Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2013-2014 учебный год базовый уровень




Скачать 243.55 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературе для 5 класса на 2013-2014 учебный год базовый уровень
Дата публикации26.09.2014
Размер243.55 Kb.
ТипРабочая программа
literature-edu.ru > Культура > Рабочая программа
муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя (полная) общеобразовательная школа №6

имени Героя Советского Союза В.А.Стёпина»


СОГЛАСОВАНО Рассмотрено УТВЕРЖДАЮ

Зам.директора по УР на педагогическом совете Директор школы

_______ О.Н.Рослякова Протокол №1 от 30.08.2013 _____ А.Н.Шарпов

«01» сентября 2013 г. «01» сентября 2013 г.



Рабочая программа по литературе

для 5 класса на 2013-2014 учебный год

базовый уровень

Учитель Амельченкова Т.А.


1.Пояснительная записка.

Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства — воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков, а, напротив, должно быть органично включено в него. Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности:

· личностную культуру;

· семейную культуру;

· социальную культуру.

Личностная культура — это:

· готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, ндивидуально-ответственному поведению. Реализация творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки — «становиться лучше»;

· готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

· способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

· трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

· осознание ценности других людей (ближних), ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать.

Семейная культура — это:

· осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству;

· понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого;

· бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода.

Социальная культура — это:

· осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей;

· вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями;

· адекватное восприятие ценностей общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, честности судов и ответственности власти, гражданского общества;

· готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи;

· развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;

· способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, родителями, будущими поколениями;

· забота о преуспевании единого многонационального российского народа, поддержание межэтнического мира и согласия.

Воспитательное и обучающее пространство общеобразовательной школы, составляющей основу государственно-общественной системы воспитания, должно наполняться ценностями, общими для всех россиян, принадлежащих к разным конфессиям и этносам, живущих в разных регионах нашей страны. Эти ценности, являющиеся основой духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности,

могут быть определены как базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности могут быть систематизированы в определенные группы по источникам нравственности и человечности, т. е. областям общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь, систему общественных отношений. Традиционными источниками нравственности являются:

· патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

· социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

· гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

· семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

· труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

· наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

· традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;

· искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

· природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

· человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Система базовых национальных ценностей имеет ключевое значение не только для образования, но и для всей организации жизни в нашей стране. Она определяет самосознание российского народа, характер отношений человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни, расставляет приоритеты общественного и личностного развития. Эти ценности выражают суть общенациональной максимы: «Мы — российский народ». Это то, что объединяет всех россиян, придает им единую идейность и дополняется их этнической, религиозной, профессиональной и иной идентичностью, то, что позволяет нам быть единым российским народом.
Литература — одна из основ гуманитарного образования в средней школе, определяющая уровень интеллектуального, эмоционально, нравственного развития школьника, его культуры в широком смысле, его способности владеть родным языком, искусством речи и мышления. Изучая литературу, школьник учится понимать ее, приобретает опыт этического и эстетического самоопределения, творческого самовыражения, сведения о развитии литературного языка и умение пользоваться им как важнейшим инструментом сознания.

Цель преподавания литературы — воспитание эстетически развитого и мыслящего в категориях культуры читателя, способного самостоятельно понимать и оценивать произведение как художественный образ мира, созданный автором. Дисциплина дает знания о памятниках отечественной и мировой литературы и фольклора, на их материале школьник учится воспринимать особенности художественного произведения как осуществления авторского творческого замысла, развивает навыки восприятия художественных явлений и вкус к размышлению над прочитанным. Представления о памятниках древней литературы, знание истории новой и новейшей литературы в главнейших именах, событиях, фактах, о литературном процессе и писателях «второго ряда», сведения об этапах и периодах развития литературы, литературных направлениях и школах способствуют восприятию истории литературы в общем контексте отечественной и мировой истории, пониманию художественного, нравственно философского и общественного значения литературы. Предлагаемый для изучения материал включает обязательный минимум и вариативную часть, что позволяет сохранить единый художественно литературный базовый потенциал выпускников отечественной школы, культурную преемственность поколений и одновременно создает условия для развития вариативности образования. Формирование списков произведений для чтения учитывает эстетическую ценность произведений и возрастные особенности учащихся. В структурировании материала учитываются хронологический, проблемно-тематический и жанровый принципы. Понимать литературу как вид искусства в соотношении и взаимосвязи с другими видами искусства (музыкой, театром, живописью, кино) помогают опыт анализа и интерпретации художественного произведения как художественного целого, концептуальное осмысление его в этой целостности и взаимосвязях с культурной средой, взгляд на его поэтику как на воплощение своеобразия авторской личности и художественных тенденций эпохи. Обращение к междисциплинарным, общегуманитарным категориям (личность, культура, миф, картина мира, эстетическая и художественная ценность, катарсис и др.) развивает представление о критериях художественности, о классике, об уровнях и рядах литературы (массовая, беллетристика и др.), формирует литературный вкус. Знания о предмете, задачах и методах науки о литературе углубляются посредством приобщения учащихся к пониманию жанров, типов и методов литературоведческих исследований (текстологических, комментаторских, биографических, библиографических, историколитературных, критических, интерпретационных); общими сведениями по источниковедению (исторические, эпистолярные, мемуарные и другие источники), об

истории книги, о крупнейших библиотеках, книжных и рукописных собраниях. Умение различать основные типы изданий

литературных памятников (академические, научные, авторские ,массовые) необходимо при работе школьников с комментариями и справочным аппаратом, основными литературоведческими энциклопедиями, словарями и справочниками.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей – необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью;

- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить, отбирать и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет, и др.);

- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Изучение предметной области «Филология» — языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, должно обеспечить:

-получение доступа к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой  культуры и достижениям цивилизации;

-формирование основы для   понимания особенностей разных культур и  воспитания уважения к ним;

-осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию;

-формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков,  c установкой на билингвизм;

-обогащение  активного и потенциального словарного запаса для  достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов.
2.Общая характеристика учебного предмета, курса.

Как часть общеобразовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции художественного слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Курс для 5-9 классов строится на сочетании концентрического, хронологического и жанрового принципов, утвердившихся в отечественной методике литературного образования.

Вторая ступень школьного литературного образования (5-9 классы) охватывает три возрастные группы учащихся. В соответствии с их психофизиологическими особенностями определяют три этапа развития основных видов учебной деятельности.

I этап (5-6 классы) – этап знакомства с литературой как с особого рода творчеством и феноменом духовной культуры, а также этап накопления читательского опыта учащихся. Именно на нём формируется понимание особой природы литературы, её отличий от фольклора, а также других видов письменного творчества. Теоретические сведения и понятия на этом этапе минимизированы: включены лишь те, которые способствуют становлению первичных навыков оценки и анализа литературного произведения. Вместе с тем программа нацелена на образование и воспитание современного читателя, поэтому в содержании курсов наряду с классическими произведениями, литературой XIX-XX вв. широко представлены современные произведения. В процесс обучения вводятся литературные ресурсы Интернета. Учащиеся узнают о литературе на различных «небумажных» носителях.
3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

На изучение предмета отведено 3 часа в неделю. Итого – 102 часа в год. Количество сочинений – 7.
4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностные:

- осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формировать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

- понимать значение литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

- стремиться к саморазвитию, совершенствованию духовно-нравственных качеств, понимать особенности отечественной культуры в контексте мировой;

- использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др );

- формулировать горизонт своих интересов;

- пользоваться справочным аппаратом книги, находить нужную книгу в библиотеке, использовать при самостоятельной работе литературные ресурсы Интернета и в связи с последним – понимать разницу между текстом и гипертекстом.


Метапредметные:

- находить и анализировать нужную информацию, использовать при самостоятельной работе ресурсы Интернета; понимать разницу между текстом и гипертекстом;

- организовывать самостоятельную образовательную деятельность при выполнении индивидуального или коллективного творческого проекта;

- структурировать материал, формулировать гипотезу, подкреплять собственную позицию соответствующими аргументами, делать выводы;

- организовывать свою поисковую и исследовательскую деятельность, прогнозировать её результативность и оценку;

- аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;

- работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные:

- уметь воспринимать художественное произведение с учётом специфики языка художественной литературы; истолковывать особенности композиции и средства создания образов-персонажей; выделять изобразительно-выразительные средства языка и объяснять их роль в художественном тексте, воспроизводить его содержание: знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия;

- понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

- определять принадлежность произведения к литературному роду и жанру;

- использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;

- анализировать эпизод (сцену) в связи с проблематикой изученного произведения;

- различать авторский замысел и особенности его воплощения;

- осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, мировой культуры;

- выразительно читать изученные произведения, в том числе наизусть;

- составлять планы на литературные темы, писать классные и домашние сочинения на литературные и свободные темы;

- понимать образную природу литературы, роль изобразительно-выразительных средств; развивать художественный вкус.

5.Содержание учебного предмета, курса.
Раздел «Устное народное творчество» (9 ч )

Виды деятельности: чтение, рассказывание, обсуждение.

Личностные результаты: осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формировать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире; пользоваться справочным аппаратом книги.

Метапредметные результаты: работать с разными источниками информации; организовывать самостоятельную образовательную деятельность при выполнении индивидуального и коллективного творческого проекта.

Предметные результаты: воспроизводить содержание художественного произведения: знать главных героев, сюжетные линии, смысл названия; выразительно читать произведение.

Малые жанры фольклора (2 ч)

Пословицы, поговорки, загадки

Фольклор – хранитель народной морали, духовных ценностей народа. Народная психология, идеалы и представления в фольклорных произведениях. Пословица как воплощение житейской мудрости, отражение народного опыта.

Раздел «Теория литературы». Темы пословиц. Афористичность и поучительный характер пословиц. Поговорка как образное выражение. Загадка как метафора, вид словесной игры, сравнение и олицетворение.

Русские народные сказки (4 ч)

Волшебные сказки

«Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная» (по выбору учителя)

Бытовые сказки (3 ч)

«Каша из топора», «Как мужик гусей делил» (по выбору учителя)

Сказки о животных

«Кот и лиса», «Лиса и волк» (по выбору учителя)

Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. Виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных). Противопоставление мечты и действительности, добра и зла в сказках. Положительный герой и его противники. Борьба добра со злом. Положительные и отрицательные сказочные герои. Волшебство в сказке. Повторяющиеся события в сказках. Язык волшебной сказки. Животные как воплощение отдельных человеческих качеств. Чудесные предметы в сказках.

Раздел «Теория литературы».

Представление о сюжете. Событие как элемент сюжета. Сюжет и его отличие от фабулы.

Мифы Древней Греции (5 ч)

Виды деятельности: чтение, рассказывание, обсуждение.

Личностные результаты: осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формировать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире; пользоваться справочным аппаратом книги.

Метапредметные результаты: работать с разными источниками информации; организовывать самостоятельную образовательную деятельность при выполнении индивидуального и коллективного творческого проекта.

Предметные результаты: воспроизводить содержание художественного произведения: знать главных героев, сюжетные линии, смысл названия; выразительно читать произведение.

Дельфы

Боги свои и боги чужие

Античная мифология. Боги свои и чужие. Боги и герои.
Раздел «Из русской литературы XIX в.»

Басни (6 ч)

Виды деятельности: чтение, заучивание наизусть, выразительное чтение, инсценирование.

Количество сочинений – 1.

Личностные результаты: осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;пользоваться справочным аппаратом книги.

Метапредметные результаты: работать с разными источниками информации; организовывать самостоятельную образовательную деятельность при выполнении индивидуального и коллективного творческого проекта.

Предметные результаты: выразительно читать произведение наизусть; писать сочинение на литературную тему.

И.А.Крылов – баснописец

Басни «Квартет», «Свинья под Дубом», «Волк и Ягнёнок», «Демьянова уха», «Волк на псарне» (по выбору учителя)

Жанр басни, его корни и история развития. Образы животных в басне. Аллегория как средство раскрытия определённых качеств человека. Сказки и басни. Сюжет в баснях. Поучительный характер басен. Мораль в басне, формы её воплощения. Язык басни, его выразительность, афористичность. Представление об «эзоповом языке». Крылатые выражения из басен.

Раздел «Теория литературы». Аллегория (иносказание). Аллегорический сюжет.
Раздел «Из русской литературы XIX-XX вв.»

Литературные сказки: от классики к современности (22 ч)

Виды деятельности: чтение и заучивание наизусть, выразительное чтение.

Количество сочинений – 1.

Личностные результаты: осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формировать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире; пользоваться справочным аппаратом книги.

Метапредметные результаты: работать с разными источниками информации; организовывать самостоятельную образовательную деятельность при выполнении индивидуального и коллективного творческого проекта.

Предметные результаты: воспроизводить содержание художественного произведения: знать главных героев, сюжетные линии, смысл названия; выразительно читать произведение, в том числе наизусть; составлять план и писать сочинение на литературную тему.

А.С.Пушкин (7 ч)

«Руслан и Людмила» (фрагменты по выбору учителя)

«Руслан и Людмила» - сказочная поэма. Олицетворение добра и зла. Тема верности и любви. Сказочные события в «Руслане и Людмиле». Связь с фольклором. Система персонажей в сказке. Образы Финна, Наины, Черномора. Авторский комментарий происходящих событий.

Раздел «Теория литературы. Художественный вымысел.

Х.-К. Андерсен (5 ч)

«Снежная королева»

Снежная королева как символ бездушия и порабощения. Готовность к самопожертвованию ради ближнего, борьба со злом как моральный долг человека.

П.П.Бажов (3 ч)

«Синюшкин колодец»

Реальные и фантастические события, своеобразие языка сказа. Повествование от лица персонажа-рассказчика. Утверждение честности и бескорыстия как важных человеческих качеств.

А.П.Платонов (3ч)

«Солдат и царица»

Находчивость и смекалка героя. Победа добра над злом. Сказочное и реальное в сюжете произведения. Особенности авторского повествования.

В.Г.Губарев (4 ч)

«Королевство кривых зеркал»

Образ зеркала в сказках (повторение с обобщением). Борьба девочек за справедливость. Дружба и взаимовыручка – необходимые качества для победы над силами зла. Оля и Яло: две разные девочки или один противоречивый человек?

Раздел «Теория литературы». Сказка фольклорная и сказка литературная. Сказка-быль. Сказ. Сказка классическая и современная. Художественный вымысел в сказке.

Темы для обсуждения. Изменились ли сказки и сказочные герои со временем? Чему учили и учат сказки?
Раздел «Из русской литературы XX в.»

От сказки – к фантастике (5 ч)

Виды деятельности: чтение и рассказывание.

Личностные результаты: осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формировать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире; пользоваться справочным аппаратом книги.

Метапредметные результаты: работать с разными источниками информации; организовывать самостоятельную образовательную деятельность при выполнении индивидуального и коллективного творческого проекта.

Предметные результаты: воспроизводить содержание художественного произведения: знать главных героев, сюжетные линии, смысл названия; выразительно читать произведение.

Е.Л.Шварц (5 ч)

«Сказка о потерянном времени»

Сказка фольклорная и сказка литературная (авторская). Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи, волшебные предметы в литературной сказке. Нравственные проблемы и поучительный характер литературных сказок. Сказочный образ потерянного времени и его поиски. Приключения героев сказки. Фантастические ситуации и реальная жизнь в сказке. Потери и приобретения героев, ищущих потерянное время.
Раздел «Теория литературы». Время в сказке. Фантастика и сказка.
Разделы «Из русской литературы XIX-XX вв.», «Из зарубежной литературы», «Из литературы народов России».

Среди ровесников (37 ч)

Виды деятельности: чтение и рассказывание, заучивание наизусть.

Количество сочинений – 4.

Личностные результаты: осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формировать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире; пользоваться справочным аппаратом книги.

Метапредметные результаты: работать с разными источниками информации; организовывать самостоятельную образовательную деятельность при выполнении индивидуального и коллективного творческого проекта.

Предметные результаты: воспроизводить содержание художественного произведения: знать главных героев, сюжетные линии, смысл названия; выразительно читать произведение, в том числе и наизусть; составлять план и писать сочинение на литературную и свободную тему.
Н.А.Некрасов (3 ч)

«Крестьянские дети»

Образы крестьянских детей, средства их создания. Многоголосие стихотворения, речевая характеристика, роль диалогов в стихотворении. Авторские размышления о радостях и горестях детей. Авторское отношение к героям. Тревога и боль автора за судьбу русского народа.

Марк Твен (3 ч)

«Приключения Тома Сойера» (главы по выбору учителя)

Образы детей в произведениях, созданных для взрослых и детей. Лучшие черты Тома Сойера: чувство справедливости, готовность к самопожертвованию ради друзей. Образы Гекльберри Финна и Бекки Тетчер. Приключения в пещере: самообладание и мужество маленьких героев. Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых (Том Сойер и окружающие его люди). Серьёзное и смешное в окружающем мире и детском восприятии. Проделки Тома Сойера.
Раздел «Теория литературы». Главный герой в сюжете литературного произведения. Юмор и комическое в литературе.

В.Г.Короленко (4 ч)

«Слепой музыкант»

Образы детей в произведениях, созданных для взрослых и детей. Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых. Человек и искусство. Образ Петра Попельского. Сюжет и композиция повести. Художественные средства создания образов главных героев произведения. Пейзаж и его композиционная роль в повести. Тема становления человеческого характера.
Раздел «Теория литературы». Тема и идея произведения.

И.С.Шмелёв (3 ч)

«Лето Господне» (главы из романа)

История создания автобиографического романа. Главные герои романа. Рождение религиозного чувства у ребёнка. Ребёнок и национальные традиции. Особенности повествования.

М.Карим (4 ч)

«Радость нашего дома» (главы по выбору учителя)

Ямиль и Оксана. Дружба детей, любовь и душевное тепло взрослых, помогающие перенести невзгоды. Война как воплощение зла. Трагические мотивы, юмористические и лирические страницы повести.

Раздел «Теория литературы». Эпитет.

Ю.П.Казаков (4 ч)

«Тихое утро»

Два мальчика – два разных жизненных опыта, два разных характера. Испытание Яшки критической ситуацией – основное сюжетное событие. Юмор в рассказе. Стилистическая роль пейзажа.
Раздел «Теория литературы». Рассказ как литературный жанр. Пейзаж.

Л.А.Кассиль (4 ч)

«Кондуит и Швамбрания» (главы по выбору учителя)

Страна, придуманная детьми, и действительность, созданная взрослыми: конфликт между ними. Образы главных героев: братьев Лёли и Оси. Картины дореволюционного гимназического быта. Противостояние учителей и учеников, их взаимное недоверие. Придуманная страна – средство создать свой фантастический мир, где нет жестокости и несправедливости. Приключения героев: «реальных» и придуманных. Юмор и комические эпизоды в произведении.
Раздел «Теория литературы». Рассказ от первого лица.

С.П.Алексеев (4 ч)

«История крепостного мальчика»

История глазами ребёнка. Тяга к воле, независимости, стремление избежать рабства – главные качества крепостного мальчика. Трудная жизнь маленького крепостного, формирование характера, первые попытки проявить самостоятельность, знакомство с известными историческими деятелями. Исторические приметы эпохи в повести.

В.П.Астафьев (4 ч)

«Васюткино озеро»

Приключенческая основа рассказа

Ф.А.Искандер (2 ч)

«Мальчик и война»

Картины братоубийственной войны. Мир взрослых как мир жестокости и насилия. Образ нищей старухи, кормящей бездомных собак.

Темы для обсуждения. Стал ли человек добрее за историю человечества?

Мир детства и мир взрослых в художественной литературе.
Разделы «Из истории русской литературы XIX в.», «Из русской литературы XX в.»

Наедине с поэтом. Стихи о природе (16 ч)

Виды деятельности: чтение и интерпретация, заучивание наизусть.

Количество сочинений – 1.

Личностные результаты: осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формировать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире; пользоваться справочным аппаратом книги.

Метапредметные результаты: работать с разными источниками информации; организовывать самостоятельную образовательную деятельность при выполнении индивидуального и коллективного творческого проекта.

Предметные результаты: выразительно читать произведение; писать сочинение на литературную тему; развивать художественный вкус.

А.С.Пушкин. «Зимний вечер», «Зимнее утро» (2 ч)

Ф.И.Тютчев. «Весенние воды», «Чародейкою зимою…» (2 ч)

А.А.Фет. «Осенняя гроза» (2 ч)

Н.М.Бараташвили. «Цвет небесный…» (2 ч)

С.А.Есенин. «Пороша», «С добрым утром», «Нивы сжаты…» О.Э.Мандельштам. «Есть иволги в лесах…» (2 ч)

Н.А.Заболоцкий. «Лебедь в зоопарке» (2 ч)

Б.Л.Пастернак. «Золотая осень» (2 ч)

Н.М.Рубцов. «Тихая моя родина» (2 ч)

Картины природы в стихотворениях русских поэтов. Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике. Особенности изображения пейзажа в лирике поэтов XIX-XX вв. Настроение автора, средства его выражения. Параллелизм как средство создания художественной картины жизни природы и человека.
Раздел «Теория литературы». Особенности лирического стихотворения. Понятие о стихе, интонации, ритме, рифме. Повторение и обобщение: эпитет, метафора, олицетворение и сравнение.

Интернет. Знакомство с ресурсами электронных библиотек. Круг чтения.

Круг чтения

Русская литература

П.П.Бажов. «Малахитовая шкатулка», «Медной горы Хозяйка»

В.П.Крапивин. «Сандалик, или Путь к девятому бастиону», «Оранжевый портрет с крапинками»

А.Н.Толстой. «Приключения Буратино»

Зарубежная литература

В.Гауф. «Рассказ о Калифе-аисте», «Холодное сердце»

А.Дюма. «Три мушкетёра»

Дж.Р.Киплинг. «Маугли»

Дж.Ф.Купер. «Зверобой»

А.А.Милн. «Вини Пух и все-все-все…»

Р.Л.Стивенсон. «Вересковый мёд»
6.Календарно-тематическое планирование.



урока

Название раздела и темы

Дата проведения

Аргументация изменений

План

Факт

















7.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

1. Литература: программа: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова; под ред. Б.А.Ланина. – Москва: Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.

2. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. Литература: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч.; под ред. проф. Б.А.Ланина.- М.Вентана-Граф, 2013.

3. Диски:

-Литература: 5 класс: методические рекомендации: электронный аналог печатного издания / авт. Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова, Шамчикова В.М. и др. – М.: Вентана-Граф, 2013.

-Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова. Литература: 5-9 классы. Примерное тематическое планирование. – М.: Вентана-Граф, 2013.
8.Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения;

- видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;

- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

- выразительно читать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

- определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

- рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор;

- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

- сочинять сказку (в том числе по пословице) и (или) придумывать сюжетные линии;

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства;

- создавать собственный текст в различных форматах;

- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

- вести самостоятельную пректно-исследовательскую деятельность и оформлять её в разных форматах, в том числе с использованием интернет-ресурсов.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2013-2014 учебный год базовый уровень iconРабочая программа по литературе для 5 класса ориентирована на реализацию...
Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2013-2014 учебный год составлена на основе

Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2013-2014 учебный год базовый уровень iconРабочая программа по литературе для 8 класса (базовый уровень)
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы...

Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2013-2014 учебный год базовый уровень iconРабочая программа по литературе для 11 класса на 2013-2014 учебный год
Программа: Программы общеобразовательных учреждений 5-11 классы под редакцией В. Я. Коровиной М.: Просвещение, 2009

Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2013-2014 учебный год базовый уровень iconПояснительная записка рабочая учебная программа по литературе для...
Рабочая учебная программа по литературе для 9 класса составлена на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной «Литература 5-11...

Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2013-2014 учебный год базовый уровень iconРабочая программа по литературе на 2012 2013 учебный год
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе Программы по литературе 5-11-й классы. Авторы: Р. Н. Бунеев, Е....

Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2013-2014 учебный год базовый уровень iconРабочая программа по литературе на 2012 2013 учебный год
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе Программы по литературе 5-11-й классы. Авторы: Р. Н. Бунеев, Е....

Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2013-2014 учебный год базовый уровень iconРабочая программа по литературе в 11 классе на 2012-2013 учебный год
Использована Программа по литературе 5-11 класс (базовый уровень) В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина, И. С. Збарского,...

Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2013-2014 учебный год базовый уровень iconРабочая учебная программа по литературе для 8 класса составлена на...
Программа для общеобразовательных школ под редакцией В. Я. Коровиной Литература 5-11 классы (Базовый уровень) 11-е изд., переработанное....

Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2013-2014 учебный год базовый уровень iconРабочая программа по литературе в 8 классе 2013
Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта, Примерной программы по литературе для 5-11 классов...

Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2013-2014 учебный год базовый уровень iconРабочая программа по литературе составлена на основе федерального...
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции