Опубликовано: Петербургская тема и петербургский текст в русской литературе XVIII – XX веков. Сб статей. – Спб.: Изд. Спб. Ун-та, 2002. – С. 144 – 150




Скачать 103.62 Kb.
Название Опубликовано: Петербургская тема и петербургский текст в русской литературе XVIII – XX веков. Сб статей. – Спб.: Изд. Спб. Ун-та, 2002. – С. 144 – 150
Дата публикации 25.09.2014
Размер 103.62 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Культура > Документы
Опубликовано: Петербургская тема и петербургский текст в русской литературе XVIII – XX веков. Сб. статей. – СПб.: Изд. СПб. Ун-та, 2002. – С. 144 – 150.
Е.Н. Мастеница, Л.М. Шляхтина
Будущее в прошлом: музеи Петербурга в свете кросскультурных исследований.

Современная парадигма музея позволяет трактовать его как своеобразный символ культуры. Сегодня музей предстает перед нами многочисленными гранями: в виде творческой "лаборатории", "сокровищницы", "машины времени", переносящей нас в другие времена и страны; в виде "места сохранения, изучения и экспонирования материальных свидетелей прошлого", "собора лиц", встающих за конкретными предметами, "живого организма", "способа диалога времен и культур", "хранилища, занимающегося научно-исследовательской и просветительской деятельностью"; одновременно "театром культуры" и "кладовкой ценностей"...

Расширение границ понимания музея влекут за собой, по-нашему мнению, и изменение подходов к его интерпретации. Это связано в первую очередь с феноменологией музея - "museion"а –"храма мус". В различные периоды значение слова несколько отдалялось от первоначального, например, музей рассматривался как "собрание древностей или редкостей", продукт "века истории". Современные ученые все чаще обращаются к пониманию, восходящему к истокам, к "храму мус" – покровительниц искусств и наук, склоняясь в сторону то первого, то второго слова этого определения, то есть, понимая музей как сакральное место, храм, либо как центр искусств и культуры. Подобно храму, музей, помогает человеку каждый раз подтверждать свои убеждения, сравнивать свое мировосприятие с ценностями, принятыми в данном обществе в данную эпоху. Исследователи также видят музей как культурный центр и социальный инструмент.

Данная трактовка феномена музея, как нам представляется, соотносится с коммуникационным подходом, утвердившимся в проблемном поле музееведения и культурологии в последнее время. Она позволяет рассматривать музей как специализированный способ трансляции культуры и освоения культурного опыта. Музей в пространстве культуры выступает как коммуникационный канал, а основной формой музейной коммуникации являются экспозиция или выставка, в основе которых содержится концепция, представляющая собой результат междисциплинарных исследований. Комбинация предметов, демонстрируемых в экспозиции, может быть прочитана как актуализированный смысл эпохи, указывающий на систему ценностно-познавательных ориентаций конкретного периода культурно-исторического развития.

В этом контексте показательна роль музеев Петербурга, возникших практически одновременно с самим городом как результат петровских реформ и преобразований, ставших своеобразным «мостом» между эпохами и культурами. Пушкинская метафора «окно в Европу» справедлива не только по отношению к значению Петербурга в истории России, но и по отношению к истории отечественного музейного дела, в которой городу на Неве принадлежит уникальное место. Двухсотлетнее существование в качестве столицы сделало его центром собирательства, изучения и демонстрации разнообразных коллекций. Именно в Петербурге был открыт первый российский публичный музей – Кунсткамера, первый художественный музей – Эрмитаж, наиболее полное собрание отечественного искусства – Русский музей. Сама история города способствовала музейному строительству. Стремительное появление молодой столицы на берегах Невы осознавалось современниками как событие, память о котором должна быть сохранена для потомков. Просвещенный XVIII век пробудил живой интерес к коллекционированию – основе музейного дела. Было положено начало формированию собраний таких известных впоследствии музеев как Эрмитаж, музей Горного института, Зоологический музей и др. В XIX веке возникло множество музеев при различных научных обществах, организациях, государственный учреждениях, учебных заведениях. Так, появились, например, Азиатский музей, Музей русского археологического общества, Церковно-археологический музей Санкт-Петербургской Духовной Академии, Музей древностей Санкт-Петербургского университета, Лермонтовский музей Николаевского кавалерийского училища и др. Их собрания стали впоследствии составной частью других, более известных музеев. К началу ХХ века Петербург стал и «музейной» столицей империи. Только на территории Соляного городка находились Императорский сельскохозяйственный музей, Педагогический музей военно-учебных заведений, Кустарный музей, Общий музей прикладных знаний. Были в старом Петербурге и такие музеи, как Музей мяса или Музей пчеловодства. Появление всевозможных музеев на рубеже XIX – XX веков объяснялось естественным уважением к повседневной жизни, пониманием неразрывной связи истории и современности, всплеском интереса к национальной культуре, обеспокоенностью разрушения и исчезновения памятников русской старины. Организация большого числа новых музеев и реорганизация старых в первые послереволюционные годы была вызвана не только национализацией императорских и частных собраний, среди которых особенно выделялись собрания Строгановых и Шереметевых. Стремление сохранить, сберечь и хрупкие следы строго быта, зафиксировать приметы нового времени, новой культуры, привело к возникновению в 1920-х годах в Петрограде – Ленинграде таких музеев, как Музей книги, документа и письма Академии наук, Музей северных окрестностей Ленинграда, Музей «Дошкольная жизнь ребенка», Областного музея торговли и т.п. Музеи меняли свои названия, местоположения, входили в состав других организаций, закрывались и возникали вновь, продолжая осуществлять функцию отбора фактов, событий и явлений, необходимых для сохранения в системе общественно значимых ценностей. Таким образом, музеи не только отражали закономерные процессы развития культуры, но и сами становились явлением культуры.

В последнее десятилетие XX века общая картина музейной жизни Петербурга серьезно изменилась. Многие историко-революционные музеи изменили профиль, однако, сохранились Музей В. И. Ленина в Смольном, Музей-квартира С. М. Кирова, стационарная экспозиция «Ленинград за годы Советской власти». Открылись новые музеи – Музей А. А. Ахматовой в Фонтанном доме, Музей-квартира М. М. Зощенко, Музей В. В. Набокова, Музей хлеба, Музей истории ГАИ. Возрожден Музей обороны Ленинграда, созданный в годы блокады и ликвидированный в 1953 году. Новым явлением можно считать открытие частных музеев, таких как Музей граммофонов, Музей кукол, Музей Остапа Бендера и др.

Ретроспективный анализ многогранной «петербургской музейной мозаики» позволяет проследить многоуровневый характер межкультурной коммуникации, осуществляемой в музейном пространстве. Методологической основой кросскультурных исследований музеев является концепция диалога, разработанная М.М. Бахтиным, который превратил понятие диалога из литературного жанра в философскую категорию. Переосмыслил и развил применительно к культуре ХХ века В.С. Библер. Мы солидарны с его мнением о том, что «культура есть всеобщая форма одновременного общения и бытия людей различных – настоящих, прошлых и будущих - культур, каждая из которых есть всеобщая форма одновременного общения и бытия людей».1 Здесь будет уместно вспомнить также и идеи русского философа начала XX века Н. Ф. Федорова. Размышляя о музее как феномене культуры, он понимал его как проект объединения всех прошедших поколений («отцов») с последующими («сынами»). Музей в трактовке Федорова является посредником между Прошлым и Будущим, между культурой ушедшей и культурой настоящей, то есть своеобразным механизмом, с помощью которого ныне живущее общество обеспечивает себя информацией о культурно-историческом пространстве, в котором оно существует.2

Опираясь на эти суждения, мы считаем необходимым акцентировать внимание на том, что именно пространство петербургских музеев создает оптимальные условия и для «вхождения» в культуру, и для «общения» в культуре в указанном выше смысле. Попадая в музейную среду, человек имеет возможность «погрузиться» в прошлое, соприкоснуться с иной, отличающейся от современной предметно-пространственной средой, познакомиться с другими культурными нормами и традициями и т.д. Любому петербургскому музею, как традиционно устроенному, так и организованному по новаторским принципам, имманентно присуща способность быть «перекрестком» времен и культур. Так, богатейшие собрания Государственного Эрмитажа позволяют современному человеку ощутить свою сопричастность с древнейшими цивилизациями Востока и Запада и одновременно с модернистской и постмодернистской культурой. Литературные музеи Петербурга дают возможность постижения диалога «золотого» и «серебряного» века русской поэзии и культуры. Экспозиции и выставки Российского этнографического музея и Музея Антропологии и этнографии имени Петра Великого представляют посетителю картину культурного и национального многообразия России и мира, позволяя узнать подлинную правду об ушедших или иных мирах, и одновременно найти и оценить свое собственное место в культуре, иными словами осуществить культурную самоидентификацию, основой которой является чувство уважения к культурному наследию. В этом смысле главное предназначение музеев Петербурга - помочь человеку понять и воспринять культуру других народов, быть кросскультурным центром синхронного и диахронного диалога.

Рубеж XX - XXI веков, отмеченный интенсивным ростом числа музеев, в Петербурге, характеризуется превращением последних из центров пассивного созерцания памятников истории и культуры в место приобретения индивидуального опыта, экспериментов с новыми методами распространения и получения информации. Изменение взглядов на культуру, признание за каждой эпохой права на собственное видение мира, права на диалог с современной культурой позволило переосмыслить возможности воздействия культурной среды музея на человека. Музейная среда понимается нами не как «созерцательное пространство», где индивидуум выступает в роли наблюдателя раскрывающихся перед ним нравственных, духовных коллизий ушедших эпох, а как «живое», развивающееся пространство, обладающее высокой силой информационного и эмоционального воздействия. В этом пространстве посетитель музея, получая визуальную и вербальную информацию и выполняя определенные поведенческие действия, вступает в диалог с уже несуществующими культурными реальностями, что и позволяет осуществлять межкультурную коммуникацию. Музейное пространство активизирует творческий потенциал человека, предлагает зримые «модели», вовлекая тем самым посетителя в процесс постижения культурной семантики. Не случайно исследователи отмечают новое понимание музея в пространстве культуры, которое «представляет посетителю событие, реализует артефакт вхождения в виртуальную реальность – символическую, фиктивную, мифологизированную. Современный музей совершает переход от слова (описания), включающего своего посетителя, который из зрителя превращается в действующее лицо, в героя – адресата, заинтересованного и непременного участника. Это ситуация активного, эмоционально насыщенного присутствия в истории как сиюминутном акте, в таком настоящем, где «Прошлое жадно глядится в настоящее» (А. Блок)».3 Так, современным ленинградцам-петербуржцам предоставляется возможность вступить в многосторонний, а порою полемический диалог с прошлым на экспозициях и выставках музеев нашего города, в частности на выставках «Возвращение в Петербург», «Старый Петербург», «Рождественская часть», «За детство счастливое наше…», «НЭП», «Память тела», организованных в Государственном музее истории Санкт-Петербурга.

Кросскультурные исследования позволяют рассматривать пространственно-временное общение в музее одновременно с коммуникацией и на межличностном уровне. Как известно, диалог включает в себя обмен идеями и мыслями, чувствами и переживаниями, нравственным опытом и жизненными коллизиями. Постижение нравственных перипетий, сосредоточенных в историческом опыте и образцах культуры, аккумулированных в музее, намного активнее происходит между людьми, совместно ищущими истину в процессе диалогического общения. Интерполируя мысль выдающегося философа М. Мамардашвили, считавшего что «современного человека» как понятия не существует, мы полагаем, что человек, по сути, есть попытка стать человеком, и всегда, пока живет, находится в стадии становления, неся веру в способность себя переделывать. Человек не просто существует, он человеком становится. Он - единственное существо, способное к движению человеческого в самом человеке. В музее личность, испытывая воздействие историко-культурной среды, прямо или опосредованно, совершает внутренний акт самоопределения, соотнося свои взгляды и представления, знания и опыт, этические и эстетические критерии с нормами других эпох, народов, культур. Таким образом, в процессе межкультурной коммуникации происходит акт познания как мира вокруг себя, так и мира в себе. Культура, являясь «феноменом самодетерминации человеческого бытия» и «формой самодетерминации судеб и сознания индивидов», как указывает В.С. Библер, - это не просто общение, а, «общение различных форм понимания», что предполагает диалогичность, позволяющую, по выражению М.М. Бахтина, «почувствовать себя дома в мире других людей».

Сегодня уже не актуально привычное представление о музее как о консервативном и «консервирующем» компоненте культуры, хранилище коллекций предметов, которые больше не востребованы жизнью и являются лишь знаками безвозвратно ушедших времен. По нашему мнению, музейные экспонаты, некогда изъятые из активного обращения, могут и должны быть возвращены в активное поле культурных ценностей. Исследование их многогранных свойств и функций в контексте осуществляемой в пространстве музея межкультурной коммуникации, позволяет музею стать связующим звеном в системе человек – культура - общество. Теоретическое осмысление места музея в данной системе, а также поиск стратегических направлений реализации его современной миссии обуславливает внедрение новых форм осуществления музейной коммуникации на всех уровнях: пространственно-временном, межнациональном и межличностном. Одним из примеров такого рода может быть Царскосельский Карнавал, проводимый в г. Пушкине (Санкт-Петербург). Его программа чрезвычайно разнообразна и включает в себя Карнавальные Конкурсы, Парады и Шествия. Среди них: «царица карнавала», «царь карнавала», конкурс исторического костюма «дела давно минувших дней», конкурс экстравагантного костюма «третье тысячелетие карнавала», конкурс детских карнавальных костюмов «старая, старая сказка», конкурс карнавального костюма для собак «dog-карнавал», конкурс карнавальных зонтов «крыша мира», конкурс карнавальных тортов «пир на весь мир!», конкурс карнавальных балконов «бал балконов». Церемония закрытия карнавала традиционно проходит на территории Екатерининского парка музея-заповедника и заканчивается театрализованным представлением и фейерверком.4 Карнавал как символ смешения высокого и низкого, бытового и бытийного, смешного и грустного, национального и интернационального, прошлого и настоящего как нельзя более адекватно выражает суть кросскультурных контактов. Музей и человек, вовлеченные в «водоворот» эпох, культур, стилей и жанров, открывают новые грани возможностей межкультурной коммуникации.

Таким образом, современные музеи, и петербургские музеи в частности, становится местом встречи и общения культур и индивидуумов, связывает мир человека, живущего сегодня, с историко-культурным континуумом. Диалог, перерастающий в полилог, является сегодня основной формой взаимодействия музея с человеком. Высокая концентрация человеческого опыта, интеллектуальных, физических и нравственных усилий, которая отличает музеи, требует от посетителя умения самостоятельно, творчески осмыслять предлагаемое пространство, создавая личностные смыслы. Рассмотренная нами тема находится в открытом проблемном поле, ибо сложность феномена музея, многоаспектность жизни общества, быстро меняющиеся социально-психологические параметры личности человека предопределяют необходимость интеграции усилий музееведения, культурологии, психологии, социологии, педагогики и других наук, что обусловлено и полифоническим характером современной культуры в целом.



1 Библер В.С. От наукоучения – к логике культуры. Два философских введения в XXI век. М.,1991. С. 289


2 Музей, его смысл и назначение.// Федоров Н.Ф. Сочинения. М.,1982. С. 580 - 596


3 Валицкая А.П. Музей в пространстве культуры.//Музеи России:Поиски, исследования, опыт работы. Сб. науч. тр. Вып.5. Педагогика и культурология музейной деятельности. СПб.,1999. С. 30-34


4 См.: Биржаков М.Б., Воронцова И.В., Метелев Н.И. Событийный туризм: Карнавалы в истории и современном туризме.//Туристские фирмы. Вып. 23. СПб., 2001. С. 192 – 198.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Опубликовано: Петербургская тема и петербургский текст в русской литературе XVIII – XX веков. Сб статей. – Спб.: Изд. Спб. Ун-та, 2002. – С. 144 – 150 icon И нформационно-библиографический отдел
Александр Сергеевич Пушкин [Текст] : документы к биографии, 1799 – 1829 / сост и вступ ст. Старк В. П. – Спб. Искусство-спб, 2007....
Опубликовано: Петербургская тема и петербургский текст в русской литературе XVIII – XX веков. Сб статей. – Спб.: Изд. Спб. Ун-та, 2002. – С. 144 – 150 icon Список использованной литературы Адмони В. Г. С истема форм речевого...
Адмони В. Г. Система форм речевого высказывания [Текст] / В. Г. Адмони. – Спб.: Наука, 1994. – 151 с
Опубликовано: Петербургская тема и петербургский текст в русской литературе XVIII – XX веков. Сб статей. – Спб.: Изд. Спб. Ун-та, 2002. – С. 144 – 150 icon Государственное бюджетное общеобразовательное
Нравы русского общества конца XVIII и XIX веков и их отражение в русской литературе того времени
Опубликовано: Петербургская тема и петербургский текст в русской литературе XVIII – XX веков. Сб статей. – Спб.: Изд. Спб. Ун-та, 2002. – С. 144 – 150 icon Функциональный дуализм языка и языковая конвергенция (опыт моделирования...
Когнитивная лингвистика: ментальные основы и языковая реализация. Ч. 2 Текст и перевод в когнитивном аспекте. Сб статей к юбилею...
Опубликовано: Петербургская тема и петербургский текст в русской литературе XVIII – XX веков. Сб статей. – Спб.: Изд. Спб. Ун-та, 2002. – С. 144 – 150 icon Серия «Мастера психологии» Перевели с английского Л, Гительман, М. Потапова
Г85 Управление стрессом. 7-е изд. — Спб.: Питер, 2002. — 496 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»)
Опубликовано: Петербургская тема и петербургский текст в русской литературе XVIII – XX веков. Сб статей. – Спб.: Изд. Спб. Ун-та, 2002. – С. 144 – 150 icon Будагов Р. А. Введение в науку о языке [Текст] / Р. А.
Алексеев П. М. Частотные словари [Текст] / П. М. Алексеев. Спб, Издательство С. Петербургского ун-та, 2001. 156 с
Опубликовано: Петербургская тема и петербургский текст в русской литературе XVIII – XX веков. Сб статей. – Спб.: Изд. Спб. Ун-та, 2002. – С. 144 – 150 icon А 19 Психология детей и подростков: Учёб пособие. 2-е изд., перераб....

Опубликовано: Петербургская тема и петербургский текст в русской литературе XVIII – XX веков. Сб статей. – Спб.: Изд. Спб. Ун-та, 2002. – С. 144 – 150 icon Ю. М. Лотман Выходные данные
Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров / Семиосфера. – С. Петербург: «Искусство–спб», 2000. – с. 150-390
Опубликовано: Петербургская тема и петербургский текст в русской литературе XVIII – XX веков. Сб статей. – Спб.: Изд. Спб. Ун-та, 2002. – С. 144 – 150 icon А. Г. Литвак; Рос гос пед ун-т им. А. И. Герцена. Спб. Изд-во ргпу, 1998. 271 с
Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб пособие / А. Г. Литвак; Рос гос пед ун-т им. А. И. Герцена. Спб. Изд-во ргпу,...
Опубликовано: Петербургская тема и петербургский текст в русской литературе XVIII – XX веков. Сб статей. – Спб.: Изд. Спб. Ун-та, 2002. – С. 144 – 150 icon История мировой и отечественной связи тематика контрольных работ спб гут санкт-Петербург
История мировой и отечественной связи: тематика контрольных работ / В. И. Мосеев, В. Н. Фролов. – Спб.: Изд-во Спбгут, 2012. – 38...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции