Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 29 «Рябинушка» комбинированного вида»
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ «Детский сад №29 «Рябинушка» комбинированного вида»
______________________ Н.В.Ананьина «__»___________20__г.
Рабочая программа
по кружковой работе «Весёлая мозаика»
(для детей подготовительной группы)
Направленность: художественный труд
Составитель:
Педагог дополнительного образования по
изобразительной деятельности
Кукликова Т. Л.
г. Инта 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
Пояснительная записка.
Цель занятий художественным трудом.
Задачи программы.
Психолого – педагогические условия реализации программы.
Методы и приёмы работы с детьми.
Разделы рабочей программы.
Критерии анализа и оценка детских работ.
Список литературы.
Содержание программы и материальное обеспечение.
Календарно – тематическое планирование.
Пояснительная записка
Художественный труд – это преобразующая творческая деятельность, направленная на создание реальных предметов, гармонично сочетающих утилитарную и эстетическую функцию (гармония пользы и красоты).
Уникальные возможности для реализации новой образовательной модели представляет такая образовательная область как «Художественный труд».
Прикладным результатом художественного труда выступают рукотворные игрушки и книжки, сувениры и подарки, различные предметы для обустройства игрового и жизненного (бытового) пространства. Но наиболее значимым результатом является опыт освоения культуры на основе универсальных способностей, позволяющих человеку быть успешным в любой деятельности.
Художественный труд- это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребёнок осваивает инструменты, исследует свойства различных материалов и преобразует их культурными способами в целях получения конкретного продукта. Множество важных дел наполняют жизнь детей эмоционально значимыми событиями, создают «поле» для содержательного общения с родителями, педагогами и другими детьми.
Художественный труд – это универсальная деятельность, имеющая давнюю историю и многовековые традиции. Все известные нам художественные техники и технологии имеют в своей основе древнейшие действия или операции: плетение, связывание, нанизывание, сшивание, моделирование и т.д. И многие традиционные изделия (калачи и блины, бублики и баранки, корзинки и коврики, горшки и кувшины, серёжки и брошки и мн. др.) изобретено в древние времена. При этом художественный труд – это очень свободная деятельность, связанная с экспериментированием и самореализацией на уровне подлинного творчества.
Программа кружка «Весёлая мозаика» разработана для детей 6 – 7 лет.
Продуктивная деятельность детей по предложенному курсу способствует эстетическому и интеллектуальному развитию ребёнка. Кроме того, сам процесс творчества под руководством педагога даёт психотерапевтический эффект.
Для реализации данной программы не понадобятся сложные, трудоёмкие действия, дорогие или труднодоступные материалы: практически всю работу ребёнок сможет сделать сам при минимальной помощи и поддержке. Однако, полученный результат эстетически и эмоционально привлекателен для ребёнка, поскольку ту или иную милую вещицу он сделал сам.
Почему это не только интересное для ребёнка, но и крайне полезное для его общего развития занятие?
По степени умелости детской руки специалисты на основе данных самых современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы ребёнка и её «святая святых» - мозга. Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, которое неразрывно связано с расширением его деятельности – и общей двигательной, и ручной: ведь только манипулируя предметами, ребёнок познаёт их свойства и особенности. Рука « познаёт», а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления.
В каждом учебном часе представлены замысел, последовательность и результат продуктивной деятельности – поделка.
Такую поделку можно подарить кому-нибудь, повесить на стенку в рамочке – она достаточно эстетична.
Организуя деятельность детей, необходимо помнить, что заниматься художественным трудом совсем не просто. Тем более сложно довести начатое дело до конца. В связи с этим первая важная задача – сформировать положительную мотивацию.
Для этого нужно, чтобы конечный результат был привлекателен для ребёнка, а процесс изготовления поделки – посилен. Создавая красивые вещи своими руками, видя результат своей работы, дети ощущают прилив энергии, используют положительные эмоции, внутреннее удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты».
Для того чтобы обучить ребёнка изготовлению той или иной поделки, педагог должен обладать огромным терпением и соблюдать принцип «пошагового обучения». Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугнули ребёнка, а самостоятельная работа над заданием укрепила его уверенность в своих силах и развила навыки трудовой деятельности. Поэтому взрослый должен быть готов в любой момент помочь ребёнку (но не подменять его в работе!).
Приступая к изготовлению поделки, ребёнок под руководством педагога проводит исследовательскую работу: рассматривает предложенный образец, выстраивает план действий (что будет делать сначала, а что – потом), подбирает необходимые материалы, ножницы, клей, реализует задуманное, сверяя результат с образцом, или вносит собственные изменения и дополнения.
Вместе с тем эта программа не догма. Результат может быть достигнут только при условии постоянного творческого поиска педагога. Тематический план легко корректируется в зависимости от склонностей и уровня развития того или иного ребёнка, группы в целом и материальных возможностей.
Главное условие программы – идти от интересов, способностей, возможностей каждого ребёнка, помогая ему реализовать себя как творческую личность.
Цель занятий художественным трудом – направленное и последовательное воспитание у детей эстетической и бытовой культуры, содействие личностному росту и формирование эстетического отношения к окружающему миру средствами практической целесообразной деятельности. Основополагающая идея состоит в том, что детская художественная деятельность на всех её уровнях – восприятие, исполнительство, творчество – организуется как вхождение ребёнка в общечеловеческую культуру.
Задачи программы:
Раскрыть природу и сущность художественного труда как творческой деятельности человека, обустраивающего быт и организующего свою жизнь по законам целесообразности, гармонии, красоты и разумного порядка.
Содействовать формированию эстетического отношения к труду как проявлению жизни человека во всём многообразии её граней (природной, материальной, социальной, духовной); раскрыть специфику художественного труда – единство пользы и красоты.
Расширить представление о видах художественно – творческой деятельности человека; знакомить с трудом народного мастера, художника – конструктора, дизайнера.
Расширить эстетическое восприятие, творческое воображение, латеральное мышление, универсальные художественные способности.
Обогащать опыт художественно – продуктивной деятельности на всех её уровнях: восприятие – исполнительство – творчество.
Содействовать освоению художественных техник (технологий) и общей ручной умелости на основе интеграции интеллектуальной и художественной деятельности.
Создать условия для полноценного личностного роста каждого ребёнка.
Ведущая цель в создании условий творческого развития детей как основы личностного роста, определяющего содержание общего и художественного развития. Этой целью диктуются следующие задачи проектирования содержания художественной деятельности:
инициирование процессов творческого освоения культуры детьми средствами различных видов их деятельности;
развитие продуктивного воображения и основанной на нём системы творческих способностей ребёнка;
развитие и поддержание у детей специфической познавательной мотивации и интеллектуальных эмоций;
расширение перспективы детского развития путём включения дошкольников в развивающие формы совместной деятельности со взрослым и друг с другом.
Психолого – педагогические и культурные ресурсы (условия) реализации программы:
- эстетизация образовательного пространства;
- проблематизация содержания художественно – продуктивной деятельности;
- взаимосвязь организованной деятельности с экспериментированием и самостоятельным творчеством;
- общение с «живым искусством»;
- полихудожественный подход;
- интеграция художественно – продуктивной деятельности с другими видами детской активности (игра, конструирование, литература, музыка, театр);
- опыт сотворчества (с педагогом, другими детьми, художником)
Методы и приёмы работы с детьми
методы
|
приёмы
|
1. Наглядные:
*использование натуры
*рассматривание
*образец
*рассматривание картин
*наблюдение окружающей действительности
*анализ детских работ
2. Словесные:
*беседа
*использование образцов художественной литературы
3. Практические:
*упражнение
*эвристический метод
|
*демонстрация предмета
*художественное слово
*указание
*пояснение
*разъяснение
*игровые приёмы
*сюрпризный момент
*совет
*поощрение
*напоминание
*вопросы
|
Разделы рабочей программы:
История искусств.
Пластические искусства.
Декоративно – прикладное искусство.
Художественное конструирование.
Дизайн – деятельность.
Критерии анализа и оценка детских работ:
доминирование процесса над результатом, поскольку ребёнка – дошкольника в большей степени увлекает сама деятельность, нежели её продукт (рисунок, пластический образ, конструкция, инсталляция);
субъективная новизна детских изображений, творческих находок и открытий в отличие от объективной новизны и социальной ценности результатов творчества;
лёгкость, беглость, быстрота возникновения замыслов и в то же время их неустойчивость, быстрая смена и трансформация.
Обработка данных.
Содержание рисунка.
Особенности изображения:
Передача формы:
-простая или сложная;
-передана точно, немного искажена или не удалась.
2) Строение предмета (части расположены верно, немного искажены или не удались.
3) Передача пропорций предмета (верно, нарушены, не удались)
4) Композиция:
- вытянутое, скученное или нет единства изображения;
- пропорциональное или непропорциональное построение (отношение по величине разных изображений);
- симметричное или не симметричное построение;
- миниатюрное или увеличенное;
- ритмичное, неритмичное построение;
- расположение отдельных изображений (по всему листу, но по полосе фризовое);
- количество событий, изображенных на одном листе бумаги.
5) Передача движений: статичная или динамичная.
6) Цвет:
- передача реальной окраски или есть от неё отклонение;
- преобладают насыщенные или бледные тона;
- многоцветная окраска или монохромная.
3. Проявление творчества в работе.
Самостоятельность и активность.
Самостоятельность ребёнка проявляется в способности без помощи взрослого решать реальные задачи, которые возникают в реальной жизни. В художественно – продуктивных видах деятельности ребёнок сам находит способы и средства для реализации своего замысла. Самостоятельный ребёнок не боится взять на себя ответственность, может исправить допущенную ошибку.
Самооценка.
Ребёнок семи лет достаточно адекватно оценивает результаты своей деятельности по сравнению с другими детьми, что приводит к становлению представлений о себе и о своих возможностях. В то же время для него характерна завышенная общая самооценка, которая влияет на его положительное отношение к себе («Я не очень хорошо рисую, но я хороший»).
Список литературы
И.А. Лыкова. Художественный труд в детском саду. Изд. Дом «Цветной мир», М.2010.
И.А. Лыкова. Художественный труд в детском саду. Экопластика. Аранжировка и скульптура из природного материала. Изд. Дом «Цветной мир», «Карапуз», Творческий центр СФЕРА, М. 2010.
И.А. Лыкова. Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре- самолёте и в машине времени. Изд. дом «Цветной мир», «Карапуз», Творческий центр СФЕРА, М. 2010.
А.В. Никитина. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Изд. КАРО, С.-П. 2007.
Необыкновенное рисование. Учебное издание. Художник О. Соловьёва. Изд. Мозаика – Синтез. М.2007.
Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники. Под ред. Р.Г. Казаковой. Изд. Творческий центр СФЕРА, М.2005.
Ридерз Дайджест. Новые трюки с обычными штуками. «Изд. Дом Ридерз Дайджест» 2008.
Е.Д. Закржевская, С.В. Марсаль. Весёлое путешествие в страну мозаики. Ростов – на – Дону, «ФЕНИКС», 2005.
А.Л. Романовская. Поделки из солёного теста. М.:АСТ; Минскн.:ХАРВЕСТ, 2007.
Волшебные коврики: Авт.-сост. А.В. Белошистая, О.Г. Жукова. – М.:АРКТИ (Мастерилка),2006.
Новогодние подарки. Поделки детей и их родителей. Редактор Н.В. Спиридонова. Изд. «Газетный мир», Н.Новгород, 2009.
Ю. Дорожин. Маски для карнавала. М.: «Мозаика – синтез», 2007.
Содержание программы и материальное обеспечение.
Для достижения высоких результатов, кружковая работа проводится в изостудии, где предлагается свободный выбор материалов и инструментов. Многообразие предметности определяет многообразие видов деятельности, различающихся своим содержанием. Организованная свобода позволяет развивать продуктивное воображение и творческие способности:
В рисовании совершенствовать технику рисования гуашевыми и акварельными красками (свободно экспериментировать, смешивая разные краски для получения задуманных цветов и оттенков); учить рисовать пастелью и восковыми мелками; познакомить с витражными красками; создавать условия для самостоятельного выбора художественных инструментов и материалов, в соответствии с характером и спецификой задуманного образа (для пейзажных рисунков использовать акварель или постель, для декоративного панно или орнамента – гуашь, для предварительных набросков или эскизов – уголь или простой карандаш); познакомить с нетрадиционными художественными техниками.
В лепке побуждать детей создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирать тему, материал (глина, пластилин, солёное тесто), способы лепки (скульптурный, комбинированный, конструктивный, модульный, рельефный, папье – маше), приёмы декорирования образца.
В аппликации инициировать самостоятельный выбор разных способов создания выразительного образа (обрывание, выщипывание или сминание бумажной формы для передачи фактуры, вырезание симметричное, силуэтное, модульная аппликация, свободное сочетание разных техник);усовершенствовать содержание и технику прорезного декора (снежинки, салфетки для кафе, ажурные цветы, эмблемы, символы, гербы, экслибрисы), познакомить с ленточным способом вырезания для получения многофигурных симметричных изображений (караван верблюдов, стайка рыбок, хоровод ёлочек, грибная полянка); показать способ вырезания из бумаги, сложенной несколько раз по диагонали (снежинки, цветы, звёздочки); познакомить с новыми видами аппликации из ткани, природного материала (осенних листьев, семян, соломки, бересты).
Особое место в работе с детьми подготовительной к школе группе занимает дизайн – деятельность и экопластика.
Дизайн – это согласие художественных символов, улавливаемое нами как целостный, живой образ. С одной стороны, это деятельность, подразумевающая творческое начало и творческий подход, а с другой – нечто практичное и целесообразное, что создаётся по вполне рациональным законам. Предпосылками дизайнерского искусства являются:
*прежде всего, естественное стремление к прекрасному, а также желание воплощения новых и всё более современных образов:
*экономическая выгода, являющаяся огромным мотивом для развития дизайна.
Развитие русского дизайна неразрывно связано с русской национальной культурой, историей, особенностями природно-климатических условий нашей страны. Рождение современного дизайна приходится на период появления дизайнерских школ. Существует:
*дизайн интерьера;
*дизайн одежды;
*дизайн книги;
*ландшафтный дизайн;
*предметный дизайн;
*выставочный дизайн и мн.др.
Детский дизайн может быть ориентирован как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов (игрушек, сувениров, предметов одежды и интерьера), составляющих среду для ребёнка. Продукты детского дизайн- творчества могут быть использованы детьми сразу же – в играх и в быту.
Экопластика – вид детского художественного творчества, в котором художественные образы создаются из разных природных материалов. Это слово строится из двух производных слов «ЭКОЛОГИЯ» (наука о доме, как среде обитания в широком смысле этого понятия) и «ПЛАСТИКА» (динамичная форма и процесс формообразования в самом общем смысле). Термин «Экопластика» вводится в один смысловой ряд с такими понятиями, как «конструирование из природного материала», «флористика» и «дизайн». ЭКОПЛАСТИКА – это такой вид художественного творчества, в котором произведение создаётся в сотворчестве с великим художником – ПРИРОДОЙ. Художественный образ рождается на основе готовой природной формы (шишки, ветки, ракушки, пёрышки, ягоды, семечки, лепестки, листья ) и сохраняют её исходные признаки и свойства (конфигурации, цвет, фактура). Экопластика, или создание оригинальных картин и композиций из природного материала, - одно из любимейших занятий детства.
Календарно – тематическое планирование
месяц
|
1-я неделя
|
2-я неделя
|
3-я неделя
|
4-я неделя
|
октябрь
|
История искусств. Сказка о грустном художнике. Левитан
|
Коллаж из осенних листьев и декупаж из салфеток «Анютины глазки»
|
Коллаж из осенних листьев «Парусная регата»
|
Коллаж из осенних листьев и лепестков «Портреты»
|
ноябрь
|
Сказка о лесном художнике. Шишкин
|
Коллаж из осенних листьев и лепестков «Знаки зодиака»
|
Тестопластика «Натюрморт в корзинке»
|
Художественные образы композиции – инстоляции «Деревья»
|
декабрь
|
Сказка о сказочнике. Васнецов
|
Тестопластика «Фигурные подсвечники»
|
Экопластика «Рождественский венок»
|
Дизайн обуви «Рождественнский сапожок»
|
январь
|
|
|
Экопластика «Избушка на курьих ножках»
|
Набрызг «Сказки зимушки – зимы»
|
февраль
|
Сказка о добром художнике. Куинджи
|
Экопластика «Сердечный венок»
|
Дизайн сувениров и подарков «Цветы и бабочки»
|
Декоративно – оформительская деятельность «Сказочный витраж»
|
март
|
Сказка о волне и художнике. Айвазовский
|
«Сказочный витраж» в подарок маме
|
Бумагопластика «Фоторамка»
|
Воздушные игрушки – мобили «Чудесные писанки»
|
апрель
|
Сказка о иконописце и архангеле Михайле. Андрей Рублёв
|
Художествен-ные образы и композиции инстоляции «Птичий двор»
|
Художествен-ные образы и композиции инстоляции «Лесная поляна»
|
Бумагопластика (тычкование) «Ветка сирени»
|
|