Рабочая программа по кружковой работе «Весёлая мозаика» (для детей подготовительной группы)




Скачать 141.93 Kb.
НазваниеРабочая программа по кружковой работе «Весёлая мозаика» (для детей подготовительной группы)
Дата публикации13.05.2014
Размер141.93 Kb.
ТипРабочая программа
literature-edu.ru > Культура > Рабочая программа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 29 «Рябинушка» комбинированного вида»

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ «Детский сад №29 «Рябинушка» комбинированного вида»

______________________ Н.В.Ананьина «__»___________20__г.

Рабочая программа

по кружковой работе «Весёлая мозаика»

(для детей подготовительной группы)

Направленность: художественный труд

Составитель:

Педагог дополнительного образования по

изобразительной деятельности

Кукликова Т. Л.

г. Инта 2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Пояснительная записка.

  2. Цель занятий художественным трудом.

  3. Задачи программы.

  4. Психолого – педагогические условия реализации программы.

  5. Методы и приёмы работы с детьми.

  6. Разделы рабочей программы.

  7. Критерии анализа и оценка детских работ.

  8. Список литературы.

  9. Содержание программы и материальное обеспечение.

  10. Календарно – тематическое планирование.


Пояснительная записка

Художественный труд – это преобразующая творческая деятельность, направленная на создание реальных предметов, гармонично сочетающих утилитарную и эстетическую функцию (гармония пользы и красоты).

Уникальные возможности для реализации новой образовательной модели представляет такая образовательная область как «Художественный труд».

Прикладным результатом художественного труда выступают рукотворные игрушки и книжки, сувениры и подарки, различные предметы для обустройства игрового и жизненного (бытового) пространства. Но наиболее значимым результатом является опыт освоения культуры на основе универсальных способностей, позволяющих человеку быть успешным в любой деятельности.

Художественный труд- это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребёнок осваивает инструменты, исследует свойства различных материалов и преобразует их культурными способами в целях получения конкретного продукта. Множество важных дел наполняют жизнь детей эмоционально значимыми событиями, создают «поле» для содержательного общения с родителями, педагогами и другими детьми.

Художественный труд – это универсальная деятельность, имеющая давнюю историю и многовековые традиции. Все известные нам художественные техники и технологии имеют в своей основе древнейшие действия или операции: плетение, связывание, нанизывание, сшивание, моделирование и т.д. И многие традиционные изделия (калачи и блины, бублики и баранки, корзинки и коврики, горшки и кувшины, серёжки и брошки и мн. др.) изобретено в древние времена. При этом художественный труд – это очень свободная деятельность, связанная с экспериментированием и самореализацией на уровне подлинного творчества.

Программа кружка «Весёлая мозаика» разработана для детей 6 – 7 лет.

Продуктивная деятельность детей по предложенному курсу способствует эстетическому и интеллектуальному развитию ребёнка. Кроме того, сам процесс творчества под руководством педагога даёт психотерапевтический эффект.

Для реализации данной программы не понадобятся сложные, трудоёмкие действия, дорогие или труднодоступные материалы: практически всю работу ребёнок сможет сделать сам при минимальной помощи и поддержке. Однако, полученный результат эстетически и эмоционально привлекателен для ребёнка, поскольку ту или иную милую вещицу он сделал сам.

Почему это не только интересное для ребёнка, но и крайне полезное для его общего развития занятие?

По степени умелости детской руки специалисты на основе данных самых современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы ребёнка и её «святая святых» - мозга. Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, которое неразрывно связано с расширением его деятельности – и общей двигательной, и ручной: ведь только манипулируя предметами, ребёнок познаёт их свойства и особенности. Рука « познаёт», а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления.

В каждом учебном часе представлены замысел, последовательность и результат продуктивной деятельности – поделка.

Такую поделку можно подарить кому-нибудь, повесить на стенку в рамочке – она достаточно эстетична.

Организуя деятельность детей, необходимо помнить, что заниматься художественным трудом совсем не просто. Тем более сложно довести начатое дело до конца. В связи с этим первая важная задача – сформировать положительную мотивацию.

Для этого нужно, чтобы конечный результат был привлекателен для ребёнка, а процесс изготовления поделки – посилен. Создавая красивые вещи своими руками, видя результат своей работы, дети ощущают прилив энергии, используют положительные эмоции, внутреннее удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты».

Для того чтобы обучить ребёнка изготовлению той или иной поделки, педагог должен обладать огромным терпением и соблюдать принцип «пошагового обучения». Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугнули ребёнка, а самостоятельная работа над заданием укрепила его уверенность в своих силах и развила навыки трудовой деятельности. Поэтому взрослый должен быть готов в любой момент помочь ребёнку (но не подменять его в работе!).

Приступая к изготовлению поделки, ребёнок под руководством педагога проводит исследовательскую работу: рассматривает предложенный образец, выстраивает план действий (что будет делать сначала, а что – потом), подбирает необходимые материалы, ножницы, клей, реализует задуманное, сверяя результат с образцом, или вносит собственные изменения и дополнения.

Вместе с тем эта программа не догма. Результат может быть достигнут только при условии постоянного творческого поиска педагога. Тематический план легко корректируется в зависимости от склонностей и уровня развития того или иного ребёнка, группы в целом и материальных возможностей.

Главное условие программы – идти от интересов, способностей, возможностей каждого ребёнка, помогая ему реализовать себя как творческую личность.

Цель занятий художественным трудом – направленное и последовательное воспитание у детей эстетической и бытовой культуры, содействие личностному росту и формирование эстетического отношения к окружающему миру средствами практической целесообразной деятельности. Основополагающая идея состоит в том, что детская художественная деятельность на всех её уровнях – восприятие, исполнительство, творчество – организуется как вхождение ребёнка в общечеловеческую культуру.

Задачи программы:

  1. Раскрыть природу и сущность художественного труда как творческой деятельности человека, обустраивающего быт и организующего свою жизнь по законам целесообразности, гармонии, красоты и разумного порядка.

  2. Содействовать формированию эстетического отношения к труду как проявлению жизни человека во всём многообразии её граней (природной, материальной, социальной, духовной); раскрыть специфику художественного труда – единство пользы и красоты.

  3. Расширить представление о видах художественно – творческой деятельности человека; знакомить с трудом народного мастера, художника – конструктора, дизайнера.

  4. Расширить эстетическое восприятие, творческое воображение, латеральное мышление, универсальные художественные способности.

  5. Обогащать опыт художественно – продуктивной деятельности на всех её уровнях: восприятие – исполнительство – творчество.

  6. Содействовать освоению художественных техник (технологий) и общей ручной умелости на основе интеграции интеллектуальной и художественной деятельности.

  7. Создать условия для полноценного личностного роста каждого ребёнка.

Ведущая цель в создании условий творческого развития детей как основы личностного роста, определяющего содержание общего и художественного развития. Этой целью диктуются следующие задачи проектирования содержания художественной деятельности:

  • инициирование процессов творческого освоения культуры детьми средствами различных видов их деятельности;

  • развитие продуктивного воображения и основанной на нём системы творческих способностей ребёнка;

  • развитие и поддержание у детей специфической познавательной мотивации и интеллектуальных эмоций;

  • расширение перспективы детского развития путём включения дошкольников в развивающие формы совместной деятельности со взрослым и друг с другом.

Психолого – педагогические и культурные ресурсы (условия) реализации программы:

- эстетизация образовательного пространства;

- проблематизация содержания художественно – продуктивной деятельности;

- взаимосвязь организованной деятельности с экспериментированием и самостоятельным творчеством;

- общение с «живым искусством»;

- полихудожественный подход;

- интеграция художественно – продуктивной деятельности с другими видами детской активности (игра, конструирование, литература, музыка, театр);

- опыт сотворчества (с педагогом, другими детьми, художником)

Методы и приёмы работы с детьми

методы

приёмы

1. Наглядные:

*использование натуры

*рассматривание

*образец

*рассматривание картин

*наблюдение окружающей действительности

*анализ детских работ

2. Словесные:

*беседа

*использование образцов художественной литературы

3. Практические:

*упражнение

*эвристический метод

*демонстрация предмета

*художественное слово

*указание

*пояснение

*разъяснение

*игровые приёмы

*сюрпризный момент

*совет

*поощрение

*напоминание

*вопросы



Разделы рабочей программы:

  1. История искусств.

  2. Пластические искусства.

  3. Декоративно – прикладное искусство.

  4. Художественное конструирование.

  5. Дизайн – деятельность.

Критерии анализа и оценка детских работ:

  1. доминирование процесса над результатом, поскольку ребёнка – дошкольника в большей степени увлекает сама деятельность, нежели её продукт (рисунок, пластический образ, конструкция, инсталляция);

  2. субъективная новизна детских изображений, творческих находок и открытий в отличие от объективной новизны и социальной ценности результатов творчества;

  3. лёгкость, беглость, быстрота возникновения замыслов и в то же время их неустойчивость, быстрая смена и трансформация.

  4. Обработка данных.

  1. Содержание рисунка.

  2. Особенности изображения:

  1. Передача формы:

-простая или сложная;

-передана точно, немного искажена или не удалась.

2) Строение предмета (части расположены верно, немного искажены или не удались.

3) Передача пропорций предмета (верно, нарушены, не удались)

4) Композиция:

- вытянутое, скученное или нет единства изображения;

- пропорциональное или непропорциональное построение (отношение по величине разных изображений);

- симметричное или не симметричное построение;

- миниатюрное или увеличенное;

- ритмичное, неритмичное построение;

- расположение отдельных изображений (по всему листу, но по полосе фризовое);

- количество событий, изображенных на одном листе бумаги.

5) Передача движений: статичная или динамичная.

6) Цвет:

- передача реальной окраски или есть от неё отклонение;

- преобладают насыщенные или бледные тона;

- многоцветная окраска или монохромная.

3. Проявление творчества в работе.

Самостоятельность и активность.

Самостоятельность ребёнка проявляется в способности без помощи взрослого решать реальные задачи, которые возникают в реальной жизни. В художественно – продуктивных видах деятельности ребёнок сам находит способы и средства для реализации своего замысла. Самостоятельный ребёнок не боится взять на себя ответственность, может исправить допущенную ошибку.

Самооценка.

Ребёнок семи лет достаточно адекватно оценивает результаты своей деятельности по сравнению с другими детьми, что приводит к становлению представлений о себе и о своих возможностях. В то же время для него характерна завышенная общая самооценка, которая влияет на его положительное отношение к себе («Я не очень хорошо рисую, но я хороший»).

Список литературы

  1. И.А. Лыкова. Художественный труд в детском саду. Изд. Дом «Цветной мир», М.2010.

  2. И.А. Лыкова. Художественный труд в детском саду. Экопластика. Аранжировка и скульптура из природного материала. Изд. Дом «Цветной мир», «Карапуз», Творческий центр СФЕРА, М. 2010.

  3. И.А. Лыкова. Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре- самолёте и в машине времени. Изд. дом «Цветной мир», «Карапуз», Творческий центр СФЕРА, М. 2010.

  4. А.В. Никитина. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Изд. КАРО, С.-П. 2007.

  5. Необыкновенное рисование. Учебное издание. Художник О. Соловьёва. Изд. Мозаика – Синтез. М.2007.

  6. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники. Под ред. Р.Г. Казаковой. Изд. Творческий центр СФЕРА, М.2005.

  7. Ридерз Дайджест. Новые трюки с обычными штуками. «Изд. Дом Ридерз Дайджест» 2008.

  8. Е.Д. Закржевская, С.В. Марсаль. Весёлое путешествие в страну мозаики. Ростов – на – Дону, «ФЕНИКС», 2005.

  9. А.Л. Романовская. Поделки из солёного теста. М.:АСТ; Минскн.:ХАРВЕСТ, 2007.

  10. Волшебные коврики: Авт.-сост. А.В. Белошистая, О.Г. Жукова. – М.:АРКТИ (Мастерилка),2006.

  11. Новогодние подарки. Поделки детей и их родителей. Редактор Н.В. Спиридонова. Изд. «Газетный мир», Н.Новгород, 2009.

  12. Ю. Дорожин. Маски для карнавала. М.: «Мозаика – синтез», 2007.

Содержание программы и материальное обеспечение.

Для достижения высоких результатов, кружковая работа проводится в изостудии, где предлагается свободный выбор материалов и инструментов. Многообразие предметности определяет многообразие видов деятельности, различающихся своим содержанием. Организованная свобода позволяет развивать продуктивное воображение и творческие способности:

В рисовании совершенствовать технику рисования гуашевыми и акварельными красками (свободно экспериментировать, смешивая разные краски для получения задуманных цветов и оттенков); учить рисовать пастелью и восковыми мелками; познакомить с витражными красками; создавать условия для самостоятельного выбора художественных инструментов и материалов, в соответствии с характером и спецификой задуманного образа (для пейзажных рисунков использовать акварель или постель, для декоративного панно или орнамента – гуашь, для предварительных набросков или эскизов – уголь или простой карандаш); познакомить с нетрадиционными художественными техниками.

В лепке побуждать детей создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирать тему, материал (глина, пластилин, солёное тесто), способы лепки (скульптурный, комбинированный, конструктивный, модульный, рельефный, папье – маше), приёмы декорирования образца.

В аппликации инициировать самостоятельный выбор разных способов создания выразительного образа (обрывание, выщипывание или сминание бумажной формы для передачи фактуры, вырезание симметричное, силуэтное, модульная аппликация, свободное сочетание разных техник);усовершенствовать содержание и технику прорезного декора (снежинки, салфетки для кафе, ажурные цветы, эмблемы, символы, гербы, экслибрисы), познакомить с ленточным способом вырезания для получения многофигурных симметричных изображений (караван верблюдов, стайка рыбок, хоровод ёлочек, грибная полянка); показать способ вырезания из бумаги, сложенной несколько раз по диагонали (снежинки, цветы, звёздочки); познакомить с новыми видами аппликации из ткани, природного материала (осенних листьев, семян, соломки, бересты).

Особое место в работе с детьми подготовительной к школе группе занимает дизайн – деятельность и экопластика.

Дизайн это согласие художественных символов, улавливаемое нами как целостный, живой образ. С одной стороны, это деятельность, подразумевающая творческое начало и творческий подход, а с другой – нечто практичное и целесообразное, что создаётся по вполне рациональным законам. Предпосылками дизайнерского искусства являются:

*прежде всего, естественное стремление к прекрасному, а также желание воплощения новых и всё более современных образов:

*экономическая выгода, являющаяся огромным мотивом для развития дизайна.

Развитие русского дизайна неразрывно связано с русской национальной культурой, историей, особенностями природно-климатических условий нашей страны. Рождение современного дизайна приходится на период появления дизайнерских школ. Существует:

*дизайн интерьера;

*дизайн одежды;

*дизайн книги;

*ландшафтный дизайн;

*предметный дизайн;

*выставочный дизайн и мн.др.

Детский дизайн может быть ориентирован как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов (игрушек, сувениров, предметов одежды и интерьера), составляющих среду для ребёнка. Продукты детского дизайн- творчества могут быть использованы детьми сразу же – в играх и в быту.

Экопластика – вид детского художественного творчества, в котором художественные образы создаются из разных природных материалов. Это слово строится из двух производных слов «ЭКОЛОГИЯ» (наука о доме, как среде обитания в широком смысле этого понятия) и «ПЛАСТИКА» (динамичная форма и процесс формообразования в самом общем смысле). Термин «Экопластика» вводится в один смысловой ряд с такими понятиями, как «конструирование из природного материала», «флористика» и «дизайн». ЭКОПЛАСТИКА – это такой вид художественного творчества, в котором произведение создаётся в сотворчестве с великим художником – ПРИРОДОЙ. Художественный образ рождается на основе готовой природной формы (шишки, ветки, ракушки, пёрышки, ягоды, семечки, лепестки, листья ) и сохраняют её исходные признаки и свойства (конфигурации, цвет, фактура). Экопластика, или создание оригинальных картин и композиций из природного материала, - одно из любимейших занятий детства.



Календарно – тематическое планирование

месяц

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

октябрь

История искусств. Сказка о грустном художнике. Левитан

Коллаж из осенних листьев и декупаж из салфеток «Анютины глазки»

Коллаж из осенних листьев «Парусная регата»

Коллаж из осенних листьев и лепестков «Портреты»

ноябрь

Сказка о лесном художнике. Шишкин

Коллаж из осенних листьев и лепестков «Знаки зодиака»

Тестопластика «Натюрморт в корзинке»

Художественные образы композиции – инстоляции «Деревья»

декабрь

Сказка о сказочнике. Васнецов

Тестопластика «Фигурные подсвечники»

Экопластика «Рождественский венок»

Дизайн обуви «Рождественнский сапожок»

январь







Экопластика «Избушка на курьих ножках»

Набрызг «Сказки зимушки – зимы»

февраль

Сказка о добром художнике. Куинджи

Экопластика «Сердечный венок»

Дизайн сувениров и подарков «Цветы и бабочки»

Декоративно – оформительская деятельность «Сказочный витраж»

март

Сказка о волне и художнике. Айвазовский

«Сказочный витраж» в подарок маме

Бумагопластика «Фоторамка»

Воздушные игрушки – мобили «Чудесные писанки»

апрель

Сказка о иконописце и архангеле Михайле. Андрей Рублёв

Художествен-ные образы и композиции инстоляции «Птичий двор»

Художествен-ные образы и композиции инстоляции «Лесная поляна»

Бумагопластика (тычкование) «Ветка сирени»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по кружковой работе «Весёлая мозаика» (для детей подготовительной группы) iconРабочая программа по кружковой работе (гимнастика для детей среднего дошкольного возраста)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29 «Рябинушка» комбинированного вида»

Рабочая программа по кружковой работе «Весёлая мозаика» (для детей подготовительной группы) iconРабочая программа по разделу «Речь и речевое общение» для детей подготовительной...
«Познание» основной общеобразовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного...

Рабочая программа по кружковой работе «Весёлая мозаика» (для детей подготовительной группы) iconСценарий осеннего праздника для детей подготовительной группы и их родителей «Весёлый капустник»
Декорации: на мольберте 2 изображения капусты с глазками, носиком и ротиком. Это для двух команд

Рабочая программа по кружковой работе «Весёлая мозаика» (для детей подготовительной группы) iconРабочая программа по кружковой работе «цветные ладошки»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29 «Рябинушка» комбинированного вида»

Рабочая программа по кружковой работе «Весёлая мозаика» (для детей подготовительной группы) iconРабочая программа по кружковой работе «обучение плаванию»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Детский сад №29 «Рябинушка»

Рабочая программа по кружковой работе «Весёлая мозаика» (для детей подготовительной группы) iconРабочая программа по кружковой работе «декоративное рисование с детьми 5-7 лет»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29 «Рябинушка» комбинированного вида»

Рабочая программа по кружковой работе «Весёлая мозаика» (для детей подготовительной группы) iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана на...
«от рождения до школы». Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы доу в соответствии с...

Рабочая программа по кружковой работе «Весёлая мозаика» (для детей подготовительной группы) iconРабочая программа по музыкальному воспитанию детей в доу
М. А. Васильевой (М. Зацепина «Музыкальное воспитание») (Москва,: Мозаика-Синтез, 2005г.)

Рабочая программа по кружковой работе «Весёлая мозаика» (для детей подготовительной группы) iconТема: «Там на неведомых дорожках»
Конспект интегрированного занятия по рисованию и художественной литературе для подготовительной к школе группы

Рабочая программа по кружковой работе «Весёлая мозаика» (для детей подготовительной группы) iconПояснительная записка по образовательной деятельности «Чтение художественной...
Содержание образовательной деятельности «Чтение художественной литературы» направлено на формирование интереса и потребности в чтение...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции