Рассмотрена утверждена




Скачать 299.56 Kb.
Название Рассмотрена утверждена
страница 1/2
Дата публикации 01.10.2014
Размер 299.56 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Культура > Документы
  1   2
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ № 3 г. ИНТЫ


РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНА

на заседании педагогического совета приказом директора

МБОУ Гимназия № 3

г. Инты

Протокол от 15.05.2013 № 7 от 15 мая 2013 г.

47


ПРОГРАММА

РЕСПУЛИКАНСКОГО РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА

Межкультурное взаимодействие в системе духовно-нравственного воспитания и преподавания курса ОРКСЭ

Инта

2013 ГОД

Содержание



  1. Описание проекта

  2. Концепция проекта


  3. Логико-структурная матрица
  4. Календарный план-проект


  5. Возможные риски


Межкультурное взаимодействие в системе духовно-нравственного воспитания и преподавания курса ОРКСЭ

Проект ресурсного центра на базе МАОУ Гимназия №3 г. Инты


  1. Описание проекта

Проблема межкультурного взаимодействия в современном образовании становится всё более актуальной. Процессы глобализации и межнациональные коммуникации, в том числе и негативные, заставляют систему образования претерпевать серьёзные изменения в содержании, стратегии и тактике. В связи с этим, формирование цивилизационного этнокультурного сознания должно стать одной из задач системы образования.

В полиэтническом пространстве Республики Коми среди 150 народов, живущих на её территории, происходит процесс ассимиляции малочисленных народов. Статистика показывает, что заметно снижается количество русских, угро-финнов, сокращается количество населения уменьшается. С убыванием населения уходят традиции, произведения фольклора, язык. В настоящее время даже многочисленный народ может потерять свои корни. Проблема знания и понимания родной культуры и уважения к культурам других народов стоит перед каждым этносом. Особенно важно её решение на уровне юного возраста – всех возрастных категорий обучающихся:от дошкольного до юношеского.

Проблема изучения этнокультур для Республики не нова. В советское время она решалась на уровне изучения национальных литератур и языка в сопоставлении. В настоящее время этого крайне недостаточно.Стратегическое решение данной проблемы в системе современного образования имеет другие направления: монокультурное (все народы региона изучают культуру доминантного населения); поликультурное (изучение культур всех народов в равном соотношении); диалоговое (основанное на изучении культур двух преобладающих в регионе культур. Первое направление таит значительные риски, второе – не соотносится с потребностями большинства и может оказаться в ситуации «скольжения»: много, поверхностно и бессистемно.

Для Республики Коми, региона с исторически преобладающим коми, а в настоящее время - с русским населением, на наш взгляд, наиболее приемлем третий вариант – изучение русской и коми культуры в диалоге. Для этого направления имеются исторические, религиозные, культурологические и социальные основания и ресурсы. Но диалоговая модель изучения этнокультур должна носить подвижный характер, учитывать ещё две особенности.

Первая реализует такое положение: в многонациональной республике необходимо сохранять историческую память всех народов с учётом культурно-исторических особенностей территории. Вторая утверждает, что национальная культура – стартовая площадка для духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

В педагогической теории и практике отражаются глубокие общественные преобразования, происходящие в жизни народа нашей страны. В конце 20 века переосмыслены основные цели образования. Ведущей становится развитие творческой и профессионально компетентной личности. Именно педагоги в своей профессионально деятельности осуществляют процесс трансляции культуры в обществе, поэтому формирование культурологической и, в частности, этнокультурной компетентности имеет особую значимость в образовании. В педагогической науке последних лет активно разрабатываются этнокультурные проблемы.

За последние два десятилетия активно развивается кадетское движение. Кадетство как форма организации школьной среды восстанавливает отечественные педагогические и культурные традиции.

В России созданы кадетские корпуса, школы и классы. Количество кадетских классов увеличивается и в Республике Коми. Ежегодно проходят кадетские смотры и слёты. Обучающиеся в этих классах показывают более высокие результаты в обучении, уровне воспитанности и социализации. Практика доказала эффективность данной формы организации учебно-воспитательной деятельности в образовательном учреждении.

В учебные планы начальной школы включён новый комплексный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). За кратчайший срок разработаны и выпущены многочисленные учебники, методические пособия, создано его нормативно-правовое, организационно-методическое и информационное сопровождение. ОРКСЭ положительно зарекомендовал себя, позитивно оценен педагогами, обучающимися и родителями. Но он не решает в полной мере тех задач, которые стоят перед духовно-нравственным воспитанием и этнокультурным образованием. Требуется развитие области «Духовно-нравственная культура» с 1 по 11 класс.

Во многих российских регионах уже накоплен опыт по внедрению культурологического образования духовно-нравственного содержания. В основном, решение проблемы в этих областях происходит двумя равнозначными путями: провести детей через пространство духовно-нравственной культуры или дать прочные нравственные основы личности через знакомство с основами этики и тренинги.

Первый вариант разработан вологодским профессором А.В. Камкиным и московским профессором.И. А. Кузьминым. А.В. Камкин создал учебно-методический комплекс «Истоки» по изучению основ традиционной русской культуры. Он включает духовно-нравственный компонент, апробирован в Вологодской области, одобрен и взят в качестве основного по культуре во многих регионах России. В Республике Коми он известен и некоторые школы ведут дополнительные занятия по программе и учебнику «Истоки». Такие занятия как гимназический компонент проводятся в гимназии № 3 г. Инты с 2005 года.

Для внедрения диалоговой модели изучения этнокультур в Республике Коми с успехом можно использовать учебный комплекс А.В. Камкина при условии разработки к нему пособий для учителя и обучающихся по коми культуре, по содержанию параллельных содержанию учебника «Истоки».

Такой диалог тем уже существующего учебника по русской культуре и необходимого по коми культуре позволит реализовать диалоговую модель изучений этнокультур в системе духовно-нравственного образования в ОУ.

Гимназия апробирует наработки творческих групп педагогов республики, детально разработает диалоговую модель изучения культур этносов, создает проекты учебных и методических пособий по коми культуре, тождественных по содержанию учебникам А.В. Камкина «Истоки» 1-6 классы.

Для выполнения этой задачи в гимназии имеются подготовленные кадры: весь коллектив руководителей и учителей работал над реализацией программы ОМП «Духовно-нравственное образование как гимназический компонент инновационного ОУ».

Основными средствами в процессе духовно-нравственного воспитания являлись русская и коми культура, а также обращение к традиционным культурам других народов России.

Опыт ОМП в течение 3 лет транслировался в ОУ РК. Проведено 5 стажировок, 6 республиканских семинаров. Школа представила образование г. Инты на днях города в столице республики. В учебном плане гимназии вариативная часть представлена предметами, направленными на изучение русской культуры

В г. Инте сформирована определённая культурная среда, помогающая изучать культуру коми народа: Коми национально-культурное общество «Ёль», интинское представительство межрегионального общественного движения «Коми войтыр», творческие ансамбли коми народной песни «Мадаяс», «Шондi», в центральной городской библиотеке и в краеведческом музее находится достаточное количество материалов для знакомства с этносом народа.


Кадетское движение

Русская культура в ОУ

Коми культура в ОУ

Культуры других народов ОУ

№3 г. Инты

Гимназия №3

Создание творческих объединений по разработке пособий для учащихся, проведение стажировок, семинаров

Центр национальных культур

Образовательные учреждения РК

Разработка методических и дидактических материалов по изучению культур других народов

Разработка методических и дидактических материалов по изучению коми культуры

Совместное проведение мероприятий по знакомству учащихся скультурами других народов

Схема проекта ресурсного центра «Межкультурное взаимодействие в системе духовно-нравственного воспитания и преподавания курса ОРКС


Кадетский класс

Кадетское движение

Диагностика

результатов деятельности через стажировки, семинары, публикации, экспертизу учебных и методических пособий.

Ежегодный мониторинг уровня воспитанности обучающихся, анкетирование родителейониторинг


Для внедрения диалоговой модели изучения этнокультур в Республике Коми с успехом можно использовать учебный комплекс А.В. Камкина при условии разработки к нему пособий для учителя и обучающихся по коми культуре, по содержанию параллельных содержанию учебника «Истоки».

Такой диалог тем уже существующего учебника по русской культуре и необходимого по коми культуре позволит реализовать диалоговую модель изучений этнокультур в системе духовно-нравственного образования в ОУ.

Гимназия апробирует наработки творческих групп педагогов республики, детально разработает диалоговую модель изучения культур этносов, создает проекты учебных и методических пособий по коми культуре, тождественных по содержанию учебникам А.В. Камкина «Истоки» 1-6 классы.

Для выполнения этой задачи в гимназии имеются подготовленные кадры: весь коллектив руководителей и учителей работал над реализацией программы ОМП «Духовно-нравственное образование как гимназический компонент инновационного ОУ».

Основными средствами в процессе духовно-нравственного воспитания являлись русская и коми культура, а также обращение к традиционным культурам других народов России.

Опыт ОМП в течение 3 лет транслировался в ОУ РК. Проведено 5 стажировок, 6 республиканских семинаров. Школа представила образование г. Инты на днях города в столице республики. В учебном плане гимназии вариативная часть представлена предметами, направленными на изучение русской культуры

В г. Инте сформирована определённая культурная среда, помогающая изучать культуру коми народа: Коми национально-культурное общество «Ёль», интинское представительство межрегионального общественного движения «Коми войтыр», творческие ансамбли коми народной песни «Мадаяс», «Шондi», в центральной городской библиотеке и в краеведческом музее находится достаточное количество материалов для знакомства с этносом народа.

При реализации проекта будут использованы два вида сетевого взаимодействия. Первый – с образовательными учреждениями всех муниципальных образований, особенно – с сельскими районами, где коми культура и язык традиционно развиваются. Этот вид сетевого взаимодействия будет осуществляться в организации учебной и внеурочной деятельности обучающихся.

Для создания учебных и методических пособий необходимы усилия не одного учебного заведения, а многих педагогов республики. Ресурсный центр объединит разрозненные усилия педагогов, которые работают по проблемам национально-регионального компонента в системе республиканского образования и изучения коми культуры в образовательных учреждениях. Ресурсный центр разработает методическое обеспечение диалоговой модели изучения этнокультур в образовательном учреждении. Модель имеет особенность легко транслироваться во все образовательные учреждения нашей республики, в другие регионы, например, в Коми-Пермяцкий национальный округ, в страны Ближнего Зарубежья, где имеются коми национальные диаспоры. Результаты работы ресурсного центра органично послужат выполнению Федеральной программы «Русский язык» на 2011-2015 гг.

Пособия послужат более глубокому изучению курса ОРКСЭ.

Реализовать идею ознакомления с культурами других народов, проживающих в республике, поможет осуществить Центр национальных культур г. Инты и центры других муниципальных образований, например, в г. Воркуте. Это второй вид сетевого взаимодействия. Он будет осуществлён во внеурочной деятельности и в дополнительном образовании обучающихся.

Схема сетевого взаимодействия Гимназии №3


Система духовно-нравственного воспитания, разделы методического пособия по изучению культур других народов

Вузы С-Петербурга и Республики Коми

ГАОУ ДПО (пк) С РК «КРИРО»



Знакомство с культурами других народов


Гимназия №3

Центры НК




ОУ РК

Учебные пособия по коми культуре

Методические пособия

Дидактические материалы по ОРКСЭ
Изучение русской и коми культуры в диалоге


Общественные организации, движения, национальные автономии

Апробация

Апробация

Республиканский центр коми культуры


Этапы реализации проекта:

I -Организационный

– Изучение опыта этнокультурного образования в России и за рубежом.

- Создание сетевого взаимодействия по проблеме.

- Разработка и оформление условий взаимодействия, создание правового поля деятельности

II -Подготовительный

- Изучение УМК А.В. Камкина «Истоки» и основ «Истоковедения».

- Обмен информацией, выявление ресурсов ОУ и педагогов по проблеме, диалог с партнёрами посредством ИКТ и очных обсуждений на семинарах, стажировках, мастер-классах. Накопление методических и дидактических материалов

- Разработка Центром заданий партнёрам в соответствии с целью и задачами ресурсного центра

III Деятельностный

- Систематизация наработанных материалов

- Создание учебных и методических пособий по коми культуре к УМК А,В, Камкина «Истоки».

- Экспертиза учебных и методических пособий

IV Итоговый

- Проведение итоговой Республиканской интернет конференции

- Введение в гимназии и по желанию в образовательных учреждениях РК изучения русской и коми культуры в диалоге по УМК А.В. Камкина и разработанным ресурсным центром пособиям в 1-3 и 5-6 классах.

- Трансляция опыта на уровне РК и России.

2. Концепция проекта


Ключевая идея проекта

Внедрение системы духовно-нравственного образования на основе диалоговой модели изучения русской и коми культуры, а также культур других народов, проживающих на территории Республики Коми, будет способствовать формированию у обучающихся этнокультурной компетентности и цивилизованного этнокультурного сознания в соответствии с вызовами времени и социальным заказом.


Продукт

Кратко о продукте проекта

Отработанная схема сетевого взаимодействия, учебные и методические пособия по

коми культуре для 1-3 и 5-6 классов, тождественные по содержанию учебникам А.В.Камкина «Истоки».

На базе ресурсного центра для Республики Коми будет разработана новая образовательная область духовно-нравственного содержания, начало развития которой положило введение курса ОРКСЭ. Учебно-методическое сопровождение области «Духовно-нравственная культура народов России» (название условное) будет полностью обеспечено созданными и апробированными учебниками «Истоки» по русской культуре и разработанными на базе ресурсного центра по коми культуре.

К методическому сопровождению по изучении. русской культуры («Истоковедение») будут созданы методические пособия по изучению коми культуры на основе диалоговой модели.




Актуальность

Потребность/

Зачем нужен проект?

Острая необходимость в получении знаний, понимания родной культуры и уважения к культурам других народов подрастающим поколением, формирование культурологической и этнокультурной компетенции.

Соответствие стратегии развития региона

Будет ли проект осуществляться в рамках стратегии развития региона?

Проект будет осуществляться в рамках стратегии региона, в котором актуально изучение русской культуры, так как исторически преобладающее русское население, в сравнении с другими этнокультурами. Основное направление - изучение русской культуры в сравнении с другими культурами - изучение русской культуры и коми культуры в диалоге.

Проект будет осуществляться в рамках Программ правительства Республики Коми и Министерства образования РК:

- Ведомственная целевая программа министерства образования Республики Коми «Дети Республики Коми (2011-2013 годы);

- «Сохранение и развитие государственных языков Республики Коми (2010-2012 годы)»; 

-  «Молодежь Республики Коми (2011-2013 годы)»; 

- Сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия Республики Коми (2011-2015 годы)»; 

- «Профилактика терроризма и экстремизма в Республике Коми (2011-2013 годы)». 

Опыт и способность к реализации проекта/

Какой опыт в предлагаемой теме проекта имеет ваша организация? В каких проектах ваша организация принимала участие?

.Гимназия была республиканской ОМП по теме «Духовно-нравственное образование как гимназический компонент инновационного ОУ», опыт ОМП в течение 3 лет транслировался в ОУ РК. Проведено 5 стажировок, 6 республиканских семинаров:

-«Роль духовно-нравственных ценностей и идеалов в современном образовании» (2008 г.) – для заместителей директоров ОУ

-«Формирование ценностных ориентаций учащихся в процессе образования и воспитания» (2009 г.) - для руководителей ОМП.

-«Возможности образовательной среды школы для формирования личности ученика и педагога» (2010) - для всех педагогов г. Инты.

-«Создание условий для организации внеурочной деятельности, направленной на личностное и социальное развитие обучающихся» (2011) – для всех педагогов. – для педагогов РК;

-«Духовно-нравственное образование обучающихся в условиях введения ФГОС» (март 2012г.). – для педагогов и руководителей РК;

-«Преподавание ОРКСЭ в контексте реализации «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России» (ноябрь 2012г.) – для тьюторов, учителей ОРКСЭ, учителей начальных классов и руководителей ОУ;

-«Федеральный государственный образовательный стандарт в начальной школе: реализация программы духовно-нравственного развития и воспитания в урочное и внеурочное время» (апрель 2013 г.);

-12 республиканский конкурс «Моя малая Родина: этнос, культура, природа»;

- Республиканский конкурс «Отечество-Земля Коми»;

- Республиканская конференция «Север в судьбах моих земляков»;

- Олимпиады по основам православной культуры;

- Седьмой Российский Рождественский фестиваль, конференция «Юный исследователь»;

- Всероссийский молодёжный конкурс по проблемам культурного наследия, экологии и безопасности жизнедеятельности «ЮНЭКО-2012»;

- Всероссийский конкурс «С миром говори». Благотворительный фонд «Дети России»

- Всероссийский фестиваль русского языка-2012

- II (межрегиональный) этап Всероссийского конкурса в области педагогики и работы с детьми и молодёжью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» в Северо-Западном федеральном округе-2012г.»

Гимназия представляла образование г. Инты на днях города в столице республики. В учебном плане гимназии вариативная часть представлена духовно-нравственным компонентом, основная направленность дополнительного образования гимназии – духовно-нравственная. Гимназия осуществляет тесное взаимодействие со всеми культурными, спортивными учреждениями и учреждениями дополнительного образования города.

Предыдущая деятельность

Как результаты реализованных проектов могут повлиять на будущий проект?

В гимназии за 5 лет деятельности ОМП создана духовно-нравственная образовательная среда.

Наработанный материал в рамках работы ОМП, успешное участие гимназии в республиканских, российских конкурсах по вопросам духовности, изучение истории и культуры родного края, работа по учебно-методическому комплексу А.В.Камкина «Истоки» позволит разработать учебно-методические пособия для учителей, педагогов дополнительного образования и обучающихся по коми культуре, по содержанию параллельные учебнику А.В.Камкина «Истоки», выстроить систему духовно-нравственного воспитания на основе диалоговой модели изучения русской и коми культуры, а также культур других народов, проживающих на территории Республики Коми.


Что и для кого?

Для каких групп населения планируется разработка продукта?

Диалоговая модель изучения этнокультур - для образовательных учреждений Республики Коми.

Разработка учебных и методических пособий планируется для учителей, педагогов дополнительного образования и обучающихся.

Целевая аудитория

Учителя республики, педагоги дополнительного образования, обучающиеся в образовательных учреждениях РК


Каким образом?

Главные задачи

1. Создание условий для духовно-нравственного развития обучающихся через формирование этнокультурной компетентности.

2. Построение диалоговой модели изучения русской и коми культур.

3. Создание учебных и методических пособий по коми культуре, по содержанию параллельных учебникам А.В.Камкина «Истоки» для 1-3 и 5-6 классов.

4. Создание современных информационно-коммуникационных условий деятельности сетевого ресурсного центра.

5. Обобщение и трансляция ППО учителей ОУ и педагогов дополнительного образования в РК, работающих по проблемам развития национально-регионального компонента в образовании, внедрении в образовательное пространство РК изучения коми культуры на основе системного подхода.

Время

2013-2018г.

I этап - Организационный 2013-2014уч.г.

II этап - Подготовительный 2014-2015уч.г.

III этап - Деятельностный 2015-2017уч.г.

IV этап - Итоговый 2017-2018уч.г.

Необходимые ресурсы:

  • Кто

  • Финансирование

См. смету

Финансирование: бюджетные средства гимназии, внебюджетные средства гимназии, родительские взносы (частичная оплата поездок обучающихся на конкурсы, конференции)

Ожидаемые результаты

  • Разработана и апробирована система духовно-нравственного образования с 1 по 6 класс на основе диалоговой модели изучения русской и коми культур.

  • Созданы и апробированы учебные (1-6 класс) и методические пособия к учебно-методическому комплексу А.В. Камкина «Истоки» по коми культуре, тождественных по содержанию и образовательной технологии учебникам «Истоки».

  • Сформирована насыщенная образовательная среда гимназии средствами духовно-нравственной культуры, созданы комфортные условия для формирования личности гражданина

  • Созданы условия для трансляции этнокультур в образовательное пространство гимназии и других образовательных учреждений РК.

  • Создана и новая для гимназии форма организации учебно-воспитательной деятельности – кадетский класс.

  • Разработано учебно-дидактическое и методическое сопровождение новой образовательной области «Духовно-нравственная культура народов России» и преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рассмотрена утверждена icon Рассмотрена и одобрена Утверждена
М. Б. Ладыгина.(Авторская программа по литературе(5-11 классы) для школ и классов с углубленным изучением литературы под редакцией...
Рассмотрена утверждена icon Рассмотрена и одобрена Утверждена
Федерального компонента государственного стандарта общего образования и программы по литературе для 5-11 классов для школ и классов...
Рассмотрена утверждена icon Тульской области «Тульская общеобразовательная школа-интернат» рассмотрена «утверждаю»

Рассмотрена утверждена icon Рабочая программа по литературе
Рассмотрена на заседании педагогического совета и рекомендована к утверждению руководителем
Рассмотрена утверждена icon Утверждена
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № «Теремок»
Рассмотрена утверждена icon Конституция Исламской Республики Иран был окончательно утверждена...
Конституция Исламской Республики Иран был окончательно утверждена 24 абана 1358 г. (24 зи-ль-хадже 1399 г по лунной хиджре, что соответствует...
Рассмотрена утверждена icon Утверждена
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Рассмотрена утверждена icon Государственный образовательный стандарт
Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 02. 03. 2000 г. N 686
Рассмотрена утверждена icon Государственный образовательный стандарт
Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации №686 от 02. 03. 2000г
Рассмотрена утверждена icon Утверждена Приказом Министерства образования и науки РФ
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» г. Избербаш
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции