В. А. Будкевич «25» июня 2014 г




Скачать 427.02 Kb.
Название В. А. Будкевич «25» июня 2014 г
страница 1/4
Дата публикации 27.09.2014
Размер 427.02 Kb.
Тип Инструктивно-методическое письмо
literature-edu.ru > Культура > Инструктивно-методическое письмо
  1   2   3   4


УТВЕРЖДАЮ

Заместитель

Министра образования

Республики Беларусь

В.А.Будкевич

«25» июня 2014 г.
Инструктивно-методическое письмо

Министерства образования Республики Беларусь
Об организации образовательного процесса при изучении учебного предмета ”Физическая культура и здоровье“ и физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий с учащимися в учреждениях общего среднего образования в 2014/2015 учебном году“
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Образовательной целью учебного предмета ”Физическая культура и здоровье“ является формирование физической культуры личности в процессе решения взаимосвязанных педагогических, гигиенических и прикладных задач.

Преподавание учебного предмета ”Физическая культура и здоровье“ в 2014/2015 учебном году включает в себя:

формирование у учащихся здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта;

создание условий и содействие учащимся в сохранении и улучшении здоровья средствами физической культуры и спорта;

ориентация учащихся выпускных классов на выбор профессии в сфере физической культуры и спорта.

Основной задачей физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня учреждения общего среднего образования является создание условий для восстановления физической и умственной работоспособности учащихся. Решение указанной задачи возможно при полном соблюдении санитарно-гигиенических норм и требований, обеспечивающих оздоровительный эффект каждого мероприятия. Организация каждого физкультурно-оздоровительного мероприятия должна сопровождаться строгим выполнением правил безопасности проведения занятий физической культурой и спортом, которые утверждаются Министерством спорта и туризма в установленном законодательством порядке. Наиболее оптимальным местом проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий с учащимися являются пришкольные участки и спортивные игровые площадки.

II. НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании.

2. Закон Республики Беларусь ”О физической культуре и спорте“.

3. Положение об учреждении общего среднего образования, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283.

4. Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011 № 38.

5. Санитарные нормы и правила ”Требования для учреждений общего среднего образования“, утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 № 206.

6. Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы ”Гигиенические требования к устройству, оборудованию и эксплуатации плавательных бассейнов и аквапарков“, утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22.09.2009 № 105 (с изменениями и дополнениями 2010 г., 2011 г.).

7. Санитарные нормы и правила ”Требования к устройству и эксплуатации физкультурно-спортивных сооружений, утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 16.12.2013 № 127.

8. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 09.07.2010 №92 ”Об установлении форм ”Медицинская справка о состоянии здоровья“, ”Выписка из медицинских документов“ и утверждении Инструкции о порядке их заполнения“.

Перечисленные нормативные правовые акты размещены на сайте Министерства образования Республики Беларусь (edu.gov.by), научно-методического учреждения ”Национальный институт образования“ (www.adu.by), учреждения ”Республиканский центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов“ (www.sporteducation.by).
III. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ”ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ“

В соответствии с пунктом 1 статьи 154 Кодекса Республики Беларусь об образовании требования к содержанию учебно-программной документации образовательных программ общего среднего образования, организации образовательного процесса, максимальному объему учебной нагрузки учащихся, уровню подготовки выпускников определяются образовательными стандартами общего среднего образования.

1. Учебно-программная документация образовательных программ общего среднего образования

1.1. Типовые учебные планы учреждений общего среднего образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26 августа 2011 г. № 241

Типовыми учебными планами учреждений общего среднего образования на изучение учебного предмета ”Физическая культура и здоровье“ на I, II, III ступенях общего среднего образования (за исключением специализированных по спорту классов) предусматривается 2 учебных часа в учебную неделю.

Учебные планы учреждений общего среднего образования для специализированных по спорту классов не включают в себя учебные часы по учебному предмету ”Физическая культура и здоровье“.

В целях реализации постановления коллегий Министерства спорта и туризма Республики Беларусь и Министерства образования Республики Беларусь от 07.06.2013 № 8/19 и в соответствии с приказом Министра образования Республики Беларусь от 27.06.2013 № 560 ”О взаимодействии органов управления физической культурой, спортом и туризмом с органами управления образованием, перспективах дальнейшего совершенствования физического воспитания детей, учащейся молодежи и развития спорта в Республике Беларусь“ в учреждениях общего среднего образования наряду с двумя учебными занятиями (уроками) по учебному предмету ”Физическая культура и здоровье“, проводимыми в соответствии с типовым учебным планом общего среднего образования, должны проводиться обязательные для каждого учащегося I-XI классов занятия ”Час здоровья и спорта“. Условия и особенности организации и проведения данных занятий изложены в отдельном разделе настоящего инструктивно-методического письма.

1.2. Учебные программы:

Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения ”Физическая культура и здоровье. I–IV классы“. – Минск: НИО, 2012;

Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения ”Физическая культура и здоровье. V – XI классы“. – Минск: НИО, 2012;

Учебная программа для специальных медицинских групп общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения ”Физическая культура и здоровье. I–XII классы“. – Минск: НИО, 2007.

2. Учебно-методическая документация

В помощь учителю разработано календарно-тематическое планирование по учебному предмету ”Физическая культура и здоровье“, в котором предлагается примерное распределение учебных часов по темам. Учитель может использовать предлагаемое планирование без изменений (в этом случае календарно-тематическое планирование не нужно переписывать). В то же время он имеет право в пределах учебных часов, отведенных на изучение учебного предмета, вносить в планирование изменения с учетом особенностей класса.

Рекомендуем руководствоваться:

примерным календарно-тематическим планированием ”Физическая культура и здоровье. I–IV классы“: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – Минск: НИО, 2009;

примерным календарно-тематическим планированием ”Физическая культура и здоровье. V–IX классы“: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – Минск: НИО, 2009;

примерным календарно-тематическим планированием ”Физическая культура и здоровье. X–XI классы“: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – Минск: НИО, 2009.

Обращаем внимание, что календарно-тематическое планирование по учебному предмету ”Физическая культура и здоровье“ размещено на сайте ”Национальный институт образования“ (www.adu.by), учреждения ”Республиканский центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов“ (www.sporteducation.by).

IV. ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ”ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ“

Ежегодно до 1 сентября на основании медицинских справок о состоянии здоровья, выданных организацией здравоохранения в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, приказом руководителя учреждения образования учащиеся распределяются на медицинские группы для учебных занятий по учебному предмету ”Физическая культура и здоровье“: основная, подготовительная, специальная, лечебной физкультуры.

Учащиеся, не прошедшие медицинское обследование, к учебным занятиям по учебному предмету ”Физическая культура и здоровье“ не допускаются.

В соответствии с пунктом 54 Положения об учреждении общего среднего образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2011 г. № 283, при проведении учебных занятий в Х и ХІ классах по учебному предмету ”Физическая культура и здоровье“ классы делятся на группы мальчиков (юношей) и девочек (девушек).

В случае, если есть возможность организовать проведение учебных занятий по учебному предмету ”Физическая культура и здоровье“ отдельно для мальчиков (юношей), девочек (девушек) в других классах (I-IX), то по решению управления (отдела) образования, спорта и туризма местного исполнительного и распорядительного органа, согласованному с финансовым управлением (отделом) данного местного исполнительного и распорядительного органа, данные классы также делятся на соответствующие группы.

В учреждениях общего среднего образования можно планировать и проводить факультативные занятия спортивной направленности с учащимися IX–XI классов в шестой школьный день.

Для проведения факультативных занятий спортивной направленности в I–XI классах используются учебные программы, методические и дидактические материалы, рекомендованные Министерством образования Республики Беларусь:




п/п

Название

Класс (классы)

Год утверждения

1.

Основы олимпийских знаний

X

2007

2.

Аэробика

V–XI

2009

3.

«Гибкий путь» (Основы дзюдо)

V–XI

2009

4.

Играем в футбол

V–XI

2009

5.

Туризм

VIII–XI

2009

6.

Атлетическая гимнастика

VII–ХI

2009

7.

Черлидинг

III–VIII

2010

8.

Баскетбол

V–XI

2010

9

Играем в корфбол

VXI

2010

10

Играем в футбол

I–IV

2011

11

Волейбол

V–XI

2012

12

Плавание и здоровье

V–XI

2013

13.

Спортивная игра РИНГО

V–XI

2013

14.

Играем в гандбол

V–XI

2013

15.

Физическая подготовка будущего защитника Отечества

X–XI

2014

Указанные программы размещены на сайтах научно-методического учреждения ”Национальный институт образования“ (www.adu.by) и учреждения ”Республиканский центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов“ (www.sporteducation.by).

В целях создания условий для организации спортивной подготовки одаренных в спорте учащихся в учреждениях общего среднего образования по инициативе руководителей специализированных учебно-спортивных учреждений (ДЮСШ, СДЮШОР) могут создаваться специализированные по спорту классы.

Порядок создания и организации работы указанных классов регламентируется Положением о специализированных по спорту классах, которое утверждается в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

V. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ”ЧАС ЗДОРОВЬЯ И СПОРТА“ НА I - III СТУПЕНЯХ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Учебные занятия ”Час здоровья и спорта“ являются обязательными для всех учащихся I-XI классов учреждений общего среднего образования. Данные занятия планируются и проводятся за счет учебных часов, предусмотренных в типовом учебном плане общего среднего образования на проведение факультативных занятий. Проведение занятия ”Час здоровья и спорта“ включается в учебную нагрузку учителя.

Учебный час, выделяемый на проведение ”Часа здоровья и спорта“, по согласованию с Министерством здравоохранения (письмо от 20.09.2012 №10-27/16-1284) не учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки в неделю на одного учащегося в каждом классе.

Учебное занятие ”Час здоровья и спорта“ в обязательном порядке вносится в расписание учебных занятий учреждения общего среднего образования.

На посещение учебного занятия ”Час здоровья и спорта“ заявления законных представителей учащихся не требуются. При проведении данного занятия в X, XI классах деление класса на группы (группу мальчиков и группу девочек) не осуществляется.

К проведению ”Часа здоровья и спорта“ предъявляются такие же организационные, педагогические, санитарно-гигиенические требования, как и к проведению учебного занятия по учебному предмету ”Физическая культура и здоровье“. При этом сохраняется тот же порядок разработки и утверждения документов планирования учебного материала. То есть у каждого учителя, который проводит в I – XI классах учебные занятия ”Час здоровья и спорта“, должны быть следующие документы по планированию учебного материала для данного занятия:

календарно-тематическое планирование;

планы-конспекты учебных занятий;

годовой план-график распределения учебного материала (для учителей, работающих в V-XI классах).

В связи с тем, что названные учебные занятия являются обязательными для посещения каждым учащимся, как и урок физической культуры, учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к СМГ и группе ЛФК, а также временно освобожденные от учебных занятий по учебному предмету ”Физическая культура и здоровье“, обязаны присутствовать на нем и могут быть привлечены учителем к не противопоказанным им видам учебной деятельности.

По своему содержанию учебные занятия ”Час здоровья и спорта“ являются продолжением уроков физической культуры и тесно взаимосвязаны с ними общими задачами, средствами обучения, а также методами организации занятий с учащимися. Поэтому при разработке планирования учебных занятий ”Час здоровья и спорта“ рекомендуется использовать:

в I-IV классах:

содержание учебной программы для учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения ”Физическая культура и здоровье. I–IV классы“ (Минск: НИО, 2012);

методические материалы для проведения занятия ”Час здоровья и спорта“, включающие перечень и содержание подвижных игр для I-IV классов, которые разработаны Министерством образования совместно с учреждением ”Республиканский центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов“, направлены в управления образования облисполкомов, комитет по образованию Мингорисполкома (письмо Министерства образования от 28.09.2012 № 06-18/85) и размещены на сайте учреждения ”Республиканский центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов“ (www.sporteducation.by);

в V-XI классах:

содержание вариативного компонента учебной программы для учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения ”Физическая культура и здоровье. V – XI классы“ (Минск: НИО, 2012);

учебный материал по спортивным играм (футбол, баскетбол, волейбол, гандбол) для V-XI классов, который разработан Министерством образования совместно с учреждением ”Республиканский центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов“, направлен в управления образования облисполкомов, комитет по образованию Мингорисполкома (письмо Министерства образования от 28.09.2012 № 06-18/85) и размещен на сайте учреждения ”Республиканский центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов“ (www.sporteducation.by);

содержание рекомендованных Министерством образования учебных программ факультативных занятий физкультурно-спортивного направления, которые размещены на сайтах Научно-методического учреждения ”Национальный институт образования“ (www.adu.by), учреждения ”Республиканский центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов“ (www.sporteducation.by).

При выборе содержательного наполнения учебного занятия ”Час здоровья и спорта“ в каждом из V – XI классов количество и перечень изучаемых видов спорта не регламентируется. Например, в 1-ой и 4-ой четвертях учебного года можно обучать учащихся элементам игры в футбол или волейбол, а во 2-ой и 3-ей четвертях – в баскетбол, гандбол или элементам аэробики и атлетической гимнастики.

На учебных занятиях ”Час здоровья и спорта“ учащиеся V – XI классов аттестуются на общих основаниях. Критерии оценки учебных достижений учащихся должны соответствовать общепедагогическим требованиям, предъявляемым к учащимся при освоении учебного материала по учебному предмету ”Физическая культура и здоровье“.

Учет проведенных занятий и их посещаемость учащимися ведется в классных журналах на страницах учебного предмета ”Физическая культура и здоровье“ в соответствии с указаниями по его заполнению. При этом в графе с указанием даты проведения занятия рядом делается запись ”Час здоровья и спорта“, например, ”12.09. ЧЗС“. При отсутствии учащегося на занятии вносится запись ”н“.

Несмотря на то, что при проведении занятий ”Час здоровья и спорта“ в X-XI классах не осуществляется деление на группы, запись в классных журналах делается дважды – в группе юношей и группе девушек. При этом в одной из групп занятие записывается с датой проведения, а во второй группе – без указания даты.

VI. АТТЕСТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ”ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ“

Аттестация учащихся учреждений общего среднего образования осуществляется в соответствии с Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011 № 38.

В 2014/2015 учебном году аттестация учащихся I-IV классов по учебному предмету ”Физическая культура и здоровье“ осуществляется на содержательно-оценочной основе, которая предусматривает словесную оценку результатов учебных достижений учащихся без выставления отметок в баллах.

Учащиеся при освоении содержания учебных программ по учебному предмету ”Физическая культура и здоровье“ проходят текущую, промежуточную и итоговую аттестацию.

В целях определения соответствия результатов учебной деятельности учащихся требованиям учебных программ учитель проводит текущую аттестацию учащихся по разделам ”Знания“, ”Основы видов спорта“, ”Уровень физической подготовленности“, ”Домашние задания“ с выставлением соответствующих текущих отметок.

При изучении раздела ”Знания“ оцениваются знания общих теоретических сведений о социальной сущности, медико-биологических основах и истории физической культуры, спорта и Олимпийских играх; знания теоретических сведений об основных видах движений, правил подвижных, народных и спортивных игр, правил соревнований по видам спорта; соблюдение правил безопасного поведения на учебных занятиях физической культуры, самостоятельных физкультурных занятиях. Учитель физической культуры разрабатывает дидактические материалы для изучения теоретических разделов учебной программы и использует их на учебных занятиях. Контроль усвоения знаний осуществляется только в устной форме.

При изучении раздела ”Основы видов спорта“ оцениваются не только результаты, но и процесс формирования двигательных умений и навыков (освоение учащимися техники физических упражнений). Отметка может выставляться как за законченное движение, так и за отдельные его элементы. Отметки за результаты выполнения учебных нормативов (например, бег 60, 100 м, прыжки в высоту и длину с разбега и т.д.) выставляются в данный раздел.

Учащимся, успешно выполнившим требования Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь на соответствующий их возрасту значок, может быть выставлена текущая отметка ”10“ баллов.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В. А. Будкевич «25» июня 2014 г icon Литература 32 балла
Сдать егэ досрочно можно будет, начиная с 20 апреля и вплоть до 6 мая 2013 года. Резервные дни определены в пределах с 15 июня по...
В. А. Будкевич «25» июня 2014 г icon Выпускные экзамены по завершении обучения и воспитания на II и III...
При проведении итоговой аттестации в 2013/2014 учебном году выпускники 9-х классов
В. А. Будкевич «25» июня 2014 г icon Учебно-тематический план учебных сборов со 2 по 6 июня 2014 г. №
Военнослужащие Вооруженных сил РФ и взаимоотношения между ними. Размещение военнослужащих
В. А. Будкевич «25» июня 2014 г icon Программа Международной научной конференции «Великая, Священная,...
Торжественное открытие международной научно-практической конференции и молодежной ассамблеи
В. А. Будкевич «25» июня 2014 г icon Список использованной литературы Конституция Российской Федерации...
Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. (принят гд фс РФ 24. 05. 1996) (ред. От 29. 12. 2009)
В. А. Будкевич «25» июня 2014 г icon Конференция проводится с целью обобщения и распространения опыта...
Всероссийской заочной научно-практической конференции «фгос – реалии нового времени», которая состоится 16 июня 2014 г
В. А. Будкевич «25» июня 2014 г icon Конференция проводится с целью публикации научных результатов исследований...
Международной заочной научно-практической конференции «Образование и наука: современное состояние, проблемы и перспективные направления...
В. А. Будкевич «25» июня 2014 г icon «Текст. Произведение. Читатель» Конференция состоится 3-4 июня 2012...
Конференция состоится 3–4 июня 2012 года. Форма проведения конференции – заочная
В. А. Будкевич «25» июня 2014 г icon Рассмотрено на заседании кафедры протокол №10 от 14 июня 2011 г. «Утверждаю»
Московский государственный университет технологий и управления имени К. Г. Разумовского
В. А. Будкевич «25» июня 2014 г icon Приказ от 04. 06. 2013 №80 «принят» решением педагогического совета...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции