Список вопросов к экзамену/зачёту по курсу «История зарубежной литературы средних веков и Возрождения»




Скачать 0.99 Mb.
Название Список вопросов к экзамену/зачёту по курсу «История зарубежной литературы средних веков и Возрождения»
страница 1/8
Дата публикации 25.09.2014
Размер 0.99 Mb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8
Список вопросов к экзамену/зачёту по курсу «История зарубежной литературы средних веков и Возрождения»
 
1.     Эпическое творчество раннего средневековья (кельтский эпос, древнегерманский эпос)
2.     Общая характеристика средневековой культуры
3.     Факторы формирования средневековой культуры
4.     Героический  эпос XII в.
5.     Лирика провансальских трубадуров                    
6.     Рыцарский роман средневековья, его основные циклы
7.     Городская литература средневековья  
8.     Общая характеристика эпохи Возрождения. Раннее итальянское Возрождение
9.     Творчество Данте до «Божественной комедии»
10.    "Божественная комедия" Данте
11.    Творчество Петрарки         
12.    Творчество Боккаччо
13.   "Декамерон " Боккаччо
14.    Французское Возрождение
15.    "Гаргантюа и Пантагрюэль" Ф. Рабле
16.    "Северное" Возрождение. Реформация. Эразм Роттердамский
17.    Испанское  Возрождение. Творчество Сервантеса
18.   "Дон Кихот" Сервантеса
19.    Творчество Лопе де Веги (одна из комедий ,"Фуэнте Овехуна")
20.    Общая характеристика английского Ренессанса
21.    Томас Мор и утопизм
22.    Общая характеристика творчества Шекспира и елизаветинской эпохи
23.   "Двенадцатая ночь"
24.  "Ромео и Джульетта"
25.    "Гамлет"
26.    "Макбет"
27.     "Отелло"
28.     "Король Лир"
Преподаватель: Жуков А.П.

1. Эпическое творчество раннего средневековья (кельтский эпос, древнегерманский эпос)


Кельты, вытесненные потом на Британские острова, играли большую роль в создании мировой литературы. Кельты – одна из ветвей племени галлов, потом они основали Ирландию. Это не менее воинственные, чем германцы, племена. Но при этом у них развитая литературная традиция, она сохранилась из-за периферийного положения. Кельтский эпос дошел до нас в изобилии. Он представлен так называемыми сагами.

Сага – всякое прозаическое повествовательное произведение, устное или письменное, реалистическое или фантастическое, историческое или неисторическое.

Своеобразие: архаический эпос древних ирландцев складывается в прозе, это единичный случай.

Государство и государственность развиваются медленно, задержались черты родового строя древнейших времен: матриархат, народное собрание, кровная месть, культ племенных богов и кровное родство. Семьи-кланы-племена. Все время воевали, кочевали. Скотоводство накладывает свой отпечаток на эпос.

Почти все саги повествуют об угоне скотины. Главный эпос: «Угон быка из Куалнге». Это огромная эпопея – компиляция из многих саг.

Нравы были дикими. До 697 года женщины наравне с мужчинами участвовали в битвах. Потом появился указ об отлучении их от церкви в случае битвы. Тогда стали использовать свирепых псов, приученных выгрызать человеку горло.

Существовало три группы лиц, которые создавали литературу. Друиды – сначала были судьями, создателями, хранителями мифических и героических преданий. Потом они поделились своими функциями с филидами. Изначально это были историки – хранители историй семей, родов, занимались топографией, законоведством и предсказаниями. Барды – лирические поэты. Значение слова не изменилось. Легендарный бард Оссейн, сын одного из военных вождей, более известен нам как Оссиан. И воин, и поэт. Его творчество до нас не дошло, но в 18 веке некий Джеймс Макферсон якобы нашел пергамент с песнями Оссиана, перевел. Оказалось, что это была его подделка.

Реально до нас дошли две огромные рукописи. Древнейшая – «Книга бурой коровы» конец 11 – начало 12 века. Вторая – Лейнстерская книга, середина 12 века. Более 100 саг.

Сочетание красочной, сказочной фантастики с реалистическими деталями. Наряду с людьми действуют сиды – в западноевропейском варианте – феи.

4 основных цикла:

1. Мифологический (представления о древней Ирландии). Произведения возникли до прихода христианства в Ирландию, а записаны уже позднее монахами.

2. Уладский – самый древний (Цикл Кухулина).

3. Цикл Финна (Осианна)

4. Смешанный – в основном сказания о поездке героев на тот свет.

Уладский цикл (современный Ольстер). Связующая фигура – король Конхобар. Вероятно, он создал государство Уладов. Он превращается в эпического короля. Это эталон, который не развивается и не изменяется. Это этический, нравственный, героический образец. Его племянник – Кухулин, один из любимейших героев, так как он боролся за независимость родины. Кухулин – полумифический персонаж, потому что его отец – бог света. У него есть качества и человека, и сказочного существа. В битве его тело вырастает в три раза, один глаз уходит в череп, второй в центр лба, волосы называются кровью, почти может летать. Имя свое он получает не сразу. Имя тогда надо было заслужить. При рождении давали прозвище, у Кухулина – Сентанта. В 7 лет совершил подвиг. Дядя Конхобар поехал к кузнецу Кулану, у которого был пес-убийца. Мальчику стало скучно, пошел к кузнецу, убил этого пса. Кулан заставил Кухулина служить ему три года.

С Уладом постоянно воюет королева Медб. Однажды она с мужем стала считать богатства. У нее на одного быка меньше, хочет купить у уладов, иначе – силой. Бык необыкновенный. Гонцы неосторожные, проболтались, хотя быка продали. Война. Магическая болезнь – мужчины Улады лежат в кровати и не могут встать. Не болен только Кухулин. Но он не может всех победить. Придумывает хитрость с мостом. У Кухулина есть побратим – Фердиад. Медб требует биться его. Погибает Кухулин тоже из-за позорящей род песни.

Цикл фении. Фения – военно-религиозная организация, дошла до нас. Сейчас это террористы. Король Фин, сын Осейн. В рамках этого эпоса появляются саги о любви. Фин – прототип короля Марка. Саги о чудесных плаваниях и о любви. Начало любовному рыцарскому роману. Ирландцы – прекрасные мореходы, говорят, что первые достигли Америки. В современную литературу приходят два мотива. Мотив благословенных островов, где время летит намного быстрее.



Самым значительным произведением англосаксонской поэзии является «Поэма о Беовульфе». Это произведение дошло до нас в более или менее полном виде в единственной рукописи, написанной в начале 10 века. Поэма распадается на 2 части, связанные между собой лишь личностью главного героя Беовульфа. Поэма отличается чрезвычайно сложным составом. В настоящее время сложение поэмы принято относить не раньше чем к началу 8 века и она рассматривается как книжный эпос, написанный христианским клириком.

Центральные эпизоды первой части поэмы – о битвах Беовульфа с Гренделем и его матерью имеют ряд параллелей в народных сказках, а также в исландских сагах; рассказ второй части о битве Беовульфа с драконом представляет аналогии с другими германскими сказаниями. Существенно также, что Беовульф не англосаксонский герой; действие поэмы не приурочено к Англии и происходит в первой части в Дании или Зеландии, во второй – в Южной Швеции. Беовульф – личность не историческая, но в поэме можно найти отголоски действительных исторических событий – распрей и войн северогерманских народов между собой или с их западногерманскими соседями, правда, в виде кратких эпизодов или даже только случайных намёков.

В дошедшей до нас редакции поэма несёт на себе следы довольно значительных изменений христианского книжника, который выбросил имена языческих богов и слишком явные намёки на германскую мифологию, а также сделал ряд вставок, легко различимых в произведении, имеющем в общем дохристианский характер. Этот редактор поэмы называет Гренделя потомком Каина, морских чудовищ – исчадием ада, сожалеет о язычестве датского короля; в различных местах поэмы упоминаются имена Авеля, Ноя, библейское предание о потопе. Даже сам Беовульф превращён в своего рода христианского святого, змееборца, который жертвует своей жизнью для того, чтобы избавить страну от огнедышащего дракона, и произносит чисто христианские наставления. Как и все произведения англосаксонской поэзии, она написана древнегерманским аллитерационным стихом, отличающимся особой изощрённостью и обилием книжно-поэтических приёмов (нанизывание синонимов, метафор, косвенная речь вместо прямой).

Беовульф – храбрый, великодушный, всегда готовый прийти на помощь людям витязь. Он бесстрашно вступает в единоборство с кровожадным чудовищем Гренделем, который в течение долгого времени пожирал приближённых датского короля Хротгара. Победив Гренделя, Беовульф побеждает также его свирепую мать, явившуюся во дворец отомстить за гибель сына. Ради этого Беовульфу пришлось опуститься на дно страшного болота, где обитало лютое чудовище. Благодаря самоотверженной доблести Беовульфа, Дания была избавлена от смертельной опасности. Во второй части поэмы рассказывается о новом, на этот раз последнем подвиге Беовульфа. Став королём геатов, престарелый Беовульф убивает свирепого дракона, который огнём опусташал страну. Однако дракон своим ядовитым зубом успел нанести Беовульфу смертельную рану. Беовульф умирает, оплакиваемый храбрыми дружинами.

В отличие от многих эпических героев, выступающих в интересах своего рода-племени (как, например, ирландский Кухулин), Беовульф — защитник человечества, но само человечество представлено дружественными племенами данов и гаутов. По своей миссии Беовульф напоминает скандинавского Тора, но, в отличие от Тора, его деятельность лишена космически-мифологического характера. Образ матери врагов эпического героя чрезвычайно характерен для архаической эпики различных народов (например, тюрко-монгольских, финно-угорских, в реликтовой форме — кельтских).

Функция Беовульфа в чудовищеборчестве. Он - заступник земного мира. Он боголюбивый воитель, благословлённый высшей силой на борьбу с силами инфернальными: Грендель и его мать - потомки Каина, дракон - алчный оборотень, хранитель сокровищ.

Беовульф — не историческая фигура; во всяком случае, он не был королем гаутов, о чем свидетельствует его имя, которое не аллитерирует с именами других гаутских королей и не упоминается в других источниках по гаутской генеалогии.

Беовульф выступает в роли святого, защищающего, однако ж, народ под Богом ходящий от злых сил не словом молитвенным, но удалью молодецкой (здесь по всей видимости мы можем наблюдать формирование идеологемы рыцарства: рыцарь как воин христолюбивый, исполняющий обет свой, Богу данный, ратоборством, губительным для врагов Христовых). Беовульф говорит: "буду рад я работе ратной". Народ, на страже спокойствия которого стоит Беовульф, ходит под Богом. Но то, что он ходит под Богом, само по себе его не защищает. Беовульф - оружие в руке Божьей. Однако ж для народа он и Судьба, что весьма значимо Первоначально Беовульф воплощает собой Судьбу, но позже происходит гибельная дифференциация и герой находит свой конец. Как говорится: пути Господни неисповедимы.

Смерть героя трагична. Это судьба всех эпических героев. Он погибает в борьбе с драконом,но погибает победителем.
2. Общая характеристика средневековой культуры.

Хронолог. границы: Раннее – с 3-4 вв. – до 7-8 вв.; Высокое – 9 – 12 вв.; Позднее – 13-14 вв. В Италии: Ранее и Высокое, а с 14 века – Возрождение.

От античности сохранили литературные памятники, поэтику и стиль произведений (лит-ра на лат.яз., а кое-где антич. мотивы даже в эпосы вклинивались). Обращение раннесредневековых писателей к Цицерону, Вергилию, Овидию и др. сделало этот опыт достоянием возникающих молодых литератур, что стало особенно очевидно в период зрелого Средневековья. Развитие литературы от античности к средневековью шло без перерыва. Влияние христианства: хр. внесло ценности, которые отличались от античных (а лит-ра их защищала).  Лат. лит-ра раннего Средневековья открыла в человеке грани, каких не знала ант. Человек выступал в сложном противоречии душевных качеств, и низменных, и возвышенных, он был и червем, и носил в себе частицу божества. Своеобразие пространственно-вр. отн., аллегоризм и символика худ. мышления, ориентация на традицию и канон.

Варвар становится Римским правителем – это начало Средних Веков. Набеги на римлян смели культуру, которая была в Риме. Новые народы перестали обращаться к античной традиции. Понятия Средние Века и Возрождение – специальные термины, первый раз введены примерно в 15 веке.
а) Структура Средневековья: Средневековая литература — литература феодальной эпохи. Этим определяются и ее хронологические границы. Началом Средневековья можно считать III—IV вв. н. э. В эти столетия приметы феодального способа производства становятся все ощутимее на фоне рабовладельческого уклада. Кардинальные перемены III—IV вв. не ограничивались распадом старых, рабовладельческих империй и возникновением на их основе новых, уже во многом феодальных государств. Произошла, по образному определению Н. И. Конрада, «революция умов». Это был коренной перелом в мировоззрении, связанный с укреплением новой религии, по-своему революционной для своей эпохи и общественного строя. Литературный процесс в период Раннего Средневековья на Западе связан с эпохой распада старой культурно-исторической зоны — эллинистическо-римской. Распад этот протекал постепенно, поэтому начало периода нельзя непосредственно соотносить ни с разделением империи на западную и восточную (конец IV в.), ни с падением Западно-Римской империи (в середине V в.), ни с распадением единой христианской церкви на католическую и православную (что также подготавливалось на протяжении столетий и было лишь закреплено в 1054 г.).

б) Значение христианства: При всей подчиненности латинской литературы религиозной идеологии она несла в себе значительные духовные ценности, открывая и защищая в человеке новые стороны его души, существенным образом отличающиеся от тех ценностей и тех сторон, которые были открыты античностью. Многие памятники латинской литературы были пронизаны этическими проблемами, причем решение этих проблем было далеко не однозначным и подчас не имело ничего общего с ортодоксальной верой. Таким образом, ученый «гуманизм» раннесредневековой латинской литературы как преемственная зависимость от античности подкреплялся (а иногда и опровергался) иным «гуманизмом», который можно было бы назвать «христианским», если бы он не был шире и, главное, человечнее догматов христианской церкви. Латинская литература Раннего Средневековья открыла в образе человека новые грани, каких не знала античность. В этой новой концепции личности человек выступал в сложном противоборстве своих душевных качеств, и низменных и возвышенных, он как бы был червем, прахом и носил в себе частицу божества.

в) Своеобразие пространственно временных отношений

(1)Нет изменения характера героев, нет внутреннего развития персонажей

(2) Принцип линейной последовательности: два события одновременное в разных местах происходить не могут, они должны следовать одно за другим

(3) Время дискретно, прерывисто

г) Вертикальная модель мира: Опиралась на христианскую идею искупления как посредства между двумя мирами (земным и небесным). Всякое движение в мире земном есть либо восхождение, либо нисхождение. Земной шар разделен на южное и северное полушарие. Юг, как более совершенное полушарие, располагается сверху. Северное полушарие находится внизу, так как там больше океана, чем суши. Там же, по мнению средневековых теологов, находится ад. Ад изображался в виде конуса. В южной (верхней) части конуса находилось чистилище, в каждой части (ад, чистилище, рай) – по 9 сфер, в каждой из которых ощутимы последствия за хорошие и плохие деяния. В целом же принцип сословности пронизывает средневековую литературу сверху донизу. Это ее основа.

д) Представление о 2х реальностях: Мир, по мнению средневековых писателей, был своеобразен. Существовало понятие о двух реальностях, двоемирии, дуализме. Это понятие выражалось через оппозиции Бог – дьявол, святое – греховное, небо – земля и т.д. Потусторонний мир всегда более богат, чем земной. Абсолютные полюса – добро и зло. Ничто не мыслится в нейтральных категориях.

е) Аллегоризм и символизм художественного мышления: В своих поисках нетрадиционного в традиционном, оригинального в шаблонном средневековые поэты углубили и усилили многозначность художественного слова и образа. Вся литература эпохи насквозь аллегорична. Она полна иносказаний, реминисценций, многозначительных символов, потаённого смысла. Аллегория и иносказание были обязательным компонентом целого ряда жанров и лирических форм.

ж) Ориентация на традиции и каноны: Устойчивость художественного приема, традиционность в разработке темы, преимущественное обращение к небольшому набору сюжетов — все эти черты средневековой литературы соответствовали традиционности мышления, типичного для человека той эпохи. Так сложился строгий этикет как система правил, ограничений и запретов, которыми регулировалась и разработка сюжета, и трактовка персонажа. Этот литературный этикет исходил из всей суммы религиозно-сословных идей, лежащих в основе мировоззрения Средневековья. Поведение героя произведения определялось в конечном счете не его личным характером, не его пристрастиями и влечениями, а тем местом, которое ему полагалось занимать в обществе.

В многосмысленности памятников средневековой литературы неизменно оставалось место для морали. Назидательность всегда была отличительной чертой словесности Средних веков и на исходе эпохи стала во многом тормозом в поступательном движении литературы. Она порой сводила на нет те несомненные достижения в изображении мира и человека, которые эта литература накопила за тысячу лет своего существования.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Список вопросов к экзамену/зачёту по курсу «История зарубежной литературы средних веков и Возрождения» icon Произведения для чтения по курсу «История зарубежной литературы Средних...
Из поэзии вагантов: «Пир Киприана» и другие произведения (Поэзия вагантов. М., 1975. Серия «Литературные памятники»)
Список вопросов к экзамену/зачёту по курсу «История зарубежной литературы средних веков и Возрождения» icon Рабочая программа по истории всеобщая история. История Средних веков
Всеобщая история. История Средних веков» составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта...
Список вопросов к экзамену/зачёту по курсу «История зарубежной литературы средних веков и Возрождения» icon Сергей Вячеславович Перевезенцев Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения
Данная книга содержит изучаемые в высших учебных заведениях произведения философов средневековья и эпохи Возрождения от Тертуллиана...
Список вопросов к экзамену/зачёту по курсу «История зарубежной литературы средних веков и Возрождения» icon Рабочая программа по истории для 6-го класса по учебникам: Агибалова...
Агибалова Е. В., Донской Г. М. «История средних веков» 6 класс, М., «Просвещение»
Список вопросов к экзамену/зачёту по курсу «История зарубежной литературы средних веков и Возрождения» icon Программа дисциплины История зарубежной литературы Направление подготовки
Дисциплина «История зарубежной литературы» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин
Список вопросов к экзамену/зачёту по курсу «История зарубежной литературы средних веков и Возрождения» icon Программа дисциплины История зарубежной литературы Направление подготовки
Цель освоения дисциплины «История зарубежной литературы» – сформировать у студентов
Список вопросов к экзамену/зачёту по курсу «История зарубежной литературы средних веков и Возрождения» icon Княжеских усобиц в литературе XI-XIII веков
Примерный перечень вопросов к экзамену для самостоятельной проверки и корректировки знаний студента
Список вопросов к экзамену/зачёту по курсу «История зарубежной литературы средних веков и Возрождения» icon Судьбы в незавершенной повести М. Ю. Лермонтова «Штосс». Лугин и Печорин. Особенности фантастики
Вопросы к зачету для студентов филфака в/о по курсу «История русской литературы XIX века (первая треть)»
Список вопросов к экзамену/зачёту по курсу «История зарубежной литературы средних веков и Возрождения» icon Вопросы к экзамену по курсу «история отечественной литературы третьей трети XIX века»
Народничество: представители, идеи, теоретические манифесты Г. И. Успенский как представитель народничества
Список вопросов к экзамену/зачёту по курсу «История зарубежной литературы средних веков и Возрождения» icon Рассмотрено
История России 6-11кл. Данилов А. А. Косулина Л. Г./ М. Просвещение 2008г, История средних веков. Ведюшкин В. А. / сб. Программы...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции