Литература с. 19




Скачать 175.44 Kb.
Название Литература с. 19
Дата публикации 25.09.2014
Размер 175.44 Kb.
Тип Литература
literature-edu.ru > Культура > Литература
Формирование ключевых компетенций на уроках английского языка.

Пестерева Ирина Павловна,

учитель английского языка ГБОУ СОШ с. Склково

Оглавление

  1. Введение ……………………………………………………… с.3-4 .

Актуальность темы, цели и задачи.

  1. Основная часть

    1. Современный урок в образовательном процессе….. с.4-6

    2. Теоретические аспекты компетентностного подхода … с.6-8

    3. Реализация компетентностного подхода в преподавании английского языка…………………………………… с.8-17

  2. Заключение ………………………………………………… с.17-18

  3. Литература ……………………..………………………….. с.19

  4. Приложение ………………………………………………… с. 20-24


ВВЕДЕНИЕ.

Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и появления новых профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования. Новые социальные запросы определяют новые цели образования и стратегию его развития, которые всё более ориентируются на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. [2]

Эти накапливающиеся изменения нашли отражение в Федеральном законе «Об образовании». Концепция модернизации отечественного образования означает, по сути, процесс смены образовательной парадигмы. Существующей долгие годы парадигме «результата образования», именуемой «ЗУН», приходит на смену новая парадигма, определяющая необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. И здесь как результат образования выступает понятие «компетенция/ компетентность».

К главным задачам образовательных школ относится формирование целостности системы универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетентностей, определяющих современное качество образования. отсюда вытекает актуальность рассматриваемой мною темы о формировании ключевых компетенций в учебном процессе и в частности на уроках английского языка.

Компетентностный подход имеет много точек соприкосновения с системой развивающегося обучения и в части образовательных целей, и в части методики. Поэтому переход на практике к формированию у учащихся ключевых компетенций вполне органичен.

Цель данной работы – показать возможности урока английского языка в формировании ключевых компетенций у учащихся.

Цель определила необходимость решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть требования, предъявляемые к современному уроку.

  2. Изучить перечень ключевых образовательных компетенций.

  3. Показать возможности УМК «Английский язык нового тысячелетия» в формировании ключевых компетенций.

  4. Разработать урок английского языка с использованием компетентностного подхода.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

  1. Изучение и анализ методической литературы;

  2. Систематизация материала;

  3. Сравнение;

  4. Обобщение результатов.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнена роль современного урока английского языка в формировании ключевых компетенций.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы всеми учителями иностранного языка, работающими в средних школах.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Современный урок в образовательном процессе.

Как известно, образование в нашей стране, будучи вовлечённым в современные социально-экономические преобразования, претерпевает серьёзные изменения. Они в той или иной мере коснулись большинства аспектов образования, и лишь урок не претерпел по своим структурным и организационным позициям кардинальных изменений. Вернее сказать: он претерпевает изменения, но они проходят плавно, без резких движений. Это вполне закономерно. Урок является «ядерным» основополагающим элементом образовательной системы. С каких бы позиций мы не рассматривали общее образование, любой его аспект так или иначе нацелен на организацию и проведение эффективного урока. [4]

Современный урок - это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Урок же иностранного языка в первую очередь создаёт зону ближайшего развития для коммуникативной деятельности и соответствующих ей учебных действий, а также становиться средством социокультурного образования.

 В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения? 
Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
Какие требования предъявляются к современному уроку:
•    хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
•    учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
•    урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
•     учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
•    вывод делают сами учащиеся;
•    минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
•    времясбережение и здоровьесбережение;
•    в центре внимания урока - дети;
•    учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
•     умение демонстрировать методическое искусство учителя;
•    планирование обратной связи;
•     урок должен быть добрым. [1]

Итак, изучив требования к современному уроку, можно сделать вывод, что он имеет все возможности для обеспечения образования более полного, личностного, социально-ориентированного, то есть компетентностного.
Теоретические аспекты компетентностного подхода.

Разработанная концепция государственного стандарта общего образования состоит в попытке реализовать личностную ориентацию образования, его деятельностно-практическую и культурологическую составляющую, сохранив традиционную фундаментальность и универсальность. В качестве одного из методологических решений данной задачи является включение в структуру образовательного процесса общепредметного содержания образования.

Общепредметный образовательный минимум разрабатывается на основе целей общего образования и охватывает четыре элемента содержания образования:

  • опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов - знаний;

  • опыта осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу;

  • опыта творческой деятельности -– в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях;

  • опыта осуществления эмоционально–ценностных отношений в форме личностных ориентаций. [1]

Освоение этих четырёх типов опыта позволяет сформировать у учащихся способности осуществлять сложные культуросообразные виды действий, которые в современной педагогической литературе носят название компетентностей.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

В соответствии с разделением содержания на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов) и предметное (для каждого предмета) А.В. Хуторской предлагает трёхуровневую иерархию компетенций:

  1. ключевые компетенции;

  2. общепредметные компетенции;

  3. предметные компетенции.

Он выделяет 7 ключевых образовательных компетенций на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности учащихся:

  1. ценностно-смысловая компетенция;

  2. общекультурная компетенция;

  3. учебно-познавательная компетенция;

  4. информационная компетенция;

  5. коммуникативная компетенция;

  6. социально-трудовая компетенция;

  7. компетенция личностного самосовершенствования.

Таким образом, практикуемое на данной основе образование должно обеспечить не только разрозненное предметное, но и целостное компетентностное образование. Образовательные компетенции ученика будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях. [5]

Реализация компетентностного подхода в преподавании английского языка.

Учебный предмет «Иностранный язык», в частности «Английский язык», можно считать компетентностным, поскольку основой его содержания является практическая деятельность, т.е. преобладает деятельностное содержание. Предмет «английский язык» обладает большим потенциалом для формирования ключевых компетенций. Он - благодатная почва для этого, поскольку, используя язык как средство, мы изучаем окружающий нас мир во всех его проявлениях. [6]

Рассмотрим как УМК “New Millennium English” позволяет на практике развивать и формировать основные ключевые компетенции. [3]

Ценностно–смысловая компетенция – важное условие становления личности, развитие ее качеств, осознание своей роли и предназначения, уяснение общечеловеческих принципов бытия. Учащиеся овладевают данной компетенцией, участвуя в нравственных беседах, в ситуациях морального выбора поступков. Вот несколько примеров подобных заданий.

8 класс. Тема « Я не такая как все» (обсуждение поведения людей). Задание. Как бы ты себя повел, если бы у вас в классе появился новый ученик из какой-либо азиатской страны, плохо владеющий русским языком?

10 класс. Тема «Бедность: причины и следствия». Дискуссия «Как бы ты решил проблему бедности, если бы ты разрабатывал целевые программы и определял приоритеты в этой области?»

11 класс. Тема «Телевидение в нашей жизни». Задание. Ты – член дискуссионной группы на телепередаче «Насилие на телевидении». Вырази свою точку зрения.

Общекультурная компетенция позволяет учащимся приобщиться к диалогу культур, необходимость которого с каждым годом возрастает, выработать толерантность. Вот тематические задания, которые можно выделить как типичные.

6 класс. Тема «Рождественские и новогодние традиции в Британии и в России». Задание: Посмотри на картинки, послушай диалог, расставь картинки в порядке упоминания их в тексте. Скажи, что общего в праздновании?

Тема « Мамин день в Британии», «День отцов в США». Задание: Прочитай текст и скажи, как дети отмечают День Матери в России. Хотел бы ты иметь в нашей стране праздник для пап?

8 класс. Тема «Празднование дня рождения в разных странах». Задание: Ознакомься с текстами, соедини их с рисунками, выбери ключевые предложения. Какие традиции празднования дня рождения ты бы переня для себя?

10 класс Тема «Семейный обед». Задание: Прочти текст и сделай сообщение по двум вопросам: 1. Отношение к детям во время семейных трапез в викторианской Англии.2. Как изменились отношения между членами семьи во время обедов в настоящее время? Каковы ваши семейные традиции за столом?

Учебно-познавательная компетенции включает элементы логической, методологической, общеучебной деятельности (целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самооценка).

Момент совместного целеполагание присутствует на каждом уроке. Начиная очередную тему, учитель вместе с учащимися обсуждают сферы её применения, практическую направленность. К примеру, изучая тему «Ваше призвание» в 9 классе и «Работа для реальной жизни» в 10 классе , ученики приходят к выводу, что у них есть возможность обсудит психологические предпосылки выбора профессии, изучить перечень необходимых качеств для той или иной профессии, научиться писать резюме для работодателя в той форме, которая принята в цивилизованных странах и широко применяется у нас (Приложение 1).

В средних и старших классах практикую оценивать уровень владения языком по таблице самооценки, разработанной Московским государственным лингвистическим университетом в рамках модели «Европейский языковой портфель» (Приложение2).

Информационная компетенция . При помощи реальных объектов ( телевизор, телефон, компьютер, т.д.) и информационных технологий (электронная связь, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её.

Начиная с 5 класса для выполнения итоговых творческих работ по изученным темам (постеры,, презентации, эссе, проекты), учащиеся пользуются дополнительными информационными источниками. В зависимости от цели урока мною используются обучающие программы по английскому языку («Репетитор», «Профессор Хиггинс») и различные интернет сайты.

Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающим миром, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями. Это основная цель курса английского языка, так как каждый ученик должен прежде всего заявит о себе (в форме монолога или диалога, сложность которых возрастает с переходом из класса в класс). Дети практикуют свои умения в ролевых ситуациях «За столом», «В магазине», «На улице», «В больнице», «В билетной кассе» ,т.д. В письменной речи о сформировании коммуникативной компетенции можно говорить, когда учащийся способен заполнить анкету, декларацию, написать письмо личного или делового характера (Приложение3).

Социально-трудовая компетенция тесно связана с коммуникативной компетенцией. Она направляет это умение в сферу гражданско-общественной и социально-трудовой деятельности: умение вести диалог, руководствуясь своими общественными ролями, овладение навыками социальной активности и функциональной грамотности. Основной способ – ролевая игра.

Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Размышляя над целями урока , нужно продумывать такие варианту деятельности, которые давали бы детям возможность развивать внутреннюю культуру, правильное мировоззрение. К примеру, работая над темой «Спорт» в 10 классе, ученики имеют возможность пропустить через себя информацию и мнения других о нездоровой конкуренции и нечестности в спорте, проблеме допинга, тяжелых перегрузок задуматься над своими ощущениями и определить своё отношение к обсуждаемым проблемам.

В качестве ещё одного примера возьмем разработку урока английского языка в 6 классе по теме «Как быть здоровым» и посмотрим, какие ключевые компетенции развиваются в его рамках.

Цели:

  • создать для учащихся необходимые условия для обобщения материала по теме «Будь крепок и здоров»;

  • развивать логическое мышление, память, умение работать в группе;

  • развивать умение иноязычного общения.

Оснащение: интерактивная доска, проектор, ноутбук; раздаточный материал; медикаменты, белый халат.

Оформление доски:

  • Изречения «One apple a day keeps the doctor away”, “Health is better than wealth”, “To have a healthy mind you must have a healthy body”.

  • HEALTH: 1. HEALTHY RULES 2 .HEALTHY FOOD 3. EXERCISES

4. AT THE DOCTOR 5. LAUGHTER

Slide №1



Ход урока.

  1. Организационный момент.

Teacher: Good morning, children. Glad to see you today at our English lesson. Who is on duty? What is the day today? What is the weather like today? Do you like spring?

  1. Warm-up:

T.: How do you feel, …? How are you, …? Do you feel well, …?

Are you well, …? You are all fine and healthy. That’s great!

  1. Основная часть урока.

T.: At our lesson today we’ll speak about health and what to do if you want to be healthy. Health is very important. If you’re healthy, you’ll be happy, merry and gay. Let’s read these sentences and translate:

«One apple a day keeps the doctor away”

Health is better than wealth”

To have a healthy mind you must have a healthy body”

Here on the blackboard we have five factors which can help people keep fit and healthy. So let’s start.

Factor1. (One of the pupils opens 1. HEALTHY RULES and reads it)

T: Look at this slide. You see some healthy rules. Your task is to match the beginnings with their endings.

Slide 2



(One of the pupils goes to the smart board to do the task, the others are given the handouts with this task to do it ; after 2 min. the task is checked)

Slide № 3

T.: Now look at these signs and guess what they mean.



P.1, P.2 …. : No smoking. No Drugs. No alcohol. Do sport. Eat fruit and vegetables. Go for a walk. Sleep 7-8 hours a day. Don’t play you telephone and computer long. Have good emotions/ Smile.

T.: Fine, you know healthy rules well. Follow them always to keep healthy.

Factor 2 (One of the pupils opens 2 .HEALTHY FOOD and reads it)

T.: Every day several times a day we eat different meals. Is all food healthy?

P.: No.

T.: What healthy food do you know?

P1, P.2. …: Milk. Nuts. Oranges. Onion. Garlic. ….

T.: You’re absolutely right. Look at this slide (№ 4) and cross out unhealthy food.



(One pupil goes to the smart board to do the task, the others do it in their handouts; after 2 min. the task is checked)

T.: I see you know healthy food well. And do you have breakfast regularly?

P.: …

T.: What do you usually have for breakfast?

P.: …

T.: Now you should write “A Healthy Breakfast Menu

(All pupils get handouts for doing this task. 3-4 min. are given. Then some pupils go to the blackboard, stick their menus on it and read. The other pupils say their opinions: “ I think the menu is good/ not good. I would/not like to have these meals for breakfast,)

A Healthy Breakfast Menu

  • _____________________

  • ____________________

  • _____________________

  • _____________________

T.: Thank you, children. Don’t forget that good breakfasts keep you strong and healthy.

Factor 3 (one of the pupils opens 3. EXERCISES and reads it)

T.: Sport and exercises are also very important. Let’s do some. (slide 5)



T.\P.: Hands up, hands down.

Hands on hips, sit down.

Stand up.

Turn left, turn right.

Bend forward, bend back.

Clap your hands.

Stamp your feet.

Smile and take your places, please.

T.: Remember, physical activity helps people live long and healthy.

Factor 4 (one of the pupils opens 4. AT THE DOCTOR and reads it)

T.: If we have problems with health we must go to the doctor. What health problems do you know?

P1., P2., ….: Flu. Sore throat…

T.: Look at this word chain and find health problems.

Slide 6



(One pupil goes to the smart board and the others do this task at their desks in handouts. In 1 min. the task is checked)

T.: Today we have a doctor in our class. You may visit him.

(Children take the cards with situations and go to the table where the doctor sits. They role-play the situations).

Situation 1: You feel ill. You have got a temperature.

Situation 2: You are ill. You have hurt your arm.

Situation 3: You have got a small cut.

Situation 4: You feel not well. You have got a cough.

Slide 7



Example:

P.: Good morning, Doctor.

D.: Morning, sit down, please. What’s the matter?

P: I feel ill. I’ve got a temperature.

D: What is your temperature?

P: 38.

D: Open your mouth, please. Oh, it’s red. Headache? Weakness?

P: Yes, doctor.

D: I think you’ve got flu. Listen to my recommendations: Stay in bed. No school. No friends. Keep warm. Sleep a lot. Take this medicine and drink a lot of tea with lemon, honey or strawberry jam.

P: Thank you.

D: Come to me in a week on Friday. Goodbye.

P: Goodbye

Factor 5 (one of the pupils opens 5. LAUGHTER and reads it)

Teacher: They say, laughter makes our life longer, so look at this slide, read jokes and translate them.

Slide 8



  1. Подведение итогов.

Teacher: we have discussed the factors which are concerned about our health. Say them again…. Remember, health is very important. Take care of it.

And now your marks: … .

You homework will be rather creative. Fill in a letterbox using as many words as you can on the topic “HEALTH”

  1. Рефлексия.

Match, more than one is possible.

I can

I can tell

I can write

I can do


Healthy rules

Healthy food

Unhealthy food

Healthy breakfast

Sport

Morning exercises

Laugh

Doctor’s recommendations




Коммуникативная

- дети говорят о повседневных реалиях: день, дата, погода весной, самочувствие.

Учебно-познавательная –осуществление совместного целеполагание.

Личностного само-совершенствования – дети определяют правила здорового образа жизни и говорят о тех, которым они следуют.

Личностного само -совершенствования – дети определяют полезные и неполез- ные для здоровья продукты и говорят о тех, которые они любят и от которых им нужно отказаться, чтобы быть здоровым.

Учебно-познавательная – ребята учатся составлять меню по-лезного завтрака, слушая меню других, оценивать его и давать советы.

Коммуникативная и социально-трудовая – ролевая игра « У врача» , дети разыгрывают реальные жизненные ситуации: больной жалуется на какое-либо недомогание (простуда, зубная боль, порез, кашель, травму), а доктор дает совет и выполняет некоторые врачебные действия.

Учебно-познавательная – учитель подводит итог урока, а дети говорят , что нового они узнали и как это им пригодиться в жизни .

Данный урок английского языка, разработанный с использованием компетентностного подхода, показывает, что у любого учителя иностранного языка есть все возможности для развития ключевых компетенций. Для этого только нужно овладеть методикой компетентностного подхода к планированию своей работы как на уроке, так и в неурочной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Итак, в условиях динамично развивающегося общества и соответственно возрастающих требованиях к уровню образования учащихся, именно компетентностный подход в обучении сможет подготовить выпускника не только «знающего», но и « умеющего», владеющего творческой инициативой, способного самостоятельно обучаться, конкурентоспособного, мобильного.

Обучение английскому языку позволяет внести в этот процесс значительную лепту; здесь нет предела совершенствованию Сформированные ключевые компетенции на уроках английского языка подготовят ребят использовать их в реальной жизни для решения практических задач.

Литература.

  1. Федеральные государственные образовательные стандарты - Мин-во образования науки РФ - М., Просвещение,2010г.

  2. Фундаментальное ядро содержания общего образования .- Под ред. Козлова В.В., Кондакова А.М. М., Просвещение, 2010г.

  3. Программа курса английского языка к УМК «New Мillennium English» для учащихся 5-11 классов. Под ред. Гроза О.Л., Дворецкая О.Б..-Обнинск: Титул,2010г.

  4. Векслер С.И. Современные требования к уроку. М.:Просвещение

  5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. –М.: Центр «Эйдос», 2008г.

  6. Штарина А.Г. Английский язык: компетентностный подход в преподавании. – Волгоград: Учитель, 2008г.


Приложение 1

Curriculum Vitae

Personal details: Ivanova Victoria

67, Pobeda Street, Kinel

Date of birth: 09.12.1993

Tel: 8-927-784-5543

Education: School № 9

Work experience: No

Positions of responsibility: helped to organize parties and sport

events at school

Skills: good knowledge of Microsoft and Adobe

Photoshop.

Working knowledge of English

Interests: Music: guitar playe, reading sci-fi, writing

rhymes

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература с. 19 icon Место предмета в структуре основной образовательной программы
Устное народное творчество, русские народные сказки, древнерусская литература, литература XVIII века, литература xixвека, литература...
Литература с. 19 icon Литература Газета «Литература»
Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала
Литература с. 19 icon Proqres. İNfo путь ведущий к совершенству
Детская литература •Историческая книга •Фантастика •Русская литература •Зарубежная литература •Аудиокниги на английском языке
Литература с. 19 icon Литература. Образовательные ресурсы. Отечественная и зарубежная литература
Коллекция "Русская и зарубежная литература для школы" Российского общеобразовательного портала
Литература с. 19 icon Литература: языкознание, литература и поэзия. Медицина. Юриспруденция
Львовский национальный университет им. И. Франко, факультет иностранных языков, специальность: английский и французский язык и литература...
Литература с. 19 icon Рабочая программа учебного предмета: «Литература»
«Литература» под редакцией В. Я. Коровиной (Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. Авторы: В. Я. Коровина,...
Литература с. 19 icon Литература. 11 класс: поурочные планы по учебнику «Русская литература ХХ века»
Литература. 11 класс: поурочные планы по учебнику «Русская литература ХХ века» под ред. В. П. Журавлева. I полугодие. II полугодие...
Литература с. 19 icon О проведении городской контрольной работы по предмету «Литература» в форме сочинения
«Литература», определения степени готовности учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений города Тулы к прохождению государственной...
Литература с. 19 icon Литература Цикл
Общая характеристика и своеобразие русской литературы. Русская литература на рубеже 18-19 веков
Литература с. 19 icon Рабочая программа учебного предмета «литература»
Программы общеобразовательных учреждений. Литература. Под ред. В. Я. Коровиной
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции