭКО-2012»;
- Всероссийский конкурс «С миром говори». Благотворительный фонд «Дети России»
- Всероссийский фестиваль русского языка-2012
- II (межрегиональный) этап Всероссийского конкурса в области педагогики и работы с детьми и молодёжью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» в Северо-Западном федеральном округе-2012г.»
Гимназия представляла образование г. Инты на днях города в столице республики. В учебном плане гимназии вариативная часть представлена духовно-нравственным компонентом, основная направленность дополнительного образования гимназии – духовно-нравственная. Гимназия осуществляет тесное взаимодействие со всеми культурными, спортивными учреждениями и учреждениями дополнительного образования города.
|
Предыдущая деятельность
Как результаты реализованных проектов могут повлиять на будущий проект?
|
В гимназии за 5 лет деятельности ОМП создана духовно-нравственная образовательная среда.
Наработанный материал в рамках работы ОМП, успешное участие гимназии в республиканских, российских конкурсах по вопросам духовности, изучение истории и культуры родного края, работа по учебно-методическому комплексу А.В.Камкина «Истоки» позволит разработать учебно-методические пособия для учителей, педагогов дополнительного образования и обучающихся по коми культуре, по содержанию параллельные учебнику А.В.Камкина «Истоки», выстроить систему духовно-нравственного воспитания на основе диалоговой модели изучения русской и коми культуры, а также культур других народов, проживающих на территории Республики Коми.
|
Что и для кого?
|
Для каких групп населения планируется разработка продукта?
|
Диалоговая модель изучения этнокультур - для образовательных учреждений Республики Коми.
Разработка учебных и методических пособий планируется для учителей, педагогов дополнительного образования и обучающихся.
|
Целевая аудитория
|
Учителя республики, педагоги дополнительного образования, обучающиеся в образовательных учреждениях РК
|
Каким образом?
|
Главные задачи
|
1. Создание условий для духовно-нравственного развития обучающихся через формирование этнокультурной компетентности.
2. Построение диалоговой модели изучения русской и коми культур.
3. Создание учебных и методических пособий по коми культуре, по содержанию параллельных учебникам А.В.Камкина «Истоки» для 1-3 и 5-6 классов.
4. Создание современных информационно-коммуникационных условий деятельности сетевого ресурсного центра.
5. Обобщение и трансляция ППО учителей ОУ и педагогов дополнительного образования в РК, работающих по проблемам развития национально-регионального компонента в образовании, внедрении в образовательное пространство РК изучения коми культуры на основе системного подхода.
|
Время
|
2013-2018г.
I этап - Организационный 2013-2014уч.г.
II этап - Подготовительный 2014-2015уч.г.
III этап - Деятельностный 2015-2017уч.г.
IV этап - Итоговый 2017-2018уч.г.
|
Необходимые ресурсы:
|
См. смету
Финансирование: бюджетные средства гимназии, внебюджетные средства гимназии, родительские взносы (частичная оплата поездок обучающихся на конкурсы, конференции)
|
Ожидаемые результаты
|
-
Разработана и апробирована система духовно-нравственного образования с 1 по 6 класс на основе диалоговой модели изучения русской и коми культур.
-
Созданы и апробированы учебные (1-6 класс) и методические пособия к учебно-методическому комплексу А.В. Камкина «Истоки» по коми культуре, тождественных по содержанию и образовательной технологии учебникам «Истоки».
-
Сформирована насыщенная образовательная среда гимназии средствами духовно-нравственной культуры, созданы комфортные условия для формирования личности гражданина
-
Созданы условия для трансляции этнокультур в образовательное пространство гимназии и других образовательных учреждений РК.
-
Создана и новая для гимназии форма организации учебно-воспитательной деятельности – кадетский класс.
-
Разработано учебно-дидактическое и методическое сопровождение новой образовательной области «Духовно-нравственная культура народов России» и преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»
|
|