Скачать 207.56 Kb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к тематическому планированию уроков по учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд» в 5-9 классах Изобразительное искусство — часть всей нашей жизни, но живет он по своим особым законам. Не чувствуя их, не пытаясь в них разобраться, нелегко воспринять всю красоту и сложность изобразительного искусства. Те начала, на которых оно основано, становятся, как правило, и законами восприятия картины, скульптуры, графического листа. Тематическое планирование рассчитано на объем 34 часа в каждом классе в течение учебного года для 5-9 классов.. . Изучение изобразительного искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, художественно-творческих способностей, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного и музыкального искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности. Тематическое планирование содержит систему уроков по предмету «Изобразительное искусство» с конкретным распределением учебных часов на изучение тем и разделов курса, соответствующих названной программе, определяет задачи, планируемый результат и уровень усвоения учащимися знаний, умений и навыков, набор видов художественно-творческой деятельности учащихся на уроках, формы контроля, педагогические средства, способствующие формированию опыта художественно-творческой деятельности учащихся, способности к эстетическому освоению мира в процессе приобщения к общечеловеческим ценностям, запечатленным в произведениях изобразительного искусства, информационно-методическое обеспечение Целью преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной. В задачи преподавания изобразительного искусства входит: - формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве; - формирование художественно-творческой активности школьников; овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков. ^ Требования к уровню подготовки учащихся (базовый уровень) В результате изучения изобразительного искусства к окончанию 9 класса ученик должен (в соответствии со стандартом основного общего образования): знать: • основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств; • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция); • выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения; • наиболее крупные художественные музеи России и мира; уметь: • применять художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, художественного конструирования в своем творчестве; • определять средства выразительности при восприятии произведений; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства;• ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения; • объяснять роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: • для эстетической оценки явлений окружающего мира; • при восприятии произведений искусства и высказывании суждений о них; • художественные материалы в своем творчестве (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы); • средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера). Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Программы по изобразительному искусству 1-9 классы (авторы Неменский Б.М., Горяева Н.А., Неменская Л.А.; под редакцией Неменского Б.М. М.: Просвещение, 2009 г.). 5-6 класс (34 урока в каждом классе) Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для основной школы строится как продолжение и развитие программы для начальной школы. Основная школа - это базовый этап художественного образования учащихся. 5 класс, или первый год основной школы, посвящен изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусства. 6 класс - здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Учебное и учебно-методическое обеспечение: 1. Горяева Ш.А., Островская О.В. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» 5 класс под редакцие Неменского Б.М. М.: Просвещение, 2010 г. 2. Неменская Л.А. «Искусство в жизни человека» - 6 класс. М.: Просвещение, 2010 г. 3. Розенвассер В.Б. «Беседы об искусстве» М.: Просвещение, 1979 г. 4. Ростовцев П.П. «Рисунок. Живопись. Композиция. Хрестоматия» М.: Просвещение, 1989 г. ^ 6 класс (34 урока)
^ 7 класс (34 урока) Формирование интересов, потребностей личности школьника осуществляется различными средствами, в том числе и средствами изобразительного искусства. В течение учебного года учащиеся изучают многие виды и жанры изобразительного искусства, и, в первую очередь, основу основ - рисунок, живопись, композицию. Большое внимание уделено истории искусства, изучению искусствоведческого материала, знакомству с жизнью и творчеством великих художников, укреплению межпредметных связей (литература, история, мировая художественная культура, музыка). Представленное развернутое тематическое планирование позволит целенаправленно и последовательно обучать семиклассников грамоте рисования, основам теории и истории изобразительного искусства. Список методической литературы: - История искусства зарубежных стран. - Т. 3 / под ред. М. В. Доброклонского. - М.: Искусство, 1964.-672 с: ил. - Любимов, Л. Д. Искусство Древней Руси: книга для чтения. - М.: Просвещение, 1981. -336 с: ил. - Розенвассер, В. Б. Беседы об искусстве. -М.: Просвещение, 1979. - 183 с: ил. - Рисунок. Живопись. Композиция. Хрестоматия / сост. П. П. Ростовцев и др. - М: Просвещение, 1989. - 207 с. - ISBN 5-09-000956-2. - Справочник школьника. История мировой культуры / сост. Ф. С. Капица, Т. М. Колядич. -М: Филологич. об-во «Слово», центр гуманит. наук при фак-те журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, ТКО «ACT», 1996. - Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи. - Изд.2-е.-Л.:Детская литература,1973.
^ 8 класс (17 уроков) Основной целью тематического плана является формирование художественной культуры учащихся через творческий подход к познанию искусства разных исторических эпох. Этому способствует активная поисковая и практическая деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время: подготовка сообщений и видеоэкскурсий, изображение архитектурных форм на плоскости и в объеме, организация экспресс-выставок и защита коллективных художественных проектов. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме; демонстративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковая работа по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений. В результате изучения архитектуры и монументальных видов искусства (в курсе 8 класса именно эта тема занимает значительное место) у учащихся формируется конкретно-историческое понимание эпохи; сознательное отношение к таким проблемам сегодняшнего дня, как охрана памятников культуры; развивается творческий подход к познанию культуры прошлого, а также созданию, совершенствованию и оформлению архитектурной и природной среды. Список методической литературы: - Гагарин, Б. Г. Конструирование из бумаги: справочник. - Ташкент: Издательство ЦК Компартии Узбекистана, 1988. - Гоголев, К. И. Мировая художественная культура: Западная Европа и Ближний Восток: тесты, задачи. - М.: Издательский центр «Международный союз книголюбов», 1999. - Мейстер, А. Г. Бумажная пластика. - М.: АСТ-Астрель, 2001. - Наши руки не для скуки: игрушки забавные, ужасные. - М.: Росмэн, 1997. - Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя. - М.: Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990. - Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: книга для учителя. -М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 1995. 4. Программно-методические материалы: изобразительное искусство и художественный труд для 5-9 классов / под ред. Б. М. Неменского. - М.: Дрофа, 2000. - Программы средней общеобразовательной школы с краткими методическими рекомендациями: изобразительное искусство и художественный труд. 1-8 классы. -М.: Просвещение, 1990. 24. Я познаю мир: Архитектура: Детская энциклопедия. — М.: Астрель, 2002. - Я познаю мир: Культура: Детская энциклопедия. - М.: ACT-ЛТД, 1998. Из 34 уроков, отведённых на предмет «Искусство» В 8 классе 17часов выделены для «Изобразительного искусства» и 17часов для «Музыки»
|
Пояснительная записка к тематическому планированию по технологии Рабочая программа предмета «Технология» составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций |
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию курса Календарно-тематическое планирование курса истории в 6 классе на 2012-13 учебный год составлено в соответствии с нормативно-правовыми... |
||
Пояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению в 4 классе «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования... |
Пояснительная записка Планирование уроков литературы в 10-м классе... Характерными сторонами читательского восприятия в свою очередь становятся концепционность осмысления текста и внимание к художественной... |
||
Программно-методическое обеспечение мдоу детский сад «Теремок» Наименование... Обеспечение обучающихся, воспитанников учебной литературой, указанной в учебной программе предмета(курса, дисциплины) в качестве... |
Пояснительная записка. Об учебной программе рабочая программа по... В. Я. Коровиной. Москва «Просвещение» 2008 год. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию... |
||
Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено на заседании мо Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру на 2013-2014 уч год |
Пояснительная записка к образовательной программе школы нормативно правовая база Образовательная программа начального общего образования. I уровень обучения (4 классы) |
||
Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы... Пояснительная записка к образовательной области «Художественное творчество» по программе «От рождения до школы» |
Пояснительная записка к планированию спецкурса по математике 5 класса «Логические задачи» Ое время в классах с углубленным изучением математики, е учителя математики пришли к убеждению, что необходима предварительная подготовка... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |