Пояснительная записка Статус документа




Скачать 128.28 Kb.
НазваниеПояснительная записка Статус документа
Дата публикации28.09.2014
Размер128.28 Kb.
ТипПояснительная записка
literature-edu.ru > Культура > Пояснительная записка


Рассмотрена Согласовано «Утверждаю»

на заседании школьного

методического объединения Заместитель директора по УВР Директор МБОУ СОШ №24

Протокол №1 М.И. Журавлёв К.П. Артёменко

от « 5 » сентября 2013 г « 10 » сентября 2013 г « 15 » сентября 2013 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА

ПО КУЛЬТУРЕ ОБЩЕНИЯ

для 8 «В» класса
Составила

учитель русского языка и литературы

Илларионова Юлия Александровна

г. Воронеж

2013г

Пояснительная записка
Статус документа

Рабочая программа по культуре общения для учащихся 8 «В» класса на 2013-2014 учебный год составлена на основе программы «Культура общения. Дошкольники. 1-11 классы» (Воронеж, 2008) И.А. Стернина, рекомендованной региональным Научно-методическим советом по предмету «Культура общения».
Место предмета

На обучение культуре общения в 8 «В» классе базисным учебным планом МОУ СОШ №24 г. Воронежа отводится 17 часов (0,5 часа в неделю) за счёт часов компонента образовательного учреждения.
Уровень обучения базовый.
Цели и задачи изучения культуры общения

Основная цель обучения учащихся культуре общения – формирование у них адекватного коммуникативного поведения. Коммуникативное поведение человека – совокупность присущих ему как личности норм и традиций общения.

Основные задачи предмета «Культура общения» сводятся к следующему:

  • сформировать коммуникативную грамотность учащихся, заключающуюся в знании ими функций и тенденций современного общения, роли общения в жизни человека, коллектива и общества, понимании причин затруднений и конфликтов, возникающих в общении людей в целом и в их личной коммуникативной практике, знании собственных коммуникативных характеристик (получаемых путём коммуникативного тестирования) и основных направлений оптимизации своей коммуникативной деятельности;

  • научить учащихся осмысливать свою и чужую коммуникативную практику, развивать у них внимание к собственной речи и речи собеседника, умение анализировать собственное коммуникативное поведение и коммуникативное поведение собеседника, замечать ошибки в своей и чужой речи;

  • сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать своё общение в зависимости от ситуации и участников акта общения;

  • вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета поведения и общения, а также норм культуры речи;

  • обучить учащихся основным правилам и приёмам эффективного коммуникативного поведения в различных ситуациях.


Расширения целей и задач при изучении предмета в рабочей программе по сравнению с программой «Культура общения. Дошкольники. 1-11 классы» (Воронеж, 2008)И.А.Стернина не произошло, так как на обучение культуре общения в 8 «В» классе базисным учебным планом МОУ СОШ №24 отводится 0,5 часа в неделю вместо 1 часа, предусмотренного программой под редакцией И.А.Стернина, рассчитанной на 34 часа.
Обоснование отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с авторской программой. В результате сопоставления рабочей и авторской программ выявлено, что расхождений в изучении ключевых тем курса нет. Но рабочая программа отводит на них меньшее количество часов, чем программа И.А.Стернина.
Требования к уровню подготовки учащихся

К концу 8 класса учащиеся должны знать:

  • понятия этикет, этикет поведения, этикет внешнего вида, речевой этикет, этикетная ситуация, культурный человек, вежливость, коммуникативная роль, социальная роль, имидж, стиль одежды, языковой паспорт, адресат, адресант, жаргон, инвективная лексика, спор, дебаты, дискуссия, полемика, прения, диспут;

  • основные функции этикета;

  • принципы этикета;

  • основные этапы развития этикетных норм;

  • основные различия между восточным и западным этикетом;

  • особенности становления и развития этикетных норм в России;

  • особенности отношения к этикету в России;

  • функции одежды;

  • соотношение моды и индивидуального стиля;

  • соотношение этикета и моды;

  • виды стилей одежды (классический стиль, романтический стиль, экстравагантный стиль, спортивный, флиртующий стили) и их особенности;

  • социальные и коммуникативные роли, кратковременные и долговременные роли;

  • компоненты имиджа человека;

  • функции имиджа;

  • содержание языкового паспорта говорящего;

  • структура положительного речевого паспорта говорящего;

  • трудные случаи русского речевого этикета;

  • причины употребления в речи жаргона;

  • причины недопустимости общественного сквернословия;

  • правила написания обязательных и необязательных писем;

  • особенности личных писем, их типы;

  • правила написания личных писем и правила ответа на них;

  • трудные случаи этикета поведения в общественном месте, в коллективе, семье, профилактика конфликтов;

  • особенности этикета взаимоотношений юноши и девушки;

  • правила поведения, позволяющие предупредить ссору;

  • правила поведения во время разрыва и после него;

  • основные правила проведения дебатов;

  • правила поведения участников дебатов.


Учащиеся должны уметь:

  • соблюдать общие нормы этикета: демонстрировать уважение и дружелюбие к собеседнику;

  • изменять свое поведение в зависимости от ситуации;

  • знать свой фактический имидж, знать, как тебя воспринимают окружающие по твоей внешности, манере одеваться, поведению, речи;

  • производить положительное впечатление на собеседника своим внешним, коммуникативным и поведенческим имиджем;

  • проанализировать стиль одежды и внешность другого человека, оценить его с точки зрения соответствия требованиям моды и индивидуального стиля;

  • сформировать свой внешний стиль с учетом индивидуальных особенностей личности, типа внешности, требований этикета и моды и материальных возможностей;

  • анализировать языковой паспорт других и выявлять информацию языкового паспорта;

  • поддерживать в собственной речи благоприятный языковой паспорт;

  • находить в рамках изученного материала выход из трудных ситуаций русского речевого этикета и этикета поведения;

  • выявлять жаргонизмы и инвективы в речи собеседника;

  • обходиться без жаргонизмов и инвектив в собственной речевой практике;

  • подготовить и оформить в соответствии с этикетными требованиями письмо-поздравление, письмо-благодарность за оказанное гостеприимство или какую-либо другую услугу, письмо-соболезнование), личное деловое письмо, дружеское письмо;

  • участвовать в дебатах по принятым правилам.


Общая характеристика учебного предмета.

Культура общения - учебная дисциплина регионального компонента, формирующая адекватное коммуникативное поведение молодого поколения.

Коммуникативное поведение личности формируется в процессе её индивидуального развития как члена определённой национально-культурной общности и представляет собой совокупность усвоенных путём подражания другим членам общества норм и традиций общения, а также включает сугубо индивидуальные нормы и традиции, сформировавшиеся в процессе индивидуальной практики человека, его личного опыта общения и взаимодействия с людьми.

Адекватное коммуникативное поведение – это такое коммуникативное поведение, которое соответствует принятым для определённого типа ситуации нормам и является эффективным. Таким образом, учащиеся должны освоить этикетные нормы общения (как надо? как принято?), правила и приёмы эффективного речевого воздействия (как лучше? как эффективней?).
Используемые методы, приёмы и формы обучения культуре общения

В преподавании культуры общения выделяются два основных подхода – деятельностный и рецептивно-аналитический.

Деятельностный подход основан на максимальной включенности учащегося кучебную деятельность на уроке, использовании игр, ролевых игр, тренингов, имитационной деятельности учащихся, разыгрывании сценок, диалогов и т.д. Деятельностный подход наиболее эффективен тогда, когда необходимо закрепить умение и сформировать навык коммуникативного поведения.

Реализация деятельностного подхода в обучении предполагает использование таких приёмов как:

- воспроизведение текста-эталона;

- пересказ устного или письменного текста;

-выступление по поговорке, афоризму;

- выступление перед младшеклассниками или учащимися своего класса;

- разыгрывание коммуникативной ситуации (для последующего анализа в классе);

- тестирование, анкетирование учащихся;

- «сжатие» и устное резюмирование прослушанного текста, реплики собеседника и т.д.

Реализация рецептивно-аналитического подхода в обучении культуре общения предполагает использование таких приёмов и форм, как:

- демонстрация эталонных коммуникативных образцов;

- демонстрация негативных коммуникативных образцов;

- коммуникативная модификация образцов.

Формами обучения могут быть лекция, лекция-беседа, лекция-обсуждение, аналитический практикум, видеосеминар, сочинение, письменный коммуникативный анализ ситуации и др.
Перечень обязательных контрольных работ и практических работ:

  • орфоэпических диктантов – 2 (отдельные уроки на их проведение не предусмотрены).



Литература, включающая и учебно-методический комплект, для реализации рабочей программы:

  • Программа «Культура общения. Дошкольники. 1-11 классы» (Воронеж, 2008) И.А.Стернина;

  • Учебник «Культура общения. Книга для учащихся. 8 класс». Авторы Н.В.Журавлёва, Л.Д.Мудрова, И.А.Стернин, Воронеж, 2009;

  • Методическое пособие для учителя«Культура общения. 8 класс. Книга для учителя. Выпуски I-IV». Авторы Н.В.Журавлёва, Е.Ю.Лазуренко, Л.Д.Мудрова, И.А.Стернин. Воронеж.



Тематическое планирование




Изучаемая тема, количество часов

Тема урока

Оборудование

Практическая часть

Формы контроля

Домашнее задание

Дата проведения

По плану

Фактически

1

2

3

4

5

6

Понятие этикета. (1 ч.)

1.

Этикет, его общественные функции и значение. (Материалы урока № 1).

Учебник

Речевая разминка

Индивидуальные задания

по истории этикета.

06.09

История становления этикетных норм. (3 ч.)

2-3

Зарождение этикета в древности. Этикет античности. (Материалы уроков №№ 2-3).

Иллюстрации




Материалы уроков №№5-6 изучить самостоятельно.

13.09

20.09

4.

Этикет эпохи Средневековья. Этикет эпохи Возрождения.

Восточный и западный этикет: сходства и различия. (Материалы уроков №№ 4-6).

Иллюстрации




1.Материалы урока №6.

2.Инд.задания: сообщения о становлении этикетных норм в России.

27.09

5.

Восточный и западный этикет: сходства и различия

Иллюстрации




Материалы урока №8.

04.10

6.

Становление этикетных норм в России










11.10

Особенности современного этикета. (1 ч.)

7.

Виды и принципы современного этикета. Этикет поведения в общественных местах. (Материалы урока № 9).







Описать случай из собственной жизни или из художественной литературы о связи различных видов этикета.

18.10

Мода и этикет. (2 ч.)

8.

Законы моды и этикет. Мода и индивидуальный стиль. Найди свой стиль. (Материалы уроков №№ 12- 13).

Иллюстрации

Орфоэпический диктант

1.

Инд.сообщения о стилях

в одежде.

25.10

9.

Основные стили одежды










01.11



















Речевой этикет. (2 ч.)

10.

Языковой паспорт человека, его формирование.

(Материалы уроков №№ 14-15).




Рассказать о собственных трудностях речевого этикета.

15.11

11.

Этикет написания письма.

(Материалы урока № 16).




Написать письмо другу в другой город с описанием событий своей жизни за прошедшую неделю. (Объём не менее 1 стр.)

22.11

Дебаты. (2 ч.)

12.

Дебаты как этикетная форма обсуждения проблемы.

(Материалы урока № 17).

(Материалы урока № 17).




Подготовить аргументы к обсуждению темы «Нужна ли школьная форма?»

29.11

13.

Дебаты «Нужна ли школьная форма?»

(Материалы уроков №№ 18-19).





Подготовить аргументы к обсуждению темы

06.12

Этикетные нормы поведения среди ровесников. (2 ч.)

14.

Этикет поведения в школьном коллективе.

(Материалы урока № 22).




Устно описать качества человека, который, по вашему мнению, является «душой» вашего класса. Пусть его узнают ваши товарищи, даже если вы не назовёте его имени.

13.12

15.

Этикет дружеских отношений. (Материалы урока № 23).







Подготовиться к дебатам «Подавляет ли коллектив индивидуальность?»

20.12

Дебаты. (1 ч.)

16.

Дебаты «Подавляет ли коллектив индивидуальность?»







Подготовить рассказ «Как я поссорился с родителями». Проанализировать своё поведение, определить правила, которые не соблюдались. Сделать вывод о том, как надо было вести разговор с родителями, чтобы можно было избежать конфликта.

27.12

Дебаты. (1 ч.)

17.

Дебаты «Всегда ли правы взрослые?»








Подготовить диалог «Знакомство».




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
...

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе следующих нормативно – правовых документов

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Охватывает три возрастные группы, образовательный и психофизиологический уровни развития которых определяют основные виды учебной...

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): В. Я. Коровина, В. П....

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа рабочая программа по физике...
...

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
«Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень)» под редакцией В. Я. Коровиной, утверждённой...

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции