Программа дополнительного образования Кружок «Народная кукла»




Скачать 165.58 Kb.
Название Программа дополнительного образования Кружок «Народная кукла»
Дата публикации 30.09.2014
Размер 165.58 Kb.
Тип Программа
literature-edu.ru > Культура > Программа
Приобщение детей к истокам русской народной культуры

и развитие творческой активности школьников

Клуб «БЕРЕГИНЯ»

Программа дополнительного образования

Кружок «Народная кукла»

Пояснительная записка

«Нетрудное дело, да не всякому даётся»

Изменения в общественной и экономической сферах развития, произошедшие на современном этапе, неизменно затрагивают культурную жизнь общества и вносят коррективы в процесс образования. Особая роль в этом процессе отводится народному искусству. Сохранение, восстановление и преумножение богатства народного искусства является одной из наиболее важных задач на данном этапе.

Народное искусство как отражение исторического и культурного наследия нашего народа активно влияет на формирование личности, вкуса, воспитывает любовь к родине, является благодатной почвой для художественного творчества.

Изучение национальной культуры и народного искусства является одной из важных и интересных проблем современной художественной педагогики. Создание нового искусства невозможно без знания истоков народного творчества. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталоны красоты, образцы вкуса, национальных особенностей, как часть культуры народа.

К сожалению, сегодня всё дальше от нас уходят красивые, выполненные вручную вещи. Возникновению этой тенденции способствует и тот факт, что некоторые виды декоративного искусства как бы отошли на второй план, не получили в современной жизни достойного применения и постепенно утрачивают свою актуальность и в быту, и в учебном процессе. В частности, изготовление тряпичных народных кукол практически не встречается в качестве предмета изучения, ему не уделяется должного внимания и в программах обучения.

В наше время изготовление игрушки не потеряло своей значимости:

  • сам процесс изготовления приносит радость;

  • работа с мягким (теплым) материалом дает ощущение тепла, нежности;

  • при изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев, что связано с развитием мышления, происходит массаж рук;

  • изготовив игрушку, ребенок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает), т.е. осваивает различные социальные роли;

  • застенчивый, комплексующий ребенок в игре часто заменяет куклой себя. Таким образом, кукла выполняет коррекционную функцию.

Цель и задачи работы с детьми на занятиях по ознакомлению с традиционными тряпичными куклами

Цель: прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества через изготовление образцов кукол.

Работа по приобщению детей к традиционной тряпичной кукле предусматривает решение следующих воспитательно-образовательных задач.

  • Прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества.

  • Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа.

  • Знакомить с народными традициями, в которых были задействованы лоскутные куклы.

  • Формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами и умения самостоятельно создавать художественные изделия в традициях народного искусства.

  • Развивать у детей творческие способности, стремление к самостоятельному творчеству.

  • Учить грамотно подбирать цветовую гамму материалов для изготовления народных кукол.

  • Дать знания по использованию инструкционно-технологических карт при работе по изготовлению кукол.

  • Формировать творческое отношение к качественному осуществлению художественно-продуктивной деятельности.

  • Прививать любовь к обычаям предков, трудолюбие, художественный вкус.

Дети должны знать общие сведения о народных ремёслах, обрядах и традициях, историю народной тряпичной куклы; грамотно подбирать материалы для изготовления куклы, учитывая цветовое решение; освоить технологию изготовления народной куклы.

Основные принципы обучения детей изготовлению традиционных тряпичных кукол

Русская культура сильна своими традициями, и сегодня не утратилась духовная ценность традиционной куклы и её прекрасная способность дарить детям радость.

Основополагающими принципами приобщения детей к народным тряпичным куклам являются:

  • постановка точной цели, опора на чёткое представление и знание того, что необходимо, можно и нужно развивать средствами народного искусства в целом и на занятиях по ознакомлению с традиционной тряпичной куклой в частности. Необходимо ответить на вопрос, для чего нужно ребёнку овладевать художественно-практическими навыками, какие психические процессы и личностные качества даёт возможность развивать в человеке работа по изготовлению лоскутной куклы;

  • постановленные цели и задачи должны коррегироваться особенностями конкретного возраста, уровнем общего психического развития детей, индивидуальными различиями в природных задатках и уровне созревания разных структур. Дети приходят с разным уровнем развития, сам темп обучения очень индивидуален и избирателен. Данный принцип должен учитываться при отборе художественного материала, текстов, иллюстраций, содержания, форм и методов, которые на данном этапе развития ребёнка будут наиболее эффективными и приведут к желаемому результату;

  • Поэтапное формирование художественно-творческих способностей;

  • Развитие предполагает активное включение в него самого ребёнка. Процесс этот происходит изнутри, а внешняя среда создаёт для этого либо благоприятные условия, либо тормозит его;

  • Обязательный внешний вид, фиксируемый контроль за развитием тех качеств, которые поставлены как цель деятельности;

  • Принцип учёта реальных возможностей при обеспечении материальными и информационными ресурсами;

  • Принцип ориентации на потребности общества и личности ребёнка;

  • Единство восприятия и созидания в процессе интеграции различных видов художественной деятельности;

  • Постоянство связи с жизнью через привлечение в беседах о народном декоративно-прикладном искусстве эмоционального и визуального опыта детей, их воспоминаний, переживаний, жизненных наблюдений.

Данные принципы универсальны для реализации в различных творческих объединениях детей.

Основные методы обучения детей изготовлению традиционных тряпичных кукол

Комплексный подход к выбору методов – необходимое условие оптимизации процесса приобщения к народным тряпичным куклам. Для последовательной реализации педагогических задач на занятиях целесообразно использовать следующие методы обучения.

Методы эмоционального стимулирования художественно-практической деятельности.

Создание ситуации успеха: подбор для занятия ряда заданий нарастающей сложности, дифференцированная помощь детям в выполнении учебных заданий одной и той же сложности (карточки-консультации, технологические карты).

Поощрение: похвала ребёнка, положительное стимулирование, одобрение выбранного ребёнком направления деятельности или способа выполнения задания.

Создание ярких наглядно-образных представлений через восприятие искусства, природы, музыки, художественной литературы и т.д. с целью вызвать чувство удивления, восхищения и желания изготовить тряпичную куклу.

Методы развития познавательного интереса

Создание познавательной ситуации: удивительные факты, загадки и т.д.

Создание ситуации творческого. В зависимости от возраста организуется предварительно-подготовительная работа. В разных вариациях она может включать в себя знакомство с литературой по народному творчеству и народному костюму в библиотеке, сообщения ребят по итогам творческого поиска, подбор иллюстраций, выполнение эскизов в качестве домашнего задания.

Иногда планируется в предварительную работу задания с наглядным материалом: зарисовки и репродукции подлинных тряпичных кукол, репродукции работ художников, использовавших народный и светский костюм, альбомы по истории костюма, работы мастеров, работы профессиональных художников-игрушечников, лучшие работы детей.

Создание креативного поля: свободный выбор темы, задания, содержания, альтернативного решения.

Волевые методы

Предъявление учебных требований – информирование об обязательных условиях деятельности, поведения.

Формирование ответственного отношения к работе.

Оперативный контроль: с целью выявления затруднений у детей и пр.

Социальные методы

Постановка системы перспектив: участие в конкурсах, выставках…

Развивающая кооперация (совместное проектирование, поиск оптимальных способов решения задания): создание ситуации взаимопомощи, сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы.

Программа «Русская тряпичная кукла» рассчитана на 1 год обучения и является программой дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению внеурочной деятельности. Количество часов за год составляет 68 часов. Возраст детей – 11-13 лет. Занятия проходят два в неделю по 45 минут. 70% учебного времени отводится на практические работы.

Занятия необходимо проводить в специально приспособленном для кружковых занятий помещении.

Условия для занятий в кружке

Для знакомства с истоками русского народного творчества и изготовления тряпичных кукол в учреждении создана база:

  • Занятия проходят в специально-оборудованном помещении: уголок быта со множеством предметов-образцов, экспонатов народно-прикладного искусства.

  • Систематизация литературно-художественного материала: стихи, загадки, пословицы, поговорки – с целью активизации деятельности детей, расширения представлений об окружающем, русских традициях.

  • Наличие фонотеки и видеотеки – подбор классических произведений, детского репертуара и видеороликов (хороводы, песенный репертуар в соответствии с разработанными темами).

  • Обширный наглядный материал, представленный набором иллюстраций, схем, альбомов.

  • Галерея, в которой собран довольно большой фонд репродукций картин по данной теме.

  • Телевизор, DVD-проигрыватель, CD/MP3-проигрыватель.

Материалы, инструменты и приспособления, необходимые для работы:

  • лоскут тканей из хлопка, льна, шёлка;

  • швейные нитки №40, пряжа;

  • вата, отходы ватина, синтепона;

  • тесьма, лента, кружево, бисер, бусины;

  • ножницы, мел, простой карандаш, сантиметровая лента, ручные иглы, линейка, утюг.

Предполагаемые результаты:

Учащиеся должны знать:

  • правила техники безопасности при работе с иглой, ножницами;

  • общие сведения о народных ремёслах, обрядах и традициях;

  • историю русской тряпичной куклы.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять требования безопасного труда;

  • подбирать материалы для изготовления куклы, учитывая цветовое решение;

  • освоить технологию изготовления тряпичной куклы.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема занятия

Количество часов




Введение. Безопасность труда

1

1.

Технология изготовления обрядовых кукол

12

1.1.

Обряд «кувады». Краткая характеристика и технология изготовления куклы Кувадки (Куватки).

1

1.2.

Краткая характеристика и технология изготовления обрядовой свадебной куклы (Неразлучники).

2

1.3.

Краткая характеристика и технология изготовления обрядовой свадебной куклы Мировое Древо (Роща).

2

1.4.

Краткая характеристика и технология изготовления обрядовой тряпичной куклы Кузьма и Демьян.

2

1.5.

Краткая характеристика и технология изготовления обрядовой простейшей тряпичной куклы Отдарок-на-подарок.

1

1.6.

Краткая характеристика и технология изготовления обрядовой куклы Пеленашка.

1

1.7.

Краткая характеристика и технология изготовления обрядовой куклы «Пасхальная Голубка.

1

1.8.

Краткая характеристика и технология изготовления обрядовой тряпичной куклы Архангельская Столбушка.

1

1.9.

Краткая характеристика и технология изготовления обрядовой куклы Владимирская Столбушка.

1

2.

Технология изготовления обереговых кукол

23

2.1.

Краткая характеристика и технология изготовления обереговой куклы Баба-Берегиня.

2

2.2.

Краткая характеристика и технология изготовления обереговой куклы Рождественский Ангел.

1

2.3.

Краткая характеристика и технология изготовления обереговой куклы Лихорадки (Лихоманки, Трясовицы).

1

2.4.

Краткая характеристика и технология изготовления обереговой куклы День и Ночь.

2

2.5.

Краткая характеристика и технология изготовления обереговой куклы Вепсская (Кормилка).

2

2.6.

Краткая характеристика и технология изготовления обереговой куклы Колокольчик (Танцующая Кукла).

2

2.7.

Краткая характеристика и технология изготовления обереговой куклы Десятиручка.

2

2.8.

Краткая характеристика и технология изготовления обереговой куклы Веснянка (Авдотья-Весновка).

1

2.9.

Краткая характеристика и технология изготовления обереговой куклы Кубышка-Травница.

2

2.10.

Краткая характеристика и технология изготовления обереговой куклы Зерновушка.

2

2.11.

Краткая характеристика и технология изготовления обереговой куклы Первоцвет.

2

2.12.

Краткая характеристика и технология изготовления обереговой куклы Покосница.

2

2.13.

Краткая характеристика и технология изготовления обереговой куклы Желанница.

2

3

Технология изготовления игровых кукол

7

3.1.

Краткая характеристика и технология изготовления игровой куклы Столбушка.

2

3.2.

Краткая характеристика и технология изготовления игровой куклы Покосница.

1

3.3.

Краткая характеристика и технология изготовления игровой куклы Зайчик-на-Пальчик.

1

3.4.

Краткая характеристика и технология изготовления игровой куклы Бабочка.

1

3.5.

Краткая характеристика и технология изготовления игровой куклы Девка-Баба.

2

4.

Русский народный костюм

25

4.1.

Женский народный костюм. Головной убор. Вышивка в костюме. Вышивка фартука. Плетение пояса.

4

4.2.

Мужской костюм. Пояс.

4

4.3.

Творческий проект: Тряпичная кукла в русском народном костюме. Итоговая работа.

15




Организация выставки работ

1




Итого:

68

 







 







Содержание программы

Введение. Безопасность труда.

Цели и задачи курса. Краткая история русской тряпичной куклы. Знакомство с планом работы творческого объединения и с образцами различных кукол.

Материалы и инструменты. Техника безопасности при работе с основными инструментами (игла, ножницы).

Русский народный костюм

Мужской костюм. Женский костюм. Головной убор. Пояс. Украшения, конструкция и орнамент русского костюма.

1. Обрядовые куклы

1.1. Куватка

История и технология изготовления куклы.
Практическая работа:
 Изготовление куклы.

1.2. Свадебная (Неразлучнички)

Традиции русской народной свадьбы. История и технология изготовления куклы.
Практическая работа:
 Изготовление куклы.

1.3. Пеленашка

История и технология изготовления куклы.
Практическая работа:
 Изготовление куклы.

1.4. Пасхальная голубка

Праздник «Пасха». История и технология изготовления куклы.
Практическая работа:
 Изготовление куклы.

2. Обереговые куклы

2.1. Баба-Девка

История и технология изготовления куклы.
Практическая работа:
 Изготовление куклы.

2.2. Рождественский ангел

Зимние Святки. История и технология изготовления куклы.
Практическая работа:
 Изготовление куклы.

2.3. Лихоманки

История и технология изготовления куклы.
Практическая работа:
 Изготовление куклы.

2.4. День и Ночь

Обереги жилища. История и технология изготовления куклы.
Практическая работа:
 Изготовление куклы.

2.5. Колокольчик

История и технология изготовления куклы.
Практическая работа:
 Изготовление куклы.

2.6. Десятиручка

История и технология изготовления куклы.
Практическая работа:
 Изготовление куклы.

2.7. Кубышка-Травница

История и технология изготовления куклы.
Практическая работа:
 Изготовление куклы.

2.8. Зернушка

История и технология изготовления куклы.
Практическая работа:
 Изготовление куклы.

2.9. Столбушка

История и технология изготовления куклы.
Практическая работа:
 Изготовление куклы.

3. Игровые куклы

3.1. Узелковая

«Живая» кукла, кукла с головой из завязанного узлом лоскута, узелковая кукла с круглой головой. Технология изготовления кукол.
Практическая работа: Изготовление кукол.

3.2. Зайчик на пальчик

История и технология изготовления куклы.
Практическая работа:
 Изготовление куклы.

3.3. Девка-Баба

История и технология изготовления куклы.
Практическая работа:
 Изготовление куклы.

3.4. Малышок-голышок

История и технология изготовления куклы.
Практическая работа:
 Изготовление куклы.

Организация выставки работ

Выставка работ учащихся. Подведение итогов работы творческого объединения.

Учебно-методическое обеспечение

Литература для учителя

  1. Дайн Г.Л. Детский народный календарь: Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. – М.: Детская литература, 2001.

  2. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура. Традиции, технология. – М.: Культура и традиции, 2007.

  3. Демидова Н.Г. Моя народная кукла //Я вхожу в мир искусств. – 1999. – №8.

  4. Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные куклы. Керамика / Авт.-сост. О.Я.Воробьёва. – Волгоград: Учитель, 2009.

  5. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учебно-методическое пособие: В 2 ч. / Под ред. Т.Я. Шпикаловой. – М.: ВЛАДОС, 2001. – Ч.2.

  6. Дикова С.И. Шьём тряпичные куклы //Школа и производство. – 1995. – №2. – С. 55-57.

  7. Занятия по прикладному искусству. 5-7 классы: работа с солёным тестом, аппликация из ткани, лоскутная техника, рукоделие из ниток / Авт.-сост. Е.А.Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2009.

  8. Колесникова В. Праздники Руси православной. – М.:ТЕРРА-Книжный клуб, 1998.

  9. Кононов А. Духовный смысл игрушки //Духовно-нравственное воспитание. – 2002. – №1. – С. 40-51.

  10. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками /Авт.-сост. Е.В.Берстенёва, Н.В.Догаева. – М.: Белый город, 2011.

  11. Осиненко Г.П. Столбик против Барби //Народное творчество. – 1997. – №5. – С. 44-45.

  12. Русский Этнографический музей – детям: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Ботякова О.А.,Зязева Л.К., Прокофьева С.А. и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.

Компьютерные программы

  1. Русская тряпичная кукла. Делаем сами. – М.: СОВА-ФИЛЬМ, 2009.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дополнительного образования Кружок «Народная кукла» icon Лекция на тему: «Современные подходы к содержанию дополнительного образования детей»
...
Программа дополнительного образования Кружок «Народная кукла» icon Образовательная программа дополнительного образования детей «беседы по искусству»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Программа дополнительного образования Кружок «Народная кукла» icon Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи (художественный профиль)
Типовая программа детей и молодежи художественного профиля представляет собой технический нормативный правовой документ, определяющий...
Программа дополнительного образования Кружок «Народная кукла» icon Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи (художественный профиль)
Типовая программа детей и молодежи художественного профиля представляет собой технический нормативный правовой документ, определяющий...
Программа дополнительного образования Кружок «Народная кукла» icon Образовательная программа муниципальное бюджетное образовательное...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» является муниципальным...
Программа дополнительного образования Кружок «Народная кукла» icon Рабочая программа Дополнительного образования художественно-эстетической...
Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности по курсу «Вокал» для 4-5 классов составлена...
Программа дополнительного образования Кружок «Народная кукла» icon Краснодарского края
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного
Программа дополнительного образования Кружок «Народная кукла» icon О проведении районного конкурса юных чтецов «Живая классика»
Муниципальное казённое учреждение системы дополнительного педагогического образования «Большесолдатский районный методический кабинет...
Программа дополнительного образования Кружок «Народная кукла» icon Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного...
Конспект занятия для детей младшего школьного возраста в рамках программы дополнительного образования по мультипликации
Программа дополнительного образования Кружок «Народная кукла» icon Законом Российской Федерации «Об образовании…» системе дополнительного...
«Развитие творческих способностей и воспитание духовной культуры обучающихся на занятиях по программе «Аккордеон, баян» в системе...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции